Связанные понятия
Брыль — соломенная шляпа с прямыми широкими полями, в старину на Руси мужские шляпы, круглые и треугольные.
Тужу́рка (от фр. toujours — «всегда», досл. «все дни») — домашняя или форменная куртка, обычно двубортная. Повседневная короткая верхняя одежда с застёжками, воротником и длинными рукавами.
Андара́к (а́ндрак) — славянская женская поясная одежда типа юбки. В России андараки получили распространение в губерниях южнее Москвы — Рязанской, Тульской, Курской.
О́панаки (опанки, ед. число — опанак, серб. опанци, опанак, макед. опинци, опинок, болг. цървули) — кожаная обувь, распространённая у южных славян и считающаяся национальной обувью сербов и хорватов. Подобная обувь, известная как поршни или постолы, была распространена и у других славянских народов. Мастер по изготовлению опанков называется опанчар (серб. опанчар, opančar).
Штибле́ты (от нем. Stiefelette — «полусапожок») — кожаные или суконные гетры, а также позднее обувь из сукна или полотна на пуговицах сбоку, плотно облегающая ногу.
Македонский национальный костюм — традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров македонцев, сложившийся на протяжении веков. Имеет выраженные локальные особенности. Старинные формы народной одежды у македонцев, особенно в западной части Македонии, сохранились лучше, чем у других южнославянских народов.
Аттила — короткий плащ венгерской национальной одежды, на основе которого впоследствии возник одноимённый мундир Императорских и королевских гусар. Традиционно полки гусар формировались из рекрутов именно венгерской части Австрийской империи, а затем дуалистической монархии Австро-Венгрия. Как следствие, черты народной одежды перешли на гусарский мундир. С 1849 года аттилы начали заменять другой вид мундира — доломан, тоже созданный на основе венгерского народного костюма.
Косынка (другие названия: косыня, косырь, кось, косяк) — разновидность платка, представляющая собой кусок ткани в форме равнобедренного треугольника.
Бу́рки — разновидность тёплых сапог для холодного климата. Высота бурок до колена, голенище неразрезное, шнурки или другие застёжки отсутствуют. В верхней части голенища бурок может быть кожаный ремень с пряжкой (затягивается вокруг голени).
Кюло́ты (фр. culotte, от фр. cul — «зад») — короткие, застёгивающиеся под коленом штаны, которые имели право носить только аристократы. Кюлоты носили с чулками и башмаками с пряжками. Вошли в моду во Франции в XVI веке и с видоизменениями дожили до XIX века. Около 1780 года граф д’Артуа, будущий король Франции Карл X, ввёл в моду в качестве одежды для верховой езды замшевые кюлоты: четыре лакея натягивали их на него, и четыре — снимали. В России появились в XVII в.
Душегре́я ( шугай, кацавейка, телогрейка, телогрея) — верхняя однобортная крестьянская женская одежда для праздников наподобие кофты. Широкое распространение получила на Руси в XVII веке.
Форменка (также голландка белая, у производителя «рубашка форменная типа Б») — форменная рубаха рядового и старшинского состава ВМФ РФ из отбеленного хлопчатобумажного полотна (диагонали) с вырезом на груди, отложным синим воротником и рукавными обшлагами сине-белого цвета, носимая в летнее время (форма №1 и №2)
Однорядка — русская верхняя широкая, долгополая до щиколотки, женская и мужская одежда, без воротника, с длинными рукавами, под которыми делались прорехи для рук. Однорядка застегивалась встык, и часто опоясывалась.
Флане́левка (также голландка синяя, разг. «фланка», «фланелька», на производстве «рубашка форменная типа А») — парадная форменная рубаха рядового и старшинского состава ВМФ из тёмно-синей плотной высококачественной шерстяной ткани (сукна матросского), с вырезом на груди и большим отложным воротником. С фланелевкой носится форменный матросский воротник, чёрные суконные брюки, кожаный матросский ремень с латунной пряжкой и хромовые ботинки. Погончики нашивные соответственно воинскому званию.
О́пашень — старинная мужская и женская верхняя летняя одежда. Разновидность охабня.
Ожере́лье — нарядный воротник в древнерусской одежде из расшитого жемчугом или камнями атласа, бархата, парчи, пристёгивавшийся к кафтану, шубе и т. п. Воротник стоячий или отложной.
Джемпер (от брит. англ. jump — тип короткого пальто) — трикотажная плечевая одежда без застёжек или с застёжкой вверху, покрывающая туловище и частично бёдра, надеваемая через голову. Джемпер может иметь и воротник, но не любой. Джемпер с высоким воротником вокруг всей шеи — это уже не джемпер, а свитер. Вырез горловины может иметь любую форму, длину и объём.
Бори́к или Боры́к (от каз. бөрік) — традиционный казахский головной убор; мужской и девичий; зимний и летний. Имеет обычно мягкую тулью, утеплённую полоской из меха. У русских с XIV века известен под названием шапка.
