Связанные понятия
Смешанная избирательная система — в ряде стран — избирательная система, основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной. Её суть заключается в том, что часть депутатских мандатов распределяется с принципами мажоритарной системы, что способствует формированию устойчивого правительства, а другая часть — в соответствии с принципами пропорциональной системы, что способствует более полному учёту голосов избирателей и точнее отражает реальную картину политической...
Пропорциональная избирательная система — одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов. Существовала и существует в Германии в 1919-1933 гг., Франции в 1846-59 и 1986-88 гг., Италии, Бельгии, Нидерландах, Люксембурге, Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии, Исландии, Австрии, Швейцарии, Испании...
Мажоритарная избирательная система — система выборов в коллегиальный орган (парламент), при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей в своём избирательном округе. Существует в США, Великобритании, Франции и Канаде.
Проце́нтный барьер или электоральный барьер — доля голосов на пропорциональных выборах, получив которую, список участвует в распределении мест. Чаще всего — около 5 %. Сокращает пропорциональность представительства. Обоснование — недопущение фрагментации парламента и обеспечение стабильного большинства.
Избира́тельный о́круг — территориальная единица, от которой избирателями выбирается депутат (депутаты) представительного органа или выборное должностное лицо (выборные должностные лица).
Упоминания в литературе
Избирательную политику Египта и в настоящее время определяет президент. По избирательной системе в Египте в 1990–2000 гг. 444 места из 454 в Народном собрании были избраны по системе двух туров от двухмандатных округов и 10 членов законодательного органа были назначены президентом. В ноябре 2010 г. количество мест в Народном собрании было увеличено до 518 за счет резервирования 64 мест для женщин-депутатов. При этом 508 членов были избраны по системе двух туров от двухмандатных округов и 10 – назначены президентом (7 из которых представляют общину египетских христиан-коптов). В Египте смешанная избирательная система представляет собой сочетание голосования по
партийным спискам и индивидуального баллотирования: в каждом округе избирается один депутат, выдвинувший свою кандидатуру индивидуально, а остальные мандаты распределяются среди тех, кто включен в партийные списки. Один кандидат не может быть зарегистрирован для избрания одновременно по партийному списку и в индивидуальном порядке. В противном случае он считается выдвинувшим свою кандидатуру индивидуально.
Пропорциональная избирательная система до сих пор не имела широкого распространения на выборах парламентов субъектов РФ. На 2001 г. в целом по всей России по мажоритарной избирательной системе выбирались 93,26 %, смешанной – 5,62 %, системе пропорционального представительства – 1,12 % депутатов.[154] Причин тому несколько. Главный недостаток пропорциональной избирательной системы – ее противоречие конституционному принципу равного избирательного права. Реализация гражданами пассивного избирательного права ставится в зависимость от их принадлежности к избирательным объединениям, ибо только они имеют право выдвигать
партийные списки по многомандатному округу. В результате независимые кандидаты имеют возможность зарегистрироваться только по одномандатному округу, а кандидаты, входящие в избирательные объединения, как по одномандатному, так и многомандатному избирательному округу в составе «партийного» списка. Таким образом, кандидат, состоящий в избирательном объединении, в случае неудачи в одномандатном округе может пройти в парламент в составе «партийного» списка своего избирательного объединения. Поэтому не случайно более половины граждан (69 %) в ходе социологического опроса, проведенного автором в июле 2001 г. в Алтайском крае, сочли более правильным голосование за конкретных кандидатов по мажоритарной избирательной системе. Смешанную избирательную систему поддержали 27 %, пропорциональную – 4 % респондентов.
Существуют системы, согласно которым голосование за
партийные списки считается действительным только в том случае, если хотя бы один кандидат чанной партии одержал победу на прямых выборах в избирательном округе. Предполагается, что такая система, сохраняя связь между избирателями и депутатами и гарантируя стабильную расстановку политических сил на парламентском уровне, в то же время обеспечивает более или менее адекватное представительство различных политических сил и течений. Накопленный опыт подтверждает, что такая смешанная система обладает значительными преимуществами по сравнению с чистой пропорциональной системой.
