Связанные понятия
Тромбо́н (итал. trombone, букв. «большая труба», англ. и фр. trombone, нем. Posaune) — медный духовой музыкальный инструмент басово-тенорового регистра.
Контраба́с (итал. contrabbasso или basso) — самый крупный по размерам (около двух метров в высоту) и самый низкий по звучанию из широко используемых смычковых струнных музыкальных инструментов, объединяющий в себе черты скрипичного семейства и семейства виол. Имеет четыре струны (реже три или пять), настроенные по квартам: E1, A1, D, G (ми, ля контроктавы, ре, соль большой октавы), диапазон от E1 (ми контроктавы) до g1 (соль первой октавы) и выше.
Ту́ба (итал. и лат. tuba — труба) — широкомензурный медный духовой музыкальный инструмент, самый низкий по регистру. Басовая разновидность бюгельгорна. Туба обладает суровым, массивным тембром в нижнем регистре, плотным и насыщенным в среднем диапазоне, а также мягким и певучим тембром в верхнем. Используется в основном в симфоническом и духовом оркестрах, где ей принадлежит роль басового инструмента в группе медных духовых. Все чаще используется в джазовой, а также камерной музыке.
Валто́рна (нем. Waldhorn — лесной рог, итал. corno, фр. cor, англ. french horn) — медный духовой музыкальный инструмент тенорового регистра.
Саксофо́н — тростевой духовой музыкальный инструмент, по принципу звукоизвлечения принадлежащий к семейству язычковых деревянных духовых музыкальных инструментов. Семейство саксофонов сконструировано в 1842 году бельгийским музыкальным мастером Адольфом Саксом и запатентовано им четыре года спустя. С середины XIX века саксофон используется в духовом оркестре, реже — в симфоническом, также в качестве солирующего инструмента в сопровождении оркестра (ансамбля). Является одним из основных инструментов...
Упоминания в литературе
Сейчас Рэйчел занята своей первой большой композицией за тринадцать лет, прошедших с момента аварии. Она решила взять за основу струнный квартет, одно из последних ее сочинений, написанных до катастрофы. Рэйчел хочет разбить его и снова собрать, но уже по-иному – как она говорит: «рассыпать его по ветру, собрать части и сложить их в новой форме». Она хочет включить в композицию эмбиентные звуки, в которых стала хорошо разбираться, «чтобы сплести воедино считающиеся немузыкальными звуки», чтобы создать новый тип музыки. На фоне этих звуков она собирается импровизировать дыханием, пением и игрой на разных инструментах (во время визита я обнаружил на ее рабочем столе альтовую блокфлейту, китайскую флейту, сирийскую флейту, латунную водопроводную трубу, колокольчики, барабаны и деревянные ударные
инструменты). Основной звук, музыка, будет переплетаться с проекциями визуальных форм и фотографическими иллюстрациями, выполненными самой Рэйчел.
Чаще всего для автоматического извлечения звука
использовалась основа обычных музыкальных инструментов. Это и струны, и духовые трубы, и колокола, и литавры – все то, что могло услаждать слух человека. Они приводились в действие самыми разными способами. Нередко для этого употреблялся вращающийся цилиндрический вал со штифтами.
Фагот по устройству
аналогичен гобою, но в отличие от него сложен вдвое. Благодаря колену звук у него более низкий и не такой громкий. Однако он достаточно подвижен и может звучать с сильным комическим эффектом, особенно заметным при быстрых пассажах. Для удобства музыкант дует в фагот через изогнутую трубку. Предком фагота является большая деревянная труба – бомбарда. Она была такой длинной, что играли на ней вдвоем – один музыкант держал ее, а другой играл. Вот почему создатели фагота и сложили ее вдвое.
