Связанные понятия
Профос — воинская должность в управлении вооружёнными силами (ВС) (армия и флот), существовавшая для нижних чинов до XIX века.
Генерал-гевальдигер (от нем. Gewaldherr) — воинская должность установленная в Вооружённых силах Российской империи в 1711 году и закрепленная Воинским уставом императора России Петра Великого от 30 марта (10 апреля) 1716 года.
Екатеринославская конница — территориальное кавалерийское войсковое соединение, составленное из восьми (впоследствии девяти) полков.
Гарнизонные войска — регулярные войска Русской императорской армии (РИА) предназначенные для несения внутренней (гарнизонной) службы в городах и крепостях, в мирное и военное время (в военное время, до 1811 года, исполняли функции крепостных, резервных и запасных войск).
Упоминания в литературе
Поскольку военная
служба учреждается в организациях, решающих задачи в области военной безопасности государства, постольку она является видом государственной службы.[140] В то же время, являясь разновидностью государственной службы, военная служба имеет исключительно выраженную специфику, которая подчас исключает прямые параллели и аналогию с содержанием понятий «государственная служба» и «государственный служащий», закрепленных в Федеральных законах от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» и от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», что объясняется не столько несовершенством законодательства о военной службе и наличием в нем пробелов, сколько ее предназначением и вытекающим из этого особым порядком поступления на военную службу, ее прохождения и прекращения.
Законодательного понятия «государственная
служба » в Великобритании не дано. Правовое положение государственного служащего зависит от той категории, к которой он принадлежит: публичные, гражданские (внутренние и дипломатические – внешние) служащие, военнослужащие, служащие полиции и т. д. При этом правовая регламентация их прав и обязанностей происходит посредством множества не связанных друг с другом актов. В отличие от РФ, в Великобритании государственными служащими признаются не только служащие государственных органов, но и служащие государственных предприятий и учреждений. Такая категория служащих относится к гражданским. В этой связи необходимо отметить, что гражданские служащие делятся на две категории: промышленные и непромышленные. К непромышленным относятся служащие государственных органов. К промышленным – служащие государственных предприятий и учреждений. Назначение гражданского служащего – прерогатива непосредственно Короны, однако его зачисление на службу может быть произведено и после получения специального сертификата.
2) по признаку объема должностных полномочий. Классификация государственных служащих по роду и месту их
службы прямо вытекает из сфер государственно-служебной деятельности: государственный аппарат, военная служба. В соответствии с этим все государственные служащие подразделяются на две группы: служащие в государственном аппарате и военнослужащие. В свою очередь можно классифицировать каждую из групп по органам, в которых они трудятся: служащие в органах представительной власти, служащие в органах управления, судьи, работники прокуратуры и т. д. Военнослужащие подразделяются по видам и роду Вооруженных Сил (сухопутные войска, военно-морские силы и т. д.) и служб, к ним приравненных (внешняя разведка, пограничная служба и другие структуры).
Правительство РФ регулирует и общие вопросы материально-технического обеспечения и денежного довольствия сотрудников отдельных
служб и подразделений правоохранительных органов (постановление Правительства РФ от 22 декабря 2006 г. № 789 «О форме одежды, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней службы»;[49] постановление Правительства РФ от 26 августа 2004 г. № 438 «Об условиях оплаты труда работников подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации»[50]).
«Почти столь же широкие полномочия и высокое положение предусмотрено и для главнокомандующего армиями фронта. В права его на пространстве подчиненной территории, между прочим, входит: устранение от должностей всех должностных лиц всех ведомств, состоящих на государственной, земской или городской
службе , без различия их чина и звания. Ближайшим его помощником по административно-хозяйственной части является главный начальник снабжения армий фронта, к предметам ведения которого относятся общие указания по гражданскому управлению во всем районе данного фронта, причем ему подчинены главные начальники военных округов и военные генерал-губернаторы этого района. Последним подчиняются, по принадлежности, все местности и все гражданское управление в подлежащих районах театра военных действий».
Связанные понятия (продолжение)
Команда (фр. commande, от лат. commando — «поручаю», «приказываю») — термин в военном деле, который может иметь следующие понятия...
Пикинёрные полки — полки лёгкой кавалерии армии России, существовавшие с 1764 по 1783 годы на территории Новороссийской губернии и занимавшиеся охраной её границ от нападения турок, перекопских и крымских татар; также нерегулярные военно-поселенческие полки в украинском казацком войске.
