Связанные понятия
Пи́рсинг (англ. piercing — «прокол») — одна из форм модификаций тела, создание прокола, в котором носят украшения. Само понятие «пирсинг» может относиться как к процессу прокалывания, так и к отверстиям, сделанным посредством прокалывания.
Ма́ска (личина) — предмет, накладка на лицо, который надевается или для сокрытия личности, или для защиты лица. Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз, рта и носа.
Роспись по телу (англ. body painting) — искусство рисования на теле. Одно из направлений боди арта, но в отличие от тату и других способов украшения тела оно является временным (от нескольких часов до трёх недель), так как краска наносится только на верхний слой кожи.
Шрамирование , (скарификация) (от лат. scarifico — царапаю) — специальное нанесение на тело шрамов, в законченном виде представляющих собой какой-либо рисунок или узор. В настоящее время, как правило, к шрамированию прибегают либо поклонники экстравагантного модифицирования тела, либо те люди, которые уже имеют шрамы и желают их замаскировать. Также шрамирование используют как и татуировки.
Упоминания в литературе
Искусство нанесения
татуировки является еще одной таинственной стороной японской культуры. Его появление уходит корнями в глубокую древность. Доказано, что узоры на коже были знакомы японцам примерно с V века до н. э., когда ритуальная татуировка заменяла одежду айнам. Древние обитатели острова Хоккайдо передали потомкам лишь способы нанесения краски. Суть самого явления определялась в соответствии с местными традициями. Во времена господства самураев рисунок на теле свидетельствовал о социальном статусе человека. Например, крестами и полосами метили преступников, а те прятали позорные знаки в сложном орнаменте новой татуировки.
Язык современных справочников более сух и рационален, но основные идеи, похоже, не изменились. В Британской энциклопедии
татуировка – нанесение постоянных (долговременных) знаков или орнаментов путем введения пигмента под кожу, которое осуществлялось в большинстве частей света, кроме населения с темным цветом кожи и большинства китайцев. Орнаменты татуировок, в соответствии с представлениями разных народов, делаются с целью магической защиты против болезней и несчастий; обозначают статус человека, его принадлежность какой-либо группе. Но основной мотив татуирования – эстетический.
Татуировка за прошедшие времена претерпела значительные измения. Так, одной из наиболее характерных черт татуировки в племенных сообществах является то, что большинство наблюдаемых в ней мотивов – это простые знаки: точки, черточки, звездочки, круги, кресты, изображения солнца, а также геометрические формы в противоположность развитым и многообразным изображениям ныне. Объяснение этому простое. Прежде всего надо учитывать, что в племенных сообществах татуировка выполнялась при помощи примитивных приспособлений, которые не позволяли исполнять более сложные знаки. Исключением является только полинезийская татуировка. В противоположность современному татуировщик племенного сообщества связан со старой и четко обязывающей традицией, он погружен в систему ценностей своего окружения и, естественно, подвержен его оценкам. Естественно, что мотивы племенной татуировки застыли в схемах и передаются из поколения в поколение в первозданном виде. И последнее – татуировку, особенно племенную, следует понимать как систему коммуникации. Татуировщик, выполняя какой-нибудь орнамент на теле соплеменника, обязан был помнить о том, чтобы не потерять ни одного из обязательных элементов и точно передать их содержание. Каждая черточка орнамента, место, в котором они были размещены на теле человека, содержали определенный смысл, несли информацию. Татуировщик не мог позволить себе дополнить или изъять что-либо из композиции, зафиксированой в мифологии своего племени.
Значение
татуировки в сознании населения этого раннего периода истории Японии до сих пор остается неясным, поскольку в то время она уже применялась в различных общественных слоях для косметических, религиозных либо магических целей, но прежде всего для целей пенитенциарных. Например, китайцы, несмотря на то, что были знакомы с техникой татуировки, считали ее варварской практикой и применяли по отношению к преступникам. Но кажется весьма сомнительным, чтобы фигурки ханиуа, заменяющие живые существа, как и животные, предназначенные сопровождать умерших в их загробной жизни, должны были символизировать преступников. Другими словами, между китайской и японской традицией просматривается определенное различие.
