Связанные понятия
Чёрные земли — земельные наделы черносошных крестьян и тяглого городского населения в России XIV—XVII веков.
Огнища́не (др.-рус. огни́щанинъ, огни́щане, ти́унъ огнищныи) — должность в Древней Руси. Управляющие княжеским хозяйством, представители высших слоев феодального общества.
Мыт — место, где останавливались возы, лодки, позже название торговых и проезжих пошлин по суше и рекам. Устанавливать мыт могло только правительство, но иногда оно уступало его частным лицам и духовенству.
Чёрные люди (или чернь), чёрные тяглые люди, государевы крестьяне — термин, которым русские источники XIV—XVII веков обозначали черносошных крестьян.
Низовская земля — в XII—XIII веках название территорий Владимиро-Суздальского княжества, располагавшихся на юго-востоке от Новгородской земли, в бассейне верхнего течения Волги ниже устья реки Мологи. В XIV—XVI веках Низовской землёй, Низом или Понизовьем стали называть занимаемую Великим княжеством Владимирским область Среднего Поволжья, расположенную в междуречье Оки и Волги. Название «Низовская земля» употреблялось преимущественно новгородцами и связано с географическим положением региона относительно...
Упоминания в литературе
Налогообложение неразрывно связано именно с государственной властью. Патриархальное,
общинное управление, как известно, налогов не знало. Формирование централизованного русского государства шло несколько столетий с перерывами с IX по XVI в. и завершилось в 1521 г. объединением русских земель вокруг Московского княжества. С этого периода и правомерно начать разговор о развитии налоговых отношений населения с государством. Так же как и в странах Запада, предтечей современных налогов была натуральная дань, которой русские князья облагали как покоренные территории, так и своих подданных. Сначала она взималась бессистемно, затем процесс постепенно упорядочился («уставы», «уроки»). С образованием Киевской Руси возросли государственные расходы и увеличилось количество принудительных изъятий (дань, оброк, подать, урок, дары, поклоны, кормы, поборы), а затем часть их была переведена на денежную основу (благодаря росту торговли Киева с соседними государствами). В это время появилась такая специфически русская окладная единица обложения, как соха. Особенностью ее был уравнительный принцип. За «соху» принимался земельный участок определенного размера (в него входили более 300 дворов) с учетом качества земли, к которому приписывалось тяглое население.[2] Внутри посошного хозяйства, включая все входившие в него дворы, действовал раскладочный принцип. Все посошные платежи крестьян имели натуральный характер.
Реформа системы сбора дани. Произвольный сбор дани закончился убийством правившего в Киеве князя Игоря (912–945) и его приближенных в древлянской земле. Поэтому вдова Игоря – княгиня Ольга (945–957) провела налоговую реформу: утвердила точный размер платежей Киеву – «уставов и уроков» и создала систему административных центров – «погостов», где останавливались князья и княжеские «мужи» для сбора дани и административно-судебного управления. Весной, собрав дань, князь возвращался в Киев. А летом все собранное вместе с другими товарами грузилось на суда и отправлялось вниз по Днепру, по пути «из варяг в греки», в столицу Византийской империи Константинополь. Не случайно в дошедших до нашего времени договорах Руси с Византией 907–911 и 944 гг.
большая часть статей посвящена правовому урегулированию торговли русских купцов в Византийской империи.
Вещий Олег включил в состав Киевской Руси древлян, северян, радимичей и другие соседние княжества и народы, утвердил свое единоначалие, построил на Руси много городов. Он совершил также два удачных похода на Византию, в результате которых были заключены договоры с греками (907 и 911 гг.) Договоры обеспечивали русским купцам возможность торговли русскими товарами на рынках Византии. После смерти Олега Киевским князем стал Игорь (912–945 гг.), который был впоследствии убит древлянами при повторном сборе дани. Править государством стала его жена Ольга, которая ввела вместо обычаев правовые нормы по сбору дани, т. е. провела административно-налоговую
реформу, установила «уроки» (размер дани) и «погосты» (места сбора дани). Погосты и становища стали впоследствии центрами управления. Во время княжения Игоря и Ольги одним из направлений деятельности государства было расширение территории за счет присоединения земель тиверцев и уличей.