Разъе́зд — исторический военный термин предвоенного периода, который обозначал конный патруль, выполняющий функции разведывательного подразделения в кавалерийских и артиллерийских частях Советской армии, а также в вооружённых силах некоторых зарубежных государств.
Провиантский приказ — государственное учреждение России в начале XVIII века. Приказ был создан Петром I 18 февраля 1700 года и отвечал за снабжение регулярной армии продовольствием. «Магазины» (склады) располагались в Москве, Петербурге, Киеве, Чернигове, Брянске, Смоленске и других городах и использовались во время Северной войны. На местах отделениями приказа руководили провиантмейстеры, в подчинении у которых были воеводы и коменданты.
Чин — степень служебного положения лица (человека) на военной, придворной и гражданской службах в Русском царстве и Российской империи.
Екатериносла́вское казачье войско (Екатеринославский казачий корпус, Ново-Донское казачье войско) — войсковое казачье формирование Российской империи, существовавшее в конце XVIII века.
Земская стража — под этим именем были объединены в 1866 г. различные полицейские команды, существовавшие в губерниях Царства Польского — городские полицианты, уездные жандармские команды и т. п.
Старшинство — первенство перед другими по возрасту, по сроку службы, по положению, званию.
Во́йско (от древнерусского: «Воя»): * Историческое название вооружённых сил, возникшее с появлением первых государственных образований (Римское войско, Русское войско (Дружина) и так далее). С созданием в начале XVIII века регулярной армии в России термин «войско» заменяется термином «Армия», позднее «Вооружённые силы»;
Разрядные полки — военно-окружные полки, существовавшие в Русском царстве во второй половине XVII века.
Солдатские дети — в Российской империи в XVIII веке законодательно оформленная социальная группа (сходная с сословием). Состояла из лично свободных сыновей солдат, набранных из крепостных крестьян. Солдатские дети обучались в полковых школах, числились по военному ведомству, до совершеннолетия не зависели от помещиков, а затем становились обязанными военной службой, в которой имели право служить наравне с дворянами. Солдатские дети также принимались на службу государственными ведомствами. Законодательство...
Даточные люди — ратники Русского государства, поставка которых, наряду с городовым, острожным и ямским делом, была одной из наиболее тяжёлых повинностей, ложившихся на крестьянские и посадские общины.
Нашивка — знак различия воинского звания, воинского формирования, выслуги лет, ранения, группы крови и т. п. на военной форме одежды, который, как правило, расположен на плече или груди.
Звание — устанавливаемое и присваиваемое уполномоченными компетентными органами наименование, свидетельствующее об официальном признании заслуг человека или коллектива либо о профессиональной, служебной, научной или иной квалификации.
Московский легион — формирование Русской армии Вооружённых сил России имперского периода.
Поход — передвижение организованной группы людей с определенной целью и в установленном порядке.
Гусарский полк — формирование (воинская часть, полк) лёгкой конницы Войска Русского Царства и Русской Императорской армии.
Казачий приказ — один из органов военного управления (приказ ) в Русском государстве.
Вооружённые силы Российской империи — совокупность всех сухопутных, воздушных и морских войсковых контингентов, как для ведения внешней войны, так и для поддержания порядка в стране, современное обозначение сухопутных и морских сил Российской империи, существовавших в период с 22 октября (2 ноября) 1721 года до Февральской революции и провозглашения республики в 1917 году, предназначенная для защиты и обороны России.
Генерал-Вагенмейстер (от нем. Wagen — повозка и нем. Meister — мастер, специалист) — с 1716 года чин, с 1722 года — военный чин 7-го класса по Табели о рангах, впоследствии — воинская должность в Русской императорской армии до 1868 года, начальник обозов армии.
Казачьи чины — это чины (звания), персонально присваиваемые военнослужащим и военнообязанным (в том числе казакам на льготе) в соответствии с их военной и специальной подготовкой, служебным положением, заслугами, выслугой лет, принадлежностью к казачьему войску.
Копейщики — формирования постоянного состава в пехоте и коннице в Армиях Русского, Немецких и других государств мира, в XVII веке, основным вооружением которых являлись копья.
Полтавский пикинёрный полк — поселенный кавалерийский полк Российской армии, вооруженный пиками. Сформирован 24 декабря 1776 года из запорожских казаков в составе 20 рот со штаб-квартирой в местечке Новоселица Азовской губернии. Полку установлено померанцевое приборное сукно и чёрный кушак. В 1776 полку назначен герб как в Полтавском Гарнизонном полку. 28 июня 1783 года соединён с Луганским пикинёрным полком для составления Мариупольского легкоконного полка.