Вообще, надо подчеркнуть, что искусство украшения на теле было распространено по всему миру. У каждой культуры или народа свои собственные традиции и символы. В большинстве стран метод нанесения рисунка, который сохраняется навсегда, канул в лета, то есть либо не так актуален либо вовсе исчез. Но существуют в нашем огромном мире места, где искусство украшения живет до сих пор. Полинезию я уже упоминала. В Северной Америке индейцы украшали себя изображениями животных; в настоящее время мотивы, стилизованные под них и имеющие три или четыре цвета, популярны в качестве «плоских кружев». В Южной и Центральной Америке некоторые народы до сих пор покрывают свое тело
татуировками «земе», представляющими собой рисунки демонов. Среди кельтов Каледонии, Северная Шотландия, распространены татуировки, стилизованные под растительные мотивы. Среди темнокожих племен черной Африки до сих пор распространены татуировки в виде шрамов. Это достаточно болезненный процесс нанесения украшений. Он представляет собой рубцевые разрастания, которые специально подкрашиваются веществами темного цвета.
Связанные понятия (продолжение)
Ироке́з — причёска, популярная в субкультуре панков и го́тов первой волны. Хотя названа по племени ирокезов, однако это наименование не соответствует действительности: индейцы не вздымали скальповую прядь в высокий и узкий гребень, используя лак для волос. Впервые «ирокез» стал носить шотландский певец, лидер группы The Exploited Уотти Бьюкэн, после чего это переняли многие панк-рок музыканты и фанаты этого направления. В английском языке более известна как mohawk (мохок — название одного из ирокезских...
Макия́ж (фр. maquillage) — нанесение на кожу лица различных видов декоративной косметики с целью украшения, самовыражения, а также камуфлирования существующих изъянов. Макияж является разновидностью грима. Специалист по макияжу — визажист.
Я́годи́цы — мягкие ткани задней и латеральных поверхностей таза, представленные ягодичными мышцами, подкожной клетчаткой и кожей. Каждая ягодица ограничена сверху областью пояснично-крестцового ромба (Михаэлиса) и крылом подвздошной кости, снизу — подъягодичной складкой и промежностью, а сбоку — областью большого вертела бедра.
Серьги , серёжки — украшение, носимое в ушах, в которых для этого необходимо проколоть отверстия.
Борода ́ — волосяной покров на нижней части лица. Один из мужских вторичных половых признаков у человека, обусловленных наличием тестостерона. Борода начинает развиваться в период полового созревания.
Талисма́н (др.-греч. τέλεσμα «посвящение, чары») — магический предмет или животное, назначением которого, согласно суеверным представлениям, является принесение счастья и удачи его владельцу.
Табу ́ — строгий запрет на совершение какого-либо действия, основанный на вере в то, что подобное действие является либо священным, либо несущим проклятие для обывателей, под угрозой сверхъестественного наказания.
Фети́ш-мода — направление моды, включающее одежду и аксессуары эпатажных и провокационных стилей.
Усы ́ — волосы или волоски, растущие у человека (у мужчины, реже — у женщины, что бывает связано с гормональными отклонениями в организме) под носом (на верхней губе). У млекопитающих (типа грызунов, кошек) жёсткие осязательные волосы вокруг носа называются вибриссами и имеют иное происхождение.
Амуле́т (от араб. حَمَلَ— «носить») или о́бере́г — предмет, которому приписываются магические силы, который должен принести счастье (энергетическое, та́инственное действие) и уберечь от потерь (защитное действие).
Бритьё головы ́ — один из способов принудительного или добровольного удаления волос с головы.
Маникю́р (от лат. manus — кисть и cura — уход) — косметическая процедура по обработке ногтей на пальцах рук и самих пальцев, а то и всей кисти рук. Маникюр выполняется как в салонах красоты или косметологических кабинетах квалифицированными специалистами, так и в домашних условиях.