Под вирой, в соответствии со статьями Русской Правды, понимался денежный штраф, который поступал в пользу князя. Предусматривался определенный перечень преступлений, за совершение которых в качестве наказания предусматривалась
вира (например, за убийство свободных людей и лиц княжеской администрации, отсечение руки, ноги, носа или выкалывание глаз). Возможность уплаты виры и ее размер находились в зависимости от личности преступника и от того, кто являлся потерпевшим от преступления. Вира платилась по Русской Правде только за убийство свободного человека. Убийство раба и крепостного влекло за собой более мягкие последствия: урок и продажу, и то лишь в случае убийства невиновного.
После смерти князя Игоря на Руси верховной правительницей стала его вдова княгиня Ольга. В период ее правления были проведены важные для становления древнерусской государственности мероприятия. Она с большим войском совершила поход на древлян, разгромила их и взяла главный древлянский город Искоростень. Княгиня Ольга уничтожила древлянскую верхушку. В древлянских лесах было убито более 5000 человек. Она обложила древлян тяжелой данью, две части которой платились Киеву, а третья часть выплачивалась Ольгиному городу Вышгороду. Ольга
установила уроки (нормы сдачи дани), сделав дань фиксированной, а также установила погосты, куда свозилась дань, где останавливались князь и его дружинники, забиравшие ее и вершившие суд и облагавшие виновных штрафами-вирами, платившимися великому князю и его военно-дружинной знати. Погосты, таким образом, становились центрами властвования Киева на местах. Кроме того, установление погостов изменило принцип сбора полюдья: теперь оно собиралось не путем объезда подвластных территорий, а путем повоза.
Связанные понятия (продолжение)
Плотницкий конец или «Плотники» — один из пяти концов (районов) древнего Новгорода.
Окла́дные дохо́ды – одна из категорий доходов Русского государства. Окладными доходами назывались такие доходы, которые можно было ввести в определённый оклад и собирать в обязательном для плательщиков, заранее определённом размере. Окладные доходы возникали из сборов, которое правительство устанавливало для покрытия расходов на возникшие новые государственные нужды: необходимость устройства отрядов войска, вооружённых огнестрельным оружием, вызвала сбор пищальных денег; на покупку пороха собирали...
Дворский — более древнее наименование дворецкого. Управляющий княжеским хозяйством, ведал также сбором налогов и исполнением судебных приговоров на Руси до начала XVI в.
Пяти́на — административно-территориальная единица (буквально, «пятая часть земли»), применявшаяся в различных славянских государствах с глубокой древности, в частности, в Новгородской Руси.
Забожничье — термин в новгородской летописи, по-видимому, название одного из видов княжеской дани в Новгородской земле.
Земская изба — выборный орган местного самоуправления в России, создан на местах в результате земской реформы Ивана IV. Земская изба состояла из возглавлявшего её земского старосты, земского дьячка и целовальников, которые выбирались городскими и волостными тяглыми людьми на 1—2 года. Земская изба содержались на деньги местного населения. При Петре I по указу 1699 года земские избы превращены в органы городского самоуправления. Они состояли из выбираемых посадскими людьми бурмистров и подчинялись...
Куна — весовая и денежная единица, а также название монет, использовавшихся на Руси в X—XV веках.
Городовое дело — одна из древнейших натуральных повинностей, состоявшая в постройке новых городов и острогов, возведении новых крепостей в старых городах и ремонте фортификационных сооружений.
Местные церковные уставы — источники церковного права государственного происхождения, основанные на Уставе князя Владимира и Уставе Ярослава Мудрого. Создавались в русских удельных княжествах в XII веке. Одни из письменных источников русского права.
Чёрные со́тни — форма административно-территориального деления в Российской империи.
Влади́мирская че́тверть (Владимирская четь) — финансовое учреждение Московского государства XVII века. Упоминается в письменных источниках с конца XVI века.
Площадной подьячий — вольный письменный делец в Русском государстве, действовавший под надзором правительства на городских площадях, предшественник современных нотариусов.
Алтын — тюркское слово, которое легло в основу названия денежной единицы алтын, многих географических названий (напр. Алтайские горы), а также стало составной частью тюркских слов.
Церковный устав Владимира — источник церковного права государственного происхождения, изначально составленный в конце X — начале XI веков. Составление Устава приписывается князю Владимиру Святославичу. Устав впервые на Руси разграничил подведомственность дел между светскими и церковными судами, а также устанавливал уплату десятины со всех княжеских доходов в пользу церкви. Один из основных письменных источников русского права.
Белопашцы — в Российской империи название сельских обывателей, владевших собственной землей и освобожденных от податей и повинностей, в противоположность «черносошным крестьянам», то есть крестьянам, обложенным государственными сборами и повинностями.