К 1960-м годам представители архитектурного авангарда стали обращать внимание на эти вопросы. Их интересы сместились от композиции структур и пространств – представления об архитектуре, олицетворяемого нарочито лишенной удобств «примитивной хижиной» Ложье, – в сторону всех этих труб, воздуховодов, кабелей, лифтов и эскалаторов. (Именно на них, разумеется, по большей части и шли теперь деньги при строительстве.) Британская архитектурная группа Archigram, итальянская Superstudio, канадец Франсуа Дальгре и другие наперебой производили изображения человеческих тел – чаще всего молодых, фотогеничных и едва (но модно) одетых – в окружении элегантных труб и воздуховодов, огромных хитроумных устройств и мест подключения к системам, которые, предположительно, готовы немедленно доставить все, что попросишь17. Ренцо Пьяно и Ричард Роджерс построили в Париже Центр Помпиду, смело обнажив его коммуникации и механические системы; Рейнер Бэнэм подвел под это некую захватывающую теорию, а кинофильм «Бразилия» воплотил эти образы на киноэкране. Оглядываясь назад, несложно заметить, что представления сторонников этой веселой и оптимистичной (по большей
части) разновидности технофетишизма были правильными, но только наполовину – сети действительно приобретали все более важное значение18. Чего они не смогли увидеть – и почему их ярко расцвеченные, угловатые изображения домов-капсул, подключаемых городов, мгновенных поселений, кушиклз и сьютсалонов, манзаксов, рокплагзов и логплагзов сегодня уже ближе к Жюлю Верну, чем Уильяму Гибсону или Нилу Стивенсону – это усиления роли сверхминиатюризации, беспроводных систем, цифровых технологий и дематериализации.
Теперь перейдем к болгарке. Это углошлифовальная машина – очень распространенный и популярный инструмент. С помощью абразивного круга он легко разрезает металл, камень, бетон. Профессиональные, полупрофессиональные и
даже бытовые инструменты имеют регулятор вращения и удобно расположенный под большим пальцем ползунок включения/выключения. Диски углошлифовальной машины рассчитаны на различные материалы. Чаще всего используются тонкие отрезные диски для резки труб и арматуры, а также диски по камню, для обработки стен. Важно научиться правильно работать с болгаркой: ее держат двумя руками, ни в коем случае не снимая защитный кожух, а лишь поворачивая его в ограниченных пределах.
Связанные понятия (продолжение)
Кларне́т (итал. clarinetto, фр. clarinette, нем. Klarinette, англ. clarinet или clarionet) — язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с одинарной тростью. Был изобретён около 1700 года в Нюрнберге, в музыке активно используется со второй половины XVIII века. Применяется в самых разнообразных музыкальных жанрах и составах: в качестве сольного инструмента, в камерных ансамблях, симфонических и духовых оркестрах, народной музыке, на эстраде и в джазе. Кларнет обладает широким диапазоном...
Фле́йта (лат. flauta, от flatus — дуновение) — лабиальный духовой музыкальный инструмент, в котором первичным источником колебаний является воздушная струя, рассекающаяся о край стенки инструмента, называемой ла́биум (лат. labium — губа). Источник колебаний приводит в движение воздушный столб в канале флейты и образуется звук определённой высоты. Один из древнейших музыкальных инструментов. Относится к группе деревянных духовых.
Гобо́й (от фр. hautbois, буквально «высокое дерево», англ. oboe, итал. oboe, нем. Oboe) — язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент сопранового регистра, представляющий собой трубку конической формы с системой клапанов и двойной тростью (язычком). Современный вид гобой приобрёл в первой половине XVIII века. Инструмент обладает певучим, однако несколько гнусавым, а в верхнем регистре — резким тембром. В 1989 году занесен в книгу рекордов Гиннеса как самый сложный инструмент.
Скри́пка (от скрип it. violino) — струнный смычковый музыкальный инструмент высокого регистра. Имеет народное происхождение, современный вид приобрела в XVI веке, получила широкое распространение в XVII веке. Имеет четыре струны, настроенные по квинтам: g, d1,a1,e2 («соль» малой октавы, «ре», «ля» первой октавы, «ми» второй октавы), диапазон от g («соль» малой октавы) до a4 («ля» четвёртой октавы) и выше. Тембр скрипки густой в низком регистре, мягкий в среднем и блестящий в верхнем.
Фаго́т (итал. fagotto, букв. «узел, пучок, вязанка», нем. Fagott, фр. basson, англ. bassoon) — язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент басового, тенорового и частично альтового регистра. Имеет вид согнутой, дугообразной, длинной трубки с системой клапанов и двойной (как у гобоя) тростью, которая надевается на металлическую трубку («эс») в форме буквы S, соединяющую трость с основным корпусом инструмента. Своё название инструмент получил из-за того, что в разобранном виде напоминает вязанку...
Бас-кларне́т (итал. clarinetto basso; фр. clarinette basse; нем. Bassklarinette; англ. bass clarinet) — деревянный духовой музыкальный инструмент, басовая разновидность кларнета.
