Связанные понятия
Московское энергетическое кольцо (так же иногда Подмосковное энергокольцо) — кольцевая сеть электроснабжения Москвы. Является системообразующей сетью Московской энергосистемы. Введено в строй поэтапно, в 1955-1966 годах.
Тя́говая подста́нция — в общем случае, электроустановка для преобразования и распределения электрической энергии.
Электри́ческая подста́нция — электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения электрической энергии, состоящая из трансформаторов или других преобразователей электрической энергии, устройств управления, распределительных и вспомогательных устройств.
Электрическая централизация стрелок и сигналов (ЭЦ) — Станционная система централизованного контроля и управления объектами железнодорожной автоматики и телемеханики с обеспечением установленных требований безопасности движения железнодорожных поездов и заданной пропускной способности.
Волжский трамва́й — трамвайное хозяйство города Волжский Волгоградской области. Трамвай в Волжском работает с 1963 года. Действует 8 маршрутов. Волжский — единственный город в СССР, где трамвайное движение открыли новые вагоны Gotha T2-62 (В2-62). Систему эксплуатирует МУП «Волжская автоколонна № 1732».
Упоминания в литературе
на принципе развития систем централизованного теплоснабжения. Необходимо учитывать, что основные запасы органического топлива (угля, нефти, газа) расположены в восточной части нашей страны, чаще всего в труднодоступных районах, поэтому экономически более целесообразно развивать централизованное теплоснабжение за счет строительства мощных ТЭЦ и котельных, что позволит получать значительную экономию топлива. Как отмечают специалисты, теплофикация и централизованное
теплоснабжение должны приобрести доминирующую роль в обеспечении тепловой энергией городов и промышленных комплексов нашей страны, а децентрализованное теплоснабжение – населенных пунктов с малой плотностью застройки, зданий и предприятий малого и среднего бизнеса, коттеджной застройки и т.п.;
К концу
лета 1937 года прокладка вторых железнодорожных путей, а также «глубоких обходов» была в основном завершена, и совместным постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) вновь было решено продолжить строительство Байкало-Амурской магистрали от Тайшета до Советской Гавани протяжением пять тысяч километров. С сентября 1937 года в Бамлаге было сосредоточено 140 тысяч заключённых, а к апрелю 1938 года их число возросло до 269 тысяч человек. Такое большое количество рабочих оказалось трудно управляемым, поэтому на базе данного лагеря были организованы Амурский, Буреинский, Восточный, Западный, Юго-Восточный и Южный лагеря, руководство которыми стало осуществлять Управление железнодорожного строительства ГУЛАГа НКВД на Дальнем Востоке (УЖДС НКВД на ДВ) во главе с Френкелем Н.А.
2.6.3. Сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого
дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления (по предложению организации, обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах – до 1 сентября, в центральных – к 15 сентября, в южных – до 1 октября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей. Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции.
Из восточной
части страны стали поступать сообщения: «Видели отделение второй ступени!», «Отделение головной части с тормозной двигательной установкой прошло нормально!».
Как мы видим, наиболее интенсивное строительство наблюдалось в 1900–1910 гг. (5,6 водопровода в год), затем темпы строительства снизились до 4,5 и, наконец, до 1,5 водопровода ежегодно. В количественном отношении были лучше обустроены водопроводом города южной части Европейской России, затем следовали Поволжье и Центральная часть Европейской России (Промышленная и Черноземная области). Четвертое место занимала восточная часть Европейской России, а после нее шли города ее северной части. На последнем месте находились Сибирь и среднеазиатские области республики. Значительно отставали по оборудованию водопроводами от средней нормы по РСФСР города Сибири и среднеазиатских областей, за исключением городов с населением от 40 тыс. человек. Ниже средней
нормы обслуживались водопроводами города Восточного района с населением от 20 до 40 тыс. человек и северной части Европейской
Связанные понятия (продолжение)
«Авро́ра » — скоростной фирменный поезд № 159А/160А сообщением Москва — Ленинград (Санкт-Петербург), Октябрьской железной дороги. В начале эксплуатации и до 1984 года (по другим данным 1985 года) поезд имел № 9/10. Курсировал между двумя столицами с 12 июня 1963 года до 4 апреля 2010 года. В конце 2009 года ему на смену пришёл скоростной экспресс «Сапсан». Также на этом же маршруте с 2001 года действует во многом аналогичный скоростной поезд локомотивной тяги «Невский экспресс», а в 1984—2009 годах...
