Связанные понятия
Регулярное масонство — термин для обозначения соответствия масонской юрисдикции (ложи, великой ложи), неотъемлемым свойствам масонской организации (ландмаркам) и признания её законной масонской организацией со стороны других законных масонских организаций. Регулярное масонство самое большое направление в мировом масонстве, оно объединяет около 3 000 000 масонов по всему миру.
Либеральное масонство — одно из течений в мировом масонстве, объединяющее ложи и великие ложи (великие востоки) в это течение на основе принципа абсолютной свободы совести. Эта новая концепция масонства родилась на конвенте Великого востока Франции в 1877 году.
Организации дополнительных степеней — это структуры, членами которых являются масоны в степени мастера. Основная роль дополнительных степеней, это раскрытие и углубление содержания степеней ученик, подмастерье, мастер, их интерпретация в том или ином направлении, содействие дальнейшему совершенствованию мастеров-масонов. Возникновение первых организаций дополнительных степеней относится к середине XVIII в.
Великий мастер — руководитель масонской великой ложи. Он председательствует в великой ложе и имеет определенные права в учреждении лож, которые формируют его юрисдикцию.
Смешанное масонство — масонские организации, членами которых являются женщины и мужчины. Смешанное масонство является ответвлением либерального масонства.
Упоминания в литературе
Очевидный успех, достигнутый Великой Национальной ложей Франции на пути насаждения масонства в России (вслед за «Гармонией» было образовано еще 4 ложи – авт.; в «Гармонию» из лож, образованных Великим Востоком Франции, особенно – из ложи «Северная Звезда», перетекло довольно значительное количество «братьев», причем, из класса бизнесменов, что позволило поставить работу на должный организационный уровень) позволил ей учредить 24 июня 1995 года Великую Национальную ложу России. Фактически это означало отделение или «независимость» русских регулярных масонов от ВНАФ. Официальное открытие
Великой ложи России происходило в одном из залов ЦДРИ…
При этом не все новые ложи признали авторитет Великой лондонской ложи. Часть из них сохраняла полную независимость, а некоторые образовывали новые центры – новые
Великие ложи , чаще всего по национальному признаку. В 1725 г. возникла Великая ложа Ирландии, а в 1736 г. – Великая ложа Шотландии в Эдинбурге. Еще в 1726 г. возникла вторая Великая ложа в самой Англии – на эту роль претендовала Йоркская ложа, правда безуспешно.
Перед началом войны за независимость в Америке было восемь
великих лож : две в Массачусетсе и по одной в Нью-Йорке, Пенсильвании, Вирджинии, Джорджии, Северной и Южной Каролине. Все они придерживались очень разных ритуалов (которые подчас являли собой пеструю смесь по принципу «с миру по нитке») и находились под влиянием различных центров. В Вирджинии, например, до возникновения там Великой ложи (1777) масонские ложи строили свою деятельность и по хартиям «новой» Массачусетской великой ложи, и по хартиям «старой» Пенсильванской ложи, и по хартиям Великой ложи Шотландии. В одной из таких «шотландских лож», основанной в 1752 году в маленькой деревушке Фредериксбург, штат Вирджиния, 4 ноября 1752 года был принят в масоны молодой майор королевской армии, будущий вождь освободительной войны Джордж Вашингтон.
Многие из первых лож в Америке – включая, вполне возможно, те, документальных свидетельств о которых не сохранилось и мы ничего о них не знаем – были, выражаясь языком масонов, «нерегулярными». Для того чтобы стать «регулярной», ложа должна была стать «уполномоченной», то есть получить патент от высшего органа – от
Великой Ложи или, так сказать, от материнской ложи. Так, например, Великая Ложа Англии выдавала такие патенты собственным филиалам или новым ложам в американских колониях. Однако полномочия выдавали и другие масонские организации, к примеру, Великая Ложа Ирландии, предлагавшая так называемые «высшие градусы» и другие аспекты якобитской ветви масонства, которое после 1745 года утратило политическую ориентацию на Стюартов, но сохранило присущие только ему рыцарские черты.
