Страхование ответственности авиаперевозчика
Страхование ответственности авиаперевозчика - один из видов страхования ответственности . В качестве объекта страхования выступает имущественный интерес авиакомпании , перевозящей пассажиров и грузы, связанный с возмещением вреда пассажирам и/или клиентам .
При страховании гражданской ответственности авиаперевозчика (владельца воздушного судна ) выделяют следующие виды ущерба, который покрывается данным видом страхования:
повреждение, утрата или уничтожение багажа и груза;
смерть или повреждение здоровья пассажиров;
смерть, телесное повреждение или имущественный ущерб , причиненные корпусом воздушного судна или выпавшими из него предметами третьим лицам на поверхности земли и вне воздушного судна.
Ответственность за перелёты внутри страны (внутренние перелёты) регулируются внутренним законодательством страны. Ответственность авиаперевозчика на международных перелётах за первые два вида ущерба предусмотрена Варшавской конвенцией 1929 года ИКАО (Международная организация гражданской авиации) , Гаагским протоколом 1955 года об изменении Варшавской конвенции и Гвадалахарской конвенцией 1961 года о дополнении Варшавской конвенции по унификации некоторых норм, связанных с международной авиаперевозкой. Согласно этим документам авиаперевозчик автоматически отвечает за ущерб, если он произошёл во время авиаперевозки. Понятие «авиаперевозка» распространяется на всё время, в течение которого груз находится в ведении перевозчика (борт самолёта, аэродром , а также вне аэродрома, если это вызвано необходимостью погрузки, доставки, перегрузки или посадкой самолёта за пределами аэродрома). Перевозчик не несёт ответственности только в том случае, если докажет, что он и его сотрудники и агенты предприняли все необходимые меры для того, чтобы избежать ущерба, или что было невозможно предпринять такие меры. Правоприменимость конвенций к конкретному пассажиру зависит от его гражданства . Если государство, гражданином которого он является, подписало ту или иную конвенцию или протокол, то на данного пассажира распространяются все положения подписанного акта.
В 2003 году вступила в силу Монреальская конвенция от 1999 года, которая пришла на замену Варшавской. По состоянию на июль 2015 года к этой конвенции присоединились 112 государств, включая всех членов Европейского Союза, США, Японию, Китай, Индию, Бразилию, ЮАР и другие страны .
Положения Монреальской конвенции имеют приоритет перед положениями все ещё действующей Варшавской конвенции. Основная новелла Монреальской конвенции — изменение условий компенсации и размеров ответственности авиаперевозчика. Размер (сумма) ответственности номинируются в специальных правах заимствования (СПЗ, SDR), вводится «двухуровневая» ответственность за причинении вреда жизни и здоровью пассажира:
1) в отношении вреда, размер которого не превышает 113100 СПЗ (≈ €129000) на каждого пассажира, перевозчик не может исключать или ограничивать свою ответственность;
2) в отношении вреда, размер которого больше 113100 СПЗ перевозчик может нести ответственность перед каждым пассажиром, в тех случаях, когда сам авиаперевозчик не докажет отсутствие своей небрежности или другого неправильного действия или бездействия, либо наличие исключительно небрежности или другого неправильного действия или бездействия третьей стороны, способствовавших причинению вреда.
Ответственность за ущерб третьим лицам, нанесённый на поверхности земли, регламентируется Римской конвенцией ИКАО 1952 года. Под третьими лицами понимаются все физические и юридические лица, кроме пассажиров, экипажа и других служащих авиакомпании.
По договору страхования авиаперевозчика, страховая компания оплачивает суммы, которые он обязан выплатить по закону в качестве возмещения за нанесённый ущерб личности или имуществу третьих лиц. Страхование гражданской ответственности авиаперевозчика при полётах за рубеж является обязательным. Поскольку по международным правилам страховая сумма , то есть требуемая минимальная ответственность страховых компаний составляет десятки, а иногда сотни миллионов долларов, то при данном виде страхования активно используется перестрахование , что повышает надёжность страховой защиты .
