Связанные понятия
В Римской империи некоторое время летосчисление велось от начала правления императора Диоклетиана — от 29 августа 284 года н. э. (лат. Anno Diocletiani).
Подробнее: Эра Диоклетиана
День семьи и пенсионеров (перс. روز خانواده و تکریم بازنشستگان Руз-э Ханэвадэ-во такрим-э базнэщастэган) — иранский праздник, отмечающийся 25 зуль-хиджры по календарю лунной хиджры. В связи с особенностями лунной хиджры данную дату невозможно перевести в григорианский календарь. В 2016 году День семьи и пенсионеров прошел 27 сентября, в 2017 году пройдет 16 сентября.
Запре́тные ме́сяцы (араб. الأشهر الحرم — аль-ашхур аль-хурум) — месяцы исламского календаря, в которые в доисламские времена нельзя было убивать, вести войны и охотиться вокруг Каабы. Таких месяцев четыре: зуль-када, зуль-хиджа, мухаррам и раджаб. Запретные месяцы в исламе считаются священными.
Бенгальский календарь (бенг. বঙ্গাব্দ) — солнечный календарь, который используется в Бангладеш и некоторых восточных штатах Индии (Западная Бенгалия, Ассам, Трипура).
Календарь Армелина — проект всемирного календаря, разработанный Гюставом Армелином в 1888 году и удостоенный первой премии Французского астрономического общества.
Тайский солнечный календарь — официальный и наиболее распространённый календарь в Таиланде. Он был введён Чулалонгкорном в 1888 году, заменив тайский лунный календарь.
Режим капитуляций — правовой режим, в соответствии с которым государство предоставляет гражданам (подданным) другого государства на своей территории преимущества по сравнению со своими гражданами (подданными).
Присяга More Judaico (еврейская клятва) была особой формой присяги, которую евреи должны были давать в судах средневековой Европы. Эта присяга сопровождала определенные церемонии и нередко носила намеренно унизительный характер или влекла за собой опасность. More Judaico на латыни означает «по еврейскому обычаю». Вопрос о надежности присяги евреев был тесно связан со значением, которое христианские власти приписывали молитве Кол нидрей, которую евреи читают на Йом Кипур, и в целом введение этой присяги...
«Лагерь полумесяца » (нем. Halbmondlager) — лагерь для размещения мусульманских военнопленных из колониальных войск британской и французской армий, созданный в начале Первой мировой войны в Вюнсдорфе под Берлином. В нём содержалось до 30 тысяч военнопленных.
Псалмодия (Gr. Πσ'άλμὸδίά, «пение псалмов») - простая двухволновая мелодическая кривая, соответствующая структуре параллельного переложения большинства псалмов. Согласно общепринятому определению, установленному средневековой церковно-европейской теорией, псалмодии состоят из следующего: initium (вступление, начало), открытие или подъем; тенора (или tonus currens, или tuba) удерживающего тон для декламации основных частей стиха; медианты - середины «погружения» между двумя полустишиями, с некоторым...
Благословение солнца (ивр. ברכת החמה, Биркат ґа-хамма) — молитва в иудаизме, выражающая благодарность Творцу за сотворение светила и произносимая один раз в 28 лет утром. Произносится при виде солнца, номинально вернувшегося после 28 годовых циклов в ту же точку на небе в то же время и тот же день недели, что и при Сотворении Мира.
Общества культуры и искусства мечетей (перс. کانون فرهنگی و هنری مساجد, Канун-э фархяньги-во хонари-йэ масаджэд) — многочисленные образовательные центры в Иране, созданные при мечетях. Главными целями создания таких центров является пропаганда ислама и сбор пожертвований на благотворительность. В обществах культуры и искусства мечетей обычно ведутся курсы арабского языка, даются лекции по толкованию Корана, проводятся различные религиозные мероприятия. По всей стране действует более 20 тыс. подобных...
Вахй (араб. وحي — «откровение») — в исламе — скрытый и быстрый способ передачи сообщений пророкам напрямую, или через посредников. Такие сообщения являются чётким и недвусмысленным приказом к действию.
Перси́дская импе́рия — термин, которым в современной историографии называют различные государства, созданные персами...
Литурги́я апо́стола Ма́рка — литургия александрийского типа. По преданию, её автором является апостол и евангелист Марк, ученик и сподвижник апостолов Петра, Павла и Варнавы.