Пост электрической централизации (пост ЭЦ) — помещение на железнодорожной станции (здание, транспортабельный модуль), в котором располагается комплекс технических средств для управления движением поездов и маневровых единиц на станциях и сортировочных горках, обеспечивающих функционирование сигналов (светофоров), стрелок, их взаимозависимость, установку и замыкание маршрутов, контроль проследования поездов по маршрутам, размыкание маршрутов.
Станционный путь — железнодорожный путь, расположенный в границах раздельных пунктов с путевым развитием.
Электроподвижной состав на напряжение 6000 В — опытный электроподвижной состав (электровозы и электропоезда) постоянного тока, предназначенный для эксплуатации на напряжении 6000 В. Сама система электрификации на столь высоком (для линий постоянного тока) напряжении была предложена как альтернатива системе электрификации на переменном токе частотой 50 Гц и напряжением 25 кВ. В мире существовала лишь одна железная дорога, электрифицированная по такой системе — участок Гори — Цхинвали Закавказской...
Конта́ктная сеть — техническое сооружение электрифицированных железных дорог и других видов транспорта (метро, трамвая, троллейбуса, фуникулёра), служащее для передачи электроэнергии с тяговых подстанций на электроподвижной состав.
Ка́бель жи́зни — высоковольтный кабель, проложенный по дну Ладожского озера, для обеспечения блокадного Ленинграда электричеством с восстановленной Волховской ГЭС. Назван по аналогии с «Дорогой жизни». Прокладывался с августа по ноябрь 1942 года силами Ладожской военной флотилии. Благодаря подводному заложению кабель был недосягаем для авиации и артиллерии немцев. Всего было проложено пять ниток кабеля.
Рельсовая цепь представляет собой электрическую цепь, в которой имеется источник питания и нагрузка (путевое реле), а проводниками электрического тока служат рельсовые нити железнодорожного пути.
«Надземный экспресс » — отменённый проект системы легкорельсового транспорта в Санкт-Петербурге. По существу, являлся проектом линии скоростного трамвая. Начало строительства планировалось на 2015 год, пуск первого участка на 2018.
Электроустановка — совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования её в другой вид энергии.
Парк путей — группа станционных путей одного назначения, специализированных в зависимости от характера и объема работы станции.
Ряза́нский трамва́й — упразднённый вид общественного транспорта в Рязани. Трамвайная линия располагалась на окраине города и служила для связи с нефтеперерабатывающим заводом.
Высоковольтный выключатель — коммутационный аппарат, предназначенный для оперативных включений и отключений отдельных цепей или электрооборудования в энергосистеме в нормальных или аварийных режимах при ручном, дистанционном или автоматическом управлении.
Энергосистема Крыма с 29 декабря 2016 года находится под управлением Черноморского регионального диспетчерского управления СО ЕЭС России.
Ли́ния элѐктропереда́чи (ЛЭП) — один из компонентов электрической сети, система энергетического оборудования, предназначенная для передачи электроэнергии посредством электрического тока. Также электрическая линия в составе такой системы, выходящая за пределы электростанции или подстанции.
Быстродействующий выключатель (БВ) — коммутационный аппарат, применяющийся в системах тягового электроснабжения, на электроподвижном составе и в электрооборудовании гальванических линий для защиты электрических цепей постоянного тока при коротких замыканиях и перегрузках, а также для оперативных отключений. БВ характеризуется отключающей способностью, выражающейся наибольшим значением тока короткого замыкания, который они надёжно отключают при наиболее неблагоприятных условиях.
