Фонизм (музыка)

Фони́зм (от др.-греч. φωνή – звук, го­лос), в русской теории музыки — ок­ра­ска, ко­ло­рит созвучия (интервала или аккорда) са­мо­го по се­бе, вне ла­до­во­го кон­тек­ста. Тер­мин ввёл Ю. Н. Тю­ли­н.

На вос­при­ятие ок­ра­ски то­го или ино­го со­зву­чия влия­ет пре­ж­де все­го его ин­тер­валь­ная струк­ту­ра, а так­же ус­ло­вия его ис­поль­зо­ва­ния в кон­крет­ном музыкальном со­чи­не­нии — не­од­но­крат­ное по­вто­ре­ние или со­пос­тав­ле­ние с другими со­зву­чия­ми, фак­ту­ра, метр и ритм, ре­гистр, тембр и т.д.

Например, в песне Ф. Шуберта «Ты мой покой» (Du bist die Ruh, D 776) фонизм второго аккорда, на который приходится слово Ruh («покой»), обеспечивают структура (основной тон Es, тоническая терция и секста, без квинты), мягкая «прозрачная» фактура и тернарный метр. В средней части Песни Индийского гостя (опера «Садко» Н. А. Римского-Корсакова) чередование мажорных и минорных аккордов имеет целью создать фонический контраст, который символизирует условно «ориентальный» колорит. Особую роль фонизм играет в расширенной тональности XIX—XX веков и в посттональной музыке, где ослабевают или полностью дезавуированы привычные тональные функции. См. также Пантональность, Сонорика.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я