Связанные понятия
Барбет (Барбат) (азерб. Bərbət) — струнный щипковый плекторный инструмент. Широко распространён в арабских странах,, Грузии, Иране, Турции, Греции и странах Ближнего Востока, употреблявшийся на территории Азербайджана до XVI—XVII вв. Принадлежит к семейству инструментов типа уда.
Тутек , или тутэк (азерб. Tütək) — таджикский, армянский, азербайджанский, горских евреев татов (под названием тютяк) духовой музыкальный инструмент флейтового типа, распространённый с древних времён, главным образом, среди пастухов. Представляет собой трубку с 6—7-ю игровыми отверстиями. В Азербайджане разновидности тутека большого и малого размеров используются, преимущественно, в качестве солирующих инструментов в составах ансамблей и оркестров народных инструментов.
Гиджа́к (перс. غيژک, тадж. ғижжак, ғиҷҷак; узб. g`ijjak, ғижжак) — струнный смычковый инструмент народов Средней Азии (таджиков, туркмен, узбеков, уйгуров), близкий родственник персидской кеманчи. Корпус инструмента шарообразный (изготавливается из тыквы, крупного ореха, дерева или других материалов) затянутый кожей. Количество струн гиджака непостоянное, чаще всего — три. Строй трёхструнного гиджака квартовый, обычно — es1, as1, des2 (ми-бемоль, ля-бемоль первой октавы, ре-бемоль второй октавы...
Хитирики (яп. 篳篥) — традиционный старинный (VIII в.) духовой японский инструмент, из группы гобоев, широко представленный в классической японской музыке. Несмотря на свою миниатюрность, хитирики воспроизводит насыщенный и громкий звук. Обычно изготавливается из бамбука. Диапазон — одна октава.
Чогур (азерб. Çoğur) — восточный струнный музыкальный инструмент, популярный в XII—XVI веках на Кавказе, в Иране и Анатолии, в суфийских обрядах, в меджлисах дервишей и ашугов.
Упоминания в литературе
Наибольшее внимание старым выработкам, пройденным в далеком прошлом, уделил в своих исследованиях один из первых российских академиков П. С. Паллас. В его работе под названием «Рассуждения о старинных рудных копях в Сибири и о их подобии с венгерскими, различествующими от копий римских» по поводу результатов изучения древних разработок автором сообщалось, что «штольни их были круглые и весьма тесные без всяких подпор и пристроек в глубину от десяти до двадцати сажень. Такие старинные разрабатывания руд открыты в славной Змеевской горе, наиболее изобилующей дорогими металлами, и там найдены были не только кирки и другие рудокопные
инструменты, похожие почти на наши, ныне употребляемые, однако медные, но и каменные молоты, укрепленные в деревянной рукоятке здоровыми ремнями. В середине охристой руды найден также скелет человека, придавленного обвалившейся землею; по сторонам обрудневших его костей лежали служившие ему в добывании руды орудия и кожаная сумка, наполненная изобильною золотом охрою». Паллас высказывал пред положение, что древние рудокопы Алтая являлись предками венгров, которые, как известно, относятся к угро-финской группе народов, частично переселившихся в Европу из-за Урала.
Самурайские мечи ковали из особого сорта стали тамахаганэ, это слово означает «алмазная сталь». Ее и
сейчас получают из железной руды (или магнитного железняка, когда-то из него делали компасы), которая входит в состав черного вулканического тихоокеанского песка. Сталь выплавляют в огромном глиняном сосуде татара высотой и шириной более метра и длиной более трех с половиной метров, в котором сначала разжигают огонь (чтобы затвердела глина), а затем методично заполняют эту керамическую печку слоями черного песка и древесного угля. Процесс занимает около недели и требует неусыпного контроля: бригада из четырех-пяти человек следит, чтобы не падала температура, и раздувает пламя ручными мехами. В конце концов татару раскалывают, из пепла и остатков песка и угля вынимают слитки стали тамахаганэ. Эти комья обесцвеченного металла довольно невзрачны, но есть в них кое-что особенное, а именно разное содержание углерода – от очень низкого до очень высокого. Настоящий самурай умел отличить твердую, но хрупкую высокоуглеродистую сталь от крепкой, но сравнительно мягкой низкоуглеродистой стали на глаз, на ощупь и на слух (по звуку от удара). Слитки сортировали. Для средней части меча подходила только низкоуглеродистая сталь, которая придавала клинку невероятную крепость – он не ломался в бою. По краям меча наваривали высокоуглеродистую сталь, хрупкую, но очень твердую, пригодную для острейшей заточки. Мастера убивали сразу двух зайцев: обложив прочную низкоуглеродистую сталь высокоуглеродистой, получали мечи, способные выдерживать удары других мечей и на лету рубить головы врагам. В это было невозможно поверить.
