Связанные понятия
Двинская земля — историческая область в бассейне Северной Двины, часть современной Архангельской области. Расположена к северу от Волго-Северодвинского водораздела. Население занималось земледелием, пушным и рыбным промыслами.
Заво́лочье — историческая область в X—XIV веках, в бассейне Северной Двины и Онеги, за «волоками», связывавшими Онежское озеро с озером Белым и рекой Шексна (которые находятся на территории современной Вологодской области). Территория в древности изобиловала пушным зверем и соляными угодьями. Население преимущественно занималось земледелием, пушным и рыбным промыслами. Понятие «Заволочья» изменялось по мере продвижения новгородских владений. Сперва это была страна за ближайшим волоком озерного бассейна...
Помо́ры — небольшая по численности, но самобытная этнографическая и этнорелигиозная группа коренного русского и финно-угорского населения на Белом море, а также на побережьях северных рек Мезень, Печора, Онега и Северная Двина. Субэтнос русского (выходцев из Новгорода и Пскова) и финно-угорского народов на беломорском Севере России. Вопрос об этнической принадлежности продолжает оставаться спорным.
Те́рский бе́рег — название юго-восточного берега Кольского полуострова от устья Варзуги до мыса Святой Нос. Некоторые источники относят к Терскому берегу и Кандалакшский берег считая северо-западной границей вершину Кандалакшского залива Белого моря. Общая протяженность Терского берега — приблизительно 500 км. Большая часть Терского берега находится за северным полярным кругом.
Чудь заволочская (или заволоцкая) — летописное название финно-угорского населения Заволочья, впервые упоминаемое в Повести временных лет. Однозначного мнения относительно этнического состава заволочской чуди среди исследователей нет. Народы, прежде упоминаемые под этим названием, к настоящему времени полностью ассимилировались среди вепсов, русских, а также коми.
Упоминания в литературе
Вместе с тем все более и более усиливались славяне на Балтийском
поморье . В последней половине II века, когда Птолемей составлял свою знаменитую географию, балтийские венеды совсем уже не то, что при Таците. Тацит помещает их за Вислой, как-то совершенно в тени за германскими народами. У Птолемея Балтийское море, или, по крайней мере, южная часть его, называется Венедским заливом; венеды являются у него в числе великих народов Сарматии и живут по всему Венедскому заливу; о готах, которые при Таците находились в соседстве лугиев, значит, далеко на западе от Вислы, Птолемей говорит вот что: «Меньшие народы, населяющие Сарматию, суть: готы, близ реки Вислы, под венедами, а за ними финны и т. д.». Стало быть, со времени Тацита их отодвинули уже далеко на восток. Варины, при Таците жившие в самой западной части Балтийского поморья, в соседстве с лангобардами и англами, помещаются Птолемеем близ истоков Вислы. Наконец, у него являются на Балтийском поморье уже и племена с чисто славянскими названиями: поляне, пеняне, вельты. Наиболее определенно говорит он о вельтах и отводит им жилища на южном берегу Балтийского моря, на запад от племен литовских (осиев, т. е. литвы, и карвонов и кареотов, т. е. куронов или корси, жителей нын. Курляндии). Таким образом, уже во II в. славянское племя велетов (которые иначе прозывались лютичами) обитало на Балтийском поморье, там же почти, где оно потом славно подвизалось и храбро погибло 1000 лет спустя: может быть только, оно с течением времени несколько подвинулось на запад.
Другим ключевым направлением стало движение на восток в направлении Урала и далее за «Камень» и Югру в Сибирь. В отличие от южного направления, инициатива здесь полностью шла снизу – от крестьян в процессе сельскохозяйственного освоения ими восточных лесов и бегства от закрепощавшего их государства, а также от купцов и казаков, двигавшихся на восток в поисках «мягкого золота» по мере исчезновения редкого пушного зверя в восточноевропейских лесах. В истории русской колонизации Сибири наиболее знаменитым приключением стал разбойничий набег Ермака во главе наемных казаков и людей Строгановых на остававшееся там Сибирское ханство с целью получения ясака – дани мехами – с туземцев. Конечным результатом явился разгром Сибирского ханства с последующим переселением туда русского населения с
Поморья и Печерского пути – территорий, некогда колонизованных новгородцами с теми же целями и покидаемых теперь по причине исчерпания искомого «мягкого» ресурса. Наличие этих стимулов способствовало постоянному в этот период изменению соотношения населения между Европейской Россией и Сибирью в пользу последней.
