Связанные понятия
Ремонтопригодность — свойство объекта техники, характеризующее его приспособленность к восстановлению работоспособного состояния после отказа или повреждения.
Холостой ход — режим работы какого-либо устройства, обычно источника механической или электрической энергии, при отключенной нагрузке.
Удельная мощность — отношение вырабатываемой или потребляемой устройством мощности к другому конструктивному показателю (обычно массе или объёму).
Бензи́новые электроста́нции — компактные автономные силовые установки для производства электрической энергии. Используются в качестве основного или резервного источника электроснабжения. Виды генераторов...
Подробнее: Бензиновая электростанция
Моторесурс — один из основных технических параметров, с помощью которого даётся оценка долговечности двигателя, машины или транспортного средства. Под моторесурсом, как правило, понимается объём наработки техники до состояния, при котором её дальнейшая эксплуатация невозможна либо связана с нарушением требований технической безопасности или недопустимым снижением эффективности работы.
Упоминания в литературе
В результате реализации алгоритма выполнения технологических операций формируются в виде кусочно-линейных функций траектории состояний отдельных
агрегатов и подсистем во времени. Характеристиками состояний являются наработка, составляющие баланса времени агрегатов и остаточный ресурс безотказной работы агрегатов.
Из производителей, которые выпускают четырехтактные двигатели, внимания заслуживают Briggs&Stratton (США) и Honda (Япония). Для ежедневной восьмичасовой
работы производятся профессиональные двигатели, для которых характерны верхнее расположение клапанов, система автоматической остановки в связи с падением уровня масла и значительный запас прочности с наработкой на отказ до 4000 часов. Несколько большим ресурсом отличаются V-образные двухцилиндровые двигатели, предназначенные для генераторных установок мощностью от 9 до 15 кВА (это максимальная мощность для бензиновых генераторных установок).
Специалистами было установлено, что для эксплуатации иномарки в течение 3–4 лет ее остаточный ресурс должен быть не менее 100 000 км. Поэтому не имеет смысла приобретать автомобиль с пробегом 150 000 км, если
общий ресурс двигателя составляет, например, 180 000 км. Следует отметить, что ресурс большинства иномарок достигает или превышает 200 000 км пробега. Общий ресурс дизельных автомобилей существенно выше ресурса бензиновых и в отдельных случаях достигает 1 000 000 км пробега.
При выполнении всех этих мероприятий удается устранить ряд недостатков, заложенных в двигатель на стадии производства, и при сохранении его ресурса и ремонтопригодности существенно увеличить мощность за счет внесения конструктивных
изменений, разработанных для двигателей спортивных автомобилей.
В зависимости от условий
эксплуатации необходимость ремонта двигателя может возникнуть и после 50, и после 100, и после 200 тыс. км пробега – многое зависит от условий эксплуатации и качества обслуживания. Следует помнить, что обещанный заводом срок пробега до капитального ремонта двигателя рассчитывается для средней нагрузки в эксплуатации. Средняя же нагрузка «Жигулей» – всего около 200 кг, включая вес водителя, пассажиров и груза. Если автомобиль большую часть времени эксплуатируется с полной нагрузкой (400 кг), пробег до капитального ремонта будет вдвое меньше. Если же двигатель работает на пределе возможностей из-за высоких скоростей движения, бездорожья или излишних грузов, капитальный ремонт может требоваться часто. Вспомните спортивные автомобили – их ремонтируют почти перед каждыми соревнованиями, так как они исчерпывают ресурс на предыдущих гонках и на тренировках.
Связанные понятия (продолжение)
Удельный расход топлива — отношение расхода топлива (на единицу расстояния или времени) к мощности или к тяге. Используется как характеристика топливной эффективности двигателей а также транспортных средств в грузопассажирских перевозках. Единица измерения удельного расхода топлива зависит от выбора единиц для параметров, входящих в определение (объём или масса топлива, расстояние или время, мощность или тяга). Например: удельный расход топлива — 166 г/(л.с.·ч), удельный расход топлива на крейсерском...
Аварийная авиационная турбина (англ. ram air turbine, RAT) — небольшой пропеллер с электрическим генератором и/или гидравлическим насосом, предназначенный для аварийного электропитания самолётов и поддержания давления в гидравлической системе бустерного управления.