Мандоли́на (итал. mandolino, уменьшительная форма от итал. mandola — вид лютни) — струнный щипковый музыкальный инструмент небольших размеров, разновидность лютни — лютня-сопрано, но с менее длинной шейкой и с меньшим числом струн. Струны задеваются играющим, в основном, медиатором, а также пальцами и птичьим пером. На мандолине используется техника тремоло. Так как металлические струны мандолины издают короткий звук, то протяжные ноты достигаются быстрым повторением одного и того же звука.
Корне́т (итал. cornetto — «рожок») или корне́т-а-писто́н (фр. cornet à pistons — «рожок с поршнями») — медный духовой музыкальный инструмент, снабжённый пистонами (вентилями). По конструкции напоминает трубу, но в отличие от неё имеет более широкую и короткую трубку. Ведёт своё происхождение от почтового рожка. Был сконструирован во Франции около 1830 года.
Виолонче́ль (итал. violoncello, сокр. cello; нем. Violoncello; фр. violoncelle; англ. cello) — струнный смычковый музыкальный инструмент басового и тенорового регистра, известный с первой половины 16 века, такого же строения, что и скрипка или альт, однако значительно бо́льших размеров. Виолончель обладает широкими выразительными возможностями и тщательно разработанной техникой исполнения, используется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент.
Уда́рные музыка́льные инструме́нты — группа музыкальных инструментов, звук из которых извлекается ударом или тряской (покачиванием) по звучащему телу (мембране, металлу, дереву и другому). Самое многочисленное семейство среди всех музыкальных инструментов.
Ксилофо́н (от греч. ξύλον — дерево + φωνή — звук) — ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания. Представляет собой ряд деревянных брусков разной величины, настроенных на определённые ноты. По брускам ударяют палочками с шарообразными наконечниками (малетами) или специальными молоточками, похожими на небольшие ложки.
Аккордео́н (от фр. accordéon) — хроматическая ручная гармоника с клавиатурой мелодии фортепианного типа. Клавиатура аккомпанемента такая же как у баяна: с 5—6 рядами кнопок, звучащими басами и аккордами (готовый аккордеон) или отдельными нотами (выборный или готово-выборный аккордеон).
Контрафаго́т (неверно: контрфагот; итал. controfagotto, фр. contrebasson, нем. Kontrafagott, англ. contrabassoon) — деревянный духовой музыкальный инструмент, разновидность фагота, инструмент такого же типа и устройства, но с бо́льшим вдвое столбом заключённого в нём воздуха, отчего звучит на октаву ниже фагота. Диапазон по действительному звучанию — от B0 (си-бемоль субконтроктавы), реже A0 до g (соль малой октавы); ноты пишутся в басовом ключе на октаву выше действительного звучания. Тембр — как...
Вибрафо́н (лат. vibro — колеблю(сь) и греч. φωνη — звук) — ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания, относящийся к группе металлофонов. Изобретён в США в конце 1910-х годов. Применяется в академической и эстрадной музыке в качестве сольного или ансамблевого инструмента.
Флюгельго́рн (нем. Flügelhorn, от Flügel — «крыло» и Horn — «рог», «рожок», англ. flugelhorn) — медный духовой музыкальный инструмент, самый высокозвучащий представитель (наряду с флюгельгорнами пикколо и пикколино) семейства саксгорнов (или бюгельгорнов), но в отличие от классических альтгорна, теноргорна и баритонэуфониума, а тем более низких видов саксгорнов басовой и контрабасовой туб имеют не овальную и тубообразную форму, а форму, сходную с корнетом и трубой. Внешне очень напоминает трубу или...
Духовы́е музыка́льные инструме́нты — музыкальные инструменты, источником звука в которых является колеблющийся столб воздуха, находящийся в трубке инструмента. Согласно классификации Хорнбостеля — Закса духовые инструменты относятся к группе аэрофонов.
Альт (англ. и итал. viola, фр. alto, нем. Bratsche) или альт скрипичный — струнно-смычковый музыкальный инструмент такого же устройства, что и скрипка, но несколько больших размеров, отчего звучит в более низком регистре. Струны альта настроены на квинту ниже скрипичных и на октаву выше виолончельных — c, g, d1,a1 (до, соль малой октавы, ре, ля первой октавы). Наиболее употребительный диапазон — от c (до малой октавы) до e3 (ми третьей октавы), в сольных произведениях возможно употребление более...
Фортепиа́но или фортепья́но (от итал. forte — громко, piano — тихо) — струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент.
