Связанные понятия
Оптическая иллюзия , также зрительная иллюзия — ошибка в зрительном восприятии, вызванная неточностью или неадекватностью процессов неосознаваемой коррекции зрительного образа (лунная иллюзия, неверная оценка длины отрезков, величины углов или цвета изображённого объекта, иллюзии движения, «иллюзия отсутствия объекта» — баннерная слепота и др.), а также физическими причинами («сплюснутая Луна», «сломанная ложка» в стакане с водой). Причины оптических иллюзий исследуют как при рассмотрении физиологии...
Двойственные изображения или обратимые фигуры — это оптическая иллюзия, которая использует графическую схожесть и свойства зрительной системы интерпретации двух и более различных форм изображения. Имеются знаменитые рисунки, вызывающие феномен мультиустойчивого восприятия. Мультиустойчивое восприятие — это возможность воспринимать одно изображение устойчиво в нескольких смыслах. Классическими примерами служат кролик-утка и ваза Рубина. Двойственные изображения важны в области психологии, поскольку...
Иллюзия Геринга — оптическая иллюзия, обнаруженная немецким физиологом Эвальдом Герингом в 1861 году. Две вертикальные линии на рисунке прямые, но они выглядят отклоняющимися наружу. Искажения создаются за счёт фона, который создает ложное впечатление глубины. Одним из вариантов этой иллюзии является иллюзия Орбисона, а иллюзия Вундта производит аналогичный, но инвертированный эффект.
Куб Неккера — это оптическая иллюзия, впервые опубликованная в 1832 году швейцарским кристаллографом Луисом Неккером.
Опти́ческое иску́сство (оп-арт — сокращённый вариант от англ. optical art — оптическое искусство) — художественное течение второй половины XX века, использующее различные оптические иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур.
Иллюзия Ястрова — оптическая иллюзия, подробно описанная американским психологом Джозефом Ястровым в 1892 году. Также известна как иллюзия Вундта. На рисунках ниже обе фигуры идентичны, хотя нижняя кажется больше.
Негативное пространство в искусстве — пространство между или вокруг объекта / объектов рисунка. Негативное пространство может быть наиболее заметным, когда пространство вокруг объекта, но не сам объект, формирует соответствующие художественные формы, и такое пространство, как главный объект, иногда используется для художественного эффекта. Использование негативного пространства является ключевым элементом художественной композиции. Японское слово «ma» иногда используется для этой концепции, например...
Иллюзия Эббингауза (Эббингхауза) или круги Титченера — оптическая иллюзия восприятия относительных размеров. Самая известная версия этой иллюзии состоит в том, что два круга, идентичные по размерам, помещаются рядом, причём вокруг одного из них находятся круги большого размера, тогда как другой окружён мелкими кружками; при этом первый круг кажется меньше второго.
Нейроэстетика — раздел эмпирической эстетики. Нейроэстетика была впервые определена в 2002 году как учение о нейрологических принципах создания и анализа произведений искусства. Нейэроэстетика является относительно новой областью эмпирической эстетики. Эмпирическая эстетика использует научный подход в изучении эстетического восприятия музыки, искусства или любого другого объекта, который может вызывать в человеке эстетическую оценку. Нейроэстетика использует нейрологию для объяснения и понимания...
Стереоскопическое зрение (от греч. στερεός — твёрдый, пространственный) — вид зрения, при котором возможно восприятие формы, размеров и расстояния до предмета, например благодаря бинокулярному зрению (количество глаз может быть и больше 2-х, как например у ос — два сложных глаза и три простых глаза (глазка), скорпионов — 3-6 пар глаз) или другим типам зрения.
Иллюзия с тенью на шахматной доске (в некоторых источниках — иллюзия тени Адельсона) — оптическая иллюзия восприятия цвета, опубликованная профессором Массачусетского технологического института Эдвардом Адельсоном в 1995 году. На рисунке 1 изображена шахматная доска, стоящий на ней цилиндр и тень, отбрасываемая цилиндром. На первый взгляд кажется, что клетки A и B разного цвета. Однако, на самом деле, чёрно-белые клетки — просто различные оттенки серых. «Белые» клетки под тенью (включая B) являются...
Иллюзии осязания (телесные иллюзии, тактильные иллюзии) — мультимодальные феномены, возникающие в соматосенсорной сфере в результате моделирования особых условий восприятия.
Иллюзия Вундта — классическая оптическая иллюзия, впервые описанная немецким психологом В. Вундтом в XIX веке.
Иллюзия Мюллера-Лайера — оптическая иллюзия, возникающая при наблюдении отрезков, обрамленных стрелками. Иллюзия состоит в том, что отрезок, обрамленный «остриями», кажется короче отрезка, обрамленного «хвостовыми» стрелками.
