Связанные понятия
Колесова́ние — распространённый в Античности и Средневековье вид смертной казни. Колесование применялось ещё в Древнем Риме. В Средние века и в начале Нового времени было распространено в Европе, особенно в Германии и во Франции, где считалось самой мучительной (после четвертования) и самой позорной казнью.
Обезгла́вливание (от слова глава, голова; декапита́ция из лат. caput, capitis — голова) — физическое отделение головы живого существа от тела. Обезглавливание может быть умышленным, это — забой сельскохозяйственной птицы, декапитация экспериментальных животных, убийство или исполнение смертной казни; совершается при помощи специального инструмента — гильотины или рубяще-режущих орудий — топора, меча, ножа. Неумышленное обезглавливание может произойти в результате взрыва, автомобильной аварии и других...
Эшафо́т (фр. Échafaud — «театра́льные подмо́стки») — помост для совершения смертной казни или для приведения в исполнение публичных наказаний.
Сожже́ние — вид смертной казни, при котором приговорённого заживо публично сжигали на костре.
Позорный столб — устройство, применявшееся для выставления человека на всеобщее осмеяние и унижение в качестве наказания. Состояло из установленного в публичном месте, обычно на помосте, столба, к которому осуждённого приковывали цепью с ошейником и кандалами, либо из столба с колодками (устройством с отверстиями для зажимания в них головы и рук человека). К стоянию у позорного столба приговаривали на определённый срок, обычно за незначительные преступления. Позорящие наказания были широко распространены...
Упоминания в литературе
– Его величество скончались! Моего мужа убили революционеры, поэтому я объявляю: его убийца должен быть пойман и предан справедливому суду, который, как я уверена, приговорит его к смертной казни через расстрел... Нет, через
четвертование ... Нет, посажение на кол! Как в Cредние века! Тогда не было никаких революций и царей не убивали, как мух! Господин премьер, пишите указ: за поимку убийцы короля Павла обещается награда в размере пятидесяти тысяч золотом!
Мальчик оказался настолько же не похож на отца, как его отец – на Эдуарда I. Он рос, как все считали, под деспотичным надзором своей матери. Но в 1330 г. в возрасте 17 лет Эдуард неожиданно совершил весьма смелый поступок. Изабелла и Мортимер тогда вместе со своим двором остановились в замке Ноттингем. Эдуард в сопровождении отряда из двадцати трех дворян прокрался по тайным проходам замка и захватил любовников в плен. Мортимера перевезли в Лондон и вскоре казнили, хотя Эдуард уступил мольбам беременной матери и не подверг «благородного Мортимера» жестокой казни через повешение, потрошение и
четвертование . Мать-королеву юный монарх отдалил, отправив в ссылку в уютный замок Ризинг в Норфолке. Так Эдуард занял трон, осуществив своего рода пародию на рыцарские романы.
Ему прочитали приговор о
четвертовании , но потом, после недолгой паузы, сообщили, что смертная казнь заменяется вечной ссылкой. Фельдмаршал, не переменясь в лице, выслушал и это и, так же спокойно сойдя с эшафота, отправился обратно в Петропавловскую крепость.
Суд собрался 19 августа 1743 года в здании Сената, сразу восемь подсудимых (дело разрослось весьма серьезно) были приговорены к смерти: Степан, Иван и Наталья Лопухины и Анна Бестужева к урезанию языка и колесованию, вовлеченные в процесс поручик Иван Мошков и князь Иван Тимофеевич Путятин – к
четвертованию , обер-штер-кригскомиссар Александр Зыбин и супруга камергера София Лилиенфельд – к обезглавлению.
Особенно хорошо ей вспомнился записанный на пергаменте рассказ о том, как в предыдущем веке войска папы Иннокентия IV захватили монастырь Сервио. В тот день девятьсот папских рыцарей окружили стены монастыря, монахи которого, как было сказано в рукописи, были одержимы силами Зла и служили черные мессы, во время которых распарывали животы беременным женщинам и съедали младенцев, зревших в их чревах. Пока авангард этой армии ломал тараном решетку монастырских ворот, позади войска ждали в повозках и каретах трое судей инквизиции, их нотариусы и приведенные к присяге палачи со своими смертоносными орудиями. Проломив ворота, победители обнаружили, что монахи ждут их в часовне, стоя на коленях. Осмотрев эту молчащую зловонную толпу, папские наемники зарезали самых слабых, глухих, немых, калек и слабоумных, а остальных увели в подвалы крепости и пытали целую неделю, днями и ночами. Это была неделя воплей и слез. И неделя гнилой стоячей воды, которую испуганные слуги непрерывно выплескивали на каменные плитки пола, ведро за ведром, смывая с него лужи крови. Наконец, когда над этим постыдным разгулом ярости зашла луна, тех, кто выдержал пытки
четвертованием и сажанием на кол, тех, кто кричал, но не умер, когда палачи пронзали им пупок и вытаскивали наружу кишки, тех, кто все еще жил, когда их плоть трещала и хрустела под железом инквизиторов, замуровали, уже полумертвых, в подвалах монастыря.