Вполне понятно, что производство таких мечей предполагает наличие каких-то экспериментальных методов ковки. Судя по всему, сперва этот способ был перенесен в регион, который римляне называли Нориком (это приблизительно территория современной австрийской провинции Штирии). Здесь находились шахты, где добывали самую лучшую для того времени железную
руду. Из Норика происходило знаменитое кельтское железо римских времен, а затем, в течение всего периода Средневековья, доспехи и клинки из Инсбрука и Пассау входили в число лучших изделий Европы. Несмотря на то что в действительности этот регион не был колыбелью железной металлургии, оттуда шло куда большее количество высококачественного материала, чем из легендарной прародины железа. Кузнецам, пришедшим (возможно) с Востока, требовался материал для работы, а Норик этот материал поставлял, поэтому его можно с полным правом назвать местом возникновения европейского железа.
Амратцам не было равных в обработке кремня. Бадарийцы тоже обрабатывали кремень, но они добывали его из
грубой руды, поднятой на поверхность, а амратцы использовали местный плиточный кремень из утесов, окружавших долину Нила. В обработке этого прекрасного материала они достигли непревзойденного мастерства. Кремневые ножи делали с закругленным хвостовиком и выгнутым плоским лезвием, обтесанным с двух сторон, так что получалось два лезвия. На одной стороне лезвие было с легкой «рябью» – параллельные канавки располагались на одинаковом расстоянии друг от друга. Такой нож, по всей видимости, был предназначен только для специфических целей, таких как жертвоприношение и обряд обрезания[10].
Вообще самых хороших результатов, причем не в выплавке меди из руды, а в плавке и литье уже готового металла, нам удалось добиться в ходе экспериментов в городских условиях, во дворе пединститутской лаборатории, когда вместо металлургического меха мы применяли пылесос, а древесный уголь, мало доступный в городе в то время, заменяли на каменный. Бешеный напор воздуха, непрерывно бьющий из ревущего пылесоса, и пышущий жаром каменный уголь позволяли очень быстро расплавлять металл в тигле так, что тот начинал сиять, как маленькое, жидкое и живое солнышко. Одно из самых красивых зрелищ, которые мне доводилось видеть в жизни, – это расплавленная бронза, переливающаяся и сияющая так, что на нее почти больно смотреть. Тогда мы отливали бронзовые наконечники стрел по образцу найденных на могильнике Синташта и копии крестообразных подвесок из Кулевчинского могильника –
удивительные предметы, изготовленные за полторы тысячи лет до Христа, но выглядящие в плане в точности так же, как некоторые типы древнерусских нательных крестиков домонгольского времени – впрочем, при сравнении этих предметов в профиль такое совершенное сходство между ними исчезает.
Связанные понятия (продолжение)
Чаган (
Чагане ) (азерб. cağan, арм. Չագան, груз. ჩაგანი) — четырёхструнный кавказский смычковый инструмент.
Шупелка (макед. шупелка, сербохорв. шупељка) — болгарская пастушья полупоперечная флейта. Малая разновидность кавала. Также распространена и в других странах Балканского региона, включая Македонию, Сербию и Грецию.
Шви (арм. Շվի — свист) — название двух разных инструментов: 1) Армянская свистковая флейта Тута́к (туте́к, туту́к, туллу́к, блул, сринг). Таджикская флейта Чай-чупони или Филан. 2) Глиняная свистулька Пепук по типу окарины.