Тяговооружённость — отношение тяги к весу, точнее - к силе тяжести. Различают тяговооружённость как двигателя, так и летательного аппарата, во втором случае соотносят тягу от всех двигателей. Для транспортных средств, отличных от летательного аппарата и не использующих реактивные движители, корректней применять термин энерговооружённость, который носит более общую природу.
«Соплово́й наса́док » («СН») — выдвигаемая часть сопла реактивного или ракетного двигателя, предназначенная для увеличения его эффективности в разреженных слоях атмосферы или в вакууме. Сопловые насадки могут использоваться как на жидкостных ракетных двигателях (ЖРД), так и на твердотопливных и гибридных.
Топливная аппаратура это общее название систем, снабжающих двигатель топливом. Топливная аппаратура является неотъемлемой частью автомобиля, как с бензиновым так и с дизельным двигателем. Часть механизмов топливной аппаратуры крепится непосредственно к двигателю.
Автомобильный двигатель — двигатель, который преобразует энергию какого-либо рода в механическую работу, необходимую для приведения автомобиля в движение.
Форсажная камера (форкамера или ФК) — камера сгорания в турбореактивном двигателе, расположенная за его турбиной.
Система кондиционирования воздуха (СКВ) — одна из бортовых систем жизнеобеспечения. СКВ предназначена для поддержания давления и температуры воздуха в гермокабине летательного аппарата на уровне, обеспечивающем нормальную жизнедеятельность экипажа и пассажиров. Герметичность кабин обеспечивается их конструктивным исполнением, наличием уплотнений на дверях и люках, а также постоянным наддувом от СКВ.
Энерговооружённость транспортного средства — отношение мощности двигательной установки к массе транспотного средства (синоним удельная мощность). Может иметь размерность Вт/кг, л.с./кг и т.п. Как правило, чем выше энерговооруженность — тем выше скорость и маневренность транспортного средства. Для летательных аппаратов выделяют характеристику тяговооружённость.
Управление вектором тяги (УВТ) реактивного двигателя — отклонение реактивной струи двигателя от направления, соответствующего крейсерскому режиму.
Центробежный регулятор — механизм, реализующий отрицательную обратную связь для регулировки скорости вращения в машинах разнообразных принципов действия и назначения.
Взлётный режим — режим работы авиационного двигателя, обеспечивающий максимальную мощность и тяговое усилие. Взлётный режим характеризуется максимальным значением механических и тепловых нагрузок на двигатель, отчего его применение строго лимитировано, в отличие от номинального режима, близкого к взлётному, но допустимого в течение длительного времени.
Габари́т (фр. gabarit) — предельное очертание предмета или просвета между частями сооружений.
Привод : В механике При́вод (он же силовой привод) — совокупность устройств, предназначенных для приведения в действие машин и механизмов. Является тем, что выполняет работу по превращению одного типа энергии в другой и передаёт эту энергию исполнительному механизму. То, что приводит исполнительный механизм в движение, представляет собой своего рода «вставку» между приводным двигателем и нагрузкой (машиной или механизмом, движителем) и выполняет те же функции, что и механическая передача. Подсистемы...
Стартовый двигатель (английский язык — launch motor, сокращённо — launcher, возможны варианты названия в зависимости от конкретной разновидности, см. разновидности) — элемент силовой (двигательной) установки ракеты, летательного аппарата, реактивного снаряда или боевого припаса, использующего реактивный принцип движения (далее — ракета), предназначенный для приведения ракеты в движение из состояния готовности к пуску, придания ей необходимого ускорения и разгона до требуемой скорости, вместе с другими...
«Цикл с фазовым переходом» (ЦФП, англ. Expander cycle) — безгенераторная схема работы жидкостного ракетного двигателя (ЖРД), которая предназначена для увеличения эффективности топливного цикла. При схеме ЦФП топливо нагревается до его сжигания, обычно используя ту часть теряемого тепла главной камеры сгорания, которое идет на обогрев стенок камеры, и претерпевает фазовый переход. Полученная за счет превращения топлива в газ разность давления используется для подачи топливных компонентов, сохранения...