Пари́к (от фр. perruque) — искусственные или настоящие волосы, которые надеваются на голову как шапка, создавая ту причёску, под которую он сделан. Парики бывают также экзотических цветов, таких, как зелёный, синий, красный и т. д. В настоящее время парики используются в театральном искусстве и шоу-бизнесе.
Банда́на (хинди बन्धन bandhana — повязывать) — косынка или платок большого размера. Традиционно банданы изготавливаются из разноцветной ткани с узорами. Банданы повязывают как на лоб, так и вокруг шеи (шейный платок).
Э́мо (англ. emo: от emotional — эмоциональный) — молодёжная субкультура, образовавшаяся на базе поклонников одноимённого музыкального стиля и родственных ему. Её представителей называют эмо-киды (emo + англ. kid — молодой человек; ребёнок) или, в зависимости от пола: эмо-бой (англ. boy — мальчик, парень), эмо-гёрл (англ. girl — девочка, девушка).
Манеке́н (фр. mannequin , от нидерл. mannekijn — человечек) — изделие, имитирующее форму тела человека: мужчины, женщины или ребёнка.
Сибари или шибари, также кимбаку. Японское искусство ограничения подвижности тела человека (бондажа) при помощи верёвок, которое определено техническими и эстетическими принципами. Практика требует соблюдения техники безопасности, мастерства от риггера и доверия, умения расслабляться от модели. Помимо технического аспекта сибари обладает чувственной, эстетической и эротической составляющими. Инструмент для связывания — натуральная верёвка. Практика не имеет половых ограничений, есть ограничения до...
Бики́ни — открытый женский купальник, состоящий из двух отдельных элементов, один из которых прикрывает грудь, другой — пах и ягодицы. Существуют разновидности бикини, отличающиеся формой и размерами обеих частей. Пришёл на смену закрытым купальникам.
Женская грудь — две выпуклости на передней верхней части туловища, внутри которых находятся молочные железы, выделяющие грудное молоко для вскармливания младенцев. Немного ниже середины каждой груди, примерно на уровне четвёртого межрёберного промежутка или пятого ребра, на поверхности имеется небольшой значительно пигментированный кружок — ареола. В центре ареолы расположен грудной сосок, в котором находятся наружные окончания выводных протоков молочных желез, вследствие чего через него происходит...
Набедренная повязка — предмет одежды, прикрывающий гениталии и иногда ягодицы. Является древнейшим и простейшим по конструкции предметом одежды. Распространён у множества народов по всему миру, преимущественно проживающих в тропическом и субтропическом регионах.
Английская булавка , безопасная булавка (англ. safety pin), булавка безопасная, Стрекоза — разновидность булавки, в которой остриё иглы накрывается крышкой для защиты от случайного укола.
«Ми́литари » — стилевое направление в одежде, близкое к категории унисекс, характеризующееся использованием элементов военного снаряжения: военных ботинок, камуфлированной одежды (цвета хаки), военных головных уборов (например, беретов), жетонов, брелоков в форме пуль и т. д.
Кэйкоги (яп. 稽古着, 稽古衣, букв. костюм для тренировок) — униформа, носимая при занятиях боевыми искусствами. В России и в странах бывшего СССР кэйкоги часто, но ошибочно называют «кимоно» (главное их отличие в том, что у кимоно нет штанов). Синонимом слова кэйкоги является слово «доги» (яп. 道着 до:ги, «одежда для занятий будо»).
Лицо ́ — передняя часть головы человека, сверху ограниченная границей волосистого покрова головы, внизу — углами и нижним краем нижней челюсти, с боков — краями ветвей нижней челюсти и основанием ушных раковин.
Андрогиния (др.-греч. ανήρ, мужчина + др.-греч. γυνή, женщина) — явление, при котором человек проявляет одновременно (необязательно в равной степени) и женские, и мужские качества; психологическая андрогинность выявляется по высоким показателям одновременно и по шкалам мужественности (уподобление мужчине) и женственности (уподобление женщине); андрогинность во внешнем виде является сочетанием мужских и женских признаков. Человек, который не подходит под определение ни маскулинной, ни феминной гендерной...
