Связанные понятия
Черёмушкинский трамвай — трамвайная система в посёлке гидроэнергетиков Черёмушки Республики Хакасия. Является одной из самых маленьких на территории России и последних, созданных в СССР и России, трамвайной системой. Единственный в России трамвай, где проезд является бесплатным.
ВЧ-заградитель представляет собой высокочастотный фильтр, исключающий (ослабляющий) шунтирующее действие шин подстанций и отпаек линии электропередачи на линейный тракт канала ВЧ-связи. Заградитель состоит из силовой катушки индуктивности (силового реактора) с воздушным сердечником (номинальная индуктивность 0,25...2,0 мГн), подключенного параллельно катушке элемента настройки, а также защитного устройства.
Скоростной маршрут Санкт-Петербург — Хельсинки — система высокоскоростного железнодорожного сообщения между Россией и Финляндией. Длина маршрута — 407 км, время в пути 3 ч 27 мин.
«Окно » в графике движения поездов — время, в течение которого движение поездов по перегону, отдельным путям перегона или через станцию прекращается для производства ремонтно-строительных или монтажных работ.
Промышленный электровоз — локомотив (электровоз), предназначающийся для выполнения работ преимущественно на электрифицированных железнодорожных путях промышленных предприятий, строек, открытых горных разработок, карьеров.
Железнодорожный транспорт в Финляндии Сеть железных дорог Финляндии — это 5919 км линий с шириной колеи 1524 мм. Из них 3067 км электрифицированы на переменном токе с напряжением 25 кВ. Стандарт колеи 1524 мм, действовавший в Российской империи, позволяет поездам следовать из Финляндии во все страны бывшего СССР, а также другие страны, использующие колею 1520 мм.
Энергопо́езд — передвижная электростанция, представляющая собой поезд, вагоны или платформы которого снабжены соответствующим оборудованием. Бывают дизельные, газотурбинные и паротурбинные энергопоезда. Установленная мощность как правило не превышает 10 МВт. Обычно вырабатывают только электрическую энергию, некоторые также и тепловую. В основном включает вагоны или платформы с оборудованием, цистерны с горючим, пассажирский вагон для обслуживающего персонала (8—20 человек).
Ула́вливающий тупи́к (также: поездоулавливатель) — железнодорожный путь, предназначенный для улавливания поезда или группы вагонов, потерявших управление тормозами.
Система прогрева тепловозов маневровых (СПТМ) — это автономная система прогрева, обеспечивающая поддержание в течение длительного времени предпусковых температур дизельных двигателей маневровых тепловозов и обогрева кабины машиниста при отрицательных температурах окружающего воздуха.
Провозная способность — это характеристика, показывающая способность какого-либо вида транспорта перевезти определённое количество пассажиров (грузов) по одной полосе движения в единицу времени.
Контакторно-транзисторная система управления (сокр. КТСУ) — электротехническое устройство для управления электрическим током через тяговые электродвигатели подвижного состава электротранспорта. Является дальнейшим развитием реостатно-контакторной системы управления (РКСУ) для аналогичных целей. КТСУ сохраняет в своём составе пускотормозные сопротивления и механические контакторы для коммутации их соединений в силовой цепи тяговых двигателей. Новшеством является замена низковольтного электромеханического...
Фазорасщепи́тель — это устройство, которое разделяет сигнал на множество фаз. Используется как для обработки аналоговых и цифровых сигналов, так и в силовой электронике.
Насыпь в транспорте — сооружение из уплотнённого грунта (глины или камня), используемое для строительства дорог, железнодорожных путей или каналов, чтобы избежать перепада высот на пути и не изменять рельеф местности. Для тех же целей используется выемка, если высота выше требуемой.
Узел редуцирования газа (УРГ) — совокупность оборудования, предназначенного для непрерывного снижения и автоматического поддержания заданного давления транспортируемого газа с целью перепуска его из газопровода с более высоким давлением в газопровод с более низким давлением. Входит в линейную часть газопровода.
Территориальные генерирующие компании (ТГК) — компании, созданные в России в начале 2000-х годов в рамках реформирования РАО «ЕЭС России».
Подробнее: Территориальная генерирующая компания
Электротеплово́з или теплоэлектрово́з — локомотив, который может работать и в режиме электровоза (получая энергию от контактного провода), и в режиме тепловоза (когда источником энергии служит дизельный двигатель).