Стру́нный музыка́льный инструме́нт — это музыкальный инструмент, в котором источником звука (вибратором) являются колебания струн. В системе Хорнбостеля — Закса они называются хордофонами. Типичными представителями струнных инструментов являются классические скрипка, виолончель, альт, контрабас, арфа и гитара, а также множество самых разных народных инструментов: комуз, хомус, кылкыяк, кобыз, домбыра, гусли, балалайка, домра и другие.
Подробнее: Струнные музыкальные инструменты
Лита́вры (итал. timpani, фр. timbales, нем. Pauken, англ. kettle drums) — ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания. Представляют собой систему от двух до семи металлических котлообразных чаш, открытая сторона которых затянута кожей или пластиком, а нижняя часть может иметь отверстие.
Орке́стр (от др.-греч. ὀρχήστρα орхестра, площадка для хора в античном театре) — большой коллектив музыкантов-инструменталистов. В отличие от камерных ансамблей, в оркестре некоторые из его музыкантов образуют группы, играющие в унисон.
Челе́ста (итал. celesta от celeste «небесный») — клавишный металлофон, внешне и по механике напоминающий пианино. Ударный музыкальный инструмент, звучащим телом которого являются стальные пластинки. Один из наиболее популярных дополнительных инструментов симфонического оркестра.
Губная гармо́ника — музыкальный инструмент семейства гармоник. Представляет собой небольшой брусок со множеством отверстий сбоку. Выбор извлекаемых звуков осуществляется положением губ и языка на отверстиях, а также направлением движения воздуха на вдох или выдох.
Цимба́лы — струнный ударный музыкальный инструмент, который представляет собой трапециевидную деку с натянутыми струнами. Звук извлекается ударами двух деревянных палочек или колотушек с расширяющимися лопастями на концах.
Гита́ра — струнный щипковый музыкальный инструмент. Применяется в качестве аккомпанирующего или сольного инструмента во многих стилях и направлениях музыки, среди которых романс, блюз, кантри, фламенко, рок, джаз. Изобретённая в XX веке электрическая гитара произвела значительные изменения в музыке и тем самым оказала сильное влияние на массовую культуру.
Ба́нджо (англ. banjo) — струнно-щипковый музыкальный инструмент, род гитары с резонатором (расширенная часть инструмента крыта кожей, как барабан); 4—9 струн. Банджо часто ассоциируется с народной, деревенской, ирландской, традиционной музыкой и жанром блюграсс. В XIX веке банджо занимал центральное место в афроамериканской традиционной музыке. Банджо в тандеме со скрипкой стали основой американской старинной музыки.
Кварте́т — музыкальный ансамбль из 4 музыкантов, вокалистов или инструменталистов.
Ме́дные духовы́е инструме́нты — группа духовых музыкальных инструментов. По классификации, разделяющей инструменты по источнику колебаний, они относятся к амбушюрным (или мундштучным) музыкальным инструментам, то есть колебания создаются губами музыканта. Высота звука регулируется положением губ (амбушюром), силой выдуваемого воздуха и нажатием на клапаны (вентили), открывающие и закрывающие дополнительные трубки инструмента.
Мари́мба — ударный музыкальный инструмент, родственник ксилофона. На маримбе играют специальными палочками с обмотанными нитками головками (mallets), реже просто с резиновыми головками. Маримба отличается от ксилофона в первую очередь диапазоном и тембром — и, соответственно, размером клавиш и резонаторов. Так же, как у ксилофона, резонатором является металлическая или деревянная трубка, подвешенная вертикально под клавишей. У традиционной формы инструмента эту функцию выполняет высушенная тыква...
Духово́й орке́стр — оркестр, состоящий преимущественно из духовых и ударных музыкальных инструментов.
Блокфлейта (нем. Blockflöte — флейта с блоком) — продольная флейта со свистковым устройством.
Эуфониум , эфониум, теноровая туба, тенорная туба (англ. euphonium) — басовый музыкальный инструмент семейства саксгорнов. Является самым популярным инструментом из этого семейства. Играет роль ведущего тенорового голоса в военных и духовых оркестрах. Слово «эуфониум» происходит от греческого «euphonia», что означает «приятно звучащий».
Бая́н — русская хроматическая ручная гармоника с 3—5 рядами круглых кнопок на клавиатуре мелодии и 5—6 рядами кнопок на клавиатуре аккомпанемента, клавиши которого звучат басами и аккордами (готовый баян) или отдельными нотами (выборный или готово-выборный баян).
