Связанные понятия
Суперобложка (от лат. super «над») — отдельная обложка, надеваемая на переплёт или основную обложку. Используется как реклама, элемент внешнего оформления, предохраняет от загрязнений переплёт.
Ти́тульный лист , ти́тул (лат. titulus — «надпись, заглавие») — одна из первых страниц книги, предваряющая текст произведения. На титульном листе размещаются основные выходные сведения: имя автора, название книги, место издания, название издательства, год издания. Иногда на титульный лист выносят дополнительные сведения: имена лиц, принимавших участие в издании (ответственный редактор, переводчик и т. д.), наименование учреждения, утвердившего книгу в качестве учебника, учебного пособия и т. д.Место...
Фальцо́вка (нем. falzen «сгибать») в типографском деле — процесс складывания листов в тетради определённого объёма и формата с соблюдением последовательного расположения страниц в сфальцованной тетради для получения книжных и брошюрных изданий. Сама линия сгиба называется фальцем.
Тетра́дь (от греч. τετράδιον — четвёртая часть листа, от др.-греч. τέτρα — «четыре») — печатный или письменный носитель информации, состоящий из согнутых пополам листов бумаги и переплетённых в месте сгиба нитками или скобами. Также тетрадью могут называться отдельные листы для письма, скрепленные клеем или проволочной спиралью.
Веле́невая (велень, фр. vélin — тонко выделанная кожа) бумага — высокосортная (чисто целлюлозная, без древесины, как и бумага верже), хорошо проклеенная, плотная, без ярко выраженной структуры, преимущественно желтоватого цвета. При её изготовлении использовалась черпальная форма с тканевой сеткой, не оставлявшей на листе бумаги каких-либо отпечатков, линий. Поэтому полученный лист был равномерен на просвет и внешне похож на тонкий велень, откуда и произошло название бумаги.
Упоминания в литературе
Из чего же состоит книга? Основными ее составными частями (с точки зрения дизайнера) являются: обложка или переплет,
форзацы , титульный лист, выходные данные, оглавление, вспомогательные разделы и остальной текст книги.
Связанные понятия (продолжение)
Переплёт — совокупность элементов бумажного издания, предназначенных для объединения отдельных страниц в единый блок, их защиты от механических повреждений, а также для наружного художественного оформления издания при помощи обложки. Также переплётом называют деятельность по его созданию, точнее переплётным делом.
Виньетка (фр. vignette) — украшение в книге или рукописи: небольшой рисунок или орнамент в начале или в конце текста. Происхождение виньетки уходит корнями в рукописную книгу, в которых они исполнялись специальными художниками не уступая иллюстрациям. Одним из первых в наборных книгах использовал виньетки издатель и типограф из Италии Альд Мануций-старший. в 1499 он издал книгу «Война сна и любви», в которую включил множество виньеток. Виньетка представляет собой небольшую орнаментальную или сюжетную...
Тисне́ние — полиграфический процесс, относящийся к послепечатной отделке продукции, производящийся на ручных, полуавтоматических и автоматических прессах для тиснения, основанный на припрессовке горячим или холодным способом металлизированной или пигментной фольги или полимерной плёнки с напылением нужного вещества для улучшения привлекательности упаковки, этикетки или рекламно-акцидентной продукции.
Блокно́т (от англ. block-notes: block — «соединение», «группа», notes — «записки», «заметки») — блок листов, скрепленных сверху по горизонтальной стороне листа при помощи скрепок, металлической спирали или клеевым слоем. Типичные размеры блокнотов — А4, A5, A6, A7. Блокнот для записей имеет обложку, блок и подложку (задник).
Мелованная бумага — высококачественная бумага, используемая для производства глянцевых журналов, презентационных каталогов, буклетов и других материалов, для которых важна яркость красок и приятный внешний вид. Дает чёткие отпечатки и приятна на ощупь.
Политипа́ж (фр. polytypage) — типовой книжный декор для многократного использования в разных изданиях. Как правило, политипаж более или менее изобразителен: это заставка, виньетка или даже целая иллюстрация. В противном случае, уместнее использовать термин «наборный орнамент».
Скрапбу́кинг , скрэпбу́кинг (англ. scrapbooking ← scrapbook от scrap «вырезка» + book «книга», букв. «книга из вырезок») — вид рукодельного искусства, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов.
Хро́молитогра́фия (др.-греч. χρῶμα — «цвет, краска», λίθος — «камень», γράφω «пишу») — цветная литография, при создании которой для нанесения каждого цвета применялась отдельная печатная форма (до 20 и более). Печатная форма делается на камне или цинковой пластине, на которые предварительно всегда наносился контур цветового пятна. Техника хромолитографии достаточно широко использовалась во второй половине XIX и в начале XX века. В этот период в Санкт-Петербурге существовало несколько крупных мастерских...