Вместе с тем считаем необходимым сохранение (хотя бы на местном уровне) возможности избираться по мажоритарному принципу. При всех возможных недостатках мажоритарной избирательной системы тем не менее следует признать, что она в наибольшей степени соответствует ч. 2 ст. 32 Конституции и способствует реализации конституционного права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Это объясняется тем, что мажоритарный принцип позволяет любому гражданину государства реализовать свое пассивное избирательное право, тогда как пропорциональная система в качестве обязательного условия участия гражданина в выборах предусматривает включение его в
партийный список и, таким образом, практически исключает возможность участия в выборах беспартийных граждан.
Полностью пропорциональная система выборов в Думу серьезно увеличивает шансы оппозиционных партий и снимает проблему «удваивания» количества мест за счет победы как кандидатов по
партийным спискам , так и по одномандатным округам от одной и той же партии. Повышение порога прохождения партии с 5 до 7% голосов ставит фильтр на пути безответственных партий, партий-карликов и партий-двойников, служащих для понижения рейтинга сильных конкурентов. Эта мера будет способствовать как повышению ответственности партий, баллотирующихся в Государственную Думу, так и укреплению позиций крупных, зарекомендовавших себя оппозиционных политических партий.
Связанные понятия (продолжение)
Система относительного большинства (англ. first past the post) — разновидность мажоритарной избирательной системы, при которой для победы достаточно получить больше голосов, чем любой из соперников по отдельности.
Я́вка избира́телей — это отношение (выраженное, как правило, в процентах) числа избирателей, принявших участие в выборах, к общему количеству граждан, имеющих право на участие в этих выборах. Законодательством ряда стран установлен нижний порог явки избирателей, при не достижении которого выборы признаются несостоявшимися. С 1960 года существует тенденция к снижению показателей явки избирателей. Высокая явка считается положительным фактором и доказательством легитимности существующей системы.
Метод Д’Ондта (также известен как Метод Джефферсона) — один из способов распределения мандатов при пропорциональном представительстве, был предложен бельгийским математиком Виктором Д’Ондтом. В начале XXI века используется в ряде стран, таких, как Албания, Аргентина, Армения, Австрия, Бельгия, Бразилия, Болгария, Венгрия, Венесуэла, Восточный Тимор, Германия (до 1985), Дания, Исландия, Испания, Израиль, Колумбия, Македония, Молдавия, Нидерланды, Парагвай, Польша, Португалия, Румыния, Северная Ирландия...
Квалифицированное большинство — большинство в ⅔ или ¾ голосов присутствующих или списочного состава, необходимое в ряде случаев для принятия правомочных решений. Например, в большинстве стран квалифицированное большинство необходимо для принятия конституции или внесения в неё изменений. Преодоление вето, как правило, также требует квалифицированного большинства.
В 2009 году, согласно данным Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, прошла 10131 выборная кампания различного уровня, включая единые дни голосования 1 марта и 11 октября, выборы глав 3593 муниципальных образований и законодательных собраний 12 субъектов федерации и 5259 муниципальных образований.
Подробнее: Выборы в регионах России (2009)
Депутатская группа — форма объединения депутатов в парламенте. Депутаты объединяются в группы на основе общности политических целей. В депутатскую группу могут объединиться депутаты, не вошедшие во фракции.
Муниципальный фильтр — процедура сбора подписей депутатов представительных органов муниципальных образований в поддержку кандидатов на должности глав регионов, предусмотренная российским законодательством.
Парово́з — политическая технология, направленная на увеличение проголосовавших за список кандидатов за счёт привлечения стороннего кандидата с высоким политическим рейтингом. Такой кандидат после объявления его победителем сразу отказывается от должности на которую он избран, не приступая к работе на ней. Мандат «паровоза» переходит его однопартийцу, который, как правило, менее известен избирателям. Данная технология широко применяется в России на выборах разного уровня. Например, после подведения...
Избирательный блок — на выборах в коллегиальный представительный орган власти, объединение нескольких политических движений и отдельных кандидатов под общей программой для совместного выдвижения избирательного списка. В отличие от партий, чья политическая деятельность непрерывна и более разнообразна, для блоков участие в выборах является основной целью, ради которой они и формируются, при этом партии также могут участвовать в этих объединениях.
Против всех кандидатов, или кандидат «Против всех», — последний пункт в избирательных бюллетенях для голосования на выборах, позволяющий принять участие в голосовании, не выбрав ни одного из кандидатов в бюллетене. Применяется как на партийных выборах, так и на выборах из конкретных кандидатов (президентских, мэрских, и т. д.). В некоторых странах пункт включается в бюллетени.