Тевет (ивр. טֵבֵת; Тебет; Тебеф) — десятый месяц священного еврейского года и четвёртый гражданского. В этом месяце 29 дней. Приходится на декабрь-январь григорианского календаря.
Магриб (араб. صلاة المغرب) — вечерняя молитва в исламе, совершаемая после захода солнца.
Ру́сский месяцесло́в (Народный месяцеслов, Всенародный месяцеслов, Восточнославянский месяцеслов) — годовой круг, календарь русского (восточнославянского) крестьянства, выраженный в устном народном творчестве и расписанный по дням каждого месяца, за которыми закреплены отдельные приметы, обычаи, обряды, поверья и наблюдения за явлениями природы. Дни народного месяцеслова обычно соотносились с днями церковного месяцеслова, в котором в календарном порядке были расположены дни поминовения христианских...
Гербе́р (от удм. геры — «плуг», «соха» и бере — «сзади», «после») — национальный праздник удмуртов.
Туре́цкая правосла́вная це́рковь (официальное наименование — Автокефальный турецкий православный патриархат, тур. Bağımsız Türk Ortodoks Patrikhanesi) — неканоническая православная юрисдикция, созданная в 1921—1922 годах православными христианами Турции, имеющая официальное признание турецкого правительства.
Термин
кельтский календарь используется для обозначения различных календарей, которые использовались у кельтоязычных народов в различные периоды истории.
Экскусси́я (греч. ἐξκουσσεία ← лат. excusatio — «извинение, оправдание; освобождение (от каких-либо повинностей)») — податная привилегия в Византии в X—XV веках.
Вруцелето (от др.-рус. «въ руцѣ лѣто» — год в руке) — метод устного счёта для определения дней недели по числу месяца в году с помощью пальцев рук и специальных таблиц.
Национальный пакт (араб. لميثاق الوطني) — неписанное соглашение, которое заложило основу Ливана как многоконфессионального государства, существующее по сей день. Пакт был заключён летом 1943 года, после переговоров между лидерами шиитской, суннитской и маронитской общин.
Румынофобия (также антирумынизм; рум. antiromânismul; românofobia) — неприязнь к языку и культуре румын, а также других народов Румынии (в первую очередь румынских цыган), среди других, преимущественно соседних народов Европы. В XIX-XX вв. политическая румынофобия была частым явлением в странах, воюющих с Румынией (Болгария, СССР, Венгрия, позднее Германия). В последнее время бытовая румынофобия стала довольно распространённым явлением в странах, куда прибыло значительное количество гастарбайтеров...
Традиционные тибетские праздники записаны в тибетском календаре, который ведёт свои основные положения от Винаи и празднованиями значимых событий в жизни Будды. Во время празднований совершаются религиозные обряды. Монахи при этом выступают как актёры, а миряне — как зрители. Совершаемые культовые обряды, как считается, порождают заслуги, которые помогают очищаться от плохой кармы.
Шаапиванские каноны (арм. Շահապիվանի կանոններ) — сборник церковных и светских норм, принятых на Шаапиванском церковном соборе Армянской апостольской церкви 24 июня 444 года. Является важным историческим документом и памятником армянского права.
Теорикон (Феорикон) (греч. τό θεωρικόν; τά θεωρικά, подраз. χρήματα, т. е. зрелищные деньги) — в древних Афинах государственный кредит, выделявшийся на устройство празднеств жертвоприношений и общественных развлечений.
Литургическое движение — совокупность инициатив в католичестве, англиканстве и протестантизме, предпринимавшихся в XIX-XX века с целью возрождения активного, сознательного и плодотворного участия народа в богослужении. Литургическое движение начиналось в XIX веке наработки католических интеллектуалов с целью проведения реформы богослужения в Римско-католической церкви. Данное движение развивалось последующие полтора века и затронуло множество других христианских церквей, включая Церковь Англии и...
Ханифи́зм (араб. حنيفية — ханифийя) — одна из форм религиозного монотеизма, возникшая в доисламской Аравии. Ханифизм испытал влияние как иудаизма, так и христианства. Последователей ханифизма называют ханифами (араб. حنفاء, ед. ч. حنيف)
Секулум (от лат. saeculum) — промежуток времени, примерно равный потенциальной продолжительности жизни человека или, что эквивалентно, полному обновлению человеческой популяции.
