Связанные понятия
Юэцинь (кит. 月琴, пиньинь: Yuèqín) — традиционный китайский струнный щипковый музыкальный инструмент, использующийся как самостоятельно, так и в качестве аккомпанемента в пекинской опере и для танцевальных песен. Также используются названия: Лунная лютня, Лунная гитара, Китайская лютня.
Цзинху (кит. 京胡, пиньинь: Jīnghú) — традиционный китайский струнный музыкальный инструмент, использующийся как аккомпанемент в пекинской опере. Также иногда используется название — Пекинская скрипка.
Гучжэн (кит. упр. 古筝, пиньинь: guzheng) — традиционный китайский инструмент. Принадлежит к семейству цитры, родственен кото и цисяньцинь. От последнего отличается количеством струн и конструкцией струнодержателя.
Хитирики (яп. 篳篥) — традиционный старинный (VIII в.) духовой японский инструмент, из группы гобоев, широко представленный в классической японской музыке. Несмотря на свою миниатюрность, хитирики воспроизводит насыщенный и громкий звук. Обычно изготавливается из бамбука. Диапазон — одна октава.
Хуци́нь (кит. 胡琴, пиньинь: húqin) — китайский струнный смычковый музыкальный инструмент, род скрипки.
Каягы́м (кор. 가야금) — корейский многострунный щипковый музыкальный инструмент. Один из самых распространённых в Корее струнных инструментов. Появление каягыма в Корее датируется VI веком: после завоевания государством Силла племенного союза Кая местный музыкант У Рык адаптировал китайский гучжэн и написал для него несколько пьес.
Эрху (кит. 二胡) — старинный китайский струнный смычковый инструмент, оригинальная двуструнная скрипка с металлическими струнами. Тетиву смычка во время игры музыкант натягивает пальцами правой руки, а сам смычок закреплен между двумя струнами, составляя с эрху единое целое. При игре пальцами левой руки используется поперечное вибрато, когда струна как будто бы продавливается вниз — чему способствует сама конструкция круглого грифа, над которым укреплены струны. Связанный со струнами смычок довольно...
Кокю (яп. 胡弓 кокю:) — традиционный японский трёхструнный смычковый музыкальный инструмент. Кокю появился в Японии; вероятно, он эволюционировал из сямисэна под влиянием европейского ребека. Сочетание сямисэна и кокю используется в народной и камерной японской музыке; в театрах кабуки, бунраку кокю применяется для создания печального настроения.
Пи́па ́ (кит. упр. 琵琶, пиньинь: pípá) — китайский 4-струнный щипковый музыкальный инструмент типа лютни. Один из самых распространённых и известных китайских музыкальных инструментов. Первые упоминания пипы в литературе относятся к III веку, первые изображения — к V веку. Однако прототипы пипа бытовали в Китае уже в конце III века до н. э. Название «пипа» связано со способом игры на инструменте: «пи» означает движение пальцев вниз по струнам, а «па» — обратное движение вверх.
Оркестр пекинской оперы , Вэньучан (кит. трад. 文武場, упр. 文武场, пиньинь: Wénwǔ Cháng), сопровождает выступление артистов в пекинской опере. Аккомпанирует пению струнная и духовая часть оркестра; сцены битв, пантомиму и акробатику сопровождают ударные инструменты.
Цисяньци́нь (кит. 七絃琴, ци «семь», сянь «струны», цинь «~струнный инструмент~»), также называют гуцинь (gǔqín 古琴) — китайский 7-струнный щипковый музыкальный инструмент, разновидность цитры (см. также цинь).
Сансин (яп. 三線, «три струны») — безладовый струнный щипковый инструмент с длинным грифом и корпусом, обтянутым змеиной кожей. Распространён на архипелаге Рюкю.