Тмутаракань была причислена к уделу Северской земли, во все время своего существования сохраняла с нею тесную, неразрывную связь. Это является не простым случаем, а есть следствие родственности тмутараканского населения с населением Северской земли. Память о ней сохранялась даже в XII в. и осталась в литературном произведении, «Слове о полку Игореве»: «Див кричит на верху дерева, заставляя обратить внимание [на поход Игоря] Волге и
Поморью , Посулью, и Сурожу, и Корсуню, и тебе Тмутаракань»17. В этих словах заключается обращение ко всему тому, что утеряли славяне при наплыве в южные степи кочевников: и волжские, и поморские поселения, и «тебя, Тмутаракань»!
С учетом того, что значительная часть новгородских словен пришла на свою новую родину с запада, поддерживала постоянные контакты с полабскими славянами, на территории которых находились самые почитаемые языческие святилища славянского
Поморья , и того, что лишь в этих двух областях всего славянского мира сложилось могущественное жреческое сословие, практически одинаково описываемое западными и восточными авторами, мы можем предположить, что и сама жреческая организация вместе с соответствующим кругом религиозных представлений была также принесена от западных славян на берега Волхова в уже готовом виде. Как было показано в исследовании о «Голубиной книге», это священное сказание русского народа также несет на себе следы западнославянского влияния[74].
В русских документах XVI–XVII веков нет сведений о плаваниях поморов на Шпицберген, в то время как найдены неопровержимые доказательства этого. Доктор исторических наук М.И. Белов убедительно поясняет такое несоответствие. «Плавание поморов на Грумант проходило обычно от Новой Земли вдоль кромки льдов. Этот маршрут был более длинным, чем прямой путь от Колы к Шпицбергену, но зато более безопасным. Двигаясь вдоль кромки льдов, поморские суда были защищены от действия сильных северных ветров в Баренцевом море. Вот этот новоземельный вариант пути и объясняет все. До наших дней дошла таможенная документация той эпохи, которая велась в портах
Поморья . В ней отмечены плавания поморов к Новой Земле. Видимо, таможенников не интересовал дальнейший маршрут движения, и они указывали только ближайший пункт – Новую Землю»5.
Связанные понятия (продолжение)
Ямь, емь (фин. jäämit) — название, которым новгородцы называли в средние века некоторые северные, очевидно, проживавшие в Фенноскандии, народности.
Пе́рмь Вычего́дская — историческая область на Северо-Востоке России (современная территория Республики Коми и Архангельской области). Расположена в бассейне реки Вычегда и её притоков к западу от северной части Уральских гор. До присоединения Великого Новгорода к Москве в 1478 году входила в состав земель Великого Новгорода. Период XVI века характеризуется активным включением обширных пространств Северо-Востока в состав Русского централизованного государства.
Ушкуйники — русские пираты. Летописи дают ушкуйникам имя поморов или волжан. Вольные люди, входившие в вооружённую дружину, снаряжавшуюся новгородскими купцами и боярами, разъезжавшую на ушкуях и занимавшуюся торговым промыслом и набегами на Волге и Каме; повольники (на Руси XIV—XV вв.), охраной приграничных территорий Великого Новгорода. Также новгородские ушкуйники промышляли на северных реках — в Новгородской и Вятской землях XIV—XV веках члены вооружённых дружин посадского войска новгородского...
Печо́ра , Печёра, Пече́ра — возможно финно-угорское, или самодийское племя, населявшее район р. Печоры.
Чудь — собирательное древнерусское название ряда племён и народов, как правило, прибалтийско-финской группы (ср. водь, весь, сумь, емь, меря) финно-угорской общности.
Весь — прибалтийско-финское племя, от которого происходят вепсы и частично карелы. Племя занимало территорию Межозёрья: между озёрами Нево, Онего и Белым и далее на юг (так, в новгородской волости Егна проживала весь егонская).
