Связанные понятия
Са́льса (исп. salsa — «соус») — музыкальный жанр, популярный в основном в Латинской Америке и среди выходцев из неё. Сальса включает много стилей и вариаций; в широком смысле термин можно использовать для практически любой музыки латиноамериканского происхождения (к примеру, ча-ча-ча, болеро, мамбо). В более узком смысле термин относится к стилю, разработанному в 1960—1970-х г иммигрантами из стран Латинской Америки в Нью-Йорке и его окрестностях, а также к его ответвлениям, таким, как сальса романтика...
Кумбия (исп. Cumbia) — колумбийский музыкальный стиль и танец, размер — 2/4 или 4/4. Существует в различных вариациях: колумбийская кумбия (исп. cumbia colombiana), панамская кумбия (исп. cumbia panameña), мексиканская кумбия (исп. cumbia mexicana) и др.
Мамбо (исп. mambo) — музыкальный стиль и танец Кубы, получивший также широкое распространение в латиноамериканских странах Карибского бассейна, а также в тех из латиноамериканских общин США, где преобладают выходцы из этих стран.
Шо́ро (точнее: шо́ру порт. choro — «крик» или «плач», также широко используется уменьшительно-ласкательное название шори́нью) — жанр бразильской народной музыки, а также музыкальный ансамбль, исполняющий инструментальную пьесу такого жанра. Шору возник во второй половине XIX века в бедных кварталах Рио-де-Жанейро. Исполняется в быстром ритме, отличается виртуозностью и импровизацией. Считается первым самостоятельным жанром бразильской городской популярной музыки.
Босано́ва , бо́сса-но́ва (порт. bossa nova) — стиль популярной бразильской музыки, представляющий собой синтез местного фольклора (байау, самба) и некоторых элементов джаза.
Упоминания в литературе
«Западные» танцы в 1960-х годах полностью завоевали советские танцевальные площадки. Кое-где можно было увидеть уже вошедший в моду на Западе рок-н-ролл. Т.Е. Дервиз пишет: «„В Мраморном разрешают рок!“ – донесся слух. Это был в те времена главный официальный танцевальный зал в Ленинграде» (Дервиз 2008: 45). Дозированную апологетику западных танцев в разгар оттепели можно было увидеть и в официальной советской публицистике. Так, писатель Л.А. Кассиль в конце 1962 года опубликовал в журнале «Юность» очерк «Танцы под расписку», в котором откровенно высмеивал попытки некоторых школьных учителей и культработников запретить молодежи танцевать танго, блюзы, фокстроты, румбу,
самбу, пасадобль. Более того, литератор сумел найти положительные черты даже в рок-н-ролле. Вспоминая свою поездку на пароходе по Гудзону в США, он отмечал: «Едва мы отплыли, на средней палубе заиграл джаз. Заслышав музыку оркестра, туда посыпали и молодые и старые пассажиры всех оттенков кожи. <…> С какой веселой непосредственностью отплясывали они румбу и рок-н-ролл! Да, тот самый рок-н-ролл, к которому многие из нас относятся с таким привычным предубеждением!» (Кассиль 1962: 106–107). Однако исполнение того же танца в иной среде Л.А. Кассиль все же осудил: «Но какое омерзительное чувство оставил тот же танец в одном из ночных клубов Чикаго! Все в танце пошло утрировалось, каждое движение… осквернялось нарочито и с изощренным бесстыдством» (там же).
Связанные понятия (продолжение)
Бача́та (исп. bachata) — музыкальный стиль и танец Доминиканской Республики, получивший также широкое распространение в латиноамериканских странах Карибского бассейна, а также в тех из латиноамериканских общин США, где преобладают выходцы из этих стран. Музыкальный размер — 4/4. Музыка, как правило, характеризуется умеренным темпом; тексты песен повествуют о страданиях неразделённой любви и жизненных невзгодах.
Ча-ча-ча (танец Англии) — музыкальный стиль и танец Кубы, получивший также широкое распространение в латиноамериканских странах Карибского бассейна, а также в тех из латиноамериканских общин США, где преобладают выходцы из этих стран. Распространение за пределами американского континента произошло благодаря Пьеру Лавеллю, преподавателю бальных танцев из Англии. Увидев на Кубе танец, похожий на румбу, но отличающийся четким ритмом, он начал преподавать его в Англии как новый оригинальный танец.
Латиноамерика́нская му́зыка (исп. música latinoamericana) — обобщённое название музыкальных стилей и жанров стран Латинской Америки, а также музыка выходцев из этих стран, компактно проживающих на территории других государств и образующих большие латиноамериканские сообщества (например, в США). В разговорной речи часто используется сокращённое название «латинская музыка» (исп. música latina).
