Связанные понятия
Евангели́ческая правосла́вная це́рковь (англ. Evangelical Orthodox Church) — небольшая христианская синкретическая деноминация, созданная в 1979 году бывшими лидерами Кампусского крестового похода за Христа, которые, реагируя на свободное «Движение людей Иисуса», разработали собственный синтез принципов евангеликализма, православия и пастырского движения.
Литурги́я апо́стола Ма́рка — литургия александрийского типа. По преданию, её автором является апостол и евангелист Марк, ученик и сподвижник апостолов Петра, Павла и Варнавы.
Париж сто́ит мессы (фр. Paris vaut bien une messe, также Париж сто́ит обедни) — крылатое выражение, приписываемое Генриху Наваррскому в связи с его решением в 1593 году принять католичество, чтобы стать королём Франции под именем Генриха IV и основать династию французских Бурбонов. Выражение используется в качестве шутливого оправдания морального компромисса, сделанного в целях личной выгоды.
Кельтский обряд — литургический обряд кельтских народов Британии, Ирландии и Бретани I тысячелетия, один из Западных литургических обрядов. В связи с изоляцией Британских островов, после распространения христианства в начале III века там сложился литургический обряд, отличавшийся от обрядов континентальной Европы.
Литургическое движение — совокупность инициатив в католичестве, англиканстве и протестантизме, предпринимавшихся в XIX-XX века с целью возрождения активного, сознательного и плодотворного участия народа в богослужении. Литургическое движение начиналось в XIX веке наработки католических интеллектуалов с целью проведения реформы богослужения в Римско-католической церкви. Данное движение развивалось последующие полтора века и затронуло множество других христианских церквей, включая Церковь Англии и...
Аннаты (лат. annatae) — сбор в пользу папской казны, взимавшийся с тех лиц, которые получали от папы пребенду (то есть право на доход с церковной должности).
Двукратный собор 861 года (греч. Πρωτοδευτέρα Σύνοδος) иначе Перво-Второй — поместный собор Константинопольской Церкви, состоявшийся в церкви Святых Апостолов в Константинополе в мае 861 под председательством патриарха Фотия в присутствии императора Михаила III. На Соборе присутствовали 318 епископов, включая папских легатов. Соборные акты не сохранилось: они были сожжены на соборе в 869 году сторонниками патриарха Игнатия.
Армя́нское копьё — артефакт, претендующий называться «Копьём Лонгина» (Копьём Судьбы), христианская реликвия, которая с XIII века хранится в городе Вагаршапате в сокровищнице Эчмиадзинского монастыря. До этого копьё находилось в Гегардаванке (в переводе с армянского — Монастырь копья), куда было принесено, по преданию, апостолом Фаддеем. Затем реликвию перенесли в храм в Эчмиадзине. Представители Армянской апостольской церкви не подвергают никаким сомнениям подлинность копья. В ответ на предложение...
Служба латинских писем — отдел в Римской курии, в Государственном секретариате Святого Престола. Он хорошо известен среди современных латинистов как место, где пишутся или переводятся на латинский язык документы Римско-католической Церкви.
За своё нахождение на посту папы римского с 1958 по 1963 год Иоанн XXIII создал восемь энциклик — посланий понтифика, адресованных чаще всего римско-католическим епископам в том или ином районе или же во всём мире. В энцикликах папа может осуждать ошибки, указывать на угрозы для веры и нравственности, призывать к верным практикам или обеспечивать средства защиты церкви от нынешних и будущих опасностей. Авторитет энциклик варьируется в зависимости от обстоятельств и они не всегда являются ex cathedra...
Подробнее: Список энциклик Иоанна XXIII
Лестерское аббатство Святой Марии (англ. Leicester of Saint Mary de Pratis) — средневековый монастырь на территории графства Лестершир, в настоящее время — руины. Находится примерно в двух километрах севернее Лестера среди лугов на западном берегу реки Соар. Аббатство является частью Абби-парка.
«Аполо́гия а́угсбургского испове́дания » («Апология аугсбургского вероисповедания»; лат. Apologia Confessionis Augustanae, нем. Die Apologie der Confessio Augustana) — название символической лютеранской книги, составленной в 1531 году немецким теологом Филиппом Меланхтоном.