Севернору́сская этнографи́ческая гру́ппа (также севернорусская историко-культурная зона, севернорусская историко-культурная группа, севернорусская этнографическая зона, северные великорусы) — одна из трёх крупных этнографических групп русского народа, распространённых на территории Европейской части России (наряду со среднерусской и южнорусской). Областью расселения данной группы является обширная территория от бассейна реки Волхов на западе до Мезени и верховьев Вятки и Камы на востоке к северу...
Коре́льский уезд — один из уездов на северо-западе Водской пятины Новгородской земли. Центр — город Корела (ныне — Приозерск). Уезд включал земли востока Карельского перешейка и Северное Приладожье, населённые в основном корелой — племенем, предком современных карел.
Биа́рмия , или Бьярмия, или Бьярмаланд (норв. Bjarmeland) — известная по сагам и летописям историческая область на севере Восточной Европы.
Каре́лия (карел. и фин. Karjala, швед. Karelen, также среди русскоязычных жителей региона употребима калька с карельского — Ка́рьяла) — исторический регион в северо-восточной Европе, земля карел. Большая часть региона принадлежит России, а меньшая — Финляндии. Население Карелии состоит из русских, финнов, карел и вепсов. Общая площадь региона составляет около 200 000 км².
Русская колонизация Прикамья — длительный процесс экономической, политической и культурной интеграции Прикамских земель в состав Русского государства, составная часть процесса русской колонизации Урала.
Выгозёры (также выгозёра — самоназвание) — субэтническая группа русских, населявшая до середины XX века сёла по берегам Выгозера в Карелии. Начала формироваться с конца XIX века из двух групп — обрусевших карелов западного берега Выгозера и русских, живших на восточном берегу. Выгозёры отличали себя как от карелов, так и от поморов, заонежан и других соседних с ними групп русских. Название субэтнической группы выгозёров происходит от названия одного из самых крупных карельских озёр — Выгозера. Самоназвание...
Во́лок — участок суши, обычно с перевалом, между двумя озёрами или реками, через который тащили суда — «волоком».
Ка́рбас , также карба́с и карбус, (вепс. karbaz) — парусно-гребное промысловое и транспортное судно среднего размера, одно из основных у поморов и распространённое у других жителей Севера и Сибири, начиная не позднее чем с XV и до середины XX века. Для поморского диалекта русского языка характерно произношение с ударением на первый слог и форма множественного числа «карбаса́».
Волжский, или Волго-Балтийский торговый путь — самый ранний из трёх великих речных путей Древней Руси, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем средневековье, контролировался (не всегда и не весь) Владимирским великим княжеством.
Зале́сская земля́, или Зале́сье (в современных источниках также Залесская Русь и Залесская Украина) — средневековое название территории, употреблявшееся в конце XIV — начале XV века для обозначения русских земель, располагавшихся в Волго-Окском междуречье. Согласно «Списку русских городов дальних и ближних», Залесская земля включала в себя 55 городов и поселений, расположенных в следующих областях...
Подробнее: Залесье
Землепрохо́дцы — русские путешественники XVII века, осваивавшие неизвестные ранее территории Восточной Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока. Имели разное социальное происхождение — казаки, служилые люди, купцы. Многие из них были уроженцами Русского Севера.
Ижо́рская земля ́ (Ижора, Ингрия, Ингерманландия) — историческое название территории, населённой народом ижора в XII — XVIII веках. Получила название по народу ижора, который заселял территорию с I тыс. н.э. Под Ижорской землёй также может подразумеваться восточная часть Ингерманландии.
Якутское воеводство — самое восточное воеводство Русского царства, существовавшее в 1638—1708 гг.
Поморы — небольшая по численности, но самобытная этнографическая и этнорелигиозная группа старожильческого русского населения от Ладоги до Белого моря, всегда привлекала к себе внимание исследователей. В настоящее время нет единой точки зрения на понятие «поморы». Существует пять основных отличающихся друг от друга подходов...
Подробнее: История изучения поморов
Восто́чные славя́не — культурно-языковая общность славян, говорящих на восточнославянских языках.