Ста́нция стыкова́ния — раздельный пункт железных дорог, на котором сходятся участки с различными видами электрификации. Электрификация участков может различаться по напряжению и по роду тока (постоянный и переменный ток, либо переменный ток различной частоты).
Модульная тяговая подстанция – тяговая подстанция (ТП), состоящая из отдельных транспортабельных модулей полной заводской готовности, расположенные внутри которых электротехнические и вспомогательные устройства полностью смонтированы, отрегулированы и испытаны на предприятии-изготовителе.
Тя́говый преобразова́тель — силовой модуль, предназначенный для управления тяговым электродвигателем (ТЭД); входит вместе с ТЭД в состав тягового привода.. Используются в основном для асинхронных приводов, являются основными элементами силовых цепей электротранспорта и подъёмной техники.
Элегазовый выключатель — это разновидность высоковольтного выключателя, коммутационный аппарат, использующий элегаз (шестифтористую серу, SF6) в качестве среды гашения электрической дуги; предназначенный для оперативных включений и отключений отдельных цепей или электрооборудования в энергосистеме, в нормальных или аварийных режимах, при ручном, дистанционном или автоматическом управлении.
Сортиро́вочная го́рка (в железнодорожной терминологии и на жаргоне — просто «горка») в сортировочных станциях или сортировочных парках станций — вид железнодорожного сортировочного устройства для ускорения расформирования составов из грузовых вагонов, использующий для перемещения вагонов земное тяготение, то есть скатывание вагонов и групп вагонов с уклона.
Невский экспресс (№747А/748А) — скоростной пассажирский поезд, курсирующий между Москвой и Санкт-Петербургом. Поезд был введён в эксплуатацию 11 июня 2001 года.
А́втотрансформа́тор — вариант трансформатора, в котором первичная и вторичная обмотки соединены напрямую, и имеют за счёт этого не только магнитную связь, но и электрическую. Обмотка автотрансформатора имеет несколько выводов (как минимум 3), подключаясь к которым, можно получать разные электрические напряжения.
Путева́я машинная станция (ПМС) — механизированное передвижное предприятие путево́го хозяйства, выполняющее плановые путевы́е работы по ремонту пути на эксплуатируемой сети железных дорог. Как правило, ПМС состоит из подготовительной, основной и отделочной колонн (звенья пути собираются и разбираются на автоматических и полуавтоматических линиях производств).
Диспетчерская централизация — техническое средство оперативного руководства движением поездов, позволяющее поездному диспетчеру с центрального поста управлять стрелочными переводами и сигналами всех контролируемых пунктов, входящих в диспетчерский круг. Наибольший эффект даёт применение диспетчерской централизации на однопутных участках с двухпутными вставками благодаря возможности производить безостановочное скрещение поездов. К началу 1990-х годов диспетчерской централизацией оборудовано около...
Путево́е хозя́йство — одна из основных отраслей железнодорожного транспорта, в которую входят железнодорожный путь со всеми сооружениями; объекты производственного, служебно-технического и культурно-бытового назначения; линейно-путевые, промышленные предприятия, обеспечивающие текущее содержание и ремонт пути; путе- и мостообследовательские, геофизические и нормативно-инструкторские станции; средства механизации ремонтно-путевых и других работ. На долю путевого хозяйства приходится более 50 процентов...
Новгородский троллейбус — первая троллейбусная система России, созданная после распада СССР. В городе имеется три троллейбусных маршрута. Троллейбусные линии обслуживаются одним троллейбусным депо.
Б — тип вагона метрополитена, модернизированная версия типа А, выпускавшийся Мытищинским вагоностроительным заводом в период с октября 1937 года по январь 1939 года.
Автоматическая локомотивная сигнализация (АЛС) — система сигнализации на рельсовом транспорте, передающая сигнальные показания на пост управления подвижного состава (например, в кабину локомотива, моторвагонного поезда, дрезины и т. п.)В состав системы АЛС входят напольные передающие устройства, приёмные и дешифрующие устройства на подвижном составе, а также устройства, согласующие работу АЛС с другими компонентами сигнализации и блокировки, индикаторы, датчики и исполнительные устройства на подвижном...
