Совмещённая колея

Железнодорожный путь совмещённой колеи предназначен для использования подвижным составом с разной шириной колеи.

Сооружение пути совмещённой колеи по сравнению с двумя или несколькими отдельными путями для каждой колеи позволяет экономить площадь и средства на строительство искусственных сооружений (земляных насыпей, мостов, тоннелей), а также контактной сети и устройств сигнализации.

Чаще всего совмещается две колеи (в трёх-, но иногда четырёхниточном пути), однако известны примеры совмещания и большего их количества. Например, на заводе «General Motors», выпускавшем локомотивы для разных стран, существовал семиниточный испытательный путь.

Три рельса используются в том случае, когда разница в ширине двух колей достаточна, чтоб вместить рельс меньшей колеи в большую, а один из рельсов использовать как общий. Например, 1668 и 1435 мм в Испании, 1435 и 1067 мм в Австралии и Японии, 1520 и 1067 мм на Сахалине, 1676 и 1000 мм в Бангладеш. Для разъезда поездов в месте расхождения путей используются специальные стрелки и сигнализация.

Четыре рельса используются для сплетения в одном пути несовместимых колей, мало отличающихся между собой по ширине, например 1435 и 1520 мм (разница 85 мм), 1000 и 1067 мм (разница 67 мм). Сплетение путей остается независимым и не требуются стрелки для прохождения поездов по разъезду.

Иногда четыре рельса используются для комбинаций «широкая колея + узкая колея», когда меньший по ширине путь полностью и симметрично умещается внутрь более широкого. Используется для мостов и путепроводов в некоторых странах. Помимо экономии пространства под насыпь или пролеты моста, обеспечивается возможность неуправляемого разъезда без стрелок.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я