По всем видам авиационного страхования предусмотрены общие исключения из объёма ответственности страховщика, если они специально не обусловлены в договоре. Договор страхования может быть заключён на любой срок: на один полёт, на период времени, связанный с регулярными полётами или специальными полётами (например, демонстрация авиационной техники).
Источник: Википедия
Связанные понятия
Страхование пассажиров — один из видов личного страхования от несчастного случая. Данный вид страхования существовал в России в обязательной и добровольной формах, однако обязательная в 2013 году была упразднена и заменена обязательным страхованием ответственности перевозчика.
Страхование ответственности — отрасль страхования, объединяющая разнообразные виды страхования, в которых в качестве объекта страхования выступает имущественный интерес, связанный с возмещением страхователем (застрахованным лицом) причинённого им вреда личности или имуществу третьих лиц.
Варшавская конвенция 1929 года для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок — многостороннее международное соглашение, основной международно-правовой документ, регулирующий международные воздушные перевозки и ответственность воздушного перевозчика.
Объект страхования — имущественные интересы, не противоречащие закону и которые могут быть застрахованными или подлежащие страхованию.
Добровольное страхование - страхование на основе добровольного согласия страхователя и страховщика заключить договор страхования.
Воздушный кодекс Российской Федерации — кодифицированный нормативно-правовой акт, являющийся основным источником, регулирующим отношения в сфере использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации.
Имущественный интерес — ключевое понятие, лежащее в основе страхования. В соответствии со статьей 4 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» именно имущественные интересы, имеющие различный предмет, представляют собой объект страхования. Отсутствие страхового интереса у страхователя может быть основанием для признания договора страхования недействительным как не соответствующего требованиям закона (ст. 4 Закона «Об организации страхового дела…»), в том числе и в договорах...
Страхование грузов — один из видов имущественного страхования, имеющий целью защиту имущественных интересов владельцев грузов на случай наступления убытков, вызванных различного рода происшествиями (страховыми событиями) в процессе транспортировки груза. В России страхование грузов - один из самых стабильных видов страхования, характеризующийся весьма слабой изменчивостью основных показателей от одного года к другому.
Обязательное страхование — форма страхования, при которой страховые отношения между страховщиком и страхователем возникают в силу закона. Для обязательных видов государство законодательно или нормативными актами устанавливает правила страхования, страховые суммы и тарифы, объекты страхования, определяет круг страхователей, застрахованных и выгодоприобретателей.
Страхование опасных производственных объектов – вид страхования ответственности, по которому в качестве объекта страхования выступает гражданская ответственность владельца опасного объекта, которая может возникнуть вследствие аварии в результате причинения вреда здоровью, имуществу третьих лиц, а также окружающей среде .
Страховая сумма — определённая договором страхования или установленная законом денежная сумма, в пределах которой страховщик при наступлении страхового случая обязуется выплатить страховое возмещение по договору имущественного страхования, или которую он обязуется выплатить по договору личного страхования. Страховая сумма соответствует максимальному размеру обязательства страховщика по страховой выплате страхователю или третьему лицу, имеющему право на её получение. Исходя из страховой суммы устанавливаются...
Страховая защита – часто употребляемый в литературе и нормативных актах, посвященных страхованию и страховому праву, термин, обозначающий потенциальную готовность страховщика, которая обеспечена юридическим обязательством последнего, предоставить страхователю, выгодоприобретателю или застрахованному лицу при наступлении страхового случая материальное обеспечение в форме страховых и иных предусмотренных страхованием выплат .
Страхование имущества − вид страхования, в котором в качестве объекта страхования выступает имущественный интерес, связанный с владением, пользованием и распоряжением имуществом. Осуществляется преимущественно в форме добровольного страхования, за исключением страхования государственного имущества, передаваемого в аренду. Страхователями выступают любые предприятия и организации различной организационно-правовой формы, а также физические лица.
Ка́ско (от исп. casco шлем или нидерл. casco корпус) — страхование средств транспорта (автомобилей, судов, самолётов, вагонов) от ущерба, хищения или угона. Не включает в себя страхование перевозимого имущества (карго, англ. cargo), ответственности перед третьими лицами и т. д.В страховании каско активно используются различные виды франшизы, часто правилами страхования предусматривается возможность абандона.