Отряд — штатное или нештатное (временное) воинское формирование, создаваемое в вооружённых силах многих государств для выполнения боевой или специальной задачи.
Па́нцирные боя́ре — категория населения в Великом княжестве Литовском XVII—XVIII веков.
Казачье войско — воинское формирование (войско), комплектуемое из числа лиц казачьего сословия или состояния; первоначально возникшие как объединения вольных и беглых людей вне какой бы то ни было государственной административной юрисдикции, казачьи войска позднее входили в состав вооружённых сил ряда государств (Царство Русское, Речь Посполитая, Османская империя, Российская империя).
Ландмилиция — род поселенного войска, существовавшего в России в 1713—1775 годах. В другом источнике указано что это было Земское ополчение, ополчение из народа, существовало в России в тот же период времени.
Уланский полк — формирование (полк, воинская часть) рода оружия, в Русской армии (РИА) вооружённых сил России имперского периода.
Во́инский уста́в — нормативно-правовой акт (устав), регламентирующий функционирование вооружённых сил (ВС).
Фельдъе́герский ко́рпус — отдельное формирование (корпус, воинская часть) специального назначения в Вооружённых силах Российской империи, существовавшее в 1796—1918 годах.
Ра́ть (от старорусского: брань, ссора, распря, пря, реть с побоищем, война) в военном деле Руси данный термин имел следующие значения...
Дунайская армия — наименование полевой армии в России имперского периода, в различный период её истории...
Бомбардир (нем. Bombardier), Бонбандир, Певчий — чин в артиллерии, установлен в 1682 году для артиллеристов «потешных» войск Петра I Алексеевича, которые служили в созданной им бомбардирской роте, где сам государь носил чин капитана.
Во́инская до́лжность (в/д) — должность (ранее чин) военнослужащего или военнообязанного в запасе (отставке) вооружённых сил государства, которая определяет его положение (права и обязанности) по отношению к другим военнослужащим или военнообязанным.
Рейтарский приказ — орган военного управления, одно из центральных военных ведомств Русского Царства XVII века.
Ранговое имение — земельное владение в Гетманщине, которое предоставлялось казацкой старшине гетманом во временное владение, «на ранг», то есть на время службы, пока служащий Запорожского Войска исполнял свои обязанности. Ему предоставлялось ранговое имение в качестве текущего вознаграждения за службу и на покрытие расходов, связанных с ней — на полученные средства руководители Запорожского Войска обеспечивали работу администрации и управление. Эти земли не были собственностью, а предоставлялись...
Гвардейский корпус — наименование формирования (корпуса) в вооружённых силах России различных периодов времени...
Фрунт овое учение (ирон. Шагистика) — строевое учение войск, которым увлекался прусский король Фридрих II и его почитатели — русские императоры Павел I и Николай I, а также А. Аракчеев. Немецкое слово «фрунт» означает то же самое, что «фронт» (сторона строя, в которую обращены лицом военнослужащие), а также маршировку, выправку и ружейные приемы.
Затинщики (от слова «затин» — пространство за крепостной стеной) — категория служилых людей в Русском государстве XVI—XVII веков, которые набирались из различных сословий (то есть — «по прибору») для обслуживания крепостной («затинной») артиллерии и других видов вооружений.
Упоминания в литературе (продолжение)
Особо многочисленную группу составляли работники «белых домов», центров по переработке, хранению и распределению продуктов сельского хозяйства и ремесла, дома «царских сокровищ» – своеобразного налогового ведомства. Особую группу «послушных призыву богов» составляли работники храмовых хозяйств, поминальных храмов умерших египетских фараонов. Их деятельность возглавлялась особыми начальниками. Весь этот сложный комплекс
служб , хозяйственных подразделений так или иначе был связан с тремя главными отраслями управления, с тремя главными ведомствами (военным, налоговым и ведомством общественных работ), выражались ли эти работы в строительстве ирригационных сооружений или царских гробниц.
Став государственным служащим, лицо приобретает суверенное право на совершение действий, содержанием которых могут быть как организационно-распорядительные, так и административно-хозяйственные функции. Их реализация возможна только внутри самого государственного органа. Факт поступления лица на государственную
службу создает условия для возникновения особых правоотношений между их участниками. Они могут быть нескольких видов: 1) отношения в сфере организации государственной службы (подбор кадров, назначение на должность, порядок прохождения и прекращения службы); 2) отношения по поводу практической реализации внутриведомственных (организационно-распорядительных и административно-хозяйственных) функций государственной службы (государственно-служебная деятельность: руководство подчиненными, распоряжение собственностью, контроль за дисциплиной внутри государственного органа, организация рабочего времени); 3) отношения, связанные с выполнением функций органа государства за пределами ведомства (государственно-властные отношения).
