Фелл, Маргарет
Маргарет Фелл , или Маргарет Фокс (1614 – 23 апреля 1702), была одним из основателей Религиозного общества Друзей . Прославившаяся в качестве «матери квакерства», она считается одной из «шестидесяти отважных» – первых квакерских проповедников и миссионеров.
Маргарет Эскью (позднее в замужестве – Фелл) родилась в городке Далтон-ин-Фернесс в Ланкашире, на севере Англии. Она вышла замуж за Томаса Фелла, адвоката, и стала госпожой поместья Свортмор Холл. В 1641 году Томас получил должность мирового судьи Ланкашира, затем в 1645 году стал членом парламента . Членство Томаса Фелла в парламенте прерывалось с 1647 по 1649 год, когда он осудил узурпацию власти Оливером Кромвелем.
В конце июня 1652 года Джордж Фокс посетил Свортмор Холл. Когда он прибыл, Маргарет не было дома, но, вернувшись вечером, она встретила его, по её словам «открывшего нам книгу, в которую мы никогда не вчитывались, и никогда не слышали о том, что наша обязанность – читать по ней (осмысливать) Свет Христа в своем сознании, и никогда прежде наш разум к этому не обращался». Через день-два после этого в местной церкви был день проповедей, и Маргерет Фелл пригласила туда Джорджа Фокса. Сначала он отказался, но затем, после песнопений, вошёл и попросил разрешения говорить. Именно там Маргарет услышала речь Джорджа Фокса и была настолько взволнована началом этой речи, что встала на скамью и удивлялась его идеям. В течение следующих недель она и многие другие уверились в его правоте. На шесть лет Свортмор Холл стал центром квакерской духовности. Маргарет служила неофициальным секретарём нового движения, получая и пересылая письма странствующих проповедников, и, время от времени, передавая наставления от Дж.Фокса, Ричарда Хаберторна, Джеймса Нейлера и других. Она сама написала много посланий, собирала пожертвования и распределяла их среди тех, кто нёс служение. После смерти мужа в 1658 году Маргарет продолжала управлять Свортмором, который оставался местом собраний и убежищем от преследований. Впрочем, он также пережил захват правительственными силами в 1660-х годах.
Благодаря тому, что Маргарет Фелл была одним из немногих принадлежавших к высшему сословию основателей Религиозного общества Друзей, ей часто доводилось ходатайствовать за подвергавшихся гонениям или находившихся в тюрьме лидеров движения, таких как Джордж Фокс. После реставрации Стюартов, в 1660 и 1662 годах она ездила из Ланкашира в Лондон с прошениями королю Карлу Второму и его парламенту о даровании свободы совести в религиозных вопросах. В ноябре 1660 года Джордж Фокс и другие известные (мужчины) квакеры подписали «Заявление мирного и невинного Божьего народа, называемого квакерами …». Хотя структура и язык этих ходатайств были разными, их смысл сводился к доводам о том, что, хотя Друзья и желали изменений в мире, они применяли убеждение, а не насилие для достижения того, что считали «божественной» (то есть духовной) целью.
В 1664 году Маргарет Фелл была арестована за отказ давать клятву, а также за проведение собраний у себя дома. В своё оправдание она сказала, что «раз уж Господу было угодно благословить её домом, то она поклоняется ему в этом доме». Маргарет провела шесть месяцев в Ланкастерской тюрьме, после чего её приговорили к пожизненному заключению и лишению имущества. Она оставалась в тюрьме до 1668 года и писала в это время религиозные памфлеты и послания. Вероятно, самая известная из её работ «Дозволение женщинам говорить» – это основанное на Писаниях доказательство в поддержку проповеди женщин, один из главных текстов о женском религиозном лидерстве XVII столетия. В этом кратком памфлете М.Фелл приводит свои доводы в поддержку равенства полов, основываясь на главном для квакеров представлении о духовном равенстве. Она верила в то, что Бог создал все человеческие существа – а значит, и мужчин, и женщин – способными не только обладать Внутренним Светом , но также и быть пророками.Получив свободу по приказу короля и королевского совета, М.Фелл в 1669 году вышла замуж за Дж.Фокса. После бракосочетания по возвращению в Ланкашир она снова была арестована и помещена в тюрьму в Ланкастере, где провела около года, за нарушение «Акта о незаконных собраниях». Вскоре после своего освобождения Дж.Фокс отбыл с религиозной миссией в Америку, а по возвращении в 1673 году его также поместили в тюрьму. Маргарет снова ездила в Лондон просить за него, и, наконец, в 1675 году Фокса освободили. После этого они провели около года вместе в Свортморе и вместе работали, защищая учреждённую незадолго до этого организационную структуру отдельных женских квакерских собраний по дисциплине от противников Фокса.
