Связанные понятия
Ги́те́рн , гите́рна (фр. guiterne, лат. quitarra, quinterna, ghiterna, нем. Quintern, англ. gittern) — струнный щипковый инструмент, был распространён в позднесредневековой Европе.
Фиде́ль (нем. Fiedel, Fidel; англ. vielle; фр. viele, vielle; лат. viela, viella виела) — обозначение группы струнных смычковых инструментов, широко распространённых в средневековой Европе.
Бомбарда (итал. bombarda, от лат. bombus — громовой звук, лат. ardere — гореть) — большой басовый музыкальный инструмент из семейства деревянных язычковых, предок фагота. Широко используется для воспроизведения традиционной бретонской музыки. Имеет вид прямой конической трубки, имеющей 7—9 игровых отверстий и воронкообразный раструб. Звукоряд — диатонический, тембр — грубый, невыразительный.
Колокола ́ (партитурное обозначение — Campane tubolari, Оркестровые колокола; нем. Röhrenglocken, англ. tubular bell) — ударный инструмент симфонического оркестра (идиофон).
Струна ́ (от ст.‑слав. строуна — жила) — деталь струнных музыкальных инструментов, служащая первоисточником звуковых колебаний и, соответственно, самого звука. Представляет собой длинный отрезок гибкого материала, находящийся в натянутом состоянии, благодаря чему может свободно колебаться. Струны могут быть «голыми» (состоящими из сплошного куска материала, например из жил или кишок животных, стали, нейлона), а могут иметь сердечник, или керн, из одного материала, обмотанный другим материалом для...
Музыкальная подвеска (разг. ветерок) — связка мелких предметов, издающих перезвон при дуновении ветра, широко используемая в ландшафтном дизайне, особенно при украшении крылец, веранд, террас, навесов и т. д., примыкающих к дому. Используется и как музыкальный инструмент.
Серпент (фр. serpent — змея) — старинный духовой музыкальный инструмент, предок нескольких современных духовых инструментов. Известен с XVI века. Своё название получил благодаря змеевидной изогнутой форме.
Портати́в , орга́н-портати́в (нем. Portativ, фр. orgue portatif; от лат. portare «носить», итал. organetto) — миниатюрный переносной орган, получивший распространение в Европе в XII—XV вв.
Критская лира (греч. Λύρα ~ Lūrā, лат. Lira) — грушевидный трехструнный смычковый музыкальный инструмент, распространенный преимущественно на Крите и на других островах Додеканес у и Эгейского архипелага в Греции. Критская лира является популярной формой византийской лиры, которая является предком европейских смычковых инструментов.
Скордатура (итал. scordatura) — перестройка инструмента, в особенности скрипки, для облегчения исполнения трудных пассажей (флажолетов, некоторых видов аккордов и интервалов), изменения диапазона инструмента, его тембра и силы звука. Скордатурой можно назвать и замену кларнета одного строя кларнетом другого.
Малый кларнет или кларнет-пикколо (итал. clarinetto piccolo, фр. petite clarinette, нем. kleine Klarinette) — деревянный духовой музыкальный инструмент, разновидность кларнета. Инструмент имеет такое же устройство, что и обычный кларнет, но меньшие размеры, отчего звучит выше. Тембр малого кларнета резковатый, несколько крикливый (особенно в верхнем регистре). Как и большинство других инструментов семейства кларнетов, малый кларнет является транспонирующим и применяется в основном в строе ми-бемоль...
Юэцинь (кит. 月琴, пиньинь: Yuèqín) — традиционный китайский струнный щипковый музыкальный инструмент, использующийся как самостоятельно, так и в качестве аккомпанемента в пекинской опере и для танцевальных песен. Также используются названия: Лунная лютня, Лунная гитара, Китайская лютня.
Па́ртия («голос») — в многоголосом музыкальном произведении «линия», часть партитуры, исполняемая определённым музыкальным инструментом (например, «партия скрипки»), певческим голосом («партия меццо-сопрано») или группой однотипных инструментов, голосов («партия вторых скрипок»).
Йоухи́кко («смычковое кантеле») (карел. jouhikko, фин. jouhikas) — финский и карельский традиционный смычковый инструмент.
Инве́нция (от лат. inventio находка; изобретение, в позднелат. значении — выдумка) — небольшие двух- и трёхголосные пьесы полифонического склада, написанные в различных видах полифонической техники: в виде имитации, канона, простого и сложного контрапункта. ) для своих учеников как приготовительные упражнения перед фугой для достижения полной самостоятельности пальцев и развития способности к исполнению сложной полифонической музыки на клавесине. Название для своих пьес композитор подобрал точно...