Фракция «Яблоко» — депутатское объединение в Государственной Думе Российской Федерации I, II и III созывов, основанное в 1994 году и просуществовавшее до конца 2003 года. Формировалась по результатам всенародных выборов депутатов Государственной Думы 12 декабря 1993, 17 декабря 1995 и 19 декабря 1999 года.
Псковское областное Собрание депутатов — законодательный (представительный) однопалатный орган государственной власти Псковской области, является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти области.
Вы́бор Росси́и — фракция в Государственной Думе России I созыва, сформированная депутатами Госдумы от блока «Выбор России».
Метод Хэйра -Нимейера, (известен также как метод Гамильтона или метод наибольшего остатка) используется для определения количества мандатов, полученных партийным списком при пропорциональной избирательной системе. Метод назван по имени предложившего его британского юриста Томаса Хэйра и усовершенствовавшего его германского математика Хорста Фридриха Нимейера.
Фракция (нем. Fraktion) — группа политических деятелей, объединённая сходными политическими взглядами внутри более широкой организации.
В 2007 году, согласно данным Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, прошло 1203 выборных кампании различного уровня, включая выборы пятого созыва Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, единые дни голосования 11 марта и 2 декабря, выборы глав 591 муниципального образования, а в 21 субъекте федерации прошли выборы в законодательные собрания. На этих выборах в бюллетенях впервые отсутствовала графа «Против всех».
Подробнее: Выборы в регионах России (2007)
Архангельское областное Собрание депутатов — однопалатный парламент Архангельской области. Состоит из 47 депутатов. Является постоянно действующим представительным, то есть представляющим волю населения, и единственным законодательным органом государственной власти Архангельской области.
Незави́симый кандида́т — политический деятель, принимающий участие в выборах независимо от какой-либо политической партии.
Прямые выборы — избирательная система, при которой избиратели прямо и непосредственно избирают депутатов в представительные органы власти. В отличие от косвенных многостепенных выборов, прямые выборы — наиболее демократический способ формирования представительских учреждений, эффективно выражающий волю избирателей и дающий возможность осуществлять право отзыва депутатов, не оправдавших их доверия.
Избирательные комиссии — независимые коллегиальные органы, формируемые в соответствии с избирательным законодательством, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов различного уровня. При проведении референдумов избирательные комиссии действуют в качестве комиссий референдума.
Подробнее: Избирательная комиссия
Та́йное голосова́ние — вид голосования, при котором участники голосуют анонимно. При тайном голосовании исключается контроль за волеизъявлением избирателей. Также — право каждого избирателя на сохранение в тайне его волеизъявления. Частая форма голосования на многих уровнях выборов. В России наиболее масштабными применениями тайного голосования являются референдумы, президентские выборы и выборы депутатов государственной думы.
В политике
мандат означает полномочия, предоставленные избирательным округом лицу или группе лиц на то, чтобы действовать от его имени.
Преференциальное голосование — избирательная система, обычно представляет собой вариацию мажоритарной избирательной системы по многомандатным округам (хотя некоторые теоретики относят её в подвиды пропорциональной системы).
Система абсолютного большинства — разновидность мажоритарной избирательной системы, при которой победителем считается кандидат, получивший 50 % + 1 голос. В случае, если ни одному из кандидатов не удалось достичь большинства, организуется второй тур, в который обычно выходят два кандидата, получившие наибольшее количество голосов в первом туре. Набравший во втором туре абсолютное большинство и считается победителем.
Спойлер (англ. spoiler от spoil — «портить») — кандидат или партия на выборах, который не имеет шансов победить, но оттягивает на себя часть голосов у другого кандидата со сходной символикой или программой, повышая тем самым шансы на победу кандидата с противоположной позицией.
«Стабильность » — депутатская группа в Государственной Думе России I созыва. Основу фракции составили депутаты из различных политических фракций. Дата регистрации: 14 марта 1995 года. Группа была создана из депутатов, поддерживающих политику правительства РФ.
Ту́льская областна́я ду́ма — законодательный (представительный) однопалатный орган государственной власти Тульской области, является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти области.
Избирательная система (система голосования, система выборов) — набор правил, методов, процессов и расчётов, а также правовых норм в деле выборов, обеспечивающих и регулирующих легитимное избрание граждан на какие-либо государственные должности, формирование органов публичной власти путём их избрания при голосовании избирателей, выборщиков.