Дж.Фокс провёл большее время своей оставшейся жизни за границей, и умер в 1691 году. Маргарет Фелл до конца жизни, в основном, оставалась в Свортморе. На много лет пережив обоих своих мужей, она продолжала принимать активное участие в делах Общества Друзей и застала изменения, происходившие в 1690-х годах после частичной легализации квакерского движения. Тогда М.Фелл было уже около восьмидесяти лет. В последние годы жизни она упорно сопротивлялась попыткам своих ланкаширских собратьев по вере установить традицию квакерских стандартов поведения (например, в вопросах одежды).
Умерла в возрасте 88 лет.
Источник: Википедия
Связанные понятия
Бостонские мученики — данное в традициях квакеров обозначение трёх английских членов общества Друзей: Мармадьюка Стивенсона, Уильяма Робинсона и Мэри Дайер, а также Уильяма Леддра родом с Барбадоса, приговорённых к повешению решением правительства колонии Массачусетс в январе 1659 года на основании их религиозных убеждений, и казненных публично в 1660 и 1661 годах. Многие последователи этого общества в Бостоне также были приговорены к смерти по сходным пунктам обвинений, однако их смертный приговор...
Картезианские мученики — монахи Лондонской Картезии, монастыря Картезианского ордена в центре Лондона, которых казнили в период с 19 июня 1535 до 20 сентября 1537. Способом казни было повешение, потрошение вживую и четвертование. В их число также включены два монаха из Картезий Боваль и Аксхолм. Всего - 18 человек, и все формально признаны Католической Церковью как святые мученики.
Диссе́нтеры (англ. dissenters — от лат. dissentio — не соглашаюсь) — в Англии одно из наименований протестантов, отклонявшихся от официально принятого вероисповедания. Термин появился в связи с распространением Реформации и применялся с XVI века для обозначения тех, кто подвергался преследованиям со стороны государственной церкви. В зависимости от характера последней, диссентерами в разное время назывались представители различных вероисповеданий. Чаще всего диссентерами назывались пуритане. При королеве...
Нонконформи́зм — течение в английском протестантизме, направленное на усиление ряда оппозиционных к господствующей церкви тенденций, возникших в ходе западноевропейской Реформации.
Папистский заговор — никогда не существовавший в реальности заговор, история о котором была придумана и сфабрикована Тайтусом (Титом) Оутсом и привела к антикатолической истерии, охватившей Англию, Уэльс и Шотландию в период с 1678 по 1681 годы. Оутс утверждал, что существует крупный заговор католиков с целью убийства короля Карла II. В результате как минимум 15 человек были преданы смертной казни по ложному обвинению. Однако в конце концов ложность обвинений Оутса вскрылась, что привело к его аресту...
О фильме см.
Звёздная палата (фильм)Звёздная палата (англ. Star Chamber, лат. Camera stellata) — существовавший в 1487—1641 годах чрезвычайный суд при короле Англии. Создан Генрихом VII для судов над дворянами после Войны Алой и Белой розы.
Внутренний Свет — теологический термин, означает находящийся в человеке Свет Христа; то, что от Бога; Дух Божий в человеке. Древнее понятие, которое применяли ещё ранние христиане, говоря о сияющем в них свете Христа. Современное определение Внутреннего Света (англ. Inner Light), впервые введенное в обращение в 1904 году американским протестантским теологом Руфусом Джонсом, таково: «Внутренний Свет — это идея о том, что существует нечто Божественное, "то, что от Бога в человеческой душе"». Джонс...
Высокая церковь (англ. High church) — направление в протестантизме, стремящееся к сохранению дореформационного традиционного богослужения.