Англи́йский рожо́к (итал. corno inglese, фр. cor anglais, нем. Englisch Horn) или альтовый гобой ― деревянный духовой музыкальный инструмент, разновидность гобоя.
Фле́йта-пи́кколо (часто называется просто пикколо или малая флейта; итал. flauto piccolo или ottavino, фр. petite flûte, нем. kleine Flöte) — деревянный духовой музыкальный инструмент, разновидность современной флейты. Обладает блестящим, в форте — пронзительным и свистящим тембром; звучит на октаву выше обыкновенной (большой) флейты, причём ряд низких звуков извлечь невозможно. Диапазон пикколо — от d² до c5 (ре второй октавы — до пятой октавы), встречаются также инструменты, обладающие возможностью...
Бандонео́н (исп. bandoneón) — язычковый музыкальный инструмент из семейства ручных гармоник. Сконструирован на основе немецкой концертины в 1840 году Генрихом Бандом из Креффельда. Поначалу использовался для исполнения духовной музыки в церквях в Германии. В конце XIX века был завезён в Аргентину и вошёл в состав танго-оркестров. Именно благодаря бандонеону музыка аргентинского танго получила то пронзительно-щемящее звучание, которое привлекает к ней столько поклонников.
А́рфа — струнный щипковый музыкальный инструмент, состоит из двух расположенных под углом рам, между которыми натянуто множество струн. Один из древнейших инструментов, символ Ирландии. В XVIII столетии была изобретена педальная арфа, ставшая стандартом в классической музыке.
Со́ло (итал. solo «один») — как противоположность понятию тутти, то есть исполнение всего музыкального произведения или его ведущей тематической партии одним голосом или инструментом. Исполнитель такой сольной партии называется солистом.
Классическая гитара имеет шесть струн, основной строй которых — e1, h, g, d, A, E (ми первой октавы, си, соль, ре малой октавы, ля, ми большой октавы). Ряд музыкальных мастеров проводили эксперименты по добавлению дополнительных струн (десятиструнная гитара Фердинандо Карулли и Рене Лакота, пятнадцатиструнная гитара Василия Лебедева, девятиструнная, ГРАН-гитара и др.), однако такие инструменты широкого распространения не получили.
Деревя́нные духовы́е инструме́нты — группа духовых музыкальных инструментов, принцип игры на которых основывается на посыле направленной струи воздуха в специальное отверстие и для регулировки высоты звучания закрывания специальных отверстий клапанами.
Пиани́но (итал. pianino, дословно: маленькое фортепиано) — струнно-клавишный музыкальный инструмент с ударным (молоточковым) способом звукоизвлечения, созданный специально для комнатного музицирования в небольших помещениях. Пианино представляет собой уменьшенную по размеру разновидность фортепиано, в которой струны, дека и механическая часть расположены вертикально, а не горизонтально, вследствие чего пианино занимает гораздо меньше места, чем рояль.
Тамбурин (франц. tambourine) — старинный музыкальный барабан цилиндрической формы, а также танец в двудольном размере и музыка к нему.
Клавеси́н (от фр. clavecin; итал. cembalo, clavicembalo; англ. harpsichord) — клавишный струнный музыкальный инструмент со щипковым способом звукоизвлечения. Музыканта, исполняющего произведения на клавесине и его разновидностях, называют клавесини́стом.
Упоминания в литературе (продолжение)
Начинайте строить объект с основания. Как вы видите, труба (диаметром примерно 20 мм) не является цельной, и вся конструкция состоит
из шести элементов труб разного сечения, объединенных между собой методом электросварки. На концах основания и торцах спинки расположены полукруглые пластмассовые заглушки. Выделите все созданные объекты-лекала и зафиксируйте их командой Freeze Selection (Заморозить выделенное) контекстного меню, которое можно вызвать щелчком правой кнопкой мыши. При этом объекты останутся в сцене, но их нельзя будет трансформировать – вы сможете на них ориентироваться, не боясь, что случайно переместите их. Создайте сплайн Circle (Окружность) с радиусом 21 см на уровне основания несущей конструкции стула. В свитке Rendering (Визуализация) настроек сплайна установите флажки Enable In Renderer (Применить визуализацию) и Enable In Viewport (Увидеть на экране). Параметру Thikcness (Толщина) задайте значение 2 см. Затем создайте сплайн Rectangle (Прямоугольник) с размерами 20 x 20 см и расположите его, как показано на рис. 2.4.