Сумь — упоминаемое в русских летописях название прибалтийско-финского племени суоми, заселившего в начале 1-го тысячелетия н. э. юго-западное побережье современной Финляндии.
Заво́лочье — историческая область в X—XIV веках, в бассейне Северной Двины и Онеги, за «волоками», связывавшими Онежское озеро с озером Белым и рекой Шексна (которые находятся на территории современной Вологодской области). Территория в древности изобиловала пушным зверем и соляными угодьями. Население преимущественно занималось земледелием, пушным и рыбным промыслами. Понятие «Заволочья» изменялось по мере продвижения новгородских владений. Сперва это была страна за ближайшим волоком озерного бассейна...
Кормле́ние — вид пожалования великих и удельных князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счёт местного населения в течение периода службы.
О́трок (также ― пасынок или детский) ― в древней Руси младший дружинник (в древней и средневековой Европе ― паж), относился к низшему разряду княжеской дружины (старшие ― гридни и бояре).
Деньги из чети , иногда четвертное денежное жалованье — в Русском государстве XVI и XVII веков так называлось ежегодное денежное жалованье, дававшееся городовым дворянам и детям боярским, которые назывались в таком случае «четвертчиками».Деньги из чети иногда называются оброком (см. «Описание документов и бумаг, хранящихся в московском архиве Министерства юстиции», т. 8, стр. 42, 45, 87), что, по-видимому, указывает на происхождение этого вида денежного жалованья.
Согласно поздней Никоновской летописи, учреждение в Пскове отдельного княжеского стола было произведено Владимиром Святославичем, который в 1014 году выделил город в удел своему сыну Судиславу. Во время усобицы Владимировичей Судислав был посажен в темницу, а псковское княжение ликвидировано. Наиболее вероятно, что это Ярослав (Мудрый), опасаясь каких-либо притязаний на киевское княжение со стороны Судислава, заточил его — своего последнего брата и самого младшего из Владимировичей — в темницу (поруб...
Подробнее: Псковские князья
Пушкарская слобода — одна из московских слобод. Существовала в Москве до XVIII века в пределах современного Мещанского района. Точное время появления слободы неизвестно.
Ушатые — княжеский род, происшедший от Ярославских князей. Род внесён в Бархатную книгу.
Тяглые крестьяне — в России XV—XVIII веков и в Великом княжестве Литовском категория крестьян, обязанных платить государственные налоги и выполнять государственные повинности (тягло). В разряд тяглых крестьян в России входили частновладельческие и черносошные крестьяне, со 2-й половины XVII века — бобыли и халупники, а с начала XVIII века — холопы. С введением в 1724 году подушной подати стали частью податных сословий.
Чухна ́, чухо́нцы — устаревший этноним прибалтийско-финских народов в новгородских землях (весь, сету, ижора, ливвики и прочие). Впервые упоминается в Псковской второй летописи под 1444 г. в форме «чухно». Позднее, в Российской империи — народное название карело-финского населения окрестностей Петербурга, в основном ингерманландских финнов.
Новая четверть или Приказ новыя четверти существовала уже в 1597 году и названа так, по всей вероятности, в отличие от других существовавших тогда четвертей.
Ногайский шлях (от слов ногайцы и шлях) — название пути (c XVI века), по которому татары и ногайцы совершали набеги на русские земли в XIII—XVII веках. Так же была известна как ордобазарная дорога — использовалась для перегона скота на русский рынок. Ногайский шлях от ордынских кочевий в нижнем течении Волги имел два направления: правым берегом Дона, через урочище Казар (ныне Воронеж), до Рязани и Коломны; от Волгодонской переволоки по междуречью Хопра и Суры, пересекая верховья Цны, Польного Воронежа...
Ушкуй — историческое название новгородских плоскодонных речных судов, известных примерно с ХIII по XV век. Этимология этого термина, предположительно, связана с поморским словом «ошкуй» означавшим «белый медведь».
Запове́дные ле́та (также заповедные годы, от «заповедь» — повеление, запрет) — годы, в течение которых в некоторых районах Русского государства запрещался крестьянский выход в осенний Юрьев день (предусмотренный ст. 57 Судебника 1497 года). Ограничения стали появляться с 1581 года, когда правительство Ивана Грозного занялось всеобщей переписью земель с целью определения масштабов упадка хозяйства страны в 1570—1580-е годы.
Печатный приказ — орган управления Русского государства. Находился в ведении печатника, который хранил государственную печать.