Инвариантность восприятия — это основное свойство восприятия, которое имеет жизненно важное значение. Если бы не инвариантность восприятия, то люди не смогли бы легко ориентироваться в пространстве, появилась бы проблема в распознавании ранее знакомых предметов при изменении физических условий (н-р, ракурс, цвет, свет и т. д.).
Правополушарное (интуитивное) рисование – современный метод обучения основам художественного видения, а также техникам рисования.
Цветопостоянство (цветовая константность) — особенность человеческого восприятия цвета, которая заключается в том, что воспринимаемый цвет объекта остается примерно одинаковым при изменении цвета освещения. Например, глаз (а точнее, мозг) видит зелёное яблоко зелёным как в середине дня, при белом освещении, так и на закате, когда освещение красное.
Псевдоско́п (Pseudoscope, греч., от рseudos — ложный, и skopein — смотреть) — оптический прибор, построенный в 1852 году английским физиком Уитстоном (Wheatstone),
Иллюзия наклонной башни — это оптическая иллюзия, которая возникает при рассмотрении двух идентичных картинок, находящихся рядом, когда кажется, что объекты на этих картинках изображены под разными углами. Например, на иллюстрации справа даны две идентичные фотографии Пизанской башни. Несмотря на то что слева и справа фотографии совершенно одинаковые, создаётся впечатление, что башня справа наклонена больше, как если бы её сфотографировали с другого ракурса. Иллюзия была обнаружена в 2007 году Фридрихом...
Машина зрения (от фр. La machine de vision) — понятие философской концепции Поля Вирильо, использованное им для характеристики сложившегося автоматизированного и обезличенного восприятия, которое приводит к размыванию и дереализации реальности. Сформулировано в одноименной работе «Машина зрения» (La machine de vision, Paul Virilio, 1988 г.)
Теория ретинекса (англ. retinex theory; от retina — сетчатка и cortex — кора головного мозга) — теория цветовой константности зрения, сформулированная Эдвином Г. Лэндом в 1971 году.
Парейдоли́я , парейдолическая иллюзия (от др.-греч. παρά «рядом, около; отклонение от чего-либо» + εἴδωλον «изображение») — разновидность зрительных иллюзий (так называемые «сенсорные иллюзии дополнения»); заключается в формировании иллюзорных образов, в качестве основы которых выступают детали реального объекта. Таким образом, смутный и невразумительный зрительный образ воспринимается как что-либо отчётливое и определённое — например, фигуры людей и животных в облаках или на звёздном небе, изображение...
Восприятие пространства — способность человека воспринимать пространственные характеристики окружающего мира: величину и форму предметов, а также их взаимное расположение.
Ква́лиа (от лат. qualia (мн. ч.) — свойства, качества, quale (ед. ч.) — какого сорта или какого рода) — термин, используемый в философии, преимущественно в англоязычной аналитической философии сознания, для обозначения сенсорных, чувственных явлений любого рода. Введен американским философом К. И. Льюисом в 1929 году.
Перспекти́ва (фр. perspective от лат. perspicere — смотреть сквозь) — техника изображения пространственных объектов на какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.
Восприя́тие , перце́пция (от лат. perceptio) — чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся непосредственным.
Числовая линия — это ментальная карта чисел, автоматически и непреднамеренно появляющаяся, когда человек, ею обладающий, думает о числах. Числа появляются в определенных местах в пространстве, и эти места могут быть различными у разных индивидуумов. Числовая линия была впервые описана сэром Фрэнсисом Гальтоном в его работе «Видения здравомыслящих людей» (Galton 1881a). Позднее исследование идентифицировало числовую линию как форму синестезии (Seron, Pesenti & Noël, 1992; Sagiv et al., 2006).
Графемно-цветовая синестезия — это форма синестезии, при которой индивидуальное восприятие графем — цифр и букв — ассоциируется с ощущением цвета. Как и все формы синестезии, графемно-цветовая синестезия непроизвольна, постоянна и неизменна в памяти. Графемно-цветовая синестезия является одной из самых распространённых форм синестезии и, благодаря обширным знаниям о зрительной системе, одной из наиболее изученных.
Возможность или аффо́рданс (от англ. affordance; чаще употребляется во множественном числе) — в психологии восприятия и в области дизайна взаимодействия человека и технических устройств означает свойства объекта или среды, которые позволяют произвести с этим объектом или фрагментом среды те или иные действия.
Подробнее: Возможности
Зеркало Ко́зырева — конструкция, представляющая собой металлические, обычно из алюминиевых сплавов, поверхности, часто цилиндрической формы. По мнению исследователей паранормальных явлений, которое не признаётся научным сообществом, в пространстве такого зеркала изменяется течение времени, а помещённые туда люди могут испытывать аномальные психофизические ощущения.
Иллюзия Орбисона — оптическая иллюзия, описанная американским психологом Уильямом Орбисоном и впервые опубликованная в 1939 году в одном из психологических журналов.