Многие из первых лож в Америке – включая, вполне возможно, те, документальных свидетельств о которых не сохранилось, и мы ничего о них не знаем – были, выражаясь языком масонов, «нерегулярными». Для того чтобы стать «регулярной», ложа должна была стать «уполномоченной», то есть получить патент от высшего органа – от
Великой Ложи или, так сказать, от материнской ложи. Так, например, Великая Ложа Англии выдавала такие патенты собственным филиалам или новым ложам в американских колониях. Однако полномочия выдавали и другие масонские организации, к примеру, Великая Ложа Ирландии, предлагавшая так называемые «высшие градусы» и другие аспекты якобитской ветви масонства, которое после 1745 года утратило политическую ориентацию на Стюартов, но сохранило присущие только ему рыцарские черты.
Связанные понятия (продолжение)
Досточтимый мастер (англ. Worshipful Master) Мастер ложи или Мастер стула — главный офицер в масонской ложе. Досточтимый мастер руководит всеми делами, ритуалом и церемониями в ложе, и облечён наибольшими полномочиями по сравнению со всеми другими офицерами и членами ложи.
Масонские ландмарки представляют собой перечень принципов, которые многие вольные каменщики провозглашают как «древние и неизменные заповеди масонства». Вопросы «регулярности» великой ложи или великого востока оцениваются с точки зрения соблюдения ландмарок. Поскольку каждая великая ложа является самоуправляемой, без вышестоящего органа, осуществляющего полномочия всего масонства, то толкование этих принципов может различаться, что приводит к конфликтам, связанным с признанием. Разные масонские юрисдикции...
Королевская арка (англ. Royal Arch Masonry) является первой частью системы масонских степеней Йоркского устава. Масоны королевской арки объединены в капитул королевской арки.
Шведский устав (швед. Svenska systemet) (также известен как Шведская система) — является основным в Шведском ордене масонов, Датском ордене масонов, в Норвежском ордене масонов, в Исландском ордене масонов, в Великой земельной ложе вольных каменщиков Германии, а также в ряде других масонских лож.
Провинциальные великие ложи являются административными подразделениями великой ложи. Под юрисдикцию Объединенной великой ложи Англии (ОВЛА) они являются региональными руководящими органами масонства в Англии, Уэльсе, Острова Мэн и Нормандских островов.
Подробнее: Провинциальная великая ложа
Французский устав , или Современный устав, или Современный французский устав (фр. Rite français, ou Rite Moderne, ou Rite Moderne Français) был сформирован и кодифицирован в 1786 году во Франции. Напрямую происходя от изначальных обычаев масонства, он включает в себя старинные ритуальные традиции спекулятивного масонства. Устав был разделён на 7 градусов в Великом востоке Франции. Этот масонский устав практикуется в различных вариантах в нескольких французских послушаниях, в Европе и Латинской Америке...
В каждой масонской ложе избираются или назначаются офицеры ложи для исполнения необходимых обязанностей для поддержания жизни и работ ложи. Точный список должностей может варьироваться между разными великими ложами, хотя основные должности одинаковы и присутствуют, как правило, в большинстве лож.
Подробнее: Масонские должности
Масонская ложа (от англ. lodge — домик; сторожка, приют, далее от названия англ. stonemasons' lodge — строительная мастерская) — место, помещение, где собираются масоны для проведения своих собраний, чаще называемых работами.
Масонские международные организации — это организации, которые объединяют великие ложи, ложи и масонов на основе общих принципов и ценностей в международные союзы и объединения.
Исследовательская ложа — это масонская ложа, деятельность которой посвящена исследованию масонства. Эта ложа, и в этом качестве, имеет хартию от какой-либо великой ложи, она не присваивает градусов, и ограничивает членство мастеров масонов в ней. Связанные с исследованиями ложи являются масонскими исследовательскими обществами, которые служат той же цели, но функции у них принципиально разные. Исследовательские ложи есть в большинстве стран, где существует масонство.
Масонский ритуал является согласованным сценарием слов и действий, которые выполняются во время проведения собрания в масонской ложе.
Астрея — название существовавших в разные исторические периоды великой ложи, капитулов и масонских лож.
Масонский конвент — термин, который происходит от латинского сonventus и впервые использован в таком смысле в отношении конгрессов, которые проводят масоны.
Древний и принятый шотландский устав (ДПШУ) (англ. Ancient and Accepted Scottish Rite) — один из широко распространённых масонских уставов. Он был основан в 1801 году в Чарльстоне (США) братьями Джоном Митчеллом и Фредериком Далхо на базе Великих конституций 1786 года, приписываемых Фридриху II Прусскому. Первоначально устав предназначался для градусов выше степени мастера, начиная с 4 градуса.