Мини-юбка — короткая юбка, юбка с краем на значительном расстоянии выше колен, не ниже середины бёдер (не более 10 см от ягодиц), мини-платье — платье с таким краем.
Стиль «унисе́кс» (англ. unisex; также «юнисе́кс») появился в результате изменения мужской и женской роли в обществе. Он определяет внешний вид человека, включая одежду (брюки, джинсы, шорты), обувь (угги, кроссовки, кеды, мокасины), причёску, макияж и парфюм. Главная черта всех вещей этого стиля — это полное отсутствие признаков, указывающих на половую принадлежность их владельца.
Подробнее: Унисекс
Пинáп, пин-áп (от англ. to pin up — прикалывать, то есть плакат, прикалываемый на стену) — изображение красивой, часто полуобнажённой, девушки в определённом стиле. В русском языке употребляется для обозначения конкретного стиля американской графики середины XX века.
Подробнее: Пинап
Секс-шоп (англ. sex shop — «магазин товаров для секса») — магазин, торгующий товарами интимного назначения, включая секс-игрушки. Подобные товары служат для придания разнообразия половой жизни сексуальных партнёров, либо же для мастурбации. В некоторых случаях эти товары могут служить иным целям (например, медицинским). Также в нём можно купить презервативы, любриканты, книги эротического содержания, эротическое кино.
Пирсинг носа — вид пирсинга лица, при котором в носу производится прокол для установки и ношения украшения. Существуют различные варианты пирсинга носа с различными видами украшений. К наиболее принятым видам проколов носа относятся прокол ноздри и септума (кожи, находящейся ниже перегородки носа). Другие варианты пирсинга носа появились с распространением культуры пирсинга в современном обществе.
Бо́ди (англ. bodysuit) — вид обтягивающей нижней одежды, закрывающей верхнюю часть туловища, похож на купальник или комбинацию майки и трусиков. Может иметь короткие либо длинные рукава, воротник-стойка может присутствовать или отсутствовать. Характерная особенность боди, отличающая его от леотарда, — то, что в паховой части оно застёгивается на кнопки или крючки. Боди стринг или Т-фронт стринг, как правило, имеют промежностное отверстие, смещенное вперед к области живота, чтобы повысить комфорт...
Футбо́лка — предмет нательной одежды для обоих полов, обычно не имеющий пуговиц, воротника и карманов, с короткими либо длинными рукавами, закрывающий туловище, часть рук и верх бёдер, надевается через голову.
Коса ́ — причёска, при которой несколько прядей волос на голове человека сплетаются вместе.
Ке́ды — спортивная обувь, эпоним от торговой марки Keds, запущенной американской фирмой U.S. Rubber в 1916 году. Изначально создавались для занятий спортом, впоследствии стали повседневной обувью.
Боди-арт (англ. body art «искусство тела») — одна из форм авангардного искусства, где главным объектом творчества становится тело человека, а содержание раскрывается с помощью невербального языка: поз, жестов, мимики, нанесения на тело знаков, «украшений». Объектом боди-арта также могут выступать рисунки, фото, видео и муляжи тела.
Пирсинг лица — вид модификации тела, при котором в одной или нескольких частях лица из частей лица производится прокол с целью введения и ношения одного или нескольких украшений.
Фут-фетишизм (англ. foot fetish) — сексуальное влечение к ступням. Является одним из самых распространённых направлений сексуального фетишизма, более распространён у мужчин, чем у женщин.
Трусы ́ (фр. culotte troussée — закатанные, засученные и вообще «короткие штаны») — разновидность мужского и женского нательного белья. Традиционные трусы закрывают нижнюю часть торса и верхнюю часть ног. Традиционно делаются из хлопка, реже - из шёлка или льна, порой дополняются эластаном для лучшей посадки. В настоящее время существует большое число моделей как для мужчин, так и для женщин...
Непристо́йность — всё шокирующее, явно ранящее и открыто оскорбляющее скромного и воспитанного человека. Это могут быть жесты, слова и выражения, поступки, одежда или её отсутствие, изображения и предметы. Понятие непристойности, граница между пристойностью и непристойностью — характеристики, тесно связанные с вопросами нравственности, этики и сложившегося в обществе этикета, — оттого непостоянные, а также различающиеся в разных культурах и исторических эпохах.