Теплова́я сеть — совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
Черёмушкинский трамвай — трамвайная система в посёлке гидроэнергетиков Черёмушки Республики Хакасия. Является одной из самых маленьких на территории России и последних, созданных в СССР и России, трамвайной системой. Единственный в России трамвай, где проезд является бесплатным.
Поворо́тный треуго́льник — соединение железнодорожных или трамвайных путей в виде треугольника, с помощью которого можно развернуть на 180° единицу подвижного состава.
Путевой энергопоглощающий упор (ПЭУ) — стационарный амортизатор, закрепляемый на торце тупиковой призмы и служащий для предупреждения выезда следующего на небольшой скорости поезда на тупиковую призму, тем самым позволяя избежать повреждения и тупикового упора, и подвижного состава.
81-780/781 «Ладога» — экспериментальная модель вагонов метрополитена, выпущенная ОАО «Октябрьский электровагоноремонтный завод» в 2011 году.
Оборо́тный тупи́к — часть станции метрополитена, легкорельсового транспорта или трамвая, предназначенная для разворота подвижного состава.
Передача электрической энергии — технология передачи энергии от мест генерирования к местам потребления. Передача электроэнергии осуществляется посредством электрических сетей, в состав которых входят преобразователи, линии электропередачи и распределительные устройства.
Череповецкий трамвай — система электрического трамвая в городе Череповце, состоит из 4 маршрутов. Открыта 19 октября 1956 года.
Трамва́й Росто́ва-на-Дону ́ — единственная в России трамвайная система с европейской шириной колеи (1435 мм), запущенная 2 января 1902 года (20 декабря 1901 года по старому стилю) на базе существовавшей ранее конки, существовавшей с 1887 года. В 2018 году стоимость проезда в трамвае составляет 17 руб., льготный проезд для пенсионеров и школьников — 8,5 руб. (по транспортной карте). Оплата при входе водителю.
Восстановительный поезд — специальное формирование, предназначенное для ликвидации последствий сходов с рельсов подвижного состава, а также оказания помощи в пределах своих тактико-технических возможностей при ликвидации последствий происшествий природного и техногенного характера.
Воздушный выключатель (англ. air-blast switch) — высоковольтный выключатель, у которого гашение электрической дуги и перемещение контактов производится потоком сжатого воздуха, который создаётся отдельным устройством (в отличие от автогазового выключателя — здесь газы для дугогашения создаются внутри самого аппарата). Согласно ГОСТ Р52565-2006...
Смоленский троллейбус — относительно молодой вид транспорта Смоленска, первая линия запущена 8 апреля 1991 года. Предпоследняя троллейбусная система, открытая при советской власти.
Ногинский трамвай — закрытая трамвайная система в городе Ногинске, инфраструктура которой ещё частично сохраняется на городских улицах. Представляла собой единственную однопутную линию с 8 разъездами, соединявшую городские окраины и проходившую через центральную часть города. Регулярное движение трамваев не осуществлялось с июня 2013 года. Инфраструктура трамвая находилась в законсервированном состоянии до июня 2018 года однако к тому времени была уже полностью непригодна для осуществления перевозок...
Упоминания в литературе (продолжение)
К концу XIX века на юге Дальнего Востока остро встала транспортная
проблема. Связь со столицей осуществлялась лишь морским путём – не менее 40 суток в один конец. Да что говорить о сообщении с центром, если из Владивостока в Хабаровск по рекам и на почтовых перекладных добирались от семи до 10 суток. Железная дорога, опоясав европейскую часть России, оказалась в тупике на восточном направлении. В результате – тормозилось экономическое развитие, слабо обеспечивалась оборона самой дальней российской области.