Гуань (кит. упр. 管, пиньинь: guǎn) — китайский духовой язычковый инструмент, род гобоя. Инструмент состоит из цилиндрического ствола с 8 или 9 игровыми отверстиями. На севере Китая изготавливается из дерева, на юге — иногда также из тростника или бамбука. В канал гуань вставляется двойная камышовая трость, в узкой части перевязанная проволокой. На оба конца инструмента, а иногда и между игровыми отверстиями надеваются оловянные или медные кольца. Общая длина гуань колеблется от 200 до 450 мм; самые...
Шэн (кит. упр. 笙, пиньинь: shēng) — губной орга́н, один из древнейших музыкальных инструментов Китая. Японский аналог шэна — сё.
Цудзуми (яп. 鼓) — японский малый барабан китайско-индийского происхождения, относится к семейству симэ-дайко (яп. 締め太鼓), барабанов, настраиваемых шнуром. Его корпус делают в виде песочных часов с двумя мембранами, через обод от одной мембраны к другой пропускают шнур (яп. 調緒 сирабэо), которым можно регулировать её натяжение. Корпус инструмента обычно изготовляют из вишнёвой древесины и покрывают лаком, мембраны производят из лошадиной кожи. Музыкант может менять высоту звука прямо во время представления...
Сяо (кит. трад. 簫, упр. 箫, пиньинь: xiāo), дунсяо — традиционный китайский деревянный духовой музыкальный инструмент, открытая продольная бамбуковая флейта с закрытым нижним торцом. Используется как сольный и ансамблевый инструмент.
Куньцюй (кит. упр. 崑曲, пиньинь: Kūnqǔ), Куньшаньская опера — старейшая из дошедших до наших дней разновидностей китайской оперы (классической музыкальной драмы).
Гагаку (яп. 雅楽, букв. «изысканная музыка») — жанр японской классической музыки. Гагаку зародился в средневековой Японии (период Нара), обрёл становление в эпоху Хэйан, и был популярен при императорских дворах на протяжении нескольких веков. Принято разделять гагаку на три составляющих: собственно исконно японскую синтоистскую религиозную музыку и народные песни — саибара, комагаку (корейскую традицию) и тогаку — танскую традицию Китая.
Би́ва (яп. 琵琶) — японский струнный щипковый музыкальный инструмент. Бива появилась в результате адаптации китайского инструмента пипа, привезённого в Японию не позже VIII века. Самые распространённые виды бивы — сацума-бива и тикудзэн-бива.
Сара́нги (хинди सारंगी sārangī IAST) — индийский струнный смычковый инструмент лютневого типа. По индийской традиции классифицируется как инструмент группы тата-вадья; распространён в практике классического музицирования традиции хиндустани (в северных районах Индии, Пакистане, Непале); имеет также ряд региональных традиционных разновидностей.
Дан бау (вьетн. đàn bầu, đàn — инструмент, bầu — тыква) — вьетнамский щипковый монохорд.
Сарод — безладовый струнно-щипковый музыкальный инструмент из семейства лютневых, преимущественно используемый для исполнения индийской классической музыки. Наряду с ситаром, является наиболее популярным и известным музыкальным инструментом в музыке Хиндустани. Характеризуется глубоким, плотным, медитативным звучанием, насыщенным призвуками от симпатических струн (дживари).
Чаранго (charango) — щипковый струнный музыкальный инструмент из семейства лютневых, распространённый в Андском регионе Латинской Америки. Инструмент обычно имеет 5 сдвоенных струн, хотя есть и другие разновидности. Звукоизвлечение производится плектром. Задняя дека традиционно изготавливается из панциря броненосца.
Струна ́ (от ст.‑слав. строуна — жила) — деталь струнных музыкальных инструментов, служащая первоисточником звуковых колебаний и, соответственно, самого звука. Представляет собой длинный отрезок гибкого материала, находящийся в натянутом состоянии, благодаря чему может свободно колебаться. Струны могут быть «голыми» (состоящими из сплошного куска материала, например из жил или кишок животных, стали, нейлона), а могут иметь сердечник, или керн, из одного материала, обмотанный другим материалом для...