12 июля 1826 года Верховным уголовным судом в составе 72 человек во главе с военным министром А. И. Татищевым был вынесен приговор. Окончательная его редакция была поручена М. М. Сперанскому, как человеку, лучше других знающему российские законы. Из 579 человек, привлеченных к следствию по делу о восстании в Петербурге и на Юге, виновными были признаны 289. 124 из них были переведены в другие места службы или отданы под надзор полиции. Часть умерла во время следствия. 131 человек был предан Верховному уголовному суду, который разбил подсудимых на одиннадцать разрядов по степени виновности. Пятеро были поставлены вне разрядов и приговорены к
четвертованию , значительная часть остальных была тоже приговорена к смертной казни, но «через отсечение головы». Оставшихся приговорили к разжалованию в солдаты, ссылке на поселение и прочим видам наказания.
Но ведь даже Елизавета Петровна, отменившая смертную казнь для уголовных преступлений Указом от 25 мая 1753 года, что было неслыханно прогрессивным актом, не могла отменить положения, по которому казни подлежали преступники, посягнувшие «на спокойствие государственное, безопасность Престола и Святость Величества». С особой жестокостью – через
четвертование – казнены бунтовщики Пугачев и Перфильев, из их соратников один лишился головы, трое были повешены.
– …По совокупности преступлений против короны, суд приговаривает обвиняемого к смертной казни путем
четвертования . Приговор окончательный и обжалованию не подлежит!
Связанные понятия (продолжение)
Пала́ч — лицо, приводящее в исполнение приговор о смертной казни или телесном наказании. В переносном смысле термин используется как синоним для слов «мучитель», «каратель».
Пове́шение — вид самоубийства, убийства, смертной казни; механическая асфиксия, заключающаяся в удушении петлёй под воздействием тяжести тела.
Ды́ба — орудие пытки посредством растягивания тела жертвы с одновременным разрыванием суставов. Существовало два основных типа дыбы, применявшихся в Европе и в Российской империи в XIV—XVIII веках.
Посаже́ние на́ кол — вид смертной казни, при которой приговорённого насаживали на вертикальный заострённый кол. В большинстве случаев жертву насаживали на кол на земле, в горизонтальном положении, а потом кол устанавливали вертикально. Иногда жертву насаживали на уже поставленный кол.
Ви́селица — приспособление (обычно из дерева) для приведения в исполнение смертной казни через повешение.
Клеймение преступников — наложение на тело преступника неизгладимых знаков, в виде эмблематических изображений или начальных букв, указывающих на преступление или на присуждённое наказание (фр. la marque, клеймо, штемпельные, указные знаки), сюда же должны быть отнесены некоторые добавочные членовредительные наказания (отрезание уха, вырывание ноздрей). Цель — предупреждение побегов и отделение преступников от мирного населения. В России было окончательно отменено в 1863.
Сме́ртная казнь — лишение человека жизни в качестве наказания, узаконенного государством и осуществляемого по вступившему в силу приговору суда или (исторически) по решению иных государственных или военных органов.
Гражда́нская казнь в Российской империи и других странах — один из видов позорящего наказания в XVIII—XIX веках. Её обряд состоял в публичном унижении наказуемого с преломлением шпаги над головой в знак лишения всех прав состояния (чинов, сословных привилегий, прав собственности, родительских и пр.).
Пы́тка — целенаправленное причинение мучений как физического, так и психологического характера с целью получения информации, наказания либо получения патологического удовлетворения.
Гильоти́на (фр. guillotine) — в первоначальном смысле — механизм для приведения в исполнение смертной казни путём отсечения головы. Казнь с использованием гильотины называется гильотинированием.
Торговая казнь — публичное телесное наказание в России, введённое Судебником 1497 года при великом князе Иване III. Название происходит от места проведения — на торговых площадях. Отменена в 1845 году.
Коло́дки — деревянная конструкция с прорезями для головы и рук, одной ноги или обеих ног человека.
Сожже́ние в сру́бе — вид казни, возникший в Русском царстве в XVI веке, особенно часто применявшийся к старообрядцам в XVII веке. Эта форма казни описана в первой из Двенадцати статей царевны Софьи.
