Связанные понятия
За́пань (За́понь) — инженерное заградительное сооружение в естественной или искусственной акватории, представляющее собой огражденную плавучими конструкциями (сооружаемыми обычно из брёвен или деревянных ферм, связанных шарнирами) водную поверхность и используемое для временного или окончательного задержания, придания нужного направления движения, хранения, сортировки твёрдых плавучих объектов (леса, льда, мусора и др.) в определённом месте водотока (обычно это сплавные реки и каналы) или водоёма...
Подпо́р — в гидротехнике, повышение уровня воды по сравнению с «бытовым» (нормальным) уровнем. Подпор возникает при строительстве водопропускных сооружений на реках, ограничивающих водоток (например, плотин), но может также образовываться из-за природных условий: нагонного низового ветра, изменения конфигурации стока подземных вод, ледовых заторов и зажоров, завалов.
Водоём, например река, канал или озеро, является судоходным, если он достаточно глубок и широк для прохождения судов и не имеет препятствий таких, как скалы, деревья и низкие мосты.
Подробнее: Судоходность
Подземный сток оценивается следующими параметрами: объемом воды и расходом подземного стока. Основной количественной характеристикой является модуль подземного стока — расход потока подземных вод с единицы площади водосбора в единицу времени (измеряется в л/сек*км2 или м3/сек*км2). Величину подземного стока, наименьшую в году, характеризуют минимальным модулем подземного стока.
Крик (англ. creek) — периодически пересыхающие реки или временные водотоки, расположенные преимущественно во внутренних районах Австралии и не имеющие не только постоянного течения, но и самого русла. Существуют они только в период дождей и полностью исчезают на большую часть года, некоторые крики распадаются на ряд разобщённых водоёмов. На картах такие реки обозначают пунктирными линиями.
Упоминания в литературе
Но французов, живущих в длинных речных долинах, гораздо больше, чем тех, которые живут на Большом Центральном плато. Общая длина
судоходных рек Франции превышает 4300 миль, и еще 200 миль речных русел были превращены в каналы. Кроме того, Франция легко научилась строить обычные каналы, и теперь их в ней больше 2 тысяч миль. Благодаря этому сочетанию рек и каналов значение речного судоходства во Франции гораздо больше, чем почти в любой другой европейской стране. Задолго до появления железных дорог системы каналов и рек делали сравнительно легкой задачей перевозку тяжелых грузов из одного конца этой страны в другой, и это служило мощным стимулом к объединению страны. Такого преимущества не было у стран, которые в транспортном отношении сильнее зависели от телег и вьючных лошадей. Даже сейчас, в эпоху железных дорог, речные баржи составляли значительную конкуренцию товарным поездам.
Ловля на реках. Обычно леща ловят в самых глубоких местах с глинистым, слегка иловатым дном, но не только в ямах. Эта рыба часто подходит к берегу в поисках корма даже среди дня, что особенно заметно на
судоходных реках . Вероятно, волны, создаваемые винтами судов, вымывают из берега насекомых, червей и прочие объекты, которые могут служить кормом для рыбы. Это предположение подтверждается увеличением числа поклевок после прохождения судна по реке мимо рыболова. То же самое происходит и во время сильного ветра.
В государствах с искусственным орошением обычное и даже писанное водное право уже в древности получало достаточно разработанные формы (Двуречие, Египет). Согласно Кодексу Юстиниана положения римского права также предусматривали порядок использования рек, их классификацию, права береговых владельцев и водные сервитуты. В Древнем Риме права земельных собственников распространялись на подземные воды и несудоходные водотоки, но
судоходные реки были изъяты из гражданского оборота. При этом сами водные ресурсы даже в частных водотоках могли использоваться третьими лицами.
Профессор Вирхов также утверждает, что он не нашел на Троянской долине ничего, что говорило бы в пользу или морской формации земли, или роста и увеличения долины к Геллеспонту. В длинной и ученой работе[222] он доказывает безо всяких сомнений, что гидрография долины Трои должна была быть во времена Плиния и Страбона примерно такой же, как сейчас, и что, когда Плиний[223], обозревая троянский берег с юга на север, пишет: «Скамандр –
судоходная река ; на побережье – город Сигей; затем – порт ахейцев, в который втекает Ксанф, соединившийся с Симоентом; сначала Палескамандр [древний Скамандр] образует пруд», он не может при этом иметь под древним Скамандром в виду ничего другого, как Ин-Тепе-Асмак; под «Ксанфом, соединившимся с Симоентом» – Калифатли-Асмак, в который в его время, как и теперь, вливался Симоент; а под Скамандром – большую реку близ Сигея.