Приказом ФСКН России от 3 мая 2005 г. № 144 «Об утверждении Инструкции о порядке приема на
службу , испытания при приеме на службу, назначения на должности, заключения контрактов о службе, освобождения от должностей и присвоения специальных званий в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» предусмотрено, что на службу в подразделения, территориальные органы и организации ФСКН России имеют право поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 20 лет, но не старше 40 лет, владеющие русским языком, способные по своим личным и деловым качествам, имеющемуся профессиональному образованию и состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на органы наркоконтроля. Указанные возрастные ограничения на основании п. 2 Указа Президента РФ от 5 июня 2003 г. № 613 «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» не распространяются на сотрудников федеральных органов налоговой полиции, органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих, уволенных из указанных органов и с военной службы в связи с переходом на службу в органы наркоконтроля.
Государственные служащие призваны обеспечить нормальное функционирование государственных органов и подведомственных учреждений, от которых, в конечном счете, зависит удовлетворение общественных и личных интересов и потребностей граждан. Особое внимание обращается на то, чтобы к государственной
службе допускались только лица, имеющие специальную, профессиональную подготовку.
После восстановления наместничества генерал-адъютантом И.И. Воронцовым-Дашковым были подвергнуты критике недостатки военно-народного управления199. Наместник полагал неуместным до сих пор существовавшее полновластие военного ведомства в Кубанской и Терской областях, где численность гражданского населения даже превышала казачье население. «Военные губернаторы и окружные начальники с их помощниками, – считал наместник, – состоя на
службе по военному ведомству, ныне уже являются представителями не армии, а чисто гражданского управления, и функции их не заключают в себе ничего военного, а представляются только объединёнными в руках этих должностных лиц функциями обычных губернских и уездных управлений»200. И.И. Воронцов-Дашков внёс предложение о применении к соответствующим местностям системы губернского управления, выработанной для внутренних районов России. А в основу плана реформирования сельского управления мыслилось положить земский принцип, начала действительного самоуправления.
Обязанность предоставления служебного помещения, особенности их предоставления и освобождения предусматриваются федеральными законами и другими нормативными правовыми актами. Например, статья 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» гласит, что военнослужащим – гражданам, проходящим военную
службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, где располагаются воинские части, а если в них невозможно предоставить жилые помещения – в близлежащих населенных пунктах. Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет несения военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы долее указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
для решения вопросов дальнейшего прохождения военной
службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий (в связи с переводом из Вооруженных Сил РФ в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и наоборот, а также из одного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в другой – не более чем на три месяца (подп. «д» п. 2 ст. 13);
а) довольно распространено в обиходе наименование а. листка по учету кадров, заполняемого при поступлении на работу,
службу . А. заполняется также при оформлении визы для поездки за границу. Наиболее типичные позиции подобных листков и а. -фамилия, имя, отчество, пол, год и место рождения, образование (с указанием учебного заведения, которое заполняющий окончил или же в котором он обучается), трудовая деятельность, государственные награды, отношение к воинской обязанности, пребывание за границей, факты привлечения к уголовной ответственности, семейное положение, домашний адрес;
28. Под словом: уставы и учреждения должно разуметь все распоряжения, требуемые обстоятельствами или для защиты государства и охранения целости его границ, или для устройства разных предметов по части внутреннего управления, или наконец по делам до порядка
службы и до усовершенствования общего и частного благосостояния касающимся.
Дворецкий стал ведать всеми вопросами, связанными с землевладением светских и церковных феодалов, получил полномочия по осуществлению контроля за деятельностью местной администрации. Усложнение функций потребовало создания специального аппарата. Появились дьяки, ведавшие специальными вопросами, специализировавшиеся в определенном круге дел. С учетом особой важности финансовых вопросов из состава дворцового управления выделилась специальная
служба – казна великого князя, которая превратилась в особое отдельное ведомство.