Бакенбарды или бачки (Нидерландский: bakkebaarden) — полоски волос, оставляемые при бритье между висками и ртом. Выделяют следующие разновидности бакенбард...
Купа́льник , или купа́льный костю́м — одежда для купания и отдыха у воды. В русском языке словосочетание купальный костюм более общее и может применяться как к мужским, так и к женским моделям, в то время как слово купальник — только к женским. Следует отличать от гидрокостюмов (предназначены для уменьшения воздействия водной среды на человека) и водолазных костюмов (для работы под водой).
Украше́ние — явление, предмет или результат действия, воспринимаемые человеком или социумом в качестве гармоничного дополнения к чему-либо или кому-либо с эстетической целью.
Тхе́лет (ивр. תכלת, голубой цвет) — краситель животного происхождения, применявшийся в древности для окрашивания ткани в синий, голубой или пурпурно-голубой цвет. Кроме того, словом «тхелет» обозначают сам цвет, а также окрашенную в него ткань.
Упоминания в литературе (продолжение)
Читателям, знакомым с содержанием известной книги Вильгельма Йоста «
Татуировка » (Die Tatowirung), дополнительные сведения о нанесении меток на тело могут на первый взгляд показаться лишними. Однако это не так. Йост занимался в основном технологическими аспектами нанесения красок, татуировки и шрамирования, без ссылок на более поздние научные изыскания, которые выявили существование табу, церемониалов и верований, формирующих смысл татуировки тела на Новой Гвинее, Борнео, в Ассаме и Северной Америке.
Традиция татуирования насчитывает около 8 тысячелетий. Оно появилось еще в первобытную эпоху, когда символические рисунки-талисманы для отпугивания злых духов или привлечения удачи в охоте просто наносили на тело красками. Такие изображения были нестойкими, чем отличались от узоров, которые появлялись сами на местах ожогов и порезов, запачканных сажей или грязью. Заметив это, древние люди начали наносить повреждения намеренно. Чуть позже раскрашенные шрамы – предшественники
татуировок – стали отличием лучших воинов и самых удачливых охотников. Более четкие рисунки были обнаружены на мумиях при раскопках египетских пирамид. У египтян они несли, в первую очередь, информативную (указывали на принадлежность к роду, социальный статус и некоторые личные качества обладателя), охранительную (против болезней, бед, несчастий) и магическую нагрузку, хотя декоративность даже тогда играла не последнюю роль. В конце ледникового периода, когда первобытные семьи разрослись, успев объединиться в небольшие организованные общины, их члены наносили на кожу несмываемые знаки, вначале имевшие значение лишь в пределах малой общественной группы.
Для людей непосвященных
татуировки уголовной среды являются случайно подобранной мозаикой рисунков в виде точек, молний, змей, сердец, стилетов, пальм, бабочек и т.д. Для людей посвященных – вполне читаемой и определенной. Даже самый простой орнамент, несколько разбросанных "в беспорядке" наколок является частью общей концепции, известной преступникам и обитателям исправительного учреждения. Татуировка – что-то вроде визитной карточки. В каждом случае она выполняет функции идентификации, здесь не остается места для вольностей и случайностей в компоновке. При этом информационная составляющая не мешает татуировке быть в преступном сообществе элементом украшения тела.
Читая произведения, освещающие историю этой маркировки тела, можно заметить, что способы нанесения рисунка часто привязываются к определённым областям проживания отдельных народов. Однако континенты и огромные расстояния между ними вовсе не могли быть преградой как для контакта различных наций и культур, так и для распространения
татуировки . Конечно, татуировка во множестве случаев была открыта и развивалась у каждого этноса самостоятельно. Но она вполне могла являться и одной из форм культурного обмена между народами.