Тяга (англ. thrust) — сила, которая вырабатывается двигателями и толкает самолёт сквозь воздушную среду. Тяге противостоит лобовое сопротивление. В установившемся прямолинейном горизонтальном полёте они приблизительно равны. Если пилот увеличивает тягу, добавляя обороты двигателей, и сохраняет постоянную высоту, тяга превосходит сопротивление воздуха. Самолёт при этом ускоряется. Довольно быстро сопротивление увеличивается и вновь уравнивает тягу. Самолёт стабилизируется на постоянной, но более высокой...
Сжатый воздух — воздух, который находится под давлением, превышающим атмосферное.
Сверхзвуковая крейсерская скорость , или Суперкрейсерская скорость (калька англ. cruise speed, англ. supercruise) — сверхзвуковая скорость движения воздушного судна на крейсерском режиме полёта.
Электростартер — электрический двигатель, служащий для запуска двигателя внутреннего сгорания.
Технологичность — это одна из комплексных характеристик технического устройства (изделие, устройство, прибор, аппарат), которая выражает удобство его производства, ремонтопригодность и эксплуатационные качества.
Пневмодвигатель (от греч. pnéuma — дуновение, воздух), пневматический двигатель, пневмомотор — энергосиловая машина, преобразующая энергию сжатого воздуха в механическую работу.
Подробнее: Пневматический двигатель
Номинальное давление — номинальное значение технического параметра различного оборудования, насосов, теплообменников, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов, арматуры и пр.
Гидромотор (гидравлический мотор) — гидравлический двигатель, предназначенный для сообщения выходному звену вращательного движения на неограниченный угол поворота.
Тельфер (англ. telpher, от др.-греч. τῆλε «далеко» + φέρω «несу») — подвесное грузоподъёмное устройство (таль) с электрическим приводом, обеспечивает значительную скорость как подъёма груза по вертикали, так и перемещения его по складу вдоль балок (двутавров).
Поскольку на современных летательных аппаратах имеется большое количество разнообразных исполнительных механизмов и агрегатов, то в качестве источников механической энергии применяются гидравлические, пневматические и электрические приводы. Наиболее универсальным из них считается электрический привод благодаря высокой надёжности, простоте в эксплуатации и возможности автоматизации. По виду преобразования энергии различают электродвигательный привод и электромагнитный.
Подробнее: Авиационный электропривод
Под приборным оборудованием летательного аппарата понимается следующее авиационное оборудование...
Подробнее: Приборное оборудование
Концевой выключатель — электрическое устройство, применяемое в системах управления в качестве датчика, формирующего сигнал при возникновении определенного события, как правило, механическом контакте пары подвижных механизмов. Используются также и бесконтактные концевые выключатели, которые состоят из инфракрасного светодиода и фоторезистора, расположенных друг напротив друга (см. Оптопара с открытым оптическим каналом). Такие концевые выключатели часто устанавливаются в принтерах и сканерах.
Узел (сборочная единица) — изделие, составные части которого (детали) подверглись соединению между собой сборочными операциями на предприятии-изготовителе.
Бомбовый прицел — устройство, предназначенное для прицельного сброса авиационных бомб с борта бомбардировщика. Несмотря на то, что бомбовым прицелом можно назвать и простейший визирный прицел с двумя перекрестиями, термин чаще всего используется для более сложных приборов, позволяющих учитывать ряд факторов, влияющих на баллистическую траекторию бомбы. Такими факторами являются высота, скорость и курс бомбардировщика, направление и скорость ветра, аэродинамические характеристики конкретного вида...
Компенсирующие устройства — Установки, предназначенные для компенсации ёмкостной или индуктивной составляющей переменного тока. Элемент электрической сети. Условно их разделяют на устройства: а) для компенсации реактивной мощности, потребляемой нагрузками и в элементах сети (поперечно включаемые батареи конденсаторов, синхронные компенсаторы, синхронные двигатели и тому подобные устройства), б) для компенсации реактивных параметров линий (продольно включаемые батареи конденсаторов, поперечно включаемые...