Тутек , или тутэк (азерб. Tütək) — таджикский, армянский, азербайджанский, горских евреев татов (под названием тютяк) духовой музыкальный инструмент флейтового типа, распространённый с древних времён, главным образом, среди пастухов. Представляет собой трубку с 6—7-ю игровыми отверстиями. В Азербайджане разновидности тутека большого и малого размеров используются, преимущественно, в качестве солирующих инструментов в составах ансамблей и оркестров народных инструментов.
Мембранофон — музыкальный инструмент, в котором элементом, издающим звук, является натянутая мембрана.
Йоухи́кко («смычковое кантеле») (карел. jouhikko, фин. jouhikas) — финский и карельский традиционный смычковый инструмент.
Ги́те́рн , гите́рна (фр. guiterne, лат. quitarra, quinterna, ghiterna, нем. Quintern, англ. gittern) — струнный щипковый инструмент, был распространён в позднесредневековой Европе.
Шэн (кит. 生, пиньинь: shēng) — главное мужское амплуа в китайской опере, чаще всего представляет достойных и порядочных персонажей. В современном театре включает также роли, которые ранее были характерны для утратившего самостоятельность амплуа мо.
Серпент (фр. serpent — змея) — старинный духовой музыкальный инструмент, предок нескольких современных духовых инструментов. Известен с XVI века. Своё название получил благодаря змеевидной изогнутой форме.
Передувание — извлечение звуков натурального звукоряда на духовых музыкальных инструментах, достигаемое изменением амбушюра и скорости подачи воздушной струи. Натуральный звукоряд состоит из гармоник. Основной извлекаемый тон называется первой гармоникой. Передуванием получают гармоники выше основного тона. Вторая и последующие гармоники образуются делением воздушного столба на равные части (2, 3, 4 и т. д.).
Форшла́г (нем. Vorschlag, от vor — «перед» и Schlag — «удар») — мелодическое украшение, состоящее из одного или нескольких звуков, предшествующих какому-либо звуку мелодии, и исполняющееся за счёт длительности последующего звука (как правило). Форшлаг обозначается мелкой нотой, записанной перед основной. Различают короткий и длинный форшлаг.
Ке́на (кечуа quena-quena) — открытая продольная флейта. Традиционный инструмент индейцев в горных районах Южной Америки (Перу, Боливия, север Чили, север и северо-запад Аргентины, Эквадор, Колумбия, Венесуэла, Гвиана).
Гуи́ро (исп. güiro) — латиноамериканский музыкальный инструмент, первоначально изготовлявшийся из плодов горлянкового дерева, известного на Кубе и в Пуэрто-Рико под названием «игуэ́ро» (исп. higüero, лат. Crescentia cujete), с нанесёнными на поверхность засечками. Современные гуиро часто имеют вид металлической трубки с насечками либо деревянной рифлёной дощечки. Играющий на гуиро музыкант (обычно — певец) водит по нему скребком пуа (pua), извлекая характерный стрекочущий звук. Слово «гуиро» происходит...
Саунг (бирм. စောင်းကောက်; саун гау) — дуговая арфа, распространённая на территории Мьянмы. Считается самым престижным инструментом страны и ассоциируется с придворным камерным ансамблем. Последняя сохранившаяся в Юго-Восточной Азии арфа.
Тайко — семейство барабанов, используемых в Японии. Тайко (яп. 太鼓) обозначает «большой барабан».
Щелевой барабан — ударный музыкальный и сигнальный инструмент, распространённый в азиатской, африканской, северо- и южноамериканской, а также океанийской музыкальных традициях; изготовляется из ствола дерева или бамбука путём проделывания одного или нескольких длинных отверстий на корпусе и выдалбливания либо выжигания сердцевины при необходимости.