В 1883 г. Департамент государственной полиции был переименован в Департамент полиции, состоящий из пяти делопроизводств. Первое (распорядительное) – ведало вопросами назначения, увольнения, награждения сотрудников полиции. Второе (законодательное) – занималось «организацией полицейских учреждений во всех местностях Империи», а также мерами «по предупреждению и пресечению явного соблазна, разврата в поведении, по прекращению пьянства и нищенства». Третье собирало негласным путем сведения о людях, изъявивших желание издавать газеты, журналы, открывать частные школы, выехать за границу, а также поступить на государственную
службу . Оно вело переписку «по доносам и заявлениям частных лиц, по преступлениям общеуголовного характера и другим предметам», а также контролировало розыск преступников. Четвертое – организовывало работу Особого совещания при министре внутренних дел и контролировало проведение дознания по делам о государственных преступлениях. Пятое делопроизводство наблюдало за исполнением «состоящихся решений по делам о государственных преступлениях», в котором располагался справочный стол, где имелись списки и фотографии лиц, «обративших на себя внимание правительства». Введение в 1894 г. винной монополии, рост забастовочного движения, распространение и широкое применение не только в технических целях динамита обусловили создание в составе Департамента полиции нового делопроизводства.
Для возможного приобретения всех прочих необходимых вещей для
службы в Новочеркасске был открыт специальный войсковой магазин. Торговать в нем можно было только по установленной войсковой администрацией таксе, которая обязательно публиковалась и строго соблюдалась. Основная же масса рядового казачества пользовалась услугами так называемой «мастеровой войсковой сотни», находящейся в Новочеркасске и в наиболее «многолюдных» станицах. Казаки, поступившие в сотню, освобождались от полевой и внутренней службы, «пребывали в домах своих и без особенных надобностей от хозяйства своего не отвлекались» в течение установленного 30-летнего срока службы. Главная обязанность мастерового заключалась в изготовлении и починке образцовой казачьей амуниции и оружия по специально оговоренным войском «умеренным» ценам. Попасть в сотню мог только казак «хорошего поведения», владеющий тем или иным «мастерством» и обязательно «освидетельствованный станичным обществом».
Титульные сословия существуют согласно специальным законам. Так, в законе о системе государственной
службы выделены три вида деятельности (государственная гражданская служба, военная служба, охрана правопорядка) и соответственно три сословия: государственные гражданские служащие, военнослужащие, правоохранители. Место каждого титульного (служивого) сословия в государственном устройстве определяется как общими законами, такими как Закон о системе государственной службы, так и частными законами. К ним относятся законы о статусе военнослужащих в целом, и военнослужащих ФСБ, СВР, ФСО в частности, законы о статусе депутатов, судей, прокуроров, казаков, работников правоохранительных министерств и служб: МВД, таможни, судебных приставов, наркоконтроля и др.
В ведении
службы администрации находятся все финансовые вопросы и кадры. Эта служба создает и поддерживает необходимые условия труда для персонала, контролирует нормы и правила техники безопасности, противопожарной и экологической безопасности. Она управляет и несет ответственность за все службы гостиницы. К административной службе относятся:
Возрастали также компетенция и функции системы дворцово-вотчинных органов. Из органов, обслужи-вавших личные нужды князя, они перерастали в общегосударственные учреждения, выполнявшие важные задачи по управлению всем государством. Таким образом, дворецкий с XV в. стал в известной мере ведать вопросами, связанными с землевладением церковных и светских феодалов, осуществлять общий контроль над местной администрацией. Выполнение тех или иных обязанностей в государственном управлении теряло характер временного княжеского поручения и превращалось в постоянную
службу . При этом усложнение функций дворцовых органов потребовало создания большого и разветвленного аппарата.
Во второй половине XIX в. местными органами санитарно-медицинской
службы являлись: 1) врачебные отделения губернских правлений, а в уездах – уездные комитеты общественного здравия; 2) земские учреждения, 3) городские управления (в городах, где было введено Городовое положение). Координация действий между ними осуществлялась Отделом народного здравия и общественного призрения Хозяйственного департамента Министерства внутренних дел. В техническо-научном отношении этим вопросом занимался Главный врачебный инспектор, являвшийся служащим министерства. Он ведал противоэпидемическими мерами и, как тогда говорили, «личным составом гражданской медицинской части». Кроме того, в рамках министерства действовал Медицинский совет, высшее врачебно-учебное установление для «рассмотрения вопросов охранения народного здравия, врачевания и судебно-медицинской экспертизы»[140].
3) осуществление социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел (далее – сотрудники), федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России (далее – государственные служащие) и работников территориального органа, подчиненных органов и организаций, социальной защиты членов семей указанных сотрудников, государственных служащих и работников, а также граждан, уволенных со
службы в органах внутренних дел и с военной службы во внутренних войсках МВД России (далее – внутренние войска).