Юэцинь (кит. 月琴, пиньинь: Yuèqín) — традиционный китайский струнный щипковый музыкальный инструмент, использующийся как самостоятельно, так и в качестве аккомпанемента в пекинской опере и для танцевальных песен. Также используются названия: Лунная лютня, Лунная гитара, Китайская лютня.
Цзинху (кит. 京胡, пиньинь: Jīnghú) — традиционный китайский струнный музыкальный инструмент, использующийся как аккомпанемент в пекинской опере. Также иногда используется название — Пекинская скрипка.
Чонгури (груз. ჩონგური; лезг. чуьнгуьр) — грузинский 4-струнный щипковый музыкальный инструмент.
Давул — народный музыкальный ударный инструмент, распространённый на Кавказе, в Средней Азии, Иране, Болгарии (тъпан), Турции и Гагаузии (Молдавия). С двух сторон имеет мембраны из овечьей или козлиной кожи. Как правило, используется в качестве сопровождения зурны.
Кемане (макед. ќемане; произносится как ) — музыкальный смычковый струнный инструмент, традиционно используемый в Республике Македония.
Йоухи́кко («смычковое кантеле») (карел. jouhikko, фин. jouhikas) — финский и карельский традиционный смычковый инструмент.
Струна ́ (от ст.‑слав. строуна — жила) — деталь струнных музыкальных инструментов, служащая первоисточником звуковых колебаний и, соответственно, самого звука. Представляет собой длинный отрезок гибкого материала, находящийся в натянутом состоянии, благодаря чему может свободно колебаться. Струны могут быть «голыми» (состоящими из сплошного куска материала, например из жил или кишок животных, стали, нейлона), а могут иметь сердечник, или керн, из одного материала, обмотанный другим материалом для...
Гучжэн (кит. упр. 古筝, пиньинь: guzheng) — традиционный китайский инструмент. Принадлежит к семейству цитры, родственен кото и цисяньцинь. От последнего отличается количеством струн и конструкцией струнодержателя.
Сара́нги (хинди सारंगी sārangī IAST) — индийский струнный смычковый инструмент лютневого типа. По индийской традиции классифицируется как инструмент группы тата-вадья; распространён в практике классического музицирования традиции хиндустани (в северных районах Индии, Пакистане, Непале); имеет также ряд региональных традиционных разновидностей.
Гопуз (азерб. qopuz) — тюркский народный струнный музыкальный инструмент, распространённыей в Азербайджане, Турции и у народов Средней Азии.
Саньсянь (от кит. 三弦, пиньинь: sānxián — три струны) — традиционный китайский струнный щипковый музыкальный инструмент, использующийся как аккомпанемент в китайской опере и традиционном цзяннаньском ансамбле сычжу, а также при исполнении повествовательных песен дагушу (кит. 大鼓书) и таньцы. Бывает двух видов: большой и маленький.
Сарод — безладовый струнно-щипковый музыкальный инструмент из семейства лютневых, преимущественно используемый для исполнения индийской классической музыки. Наряду с ситаром, является наиболее популярным и известным музыкальным инструментом в музыке Хиндустани. Характеризуется глубоким, плотным, медитативным звучанием, насыщенным призвуками от симпатических струн (дживари).
Хуци́нь (кит. 胡琴, пиньинь: húqin) — китайский струнный смычковый музыкальный инструмент, род скрипки.
Бахши ́ (туркм. bagşy; узб. baxshi; каракалп. baxsı; каз. баксы; кирг. бакчы) — народный певец, исполнитель фольклора у тюркских народов Средней Азии, обычно выступает на праздниках. Неотъемлемая часть бахши — дутар, струнный щипковый музыкальный инструмент с длинным грифом, двумя жильными или нейлоновыми струнами и грушевидным резонатором.
Саксго́рны — общее название группы медных духовых музыкальных инструментов с широкой мензурой, сконструированных Адольфом Саксом в 1845 году на основе бюгельгорнов. Это хроматические инструменты овальной формы, у которых трубка постепенно расширяется от мундштука к раструбу (в отличие от традиционных медных духовых, имеющих в основном цилиндрическую трубку).