Григорианские реформы — принятое в исторической литературе обозначение движения в католической церкви за реформы, имевшие место в конце XI — начале XII столетия.
Вдовицы церковные (греч. αἱ χῆραι τῆς ἐκκλησίας) — особый род церковнослужителей из вдов, существовавший в древней христианской церкви наряду с другим родом женского служения — диакониссами.
Дромологофет (греч. Λογοθέτης τοΰ δρόμου — Логофет Дрома) в Византийской империи так назывался главный начальник почтового ведомства. Впоследствии он скреплял своей подписью царские указы и золотые буллы (Хрисовул (лат. Bulla Aurea; греч. Χρυσόβουλλον)). При Кодине он занимал 27 место в ряду придворных чинов, но уже не имел никакой должности.
Циркумцеллио́ны (лат. Circumcelliones, от слов Августина «qui circum cellas vagantur» — «вокруг сельских жилищ бродящие», иначе агонистики, греч. αγωνιστικοί — «способные к борьбе») — участники радикального христианского движения, распространившегося на территории римских провинций в Северной Африке в IV—V веках н. э.
Битва при Дамме (англ. Battle of Damme) — морское сражение, состоявшееся 30 и 31 мая 1213 года близ Дамме во Фландрии (современная территория Бельгии), в котором флот из 500 английских кораблей под командованием графа Солсбери атаковал и рассеял большой французский флот, который должен был поддержать планируемое королём Франции Филиппом II Августом вторжение во Фландрию. Англичане захватили 300 и сожгли около 100 французских кораблей, в результате чего Филиппу II пришлось отказаться от своего намерения...
Капелла Святой Троицы в восточной части Кентерберийского собора является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Она была построена под надзором мастеров-каменщиков Уильяма Сэнса и Вильгельма Английского как место упокоения мощей святого Томаса Бекета. Капелла быстро стала одним из самых популярных мест паломничества в Англии.
Туре́цкая правосла́вная це́рковь (официальное наименование — Автокефальный турецкий православный патриархат, тур. Bağımsız Türk Ortodoks Patrikhanesi) — неканоническая православная юрисдикция, созданная в 1921—1922 годах православными христианами Турции, имеющая официальное признание турецкого правительства.
Доброде́тельные язы́чники — представление в христианском богословии, согласно которому часть язычников, не знавших Христа, но ведших высоконравственную жизнь, будет спасена. Хотя идея «христиан до Христа» встречалась ещё в раннем христианстве (в частности, у Климента Александрийского и Максима Исповедника), окончательно она оформилась в Средние века после определённого переосмысления античной культуры. Катехизис, составленный Тридентским собором, утверждал, опираясь на мнение Фомы Аквинского, что...
Господи, помилуй ны! (чеш. Hospodine, pomiluj ny!) — старейший сохранившийся в записи образец чешской музыки (относят ко второй половине X или первой половине XI века). Текст паралитургического гимна представляет собой чешскую парафразу Kyrie eleison. Форма строфическая (восемь нерифмованных строк). Текст явно восходит к наследию миссии свв. Кирилла и Мефодия, окончательный же вариант сложился в эпоху, когда старославянский язык в Чехии вытеснялся латинским и заимствовал элементы чешской речи. Авторство...
Итальянский философский устав (итал. Rito Filosofico Italiano) (ИФУ) — один из редких масонских уставов, который был основан в Италии в 1909 году. Устав с самого начала стал средством передачи через масонский ритуал идей о римском «Caput Mundi», в той форме в которой это представил Джузеппе Мадзини, и в которой всегда представлялась идея о универсальности «Третьего Рима» (который станет маяком для всего мира и духовной эклектики), после римских цезарей и пап.
«Па́стырь Ге́рмы » (лат. Haermae Pastor), варианты Па́стырь Ерма, Ермы, Эрма, Эрмы, — раннехристианская книга, встречающаяся в древних рукописях рядом с каноническими текстами Нового Завета. Традиционно датируется II веком. Известна в греческом подлиннике и в латинском и эфиопском переводах; достаточно объёмна (примерно равна Евангелиям Матфея и Марка, вместе взятым). Всегда пользовалась большим уважением у христиан, но не была принята Церковью в канон священных книг.