При рассмотрении структуры органов ВЧК-ОГПУ нельзя ограничиваться, как это делают некоторые исследователи, лишь анализом динамики развития штатов, потому что содержание деятельности каждой части данного ведомства зависело не только от того, сколько было в отделе,
службе или управлении чекистов, но и от их принадлежности к той или иной общественной организации, участия в работе, например, аппарата партии большевиков. Ведь они выполняли не только служебные обязанности, вытекавшие из принятых положениями высшими органами власти и управления, уставом, инструкциями, решениями парткомов компартии, но и работали в различных комиссиях, создаваемых с участием органов безопасности. Их туда делегировали постановлениями государственных или партийных органов, распоряжениями начальников.
Первая четверть XVIII века была подготовительным периодом становления новых учреждений – коллегий. Образование коллегий вытекало из предшествующего приказного строя, так как большинство из них создавались на базе приказов и являлись их правопреемниками. Система коллегий сложилась не сразу. В 1717 г. было создано 9 коллегий, к концу первой четверти XVIII века их было уже 13. Все они стали центральными государственными учреждениями, формируемыми по функциональному принципу. При коллегиях зарождаются и первые профессиональные учебные заведения – Школа математических и навигацких наук, а также Артиллерийская, Медицинская и Инженерная школы. При Инженерной школе был организован отдельный класс геодезии, в котором готовили школьных учителей по специальным предметам[36]. Кроме того, существовала Новгородская архиерейская школа (1715) – образовательное учреждение, которое давало специальное образование для занятия учительской
службой . Основным документом, регулировавшим государственно-общественное управление образованием, стал «Регламент, или устав Духовной коллегии» (1721). Отдельный раздел этого документа определял основные задачи государства в области образования и необходимость следовать европейским традициям воспитания и обучения. Впоследствии была учреждена Герольдмейстерская контора (1722), которой вменялось создание и управление учебными заведениями («пока академии исправятся») для детей «знатных и средних дворянских фамилий» с целью обучения гражданским специальностям.
Еще одну разновидность конфиденциальной информации, которая могла быть отнесена к служебной тайне (если бы она имела четкие признаки определения), имеет в виду Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (в ред. от 29 марта 2008 г.) «О государственной гражданской
службе Российской Федерации»,[32] в п. 7 ст. 15 которого в числе основных обязанностей госслужащего значится: не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство. К служебной тайне принято относить информацию о деятельности государственных органов (управления, контролирующих, правоохранительных и т. д.) и их служащих, представляющую не коммерческий, а государственный интерес. Руководитель государственного органа несет ответственность за охрану служебной тайны и устанавливает состав информации, доступ к которой ограничивается в интересах обеспечения реализации функций государственного органа.
В то время как в западных губерниях кипели земельные страсти, в Алтайском округе, земли которого находились под царской короной, все решало горнозаводское начальство. Развитие землеустроительной
службы в Сибири тесно связано с картографированием территории (см. выше), вопросы собственно землеустройства не носили вначале планового характера. В необходимых случаях их решали командированные из центра специалисты межевого дела.
Для того чтобы заложить эффективную систему и методы руководства и управления специалистами по кадровой работе, работодатель может разработать локальный нормативный акт – Положение об отделе кадров. Названное Положение определяет цели и задачи кадровой
службы , порядок ее деятельности. На его основании проще организовать работу кадровой службы. Если у работодателя есть в штате кадровые работники и юрисконсульт, то он может дать им задание разработать названное Положение, так как они являются профессионалами. Если работодатель не имеет вышеуказанных работников, но он собирается организовать кадровую службу, то он сам может разработать такое Положение. Положение об отделе кадров имеет общую структуру (см. приложение 1 к данной главе). Образец Положения приведен в приложении 2. Положение о кадровой службе должно быть утверждено руководителем организации. Когда на этом документе будет стоять гриф «Утверждено», то это означает, что Положение имеет юридическую силу, и для введения его в действие никаких дополнительных приказов издавать не нужно. Затем этот акт дают для прочтения всем сотрудникам отдела кадров, которые должны поставить на нем визу ознакомления.