Вторая половина близкого, но уже прошлого века отмечана в развитии
татуировки процессом, который характеризуется постепенным увеличением числа особенно охотно используемых татуировщиками многих стран мира мотивов различного культурного происхождения. И это не удивительно. Средства массовой информации, иные достижения цивилизации позволяют охватывать все большие территории земного шара, приводя к сближению и выработке единых норм и образцов в татуировке. Постепенно формируется ряд образцов различного характера, эстетического уровня и культурного происхождения. В результате чего появилось широкое течение, называемое "международным стилем" в татуировке, образцами которого пользуются татуировщики всего мира, предпочитая на определенном этапе те или иные мотивы в зависимости от потребностей, связанных с модой и иными общественными явлениями. Татуировщики, чья деятельность не выбивается из этого течения, т.е. решительное большинство, выполняют стандартные мотивы, приносящие быстрые доходы, которые, конечно, не превышают и качество работы. Индивидуальные черты творчества татуровщиков в такой обстановке как бы растворяются, размываются, что исключает возможность того или иного мотива стать опознавательным знаком конкретного татуировщика. Каждый может и делает то, что делают все и каждый в отдельности.
Маршак излагает свои аргументы в порой живописном документальном стиле. Автор начинает свое повествование с того момента, когда в апреле 1963 года он прочитал июньский номер Scientific American за 1962 год, в котором была напечатана статья о небольшой исцарапанной кости, найденной в Ишанго, месте стоянки человека мезолитического периода в верховьях Нила. В статье бельгийца Жана де Хейнзелина описывалась сама кость и приводились различные интерпретации нанесенных на ней царапин. Аналогичные исцарапанные кости европейского верхнего палеолита были хорошо известны, а сами царапины предположительно представляли собой декоративные рисунки или, при большем воображении, некую элементарную цифровую систему, например подсчет охотничьих трофеев и т. д. Кость из Ишанго была датирована с. –6500, на две или три тысячи лет раньше I династии фараонов Египта и появления там первой известной иероглифической письменности. В этой статье Хейнзелин выражал мнение, что кость являлась рукояткой некоего приспособления для нанесения изображений или
татуировки . Однако ее наиболее интересной чертой являлись группы насечек или царапин, расположенные в три четко видные колонки, которые автор вначале не принял во внимание, но потом счел арифметической игрой, созданной доисторическими людьми, которые могли иметь цифровую систему, основанную на десяти, а также некоторых повторениях простых чисел.
В СССР
татуировки долгое время воспринимались как отличительные признаки криминальной среды. Но постепенно рисунки на теле вышли за рамки уголовного мира. Популярность тату в 1990-е гг. росла вместе с развитием субкультур и молодежных неформальных движений. В конце ХХ – начале XXI вв. татуировки в нашей стране стали вполне обычным и привычным украшением.
Уже в древности клеймение при помощи
татуировки было распространенным обычаем. Так приобретались знаки собственности либо обладания, которые были обязательными при идентификации невольников, скота либо других животных. Клеймение воспринималось также как вид наказания за совершенное преступление. Чаще всего эта процедура представляла собой выжигание раскаленным железом в форме готового штампа различных эмблем на хорошо заметных частях тела. После этого в раны втиралась черная жидкость, чтобы после их заживления знак легко просматривался.
Очень быстро
татуировка как факт жизни нашла свое отражение в художественной литературе. Описания эффектных японских татуировок кочуют из одного произведения того времени в другое. Пьер Лоти в повести "Мадам хризантема", описывая экзотическую для европейцев Японию, рассказывает о том, что во время своего посещения страны восходящего солнца дал себе нанести татуировку. Он выбрал для татуировки грудь в месте, находящемся "на противоположной от сердца стороне", во время выполнения которой он, сжимая от боли зубы, терпел полтора часа. Эту операцию выполнил хори (так называют японских художников-татуировщиков).
Наиболее известными являются останки подобного человека, найденные в Кро-Маньоне, Франция, отсюда и произошло его название – кроманьонец. Археологами установлено, что для человека того времени было характерно раскрашивание своего тела, нанесение
татуировок . Подобные примеры, несомненно, являются прообразами будущих орнаментированных тканей.