Геродот называет 8 важнейших рек Скифии, которые «начиная от моря, доступны для кораблей» /47/. Первые четыре (начиная с запада) и последняя, отождествляются с известными реками почти всеми исследователями одинаково, это: Истр – Дунай, Тирас – Днестр, Гипанис – Южный Буг, Борисфен – Днепр, Танаис – Северский Донец и нижняя часть Дона. Но между Борисфеном и Танаисом Геродот помещает еще три
судоходные реки – Пантикап, Гипакирис и Герр. Исследователи полагают, что их идентификация, «имеющая большое значение для локализации скифских племен, очень сложна ввиду неясности и противоречивости сведений Геродота. Некоторые исследователи вообще отказывались от отождествления этих рек…. Макан отмечал сомнительность всех предложенных вариантов отождествления Пантикапа, Гипакириса и Герра… Струве, по мнению которого этот вопрос не может считаться безнадежным, полагал, что следует либо принять предположение Роулинсона о значительных изменениях земной поверхности, приведших к существенным переменам в расположении притоков Днепра (эта точка зрения не подтверждается современной геологией), либо попытаться объяснить ошибки в изложении Геродота» [29, 285–292].
Связанные понятия (продолжение)
Речна́я сеть — часть гидрографической сети, образованная совокупностью всех рек и более мелких водотоков c отчетливо выраженными руслами, находящихся в пределах какой-либо территории. Речная сеть характеризуется протяженностью рек, их извилистостью и густотой.
Обвалова́ние — система заградительных сооружений (защитных дамб), или земляных валов для защиты территорий, подверженных потенциальному затоплению при изменении уровня поверхностных вод (половодье, паводок, приливы и ветровой нагон воды), а также для ограничения площади разлива нефтепродуктов вокруг резервуарных парков.
Распадок — элемент рельефа местности, представляющий собой низменность у подножья (на стыке) соседних сопок или пологих гор. Обычно распадком называют достаточно длинную, от одного километра, территорию, пролегающую между крупными сопками или целыми хребтами. В скалистой местности аналогом является ущелье.
Бор (от старонорвежского bara — волна, зыбь) — аномально высокая приливная волна, возникающая в устьях некоторых рек и узких заливов и движущаяся вверх по их рукавам.
Осерёдок — наносное отложение в русле реки, не имеющее растительности и не примыкающее к берегу, которое во время высокого уровня воды затапливается, образуя мель, а в межень осыхает, превращаясь в невысокий остров.
Осу́шка — участок морского дна, обнажающийся во время отлива и заливаемый водой во время прилива, обладающий сравнительно небольшим уклоном и непосредственно прилегающий к берегу. Разновидность литорали в значении приливно-отливной зоны. Осушка образуется в результате наноса мелкодисперсных осадочных пород, происходящего в связи с различием скоростей и продолжительности прилива и отлива. Величина осушки определяется рельефом дна (в особенности — градиентом высоты) и амплитудой приливно-отливных колебаний...
Ло́ндонский бассе́йн (Ло́ндонская ни́зменность; англ. London Basin) — низменная равнина на юго-востоке Великобритании, в нижнем течении Темзы.
Потамо́ним (от др.-греч. ποτᾰμός «река» + ὄνομα «имя») — собственное имя любой реки. Вид гидронима. Пр.: Волоrда, Сухона, Нева, Енисей, Дубна, Ржавка, Калитва, Пресня. Совокупность потамо́нимов на той или иной территории составляет потамони́мию.
Национальный морской заповедник (англ. National Marine Conservation Areas (NMCA)) — тип особо охраняемой природной территории Канады, созданный для устойчивого использования и сохранения биоразнообразия водных ресурсов страны. Национальный морской заповедник включает морское дно и столб воды над ним. Кроме того, морские заповедники могут включать болотистые почвы, эстуарии, острова и часть побережья.
Водный путь — участки водоёмов и водотоков, используемые для судоходства и лесосплава; любой водный судоходный путь, включающий реки, озёра, моря, океаны и каналы.