В середине августа 1921 г. Секретарем Секретариата ВЦИК СССР А.С. Енукидзе были утверждены «Положения, инструкции управлений и учреждений ВЦИК», в которых были определены место и функции каждого подразделения высшего законодательного органа государства. Согласно принятому «Положению о подотделе связи», последний состоял в штатах Управления Делами ВЦИК СССР и, находясь всецело в его подчинении, обеспечивал функционирование «верхнего» и «нижнего» коммутаторов, а также автоматической телефонной станции Кремля, работы по монтажу которой в то время уже велись. Это означало, что любые распоряжения организационно-технического характера (в том числе касающиеся подключения телефонных аппаратов в сеть ВЦИК) могли исходить только от Управляющего делами ВЦИК или его заместителя. Помимо существенных сдвигов в качественных и количественных характеристиках инфраструктуры электросвязи страны, 1920-е годы ознаменовались целым рядом реорганизаций структур специальной связи правительства. Работа по разграничению функций союзных и республиканских органов, результаты которой непосредственно коснулись подотдела связи ВЦИК, была начата в 1923 г. мероприятиями по сокращению штатов технических и вспомогательных
служб ВЦИК, а также по упорядочению их деятельности. Промежуточным результатом этих усилий явилось упразднение 1 декабря 1923 г. Управления Делами ВЦИК и Управления Кремлем и Домами ВЦИК с передачей их функций вновь организуемому Административно-хозяйственному отделу (АХО) ВЦИК. АХО ВЦИК, в свою очередь, состоял из трех подотделов: административного, хозяйственного и жилищно-эксплуатационного. Статус подотдела связи снижался, фактически он становился Отделением связи в составе жилищно-эксплуатационного подотдела АХО.
Деятельность различных структурных подразделений предприятий, организаций и учреждений связана с ведением и подготовкой большого количества различного вида документов. Только в одной кадровой
службе (управлении, отделе кадров) издается и обрабатывается огромное количество документов, и насколько грамотно и умело данные документы оформляются, можно судить об эффективности и законности работы этой службы. С образованием в нашей стране большого количества юридических лиц, отличающихся по своему правовому статусу и организационно-правовой форме, наименованию, актуальной стала проблема правильного документирования трудовых правоотношений, организации работы и сохранения кадровой документации. Нередко из-за малочисленности и некомпетентности персонала фирмы не придают значения оформлению, ведению и сохранению документации по кадровому составу. Руководители коммерческих структур (хотя они несут персональную ответственность за документальный фонд предприятия) часто недооценивают важнейшую роль этих документов в жизни каждого человека. В результате этого кадровая документация нередко ведется с грубыми нарушениями соответствующих требований общегосударственных законодательных и нормативных правовых актов, из-за чего страдают интересы и права работников, работающих на данных предприятиях, в организациях, учреждениях. Кадровая документация играет важную роль в жизни любого человека, так как она является подтверждением прав гражданина на социальное обеспечение в старости или по инвалидности и определяет трудовой стаж при начислении пенсии. Очень часто люди сталкиваются с тем, что ошибка, сделанная работником отдела кадров много лет назад, приводит к большим недоразумениям, а нередко и к потере части страхового стажа при оформлении пенсии (и особенно льготной пенсии).
Всем кадровикам необходимо взять на заметку, что из определения понятия трудового договора исключен употреблявшийся с 1992 г. в качестве синонима этого понятия термин «контракт». Действующий ТК РФ данным термином не оперирует, поэтому следует считать, что с 1 февраля 2002 г. термин «контракт» не может использоваться для обозначения трудового договора. Исключением является служебный контракт о прохождении государственной гражданской
службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ, примерная форма которого утверждена Указом Президента РФ от 16 февраля 2005 г. № 159.
Для снятия недовольства со стороны общественности и региональных органов исполнительной власти состоянием управления лесами в стране Правительство РФ создало в рамках МПР РФ, вместо вышеназванного департамента, Государственную лесную
службу МПР РФ, которую возглавил первый заместитель министра. Он имел право в рамках своей компетенции принимать все необходимые решения по управлению лесами. При этом Приказом МПР РФ от 10 июня 2002 г. № 353 было утверждено Положение о Государственной лесной службе МПР РФ (опубликовано в приложении к «Российской лесной газете». – 2002. – № 1).
Пользуясь этой неопределенностью, некоторые руководители ОВД отказывают своим сотрудникам в праве на постоянное и даже временное (для несения
службы по охране общественного порядка) ношение оружия, ссылаясь на возможность его утраты, применения не по назначению или характер основных служебных обязанностей. Между тем эти опасения в основном эфемерны. Так, за 6 мес. 1998 г. сотрудниками ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области утрачено всего 2 единицы табельного оружия (снижение по сравнению с тем же периодом 1997 г. на 1 единицу). Тем не менее любое «ЧП» с табельным оружием толкуется руководством как аргумент в пользу дальнейшего ограничения пользования им[82]. Однако за тот же период при исполнении служебных обязанностей погибло 9 (рост на 5 человек) и ранено 12 сотрудников органов внутренних дел названного региона. Вряд ли следует доказывать, что в результате сотрудники милиции вне службы остаются незащищенными, и эта проблема весьма остро переживается ими[83]. Проведенный нами в 1992–1993 гг. опрос 300 сотрудников различных служб и подразделений милиции Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярского и Краснодарского краев показал, что 66 % респондентов не получили разрешения на постоянное хранение и ношение табельного огнестрельного оружия, из которых около 4/5 хотели бы получить подобное разрешение. В литературе высказано мнение о том, что подобная практика грубо нарушает Закон «О милиции» и в современных условиях граничит с должностным преступлением[84].