Феникс — масонские ложи, которые существовали в разные исторические периоды в разных странах.
Степень (или градус) — уровень членства в масонстве. В символическом масонстве есть только три степени: ученик, подмастерье и мастер. Каждая степень соответствует духовному развитию масона и уровню знаний, полученных им в масонской ложе. Для каждой степени есть набор свойственных ей символов и ритуалов масонства.
Подробнее: Масонские степени
Провинциальный великий мастер (англ. Provincial Grand Master) (ПВМ) — высшая масонская, офицерская должность в провинциальной великой ложе. Похожее название должности используется также в некоторых парамасонских организациях.
Лотос — название нескольких масонских лож, первая из которых была основана В Великой ложе Франции, в 1933 году, и последняя, находящаяся под юрисдикцией Объединённой великой ложи России под № 2.
Масонство во Франции имеет долгую и непростую историю, в которой было большое количество, как слияний масонских послушаний, так и их разделений (расколов). Французское масонство насчитывает около 175 000 масонов и является вторым по численности после английского на европейском континенте.
Масонский храм — термин, который обычно используется в масонстве с несколькими связанными между собой значениями. Он используется для описания абстрактной духовной цели, концептуального ритуального пространства, образующегося при встречах масонов, и физически существующих помещений, в которых встречаются члены ложи. Когда речь идёт о здании, то используется также термин «масонский зал».
Северное сияние — название нескольких масонских лож, первая из которых появилась в Петербурге, в 1909 году, и последняя, основанная в 1998 году, находящаяся под юрисдикцией Великой ложи России под № 9.
Исправленный шотландский устав (фр. Rite écossais rectifié) (ИШУ) — масонский христианизированный устав, появившийся в 1778 году в Лионе, во Франции. Он был окончательно принят на вильгельмсбадском конвенте, в 1782 году.
Рыцарь розы и креста — 18° в Древнем и принятом шотландском уставе. Первые упоминания о появлении этого градуса относятся к 1765 году.
Гамаюн — название нескольких масонских лож, первая из которых появилась во Франции, в 1931 году, и последняя, основанная в 1993 году, находящаяся под юрисдикцией Великой ложи России под № 4.
Юпитер — название нескольких масонских лож, первая из которых была основана в Великой ложе Франции, в 1926 году, и последние две, находящиеся под юрисдикцией Великой ложи России и Объединённой великой ложи России.
Дикая ложа — организационное объединение масонов или просто профанов, заявляющих о себе как о масонской организации, не признаваемое за таковую со стороны других законных масонских организаций. Дикие ложи не имеют патент на право проведения работ от законной великой ложи, не соблюдают масонские традиции, конституции и регламенты.
Северная звезда — масонские ложи, первая из которых появилась в Риге в 1750 году, и две ложи Великого востока Франции во Франции и в России. Ложи были активны с 1924 по 2006 год.
Тамплиеры (англ. Knights Templar) — международный филантропический рыцарский орден, связанный с масонством. В отличие от начальных градусов, представленных в масонской ложе, где требуется только вера в Высшую Сущность, независимо от религиозной принадлежности, тамплиеры являются одним из нескольких дополнительных масонских орденов, в которых членство открыто только масонам, которые исповедуют только христианскую веру. Одной из клятв членов ордена является обязательное декларирование, что они впредь...
Аврора — название двух масонских лож, первая из которых появилась в Париже, в 1927 году, и вторая, основанная в 1996 году, находящаяся под юрисдикцией Великой ложи России под № 5.
Русское масонство в мире — русские масоны и масонские ложи, появившиеся за пределами России, и ставшие в силу разных причин (запретов, революций, преследования властей) самодостаточным явлением.
Масо́нство (франкмасо́нство, фр. Franc-maçonnerie, англ. Freemasonry) — движение, появившееся в 1717 году в виде тайного общества. Оно берёт своё начало из малоизвестных истоков в конце XVI — начале XVII века. Основной версией происхождения масонства считается версия о происхождении от средневековых строительных гильдий каменщиков, однако существуют теории о более древнем происхождении масонства, начало которого выводится от орденов тамплиеров или — в других версиях — от ордена розенкрейцеров. Название...
Гармония — название масонских лож, первая из которых появилась в конце 1780 года в Москве, и последние из известных, которые находится под юрисдикцией Великой ложи России и Объединённой великой ложи России.