Кали́льный карбюра́торный дви́гатель — один из типов карбюраторных поршневых двигателей внутреннего сгорания, особенностью которого является воспламенение топливо-воздушной смеси в цилиндре при помощи калильной свечи.
Твердото́пливный котёл — отопительное устройство, выполненное из стали или чугуна, которое выделяет тепловую энергию в процессе горения твёрдого топлива. В бытовых моделях подача топлива осуществляется в ручном режиме, в промышленных вариантах осуществляется автоматическая подача топлива и извлечение золы. Используется чаще всего как резервный или в местах, где нет газопровода.
Да́тчик углово́й ско́рости (ДУС) — устройство, первичный прибор (датчик) для измерения угловой скорости поворота корпуса летательных аппаратов относительно невращающейся инерциальной системы координат. Используется в системах управления различных летательных аппаратов: ракет, самолётов, вертолётов и др. Выходной сигнал устройства обычно электрический, пропорциональный угловой скорости и используется в пилотажных системах летательных аппаратов, в частности, автопилоте, системах стабилизации траектории...
«ЖРД c открытым циклом», «ЖРД без дожигания» (англ. Gas-generator cycle) — схема работы жидкостного ракетного двигателя, использующего два жидких компонента - горючее и окислитель. Часть топлива сжигается в газогенераторе и полученный горячий газ — часто называемый генераторным газом — используется для приведения в действие топливных насосов, после чего сбрасывается. Открытую схему ЖРД также называют газогенераторным циклом. В некоторых случаях, для привода турбины используется отдельное топливо...
Мостовы́е кра́ны кругово́го де́йствия — краны мостового типа, использующиеся в реакторных залах атомных электростанций для транспортировки оборудования во время ремонтных работ. Также называются мосто́выми поля́рными или поля́рными.
Турбонасосный агрегат (сокращённо — ТНА) — агрегат системы подачи жидких компонентов ракетного топлива или рабочего тела в жидкостном ракетном двигателе или жидкого топлива в некоторых авиационных двигателях (например, в прямоточном воздушно-реактивном двигателе).Турбонасосный агрегат состоит из одного или нескольких насосов, приводимых от газовой турбины (парогазовой). Рабочее тело турбины обычно образуется в газогенераторах или парогазогенераторах. Жидкостные ракетные двигатели с турбонасосным...
Гидросистема (гидрасистема) (сокр. от гидравлическая система) — это совокупность элементов, воздействующих на текучую среду таким образом, что свойства каждого элемента оказывают влияние на состояние текучей среды во всех элементах системы.
Фенестрон (Окситанский язык «маленькое окно») — закрытый рулевой винт вертолёта, устанавливаемый в специальный профилированный канал, встроенный в киль вертолета. Данное название является торговой маркой фирмы Еврокоптер. Более общее название подобного механизма — винт в кольце (импеллер).
Аэродинами́ческий то́рмоз , воздушный тормоз — управляемая поверхность летательного аппарата, предназначенная для гашения скорости полёта путём увеличения лобового сопротивления. Также используется в конструкциях скоростных поездов и автомобилей.
АБ (агрегат бензиноэлектрический) — марка передвижных источников электрической энергии с первичным двигателем, работающим на бензине.
Сельси́н — индукционная машина системы индукционной связи. Сельсинами (от англ. self-synchronizing) называются электрические микромашины переменного тока, обладающие свойством самосинхронизации (для плавной передачи на расстояние угла поворота вала). Сельсин-передачи работают аналогично обычным механическим передачам, но в них крутящий момент между валами создаётся не при помощи непосредственно контактирующих шестерён, а посредством изменяющегося магнитного потока.
Соосная схема — схема построения вертолёта, при которой пара установленных параллельно винтов вращается в противоположных направлениях вокруг общей геометрической оси.
