Связанные понятия
Господа (реже Оспода) — в Псковской республике орган судебной и светской власти, состоявший из высших должностных лиц республики: посадника, князя и сотских.
Губная реформа (1530-е-1550-е годы) — реформа в Русском государстве в части местного управления, произведённая в XVI веке (во время правления матери Ивана IV Елены Глинской).
Церковный устав Владимира — источник церковного права государственного происхождения, изначально составленный в конце X — начале XI веков. Составление Устава приписывается князю Владимиру Святославичу. Устав впервые на Руси разграничил подведомственность дел между светскими и церковными судами, а также устанавливал уплату десятины со всех княжеских доходов в пользу церкви. Один из основных письменных источников русского права.
Огнища́не (др.-рус. огни́щанинъ, огни́щане, ти́унъ огнищныи) — должность в Древней Руси. Управляющие княжеским хозяйством, представители высших слоев феодального общества.
«Ива́новское сто » — купеческое братство во времена Новгородской республики при храме святого Иоанна Предтечи на Опоках в Новгороде. Они же: Новгородская Первая Гильдия, отсюда и пошло выражение купец первой гильдии, то есть купец «высшего разряда».
Упоминания в литературе
Совет господ . Вече было законодательным учреждением. Но по характеру своему оно не могло правильно обсуждать предлагаемые ему вопросы. Нужно было особое учреждение, которое могло бы предварительно разрабатывать законодательные вопросы и предлагать вечу готовые проекты законов и решений. Таким подготовительным и распорядительным учреждением был новгородский совет господ, Herrenrath, как называли его немцы, или господа, как он назывался в Пскове. Господа вольного города развились из древней боярской думы князя с участием старейшин города. Председателем этого совета в Новгороде был местный владыка – архиепископ. Совет состоял из княжеского наместника, из степенных посадника и тысяцкого, из старост кончанских и сотских, из старых посадников и тысяцких. Все эти члены, кроме председателя, назывались боярами.
Важнейшей фигурой в Новгороде был архиепископ. Его также выбирали на вече (начиная с 1155 года), а потом его кандидатуру лишь утверждал митрополит киевский. Таким образом, он не был греком, присланным из Константинополя, не был ставленником великого князя (как немногие митрополиты русского происхождения, ненадолго возглавлявшие церковь в домонгольский период), но являлся новгородцем, избирался вольным городом и представлял его интересы, сочетая духовный авторитет, политическую власть и экономическую мощь. Новгородский владыка обладал колоссальным влиянием: возглавлял «
совет господ » (правительство Новгорода), вёл переговоры с князьями, обладал значительными земельными угодьями, располагал собственным войском («владычный полк»), хранил новгородскую казну, печать, меры и весы города, рассматривал часть судебных вопросов.
В Новгороде даже в эпоху господства Киева действовало народное вече, которое после 1136 г. превратилось в высший законодательный орган власти. Как показали последние исследования, прежде всего В. Л. Янина, новгородское вече не было собранием всего мужского населения Новгорода. На вече собиралось 400–500 владельцев усадеб. Именно они и составляли верхушку новгородского общества, полновластно управлявшую всей Новгородской землей. Верхушка боярства составляла
Совет господ , тщательно готовивший созыв веча и обеспечивавший нужное голосование по важнейшим вопросам. Вече, формально оставаясь демократическим органом, выражало в большей степени интересы городской верхушки. Поэтому Новгород с полным основанием называют боярской, или аристократической республикой.
Государственный строй Пскова почти ничем не отличался от государственного строя Новгорода. Там тоже была феодальная республика. В Пскове, как и в Новгороде, реальная власть была сосредоточена в руках имущей верхушки городского населения – патрициата. Он управлялся выборными органами власти; система и компетенция его государственных органов была такой же, как и в Новгороде (вече,
совет господ , князь, посадники). Отличие состояло в том, что в Пскове не было должности тысяцкого, но зато для управления делами республики избирались два степенных посадника; второй из них выполнял функции, аналогичные задачам новгородского тысяцкого. Для организации военного управления приглашался по договору князь. Псков делился на 6 концов, а вся его территория – на 12 пригородов, игравших роль военных укреплений (в пригород входили город и окружавшие его волости). Пограничные территории республики делились на округа – губы – во главе с выборным губным старостой из бояр. Округа делились на волости, в каждую из которых входили несколько сел и деревень.