Полярная звезда — название нескольких масонских лож, первая из которых появилась в Петербурге, в 1906 году, и последняя, основанная в 1994 году Великим востоком Франции, и находящаяся с 1997 года под юрисдикцией Великой ложи России под № 6.
Масонские манускрипты представляют собой определённый пласт исторических документов, которые имеют весьма важное историческое значение для понимания развития как оперативного, так и спекулятивного масонства. Под ними как правило понимают — масонские конституции, регламенты, катехизисы, уложения, наставления, требования, статуты.
Стандартный шотландский ритуал (фр. Rite standard d'Écosse) (СШР) — масонский ритуал, который практикуется в Великой ложе Шотландии, в Великой национальной ложе Франции, и ещё в нескольких великих ложах.
Мартинизм (фр. Martinisme, англ. Martinism, нем. Martinismus) — направление мистического и эзотерического христианства, чья доктрина описывает падение первого человека из Божественного в материальное, а также способ его возвращения в Божественное с помощью реинтеграции, или духовного просветления, достигаемого при сердечной молитве.
Великая смешанная универсальная ложа (ВСУЛ) (фр. Grande Loge mixte universelle) является масонской организацией, появившейся в результате раскола с французской федерацией Le Droit Humain.
Масонский запон (фартук) — один из самых главных символов в масонстве, а также ритуальный предмет и атрибут масонских регалий. Изначально это фартук строителя (вольного каменщика) — крайне незатейливый и лишенный всяческих украшений. Позже был заменён на белую овечью шкуру (белый кожаный фартук), каковым и является в наше время. Каждый посвященный в масоны получает белый фартук, который он должен носить в ложе.
Ряд правительств разных государств относились к масонству как к потенциальному источнику оппозиции, из-за его секретного характера и международных связей. После основания современного спекулятивного масонства в Англии в 1717 году, несколько протестантских государств ограничивали деятельность масонских лож. Так, Голландия запретила масонские ложи в 1735 году; Швеция и Женева в 1738 году; Цюрих в 1740 году; Берн в 1745 году; в католических Испании, Португалии и Италии попытались подавить масонство...
Подробнее: Запрещение масонства
Привратник (или кровельщик) — офицерская должность внешнего или внутреннего охранника масонской ложи.
Застольная ложа является масонским ритуалом, который проходит в торжественных случаях в виде банкета, как правило после собрания масонской ложи, в одном из оборудованных помещений масонского храма.
Масонология — это дисциплина, которая изучает масонство методами научного исследования.
Масонство развилось из средневековых гильдий каменщиков и строителей соборов. После своего оформления в спекулятивную форму, в 1717 году, масонство встретило сопротивление со стороны организованных религий, особенно со стороны Римско-католической Церкви. Несмотря на распространённое заблуждение, масонство не является христианским институтом.
Розенкре́йцеры (Орден розы и креста) — теологическое и тайное мистическое общество, по легенде основанное в период позднего Средневековья в Германии неким Христианом Розенкрейцем. Ставит перед собой задачи совершенствования христианства и достижения прочного благоденствия государств и отдельных лиц.
Упоминания в литературе (продолжение)
Жребий сложился в пользу «древних», чья
Великая ложа мастера стала первой в обновленном списке, а ложа «древних» из регулярной Великой ложи заняла вторую позицию, номер 2 «древних», соответственно, стал номером 3, а вторая Великая ложа стала четвертой. «Определение указанного положения в объединенном списке много значило для таких старых лож и соответствовало их возрасту, побуждая их сказать большее, – писал У. Хьюэн, – поскольку истинный масонский дух их членов способствовал миру и гармонии, они согласились на меньшее во имя основания Первой Великой ложи».
Не успели «политические масоны» организовать на территории России свои первые ложи, как уже 5 июня 1993 года поспешили подписать между собой, то есть русскими ложами Великого Востока и
Великой ложи Франции, масонский договор в Страсбурге (текст его опубликован), где прямо заявили, что борьба за создание «единой политической и социальной Европы» является их, то есть русских масонов, первостепенной задачей…».
Основателями Содружества русских масонов (или Русского Содружества) стали русские по происхождению масоны: А. Б. Борисов, З. М. Яффе, П. С. Коблик и другие. Новая масонская группа стала быстро расти и вскоре уже объединяла братьев и сестер практически всех французских масонских послушаний –
Великой ложи Франции, Великой национальной французской ложи, союза «Права человека», Великого востока Франции, Великой женской ложи и других, не все из которых были русскими по происхождению, но все знали русский язык.