Период верхнего палеолита – это время развития человека современного типа (Homo sapiens), человека «разумного». Наиболее известными являются останки подобного человека, найденные в Кро-Маньоне (Франция) отсюда и произошло его название – кроманьонец. При нахождении останков кроманьонцев рядом со скелетами обнаружили просверленные раковины, что говорит о существовании в этот период навесных украшений (бус, ожерелий и т. д.). Кроме того, археологами установлено, что для человека того времени было характерно раскрашивание своего тела, нанесение
татуировок . Подобные примеры, несомненно, являются прообразами будущей орнаментированной одежды.
На руки часто наносят
татуировку , но наиболее распространенной формой их украшения является браслет. Женщины носили браслеты почти всегда, и существует гипотеза, в соответствии с которой этот обычай уходит корнями в их стремление подчеркнуть подобным образом тонкость и изящество своих рук, и тем самым свою половую принадлежность. Согласно другой гипотезе, браслеты служили символом кандалов и отражали подчиненное положение женщин по отношению к мужчинам.
Маски принадлежат к числу ранних произведений карфагенской скульптуры. Они помогают хотя бы в самом общем виде представить себе некоторые черты пунического искусства, прежде всего потому, что главным в них становится создание человеческого образа. Заслуживают внимания маски первого гротескного типа. В них все резко, неприятно, колюче; склад лица – узкий, костистый, с острыми, твердо обозначенными чертами, широко оскалены рты,
татуировка в виде врезанных параллельных полос, ритуальные знаки выявляют демоническое, внечеловеческое начало. В некоторых масках проходящая через лоб полоса завершается к переносице стрелой – так называемым марру – символом древневавилонского бога Мардука. Одно из лучших произведений открыто П. Гоклером при раскопках карфагенского холма Дермеш (0,17 м; Тунис, музей Бардо). Нельзя отказывать в своеобразной экспрессивности застывшему в резкой гримасе и вместе с тем словно овеянному странной подвижностью изображению. В профиль – голый лоб, огромное грубое ухо, острый оскал рта, так что видны зубы, прищуренные глаза, подобна морщинам процарапанная татуировка на лбу и щеках. Это почти саркастическое звучание маски меняется, если смотреть на нее в фас. При таком аспекте усиливается ощущение горечи и в то же время безжизненной условности ее выражения.
В художественной и публицистической литературе есть немало описаний ситуаций поведения и адаптации «новичка» в тюремном заключении, которые хорошо иллюстрируют роль когнитивных схем в коммуникативной успешности. Человек, впервые попавший в эту среду, обычно плохо ориентируется в тюремной иерархии, не разбирается в статусных атрибутах и
татуировках , порой слишком буквально воспринимает высказывания, мимику и жесты, испытывающих его опытных «зеков». Отсюда частые ошибки в интерпретации поведения и намерений сокамерников, хотя невербальной информации вполне достаточно – у новичка нет соответствующих ситуации когнитивных схем. Таким образом, введение в изучение процесса невербальной коммуникации понятия репертуара когнитивных схем сцен и событий имело важное значение. Именно они активизируются в первую очередь, когда человек, пытаясь выявить смысл фрагмента невербального поведения – «паралингвистического текста», оказывается в состоянии истолковать его, поместив содержание этого фрагмента в модель, которая известна независимо от этого «текста».
Попадаются и костяные иголки с ушком. Раскопки захоронений и древние статуэтки показывают, что люди каменного века отлично умели кроить и шить одежду. Иногда это были меховые комбинезоны, оставляющие открытым только лицо. Иногда наряд состоял из нескольких частей – меховой или замшевой рубахи, штанов, мокасин, шапки-капора. Все это обшивалось бусинками из кости, в могилах их находят по несколько тысяч. Уже в те времена существовала своя наука красоты. Украшениями служили браслеты, связки бус, тела покрывались
татуировкой или ритуальной раскраской. Женщины делали себе сложные прически. На рисунках и статуэтках волосы у них то спадают вниз сплошной волной, то собраны концентрическими кругами, то уложены зигзагообразными рядами [24, 96].