Акт о присяге , Тест-акт (англ. Test Act) — серия законов, принятых английским парламентом в 1661, 1672 и 1678 годах. В соответствии с ними лица, занимающие государственные и общественные должности в Англии, были обязаны давать присягу о том, что они не признают пресуществление (действительное претворение хлеба и вина в тело и кровь Христовы во время католической литургии — мессы), мессу и отказываются от почитания святых. Этим Актом католики фактически лишались возможности занимать какие-либо должности...
Лорд-хранитель Большой печати (англ. Lord Keeper of the Great Seal of England) — в прошлом один из крупнейших чинов Английского королевства (а затем и Великобритании), в ведении которого было сохранение Большой печати государства. В связи с этим он входил в число главных сановников государства.
Билль об эмансипации католиков — законодательный акт, принятый британским парламентом 24 марта 1829 года. Билль существенно расширил политические права католиков Соединённого королевства.
Ла́мбетский дворе́ц (англ. Lambeth Palace) — лондонская резиденция архиепископа Кентерберийского, расположенная на южном берегу Темзы, в районе Ламбет.
Акт о супрематии (англ. Acts of Supremacy) — два парламентских акта (1534 и 1559), закрепившие разрыв Англиканской церкви с Католической в ходе Реформации и передавшие монарху верховные полномочия в Англиканской церкви.
Индепенденты (от англ. independent, независимый) — приверженцы одного из течений протестантизма в Англии и ряде других стран. Отделились от пуритан в конце XVI века. Основателем индепендентства считается Роберт Броун.
Низкая церковь (англ. Low Church), евангелическое течение в протестантизме, в основном ассоциируется с Англиканским евангелическим движением (англ. Anglican Evangelical movement) в Англиканской церкви. Первоначально определение использовалось как уничижительное, особенно приверженцами существовавшего с XVII века учения Высокой церкви, однако в настоящее время воспринимается как оценочно нейтральный термин. Словарь Webster’s даёт следующее определение понятия «Низкая церковь»...
Оксфордское движение — движение среди англикан Высокой Церкви (High Church) в Церкви Англии, которое постепенно развилось в англо-католицизм. Движение, члены которого часто ассоциировались с Оксфордским университетом, выступало за восстановление традиционных аспектов христианской веры, впоследствии утерянных, и их включение в англиканскую литургию и богословие. Именно в недрах Оксфордского движения родилась «теория ветвей», согласно которой Англиканская церковь является одной из трех ветвей Церкви...
«Благода́тное пало́мничество » (англ. Pilgrimage of Grace) — произошедшее в 1536 году крупное восстание, начавшееся в Йорке, а затем перекинувшееся на всю северную Англию. Главными причинами бунта стали разрыв Генриха VIII с Римско-католической церковью и повсеместное закрытие католических монастырей с секуляризацией их земель. Термин «Благодатное паломничество» часто применяется не только по отношению к йоркскому выступлению, но и к крестьянским волнениям на севере Англии в целом, включая случившееся...
Вестминстерское исповедание веры (англ. Westminster Confession of Faith) — краткий свод кальвинистской религиозной доктрины, разработанный Вестминстерской ассамблеей в период Английской революции XVII века и утверждённый в качестве официальной доктрины пресвитерианских церквей Шотландии (1647 год) и Англии (1648 год). Позднее «Вестминстерское исповедание» было принято (иногда с изменениями) во всех реформатских церквях мира (в том числе конгрегационалистских), а также в некоторых других течениях...
Герметическое общество (англ. Hermetic Society нем. Hermetische Gesellschaft) — состояло из Лондонской ложи с 1884 по 1890 год, а также Дублинской ложи с 1885 по 1939 год. Лондонскую группу можно рассматривать как предвестников Герметического ордена «Золотая заря», а дублинская группа повлияла на ирландское возрождение.
Короткий парламент — название, данное парламенту Англии, существовавшему в период с 13 апреля по 5 мая 1640 года во время правления короля Карла I; парламент был назван так потому, что он существовал всего три недели.
Во время дебатов в Патни члены Армии Нового Образца, ряд участников которой относился к левеллерам, дискутировали об основных принципах будущей конституции Великобритании, которая должна была быть принята по итогам Английской революции.