Шпицрýтен (нем. Spießrutenlaufen, Spiess — копьё, пика и Rute — хлыст) — длинный, гибкий и толстый прут из лозняка (ивового кустарника) либо (позже) штатный металлический шомпол к дульнозарядному огнестрельному оружию, применяемый для телесных наказаний (наказание шпицрутенами) в XVII—XIX веках в Европе.
Подробнее: Шпицрутен
Цареубийство , или регицид (от лат. regis — «царя» и cidium — «убийство») — лишение жизни монарха.
Кнут — тип ударного орудия, главным элементом которого является длинный плетёный ремень из сыромятной кожи, изначально с узлом на конце.
Плеть (также плётка) — соединенные верёвки или ремни на рукоятке. Обычно представляет собой несколько или один (чаще всего — от двух до девяти) плетёный «хвост» из кожи или другого материала, объединённых рукоятью.
Сдирание кожи (свежевáние) — один из исторических видов смертной казни и пыток (в зависимости от количества сдираемой кожи и метода осуществления этого), заключающийся в сдирании кожи с живого человека или его трупа.
Гарро́та (исп. garrote, dar garrote — закручивание, затягивание; казнить) — инструмент для удушения человека. Имеется два основных применения: орудие казни и пыток и вид холодного оружия.
По́рка — вид телесного наказания, при котором человека бьют по бёдрам, ягодицам или спине, реже и по другим частям тела, кроме головы, таким образом, чтобы нанести истязаемому ударами страдания и боль, но не причинять тяжких телесных повреждений.
«Кровавый кодекс » (англ. Bloody Code) — уголовное законодательство Великобритании (Англии и Уэльса) между 1688 и 1815 годами. Название закрепилось за этой правоохранительной системой из-за большого числа преступлений, подразумевавших в качестве наказания смертную казнь, но появилось оно только после отмены жестоких законов. В число применяемых мер наказания входили также кастрация (за изнасилование или за убийство оленя в королевском лесу), ослепление (за охоту в королевском лесу), обрезание языка...
Каторга , или каторжные работы (от греч. κατεργων — катергон, большое гребное судно с тройным рядом вёсел; позднее такое судно стали называть галерой) — подневольный труд, отбываемый в пользу государства самыми тяжкими, с точки зрения государства, преступниками.
Смертная казнь в Швеции применялась до 1910 года. В настоящее время шведская конституция строго запрещает смертную казнь, телесные наказания и пытки.
Госуда́рственная изме́на — преступление, заключающееся в деянии, сознательно направленном против интереса монарха или государства, подданным или гражданином которого является или которому, так или иначе, служит преступник.
Теле́сные наказа́ния — одна из наиболее древних (наряду со смертной казнью) форм физического насилия, мер наказания, заключающаяся в причинении наказуемому лицу физической боли или увечья. Их можно разделить на...
Кандалы ́ — железные или стальные браслеты, соединенные цепью, надеваемые на руки или на ноги заключенных для ограничения движений, а также в качестве наказания.
Тюрьма ́ (по разным версиям от немецкого Turm — башня, тюркского türme или от тат. төрмә — темница) — пенитенциарное (исправительное) учреждение: место, где люди содержатся в заключении и, как правило, лишены целого ряда личных свобод. Тюрьмы обычно являются частью системы уголовного правосудия, а лишение свободы путём заключения в тюрьме — юридическое наказание, которое может быть наложено государством за совершение преступления. Тюрьмой также часто называют учреждение, где подозреваемые и обвиняемые...
Расстре́л — вид смертной казни, при котором умерщвление достигается с помощью огнестрельного оружия.
Аутодафе ́ (ауто-да-фе, аут-да-фе, ауто де фе; порт. auto da fé, исп. auto de fe, лат. actus fidei, буквально — акт веры) — в Средние века в Испании и Португалии — торжественная религиозная церемония, включавшая в себя процессии, богослужение, выступление проповедников, публичное покаяние осуждённых еретиков, чтение и исполнение их приговоров, как правило, сожжение на костре.
Ро́зги — связанные в пучки или используемые по одному побеги ивы, берёзы, орешника, кизила и т. п. деревьев и кустарников, тонкие упругие и гибкие прутья, используемые для телесного наказания — порки. В процессе изготовления розог их часто вымачивают в солёной воде или запаривают, подобно банным веникам, для придания им большей упругости.
Пригово́р — процессуальный акт правосудия. Это решение суда (судьи) о виновности или невиновности подсудимого и назначении ему наказания, либо об освобождении его от наказания, вынесенное судом первой или апелляционной инстанции (ст. 5 УПК РФ). Судебный приговор является окончательным ответом на основной вопрос дела, ставший предметом судебного рассмотрения.