Договор страхования — это соглашение между страхователем и страховщиком, в соответствии с условиями которого страховщик обязуется компенсировать ущерб в той или иной форме либо выплатить страхователю или выгодоприобретателю определенную денежную сумму при наступлении предусмотренного договором страхового случая. Страхователь по договору страхования обязуется выплатить страховщику страховую премию, выполнять ряд других обязанностей и соблюдать предусмотренные соглашением ограничения.
Страхование инвестиций — один из видов имущественного страхования. Предназначено для защиты имущественных интересов субъектов инвестиционной деятельности от рисков обесценивания, утраты, уничтожения капиталовложений.
Сострахование (англ. coinsurance) – совместное страхование несколькими страховщиками одного и того же объекта. Данный способ обеспечения страховой защиты применяется, как правило, при страховании крупных объектов, когда одна страховая компания не в состоянии принять на себя крупные риски.
Смешанное страхование жизни — вид личного страхования, сочетающее страхование на дожитие и страхование на случай смерти. Смешанное страхование жизни предусматривает выплату выгодоприобретателю страхового обеспечения либо при дожитии застрахованного до окончания действия договора страхования, либо при потере трудоспособности в результате несчастного случая, либо наступлении смерти застрахованного в течение срока действия договора страхования.
Ущерб — в гражданском праве невыгодные для кредитора имущественные последствия, возникшие в результате правонарушения, допущенного должником. Выражаются в уменьшении имущества, либо в неполучении дохода, который был бы получен при отсутствии правонарушения (упущенная выгода). Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, которое причинило вред.
Страхование граждан, выезжающих за рубеж – вид страхования, имеющий целью обеспечить страховой защитой граждан во время нахождения за границей, вне страны постоянного местонахождения.
Аре́нда тра́нспортных сре́дств — один из видов арендных отношений, основывающийся на договоре аренды транспортных средств, который подразделяется на...
Застрахованный — физическое лицо, на имя которого заключён договор личного страхования, либо физическое или юридическое лицо по договору страхования ответственности, ответственность которого застрахована этим договором...
Страховое возмещение - денежная компенсация, выплачиваемая страхователю или выгодоприобретателю при наступлении страхового случая из страхового фонда для покрытия ущерба в имущественном страховании и/или в страховании гражданской ответственности. Страховое возмещение может быть также в натуральной форме, т.е. не деньгами, а товарами, услугами или выполненными работами. Например, в страховании автомобилей страховое возмещение может быть выполнено ремонтом автомобиля после аварии или заменой деталей...
Правила страхования — документ, разрабатываемый и утверждаемый страховой компанией (страховщиком), либо объединением страховщиков, а в обязательных видах страхования — ОСАГО, ОСОПО — государством.
Конвенция о международной гражданской авиации (англ. Convention on International Civil Aviation), также известная как «Чикагская конвенция» — конвенция, которая установила основные принципы работы международной авиации, в частности, правила полётов над территорией страны участницы, принцип национальной принадлежности воздушного судна, облегчение международных полетов, международные стандарты и рекомендуемую практику (SARPs), и т.д. Кроме того, конвенция предусматривает создание Международной организации...
Авиаперево́зки (воздушные перевозки) — способ транспортировки грузов и перевозки пассажиров при помощи воздушных судов.
Видом
страхования называют страхование конкретных однородных объектов в определённом объёме страховой ответственности по соответствующим тарифным ставкам. Страховые отношения между страховщиком и страхователем осуществляются по видам страхования. Первая классификация видов страхования после 1988 года была установлена в утверждённых Росстрахнадзором «Условиях лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации» в 1994 году.
Страховой случай (англ. insured loss) — событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
Коносаме́нт (фр. le connaissement; англ. bill of lading, B/L, BOL) — документ, выдаваемый перевозчиком груза грузовладельцу. Удостоверяет право собственности на отгруженный товар.
Страховые резервы — денежные средства страхового фонда, которые страховщик формирует из страховых взносов (страховой премии), которые платит страхователь по договору страхования.