Стре́жень — наиболее быстрая часть течения реки. Стрежень протягивается по длине реки в виде линии или полосы, соединяя точки или участки с максимальной поверхностной скоростью течения. Стрежень обычно проходит посередине водотока, но иногда приближается к одному из берегов. Если это обрывистый коренной берег, то он называется «ведущий берег».
Промоина — протяжённое эрозионное углубление в почве, возникающее как правило из-за струйчатого размыва грунта временными водотоками при таянии снега и ливневых дождях. Обычно имеет длину в несколько десятков метров, ширину до нескольких метров и глубину один-два метра. Является промежуточной между водороиной и оврагом формой линейного полого микрорельефа. От оврага промоина отличается тем, что её продольный профиль следует форме склона (овраг имеет самостоятельный профиль); а от водороин и рытвин...
Зато́н , за́водь — часть акватории реки, защищённая от ледохода и течения. Затоны бывают как естественные, например, превратившееся в залив русло старицы, часть акватории, отгороженная от основной акватории косой или речным островом, так и искусственные, отгороженные от основной акватории реки дамбами.
Во́дный тра́нспорт — вид транспортa, перевозящего грузы и/или пассажиров по водным путям сообщения, как естественным (океаны, моря, реки, озера), так и искусственным (каналы, водохранилища). Основным транспортным средством является судно.
Отстойник — канализационная накопительная ёмкость, используемая для сбора канализационных и сточных вод, а также для их первичной механической очистки.
Дноуглубительные работы — разновидность земляных работ, производимых под водой на дне водоёма с целью создания или углубления существующих подходных водных путей к портам, строительства причалов, мостов и других гидротехнических сооружений, прокладывания под водой трубопровода, а также для расширения и увеличения глубины водоемов. При выполнении дноуглубительных работ используются земснаряды, а также грунтоотвозные шаланды. Дноуглубительные работы разделяют на капитальные и эксплуатационные. Капитальные...
Взвешенные наносы — мелкие минеральные частицы (продукты водной и ветровой эрозии водосборов и русел, а также абразии берегов водоёмов), переносимые водным потоком во взвешенном состоянии.
Русловая гидроэлектростанция — гидроузел, сооружения которого располагаются в пределах речного русла и выходят на берега реки в незначительных пределах по сравнению с размерами самого гидротехнического сооружения. Напор создаётся плотиной, водосбросными сооружениями и зданием станции, образующими напорный фронт, таким образом одна из стен здания станции воспринимает статический напор воды. Как правило являются низконапорными гидроузлами, но в случае горного рельефа к ним могут относиться также высоконапорные...
Пе́ресыпь — низкая и узкая полоса наносной суши (коса) из песка или гальки, отделяющая лиман или лагуну от моря либо большого озера.
Выемка — земляное сооружение, выполненное путём срезки грунта по заданному профилю. При этом вся поверхность земляного полотна расположена ниже поверхности земли. Существует несколько типов выемок...
Насыпь в транспорте — сооружение из уплотнённого грунта (глины или камня), используемое для строительства дорог, железнодорожных путей или каналов, чтобы избежать перепада высот на пути и не изменять рельеф местности. Для тех же целей используется выемка, если высота выше требуемой.
Всплывший торфяник (Плавучие торфяные острова) — плавающие по поверхности водоёма острова, состоящие в основном из торфа.
Судоходные каналы (искусственные водные пути) - каналы, осуществляющие транспортные функции, например, для доставки грузов или людей.
Подробнее: Судоходный канал
Регрессия моря (лат. regressio — обратное движение, отход) — отступание моря от берегов, понижение уровня моря относительно берега, имеющее следствием изменение береговой линии. Регрессия моря происходит из-за поднятия суши, опускания дна океана (из-за подводных землетрясений) или уменьшения объёма воды в океанических бассейнах (в периоды ледниковых эпох).
Газалке́нтский гидроу́зел (узб. G‘azalkent gidrouzeli, Ғазалкент гидроузели) — гидротехническое сооружение межгосударственного значения, плотинный водозаборный гидроузел на реке Чирчик у въезда в город Газалкент Ташкентской области.
Водный баланс — соотношение за какой-либо промежуток времени (год, месяц, декаду и т. д.) прихода, расхода и аккумуляции (изменение запаса) воды для речного бассейна или участка территории, для озера, болота или другого исследуемого объекта. В общем случае учёту подлежат атмосферные осадки, конденсация влаги, горизонтальный перенос и отложение снега, поверхностный и подземный приток, испарение, поверхностный и подземный сток, изменение запаса влаги в почво-грунтах и др.