Беримба́у (порт. berimbau) — однострунный ударный музыкальный инструмент, родом из Бразилии. Происхождение беримбау до конца не установлено, но, наиболее вероятно, он имеет африканские корни. Беримбау тесно связан с бразильским боевым искусством капоэйра, также является частью традиции Кандомбле.
Са́мба (порт. samba) — бразильский танец, символ национальной идентичности бразильцев.
Форро ́ (порт. Forró, бразильское произношение: )— бразильский народный и социальный парный танец. Не так давно термин «forró» стал применяться для обозначения музыкального жанра. Форро — наиболее популярный жанр на северо-востоке Бразилии, в особенности, в городе Форталеза. Танец обретал свою форму во время народных праздников форро, которые проводились в летние дни католических святых, в частности в день Ивана Купала.
Та́нго (исп. tango) — аргентинский народный танец; парный танец свободной композиции, отличающийся энергичным и чётким ритмом. Изначально исполнялся исключительно мужчинами.
Болерó (исп. bolero) — испанский народный танец. Характерные музыкально-стилевые черты: размер 3/4, особенные ритмоформулы (одна из таких показана на иллюстрации), умеренный темп.
Подробнее: Болеро
Агого (порт. agogô) — бразильский народный музыкальный инструмент, имеющий африканское происхождение. Исполняет ведущую роль в создании ритмической полифонии в кандомбле, капоэйре, макулеле и карнавальной самбе.
Кизомба (порт. kizomba) — современный городской популярный парный танец, а также музыкальный жанр. Этот танец возник как смесь традиционной ангольской сембы и карибского зука: из-за похожести ритма музыкальный стиль кизомба иногда путают с последним. Кизомба — чувственный, романтичный танец.
Зук (фр. Zouk) — стиль танцевальной ритмической музыки, сложившийся в первой половине 1980-х годов на французских островах Гваделупа, Мартиника, Гаити, Сент-Люсия и Анголы и ставший популярным благодаря творчеству групп Grammacks и Exile One. В Европе он стал наиболее популярен во Франции, в Северной Америке — в Канаде, в провинции Квебек. Зук обрёл популярность также и в Азии. На Островах Зеленого мыса (Кабо-Верде) развито своё особое направление зука. Zouk переводится с языка французских креолов...
Калипсо — афрокарибский музыкальный стиль, образовавшийся на Тринидаде и Тобаго в XX веке, произошёл от западноафриканского кайсо, был популярен в 1950-х годах. Корни калипсо возникли в XIX веке у африканских рабов на сахарных плантациях.
Реку-реку (порт. reco-reco), бразильский музыкальный инструмент идиофон, изначально используемый в ритуалах кандомбле, следовательно имеет африканское происхождение. Ранее представлял собой полую бамбуковую палочку или рог животного с поперечными насечками, а звук извлекался при проведении взад-вперёд другой палочкой.
Тропика́лия (порт. tropicália) или тропикализм — культурно-политическое движение, возникшее в Бразилии первоначально как музыкальное течение и названное по аналогии с психоделией. Представляло собой смесь традиционной бразильской музыки с психоделическим роком, фанком, джазом и авангардом. То, что получилось в результате, стало не просто новым музыкальным направлением, а целым социо-культурно-политическим явлением, смешением различных жанров искусства. Отсчёт истории тропикалии принято начинать с...
Музыка́льный жанр — род музыки, музыкальных произведений, характеризующийся определёнными сюжетными, композиционными, стилистическими и др. признаками; а также отдельные разновидности этого рода.
Мариачи (исп. Mariachi) — один из самых распространённых жанров мексиканской народной музыки, являющийся неотъемлемой частью традиционной и современной мексиканской культуры и получивший известность во многих регионах Латинской Америки, Испании, а также в прилегающих регионах юго-запада США, где проживает значительное количество мексиканцев. Мариачи образовался на основе испанской народной музыки Андалусии с влиянием музыки других народов Средиземноморья и местных индейских исполнителей. Родиной...
Семба (порт. Semba) — современный ангольский городской социальный парный танец. Возник в столице Анголы Луанде в 40-х годах XX века. Согласно одному из распространённых мнений бразильская самба произошла от ангольской сембы. Семба — один из самых популярных музыкальных и танцевальных жанров Анголы — явилась предшественницей кизомбы и кудуру. Характерной особенностью сембы является юмор импровизированной пародии, когда исполнители танца походят порой на пару склеившихся паяцев.