Смертная казнь в Российской Федерации по действующей конституции 1993 года «носила временный характер и была рассчитана лишь на некоторый переходный период» и больше не может применяться с 16 апреля 1997 года, то есть наказание в виде смертной казни не должно ни назначаться, ни исполняться. Вопрос о её применении окончательно был разъяснён Конституционным судом в 2009 году на основании конституции и международных договоров, но норма о смертной казни осталась в национальном законодательстве, обладающем...
Богоху́льство (от Бог и др.-рус хула, ст.-слав хѹла; греч. βλασφημία) — непочтительное использование имени Бога или богов, а также поношение любых объектов религиозного поклонения и почитания.
Трибунал (лат. tribunal — судилище) — чрезвычайный суд, нередко (но не обязательно) военный, так или иначе противопоставленный регулярным судам общей юрисдикции. Название «трибунал» носили суды инквизиции. По образцу Международного военного трибунала в Нюрнберге (перед которым происходил Нюрнбергский процесс) такое название носят Международный трибунал по бывшей Югославии и Международный трибунал по Руанде. В Польше конституционный суд именуется Конституционным трибуналом. В английском юридическом...
Пове́шение за ребро ́ — вид смертной казни, при которой приговоренному вонзали в бок железный крюк на верёвке или цепи, цепляли его за ребро и затем вешали. Мучения осуждённого в этом случае могли длиться очень долго; порой казнимые умирали от жажды. Часто руки жертве связывали, чтобы оставленный без присмотра повешенный не мог самостоятельно сняться с крюка и бежать.
Шотла́ндская де́ва (англ. Scottish Maiden) — разновидность механизма для исполнения смертной казни (обезглавливанием), дальняя предшественница гильотины, применявшаяся в Шотландии.
Смертная казнь с использованием животных , бросание к хищникам, к животным — один из древних видов смертной казни, бывший распространённым у многих народов. Разделяют: отдача на съедение диким зверям; топтание ногами животных, и другие.
Картезианские мученики — монахи Лондонской Картезии, монастыря Картезианского ордена в центре Лондона, которых казнили в период с 19 июня 1535 до 20 сентября 1537. Способом казни было повешение, потрошение вживую и четвертование. В их число также включены два монаха из Картезий Боваль и Аксхолм. Всего - 18 человек, и все формально признаны Католической Церковью как святые мученики.
Дьявольский ветер (англ. Devil wind, или англ. Blowing from guns — буквально «дуновение из пушек») — название типа смертной казни, заключавшегося в привязывании приговорённого к жерлу пушки и последующем выстреле из неё сквозь тело жертвы (как ядром, так и холостым зарядом пороха).
Погребе́ние за́живо — способ смертной казни, убийства или пытки, а также возможный результат несчастного случая, например, при обрушении зданий, авариях в шахтах, либо ошибки (похороны живого человека, ошибочно считаемого мёртвым, находящегося в коме), при которой живой человек оказывается погребён под слоем земли. Страх быть погребённым заживо по ошибке (тафофобия) является одной из распространённых человеческих фобий. По российскому законодательству умышленное погребение заживо, приведшее к смерти...
Распиливание — вид казни, который, согласно ряду источников, имел место в Европе во времена Римской империи и в Средние века, в особенности в Испании, а также в ряде стран Азии, в первую очередь в Индии и Китае. Существенное распространение получила во время борьбы с войсками Наполеона, во время войны в Испании в XIXв. Приговорённого к этой казни подвешивали вниз головой и распиливали вертикально по середине тела, начиная от паха. Поскольку тело находилось вниз головой, мозг казнимого имел постоянный...
«Испанский козёл » — название пытки использовавшейся для издевательства над рабами в Суринаме. Суть пытки в том, чтобы доставить максимальный дискомфорт и боль жертве; в данном случае рабу связывали руки, ноги заставляли согнуть в колене, а затем между ляжками и голенями просовывали палку и прочно закрепляли ее в земле. Затем хозяин бил раба прутьями тамаринда по спине. Если спина была слишком избита, жертву переворачивали и били по животу. Жестокость иногда заходила настолько далеко, что некоторых...
Казнь слонами (перс. زير پي ِپيل افكندن) — это метод умерщвления приговорённых к смертной казни, распространённый на протяжении тысяч лет в странах Южной и Юго-Восточной Азии и особенно в Индии. Азиатские слоны использовались для раздавливания, расчленения или при пытках пленных на публичных казнях. Дрессированные животные были разносторонне обученными, способными убить жертву сразу или пытать её медленно в течение длительного времени. Служа правителям, слоны использовались, чтобы показать абсолютную...
Дело Хилснера (Процесс Хилснера) — серия судебных процессов в Богемии в 1899—1900 годах против еврея Леопольда Хилснера по обвинению в ритуальных убийствах.