Пло́ская печа́ть в полиграфии — способ печати, использующий формы, на которых печатающие и пробельные элементы расположены в одной плоскости и различаются лишь физико-химическими свойствами.
Набо́рное произво́дство , набо́р — совокупность типографических процессов составления печатной формы из отдельных литер и пробельных материалов.
Паспарту ́ (фр. passe partout) — кусок картона или бумаги с вырезанным в его середине четырёхугольным, овальным или круглым отверстием под рамку, в которую вставляют фотографию, рисунок или гравюру. Это позволяет свободнее подбирать размер рамки под размер изображения. Кроме того, на паспарту часто располагают поясняющие подписи, автограф изображённого.
Типографская ли́тера (от лат. littera — буква) — прямоугольный брусок из гартового сплава, дерева или пластмассы. Пластмассовые литеры не нашли широкого применения.
Высо́кая печа́ть (также типогра́фская печа́ть) в полиграфии — способ печати, отличающийся от плоской и глубокой печати тем, что печатающие элементы на форме расположены выше пробельных, так что при печати пробельные элементы бумаги не касаются.
Ва́тман , ва́тманская бума́га (англ. Whatman paper) — белая высокосортная бумага без ярко выраженной фактуры, плотная, с поверхностной проклейкой. Отличается большой стойкостью к истиранию. Относится к типу рисовальных бумаг (употребляется для рисования итальянским карандашом или для акварели). Разновидность веленевой бумаги.
Трафаре́т (от итал. traforetto) — приспособление, использующееся для нанесения на разные поверхности различных символов, таких как буквы, цифры и разнообразных изображений; также этим термином обозначают изображение, созданное с помощью данного приспособления.
Печа́тная фо́рма — скомплектованный типографский набор; пластина, цилиндр и т. п. формы, поверхность которых содержит печатающие и пробельные элементы. Предназначена для многократного получения печатных оттисков. Взаимное расположение печатающих и пробельных элементов определяет способ печати.
Гри́фель (нем. Griffel от др.-греч. γραφείον — «палочка для письма») — палочка (стержень) из грифельного сланца (разновидности глинистого сланца) для писания на досках из аспидного сланца (т. н. грифельные доски). Разновидность стилоса. Грифелем также называют пишущий стержень карандаша.
Ка́лька (фр. calque, англ. tracing paper) — тонкая прозрачная бумага, применяемая при черчении, свето- и ручном копировании.
Бу́квица , или инициа́л, — крупная, отличная от прочих, первая буква главы, раздела или целой книги.
Печа́тание — процесс получения одинаковых оттисков путём переноса краски с печатной формы на бумагу или другую поверхность.
Фронтиспи́c (фр. frontispice, от лат. frons, родительный падеж frontis — лоб, перед и лат. specio, spicio — смотрю; буквально — смотрю в лоб) — рисунок, размещаемый на одном развороте с титулом на чётной полосе.
Подробнее: Фронтиспис
Фотогравю́ра , гелиогравюра (греч. ήλιος — солнце, фр. gravure — печатный оттиск) — фотомеханический процесс, позволяющий получать типографское клише для глубокой печати полутоновых изображений. До начала XXI века технология оставалась непревзойдённой по качеству воспроизведения фотографий и других изображений, успешно конкурируя с фототипией. Термин «гелиогравюра» употребляется применительно как к самому процессу, так и к оттискам, полученным с его помощью.
Печатная машина — полиграфическое оборудование, предназначенное для нанесения изображений на различные материалы. Используется для производства разнообразной печатной продукции, в том числе знаков почтовой оплаты (почтовых марок и т. п.).
Гравюра на металле (фр. gravure от graver — вырезать, создавать рельеф) — вид графического искусства. Гравюры на металле существуют ручные, электромеханические, лазерные. Известны гравюры также на камне, мечах, наконечниках стрел.
Наклейка представляет собой тип бумаги или пластика, липкий с одной стороны, и, как правило, с дизайном, с другой.
Бумага верже (фр. vergé — полосатая) — белая или цветная бумага с ярко выраженной, видимой на просвет, сеткой из частых полос, пересеченных под прямым углом более редкими полосами. Частые полосы называются вержерами, частота их расположения — по 5-8 на 1 см, более редкие полосы называются понтюзо (фр. pontuseaux), они отстоят друг от друга на 2-2,5 см. След от полос рельефно виден на поверхности бумаги лишь с одной стороны. Изначально верже изготовлялась из льняного и пенькового тряпья, отличалась...
Глубо́кая печать , инта́льо — в полиграфии способ печати с использованием печатной формы, на которой печатающие элементы утоплены по отношению к пробельным.