Му́зыка и́нков была частью культурной и религиозной жизни народа Империи Инков и заключалась в игре на музыкальных инструментах, пении, танцах. Музыка инков уникальна по своему богатству, характеру и жанровому разнообразию, что обусловлено множеством событий, которые сопровождались песнопениями или игрой: от бытовых до ритуальных. Несмотря на то, что многие особенности исконной музыкальной культуры были забыты и безвозвратно утеряны, она, в основе, продолжает свои традиции в музыке современных андских...
Фламе́нко (исп. flamenco, исп. cante flamenco) — общее обозначение южно-испанской (андалусийской) народной музыки — песни (cante) и танца (baile). Выделяются два стилистически и музыкально отличных друг от друга класса фламенко: древнейший cante hondo/jondo (hondo букв. глубокий, то есть серьёзный, драматический стиль), он же — cante grande (большой, высокий стиль); и более современный cante chico (chico букв. маленький, то есть облегчённый, простой стиль). В рамках обоих классов фламенко существует...
Латин-рок (англ. latin rock — латинский рок) — это рок, c характерной латиноамериканской ритмической основой. Латин-рок представляет собой сплав латиноамериканской этнической музыки с рок-музыкой, что по определению является одной из форм фолк-рока.
Мара́кас или мара́ка (исп. maraca, мн. ч. maracas) — древнейший ударно-шумовой инструмент коренных жителей Антильских островов — индейцев таино, разновидность погремушки, издающей при потряхивании характерный шуршащий звук. В настоящее время мараки популярны на всей территории Латинской Америки и являются одним из символов латиноамериканской музыки. Как правило, музыкант, играющий на мараках, использует пару погремушек — по одной в каждой руке.
Фа́ду (порт. fado ) — португальский музыкальный (исторически — также танцевальный) жанр. Буквально слово «фаду» означает «фатум», «судьба», доминантной эмоцией в произведениях является принятие горькой судьбы. Основные разновидности — лиссабонское и коимбрское фаду.
Хабане́ра (исп. Habanera, от названия города Гаваны, буквально «гаванская»; встречается также во французском переводе — хаванез, фр. havanaise) — кубинский танец, который по своему ритму приближен к танго.
Хайлайф (англ. Highlife) — музыкальный жанр, состоящий из танцевальных стилей англоязычной Западной Африки, сплав африканских ритмов с западной музыкой. Существуют две основные формы жанра: гитарные ансамбли с медно-духовой секцией, обладающей джазовым звучанием, либо исключительно гитарные ансамбли в сельских районах. Название возникло в 1920-х от обозначения пришедшего из Европы стиля «высокой жизни» (англ. high life). Профессор Джон Коллинз, музыковед Университета Ганы, писал: «Объединив … так...
Полиритмия — сочетание в музыкальном произведении двух (и более) самостоятельных ритмических рисунков в рамках одного размера.
Джаз-мануш (jazz-manouche) — европейское направление джаза, известное также как цыганский джаз (gypsy-jazz) и цыганский свинг (gypsy-swing), совмещающее традиционную музыку цыган этнической группы «мануш» и джаз.
Афробит (англ. Afrobeat) — музыкальный жанр, комбинирующий яркий, танцевальный, гитарно-духовой жанр хайлайф с афроамериканской музыкой — фанком и джазом. Для афробита характерны большие инструментальные ансамбли, продолжительные ритмичные произведения, импровизация, что сильно сближает жанр с джазом, и политизированность текстов. Его основным разработчиком является нигерийский мульти-инструменталист и лидер группы Nigeria '70 (ранее известной под названием Koola Lobitos) Фела Кути, придумавший название...
Сон — стиль кубинской музыки, зародившийся на Кубе и получивший известность в мире в начале 1930-х годов. Сон объединяет в себе элементы музыки кампесино (фермеров испанского происхождения) с африканскими ритмами и ударными инструментами (музыкой африканских рабов). Он лежит в основе многих известных стилей афро-кубинской танцевальной музыки. В Нью-Йорке сон смешался с другими музыкальными стилями, что повлияло на создание другого направления музыки: сальса.
Бандонео́н (исп. bandoneón) — язычковый музыкальный инструмент из семейства ручных гармоник. Сконструирован на основе немецкой концертины в 1840 году Генрихом Бандом из Креффельда. Поначалу использовался для исполнения духовной музыки в церквях в Германии. В конце XIX века был завезён в Аргентину и вошёл в состав танго-оркестров. Именно благодаря бандонеону музыка аргентинского танго получила то пронзительно-щемящее звучание, которое привлекает к ней столько поклонников.
Музыка техано — название различных форм народной и популярной музыки, возникших в среде мексикано-американского населения центрального и северного Техаса.
Ламба́да (порт. Lambada) — музыкальный стиль и танец, возникший на севере Бразилии, в штате Пара. Популяризирован в конце 1980-х—начале 1990-х во всём мире, в том числе и в СССР.