Кубыз (башк. ҡумыҙ, тат. кубыз от тюр. кобуз) — название башкирского и татарского варгана. В Башкирии известен деревянный пластинчатый агас-кумыз и металлический тимер-кумыз.
Лира да бра́ччо (итал. lira da braccio, буквально — «ручная лира») — струнный смычковый инструмент (хордофон). Был распространён в Италии в XV — XVI веках. О его распространённости свидетельствует тот факт, что Аполлон, расположенный в центре фрески «Парнас» Рафаэля (1511), играет не на античной лире, а на лире да браччо.
Уду (от игбо Udu — сосуд, мир) — африканский глиняный барабан-горшок, происходящий из племен Игбо и Хауса в Нигерии.
Уд (азерб. ud, араб. عود, арм. Ուդ, арам. ܥܘܕ — ūd, тур. ud или ut, греч. ούτι, ивр. עוד — ud) — струнный щипковый инструмент. Распространён в странах Ближнего Востока, Кавказа и Средней Азии, особенно в Армении, Азербайджане, Узбекистане, Таджикистане, Иране и Турции. Предшественник европейской лютни (был завезён в Европу арабами во время исламского завоевания Испании), а также гитары, изобретателем которой считается, по некоторым версиям, Зирьяб, персидский музыкант, который преподавал в тогда...
Азербайджанское искусство игры на таре (азерб. Azərbaycan tar ifaçılıq sənəti) — азербайджанское искусство исполнения музыки на таре, щипковом струнном музыкальном инструменте с длинной шейкой. Исполнительство на таре, а также искусство его изготовления развито по всей территории Азербайджана. Навыки, связанные с этой традицией играют значительную роль в формировании культурной идентичности азербайджанцев. Тар используется при исполнении народной музыки на свадьбах, праздниках и концертах. Этот музыкальный...
Волы́нка (от вол) — традиционный музыкальный духовой язычковый инструмент многих народов Европы. В Шотландии — главный национальный инструмент. Представляет собой мешок, который обыкновенно делается из воловьей, телячьей или козьей шкуры, снятой целиком, в виде бурдюка, зашитой наглухо и снабжённой сверху трубкой для наполнения меха воздухом, с прикреплёнными снизу одной, двумя или тремя игральными язычковыми трубками, служащими для создания многоголосия.
Саз (от персидского слова ساز, означающего «инструмент») — инструмент типа лютни семейства тамбуров. Распространён у народов Закавказья, Ирана, Афганистана, Турции и других стран Востока, также у татар и башкир. Является типичным музыкальным инструментом ашугов...
Мори́н ху́ур, мори́н толгойто́й ху́ур (монг. морь, мори́н — конь, толго́й — голова, ху́ур — музыкальный инструмент, бур. мори́н ху́ур, калм. мөрн хуур) — монгольский смычковый музыкальный инструмент. Распространён в Монголии, в КНР (Внутренняя Монголия, Синьцзян-Уйгурский автономный район), в России (Бурятия, Калмыкия, Иркутская область, Забайкальский край).
Подробнее: Моринхур
Кеманча ́ (фарси; от «кеман» – смычок, по другой точке зрения, от «кеман» – лук с тетивой (выражение известно с древних переводов Корана на азербайджанский язык); локальные разновидности: понтийская лира, кеменче, кемендже, кеменджеси, кеменча, кяманча, кемендзес, кементсия, кеман, гиджак) — струнный смычковый музыкальный инструмент типа лютни с длинной шейкой. Кеманча распространена в Азербайджане, Армении, Греции, Грузии, Дагестане, Иране и др. странах. Кеманча — обязательный инструмент в ансамблях...
Сансин (яп. 三線, «три струны») — безладовый струнный щипковый инструмент с длинным грифом и корпусом, обтянутым змеиной кожей. Распространён на архипелаге Рюкю.
Дала-фандыр (осет. дала фæндыр) — осетинский народный инструмент семейства щипковых, звуки на котором извлекаются быстрым «перебором» струн, «бряцанием» или «щелканьем» по ним указательным, средним и безымянным пальцами правой руки.