Большинство звуков, которые мы слышим, являются составной
частью множества частот. Обычно есть фундаментальная частота, которую мы воспринимаем как тон звука, и обертоны, придающие звуку особый тембр или окрас. Обертоны создают тембр – то, благодаря чему мы отличаем звук флейты от звука трубы, играющих на одной ноте. Тембр позволяет нам узнать знакомый голос. Гармонические обертоны с частотой, кратной фундаментальной частоте, называются гармониками.
К концу жизни исследователь возвращается к изучению
движения абстрактных форм. Его последней выдающейся работой становится хронофотографическое исследование дыма: в 1901-м Маре строит машину, выпускавшую дым 58 различных конфигураций. Кроме того, он находится в ряду пионеров исследования аэродинамических труб. После его смерти в созданном Институте Маре (L’Institut Marey) исследования продолжаются Булем и Ножем, которые занимаются микрофотографией, съемкой в рентгеновских лучах и производством аналитических фильмов. Последние делаются при помощи созданной Булем высокоскоростной камеры, которую тот использует для баллистических исследований (например, исследования пули, пробивающей мыльный пузырь).
Наиболее убедительной представляется точка зрения В.Б. Дубровина1, который за
основу своих рассуждений берет первые радиотелефонные передачи, обращенные к массовой аудитории. К весне 1921 года инженерами Казанской базы радиоформирований А.Т. Угловым, В.Н. Чистовским и их коллегами был сконструирован усилитель, благодаря которому разговор по радиотелефону можно было передать через рупор, наподобие граммофонной трубы. Такие рупоры были установлены на двух площадях Казани 1 мая 1921 года, и через них передавались тексты некоторых газетных статей.
При распылении растворов химикатов важно, чтобы капли были определенного размера. Для регулирования размеров капель нужно сначала научиться их измерять.
С помощью аэродинамической трубы создавали воздушный поток, дробящий раствор химиката на капли. Перед исследователями стояла задача: определить размеры капель и выяснить их спектры. Вот как описывает работу инженер Е. Марголин: «И Роберт Казак, и ведущий тему – старший инженер Юрий Данилов, и старший техник Константин Петрович Тимошин, и другие члены группы шли к решению проблемы почти наощупь. Перебрали множество теорий, в конце каждой из которых стояло: “Нуждается в практической проверке”. Поставили тысячи экспериментов только для того, чтобы убедиться: пошли не туда. Испытали десятки конструкций приборов и извели не поддающееся учету количество кинопленки»[6]. Это не критическая статья, это хвалебный очерк. Не поддающееся учету количество изведенной кинопленки – не упрек, а, так сказать, количественный показатель творческого горения…
Хроматическую аберрацию стараются устранить ахроматизацией стекол, соединяя две различные чечевицы, собирательную из кронгласа и рассеивающую из флинтгласа, чтобы привести фокусы красных и фиолетовых лучей к фокусу желтых, наиболее ярких. Достигнутый таким образом ахроматизм
является достаточным для зрительных труб и микроскопа, но неудовлетворительным для светописного аппарата.
14. Хай-тек берет свое начало из постмодернистского смешения стилей. В архитектуре
для этого стиля характерны конструкции, изгибающиеся по сложной кривой, монолитные корпуса из отражающего стекла (рис. 1.54). Одно из самых знаменитых сооружений в стиле хай-тек – Центр Помпиду в Париже. Коммуникации – электрические кабели, вентиляционные и водопроводные трубы – вынесены на внешнюю сторону здания, а их разноцветная раскраска придает строению сходство с анатомическим атласом. Для интерьеров в стиле хай-тек характерны открытые балки перекрытий, внешние осветительные приборы, винтовые металлические лестницы, шкафы, имитирующие сейфы или раздевалки на заводе. Мебель содержит перфорированные панели и металлические решетки, похожие на ограждения. Объекты в стиле хай-тек обычно имеют дополнительные свойства: оптические эффекты (зрительные вибрации, явление интерференции), мерцание при падении на них лучей света.
Здесь В1 – труба (бункер), а В2 – то, что по ней
движется. Оба элемента в рамках этой модели условно обозначаются как «вещества». Между ними происходят взаимодействия. Прямая линия обозначает полезное взаимодействие. Волнистая линия показывает, что между двумя веществами есть «вредное» взаимодействие, которое нужно устранить. Стандарты подсказывают, что между В1 и В2 нужно ввести вещество, которое является модификацией одного из конфликтующих веществ или их сочетанием.