Основателями Содружества русских масонов (или Русского Содружества) стали русские по происхождению масоны: А. Б. Борисов, З. М. Яффе, П. С. Коблик и другие. Новая масонская группа стала быстро расти и вскоре уже объединяла братьев и сестер практически всех французских масонских послушаний –
Великой ложи Франции, Великой национальной французской ложи, союза «Права человека», Великого востока Франции, Великой женской ложи и других, не все из которых были русскими по происхождению, но все знали русский язык.
ВЛР, как утверждается, «суверенна и независима», строит свою деятельность на принципах невмешательства в политику и в религиозную сферу. Однако 30 июня 2007 года при поддержке и в присутствии представителей Объединенной
великой ложи Англии, Великой национальной ложи Франции, Великой ложи столичного округа Колумбия (США), Исполнительного секретаря Всемирной конфедерации великих лож мира Великим Мастером ВЛР был избран Андрей Богданов. Связей с Администрацией Путина последний практически не скрывал и даже бравировал этим.
Самой «солидной» частью российского масонства считаются ложи шотландского ритуала, большинство из них организовано мастерами
Великой Ложи Франции. Деятельность этих лож осуществляется по старым документам, с соблюдением полной преемственности масонским установлениям XVIII–XX веков. К 1998 году были возобновлены такие старые российские ложи шотландского ритуала, как «Астрея», «Гермес», «Северное Сияние» и др., организованы новые ложи – «Пушкин», «Новиков» и т. п. Они используют ритуальные документы «шотландского устава» ложи «Астрея» XVIII и эмигрантской ложи «Астрея» 20–30-х годов ХХ века.
Последнее обстоятельство требует комментариев. Масонство глубоко проникло во все сферы общественно-политической жизни европейских стран, в том числе и Франции. Здесь во время правления Наполеона Бонапарта были восстановлены центры масонского ордена – Великий Восток и
Великая ложа . После ликвидации Первой империи масонство возглавил Людовик XVIII. Но уже тогда часть масонов оказалась в оппозиции, причем как роялистской, так и республиканской. Почему это оказалось возможным? Как констатирует Микеле Морамарко: «За пределами ложи вольные каменщики различны в силу их социальной принадлежности и политических взглядов. Согласно масонской ортодоксии, никто не вправе запрещать им обеспечивать интересы той или иной социальной группы, выражая взгляды той или иной части общественного мнения». И далее: «В принципе масонство воспрещает себе проведение какой бы то ни было политической деятельности, направленной вовне, но оставляет за своими адептами широкую свободу деятельности среди всех членов общества, не обязывая их следовать каким бы то ни было директивным указаниям». Еще один фрагмент: «Можно утверждать, что наименее враждебными масонским идеалам являются традиции светской демократии, республиканские и либеральные течения благодаря взрастившей их культуре. Это отнюдь не означает, что вольные каменщики стоят именно на таких позициях, не означает это и того, что участие масона в общественной жизни должно быть сопряжено с активной политической деятельностью в той или иной партии» [583, с. 225, 226, 227].
Вопрос о существовании в Советской России Верховного Совета масонских организаций или какого-либо другого тайного центра пока еще недостаточно изучен. По некоторым данным можно предположить, что такой центр все же существовал как передаточное звено между зарубежными и эмигрантскими масонскими центрами (тем же «теневым правительством») и советскими вольными каменщиками. По-видимому, он был настолько сильно законспирирован, что о его существовании знали единицы. Даже в самой масонской среде в конце 20-х годов по этому вопросу разгорелась полемика, отраженная в одном из секретных официальных масонских документов, подписанном масоном 33° А. Давыдовым и направленном руководству французских масонов: «Предположение о существовании в Советской России масонского Верховного Совета было широко использовано братом Нагродским в его длительной борьбе с братом Кандауровым. Нагродский не сумел убедительно доказать, что такой секретный центр существует. В подтверждение своей позиции Нагродский приводил сведения Автономова, опубликованные в Бюллетене
Великой ложи за 1927 год и, как позднее выяснилось, сфабрикованные русской политической полицией (Чека) посредством агента-провокатора Автономова…
Между тем палач народов и идейный божок всех инфицированных большевизмом Владимир Ленин еще пребывает в мавзолейном саркофаге у стен Московского Кремля, в тайных подвалах которого до сего дня собираются члены действующей масонской ложи. Как известно, сейчас активно работает «
Великая ложа России»; а вообще в России легально действуют несколько масонских лож. «Братья» даже имеют свой гимн, доставшийся им от прежних времен: духовный нецерковный гимн «Коль славен наш Господь в Сионе», написанный на основе народных и церковных напевов русским композитором Дмитрием Бортнянским (1751–1825) на слова М. Хераскова. На протяжении многих лет «Коль славен…» являлся неофициальным гимном российского масонства и исполнялся «братьями» хором на каждом собрании во время застольной ложи.
