Феноменологическая эстетика

Феноменологическая эстетика (от греч. phainomenon — являющееся и греч. logos — учение, от греч. αἴσθησις — чувство, чувственное восприятие) — это направление в эстетике, сложившееся в 30 — 50 годы XX века под воздействием критики трансцендентального идеализма за «субъективизм» и «психологизм» и феноменологии Эдмунда Гуссерля, направленной на возвращение от аналитики субъекта «Назад к самим вещам!». Феноменологическая эстетика ценит в субъекте не активность мышления, а способность созерцания.

Феноменология относится к бытию посредством беспредпосылочного видения, в котором формы созерцания не являются тождественными формам чувственного восприятия. Она не признает возможность постигнуть бытие с помощью чистого разума и отводит главную роль языку: содержание актов «слушания» и «видения» не является невыразимо «субъективным».

Феноменологи обращаются к онтологической проблеме эстетики — явленности бытия сознанию как интенционального предмета в процессе эстетического созерцания. Рассмотрение эстетического феномена как интенционального характерно для философов: М. Хайдеггера, М. Мерло-Понти, Ж. П. Сартра и Э. Левинаса. Их философские взгляды являются своеобразным переходом от феноменологии к экзистенциализму. Первыми непосредственно феноменологическими работами в эстетике являются труды В. Конрада «Эстетический предмет» (1904 г.), М. Гайдера «Введение в феноменологию эстетического вкуса» (1913 г.) и «Введение в эстетику» (1926 г.) и «Основоположения эстетической теории ценностей» (1927 г.) Р.Одебрехта. Ядром феноменологической эстетики выступают концепции Р. Ингардена, Н. Гартмана и М. Дюфренна.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я