Подробнее: Соосные несущие винты
Упоминания в литературе (продолжение)
1) выделяются ограничения системы, на которые возлагаются функции «барабана» (Drum), задающего ритм процессам переработки. Ограничением системы может быть, например, установка, мощность которой не позволяет обеспечить загрузку последующих технологических процессов. Другим вариантом ограничения
системы может быть ресурс, мощность которого недостаточна из-за недостатков организации: переработка очень больших партий продукции, вызывающая простой следующих процессов, или слишком длительные переналадки. Иногда ограничение находится в том месте потока, которое работает на наибольшее количество операций;
Значительные резервы экономии энергетических ресурсов кроются в улучшении теплозащиты эксплуатируемых зданий, строений и сооружений. Так, теплоизоляция зданий, строений и сооружений преследует несколько практических целей: повышение уровня комфортности, тепло– и звукоизоляции, экономию энергетических ресурсов и сокращение эксплуатационных расходов. Однако такого рода мероприятия направлены не только на изоляцию конструкций объектов капитального строительства при помощи теплоизолирующих материалов, но и на специфические инженерные решения системы вентиляции и теплоснабжения. По замыслу реформаторов, уже на начальном этапе проектировщик обязан указывать, что инженерное оборудование зданий (насосы, вентиляторы и т. п.) должно соответствовать требованиям энергоэффективности. Проектировщик, как и
производитель оборудования, отслеживает соответствие характеристик инженерного оборудования установленным требованиям, а поставщик, осуществляющий его поставку, проверяет наличие соответствующей маркировки.
Намного более предпочтительно купить новый блок питания, поскольку
ресурс работы блока достаточно малый, а количество подключаемых устройств и потребление мощности возрастает, что приводит к большой нагрузке на него и быстрому сокращению «жизни».
1. Физический износ подразумевает утрату основными фондами вещественных свойств в процессе их эксплуатации, т. е. потерю капитальными ресурсами потребительских качеств Иными словами, это процесс ухудшения технико-экономических характеристик основных фондов, который происходит под воздействием трудового процесса, природных сил (например, коррозия металла) или вследствие их неиспользования. Физический износ первой степени напрямую зависит от темпов производства и высчитывается подобно переменным издержкам. Регулярное использование ОПФ в процессе производства со временем изнашивает их, делает малополезными и непригодными для
дальнейшего использования. Этот тип износа – вполне нормальное и неизбежное явление, с которым сталкивается предприятие в процесс своей деятельности. Физический износ второй степени определяет степень разрушения тех производственных фондов, которые по какой-либо причине не были введены в производство (т. е. вследствие простаивания оборудования) либо использовались крайне нерационально. Следовательно, физический износ второй степени не связан с масштабом производства, а зависит от количества неиспользуемых фондов. Это так называемые постоянные издержки фирмы. Подобные затраты имеют отрицательную отдачу и могут значительно снизить эффективность производства и функционирования предприятия.
1. Физический износ подразумевает утрату основными фондами вещественных свойств в процессе их эксплуатации, т. е. потерю капитальными ресурсами потребительских качеств. Иными словами, это процесс ухудшения технико-экономических характеристик основных фондов, который происходит под воздействием трудового процесса, природных сил (например, коррозия металла) или вследствие их неиспользования. Физический износ первой степени напрямую зависит от темпов производства и высчитывается подобно переменным издержкам. Регулярное использование ОПФ в процессе производства со временем изнашивает их, делает малополезными и непригодными для
дальнейшего использования. Этот тип износа – вполне нормальное и неизбежное явление, с которым сталкивается предприятие в процесс своей деятельности. Физический износ второй степени определяет степень разрушения тех производственных фондов, которые по какой-либо причине не были введены в производство (т. е. вследствие простаивания оборудования) либо использовались крайне нерационально. Следовательно, физический износ второй степени не связан с масштабом производства, а зависит от количества неиспользуемых фондов. Это так называемые постоянные издержки фирмы. Подобные затраты имеют отрицательную отдачу и могут значительно снизить эффективность производства и функционирования предприятия.
Намного более предпочтительно купить новый блок питания, поскольку
ресурс работы блока достаточно малый, а количество подключаемых устройств возрастает, что приводит к его большой нагрузке и быстрому сокращению «жизни».
2) тянущий. Система постепенного заказа – вытягивания потребностей каждым звеном производственной системы. Такой системой является классическая система Канбан, разработанная в Японии, она предполагает хорошую работу поставщиков, квалифицированный персонал на каждом уровне производства, который способен просчитать потребности и правильно рассчитать размер заказа. Достоинства: малая потребность в формировании запаса, точный расчет потребностей
в ресурсах; недостаток: большая зависимость от поставщиков.