Как вы, наверное, знаете, классикой называют музыку, проверенную временем. Ведь есть и классика джаза, и классика рока, и классика популярной песни. Но чаще всего, когда говорят слово «классика», имеют в виду музыку, написанную серьезными композиторами иногда много лет, а то и веков назад. Исполняется она чаще всего на
старинных, классических инструментах, таких, как фортепиано, скрипка, виолончель, различные духовые, труба, флейта и т. д.
1
. Система состоит из вертикальной трубы и откоса горы, трубу трудно плавно (медленно – это время) опустить на откос из-за ее больших размеров. Выбираем два параметра системы: размер и время.
К этому же относится и второе письмо, в котором многочисленные свидетели сообщают о поведении подземных существ на одном из островов в провинции Бергенхуус. Их описывают как маленьких проворных человечков, или карликов: «Их свечи и фонари совсем синие / и горят очень ярко. Обычное их жилище – в горах, / больших каменных расщелинах, / подземных гротах / и им подобных местах. Я также слышал / вместе со многими другими людьми / их музыку, / которая состояла из игры на губных гармошках / лангелёке [по-видимому, ланглейке, норвежском щипковом инструменте со стальными струнами], скрипках и особого пения человеческим голосом, / но это пение нельзя было разобрать, / и оно доносилось до ушей как бормотание, сопровождавшее пастуший танец». Письмо подписано майором и комендантом крепости Аггерхуус К. Бартом и уже упомянутым генералом Бертухом, который дополняет: «Но самое удивительное – что большинство этих концертов слышат в ночь перед Рождеством люди, / живущие вблизи здешней скалистой местности / и, так сказать, под утесами, / где никого не видать / и где не найдешь ни дома, / ни дверей, / ни дымовой
трубы». И по поводу обоих писем: «Все, что там говорится, / чистая правда. Вы, господа мировые ученые, / исследуйте это чудо…»
Однако избегайте моделировать привязанности человека умозрительно, по-соционически, возможно, сработает ваша проекция и тогда ошибки не избежать. Как и у квадратов – алгоритмичность и системность в подходах к делу, рационалистичность в коммуникации и продуманность в действиях. В то же время и люди-, и фирмы-прямоугольники обладают одной особенностью: они обязательно акцентуированы на чем-то и пребывают в состоянии динамической целенаправленности. Иными словами, у них отчетливо выражена канализация (от лат. canalis – труба, желоб) энергии и информации по выбранным направлениям. Они концентрируют свою ударную потенцию только на главных участках и вынужденно игнорируют остальные. Часто – не от хорошей жизни. Нередко – от желания чего-то достичь более быстрыми темпами, сконцентрировав усилия. Иногда – просто от желания измениться, перестроиться,
достигнуть чего-то нового. Можно также заподозрить у прямоугольников скрытое желание уйти от некой заданной схемы внутри самого себя, рационалистически построив вариант ухода или перестройки. И почти наверняка можно констатировать некую неудовлетворенность нынешним состоянием. Иначе зачем перестраиваться и выступать на марше?
А вот пример, описанный Мухачевым в [3]. Как-то, высунув язык при снегопаде в загазованном городе, он обнаружил отвратительный вкус снежинок. За городом же снежинки имели вкус и запах свежести. Это явление его натолкнуло на создание способов улавливания вредных для человека выбросов путем их медленного охлаждения в трубах, кристаллизации и выпадения крупных кристаллов в специальные улавливатели. А из них уже полезные для промышленности вещества
можно было пускать для дальнейшего использования.
4. Сюжетный орнамент представляет собой изображения жанровых сцен, пейзажей, предметов быта, посуды, орудий труда, транспортных средств, эмблем и т. д… Примерами сюжетного орнамента в
текстиле могут служить так называемые набойки Жуй, получившие распространение во Франции в конце XVIII века, во время французской буржуазной революции. Это были ткани с картинами революционных событий и празднеств. В России во второй половине XIX века на Трехгорной мануфактуре изготовляли сюжетные платки и ткани с каймой по мотивам лубочных картинок. На этой же мануфактуре в начале XX века были выработаны платки, посвященные столетию войны 1812 г.: пожар Москвы, бегство Наполеона, сожжение знамен и т. д. В 1920-х годах в СССР сюжетные ткани на тему коллективизации и индустриализации страны были очень модными. На этих тканях изображались как целые сцены, так и отдельные предметы и эмблемы советской тематики: серп и молот, звезды, башни зернохранилищ, трубы заводов, сельскохозяйственная техника и т. д.