Экскусси́я (греч. ἐξκουσσεία ← лат. excusatio — «извинение, оправдание; освобождение (от каких-либо повинностей)») — податная привилегия в Византии в X—XV веках.
Римский понтификал или Понтификал (лат. Pontificale, Pontificale Romanum) — литургическая книга Римско-католической Церкви, которая содержит обряды, исполняемые епископами.Понтификал — практически епископский ритуал, содержащий молитвословия и правила богослужения для таинств миропомазания и священства; однако, он не включает обряды для Мессы или литургии часов, которые могут быть найдены, соответственно, в Римском Миссале и Римском Бревиарии.
Новое монашество , или Неомонастицизм (англ. new monasticism, neomonasicism) — современное воплощение древней традиции христианского монашества, недавно получившие развитие в некоторых протестантских и католических общинах.
Обмирще́ние в христианстве — процесс переориентации церкви на решение проблем мирской жизни, что противопоставляется изначальной высокодуховной и священной задаче спасения души человека и достижению Жизни вечной. Обмирщение священнослужителей может выражаться в занятиях коммерцией, в стремлении к привилегиям, к материальным благам, к почётным должностям; в слиянии с государственной властью, в симони́и.
Иерусалимский (Вифлеемский) Собор — поместный собор Иерусалимской Православной Церкви, созванный при патриархе Досифее II. В истории Православия имеет особенно важное значение.
Магдебургские центурии (лат. Centuriæ Magdeburgienses) — первое по времени в протестантской литературе большое сочинение по истории христианства, изданное между 1559 и 1574 годами.
Всеобщее священство — фундаментальный принцип протестантской теологии, согласно которому каждый верующий способен совершать богослужение, может принять исповедь и предстоять в таинствах. Впервые изложена в трактате Лютера «К христианскому дворянству немецкой нации» (1520). В качестве основания для «всеобщего священства» приводятся слова апостола Петра: В основе доктрины лежит отрицание разделения церкви на мирян и духовенство. Мартин Лютер утверждал, что Иисус Христос дал власть ключей всем своим...
Босоногие (лат. discalceati, то есть необутые) — монахи и монахини (босоногие), не носящие обуви совсем или в течение определённого времени (с 1 мая до Воздвижения Честного Креста) или же носящие вместо обуви лишь сандалии, то есть подметки (из дерева, кожи, веревок) с ремнями. Первого обычая придерживаются босоногие францисканцы-обсерванты, последователи святого Петра Алькантрийского, которые появились в 1540 году в Пласенсии, в Испании, и распространились в Италии, особенно в Неаполе. Монахини...
Евангельские заповеди, Заповеди Христовы — духовно-нравственные указатели на пути в Царство Божие, проповеданные Иисусом Христом своим ученикам и последователям. Согласно христианским святым учителям и преподобным отцам исполнение Евангельских заповедей необходимо для спасения человека (получения им вечной жизни).
А́ксиос (греч. ἄξιος — «достоин») — возглашение при хиротонии (рукоположении) во диакона, иерея, епископа; а также при интронизации Патриархов и при возложении иерархических наград.
Семь святых дев — почитаемые Православной церковью семь раннехристианских мучениц, пострадавших в начале IV века во время великого гонения при императоре Диоклетиане. Житие мучениц Текусы, Фаины, Клавдии, Матроны, Иулии, Александры и Евфрасии приводится в составе жития мученика Федота, которому Текуса приходилась тёткой. Память святым девам совершается 18 мая и 6 ноября (по юлианскому календарю).
Имеробапти́сты или имеровапти́сты или гемеробапти́сты (др.-евр. טובלי שחדית — «товлей шахарит» (буквально с древневрейского — «окунающиеся на заре»); др.-греч. ἡμεροβαπτισταί, ἡμιροβαπτισταί от др.-греч. ἡμέρα — «день» + др.-греч. βαπτίζω — «погружать, окунать, креститься»; лат. hemerobaptistas) или бапти́сты (др.-греч. βαπτισταί) — религиозное течение в иудаизме.