Управление Новгородом и Псковом строилось в целом одинаково, хотя имелись и некоторые отличия. В обоих городах главенствующее положение сохранялось за вечем. Оно избирало и увольняло всех должностных лиц, приглашало и изгоняло князя. В частности, на вече избирался посадник (в Пскове – двое посадников). Он председательствовал на народном собрании, контролировал деятельность князя и других должностных лиц. Судебные функции князь осуществлял только в присутствии посадника. Избирался также тысяцкий, который в мирное время ведал торговлей и осуществлял суд по торговым делам, а в военное – командовал новгородским ополчением. Вече избирало и архиепископа (в Пскове – епископа). Архиепископ председательствовал в
Совете господ , хранил государственную казну, ведал архивом, осуществлял записи актов гражданского состояния. Совет господ (в Пскове – Оспода) предварительно рассматривал вопросы, выносимые на рассмотрение веча, координировал деятельность различных должностных лиц. В состав Совета господ входили действующий посадник, а также бывшие посадники, тысяцкий, сотские, кончанские и уличанские старосты. Новгород делился на пять концов (Псков – на шесть). В каждом конце, на каждой улице созывалось свое вече, избирались соответственно кончанские и уличанские старосты. Пригороды также пользовались определенным самоуправлением.
ВОЛЬНЫЕ ГОРОДСКИЕ ОБЩИНЫ. НОВГОРОД ВЕЛИКИЙ. ЕГО МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ; СТОРОНЫ И КОНЦЫ ОБЛАСТЬ НОВГОРОДА: ПЯТИНЫ И ВОЛОСТИ. УСЛОВИЯ И РАЗВИТИЕ НОВГОРОДСКОЙ ВОЛЬНОСТИ ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НОВГОРОДА К КНЯЗЬЯМ. УПРАВЛЕНИЕ. ВЕЧЕ И ЕГО ОТНОШЕНИЕ К КНЯЗЬЯМ. ПОСАДНИК И ТЫСЯЦКИЙ. СУД.
СОВЕТ ГОСПОД . ОБЛАСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. ПРИГОВОРЫ ИХ ОТНОШЕНИЕ К ГЛАВНОМУ ГОРОДУ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Архиепископ был хранителем государственной казны, играл большую роль в управлении государством, обладал не только духовной, но и светской властью, председательствовал в
совете господ , контролировал торговые меры и весы. Ведал дипломатическими сношениями с другими государствами.
Оспода считается важнейшим, а иногда и единственным субъектом, управомоченным на выдвижение: «всякое дело, подлежавшее решению на вече, проходило предварительно через господу»,[310] ««
Совет господ » предварительно рассматривал кандидатуру князя, затем ее рекомендовали вечу…».[311] Но, соглашаясь с вероятностью данного варианта, нельзя считать его единственно возможным.
Связанные понятия (продолжение)
Рядо́вич — в Древней Руси лицо, служившее землевладельцу по «ряду» (договору), как правило, попавшие в зависимость от него на период отработки займа, взятого деньгами, зерном или орудиями труда. Отрабатывали долг, используя часть своего времени. Были близки к закупам. Рядовичами становились не пошедшие в холопство и заключившие «ряд» тиуны, ключники и мужья рабынь, а также дети от браков свободных с рабынями. Рядовичи часто использовались в роли мелких административных агентов своих господ. По Русской...
Подробнее: Рядовичи
Земская изба — выборный орган местного самоуправления в России, создан на местах в результате земской реформы Ивана IV. Земская изба состояла из возглавлявшего её земского старосты, земского дьячка и целовальников, которые выбирались городскими и волостными тяглыми людьми на 1—2 года. Земская изба содержались на деньги местного населения. При Петре I по указу 1699 года земские избы превращены в органы городского самоуправления. Они состояли из выбираемых посадскими людьми бурмистров и подчинялись...
«По́весть о бе́лом клобуке ́» (др.-рус. По́вѣсть ω бѣ́ломъ клобуцѣ́) или «По́весть о новгоро́дском бе́лом клобуке́» — памятник древнерусской литературы XV—XVI веков, сочинение о чудесном появлении на Руси белого клобука, мистического символа «Третьего Рима».
Площадной подьячий — вольный письменный делец в Русском государстве, действовавший под надзором правительства на городских площадях, предшественник современных нотариусов.
Урок — фиксированный размер дани или, возможно, каких-либо работ, которые должны были быть выполнены к определённому сроку.
Чёрные люди (или чернь), чёрные тяглые люди, государевы крестьяне — термин, которым русские источники XIV—XVII веков обозначали черносошных крестьян.
Скра (Skra, Scra, Schra, Schrage — «книга законов», «судебник»; а также как «Новгородская скра») — представляет собой устав или судебник Немецкого двора, который потом распространился на всю ганзейскую контору в Новгороде. Семь раз подвергался редакции в XIII—XVII веках.