Эффе́кт Макка́лоу — оптическая иллюзия, впервые открытая и исследуемая американским психологом Селестой Маккалоу в 1965 году. Эта иллюзия относится к иллюзиям последействия и заключается в том, что черно-белые горизонтальные и вертикальные полоски на тестовой картинке начинают казаться цветными.
Иллюзия Поггендорфа — классическая оптическая иллюзия, названная в честь немецкого физика И. К. Поггендорфа, обнаружившего её в рисунке, который ему прислал астрофизик И. Цёлльнер.
Тело без органов — одно из основных понятий философии Жиля Делёза, которое он ввел в 1969 году в своей работе «Логика смысла», но широкое признание в этом качестве оно приобрело после совместных с Феликсом Гваттари работ «Анти-Эдип» и «Тысяча плато».
Иллю́зия рези́новой руки ́ — психологический эксперимент, направленный на создание у испытуемого телесной иллюзии, что лежащая на столе искусственная резиновая рука является частью его собственного тела.
Субитизация — функция восприятия, обеспечивающая моментальное определение количества предметов в поле зрения, когда это количество укладывается в диапазон от одного до четырёх (диапазон субитизации). Этот термин был введен Э. Л. Кауфманом (E. L. Kaufman) и его коллегами и происходит от латинского subitus (внезапный).
Нагля́дно-о́бразное мышле́ние — совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. Позволяет наиболее полно воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета, например, узнать в постаревшем лице школьного товарища. Важной особенностью этого вида мышления является установление непривычных сочетаний предметов и их...
Иллюзия Луны («лунная иллюзия») — оптическая иллюзия, которая заключается в том, что Луна низко над горизонтом кажется в несколько раз больше, чем когда она находится высоко в небе (около зенита). На самом деле угловой размер Луны практически не зависит от её высоты над горизонтом. Иллюзия возникает и при наблюдениях Солнца и созвездий. Свидетельства о феномене сохранились с древних времён и зафиксированы в различных источниках человеческой культуры (например, в летописях). В настоящее время существует...
Зеркальный тест — эксперимент, разработанный в 1970 году психологом Гордоном Гэллапом-младшим, чтобы определить, обладают ли животные способностью к распознаванию себя в зеркале. Это основной индикатор самосознания у животных и признак входа в зеркальную фазу у человеческих детей в психологии развития.
Скайбо́кс (англ. sky — «небо» и box — «коробка») — объект в трёхмерной графике, играющий роль неба и горизонта. Представляет собой несложную трёхмерную модель (как правило, куб), с внутренней стороны которой натянута текстура неба (так называемая «кубическая текстура»).
Визуальным полем является «пространственный массив зрительных ощущений, доступный для наблюдения в интроспекционных психологических экспериментах» Визуальное поле иногда путают с полем зрения. Поле зрения всё, что в данный момент времени вызывает падение света на сетчатку. Этот вход обрабатывается зрительной системой, которая вычисляет визуальное поле в качестве выхода.
Подробнее: Визуальное поле
Гештáльтпсихолóгия (от нем. Gestalt — личность, образ, форма) — это общепсихологическое направление, которое связано с попытками объяснения прежде всего восприятия, мышления и личности. В качестве основного объяснительного принципа гештальтпсихология выдвигает принцип целостности. Основана Максом Вертгеймером, Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффкой в 1912 году.
Подробнее: Гештальтпсихология
Иллюзия Цёлльнера — классическая оптическая иллюзия, открытая немецким астрофизиком И.Цёлльнером. В 1860 Цёлльнер описал своё открытие в письме к немецкому физику И. К. Поггендорфу, редактору Annalen der Physik und Chemie, который впоследствии открыл аналогичную иллюзию Поггендорфа, на рисунке из статьи Цёлльнера.
Камера-люцида , Камера-люсида, Камера-лючида (от лат. camera lūcida «светлая комната») — оптический прибор, снабжённый призмой и служащий вспомогательным средством при переносе существующих мотивов на бумагу. Камеру-люциду использовали в качестве альтернативы камеры-обскуры, дающей очень тёмное и перевёрнутое изображение предметов.
Видения духо́вные — непроизвольно воспринимаемые наяву (не во сне) зрительные образы и картины, производящие более или менее полное впечатление объективной действительности, но не имеющие внешнего материального субстрата (выражения).
Ли́ца Черно́ва (англ. Chernoff faces) — отображение многомерных данных в виде человеческого лица, его отдельных частей. Люди легко распознают лица и без затруднения воспринимают небольшие изменения в нём.
Иррадиация (лат. irradio — освещаю лучами) — в оптике — явление зрительного восприятия человеком трехмерных объектов и плоских фигур на контрастном фоне, при котором происходит оптический обман зрения, заключенный в том, что наблюдаемый предмет кажется иного размера, нежели его истинный размер.