Кро́та , также крут, крот (валл. crwth, ирл. cruit, crot, брет. krouzh, англ. crowd, crouthe) — старинный струнный инструмент, имевший хождение в VI—XVIII веках; изначально щипковый, с XI—XII веков смычковый. Крота была распространена в XI—XVI вв. в Ирландии и Уэльсе, к концу XVIII века исчезла из практики. Крота сопровождала танцы, пение и декламацию стихов монотонной мелодией-остинато.
Калю́ка (от колю́чий), также вы́гонка, колю́ка, оберто́новая фле́йта, травя́ная ду́дка, сельефлэйта (у норвежцев), сэльефэйт ор сэлепипа (у шведов), паюпилли (у финнов), тили́нка (у украинцев, молдаван и румынов), концовка (у словаков) — духовой музыкальный инструмент, являющийся разновидностью продольной обертоновой флейты, поскольку во время исполнения игры на этом музыкальном инструменте выдувают натуральные обертоны. Представляет собой полый цилиндр со специальными отверстиями, изготовленный...
Саунг (бирм. စောင်းကောက်; саун гау) — дуговая арфа, распространённая на территории Мьянмы. Считается самым престижным инструментом страны и ассоциируется с придворным камерным ансамблем. Последняя сохранившаяся в Юго-Восточной Азии арфа.
Чатхан (хак. чадыған) — многострунный щипковый музыкальный инструмент хакасов, типа цитры. Корпус-резонатор в форме продолговатого ящика, чаще без дна, с прикрепленными вдоль струнами.
Гадулка или гудулка (болг. гъдулка, гаг. кауш) — народный болгарский смычковый инструмент, используемый для сопровождения танцев или песен и обладающий особым мягким флажолетным звучанием.
Жетыге́н — казахский древний многострунный (обычно семиструнный) щипковый инструмент, напоминающий по форме гусли или лежачую арфу. Наиболее древний тип жетыгена представлял собой продолговатый ящик, выдолбленный из куска древесины. На таком жетыгене не было верхней деки, но имелись колки из асыков. Струны (из конского волоса) натягивались рукой с наружной стороны инструмента. Позднее верхняя часть жетыгена была накрыта деревянной декой. Под каждую струну подставляли с двух сторон асыки, выполнявшие...
Тар (от перс. تار — «струна», «нить») — струнный щипковый (плекторный) музыкальный инструмент. Точное место изобретения этого музыкального инструмента неизвестно, предположительно на территории Персидской империи. Распространён в Азербайджане, Армении, Афганистане, Ираке, Иране, Турции, Таджикистане, Узбекистане и в странах Ближнего Востока. Тар является базовым инструментом в традиционной музыке Азербайджана и Ирана глубоко повлиявшим на общие тенденции классической музыки этих стран.
Кыл-кубыз (башк. ҡыл ҡумыҙ, һыҙма ҡумыҙ ) — старинный тюркский струнный смычковый инструмент, в древности бытовавший среди башкирского народа. Имел родственную связь со скрипкой, от которой он отличался спецификой пользования.
Подробнее: Кубыз (смычковый музыкальный инструмент)
Дхол , Драм (арм. Դհոլ, Դրամ) - армянский ударный музыкальный инструмент, род двустороннего барабана, имеющий форму цилиндра и покрытый одной или двумя мембранами. Ранее применялся в военных походах, в настоящее время используется в ансамбле с зурнами, сопровождает танцы, шествия.
Кобы́з , также кыл-кобыз (каз. қобыз, қыл-қобыз) — казахский национальный струнный смычковый музыкальный инструмент.
Гу́сли (др.-рус. гѫсли, ст.‑слав. * gǫslъ < gǫdslъ, мн. * gǫsli, связанное с гудеть) — русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент типа цитры. Название, которое встречается с XI века, исторически могло относиться к различным музыкальным инструментам. Ныне гуслями чаще всего называют струнный щипковый инструмент трапециевидной формы, наподобие цитры (так называемые крыловидные гусли). Музыкантов, играющих на гуслях, называют гуслярами.