Подробнее: Патнейская конференция
Церковь Англии — государственная христианская церковь в Англии (Соединённое Королевство), Матерь-Церковь (англ. The Mother Church) всемирного Англиканского сообщества. Юрисдикция Церкви Англии распространяется также на Остров Мэн через Диоцез Содор и Мэн, в то время как Нормандские острова являются частью Диоцеза Винчестер. Ряд англиканских общин на территории континентальной Европы, бывшего Советского Союза, Турции и Марокко объединены в Диоцез Гибралтара в Европе.
Акт о единообразии общественных молитв, совершения таинств, других обрядов и церемоний, а также об установлении формы посвящения епископов, священников и диаконов в Англиканской церкви (англ. An Act for the Uniformity of Publick Prayers; and Administration of Sacraments, and other Rites and Ceremonies: And for the establishing the Form of Making, Ordaining, and Consecrating Bishops, Priests, and Deacons in the Church of England) — название четырёх законов, принятых английским парламентом последовательно...
Бредская декларация (от 4 апреля 1660 года) — заявление английского короля Карла II, в котором он обещал амнистию за преступления, совершенные во время Английской революции и в междуцарствие для тех, кто признает его как законного короля; сохранение права собственности на имущество приобретённое в этот период; свободу религии; уплату задолженности солдатам и офицерам, и принятие их на службу короне. Три первых обещания зависели от внесения соответствующих поправок постановлениями парламента.
Пробуждение на Азуза-стрит (англ. Azusa Street Revival) — движение пробуждения среди христиан (в основном протестантов), которое началось в 1906 году в миссии (впоследствии церкви), которая располагалось по адресу: Лос-Анджелес, Азуза-стрит, 312. Именно это движение положило начало всемирному распространению современного пятидесятничества. Руководители миссии учили о важности для каждого верующего наполниться Святым Духом (они называли это — крещение Святым Духом) и как знамение этого способность...
«Храм народов » (англ. Peoples Temple, распространённый ошибочный перевод — «Народный храм») — новое религиозное движение, основанное в 1955 году Джимом Джонсом в Индианаполисе, штат Индиана. Джонс использовал Храм Народов, чтобы распространять послание, в котором сочетались элементы христианства с коммунистическими и социалистическими идеями, а также акцент на расовом равенстве.Храм Народов наиболее известен событиями 18 ноября 1978 года в Гайане, когда в результате массового убийства в его отдалённом...
Христианский пацифизм (от лат. pacificus — миротворческий, от pax — мир и facio — делаю) — богословское учение раннего христианства, протестантских деноминаций и отдельных католических и православных богословов, поставившее в центр внимания духовной жизни идею непротивления злу силой. Это учение основывается на провозглашении абсолютной ценности человеческой жизни, бескомпромиссно отрицается любое оправдание насильственного покушения на эту жизнь. Основанием этого учения служит буквальное прочтение...
Бегуны ́, стра́нники (Бегу́нский толк, Стра́нническое, или Адамово, согласие) — одно из беспоповских направлений старообрядчества. В разных районах России именовались скрытниками, сопелковцами, подпольниками, голбешниками.
Религиозное общество Друзей зародилось как движение в середине XVII века в Ланкашире (Англия). Его членов официально называют квакерами (от английского слова quake — трепетать), потому что они призывали «трепетать перед Господом». В первые годы своего существования движение столкнулось с сильным противостоянием и преследованиями со стороны властей, но продолжало развиваться и распространилось по всей Британии, а затем в Америке и в Африке.
Подробнее: История квакеров
'Адвентисты Седьмого Дня Реформационного Движения' («адвентисты-реформаторы») — направление в адвентизме, связанное по происхождению с официальной международной церковью АСД. Состоит из ряда религиозных групп — общин и церквей, вышедших по тем или иным причинам из АСД. Самые многочисленные из них — «АСД реформационного движения», «Международное миссионерское общество АСД реформационного движения», и «Церковь верных и свободных адвентистов седьмого дня» (ВВЦ ВС АСДРД или "Шелковцы").