Единственный стремительный проезд с ярким визгом тормозов оттеняет
скромность звукового решения фильма. Музыкальное оформление тоже подчеркнуто лаконично. Три раза в фильме негромко и коротко звучит гитара и в финале – далекая труба.
Особенно важно для строителей то, что благодаря небольшой (30–70 кг/м2) поверхностной плотности перегородок, выполняемых с применением гипсокартонных плит, временная нагрузка на несущие межэтажные перекрытия увеличивается не более чем на 0,75 кг/м2. Это означает, что спектр возможностей установки гипсокартонных перегородок практически неограничен. Более того, внутри гипсокартонных перегородок сегодня устанавливается оборудование и прокладываются коммуникации. В пустом пространстве, которое остается внутри стандартной однослойной каркасной перегородки толщиной 50–100 мм, свободно размещаются санитарно-технические
трубопроводы. Это особенно важно при экономии полезных площадей за счет размещения коммуникаций в пустотах перегородок с двойным каркасом. К тому же остается возможность контроля функционирования труб.
Померив температуру материнской платы (она не должна превышать 45–50 градусов даже в жаркое летнее время – параметры, которые вы видите на рис. 1.5, были измерены при температуре в помещении 26 °C), вы можете сделать заключение о необходимости дополнительных вентиляторов, установленных на корпусе системного блока (корпусных). Вообще-то, для нормальной работы не слишком «навороченного» компьютера достаточно трех вентиляторов: в блоке питания, на процессоре и на видеокарте (причем последний, как мы видели, не всегда и не для всех пользователей обязателен). Если у вас имеются корпусные вентиляторы, то попробуйте их аккуратно отключить (отсоединив разъем вентилятора от материнской платы), и непрерывно контролируйте температуру материнской платы. Если в комнате жара, а температура через час после включения не превысила указанной ранее величины, то можете смело избавляться от лишних источников шума. Учтите, что имеющийся в некоторых корпусах воздуховод (в виде трубы к вентилятору процессора), снижает температуру процессора, но повышает ее
для окружающих компонентов. Поэтому стоит проэкспериментировать, удалив эту трубу, – если температура материнской платы снизится, а процессора – не повысится вовсе или повысится не больше, чем на один-два градуса, то стоит обойтись без нее.
ВИБРАЦИ?ННАЯ МАШИ́НА, машина, рабочему органу которой сообщается колебательное движение для осуществления или интенсификации выполняемого процесса. Применяется в строительстве для уплотнения бетона или грунта (вибратор погружают в бетон или устанавливают прямо на землю, и он, сообщая колебательные движения грунту или бетонной смеси, способствует их уплотнению), погружения в грунт свай, труб и т. д. Название этого класса строительных машин произошло от латинского слова vibro – колеблюсь. Явление
вибрации широко используется во многих строительных машинах. Так, в виброкатках вибратор, расположенный в вальцах катка, улучшает их уплотняющее действие; вибратор, которым оснащается ковш экскаватора, стряхивает налипший на стенки вязкий грунт; используют виброударный способ погружения свай вибромолотами и т. д. В горном деле широко используются вибрационные конвейеры и виброгрохоты, применяемые для транспортировки и сортировки горных пород.
Как это ни странно на первый взгляд, но хай-тек – это, прежде всего, конструкционная открытость,
включение в визуальный ряд труб, арматуры, воздуховодов, сложное структурирование пространства.
Леса бывают стандартные – 1,4 х 2,5 м, высота одной секции 2 м, или «турки» – специализированные многоуровневые
конструкции с дополнительными опорами. Встречаются самодельные, сваренные из стальных труб, но они тяжелы и неудобны для нашей работы.
Состоит горн из кирпичной кладки, вытяжной трубы с вытяжным зонтом (колпаком). На поверхности кладки сделано углубление для горнового гнезда и второе – для ванны с водой. В нижней части предусмотрена ниша для хранения угля. Через сопло воздух от меха, который приводится в действие неравноплечим рычагом, подается в горновое гнездо. Высота кирпичной кладки 700 – 800 мм, ширина и глубина 1000 – 1100 мм.
Для большей прочности горн связывается каркасом из угловой стали. Горновое гнездо облицовано огнеупорным шамотным кирпичом. Длина кирпича – 200 мм, ширина – 400 мм, глубина – 100 – 150 мм.