Малаха́й (также малакай) — исторический мужской головной убор в Центральной Азии, коническая меховая шапка с большими ушами. Термин обычно применяется исследователями к казахским шапкам-треухам с высокой тульёй, шапки с низкой тульёй описываются казахскими учёными термином «тымак». Обычно использовалась зимой для защиты от холода, хотя Л. А. Бобров считает, что малахай также играл роль мягкого шлема в летнее время.
Чапа́н (вариант кафтан) — кафтан, который мужчины и женщины носят поверх одежды, как правило, в течение холодных зимних месяцев. Он популярен в Средней Азии, включая Узбекистан, Афганистан, Таджикистан, Казахстан, Кыргызстан и другие соседние страны. Шьют чапан на вате или на верблюжьей шерсти с ситцевой подкладкой. До середины XX века носили в Башкортостане, в Чувашии. В старину подкладку делали из маты — дешёвой белой или набивной хлопчатобумажной ткани. Сверху его покрывали бархатом, сукном, вельветом...
Морской стиль , матроска — разновидность стиля одежды, обуви или аксессуаров, отличающаяся заимствованными элементами флотского костюма (сине-белая полоска, напоминающая тельняшку и матросский воротник), изображениями снастей корабля (например, якорь) и т. п. Курортный гардероб обычно содержит предметы одежды в этом стиле.
Му́рмолка — русский головной убор, высокая шапка с плоской тульей из алтабаса, бархата или парчи, с меховой лопастью в виде отворотов, которые спереди пристегивались к тулье петлями и пуговицами. Мурмолки украшались иногда запонкой с жемчугом и белым дорогим пером. Между царскими наголовьями они не встречаются, а носились преимущественно боярами. До конца XIX века в некоторых местах Новгородской, Псковской, Санкт-Петербургской губерний мурмолками назывались круглые шапки с меховым верхом и со стеганой...
Камло́т (от фр. camelot — «ткань из шерсти ангорской козы») — шерстяная, полушерстяная и хлопчатобумажная ткань обычно тёмного цвета для пошива женской и мужской одежды. В России камлот известен с первой трети XVIII века.
Кото́мка (котома́) — дорожный заплечный мешок на лямках из грубой холщовой ткани, сукна, кожи или замши. Вместе с посохом котомка является известным атрибутом странников, бродяг, нищих, богомольцев и других представителей «бродячей Руси» по выражению этнографа графа С. В. Максимова. Как и торба, являлся символом бедности и нищенства. Котомка широко используется в русских пословицах: «пойти по Руси с котомой», «пустить по белу свету с котомой», «не завидуйте тому, кто напялил котому», «ни хлеба в...
Чёботы (чоботы) — вид сапог с коротким голенищем. Мужская и женская обувь с каблуком. Чеботарь — сапожник.
Анора́к (инуктитут anoraq) — легкая ветрозащитная куртка из плотной ткани с капюшоном, надеваемая через голову и не имеющая обычного разреза с застёжкой спереди. Иногда её путают с кофтой худи.
Шапка горлатная — меховой (мужской и женский) головной убор русской знати XV — XVII веков.
Кисы ́ — традиционная обувь у коренных народов Крайнего Севера (ненцы, ханты, манси и др.), сшитая из камусов (шкуры с голени оленя), с плотной многослойной подошвой, высотой до колена, часто — с небольшим каблучком.
Белый доспех (итал. bianco armatura, староангл. alwyte armour) — ранний стиль полного латного доспеха, получивший распространение в начале XV века сначала в Италии, а затем и практически по всей Европе. Предполагал открытое ношение доспеха, без надоспешной одежды (сюрко и т. п.) или обтяжки тканью (как на бригандинах и некоторых ранних кирасах).
Шевио́т (англ. cheviot) — плотная, тонкая, ворсистая ткань, производимая из шерстяной или смешанной пряжи, получаемой камвольным способом. Ткань вырабатывается саржевым переплетением. Традиционный шевиот изготавливается из шерсти шевиотских овец (Cheviot sheep) или других мериносоподобных овец.
Пластрон (англ. ascot) — узкая полоса ткани на шее с остроугольными концами, обычно из светло-серого узорного шёлка, предшественник современного галстука.
Платно царское — царские регалии; одежда, входящая в состав Большого наряда. Употреблялась в особо торжественных случаях: при венчании на царство, при встречах иностранных послов, во время праздников.
Колпа́к — тип шлема. Отличается цилиндроконической (реже — конической) формой, при этом характеризуется, как правило, отсутствием скруглённостей в форме.
Барашковая шапка — парадный головной убор, введённый в 1881 году во все части российских императорских войск, кроме полков: кирасирский, уланский, гусарский, лейб-гвардии 4-го стрелкового батальона, гвардии жандармского дивизиона, лейб-гвардии Павловского полка и казачьих частей.
Юка́та (яп. 浴衣, «одежда для ванны») — традиционная японская одежда, представляющая собой летнее повседневное хлопчатобумажное, льняное или пеньковое кимоно без подкладки. Несмотря на значение слова, использование юкаты не ограничивается только ношением после ванны и являются обычным явлением в Японии в течение жарких летних месяцев (начиная с июля).