Колле́ж Сорбо́нна (фр. Collège de Sorbonne, школа господина Сорбонна) — знаменитая богословская школа в Париже, основанная в 1253 году Робертом Сорбоном, духовником Людовика Святого; до революции богословский факультет Парижского университета, унаследовавшего название Сорбонна.
Таллинское пробуждение (эст. Effataa ärkamine) — религиозное движение в бывшем СССР среди христиан (в основном протестантов), начавшееся в 1977-м году в Таллине, в баптистской церкви «Олевисте». Зародившись в столице Эстонской ССР, пробуждение привлекало множество людей с разных республик Советского Союза, а также распространилось на Россию, Украину, Беларусь и другие республики. По утверждениям сторонников, прямым результатом четырёх лет пробуждения стало обращение в веру порядка 10-20 тысяч граждан...
Процесс Галилея — инквизиционный процесс над 69-летним физиком и астрономом Галилео Галилеем, состоявшийся в 1633 году в Риме. Галилей был обвинён в публичной поддержке гелиоцентрической системы мира Николая Коперника, которую католическая церковь ранее, в 1616 году, осудила как еретическое учение. В результате процесса, несмотря на согласие отречься от коперниканства и покаяться, Галилей был приговорён к пожизненному заключению в тюрьме, которое вскоре было заменено на домашний арест и пожизненный...
Объединённые апостольские братья (англ. Apostolic United Brethren) или AUB — группа мормонов-фундаменталистов, до настоящего времени практикующая многожёнство. В настоящее время связи с Церковью Иисуса Христа святых последних дней не имеет. Наряду с Фундаменталистской церковью Иисуса Христа святых последних дней является одним из крупнейших объединений подобного типа.
«Се́кта бо́га Ку́зи » («кондраты») — незарегистрированная псевдоправославная религиозная группа деструктивной направленности, действующая в России (прежде всего в Москве) с конца 1990-х — начала 2000-х. Также определяется как псевдоправославная секта, псевдорелигиозная секта.
Шейкеры не отвергали научно-технический прогресс, на их мануфактурах и фермах применялись новейшие в то время технологии и оборудование. Они даже сделали несколько изобретений (циркулярная пила, плоский веник и другие) и множество технических усовершенствований, но по религиозным соображениям не стали патентовать их. В результате в период рассвета шейкеры полностью обеспечивали себя пищей за счёт своего сельского хозяйства, а также производили для собственных нужд и на продажу мебель, коробки, ткани...
Малёванцы — группа духовных христиан, течение в баптизме, возникшее в Российской империи в конце 80-х годов XIX века и распространённое, в основном, в Киевской, Херсонской и Минской губерниях. Течение вышло из штундо-баптизма, однако, несмотря на свой рационалистический характер, приобрело чёткие мистические черты, и в этом отношении приближается к хлыстам. Получило своё название по имени основателя и главы Кондратия Алексеевича Малёванного.
Пензенские затворники — устоявшееся название существовавшей с 2006 по 2008 год религиозной группы, основанной Петром Кузнецовым. Сами они называли свою группу «Горним Иерусалимом» и считали себя православными христианами, но при этом не подчинялись ни одной из канонических поместных православных церквей. По словам местного священника РПЦ, участники религиозной группы заявили о себе, «что они христиане и что Церковь не выполняет возложенную на неё миссию, поэтому „конец света“ близок и они лишь спасают...
Англия — страна, известная своими реформаторскими тенденциями. Ещё в XIV веке Библия была переведена на английский язык Джоном Уиклифом, а его последователи — лолларды — скрытно продолжали существовать на острове и вести свою проповедь. В 1525 году Уильям Тиндейл напечатал свой перевод Нового Завета, что позволило многим желающим ознакомиться с текстом Библии.
Подробнее: Реформация в Англии
Римско-католическая церковь обвиняется многими в сотрудничестве с хорватским радикальным националистическим движением усташей, управлявших в годы Второй мировой войны марионеточным Независимым государством Хорватии и развязавших холокост и геноцид сербов. Несмотря на то, что Ватикан де-юре не заявлял о своей поддержке усташей, а ряд деятелей католической церкви занимался спасением евреев и сербов от массовых убийств и экстрадиций, Святой Престол обвинялся и продолжает обвиняться не только в бездействии...