Новая региональная политика (НРП) — депутатская группа в Государственной думе России I созыва. Дата регистрации: 13 января 1994 года. В Госдуме занимала неопределённую политическую позицию, объединяя депутатов различных политических взглядов.
Метод Сент-Лагю — это способ распределения мандатов при пропорциональном представительстве. Назван в честь своего изобретателя, французского математика Андре Сент-Лагю. Применяется в ряде стран, таких, как Босния и Герцеговина, Германия, Косово, Латвия, Непал, Новая Зеландия, Норвегия, Швеция.
Рейтинговое голосование (также альтернативное голосование) — система выборов, используемая, для того что избрать одного победителя из двух и более представленных. Это одна из систем преференциального голосования, в которой избиратели располагают кандидатов в порядке предпочтения, а не просто голосуют за одного кандидата.
Свердловская областная дума (офиц. — Свердловская областная Дума) — законодательный орган власти Свердловской области, существовавший в 1994—1996 годах. В апреле 1996 года преобразована в двухпалатное Законодательное собрание Свердловской области.
Вы́боры — это процедура избрания кого-либо путём открытого или тайного голосования.
Фракция
Союз правых сил (СПС), в Государственной Думе России 3-го созыва. Избирательный блок «Союз правых сил» создан в середине 1999 года объединениями «Демократический выбор России», «Общее дело», «Новая сила». На выборах 1999 года блок «СПС» набрал более 8 % голосов и прошел в Государственную думу.
Тамбовская городская Дума — представительный орган местного самоуправления, является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти города Тамбова. Обладает правом принимать от имени населения города Тамбова решения по вопросам местного значения и представлять интересы населения в отношениях с органами государственной власти, другими муниципальными образованиями, а также с предприятиями, учреждениями и организациями. Организацию деятельности городской Думы осуществляет...
Избиратель — лицо, обладающее активным избирательным правом (соответствующее требованиям избирательных цензов) и внесённое в соответствующие списки. Избиратель участвует в выборах и референдумах, а также совместно с другими избирателями может вносить на рассмотрение представительных органов проекты законов (в Италии, Австрии, Швейцарии) и нормативных актов (в России). В большинстве стран участие в голосовании рассматривается как право гражданина, а в некоторых государствах (в Бельгии, Бразилии, Греции...
Независимый депутат — человек, избранный для участия в работе представительного органа и не вошедший в состав зарегистрированных в его составе депутатских объединений. В практике, независимым депутатом может стать человек, избранный в одномандатном или многомандатном избирательном округе, либо прошедший в парламент по списку избирательного объединения, но не зарегистрировавшийся в составе образованной им фракции. Депутат также может стать независимым в результате выхода в период полномочий представительного...
Досрочное голосование — процесс, при котором избиратели могут проголосовать в течение одного или нескольких установленных дней до выборов. Досрочное голосование может проводиться как дистанционно (например, почтой), так и с личной явкой избирателей, обычно на установленные пункты досрочного голосования. Возможность и время досрочного голосования обычно устанавливается на основании законов и типа выборов. Целью досрочного голосования является увеличение показателей явки избирателей и уменьшение их...
Ивановская областная Дума (с 1994 по 2005 — Законодательное собрание Ивановской области) — постоянно действующий высший и единственный законодательно-представительный однопалатный орган государственной власти Ивановской области.
Однопалатный парламент (однопалатная парламентская система) — функционирование одной парламентской палаты в государстве. Таким образом, однопалатный парламент, или однопалатное законодательное собрание — это законодательный орган, состоящий из одной палаты. Зачастую страны, в которых функционируют однопалатные законодательные органы, являются небольшими однородными унитарными государствами, для которых необходимость в верхней или второй палате отсутствует.
Система единого (единственного) передаваемого голоса — СЕПГ (STV=single transferrable vote) — избирательная система, достигающая пропорционального представительства без использования групповых избирательных списков. Избиратель получает набор кандидатов, избираемых в многомандатном округе, среди которых ему надо ранжировать кандидатов в порядке предпочтения, далее победители определяются таким методом счёта, который учитывает предпочтения так, чтобы обеспечить избрание всех тех, кто получит (с учётом...