Синко́па (др.-греч. συγκοπή, лат. syncopa, sincopa, буквально — обрубание; лингв. сокращение, стяжение <слова>) в метризованной музыке — смещение акцента с сильной доли такта на слабую, то есть несовпадение ритмического акцента с метрическим.
Реггето́н (исп. reguetón, англ. reggaeton) — музыкальный стиль и танец, возникший в конце 1990-х годов в Пуэрто-Рико под влиянием регги, дэнсхолла и хип-хопа, и получивший широкое распространение в латиноамериканских странах Карибского бассейна, а также среди латиноамериканцев, проживающих в США.
Бонго ́ (исп. bongó) — кубинский ударный инструмент: небольшой сдвоенный барабан африканского происхождения, играют на котором обычно сидя, удерживая бонго зажатым между икрами ног. На Кубе бонго впервые появился в провинции Орьенте около 1900-го года. Барабаны, составляющие бонго, имеют разный размер; меньший из них считается «мужским» (мачо — исп. macho, дословно «самец»), а больший — «женским» (эмбра — исп. hembra, «самка»), основным барабаном. Традиционно, более низко настроенный, «женский» барабан...
Популя́рная му́зыка (англ. popular music) — произведения различных музыкальных жанров, ориентированные на широкую публику. Современная популярная музыка называется поп-музыкой. Возникла в XIX веке как реакция на усложнившиеся формы «серьезной» музыки.
Свинг (swing, раскручивать) — группа танцев под музыку джаза, развившихся в поздние 1920—194-0-е и в том числе современные произошедшие от них стили.
Бразильский карнавал (порт. Carnaval do Brasil) — ежегодный фестиваль в Бразилии, который проводится за сорок дней до Пасхи и отмечает начало Великого поста. В течение Великого поста римо-католики должны воздержаться от всех телесных удовольствий, в частности — от потребления мяса. Карнавал, который, как считается, происходит от языческих сатурналий, может считаться актом прощания с мясными удовольствиями.
Кахо́н (исп. Cajón — коробка, ящик) — ударный музыкальный инструмент родом из Перу. Представляет собой коробку, выполненную из дерева или других материалов.
Народная музыка , музыкальный фольклор — музыкально-поэтическое творчество народа, неотъемлемая часть народного творчества, существующего, как правило, в устной форме, передаваемого из поколения в поколение. Поскольку народная музыка известна всем общественно-историческим формациям (как устным, так и письменным), то её следует рассматривать не только как компонент народного творчества, но и, в более широком смысле, как ветвь (корень) музыкального искусства. Одна из главных ветвей, которую обычно сравнивают...
Ритм (лат. rhythmus, др.-греч. ῥυθμός, от др.-греч. ῥέω течь, струиться, растекаться и т. д.) музыкальный — организация музыки во времени. Ритмическую структуру музыкального сочинения образует последовательность длительностей — звуков и пауз. В письменной традиции музыкальный ритм фиксируют с помощью нотации.
Социальные танцы (англ. Social dance) — категория танцевальных стилей разных народов мира, которыми занимаются преимущественно не для соревнований, а в качестве досуга и обмена положительными эмоциями между партнёрами.Большинство социальных танцев являются парными танцами. Часто при исполнении парных социальных танцев практикуется обмен партнёрами.
Ко́нга — высокий узкий одноглавый кубинский барабан. Конги по виду напоминают бочки и делятся на три вида: кинто (высокий), трес, или просто конга (средний), и тумба, или салидор (низкий), по названию паттерна , играемого на нем. Изначально конги использовались в музыке конго и румбе, но затем перешли в жанры латиноамериканской музыки, такие как афро-кубинский джаз, сальса, латинский рок.
Стакка́то (итал. staccato — отрывисто) — музыкальный штрих, предписывающий исполнять звуки отрывисто, отделяя один от другого паузами. Стаккато — один из основных способов извлечения звука (артикуляции), противопоставляемый легато.
Американская народная музыка варьируется по многочисленным региональным и этническим группам США. Для различных индейских племён характерен свой вариант народной музыки. Европейские поселенцы и африканские рабы привезли в страну собственные музыкальные инструменты и традиции. Европейцы — скрипки и фортепиано, а африканцы — технологию изготовления аналога современного банджо и технику игры на нём. К XIX веку на этих инструментах играли как белые, так и черные американцы, зачастую в совершенно разной...
Спи́ричуэлс , спиричуэл (англ. Spirituals, Spiritual music) — духовные песни афроамериканцев. Как жанр спиричуэлс оформился в последней трети XIX века в США в качестве модифицированных невольнических песен афроамериканцев американского Юга (в те годы употреблялся термин «джубилиз»).