Искусственный флажолет (сокращённо ИФ) — приём игры на музыкальном инструменте, заключающийся в извлечении звука — обертона. Отличие искусственного флажолета от натурального флажолета (который исполняется путём частичного прижатия, касания, открытой струны в точке её деления на 2, 3, 4, 6 и так далее части) в том, что искусственный извлекается не на открытой струне, а уже на укороченной, прижатой пальцем струне.
Цзинху (кит. 京胡, пиньинь: Jīnghú) — традиционный китайский струнный музыкальный инструмент, использующийся как аккомпанемент в пекинской опере. Также иногда используется название — Пекинская скрипка.
Доминантовый лад в русском учении о гармонии — особая разновидность переменного лада. Доминантовый лад характеризуется двойственностью главного устоя — мажорная тоника доминантового лада (в зависимости от того или иного контекста, в конкретном музыкальном сочинении) слышится и как доминанта минорного лада с тоникой, лежащей квартой выше. По классификации Ю.Н. Холопова тональность доминантового лада относится к разновидности «многозначных».
Ритурне́ль (фр. ritournelle, итал. ritornello, от ritorno — «возвращение») — инструментальное вступление, интермедия или завершающий раздел в вокальном произведении или танце.
Форшла́г (нем. Vorschlag, от vor — «перед» и Schlag — «удар») — мелодическое украшение, состоящее из одного или нескольких звуков, предшествующих какому-либо звуку мелодии, и исполняющееся за счёт длительности последующего звука (как правило). Форшлаг обозначается мелкой нотой, записанной перед основной. Различают короткий и длинный форшлаг.
Хитирики (яп. 篳篥) — традиционный старинный (VIII в.) духовой японский инструмент, из группы гобоев, широко представленный в классической японской музыке. Несмотря на свою миниатюрность, хитирики воспроизводит насыщенный и громкий звук. Обычно изготавливается из бамбука. Диапазон — одна октава.
Двойные ноты (итал. doppia corda, нем. Doppelgriff, англ. double stop) — приём игры на струнных смычковых инструментах, суть которого сводится к одновременному взятию двух, трех или четырёх звуков на разных струнах в одновременности. Двойные ноты наиболее интенсивно применялись в эпоху барокко (Б. Марини, Г.И.Ф. фон Бибер, А. Корелли, И.С. Бах и многие др. композиторы), их применение нередко было связано с использованием скордатуры. Начиная со второй половины XIX века применение двойных нот является...
Поголо́сник (англ. partbook, нем. Stimmbuch) — книга, содержащая одну (нотированную) партию многоголосного музыкального сочинения.
Балалайка-контрабас — самый большой по размерам, а по динамике самый мощный и низкий по тону музыкальный инструмент семейства балалаек. Она выполняет основную басовую функцию по обеспечению основы звучания ансамбля или оркестра русских народных инструментов.
Кифа́ра (др.-греч. κιθάρα, лат. cithara) — древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент; самая важная в античности разновидность лиры.
Офиклеи́д (фр. ophicléide, от греч. ὄφις «змея» и греч. κλείς «засов, ключ») — медный духовой музыкальный инструмент из семейства клаппенгорнов (бюгельгорнов с клапанами), внешне напоминающий фагот. Ныне вышел из употребления.
Тимпа́н (греч. τύμπανον, лат. tympanum) — древний ударный музыкальный инструмент-мембранофон, рамный барабан, близкий бубну и тамбурину.
Статья с другим значением: Мелодика (теория музыки)Мело́дика (нем. Melodica) — язычковый музыкальный инструмент семейства гармоник. Подача воздуха на язычки осуществляется путём его выдыхания в мундштучный канал. Управление звуками производят клавиатурой фортепианного типа (26—36 клавиш). По классификации А. Мирека мелодика относится к разновидности губных гармоник с клавиатурой.
Подробнее: Мелодика
Позити́в , орга́н-позити́в (нем. Positiv, фр. orgue positif, от лат. ponere ставить, размещать) — небольшой передвижной орган, получивший распространение в Европе в XIV—XVI вв.
Ребе́к (франц. rebec, лат. rebeca, rubeba; восходит к араб. rabāb) — старинный смычковый струнный инструмент, повлиявший на формирование инструментов всего скрипичного семейства. Происхождение точно неизвестно, возможно в позднем средневековье в Испанию ребек занесли арабы (ср. Ребаб), либо арабы познакомились с ним уже после покорения Испании. Получил широкое распространение в музыкальной практике западной Европы в XIII и XIV веках.