Эвреме́йсы ((фин. äyrämöiset), эвремейсет (от фин. äyrämöiset, äkrämöiset) — устоявшееся русское название, согласно финско-русской практической транскрипции — эурямёйсет) — исчезнувший коренной народ западной части Карельского перешейка. По одной из версий, источником происхождения названия является языческий бог земледелия Экряс (фин. Äkräs), упоминаемый Агриколой.
Русь (др.-рус. рѹсь, рѹсьскаѧ зємлѧ, др.-сканд. Garðaríki, ср.-греч. Ῥωσία, лат. Russia, Rossia, Ruthenia) — обширный этнокультурный регион в Восточной Европе, историческое название восточнославянских земель. Возникшее на этих землях влиятельное Древнерусское государство, политический расцвет которого пришёлся на X—XI века, стало основой для формирования единой древнерусской народности, языка и культуры. В 988 году произошло крещение Руси по восточной христианской традиции. Дробление Руси на удельные...
Антинормани́зм — направление в российской, советской и постсоветской историографии, сторонники которого отвергают и стараются опровергнуть норманистические концепции происхождения первой правящей династии Руси и создания Древнерусского государства. Не отрицая участия викингов в политических процессах на Руси, антинорманисты не признают существенности их влияния. Также антинорманизм распространен в псевдоисторических построениях (см. Фолк-хистори и Родноверие).
Му́рома — финно-угорское племя, которое с середины I тысячелетия нашей эры жило в нижнем течении Оки в окрестностях города Муром.Упоминается в Повести временных лет как неславянское и живущее у впадения Оки в Волгу.
Этнографи́ческие и субэтни́ческие гру́ппы ру́сских — группы русского населения, различающиеся своими этнокультурными особенностями. Характерны различия между русскими отдельных регионов, хозяйственных зон и территорий контакта с иными народами. Этнокультурные особенности русских возникали при расселении славян в Восточной Европе, при формировании ранней восточнославянской государственности в Х—XII веках и позднее в XV—XVIII веках, в процессе освоения русскими новых земель и вхождения других народов...
Мещера , или Мещёрский край — историческая административно-территориальная единица, область, когда-то заселённая племенем мещера.
Дючеры или дучеры — русское название народа, жившего в XVII веке на берегах Амура, приблизительно от устья Зеи до устья Уссури, и несколько ниже по течению.
Морлахи (также морлаки, мавро-валахи, кара-валахи, чёрные валахи и др.) — одна из ныне практически исчезнувших этнографических групп восточно-романского происхождения, занимавшая горные регионы на западе Балканского полуострова (соврем. Босния и Герцеговина, позднее также Хорватия и Черногория, остров Крк).
Путь «из варя́г в гре́ки » (также Варя́жский путь или Восто́чный путь) — водный (морской и речной) путь из Балтийского моря через Восточную Европу в Византию.
Пру́ссы (греч. Βορουσκοί, лат. Borusci) — народ, в IX/X—XVIII веках населявший территорию нынешней Калининградской области России, южной части Клайпедского уезда Литвы и Варминско-Мазурского воеводства Польши и некоторое время имевший одноимённое государственное образование Пруссия.
Кривия (белор. Крывія, Крывіччына) — историко-культурная область, расположенная в верхнем и среднем течении Западной Двины,а также в верховьях Днепра и Волги, характеризующаяся активным балто-славянским синтезом.
Водлозёры — этнолокальная группа русских, некогда широко расселённая в деревнях по островам и берегам Водлозера в Пудожском районе Карелии. К настоящему времени проживают, в основном, в деревне Куганаволок.
Южнорусская этнографическая группа (также южнорусская историко-культурная зона, южнорусская историко-культурная группа, южнорусская этнографическая зона, южные великорусы) — одна из трёх крупных этнографических групп русского народа (наряду со среднерусской и севернорусской), распространённых на территории Европейской части России. Южные великорусы населяют южную чернозёмную полосу России от бассейна Десны на западе до правого притока Волги Суры на востоке, от Оки на севере до Хопра и среднего течения...
Русла́ген (швед. Roslagen) — название прибрежных районов провинции Уппланд в Швеции, а также северной части Стокгольмского архипелага.