В 1853 г. началась Крымская война. У наших противников она получила название Восточной, потому что англичане и французы атаковали помимо Севастополя Архангельск, Петропавловск-Камчатский и Петербург, правда, неудачно. Возможная угроза с моря Петербургу поставила задачу в самый короткий срок обеспечить связь с Кронштадатом. Между Кронштадтом и Ораниенбаумом был сооружен первый в мире подводный телеграфный
кабель, затем он был продолжен под землей до Петербурга. Между Зимним дворцом и гатчинской резиденцией царя был проложен подземный кабель. С организацией службы телеграфа на С.-Петербурго-Московской дороге встал вопрос о введении в учебный план Института корпуса инженеров путей сообщения специального предмета – телеграфии (1854), но только в 1858 г. после долгих споров и дискуссий было принято половинчатое решение – преподавать телеграфию как необязательный предмет.
Однако, в отличие от СССР, где новые города активно строятся в Сибири и азиатской части страны (при этом три четверти населения проживают в европейской части), в Центральной и Восточной Европе новые города чаще возникают рядом с длительно существующими городскими поселениями и городскими агломерациями.
Интенсивность создания новых монофункциональных городов в странах Восточного блока также значительно ниже, чем в СССР. Например, в Польше за период с 1950 по 1990 г. возникло 24 новых города, в Венгрии – 11. Только 3,7% населения Венгрии в 1990 г. проживало в новых городах, которые можно отнести к категории моноспециализированных.
По завершении всех подготовительных работ и определении девиации, 27 мая 1978 года в 12 часов атомный ледокол «Сибирь» под командованием капитана дальнего плавания В. К. Кочеткова, имея на борту 178 человек команды и 77 человек экспедиции, вышел из Кольского залива, а 28 мая в 15 часов на широте 75°37?с. ш., долготе 53°15?в. д. принял под проводку дизель-электроход «Капитан Мышевский». За двое с половиной суток суда дошли до мыса Арктический. Ледовая обстановка по пути следования была благоприятной, чему способствовали ветры восточных и северо-восточных направлений. Средняя скорость
на этом участке составила 8,8 узла».
Разведывательный спутник «Тритон» Управления национальной аэрокосмической разведки США на высоте трехсот пятидесяти километров от Земли пересек 30-й меридиан и начал снижение, постепенно приближаясь к земной поверхности. Проекция перигея[3] орбиты «Тритона» приходилась на Западно-Сибирскую равнину, а сама орбита была построена таким образом, что спутник синусоидальным зигзагом пересекал
практически всю территорию России, проходя над Среднерусской возвышенностью, Уральскими горами, Западной и Восточной Сибирью, Сахалином и Камчаткой. Миновав Камчатку, спутник вновь начинал удаляться от Земли, чтобы до очередного снижения успеть зарядить свои аккумуляторы от солнечных батарей, восполнив тем самым запас энергии, израсходованной на выполнение полетного задания.
Воркутинская и Ямало-Ненецкая
опорная зоны – это уголь, газ и нефть, это строительство «Северного широтного хода», железной дороги протяженностью 707 километров по маршруту Обская – Салехард— Надым – Новый Уренгой – Коротчаево, которая должна связать между собой западную и восточную части Ямало-Ненецкого автономного округа, Северную железную дорогу со Свердловской.
Витебский вокзал принимает и отправляет
поезда дальнего следования Юго-Западного направления России, в Украину, Белоруссию, Молдову, а также поезда в страны Западной и Восточной Европы и Прибалтики. Отсюда идут пригородные поезда в знаменитые Пушкин и Павловск, а также в Оредеж, Вырицу, Гдов и др.
В связи с выполнением
задач по обеспечению станций Русская и Ленинградская в период МПГ океанологи и морские биологи получили возможность попутно проводить исследования на акваториях малоизученных морей Амундсена и Беллинсгаузена, в восточной части моря Росса и на акватории Южного океана между Австралией и Антарктидой.
Безымянка – экспериментально-испытательный аэродром авиационного завода Авиакор, расположен на восточной окраине Самары в 12 км от центра города, в 4 км от железнодорожной станции; Смышляевка – аэропорт
местных воздушных линий. Расположен на восточной окраине города в 15 км от центра. Кряж – военный аэродром, расположенный на юго-западной окраине города.