Прогрессивный альянс социалистов и демократов (англ. Progressive Alliance of Socialists and Democrats, сокр. англ. S&D) — социал-демократическая фракция Европейского парламента, политическая группа Партии европейских социалистов. Фракция существует под разными именами с момента создания в 1953 году и до выборов 1999 года являлась самой многочисленной в парламенте. Настоящая фракция занимает второе место по числу членов Европейского парламента, под данным названием основана 23 июня 2009 года. Член...
Упоминания в литературе (продолжение)
Кроме этого, выборы по
партийным спискам предполагали не только первичный внутрипартийный отбор, но и своеобразный способ зачисления в победители (депутаты). Для того чтобы получить должность народного избранника, необходимо было набрать голосов больше, чем другие кандидаты на округе, а также «достаточно, чтобы попасть в проходную часть списка». То есть твоя победа на собственном округе в итоге могла оказаться поражением, если кандидат-единоросс с соседнего округа набирал голосов больше, чем ты.
Принципиальной особенностью электората «правых» (если принять это самоназвание лидеров и активных сторонников СПС), то, что отличает их от сторонников «Демократического выбора», возглавлявшегося и персонифицированного Е. Гайдаром, следует считать его «бесхребетность», безъядерность его структуры. Нет той «зародышевой» матрицы, которая кристаллизует всю систему отношений избирателей к основным целям и программным моментам своей партии, ее лидерам. По своим политическим ориентациям СПС – довольно аморфное и ситуативное образование, лишенное сколько-нибудь четкой политической или идеологической программы. Оно объединено скорее благодаря своим общим ценностным установкам (декларативное предпочтение западного образа жизни, моделей или стандартов потребления, отношение к работе и Западу в целом, отталкивание от оппонентов), нежели сознательному выбору последовательно демократических идей и принципов, стратегий развития, политических сил и лидеров. По данным опроса, проведенного вскоре после выборов, 56 % избирателей СПС либо ранее вообще не принимали участия в выборах (по разным причинам, в том числе и в связи с ранним возрастом, т. е. в 1995 году не имели требуемых по закону 18 лет), либо не голосовали по
партийным спискам , либо не помнят, за кого именно голосовали (поэтому их политические ориентации можно расценивать как малозначимые). Из оставшихся (менее половины всего числа избирателей) около 33 % составляют бывшие «яблочники», еще 17 % – голосовавшие в 1995 году за НДР, 10 % – за КРО во главе с А. Лебедем, политические воззрения которого никогда не отличались четкостью и определенностью, 6–7 % – за «Женщин России», 5 % – за ЛДПР, и, наконец, совсем уж немногие и точно случайные избиратели голосовали за ДВР и КПРФ (по 2–3 %). Прочие (16 % от тех, кто указал, за кого он отдал голос в 1995 году) голосовали либо «против всех», либо за многочисленные мелкие партии и объединения.
Однако на практике действующее законодательство о выборах депутатов Госдумы устанавливает, что эти выборы проводятся только по
партийным спискам . То есть, получается полный абсурд! Конституция говорит о том, что участвовать в выборах в Госдуму может каждый гражданин, которому исполнился 21 год, а избирательное законодательство, старательно «усовершенствованное» за годы правления тандема Путина – Медведева, гласит, что для участия в выборах надо обязательно войти в какой-либо партийный список. И это при том, что статья 30 Конституции РФ прямо указывает: «никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем».
До введения этой нормы законодательства членов законодательных собраний, избранных по
партийным спискам , в отдельных регионах практически не было. По замечанию Александра Вешнякова, занимавшего в 2002 году пост председателя ЦИК РФ, нововведение стимулировало российскую партийную систему, подготавливая появление партий, ориентированных на реальную постоянную работу на местах в интересах людей.
переход на выборах в Парламент к голосованию как по отдельным кандидатам, так и по
партийным спискам (к смешанной системе выборов) – 9,9 % – июль 2014 г. максимальный показатель среди жителей Брестской области – 18,3 %, минимальный – среди жителей Гродненской области – 2,2 %;
В 2005 г. Президентом РФ был подписан Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», который изменил порядок формирования Государственной Думы в части избрания всех ее депутатов по пропорциональной избирательной системе. Так, согласно ч. 2 ст. 3 Закона, депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы.[1] Целью законодательной инициативы была полная ликвидация на парламентских выборах одномандатных избирательных округов и избирание в дальнейшем всех депутатов Государственной Думы по
партийным спискам по единому федеральному округу. В данном контексте пропорциональная система рассматривается как наиболее оптимальный учет мнений разных избирателей, но такой подход обезличивает депутатов, люди голосуют за партию, а не за ее представителей. Направленный на усиление и стабильность партийной системы переход к пропорциональной системе выборов – важный и ответственный ход Президента РФ в развитии демократических начал становления России как правового государства.