Эти показатели влияют на массу и вес продукции, коэффициент употребления ресурсов и материалов, трудоемкость технологической подготовки производства, подготовку к функционированию, техническое
обслуживание и восстановление изделия, расходы по фазам жизненного цикла продукта.
Способ
сравнения применяется для подсчета величины резервов интенсивного характера, когда потери ресурсов или их экономия определяются в сравнении с установленными нормами их расхода на анализируемом предприятии или достигнутым уровнем на передовых предприятиях.
Чаще всего на предприятиях, особенно с массовым производством, принимается отдельный специалист-нормировщик, иногда эту функцию совмещает какой-либо
другой работник. Необходимые для использования в процессе планирования нормы и нормативы заносятся в программу в качестве базы, откуда и берутся затем при составлении краткосрочных и долгосрочных планов. В качестве примера можно привести использование удельных затрат на единицу готовой продукции для формирования плана использования материально-технических ресурсов.
В старых компьютерах
ресурсы для некоторых плат расширения настраивались вручную, при этом нередко возникали конфликты, особенно после установки новой платы расширения. Решить проблему распределения ресурсов позволила технология Plug and Play, которая автоматически конфигурирует подключаемые устройства.
Нормативные затраты базируются на ожидаемых затратах
ресурсов, необходимых для производства продукции. Нормы расхода ресурсов устанавливаются в расчете на одно изделие. По общепроизводственным расходам, которые состоят из нескольких разнородных статей, нормы разрабатываются на определенный период в денежной оценке и в расчете на запланированный объем производства.
Нормативные затраты базируется на ожидаемых затратах
ресурсов, необходимых для производства продукции. Нормы расхода ресурсов устанавливаются в расчете на одно изделие. По общепроизводственным расходам, которые состоят из нескольких разнородных статей, нормы разрабатываются на определенный период в денежной оценке и в расчете на запланированный объем производства.
1) операционную систему – это целый комплекс управляющих программ, выступающих в качестве интерфейса между компонентами ПК и
обеспечивающих наиболее эффективное использование ресурсов ЭВМ. Операционная система загружается при включении компьютера;
Факторами, ограничивающими внедрение в научно-образовательный процесс технических факультетов
ресурсов, предназначенных для изучения и применения перспективной элементной базы электроники – микроконтроллеров (МК), являются:
Автоматизированное рабочее место (АРМ) можно определить как совокупность информационных, программных
и технических ресурсов, обеспечивающую конечному пользователю обработку данных и автоматизацию управленческих функций в конкретной предметной области. Автоматизированные рабочие места должны создаваться строго в соответствии с их предполагаемым функциональным назначением. Однако общие принципы создания АРМ остаются неизменными. К ним относят системность, гибкость, устойчивость, эффективность.
Уровень надежности логистической системы закладывается в процессе ее проектирования. На данном этапе выбирается структура системы, которая влияет на уровень надежности и определяет
расход ресурсов, необходимых для достижения требуемого уровня надежности. Таким образом, надежность рассматривается на самой ранней стадии процесса проектирования логистической системы, когда внесение различных изменений еще не вызывает серьезных затруднений и связано с минимальными издержками.
«Энергетическая стратегия России на период до 2020 г.» (ЭС-2020) исходит из того, что рост спроса на
электроэнергию по сравнению с 2002 г. составит 24 % в 2010 г. и 37 % в 2015-м [2]. Такой рост будет реализован, главным образом, за счет ввода новых мощностей на тепловых электростанциях. При этом ЭС-2020 предусматривает изменение структуры потребления топливно-энергетических ресурсов: рыночными методами будет снижаться гипертрофированная доля газа и, соответственно, увеличиваться доля угля при производстве электроэнергии. Это ещё больше осложнит экологическую проблему: при сжигании твердого топлива в дымовых газах содержатся золовые частицы и оксиды серы (SO2 и SO3), а количество оксидов азота (NOx) и монооксида углерода (СО) на угольных котлах больше, чем при сжигании газа. Данное обстоятельство заставляет уделять больше внимания экологическому аспекту как при проектировании новых, так и при эксплуатации действующих котельных установок.