Преобразования Петра I привели к четкой регламентации всех видов
служб , в том числе гражданской или штатской, где служили секретари. Новое устройство государственного аппарата определило дальнейшее развитие органов власти и управления, которые действовали на протяжении всего XVIII века.
Великобритания не имеет зон с особым экономическим режимом в их традиционном понимании. К подобного рода образованиям можно отнести существующие в Великобритании «свободные зоны» и «зоны предпринимательства». Под свободной зоной в Великобритании понимается специально выделенная часть государственной территории, на которой товары, произведенные вне территории Европейского Союза, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории ЕС. Разрешение на учреждение СЗ выдается по запросу физического или юридического лица Королевской
службой таможен и акцизов и оформляется соответствующим подзаконным актом по каждой отдельной зоне.
Родовым объектом гл. 23 УК РФ являются интересы
службы в коммерческих и иных организациях. В соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ юридические лица в зависимости от наличия или отсутствия в качестве основной цели своей деятельности извлечения прибыли делятся на два вида: коммерческие и некоммерческие. Таким образом, иная организация – это некоммерческая организация, не являющаяся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением (примечание 1 к ст. 201 УК).
Иными словами, ГК РФ (ст. 1069) предусматривает деликтную ответственность государства не только за действия (бездействие) государственных органов и их должностных лиц, но и за действия (бездействие) органов местного самоуправления (муниципальных органов) и их должностных лиц, несмотря на то, что ст. 53 Конституции РФ указывает лишь на действия (бездействие) органов государственной власти или их должностных лиц. Представляется, что изложенные положения ГК РФ не противоречат названной конституционной статье. Хотя органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ), они тесно связаны с деятельностью государственных органов. Муниципальная и государственная
службы в Российской Федерации имеют много общих черт. Взаимосвязь этих служб обеспечивается: 1) единством основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы; 2) единством ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы; 3) единством требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих; 4) учетом стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и учета стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы; 5) соотносительностью основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих; 6) соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца.[188] Муниципальные органы также наделены публично-правовой компетенцией.
К адвокатской не относится также деятельность по оказанию юридической помощи военнослужащим, которая оказывается бесплатно: органами военного управления и органами военной юстиции в пределах своих функциональных (должностных) обязанностей – всем военнослужащим, гражданам, уволенным с военной
службы , и членам их семей по вопросам, связанным с прохождением военной службы; органами предварительного следствия, прокурором и судом, в производстве которых находится уголовное дело.
Они проводили сбор налога в виде зерна, текстиля или наличных денег с усадеб или селений. Начальники уездной полиции следили за порядком, за поиском и арестом преступников, дезертиров, а также за теми, кто укрывал их. Местные чиновники отвечали за призыв людей на военную
службу , на государственные работы, для обработки казенных земель, строительства дорог, крепостей и ирригационных сооружений.
В отличие от предыдущей практики, сенаторы обязывались не только доносить Сенату, но и уведомлять министров, по ведомству которых «осматривались части». Относительно порядка проведения ревизии новая инструкция не давала однозначных предписаний. К примеру, в 21-м пункте говорилось, что «сенаторы кроме присутственных мест в губернских городах могут и должны осматривать оные и в уездных городах, на пути лежащих; в стороне же находящиеся, ревизуются тогда, когда признают сие нужным». Получается, что ревизия уездных учреждений могла начаться еще до прибытия ревизора в столицу губернии, до предоставления губернским правлением необходимой документации, до выстраивания схемы проверки. А ведь это противоречило содержанию всей первой части. Следовательно, ревизоры могли по своему усмотрению выстраивать тактику осмотра. Кроме того, инструкция 1819 г. содержала существенные добавления: «Сенаторы, быв озабочены общею ревизией, если по каким-либо обстоятельствам признают необходимым произвесть где-либо в губернии особое исследование, то могут поручить оное по своему выбору, сверх должностных чиновников, кому-либо из почетных дворян той губернии, хотя и
службу не отправляющих, но общею доверенностию пользующихся»[168].