И хотя этого не случилось, до времени, масонское сообщество не особенно тревожил «отход» молодого императора от первоначально намеченного графика исполнения совместных замыслов. Ведь и сами связи Александра с масонами оставались не просто крепки, но и практически казались неразрывными, ибо будущий августейший реформатор, на которого делало ставку европейское масонство, был введен в его ряды в 1803 году самим гроссмейстером
великой ложи «Владимира к порядку» И. Бёбером, что демонстрировало известную долю доверия и пиетета.
Но голландские олигархи-кальвинисты сами же подорвали могущество своей державы, в слепой погоне за прибылями развалив армию и обирая собственный народ. В Англии эти силы сохранили позиции. Познав на себе плоды и анархии, и диктатуры, они сочли за лучшее снова уступить трон королям, но уже на договорных основаниях, лишив монархов реальной власти. Правда, и кальвинизм в ходе Стюартов был разгромлен, официальной государственной религией вновь стало англиканство. И вместо прежних «пуританских общин» и «синодов пресвитеров» для теневых группировок потребовались другие формы объединения. Ими и стали масонские ложи, возникшие в Британии к концу XVII в. Они устранили из прежних теорий христианскую терминологию, то есть превратились как бы во «внерелигиозные» общества. Хотя место христианских (или псевдохристианских) заняли оккультные учения и обряды. В 1717 г. четыре лондонских ложи объединились в «
Великую ложу ». Которая принялась распространять влияние на другие государства, отпочковывая там дочерние структуры.
Но голландские олигархи-кальвинисты сами же подорвали могущество своей державы, в слепой погоне за прибылями развалив армию и обирая собственный народ. В Англии эти силы сохранили позиции. Познав на себе плоды и анархии, и диктатуры, они сочли за лучшее снова уступить трон королям, но уже на договорных основаниях, лишив монархов реальной власти. Правда, и кальвинизм в ходе Стюартов был разгромлен, официальной государственной религией вновь стало англиканство. И вместо прежних «пуританских общин» и «синодов пресвитеров» для теневых группировок потребовались другие формы объединения. Ими и стали масонские ложи, возникшие в Британии к концу XVII в. Они устранили из прежних теорий христианскую терминологию, то есть превратились как бы во «внерелигиозные» общества. Хотя место христианских (или псевдохристианских) заняли оккультные учения и обряды. В 1717 г. четыре лондонских ложи объединились в «
Великую ложу ». Которая принялась распространять влияние на другие государства, отпочковывая там дочерние структуры.
Выборы в степени «учеников, братьев и мастеров» и в другие высшие степени всегда зависели от собрания «
Великой ложи ». Все масоны, несмотря на различие национальностей и положения, были связаны между собою тесными узами.
Главным инструментом организации беспорядка и хаоса в мировоззрении стал принцип «терпимости», направленный на размывание, растворение христианства в других религиях, которые нужны были только для подрыва веры в Бога Творца и в воплощение Бога Слова, а в дальнейшем подлежат упразднению. Как указывалось в масонской Новой книге конституций 1723 года
великой Ложи Англии, «в старые времена масоны поневоле держались в каждой стране её местной религии, какова бы она ни была, но в наше время человек свободно выбирает себе веру, и лишь одна религия обязательна для всех, это – та всеобщая, всех людей объединяющая религия, которая состоит в обязанности каждого из нас быть добрым и верным долгу, быть человеком чести и совести, каким бы именем ни называлось наше вероисповедание и какие бы догматы ни отличали нас от других людей». В редакции Конституции 1815 года говорилось уже откровенней: «Та или иная религия и способ поклонения божеству не может быть поводом к исключению кого бы то ни было из Общества франкмасонов, лишь бы он веровал в славного Архитектора неба и Земли и практиковал священные обязанности морали»[177], а в последующем в масонских статутах утверждалась необходимость признания «абсолютной свободы совести».