Дворский — более древнее наименование дворецкого. Управляющий княжеским хозяйством, ведал также сбором налогов и исполнением судебных приговоров на Руси до начала XVI в.
Бурмистерская палата — центральное финансовое учреждение и выборный орган городского населения в России. Её создание — одна из первых реформ Петра Великого.
Семейный принцип наследования — общее условное название порядка наследования в средневековых удельных русских княжествах в противопоставлении традиционному «лествичному» (родовому). Если при родовом порядке наследования передача власти происходила к старшему в роду (сеньорат) при сохранении династического единства управления всеми землями, то при семейном владение передавалось по нисходящей мужской линии, а владения боковых линий либо становились независимыми, либо превращались в уделы в составе...
Путные бояре или путники — в России XIV—XVI вв. бояре, управлявшие хозяйством (путями) дворов великих и удельных князей.
Топонимическое прозвище , Прозвище по месту — разновидность прозвища, дополнение к личному имени или даже в некоторых случаях основное имя, представляющее собой эпитет, указывающий на географическую точку (топоним): место рождения, активной фазы деятельности или смерти. В древности и Средневековье было очень распространённым и служило для разграничения нескольких людей с одним и тем же личным именем.
Академическая привилегия, или «Привилегия на Академию» — учредительный документ первого высшего учебного заведения Славяно-Греко-Латинской Академии, составленный в 1678 году. Привилегия не только учреждала Академию, но и предоставляло ей академические свободы, право на цензурные и даже полицейские функции, предоставляло ей право на юрисдикцию трибунала по делам христианской веры.
Полуи́мя — форма личного имени, обычно с уменьшительным суффиксом (например, Петрушка от Пётр, Илейка от Илья, Анница от Анна; см. Уменьшительное имя), употреблявшаяся в России в XVI—XVIII веках в качестве именования представителей низших классов, а также представителями всех сословий при обращении с теми или иными официальными заявлениями к вышестоящим лицам (с целью самоуничижения).
«Украина-Русь » — искусственный гибридный термин, популяризировавшийся идеологами украинства.
«Сказание о Вавилонском царстве » — народно-литературное произведение, сохранившееся в рукописях XVI—XVII веков. Сюжет сказания — история чудесного падения Вавилонского государства, которое потом населили лютые звери и огромный змей, лежащий вокруг целого города. Византийский император Лев (вероятно, Лев VI Философ) посылает послов в Вавилон за знамением; послы возвращаются с царским венцом царя Навуходоносора и с греческой грамотой, по которой верховная власть, по Божьему повелению, должна перейти...
Ю́феревы — один из древнейших северорусских родов, сыгравший значительную роль в истории Вятской земли.
Окла́дные дохо́ды – одна из категорий доходов Русского государства. Окладными доходами назывались такие доходы, которые можно было ввести в определённый оклад и собирать в обязательном для плательщиков, заранее определённом размере. Окладные доходы возникали из сборов, которое правительство устанавливало для покрытия расходов на возникшие новые государственные нужды: необходимость устройства отрядов войска, вооружённых огнестрельным оружием, вызвала сбор пищальных денег; на покупку пороха собирали...
Деньги из чети , иногда четвертное денежное жалованье — в Русском государстве XVI и XVII веков так называлось ежегодное денежное жалованье, дававшееся городовым дворянам и детям боярским, которые назывались в таком случае «четвертчиками».Деньги из чети иногда называются оброком (см. «Описание документов и бумаг, хранящихся в московском архиве Министерства юстиции», т. 8, стр. 42, 45, 87), что, по-видимому, указывает на происхождение этого вида денежного жалованья.
Анга́рия (лат. angaria, др.-греч. ἀγγαρεία) — государственная ямская повинность в Римской империи, Византии, средневековой Европе, а также барщина и другие повинности в пользу феодала.
Новгородское восстание 1650 года — одно из городских восстаний на Руси в середине XVII века, произошедшее в Великом Новгороде.
По́слух — в древнерусском судебном праве свидетель, обладающий «доброй славой», то есть достойный доверия; чаще всего лично свободный человек (исключение делалось для процессов, непосредственно касающихся холопов). Послух после целования креста свидетельствовал о том, что ему известно о деле. Важно понимать, что очевидцем событий, составлявших предмет судебного разбирательства, послух не был (непосредственный свидетель-очевидец назывался видок). Он говорил о том, что слышал о деле (отсюда и название...