Аналогично возросла роль местных представительных органов. Поставив под ответственность мэров и глав органов местного самоуправления, новое законодательство существенно повысило статус и авторитет депутатов МСУ. Немаловажную роль в усилении значения местных выборов и в усилении роли партии на местном уровне сыграли нормы, предусматривающие возможность предоставления общественным организациям части мест в
партийных списках для участия в выборах. Эта новелла серьезно подстегнула взаимный интерес общественных организаций и партий друг к другу, с одной стороны, и, шире, к выборам – с другой.
Что касается коммунистов, то по
партийным спискам они получили 32 мандата (12,4 %, третье место)72, по округам – 1673. Наибольший процент голосов был набран в Дагестане (54 %), Карачаево-Черкесии (38,58 %), Северной Осетии (36,06 %), Адыгее (28,87 %), в Орловской области (25,69 %)74. В Совете Федерации оказалось 14 представителей КП РФ75.
«Демократическая оппозиция» в лице «Яблока» сделала ставку на популярного экс-премьера Сергея Степашина, который, однако, из-за личных амбиций Явлинского занял лишь второе место в
партийном списке . Целый ряд ошибок, допущенных в период предвыборной кампании, привел к тому, что «Яблоко» получило лишь 5,93 процента голосов избирателей, уступив не только фаворитам гонки КПРФ и «Единству», но и ОВР, СПС и ЛДПР. В то же время правые, сумевшие сформировать коалицию на собственной политической площадке, добились куда более впечатляющих результатов – 8,52 процента голосов избирателей, 33 мандата в Госдуме.[1] Конечно, на фоне КПРФ и «Единства» (24,3 и 23,3 процента) эти результаты не выглядят фантастическими, но в то время они воспринимались как политическая сенсация. Главным результатом выборов стал неожиданный для многих реванш правых, не только поднявшихся после сокрушительного удара в августе 1998 года, но и вернувших себе симпатии значительной части российского электората.
В частности, предусматривалось формирование двухпалатного парламента, что должно было придать бо́льшую устойчивость законодательной власти. При этом механизм формирования верхней палаты не предусматривал прямых выборов. Здесь за основу было взято представительство местностей. Члены верхней палаты должны были избираться в административных учреждениях территорий, в том числе и органами местного самоуправления (губернскими, земскими собраниями) и думами городов. Таким образом, предусматривалась система косвенных выборов верхней палаты. Нижняя палата Государственной думы должна была формироваться по
партийным спискам на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Скорее всего, в основу разработки избирательного законодательства был бы положен опыт проведения выборов Учредительного собрания.
В России после свержения монархии Временное правительство уже в декларации от 2 марта 1917 г. провозгласило созыв Учредительного собрания, а 25 марта было создано Особое совещание для подготовки проекта положения о его выборах. Учредительное собрание было избрано в ноябре 1917 г. по
партийным спискам на основе пропорциональной избирательной системы в составе 707 депутатов. Абсолютное большинство голосов было отдано эсерам. Большевики получили на выборах менее 25 процентов голосов, несмотря на то, что выборы проводились уже после захвата ими власти в стране. Учредительное собрание не смогло принять решений, которые бы определили форму правления и конституционный строй России, так как оно было насильственно распущено большевиками в ночь на 20 января 1918 г., т. е. путем прямого захвата власти вооруженным путем.
Победу одержала партия «Единая Россия», которая заявляла о себе как о партии политического центра, и главным лозунгом которой были слова «Мы за Путина». По
партийным спискам эта партия получила 37,6% голосов. Большинство политологов и политтехнологов предсказывали «Единой России» победу, но с 27–30% голосов, и только несколько экспертов ожидали 32, 33 и 35% голосов. Но «Единая Россия» получила также 104 мандата из 225 депутатских, за которые шла борьба в одномандатных округах. Более того, почти все из шестидесяти трех «независимых» депутатов, которые выиграли выборы в одномандатных округах, присоединились в Думе к «Единой России», как и девятнадцать депутатов, объявлявших себя сторонниками «Народной партии».