Тептяри (типтяри, башк. типтәр, тат. tiptər, типтәр) — социальная группа, известная в Башкортостане с XVII века. Часть исследователей рассматривают тептярей как сословие (А. З. Асфандияров, Р. Н. Рахимов), а часть как этносословную группу (Р. Г. Кузеев, Д. М. Исхаков). В разное время термин имел разные значения. Вопрос о происхождении и формировании данной этногруппы на сегодняшний день является дискуссионным.
Кри́вичи ́ — союз восточно-славянских племён, который в VIII—X веках сложился в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги. Занимались земледелием, скотоводством, ремеслом. Главные города: Смоленск, Полоцк, Изборск. С IX века — в составе Древнерусского государства. По одной из гипотез, вошли в состав древнерусской народности. В XI—XII веках территория кривичей входила в Смоленское и Полоцкое княжества, северо-западная часть — в Новгородские владения. В «Повести временных лет», которая является основным...
Вяда , или веда, — древнее племя, упоминаемое в нескольких письменных источниках первой половины XIII века.
История саамов , малочисленного финно-угорского народа, живущего в Северной Европе, насчитывает по крайней мере около трёх тысячелетий.
Боровичская Карелия (кар. Boroviččan Karjala) — это территория расселения Боровичских карел на землях нынешней Новгородской области,в основном на территориях Боровичского, Хвойнинского и Любытинского районов и Валдайского уезда .
Чёрная Русь — историческое западноевропейское название части земель Руси по «колористической» (цветной) схеме, в которую входили также Белая и Червонная Русь. Цветовая схема для сторон света имеет восточное происхождение и до настоящего времени используется в Китае (см. Четыре знака зодиака).
Древние славяне — раннесредневековые славяне, в период расселения славянских племён, примерно с VI по VIII век.
Ди́кое по́ле — историческая область неразграниченных и слабозаселённых причерноморских и приазовских степей между Днестром на западе и Доном и Хопром на востоке.
Этногене́з славя́н — процесс формирования древнеславянской этнической общности, приведший к выделению славян из конгломерата индоевропейских племён. В настоящее время не существует общепризнанной версии формирования славянского этноса.
Упоминания в литературе (продолжение)
В XX веке создан ряд словарей, отражающих разнообразие тематических групп рыболовной лексики и их специфику в различных природно-климатических зонах России. Это уникальный словарь И. М. Дурова «Опыт терминологического словаря рыболовного промысла
Поморья », изданный на печально известных Соловках в 1929 году, «Промысловый словарь рыбаков и зверобоев Белого моря» А. А. Жилинского (Петрозаводск, 1957), «Краткий словарь рыбацких промысловых слов» А. А. Клыкова (М. 1959). Имеются словарные описания рыболовной лексики северных районов Тюменской области, Волго-Каспия (Э. В. Копылова. «Ловецкое слово: словарь рыбаков Волго-Каспия». Волгоград: Ниж. – Волж. кн. изд-во, 1984; А. М. Кошкарёва. Материалы для областного словаря (специальная лексика северных районов Тюменской области). Ч. 1. Лексика рыболовства. Нижневартовск: изд-во Нижневартовского пед. ин-та, 1993). В 1972 году выходит «Словарь названий пресноводных рыб СССР» Г. У. Линдберга и А. С. Герда, который содержит около 9000 наименований 667 разновидностей пресноводных и проходных рыб на различных языках народов СССР и европейских стран с вариантами для каждого вида. Силами учёных Вологодского пединститута и Поморского университета создаётся и с 2005 года выходит «Словарь промысловой лексики Северной Руси XVI–XVII веков», где наряду с терминами железоделательного, соляного, строительного, лесного дела, судостроения, иконописи, ювелирного дела, шитья описывается древняя терминология, относящаяся к рыбной ловле.
Поморская культура существует до рубежа II – I вв. до н. э. Со II в. до н. э. возникают три культуры, уже непосредственно связываемые со славянством. Это оксывская культура в
Поморье и пшеворская культура в основной части Польши, а также зарубинецкая культура, соприкасающаяся одной стороной с пшеворской, а другой уходящая на Среднее Поднепровье. Две последние культуры довольно полно накладываются на тшинецкую, существовавшую здесь около тысячи лет назад. Что касается оксывской культуры, то она в целом соответствует локализации древними авторами венедов, и ее этническая принадлежность, видимо, должна зависеть от определения принадлежности последних.