Дина́мото́р — электромеханический агрегат, конструктивно совмещающий в одном устройстве электрический двигатель и электрический генератор, вид мотор-генератора (умформера). Как правило, эта электрическая машина имеет один якорь с несколькими раздельными обмотками, подключенными к двум коллекторам. Статор также может иметь несколько обмоток, обычно пусковые и силовые различной конструкции. Основное предназначение динамоторов — преобразование параметров электрической энергии.
Дизелевоз — подземный локомотив, оснащенный дизельным двигателем, снабженный специальными катализаторами и фильтрами для очистки выхлопных газов от окиси углерода и токсических продуктов сгорания рабочей смеси, предназначенный для рельсовой транспортировки людей и грузов в шахтах, а также при строительстве метрополитенов.
Фа́зовое регули́рование напряжения — способ регулирования переменного электрического напряжения, обычно синусоидальной формы, путём изменения угла открытия тиристоров, симисторов, тиратронов или иных ключевых электронных приборов, на которых собран выпрямитель или электрический ключ.
Нейтральная вставка — это устройство контактной сети, предназначенное для разделения фаз А и Б (секционирования КС) станции и перегона в сетях постоянного 3,3 кВ и переменного 27,5 кВ тока.
Автостанция «Орехово» — автостанция на юге Москвы, обслуживающая междугородние маршруты. Расположена в Шипиловском проезде, д. 12, рядом со станцией метро «Орехово». Была открыта в 2009 году. Находится в ведении ГУП «Мосгортранс». С 1 декабря 2015 года закрыта на реконструкцию, а рейсы перенесены на автовокзал «Южные ворота» и на автостанции «Красногвардейская» и «Варшавская».
Тиристорный коммутатор — электронное устройство, предназначенное для управления электрическими нагрузками. В качестве силовых элементов используются тиристоры или симисторы.
Транспорт в Северной Македонии делится на железнодорожный, автодорожный, трубопроводный и воздушный. Поскольку Северная Македония не имеет выхода к морю, в стране практически отсутствует судоходство, за исключением туристических водных маршрутов по Охридскому озеру на границе с Грецией и Албанией.
Углепровод Белово — Новосибирск — трубопровод для транспортировки водоугля на большие расстояния.
К (с кремниевыми выпрямителями) — электровоз переменного тока, выпускавшийся немецкими заводами и эксплуатирующийся на советских железных дорогах. Один из первых в СССР электровозов с полупроводниковым статическим преобразователем.
Трансатлантический телефонный кабель (англ. transatlantic telephone cable) — подводный коммуникационный кабель для передачи телефонного сигнала и данных, проложенный по дну Атлантического океана.
Вагонный замедлитель — смонтированное на железнодорожном пути тормозное устройство для снижения скорости движения вагонов (отцепов).
«Га́уя » (латыш. Gauja — название реки в Латвии) — советский портативный транзисторный радиоприёмник, один из первых, выпущенных крупной серией и первый, произведенный на Рижском радиозаводе им. А. С. Попова (RRR). Начало производства — январь 1961 г., окончание — 1964 г., выпущено около 300 тыс. штук.
Гидравлическая турбина — лопаточная машина, в которой происходит преобразование кинетической энергии и/или потенциальной энергии воды в механическую работу на валу. Струя воды воздействует на лопатки, закреплённые по окружности ротора, и приводит их в движение. Применяется в качестве привода электрического генератора на гидроэлектростанциях.
Рельсовые скрепления — (или промежуточные рельсовые скрепления) важнейший элемент верхнего строения пути, в существенной степени определяющий надёжность, параметры геометрии и пространственной жёсткости рельсовой колеи, от чего зависят условия взаимодействия пути и подвижного состава, а также его стоимость при устройстве и затраты в течение жизненного цикла.
Сангтудинская ГЭС-2 — гидроэлектростанция расположенная на юге Таджикистана в Хатлонской области. ГЭС входит Вахшский каскад ГЭС — крупнейший комплекс гидроэлектростанций республики Таджикистан расположенный на реке Вахш.
Жёлоб безопасности (в просторечии — лежак) — углубление между рельсами станционных путей, предназначенное для спасения людей, оказавшихся на железнодорожном полотне, от наезда поезда. Чаще всего встречается в метрополитенах.