Тру́мша́йт (нем. Trumscheit, итал. tromba marina) — старинный струнный смычковый инструмент, по существу монохорд с резонатором. Известен в западной Европе с XV века, был распространён (в различных модификациях) до середины XVIII века.
Ка́чча (итал. caccia охота) — поэтическая и музыкальная форма в Италии XIV — начала XV веков, один из наиболее характерных жанров светской музыки периода Ars nova.
Партита (итал. partita, буквально — разделённая на части) — форма музыкального произведения.
Димину́ция (лат. diminutio — уменьшение) — техника ритмической композиции и приём орнаментики в старинной музыке.
Артикуля́ция (от лат. articulo — расчленяю, членораздельно произношу) — способ исполнения последовательного ряда звуков при игре на музыкальном инструменте или при пении вокальных партий.
Морде́нт (итал. mordente, букв. — кусающий, острый) — мелодическое украшение, означающее чередование основного звука со вспомогательным. Все морденты исполняются за счёт длительности основной ноты.
Вио́ль д’аму́р, вио́ла д’амо́ре, вио́ла д’аму́р (итал. Viola d'amore — буквально «виола любви», фр. Viole d'amour) — струнный смычковый музыкальный инструмент эпохи барокко и раннего классицизма. Широко использовалась с конца XVII до начала XIX века, затем уступила место альту и виолончели. Интерес к виоле д’амур возродился в начале XX века.
Подробнее: Виоль д’амур
Чаранго (charango) — щипковый струнный музыкальный инструмент из семейства лютневых, распространённый в Андском регионе Латинской Америки. Инструмент обычно имеет 5 сдвоенных струн, хотя есть и другие разновидности. Звукоизвлечение производится плектром. Задняя дека традиционно изготавливается из панциря броненосца.
Экме́лика (от др.-греч. ἐκμελής — неблагозвучный, нестройный) — интервальный род, включающий звуки неопределённой, нефиксированной высоты.
А́вло́с (греч. αὐλός, лат. aulos) — древнегреческий духовой музыкальный инструмент, предположительно с двумя видами тростей: одинарной или двойной. Сам авлос бывает одинарным и двойным. Конструктивно напоминает современный гобой.
Португальская гитара (порт. guitarra portuguesa) — струнный щипковый музыкальный инструмент из семейства цистр (а не гитар, как можно было бы предположить по названию). Содержит 10-12 стальных струн, объединённых в двухструнные хоры. Типичная настройка (начиная с первой, самой высокой по тону струны): g, e, c, G, E, C. Существуют и другие настройки: «лиссабонская» (h, a, e, H, A, D) и «коимбрская» (a, g, d, A, G, C). Происхождение португальской гитары большинство исследователей связывают с английской...
Хора́льная прелю́дия — короткое литургическое музыкальное произведение для органа, основанное на мотиве хорала. Эта музыкальная форма была очень распространена в творчестве немецких композиторов эпохи Барокко, а расцвет жанра пришёлся на творчество И. С. Баха, написавшего 46 хоральных прелюдий (и одну незаконченную), объединённых в цикл «Органная тетрадь».
Тье́нто (исп. tiento, порт. tento, от исп. tentar нащупывать, испытывать, пробовать) — жанр инструментальной музыки в эпоху Ренессанса в Испании и Португалии.
Тутек , или тутэк (азерб. Tütək) — таджикский, армянский, азербайджанский, горских евреев татов (под названием тютяк) духовой музыкальный инструмент флейтового типа, распространённый с древних времён, главным образом, среди пастухов. Представляет собой трубку с 6—7-ю игровыми отверстиями. В Азербайджане разновидности тутека большого и малого размеров используются, преимущественно, в качестве солирующих инструментов в составах ансамблей и оркестров народных инструментов.
Мембранофон — музыкальный инструмент, в котором элементом, издающим звук, является натянутая мембрана.
Шалюмо ́ (фр. chalumeau, от греч. κάλαμος — «тростник») — деревянный духовой музыкальный инструмент эпохи Средневековья, барокко и раннего классицизма. Считается предшественником современного кларнета.
Саксго́рны — общее название группы медных духовых музыкальных инструментов с широкой мензурой, сконструированных Адольфом Саксом в 1845 году на основе бюгельгорнов. Это хроматические инструменты овальной формы, у которых трубка постепенно расширяется от мундштука к раструбу (в отличие от традиционных медных духовых, имеющих в основном цилиндрическую трубку).
Бубене́ц (уменьшительная форма бубе́нчик) — ударный музыкальный инструмент, который является небольшой металлической погремушкой (колокольчиком), представляющей собой полый шарик с маленьким цельным шариком (несколькими шариками) внутри. Для внутреннего шумящего наполнения бубенца могут служить также мелкие камешки.