Струнные щипковые музыкальные инструменты — группа струнных музыкальных инструментов, источником звука которых являются натянутые струны, а звукоизвлечение осуществляется защипыванием струн пальцами, плектром или другим приспособлением.
Ци́тра (нем. Zither) — струнный щипковый музыкальный инструмент, получивший наибольшее распространение в Австрии и Германии в XVIII веке. Имеет плоский деревянный корпус неправильной формы, поверх которого натянуто от 17 до 45 струн (в зависимости от размера инструмента). Несколько ближайших к исполнителю струн (обычно 4—5), натянутых над грифом с металлическими ладами, защипываются надетым на большой палец правой руки плектром, на них играется мелодия. Оставшиеся струны служат для аккордового сопровождения...
Стальной барабан (англ. steelpan) — ударный инструмент с определённой высотой звука. Используется в афрокарибской музыке таких направлений как калипсо и ска. Изобретен в 1930-е гг., некоторые источники считают стальной барабан единственным неэлектронным музыкальным инструментом, изобретенным в XX веке.
Бомбарда (итал. bombarda, от лат. bombus — громовой звук, лат. ardere — гореть) — большой басовый музыкальный инструмент из семейства деревянных язычковых, предок фагота. Широко используется для воспроизведения традиционной бретонской музыки. Имеет вид прямой конической трубки, имеющей 7—9 игровых отверстий и воронкообразный раструб. Звукоряд — диатонический, тембр — грубый, невыразительный.
Китайская опера (кит. трад. 中國戲曲, упр. 中国戏曲, пиньинь: Zhōngguó xìqǔ, палл.: Чжунго сицюй) — вид музыки, соединяющий в себе драму и мюзикл, очень популярный в Китае, где корни оперы восходят к III веку н. э..
Балалайка-контрабас — самый большой по размерам, а по динамике самый мощный и низкий по тону музыкальный инструмент семейства балалаек. Она выполняет основную басовую функцию по обеспечению основы звучания ансамбля или оркестра русских народных инструментов.
Автоа́рфа (англ. autoharp) — струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет аккордовые бруски с демпферами, которые при нажатии глушат все струны, не входящие в желаемый аккорд. Хотя инструмент называется автоарфой, на самом деле это совсем не арфа, а аккордовая цитра.
Фиде́ль (нем. Fiedel, Fidel; англ. vielle; фр. viele, vielle; лат. viela, viella виела) — обозначение группы струнных смычковых инструментов, широко распространённых в средневековой Европе.
Музыкальная подвеска (разг. ветерок) — связка мелких предметов, издающих перезвон при дуновении ветра, широко используемая в ландшафтном дизайне, особенно при украшении крылец, веранд, террас, навесов и т. д., примыкающих к дому. Используется и как музыкальный инструмент.
Дульцимер — струнный инструмент, родственный цитре. Чаще всего имеет 3-4 струны, гриф поделен на лады. Известен примерно с 1900 года, появился в районе Аппалачских гор в Северной Америке.
Колокола ́ (партитурное обозначение — Campane tubolari, Оркестровые колокола; нем. Röhrenglocken, англ. tubular bell) — ударный инструмент симфонического оркестра (идиофон).
Искусственный флажолет (сокращённо ИФ) — приём игры на музыкальном инструменте, заключающийся в извлечении звука — обертона. Отличие искусственного флажолета от натурального флажолета (который исполняется путём частичного прижатия, касания, открытой струны в точке её деления на 2, 3, 4, 6 и так далее части) в том, что искусственный извлекается не на открытой струне, а уже на укороченной, прижатой пальцем струне.
Дзёрури (яп. 浄瑠璃 дзё:рури) — возникший в Японии особый жанр драматической ритмованной прозы, предназначенной специально для речитативного пения. Изначально дзёрури исполняли под биву, но к концу XVI века её вытеснил сямисэн.