Еще в XVIII веке спор историков получил политическую окраску. Несколько немецких историков, состоявших на русской службе, имели неосторожность намекнуть, что вот де без европейцев русские не смогли создать своего государства. Против них грудью встали «квасные» патриоты. Мы, мол, сами с усами и вашего Рюрика знать не знаем, а история наша начинается со славянских князей Олега и Игоря. Ряд историков, начиная с В.Н. Татищева, придумали Рюрику деда – славянина Гостомысла, жившего то ли в Новгороде, то ли в славянском
Поморье . Исторические споры норманистов и антинорманистов не уместятся даже в самый пухлый том, поэтому я изложу наиболее вероятную версию событий.
Напрасно, стало быть, к тому же и в ущерб самой себе относит норманнская школа слово вира к перешедшим будто бы к нам из Скандинавии. Карамзин указывает на шведское оrа; но оrа (у датчан ore) означает не пеню, а монету или часть денежного фунта; да и едва ли переход формы оrа в русское вира будет согласен с законами строгой лингвистики. Погодин приводит германское слово wehrgeld (в древнегерманских памятниках wiregildum, wirgildum, wirgildi – wirigelt, wirgelt); но это слово не встречается ни в простой, ни в составной форме в скандинавских законах, за исключением vereldi. Техническое выражение древнескандинавского права для пени – bot; в древнешведских законах mordgiald, sporgiald. Сага Олафа Тригвасона передает русское вира скандинавским bое-tur. Вира, если допустить ее происхождение от германского wirgelt, указала бы не на сношения Руси с норманнами, а вендских славян с германцами и Руси с балтийским
Поморьем .
Компас был известен поморам очень давно. Некоторые считают, что первый компас был привезен из Китая в Европу Марко Поло в XIII веке. Известно также, что арабы не позже XIII в. уже пользовались магнитным компасом при плаваниях в Индийском океане. Можно наметить два пути, по которым магнитный компас мог попасть в
Поморье : первый – по западным торговым путям от западных европейцев; второй – по восточным торговым путям из Индийского океана через Персидский залив, Каспийское море и дальше на север. Этот путь в обратном направлении, как мы знаем, был совершен в середине XV в. Афанасием Никитиным.
По свидетельству «Повести временных лет», словене ильменские вместе с кривичами, чудью и мерей участвовали в призвании варягов, которые были родственны словенам – выходцам с Балтийского
Поморья . Словенские воины входили в состав дружины князя Олега, участвовали в походе Владимира I Святославича на полоцкого князя Рогволда в 980 г.
Выходцы из
Поморья , без сомнения, первыми узрели воочию Чукотский нос, остров Святого Лаврентия, берега Аляски. Чукотский полуостров, Камчатку, Курильские и Алеутские острова и даже берега Японии и устье Амура. Но доходившие до Санкт-Петербурга их восторженные сказания о чудном крае, карты местности, выполненные от руки, не пользовались каким-либо доверием, пробуждая в лучшем случае слабый интерес к далеким землям.
И Соловки не случайно подверглись осаде царскими войсками. Да и вообще, не было ли восстание Степана Разина выступлением потомков Новгородской республики против погубившей Великий Новгород Москвы? Вспомните, что война шла на казачьих территориях – на Дону, Волге и в
Поморье . Это не может быть простой случайностью. Слишком много было бы тогда случайностей.
Славянские названия местностей, сел и городов германцы переделали по созвучию на свой лад: Брани-бор, в стране Лютичей, в Бранденбург, Микулин-бор в Мекленбург, Гамбор в Гамбург,
Поморье в Померанию, Стрелов в Стрелиц, Лужицу в Лаузац, Будисин в Баунен, Липс в Лейпциг, Русиславу в Руслау, Прусаков в Прайсен, Вельбор в Вилленберг, Выструг в Истербург, Острог в Остерроде, Кролевец в Кенигсберг, Колобрег в Кольберг, р. Лабу в Эльбу, Рину в Рейн.
1135 год. Анналист Саксон сообщает о прибытии к императору Лотарю королей «венгров, русов, датчан и франков». Фактически
Поморье и Русия-Ругия еще не признавали власти ни польского князя, ни германского императора.