Футля́р (от нем. Futteral) — аксессуар, чехол или коробочка с крышкой для хранения различных предметов обихода и ценностей, обычно продолговатой плоской формы.
Штамп — ручной инструмент, изготовленный из различных видов материалов, способный выполнять функцию фиксирования события в виде оттиска или переноса красителя на различные материалы: глина, металл, воск, сургуч, кожа, бумага, а также тесто.
Перо — основной элемент пишущего узла перьевых ручек независимо от их типа и конструкции. Перо представляет собой выгнутую пластину (иногда набор пластин подчас достаточно сложной формы), включающую три основных конструктивных части...
Лепорелло — термин филокартии, обозначающий открытку (набор открыток), где изображения прикреплены друг к другу длинными сторонами, образуя «гармошку». Термин появился в немецкоязычной литературе по филокартии в конце 1980-х годов. Этимология термина восходит к опере В. А. Моцарта «Дон Жуан», к той сцене, где слуга Дон Жуана по имени Лепорелло демонстрирует внушительный список любовных побед своего хозяина, разворачивая его через всю сцену. Поскольку разворачивать такой список, свёрнутый в свиток...
Коленко́р (фр. calicot — «ситец из Каликута») — лёгкая, но жёсткая подкладочная и прокладочная ткань полотняного переплетения из пряжи среднего качества.
Фолиа́нт (нем. Foliant, от лат. folium — лист) — книга формата in folio, в которой размер страницы равен половине размера традиционного типографского листа. Страницы такого формата получаются фальцовкой в один сгиб, приблизительно соответствуют современному формату A3 (около 29×40 см) и обозначаются 2° или fo. При печати на одном типографском листе размещалось 4 страницы — по две на каждой из сторон. В широком смысле под фолиантом понимают любое издание большого формата.
Кегль (редко ке́гель, ке́гля, от нем. Kegel) — размер буквы или знака по вертикали, включающий её нижние и верхние выносные элементы. Измеряется в пунктах (сокр. «пт»).
Ледерин (от нем. leder — кожа) — материал для переплётов на тканевой или бумажной основе, имитирующий кожу. В отличие от коленкора ледерин водостоек, имеет глянцевую поверхность с рисунком.
Цинкография — фотомеханический процесс, предназначенный для изготовления типографских клише и печати с них полутоновых изображений методом высокой печати. Название технология получила из-за того, что в качестве материала для клише чаще всего использовался цинк, обладающий хорошей тиражеустойчивостью. Из-за относительной простоты цинкография широко применялась в газетной полиграфии, допускающей невысокое качество изображения.
Типографское клише ́ (фр. cliché) — печатная форма для воспроизведения текста и иллюстраций.
Копирова́льная бумага , копи́рка — тонкая бумага с нанесённым на одну из сторон красящим слоем, предназначенная для получения копии документа при письме или рисовании карандашом, шариковой ручкой, печати на пишущей машинке или матричном принтере.
Веле́нь (фр. Vélin, лат. Vellum) — материал для письма или книгопечатания из шкур млекопитающих. Название происходит от фр. vélin, что означает «телячья кожа». Процесс производства веленя полностью совпадает с производством пергамента. Основное отличие веленя от пергамента — это используемые в производстве материалы и качество выделки.
Факси́миле (от лат. fac simile — букв. «делай подобное») — воспроизведение любого графического оригинала — рукописи, рисунка, чертежа, гравюры, подписи, монограммы, — передающее его вполне точно, со всеми подробностями.
Формат бумаги — стандартизованный размер бумажного листа. В разных странах в разное время были приняты в качестве стандартных различные форматы. В настоящее время доминирует две системы: международный стандарт (A4 и сопутствующие) и североамериканская.
Автотипия (от др.-греч. αὐτός — сам + τύπος — отпечаток) — технология преобразования полутоновых изображений в штриховые при помощи оптических растров, применяемая для их полиграфического воспроизведения способами, не способными воспроизводить полутона напрямую.
Гильо́ш (от фр. guilloché — узор из волнистых линий) — орнамент в виде густой сети волнистых фигурных линий, переплетающихся между собой. Активно использовался для лепных украшений в классической архитектуре. Гильоши встречаются в романской архитектуре, архитектуре ренессанса и неоклассицизма. Также эта техника активно используется в ювелирном деле.
Форма́т кни́ги — ширина и высота книжного блока или книги в обложке после обрезки.
Фотонабор — этап допечатной подготовки в полиграфическом производстве, создание фотоформ для дальнейшего изготовления печатных форм (как правило, для офсетной печати). В 1970-х в связи с развитием офсетной печати фотонабор стал вытеснять технологии традиционного металлического набора.