Посу́л — древнерусское название взятки: незаконное вознаграждение за осуществление официальных властных полномочий.
Белопашцы — в Российской империи название сельских обывателей, владевших собственной землей и освобожденных от податей и повинностей, в противоположность «черносошным крестьянам», то есть крестьянам, обложенным государственными сборами и повинностями.
Закон Русский — обычное право в Древней Руси X века, упомянутый в договорах Руси и Византии, а также в «Русской Правде». Ранний устный источник русского права.
Приказ сбора ратных и даточных людей , Сбора ратных и доимки даточных людей — один из органов военного управления (временный, в период войны) Русского царства, предназначенный для сбора личного состава вооружённых сил.
Крепостной акт (также крепость) — в законодательстве Российской империи сделка, внесённая в книги «у крепостных дел» (примерно соответствует современному нотариальному заверению и регистрации прав собственности).
Хлебниковский список — древнерусский летописный свод середины XVI века. Предположительно один из двух основных списков Ипатьевской летописи.
Патриаршие приказы — центральные учреждения Московской патриархии XVII — начала XVIII веков, ведавшие патриаршими вотчинами и хозяйством (Дворцовый Патриарший приказ), сбором налогов, пошлин и другим (Казённый Патриарший приказ), назначением духовенства на должности (Судный Патриарший приказ, или Патриарший разряд).
Бли́жняя канцеля́рия — орган административно-финансового контроля над деятельностью государственных учреждений России, созданный Петром I, и существовавший в 1699—1719 году. Являлся канцелярией Боярской думы. Руководил коллегией генерал-президент, эту должность занимал Никита Зотов.
Плотницкий конец или «Плотники» — один из пяти концов (районов) древнего Новгорода.
Чашничий — придворная должность и чин в хозяйстве русских князей и царей в XIII — начале XVIII веков.
Мать городов русских — перифраз из древнерусской литературы, используемый для обозначения Киева. Наиболее известен по фрагменту статьи 882 года Повести временных лет...
Осло́п — русское название деревянной палицы или дубины, а также кругляка или жерди.
Список префектов Римского Египта — список верховных представителей администрации Римской империи в провинции Египет, охватывающий эпоху римского господства на берегах Нила — с 30 г. до н. э. по 395 г. н. э. (условные границы римского периода в Египте).
Феодори́тово сло́во — небольшое сочинение, памятник древнерусской письменности, составленный на Руси неизвестным лицом, в котором изложено учение о том, что необходимо креститься двумя перстами. Долгое время считалось принадлежащим Феодориту Кирскому.
Троепе́рстное сложе́ние; Троепе́рстное кре́стное зна́мение — принятое в современном (со средних веков) православии (и некоторых иных древних восточных церквях) сложение пальцев правой руки при совершении крестного знамении или благословении (мирянином).
Подробнее: Троеперстие
Закладничество (от «идти в заклад») — распространенный во времена Киевской Руси разновидность соглашения о займе между кредитором и заемщиком, где в качестве залога, что должно было обеспечивать долг, фигурировало лицо заемщика. Заемщики, которые на условиях закладничества получали кредит, считались заложниками и на определенный срок становились лично зависимыми от своего кредитора. Условием освобождения от такой зависимости была отработка или возврата заемщиком долга кредитору. Социальный статус...
Новгородские свинцовые грамоты (письмена на свинцовых пластинках) — разновидность средневековых письменных источников, которые исследователи сравнивают с берестяными грамотами.
Истинноречие , или истинноречное пение — один из видов русского церковного пения.
О́трок (также ― пасынок или детский) ― в древней Руси младший дружинник (в древней и средневековой Европе ― паж), относился к низшему разряду княжеской дружины (старшие ― гридни и бояре).
Чёрные земли — земельные наделы черносошных крестьян и тяглого городского населения в России XIV—XVII веков.
Артикул краткий , выбранный из древних христианских воинских прав, иже о богобоязни и о наказании разных злодеев (Краткий артикул, артикул Меншикова, Московский воинский устав) — созданный 1706 году в рамках военной реформы Петра I военно-уголовный кодекс князя А. Д. Меншикова. Считается прообразом Воинского устава Петра I.
Смесь францу́зского с нижегоро́дским — крылатое выражение, означающее смесь различных и зачастую весьма противоположных по духу и несовместимых (вплоть до смешного) частей. Преимущественно относится к культурной жизни, но может применяться по отношению к любому явлению.
Центумви́ры (лат. centumviri) — в Древнем Риме коллегия для разбирательства гражданских дел, учрежденная, по преданию, ещё в царский период и существовавшая до падения Западной Римской империи.