Двинская земля — историческая область в бассейне Северной Двины, часть современной Архангельской области. Расположена к северу от Волго-Северодвинского водораздела. Население занималось земледелием, пушным и рыбным промыслами.
Орды́нский вы́ход — налог, дань, выплачивавшаяся русскими землями Золотой Орде в XIII—XV веках, включая и земли Южной Руси, вошедшие в XIV веке в состав Великого княжества Литовского. Платилось, вероятно, за относительную автономию и свободный сбор налогов.
Смерд (мн. смерды) — категория населения по Русской Правде, крестьянин на Руси IX—XIV веков, земледелец. Изначально свободные (в отличие от холопов), по мере развития поместной системы были постепенно закрепощены. Смерды находились в прямой зависимости от князя.
Патриаршие приказы — центральные учреждения Московской патриархии XVII — начала XVIII веков, ведавшие патриаршими вотчинами и хозяйством (Дворцовый Патриарший приказ), сбором налогов, пошлин и другим (Казённый Патриарший приказ), назначением духовенства на должности (Судный Патриарший приказ, или Патриарший разряд).
Думные чины (думные люди, думцы) — в Русском государстве в конце XV—XVII веков должностные лица — бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки, имевшие право участвовать в заседаниях Боярской думы и в работе думских комиссий.
Подробнее: Думный чин
Ландратская перепись — подворная перепись, проведённая в ряде губерний России в 1716—1717 годах (в некоторых пунктах началась с середины 1715 года по отдельным указам) по указу Петра I от 10 декабря 1715 года. Проведение переписи было поручено ландратам (от нем. Land — земля, страна, Rat — совет) — местным чиновникам, стоявшим во главе ландратских доль.
Межева́я кни́га — документ имущественного характера, дававший детальную информацию о размерах и границах земельных владений.
Хлебный приказ , Приказ Хлебного Сбора — орган управления царства Русского (приказ), который ведал хлебным делом, в городах, селениях и землях великого князя московского (закупал, ведал доходами и расходами хлебов, снабжением хлебом стрелецких войск), житницами и житными дворами царского двора.
Волосте́ль — представитель великокняжеской (царской) власти на местах (как правило, в волостях и станах).
Бурмистерская палата — центральное финансовое учреждение и выборный орган городского населения в России. Её создание — одна из первых реформ Петра Великого.
Осло́п — русское название деревянной палицы или дубины, а также кругляка или жерди.
Бе́рковец (ранее берковеск, др.-рус. бьрковьскъ «бьёркёйский», от древнерусского названия старинного шведского торгового города Бьёркё) — старорусская единица измерения массы, равная 10 пудам ≈ 164 кг.
Шемя́кина плащани́ца (подписная плащаница «Положение во гроб» 1444 года:13, 14) — возду́х XV века, являющийся вкладом Дмитрия Юрьевича Шемяки, его жены Софьи Дмитриевны и сына Ивана в Юрьев монастырь Великого Новгорода:193. Хранится в Новгородском государственном объединённом музее-заповеднике (в 2003 году инвентарный номер — ДРТ 20):30.
Житный приказ возник, может быть, при Иоанне III; Карамзин относит возникновение его к царствованию Иоанна IV. В заведовании его находились житные дворы (склады), в которых хранился хлеб для снабжения формирований вооружённых сил на случай войны и неурожая. О деятельности этого приказа мало известно. В конце XVII столетия он был соединен со стрелецким приказом, а затем заменён провиантской канцелярией, которая заготавливала главным образом провиант для войска.
Упоминания в литературе (продолжение)
Одним
из видов штрафов была вира – штраф, назначаемый только за убийство. Он поступал в княжескую казну. Родственникам потерпевшего уплачивалось так называемое головничество, равное штрафу. Сумма штрафа зависела от положения человека (40 гривен за убийство простого человека, 80 гривен за убийство привилегированного – ст. 19, 22 Краткой Правды, ст. 3 Пространной Правды). За остальные преступления против личности, в зависимости от их тяжести, виновные наказывались штрафом – «продажей», поступавшей в казну, а потерпевшему уплачивался «урок» – денежное возмещение за причиненный ущерб.
Пожалуй, самыми древними исторически засвидетельствованными государственными актами крестьянской крепости являются «Уставы и уроки», введенные княгиней Ольгой в Древлянской земле после убийства ее мужа князя Игоря в 945 г. Однако упомянутые и другие изначальные письменные законы, юридически оформлявшие и закреплявшие феодальные отношения на Руси, к сожалению, не сохранились. О их существовании мы можем судить только по различные рода косвенным данным. Это обстоятельство ставит непреодолимые преграды на пути изучения
ранних этапов истории крепостного права в нашей стране.