Лаггуту (азерб. Laqqutu) — азербайджанский народный ударный музыкальный инструмент. Один из самых распространённых ударных инструментов в народной музыке Азербайджана.
Шертер — древнеказахский и древнетюркский струнный щипковый инструмент. На шертере играли так же, как и на домбре, но при этом шертер был намного меньше домбры — он имел короткий гриф без ладов и отличался более сильным звучанием.
Дан мой (вьетн. đàn môi, đàn — инструмент, môi — губы) — пластинчатый варган, использующийся в музыке нескольких вьетнамских народов. Слова đàn môi переводятся буквально «губной струнный инструмент», так как это один из немногих варганов, прилагаемых не к зубам, а к губам. На хмонгском языке называется «rab» , ыча (Ư tra) или «ncas tooj» ; у народа тхо-дабак — «Hưn Toóng» (хынтоонг), на мыонгском — «Páng Tơ» (пангто), на языке эде — «Gốc» (гок), у кту — «Ângkro» и так далее.
Жуань (кит. 阮, пиньинь: ruǎn) — традиционный китайский струнный щипковый музыкальный инструмент, использующийся в оркестрах народной музыки и китайского театра; происходит от пипы.
Кавал — продольная или полупоперечная флейта народов Малой Азии, Южной и Юго-Восточной Европы. Распространена в Болгарии, Северной Македонии, Турции, Венгрии, Албании, южной Сербии, Украине, Молдове, северной Греции, Румынии, Армении, Азербайджане. Диапазон 2,5—3 октавы.
Упоминания в литературе (продолжение)
Но местом, где поклонение белой коже исчисляется тысячелетиями, безусловно является Восточная Азия, и в первую очередь Япония. Одним из культурных символов этой страны остается мелово-белый макияж гейши. Там же, в Азии (а именно в Древнем Китае), первыми научились создавать искусственную бледность, не причиняя вред коже. Среди самых древних отбеливающих средств в истории человечества – безвредная рисовая пудра, которую получали, смалывая рисовое зерно в мелкую муку, и использовали в декоративных целях и в Китае, и в Японии. Об отбеливающем эффекте белого свинца в Древнем Китае тоже было известно. Но момент, когда
здесь начали пользоваться свинцовыми пигментами в косметических целях, точно определить сложно. Некоторые источники предполагают, что белила применяли еще в период Государства Шан (примерно с 1600 до 1046 г. до н. э.); частично такое мнение опирается на литературное упоминание пудры, изготовленной из запеченного свинца, частично – на вероятность того, что изготовлением свинцовых пигментов в Древнем Китае овладели так же давно, как и самим процессом извлечения металла из руды.
Объемная скульптура саков представлена реалистичными изображениями животных на культовых предметах. Чаши, жертвенные столы, курильницы выплавлены
из местной руды с примесью молибдена. Помимо литых изделий, нередко использовался камуфляж в виде фольги и тонких листов золота, покрывающих малоценную основу из дерева или бронзы. Таким образом создавалась иллюзия большой массы затраченного драгоценного металла. В искусстве кочевников Семиречья преобладала так называемая форсированная графика, то есть изображения, выполненные в низком рельефе. Признаком высокого мастерства служит наличие иконографических элементов – совокупности сюжетов, присущих какой-либо эпохе. Например, глаза, напряженная мускулатура, ребра показывались гравировкой или, в ассирийской манере, условными знаками: точками, запятыми, скобками, овалами.
Развитие ремесел в пору архаики определило открытие железа, а также изобретение способов его обработки. Эллинские мастера искусно ковали и паяли различные изделия, снабжая крестьян серпами и мотыгами, а воинов – острыми мечами. Греки добывали
так много железной руды, что металла с избытком хватало на собственные нужды и для продажи в соседние и дальние страны. Одновременно гончары успешно осваивали керамику, в чем постепенно превзошли восточных мастеров.