Фильтр присоединения (ФП) — устройство, образующее совместно с конденсатором связи полосовой фильтр или фильтр верхних частот. Фильтр присоединения совместно с конденсатором связи обеспечивает передачу через него с заданными параметрами ВЧ сигналов, и отделение аппаратуры ВЧ-связи от воздействия рабочего напряжения сети и всех видов перенапряжений, возникающих в ней. Фильтры присоединения обычно устанавливаются по концам ЛЭП на территории подстанций.
Рисберма (нидерл. rijsberm; rijs — ветка и berm — насыпь) — площадка в нижнем бьефе гидротехнического сооружения, укрепляющая дно водотока, предохраняющая его от размыва, выравнивающая пульсации и гасящая энергетику сбрасываемой в русло воды. Нередко располагается за водобоем и возводится в виде каменной отсыпи — наклонной каменной плоскости между несколькими рядами строительных свай, которая осуществляет постепенный переход от более мощных гидротехнических укреплений к менее мощным. Те элементы...
Тольяттинский трамвай — системы трамвая и скоростного трамвая, которые планировались в прошлом и возможны в будущем в Тольятти, втором по величине (после Воронежа) городе в России и Европе, не имеющем рельсового городского транспорта.
Проект создания лёгкого
метро в Запорожье. Различные проекты рассматривались с 1980-х годов, однако в «Концепции Государственной программы строительства и развития метрополитенов на период до 2020 года» Запорожье не упоминается.
Подземный сток оценивается следующими параметрами: объемом воды и расходом подземного стока. Основной количественной характеристикой является модуль подземного стока — расход потока подземных вод с единицы площади водосбора в единицу времени (измеряется в л/сек*км2 или м3/сек*км2). Величину подземного стока, наименьшую в году, характеризуют минимальным модулем подземного стока.
«Волга » — скорый фирменный поезд № 059Г/059А, ежедневно курсирующий по маршруту Нижний Новгород — Санкт-Петербург — Нижний Новгород.
Пруд-охладитель (охлаждающий пруд, охладительный пруд, водоём-охладитель) — естественный или искусственный открытый водоём для охлаждения нагретой циркуляционной воды в системах оборотного водоснабжения тепловых и атомных электростанций или промышленного предприятия.
Сызранский троллейбус был запущен в эксплуатацию 1 сентября 2002 года. Сызранский троллейбус — самый молодой в России. В создании троллейбусного движения значительную спонсорскую помощь оказывала компания ЮКОС, в то время являвшаяся собственником Сызранского НПЗ.
Энергетическое оборудование — оборудование, предназначенное для выработки (электрической энергии, пара, горячей воды), преобразования (химической энергии сжигаемого топлива в тепловую энергию пара или горячей воды), транспортирования либо передачи механической энергии энергоносителя (воды, газа, пара, воздуха сжатого, кислорода, азота и т. д.).
Глухое пересечение — одноуровневое пересечение железнодорожных путей, устраиваемое без стрелок, что исключает переход подвижного состава с одного пути на другой. При этом образующие глухое пересечение пути могут иметь различную ширину колеи.
Фитинговая платформа (англ. fitting, от англ. fit — прилаживать, монтировать, собирать) — специализированная платформа, предназначенная для перевозки крупнотоннажных контейнеров (ISO 668) и оборудованная специализированными узлами для их крепления — фитинговыми упорами (этот упор входит в замок контейнера).
Полоса отвода железных дорог — земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного...
Номинальный режим (продолжительный режим) — такой режим работы машин и оборудования, при котором они могут наиболее эффективно работать на протяжении неограниченного времени (более нескольких часов). Для оборудования, связанного с рассеиванием энергии (резисторы), либо с её преобразованием (двигатели, генераторы), номинальный режим определяется возможностью работы оборудования без превышения предельно допустимых температур.
Изотермический вагон — крытый грузовой вагон для перевозки скоропортящихся грузов. Кузов изотермического вагона для уменьшения тепловых потерь снабжён теплоизоляцией из полистирола, пенополиуретана и других материалов, имеет приспособления для рационального размещения груза. Для поддержания постоянной и равномерной температуры воздуха изотермический вагон может иметь приборы охлаждения и отопления, устройства для принудительной циркуляции воздуха и вентилирования грузового помещения.