Взаимоотношения между населением небольших городков, селений, деревень и князьями, располагавшимися в относительно крупных городах, строились по преимуществу на взаимовыгодной основе. Основной налог князь собирал, объезжая вместе с дружиной подконтрольные территории. После налоговой реформы княгини Ольги система полюдья регулировалась
установлением размеров «уроков» и определением мест сбора дани – «погостов».
И крупная оккупация, и крупная аренда казенной земли были только самыми яркими формами интереса богатых классов Рима к земле и к сельскому хозяйству. Рядом с захватом конфискованных пустырей заметно и другое проявление того же интереса, скупка мелких владений, превращение групп раздробленных крестьянских дворов в большие фермы с целостной систематической экономией. Капитал, собранный с завоеваний, с посторонних владений, бросился на землю в Италию. Его представители искали новой выгоды и были уверены, что они на настоящем пути; в их духе теоретики заговорили о важности, о чудесах рационального хозяйства на широких основах, как бы само собою разумелось, что мелкий собственник не может поспеть за улучшениями, не в состоянии поддерживать большой дисциплинированный рабочий материал. К услугам крупных хозяев появляются агрономические трактаты, причем
римляне усиленно пользуются сельскохозяйственными уроками побежденного африканского противника, переводят и перелагают карфагенских авторов.
Разговор о римском опыте вполне уместен, и примеров заимствования достаточно много. Скажем, не использовал ли Иван IV (Петр I, большевики и другие реформаторы) уроки проведения и результаты реформ Сервия Туллия (538–535 гг. до н. э.), предпоследнего римского императора? Уравняв по территориальному принципу патрициев и плебеев и разделив их по экономическому принципу, Сервий Туллий подорвал могущество старой родовой знати и вывел на политическое поле силы, ранее и не помышлявшие об участии во
власти, что было, по-видимому, первым шагом к равенству всех перед государством; а заменив родовое войско единой военной обязанностью для всего населения, ввел новый принцип комплектования армии – народное ополчение; он положил начало образованию двух классов общества – имеющих и не имеющих политические права,[249] каждый из которых обладал разными правами и обязанностями по отношению к государству[250].
Огромной школой всесоюзного масштаба явилась для всех
советских граждан первая пятилетка. Раньше мы работали по годовым планам. В перспективном планировании закладывались основы нашего умения ставить в будущем перед страной еще более грандиозные проблемы. Первая пятилетка была трамплином последующих взлетов, а на ее уроках, со всеми ее гигантскими достижениями и отдельными, хотя и чувствительными просчетами, учились кадры. Наступление социализма развернулось по всему фронту. Аграрная Россия превращалась в индустриально-аграрную державу. И финансы наряду с реконструируемой промышленностью и коллективизируемым сельским хозяйством вносили в общее дело свою лепту. На основе решения февральского Пленума ЦК ВКП(б) 1927 года мы боролись за резкое снижение цен. Затем на повестку дня встали осуществление строжайшего режима экономии, сокращение излишеств в государственном аппарате, упразднение лишних звеньев в товаропроводящей сети, ненужных филиалов и представительств, максимальное накопление товарных и денежных резервов.
8. Наконец, общий урок. В общественном призрении, как и в
благотворительности, главным является мера. Вот уж где воистину «да не оскудеет рука дающего, да не озолотится рука берущего». Бездумное расходование общественных и частных средств поддерживает скорее не нуждающихся в ней бедняков, а бессовестных нищих-профессионалов. Отсюда распространение таких исторически известных типажей как «нищие-золоторотцы», попрошайки, «спиридоны-повороты» и др. В западных странах это относится к достаточно обширной категории «новых бедных», представителей «культивируемой бедности», которые вполне сносно живут на многочисленные социальные пособия и даже не пытаются найти работу. Наоборот, оставление действительно нуждающихся нетрудоспособных один на один с угрозой голода ставит их в положение безысходности. Это же касается добросовестных трудоспособных бедняков, которым необходима поддержка в период безработицы, болезни и др. В России наличествует отсутствие меры и в том и в другом.