Страховой рынок Российской Федерации с одной стороны, является частью мирового страхового рынка и связан с ним через перестрахование, а с другой стороны в то же время является одним из секторов российской экономики.
Страхово́й тари́ф — плата страховой премии с единицы страховой суммы с учётом объёма страхования и характера страхового риска. Устанавливается, как правило, в процентах по отношению к страховой сумме.
Договор доверительного управления имуществом — один из видов договоров, предусмотренных Гражданским кодексом РФПо договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).
Кредитное страхование — это виды страхования от рисков, связанных с кредитными отношениями. Участниками кредитных отношений могут быть банки, физические и юридические лица. Для защиты от различного рода кредитных рисков существуют различные разновидности кредитного страхования.
Имущественное страхование - одна из двух отраслей страхования, представляющая собой совокупность видов страхования, направленных на защиту определенных законом имущественных интересов, присущих в равной степени юридическим и физическим лицам. Того же нельзя сказать о второй отрасли страхования - личном страховании, которое объединяет все остальные виды страхования и в котором всегда присутствует застрахованное лицо - обязательно физическое.
Страхователь — это юридическое лицо или дееспособное физическое лицо, заключившее со страховщиком договор страхования либо являющееся страхователем в силу закона.
Бонус-малус (в переводе с латинского «хороший-плохой», ср. англ. Bonus-Malus System, BMS) — система тарифных коэффициентов (не путать со "скидками" - это не скидка), обычно применяемая в страховом бизнесе, которая изменяет размер страховой премии, которую платит клиент (страхователь) страховщику в зависимости от его истории страховых случаев.
Страхование экспортных кредитов (англ. Export Credit Insurance) — вид страхования, имеющий целью защиту от рисков, связанных с предоставлением экспортного кредита.
Це́ссия (лат. cessiō «уступка, передача») — уступка прав требования или иного имущества, права собственности, которые подтверждаются некими документами (титулом); в международном праве цессия — уступка одним государством другому своей территории по соглашению между ними.
Санкции в хозяйственных отношениях — установленные законодательством правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектом предпринимательской деятельности актов законодательства в сфере экономических отношений, результат экономической ответственности.
Авиацио́нная безопа́сность — комплекс мер, а также людские и материальные ресурсы, предназначенные для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.
Субсидиарная ответственность (от лат. subsidiarus — резервный, вспомогательный) — 1) право взыскания неполученного долга с другого обязанного лица, если первое лицо не может его внести; 2) дополнительная ответственность, возлагаемая, например, на членов полного товарищества, в условиях, когда основной ответчик не способен оплатить долг.
Ревизия расчётов — проверка законности и правильности осуществления хозяйственных операций, касающихся финансовых обязательств хозяйствующего субъекта, их документального оформления и принятия к учёту, а именно...
Личное страхование — совокупность видов страхования (отрасль страхования), где в качестве объекта страхования выступает имущественный интерес страхователя, связанный с жизнью, здоровьем, событиями в жизни отдельного человека.
Страхо́вщик (англ. Insurer) — юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление страховой деятельности, выданную органом страхового надзора и принимающее на себя по договору страхования за определённое вознаграждение (страховая премия) обязательство возместить страхователю или другому лицу, в пользу которого заключено страхование (выгодоприобретателю), убытки, возникшие в результате наступления страховых случаев, обусловленных в договоре.
Двойное налогообложение — одновременное обложение в разных странах одинаковыми налогами доходов. Двойное налогообложение вызвано тем, что налоговый нерезидент (физическое и юридическое лицо, не проживающее постоянно на территории страны, гражданином или субъектом которой оно является) должен платить налоги от общемировой прибыли одновременно и по месту своего фактического нахождения и по месту своего гражданства. Для избегания подобных коллизий, страны подписывают соглашения об избежании двойного...
Акце́пт (лат. acceptus — принятый) — ответ лица, которому адресована оферта, о её принятии.
Материальная ответственность — правовой термин, в общем случае обозначающий обязанность лица возместить ущерб, причиненный другому лицу. В российском праве термин, главным образом, упоминается в контексте трудового права.