Шотла́ндка — ткань, вырабатываемая из хлопчатобумажной, шерстяной пряжи, различных химических нитей саржевым переплетением с рисунком в крупную клетку, типичным для тканей национальной шотландской одежды. Шотландку используют для пошива школьной формы, платьев и верхних мужских сорочек.
Безрука́вка (известна как «танк топ» в Великобритании, «свитер жилет» в Северной Америке и «лэнгдон» в северо-восточной части США) — трикотажный пуловер без рукавов. Они были популярны в XX веке, в частности, в 1970-х годах в Великобритании.
Гренаде́рка или Гренадерская шапка — головной убор формы одежды гренадеров, появившийся в конце XVII века.
Канзу ́, встречается написание канезу (фр. canezou — короткая кофточка) — косынка или платок больших размеров с длинными концами, из лёгкой ткани светлых оттенков или кружев, которые выполняли роль накидки, закрывающей шею и декольте дамы.
Ба́йка (лат. badius — «каштановый», «светло-коричневый») — мягкая, рыхлая, тяжёлая, обычно гладкокрашеная хлопчатобумажная ткань с густым двусторонним начёсанным ворсом. Плотная грубосуконная шерстяная байка выпускается с ворсом по лицевой стороне. Обладает высокими теплозащитными свойствами.
Крепдеши́н (фр. Crêpe de Chine — китайский креп) — вид шёлковой креповой ткани с умеренным блеском, одна из самых распространённых шёлковых тканей в СССР и России. Плотная, относительно тонкая ткань. Изготавливается переплетением нитей из шёлка-сырца в основе и нитей крепового кручения в утке́. Применяется для пошива блузок, платья, костюмов и шалей.
Тик (нидерл. tijk, англ. tick) — плотная ткань саржевого или полотняного переплетения нитей с продольными широкими пестроткаными или печатными цветными полосами. Вырабатывается из льняной или хлопчатобумажной пряжи. Используется для матрацев, мебельных чехлов, занавесей и т. п.
Подкла́дка — ткань, пришитая с изнанки одежды для укрепления швейного изделия (придания ему толщины и формы) и предотвращения истирания верхней ткани. Обычно подкладку выполняют из скользящей ткани, чтобы одежду на подкладке было легко надевать и снимать. На подкладку пальто и костюмов идут шёлковые ткани (саржа, сатин, атлас), хлопчатобумажные ткани (сатин, ластик, шотландка). Для утепления иногда шьют подкладку из шерстяных тканей.
Маренго (произносится ) — один из оттенков серого (чёрный с серым отливом) или синего цвета. Иногда обозначает также «цвет тёмной морской волны».
Паланти́н (фр. palantine от раlаtin — «пфальцский») — меховая или отделанная мехом длинная женская накидка прямоугольной формы. В настоящее время палантинами называют прямоугольные накидки из шерсти, шёлка, льна, атласа и многих других материалов. Такое покрывало с размерами не меньше полуметра по ширине и до двух метров длиной нередко украшено по краям либо по периметру узором; цветовая гамма разнообразна. Его можно использовать как накидку, повязывать как шарф или как головной убор.
Чувяки (адыг. цуакъэ — «обувь») — мягкая кожаная обувь без каблуков, распространённая на Кавказе и в Крыму. Так же называют вообще мягкие открытые туфли без каблуков. Их подразделяют по конструкции заготовки и материалам верха, они могут быть с задним и передним ремнями или без них. Детали верха изготовляют из натуральных и синтетических кож; подошвы могут быть кожаными, резиновыми или пластиковыми.Представляют собой кожаные тапочки с закрытой пяткой. Встречаются также матерчатые чувяки.
Женская одежда — одежда, которую носят лица женского пола (девочки, девушки и женщины). Она имела различный характер в разные исторические периоды и имеет значительное разнообразие видов и функциональных стилей. Одежда служит нескольким целям, и каждый предмет одежды может сочетать в себе функциональность и декоративность, которая в современной культуре зачастую выше у женской одежды, чем у мужской. Одежда может служить и подбираться для 1) защиты ее носителей от неблагоприятных внешних воздействий...
Мани́пул (лат. manipulum от лат. manus, рука) — деталь литургического облачения католического клирика. Полоса ткани около 30-50 см в длину и 5-10 см в ширину с вышитым по центру крестом. Надевается на левую руку во время мессы. Практически вышел из употребления во второй половине XX века.
Попли́н (от фр. popeline или итал. papalino, что значит «папский») — двухсторонняя, одноцветная или узорчатая шёлковая ткань, образованная сочетанием тонкой плотной основы с более грубым и редким поперечным утко́м, образующим мелкий рубчик. Плотность основы в 1,5-2 раза выше, чем по утку́. Своё «папское» название ткань получила потому, что первоначально вырабатывалась в известной резиденции Римского Папы во французском Авиньоне (1309—1411).
Богинка — женский демонологический персонаж, известный в Малопольше, южной Мазовии, в районах польско-украинского и польско-словацкого пограничья (Орава, Спиш). Главные функции богинки — преследование рожениц и беременных, похищение и подмена детей.