Современные исследователи очень часто обращаются к опыту,
урокам и значению, как новой экономической политики, так и концессионной деятельности государства в тот период.[124] И этот интерес не случаен. Наряду со многими аспектами НЭПа, актуальными и в наше время, прослеживается схожесть ситуаций в постепенном, после почти 70-летнего перерыва, изменении экономики и допуска к деятельности частного капитала. Концессии, в свою очередь, были и являются одной из форм приложения частного капитала в тесном взаимном сотрудничестве с государством. Современные ученые – экономисты, юристы, историки – в своих работах уделяют внимание концессионным вопросам в самых разных аспектах. Но комплексное монографическое исследование за более чем 70 последних лет принадлежит С. А. Сосне.[125] За столь длительный период это единственная работа, в которой разносторонне исследуются вопросы концессионных соглашений с точки зрения теории и практики, включая исторический опыт, хотя и не в столь значительных объемах.
Вот что об этих временах говорит архимандрит Тихон Шевкунов, создатель известного фильма «Гибель империи. Византийский урок»: «Именно несметными богатствами Константинополя был выкормлен монстр ростовщической банковской системы
современного мира. Этот небольшой теперь город в Италии, Венеция, был Нью-Йорком XIII века. Здесь тогда вершились судьбы народов. Поначалу большая часть награбленного спешно свозилось морским путем в Венецию и Ломбардию (тогда отсюда и пошло слово «ломбард»). Как грибы после дождя стали появляться первые европейские банки. Менее пронырливые, чем тогдашние венецианцы, немцы, голландцы и англичане подключились чуть позже; ими на хлынувшие в Европу византийские деньги и сокровища начал создаваться тот самый знаменитый капитализм с его неуемной жаждой наживы, которая, по сути, является генетическим продолжением азарта военного грабежа. В результате спекуляции константинопольскими реликвиями образовались первые крупные еврейские капиталы»[28].
Шелгунов, анализируя на склоне лет свою жизнь, считал ее главной вехой приобщение к идеалам 1860-х годов. Он осознавал идейный перелом, который пережил начиная с 1856 года. Изменениям в мировоззрении способствовала первая поездка за границу. Она
явилась «первым наглядным уроком общественной гуманности и порядочности простого, будничного обихода»[4]. Шелгунов тесно сблизился с М. Л. Михайловым, ставшим его ближайшим другом, с Н. Г. Чернышевским (присутствует на защите его диссертации 10 мая 1855 года), Н. А. и А. А. Серно-Соловьевичами, С. И. Сераковским, Н. А. Добролюбовым. В свою вторую заграничную поездку Шелгунов вместе с Михайловым навестил А. И. Герцена и Н. П. Огарева (1859). В 1861 году знакомится с Д. И. Писаревым, горячим почитателем которого стал впоследствии.
Следует отметить, что Южная Корея не раз показывала миру «урок принципиальности», привлекая к ответственности и назначая суровые меры наказания высшим должностным лицам страны[101]. Так, в 80-х годах за многочисленные злоупотребления к смертной казни приговорили президента страны Ким Те Чжуна; около 10 лет он ожидал исполнения смертного приговора и лишь в конце 90-х годов был помилован. В 1996 году за расхищение национальных богатств и коррупцию один из бывших президентов Чон Дух Ван был приговорен к смертной казни, другой – Ро Де У – к 22
годам лишения свободы. Позднее Ро Де У публично покаялся и принес извинения корейскому народу, был помилован и стал одним из активных борцов за отмену смертной казни.
Любопытно то, какое впечатление произвела эта давно забытая и воскресшая в 1849 г. книга на одного из вождей славянофилов. Иван Аксаков сначала возмутился. Как могла быть задумана и написана в русской земле книга, столь противоречащая национальному духу! «Я прогнал бы на край света наставника, который стал бы мне давать подобные уроки!» Но поразмыслив, он вспомнил нравы, которые ему приходилось наблюдать среди московского купечества. И что же? Они жили еще по «Домострою». И это открытие тотчас же приводит к другому. Аксаков вспоминает некоторые главы сочинения Татищева о сельском управлении (1742) и о том, как он возмущался, думая, что видит в них доказательство немецкого влияния на нравы страны. «Как глубоко проникло оно в нашу жизнь», думал он. И вот «Домострой» открыл ему глаза: черты, так оскорбившие
его, были уже отмечены в этом произведении. Я ничего не сказал о стиле Сильвестровой книги. О нем нечего и сказать. Автор вовсе не был художником. Да и существовало ли тогда художество на Руси?
После убийства (945 г.) Киевского князя Игоря древлянами (за
нарушение прежнего договора о дани), его вдовой княгиней Ольгой «становища» были преобразованы в «погосты». В «погосты», по введенным княгиней уставам и урокам, свозилась дань с подвластных земель.