Начинается освоение цветных металлов. Отдельные украшения из меди появились очень рано. Трудно сказать, где впервые начали плавить руды или где впервые получили бронзу – сплав меди с другими металлами. Однако, когда было обнаружено, что
куски медной руды при сильном нагревании начинают плавиться, а при охлаждении вновь становятся твердыми, был открыт процесс выплавки металла. Новое свойство меди стали использовать для создания орудий с заранее обдуманной формой, то есть был изобретен литейный процесс. С освоением плавки меди возрос интерес к ней как к новому материалу для изготовления орудий труда, а не только украшений. Однако медь в самородках на поверхности земли встречается редко, поэтому стали разрабатывать окисленные медные руды, жилы которых выходили на поверхность.
Вопрос о том, откуда именно пошло применение меди и бронзы, давно занимает умы археологов. Наиболее развитые мировые цивилизации – шумеры, египтяне и вавилоняне – начиная с пятого тысячелетия до нашей эры использовали медь в чистом виде во все возрастающих количествах. Однако в Южном Ираке, Сирии и Египте не было достаточных природных запасов медной руды. Предполагается, что ее завозили с севера, из Армении. Этой проблемой специально занимались Генри Фрэнкфорт, В. Гордон Чайлд и У.Ф. Олбрайт, а также А.А. Ессен (Россия). Один из ведущих экспертов в области древних технологий, Р.Дж. Форбс, также отводит Армении центральное место в составленной им карте распространения металлургической техники. Другим регионом, являющимся еще
более старым источником меди для Древнего мира, была Бактрия в Центральной Азии (область современного Афганистана и Южной Туркмении). Отсюда происходит знаменитая анаусская культура (от местечка Анаус близ Ашхабада), где медь постоянно была в ходу уже с четвертого тысячелетия до нашей эры.
В таджикском поселке Гарм, что в долине Каратегина, автор услышал от таджика комсомольца Кудрата историю о том, как плавилась руда и получалось
железо по старинному способу искусными мастерами (усто) в малодоступной долине Вандж, затерянной в предгорьях Памира, и о других событиях, волновавших в те дни население этой пограничной местности.
Установлено, что при производстве кузнечных изделий из Пскова использовалось железо, получаемое из болотных руд. В большинстве случаев железо имеет обычную для феррита микротвердость – от 151 до 206 кг/мм2. Иногда встречается твердое (фосфористое) железо с микротвердостью феррита 236–350 кг/мм2. Целиком из
такого материала изготовлены три ножа и ножницы. У нескольких экземпляров ножей, изготовленных в наварных конструкциях, фосфористое железо составляло основу клинков.
Далее я должен упомянуть любопытный снаряд для пращи
из медной руды, который был проанализирован месье Дамуром из Лиона со следующими результатами:
Выломанную руду и выжженный в тех же окрестностях уголь лошадьми привозили к домницам, небольшим сыродутным горнам (такую домницу, в которую еще до революции горновые «посадили козла» и которую удалось взорвать только в 60-х гг., автор видел в детстве). Вынутые из горнов крицы, огромные ноздреватые слитки железа, смешанного со шлаком, проковывали на огромных, приводимых в движение водяным колесом молотах,
а затем полученное чистое железо обогащали углеродом в пудлинговых печах, разогревая его вместе с толченым углем и тем же шлаком. Простые, можно сказать, кустарные технологии, простое оборудование и масса тяжелого ручного труда. В ХХ в. эти технологии заменились мартеновским процессом.
В
природе золото находится в рассеянном состоянии в горных породах – рудах или россыпях в виде вкраплений порядка 100 мкм и мельче. Встречаются самородки массой до нескольких килограммов.
8) Образцы простейших камней: гранит, кремень, слюда, известняк, песчаник, глинистый сланец, плитняк, туф, мрамор.
Образцы некоторых руд: болотная руда, серный колчедан, медная руда и проч. Образцы металлов: железо, медь, свинец, олово, цинк, ртуть и проч. Образцы жести, бронзы и других металлических смесей. Киноварь, железный и медный купорос (последний ядовит, и не следует давать его в руки детям и самому должно обмывать руки после показывания), негашеная известь, мел, гипс, каменная соль, сера, селитра, квасцы, поташ, сода. Торф, каменный уголь, кокс, графит, шифер. Некоторые окаменелости.