Подробнее: Сотрудничество католической церкви с усташами
Пьер Клерг (фр. Pierre Clergue) — приходской священник римско-католической церкви и фактический правитель деревни Монтайю на юге Франции в графстве Фуа в начале XIV века.
И публично, и в частных беседах вплоть до своей смерти Джозеф Смит-младший неоднократно заявлял о том, что Бог требует от него соблюдения принципа многобрачия. Так, Джозеф сообщил Мэри Роллинз Лайтнер, что он видел ангела, который «трижды являлся мне в период между 1834 и 1842 гг. и говорил, что я должен принять этот закон, иначе он обвинит меня перед Богом». Эта практика вызывала и вызывает по сей день множество споров. Никаких письменных сообщений о том, что лично думал Джозеф Смит по этому поводу...
Подробнее: Многожёнство мормонов
Джонс против Дерби (англ. Johns & Anor, R (on the application of) v Derby City Council & Anor) — судебный процесс по делу № CO/4594/2010 супружеской пары Оуэна и Юнис Джонсов (англ. Owen & Eunice Johns), являющейся прихожанами Церкви пятидесятников, против городского совета города Дерби (графство Дербишир, Англия). Супруги обвинили городской совет в религиозной дискриминации из-за отказа им во взятии под опеку нескольких детей из детского дома. Социальные педагоги, беседующие с семейной парой, пришли...
Легендарные и альтернативные версии судьбы Жанны д’Арк — многочисленный ряд легенд и исторических реконструкций, некоторые из них известны с XV века. Предания о спасении Жанны д’Арк имеют в своей основе легенды, которые появились вскоре после свершения казни в Руане, когда уже часть современников сомневалась, что на костре погибла именно она. Неясности и расхождения в официальных документах и сообщениях хроник привлекли внимание некоторых исследователей — «бастардистов», — утверждающих, что Жанна...
Дочери милосердия , дочери милосердия св. Викентия де Поля, викентианки, серые сёстры (фр. Filles de la charité de Saint Vincent de Paul, FdC) — католическая женская конгрегация, основанная святыми Викентием де Полем и Луизой де Марийак в XVII веке. Дочерей милосердия, вместе с мужской конгрегацией лазаристов часто называют викентианами.
Джонстаун (англ. Jonestown) — идейная община религиозной организации «Храм народов», существовавшая на северо-западе Гайаны в 1974-78 годах. Названа в честь своего главы и основателя, Джима Джонса. Посёлок получил всемирную известность из-за того, что 18 ноября 1978 года здесь погибло 918 человек (среди которых один американский конгрессмен).
Рейхлиновский спор — литературная борьба между сторонниками Иоанна Рейхлина и его противниками, развернувшаяся в 1509—1518 годах в Германии.
Бернар Оттон де Ниор, Bernat Oton de Niòrt (оксит.) или Bernard-Othon de Niort (фр.) (около 1201—1245) Сеньор города Ниора и Монреаля. Он был последним сеньором Лаурак одним из военных лидеров лидеров сопротивления Окситании в течение Альбигойского крестового похода. Файдит. Исповедывал Катаризм. Принял катарский духовный сан.
«Дети бога » (также известны как «Семья любви», «Семья», «Христианская миссия „Семья“», «Дети Божии», «Дети», «Служители христианской семьи», «Международная миссионерская служба», «Небесная магия», «Всемирное служение», «Киди-Види», «Поющие стрелы», «Союз независимых христианских миссионерских общин», «Министерство любви», а с некоторых пор и как «Семья интернациональная») — новое религиозное движение (секта), появившееся в 1968 году в местечке Хантингтон-Бич (штат Калифорния, США) и определяемое...
Хрущёвская антирелигио́зная кампа́ния (хрущёвские гонения на религию, хрущёвские гонения на Церковь) — период обострения борьбы с религией в СССР, пик которого пришёлся на 1958—1964 годы. Названа по имени руководителя страны того периода — Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва, которому приписывается публичное обещание к концу семилетки, то есть к 1965 году (в некоторых источниках — к 1975 году, к 1980 году), «показать последнего попа по телевизору».