Сарсал (букв. «начало года») — первый день Нового года у езидов, который попадает на среду первой недели месяца Нисан (апрель).
Боснийские имена — традиционные имена, распространённые в современной Боснии. Самым популярным среди мужских имен в стране остается Ахмед, а среди женских — Амина.
Подробнее: Боснийское имя
Кириопа́сха (греч. Κύριο Πάσχα — «Господственная (Господня) Пасха») — именование православной Пасхи, исчисленной по александрийской пасхалии, приходящейся на 25 марта (7 апреля), — то есть на день праздника Благовещения. Случается весьма редко: так, в XX веке была в 1912 и 1991 годах; а в XXI веке будет также две кириопасхи в 2075 и 2086 годах. После этого следующая кириопасха будет только в 2159 году.
День благодарности труду (яп. 勤労感謝の日 Кинро: канся-но хи) — государственный японский праздник, отмечается ежегодно 23 ноября. В прошлом праздник благодарения за хороший урожай, сегодня это повод для японцев отметить все виды трудовой деятельности и поблагодарить друг друга за помощь, внесённую для развития общества.
Доброде́тельные язы́чники — представление в христианском богословии, согласно которому часть язычников, не знавших Христа, но ведших высоконравственную жизнь, будет спасена. Хотя идея «христиан до Христа» встречалась ещё в раннем христианстве (в частности, у Климента Александрийского и Максима Исповедника), окончательно она оформилась в Средние века после определённого переосмысления античной культуры. Катехизис, составленный Тридентским собором, утверждал, опираясь на мнение Фомы Аквинского, что...
Дромологофет (греч. Λογοθέτης τοΰ δρόμου — Логофет Дрома) в Византийской империи так назывался главный начальник почтового ведомства. Впоследствии он скреплял своей подписью царские указы и золотые буллы (Хрисовул (лат. Bulla Aurea; греч. Χρυσόβουλλον)). При Кодине он занимал 27 место в ряду придворных чинов, но уже не имел никакой должности.
День персидского языка (перс. روز پاسداشت زبان فارسی) — иранский праздник, который отмечается 15 мая (25 ордибехешта по иранскому календарю).
Семь церквей Апокалипсиса — семь церквей раннего христианства, располагавшиеся в Малой Азии. Также известны как Семь церквей Азии (по названию римской провинции, а не части света).
Масонский календарь используется масонами для исчисления лет и месяцев. Отправные точки в летосчислении масонских лож основываются на определённых исторических фактах.
Вирд (араб. ورد; мн.ч. «аврад») — чтение в определённое время аятов Корана и молитв (ду‘а), а также регулярное поминание Прекрасных имён Аллаха. Вирдом называются также задания в виде молитв, которые суфийский шейх даёт своим мюридам.
Магдебургские центурии (лат. Centuriæ Magdeburgienses) — первое по времени в протестантской литературе большое сочинение по истории христианства, изданное между 1559 и 1574 годами.
Оттоманский долг — внешний долг Османской (Оттоманской) империи, на протяжении многих десятилетий являвшийся орудием дипломатического давления европейских держав на Турцию.
Ху́д (араб. هود — Худ) — одиннадцатая сура Корана. Сура мекканская. Состоит из 123 аятов.
Кельтский обряд — литургический обряд кельтских народов Британии, Ирландии и Бретани I тысячелетия, один из Западных литургических обрядов. В связи с изоляцией Британских островов, после распространения христианства в начале III века там сложился литургический обряд, отличавшийся от обрядов континентальной Европы.
Сай (араб. سعى ) — бег между холмами Сафа и Марва, один из элементов хаджа и умры. Сай выполняется после обхода Каабы (тавафа).
Циркумцеллио́ны (лат. Circumcelliones, от слов Августина «qui circum cellas vagantur» — «вокруг сельских жилищ бродящие», иначе агонистики, греч. αγωνιστικοί — «способные к борьбе») — участники радикального христианского движения, распространившегося на территории римских провинций в Северной Африке в IV—V веках н. э.
Полное
имя человека в Турции состоит из имени и фамилии. Фамилии начали использовать только с начала XX века после принятия «Закона о фамилиях» 21 июня 1934 года. До этого была распространена арабская именная формула.