Во́дность — количество воды, проносимое рекой с её бассейна за отрезок времени (месяц, сезон и т. д.) по сравнению с нормой (средним значением) для данного периода.
Кабеста́н (фр. cabestan) — исторический тип речного парохода, действовавший по принципу коноводного судна.
Соляные пруды — мелкие искусственные водоёмы, создаваемые с целью производства соли из морской воды или рапы. Морская вода или рапа подаются в водоёмы, после чего вода удаляется посредством естественного испарения, а соль оседает на дне водоёма. Такие водоёмы также являются местом отдыха и пастбища для многих разновидностей водных птиц, в том числе вымирающих видов. Соляные пруды обычно отделяются дамбами.
Подробнее: Соляной пруд
Полузапру́да (применяются также названия буна для длинной полузапруды, от нем. Buhne и шпора для короткой) — регуляционное сооружение в виде стенки, идущей от берега обычно в перпендикулярном к нему направлении (хотя иногда буны располагаются и под непрямым углом к берегу). Полузапруда представляет собой поперечную дамбу, прямолинейную, криволинейную, или Г-образную в плане, возводится из камней, свай, забранных досками, или плетней, заполненных хрящом или камнем, фашин и габионов. Препятствует течению...
Барьерные рифы — разновидность коралловых рифов. Образуются из окаймляющих рифов в результате тектонического опускания берега. Отделены от берега лагуной глубиной от нескольких метров до нескольких десятков метров.Располагаются у северо-восточного побережья Австралии (наиболее известен Большой Барьерный риф), у берегов Новой Каледонии, остров Фиджи и Больших Антильских.
Аванпорт (фр. avant-port): * внешняя часть порта, защищённая от волнения естественными (мыс, коса) или искусственными (молы, волноломы) укрытиями;
Электрохо́д — судно, движитель которого приводится в действие электрическим двигателем.
Подводный каньон — глубокая V-образная долина, рассекающая континентальный шельф и материковый склон. Повсеместно распространены на дне Мирового океана. Начинаются обычно на шельфе, на глубине нескольких десятков или нескольких сотен метров, а оканчиваются у основания материкового склона. Глубина каньонов относительно дна составляет 1000 м и более. Некоторые подводные каньоны представляют собой продолжение речных долин (Амазонка, Гудзон, Ганг, Инд, Конго и др.), другие — не являются таким продолжением...
Беля́на — деревянная некрашеная плоскодонная барка, использовавшаяся для сплава леса по рекам Волге и Каме в XIX — начале XX века.
Высо́кие равни́ны (англ. High Plains) — плато в центральной части США. Расположено в средней части Великих Равнин, между реками Уайт-Ривер (приток Миссури) и Канейдиан (приток Арканзаса).
Ледовая переправа — это переправа (дорога, путь), проложенная по ледяному покрову рек, озер, морей и других водных преград (водных объектов).
Земснаряд — судно технического флота, предназначенное для производства дноуглубительных работ и добычи нерудных строительных материалов.
Биоресурсы — количественные показатели состояния животного и растительного мира, для оценки которых используются понятия...
Изоба́та — изолиния на географической карте или плане, соединяющая точки одинаковых глубин водоёма (озера, моря).
(Обыкновенный) валёк , или конёк (лат. Prosopium cylindraceum) — речная рыба семейства лососёвых. Тело валька округлое, в поперечном сечении вальковатое, за что он и получил своё название. Половой зрелости валёк достигает в возрасте 4—6 лет при длине 28—34 см и массе 250—350 г. Валёк достигает 42 см в длину. У молоди на боках и спине отчётливые тёмные пятна. Обитает в реках Сибири, от правых притоков Енисея до Колымы. Некогда обширный ареал валька на юге Сибири заметно сократился.
Артезианский бассейн — скопление подземных вод, приуроченное к отрицательной геологической структуре (синеклизе, мульде, прогибу, межгорной впадине), содержащей напорные пластовые воды. Артезианский бассейн состоит из трёх связанных частей: области питания, области напора и области разгрузки. Область питания находится в высоких горных или возвышенных районах, где воды атмосферных осадков поступают в водоносные слои. Область напора — область, где вскрываемые скважинами или колодцами подземные воды...