Паракле́т , или Паракли́т (др.-греч. παράκλητος — защитник, заступник; в новозаветном греческом в знач. «утешитель») — человек, которого призывают на помощь, для утешения. Терминологически слово стало употребляться в Новом Завете, по которому в дальнейшем получило распространение в христианском богословии и в (византийской и средневековой латинской) гимнографии.
Далма́тика (от римской провинции Далмация) — деталь литургического облачения католического клирика. Верхняя расшитая риза. Главное литургическое облачение католических диаконов. Внешне схожа с казулой — главным литургическим облачением католического священника и епископа — но снабжена рукавами.
Генеральный настоятель — обобщающее название главы католического монашеского ордена, конгрегации или общества апостольской жизниТермин «Генеральный настоятель» используется как общий, большинство католических орденов и конгрегации используют для своего главы другие названия, которые определяются уставом ордена.
Евангелие от евреев — новозаветный апокриф. Он считался священной книгой эбионитов. Исходным языком этого евангелия был арамейский. Данный текст наиболее близок к каноническим евангелиям. Существует версия, что евангелие от евреев послужило основой для Евангелия от Матфея. Упоминается у Евсевия Кесарийского (Церковная история, 3,39,17). Текст описывает крещение Иисуса Христа. В Евангелии евреев Святой Дух не просто объявляет Иисуса своим «Сыном», но возвещает ему вечное царствование. Сам Христос...
Туркопо́лы (от греч. Τουρκόπουλοι — «сыны Турок») — местные конные лучники, нанимавшиеся христианскими государствами Восточного Средиземноморья во время крестовых походов.
Кафедра Максимиана (итал. Cattedra di Massimiano) — кафедра из слоновой кости, изготовленная в середине VI века по заказу императора Юстиниана Великого. Преподнесена в дар архиепископу Максимиану (546—554 годы) и служила в качестве епископского седалища для равеннских архиереев. Версия о первом владельце кафедры основана на расшифровке монограммы на её передней панели. Кафедра Максимиана хранится в Архиепископском музее Равенны.
Анти́до́р (от греч. άντί — «вместо» и δωρον — «дар» — вместодарие) — в Православной церкви раздаваемые верующим в конце литургии части просфоры, из которой на проскомидии вынимается Агнец.
Администрация имущества Святого Престола (итал. Amministrazione dei Beni della Santa Sede, сокращенно ABSS) — бывшая дикастерия, которая до 1967 года управляла имуществом Святого Престола, кроме наличных денег и итальянских государственных облигаций, полученные при реализации Финансовой конвенции прилагающейся к Латеранским соглашениям 1929 года.
Братство общей жизни — течение в русле духовно-религиозного движения Нового благочестия, достигшего расцвета в Германии и Нидерландах в так называемую эпоху «Осени Средневековья» в первой трети XV в. на заре гуманизма. Основывалось на религиозно-философских учениях немецких и нидерландских мистиков.
Блаже́нное ви́дение (лат. visio beatifica) в христианстве — сверхъестественный акт сотворённого разума, посредством которого ангелы и души усопших праведников обретают непосредственное и ясное познание Бога.
Претеризм — интерпретация христианской эсхатологии, согласно которой большая часть пророческих описаний Последнего Времени, которые содержатся в Библии, относятся к событиям, уже произошедшим в первый век существования христианства. В частности, к 70-му году н. э., когда был разрушен Иерусалимский храм. Согласно претеризму, начиная с этого события под «Израилем» следует понимать христианскую церковь, которая стала естественным продолжением существования Народа Божьего на земле.
Присяга More Judaico (еврейская клятва) была особой формой присяги, которую евреи должны были давать в судах средневековой Европы. Эта присяга сопровождала определенные церемонии и нередко носила намеренно унизительный характер или влекла за собой опасность. More Judaico на латыни означает «по еврейскому обычаю». Вопрос о надежности присяги евреев был тесно связан со значением, которое христианские власти приписывали молитве Кол нидрей, которую евреи читают на Йом Кипур, и в целом введение этой присяги...
Мормон (англ. Mormon) — пророк в «Книге Мормона», по имени которого названа эта книга. Как утверждал Джозеф Смит, Мормон был пророком-историком, который выгравировал краткое изложение истории своего народа на золотых пластинах. Святые последних дней верят в то, что Мормон был нефийским пророком, который жил на Американском континенте в IV в.