Связанные понятия
Семе́йные ми́фы — это социально-психологический феномен, представляющий собой искажённые, несоответствующие реальности представления членов семьи о себе, друг друге и о семье в целом. Внутри этой семьи они согласованы на подсознательном уровне, не подвергаются сомнению и позволяют каждому её члену выстраивать собственную психологическую защиту с окружающими людьми и внутри семьи. Семейный миф, таким образом, — это своеобразный групповой защитный механизм, способствующий поддержанию целостности семейной...
Одино́чество — социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции.
Кризис четверти жизни (англ. Quarter-life crisis) — это период, обычно находящийся в пределах с конца подростковых до ранних тридцатых лет, в котором человек начинает чувствовать сомнение в собственной жизни, которое вызвано стрессом от становления взрослым. Оригинальный англоязычный термин, который также можно перевести как «кризис четвертичного возраста», появился по аналогии с кризисом среднего возраста.
Потреблудие (англ. Affluenza) – термин, используемый критиками консьюмеризма, обозначающий поведение, при котором человек очень много работает и влезает в долги, чтобы постоянно повышать уровень своего потребления. Впервые термин был использован в 1954 году, однако, стал глубже рассматриваться после документального фильма в 1997 году, а позднее с выпуском книги «Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру» (2001 г, пересмотр. 2005, 2014). Эти работы определяют потреблудие как «болезненное, заразное...
Ли́шний челове́к — литературный герой, характерный для произведений русских писателей 1840-х и 1850-х гг. Обычно это человек значительных способностей, который не может реализовать свои таланты на официальном поприще николаевской России.
Упоминания в литературе
Естественно, что большинство людей предпочитает эротическую любовь, а отнюдь не братскую или материнскую. Эта форма рассматривается обычно как привязанность, в основе которой лежит обладание. При этом достаточно часто встречаются двое влюбленных, которые утверждают, что больше ни к кому не испытывают чувства любви. На самом же деле это не любовь, а двойной эгоизм, когда два человека проводят между собой знак тождества. Таким образом, в данном случае проблема одиночества не решается. Напротив, единичный индивидуализм увеличивается вдвое. Такие люди, возможно, не испытывают чувства одиночества, однако на самом деле они отделены от остального мира. При этом каждый из влюбленных отчужден даже от самого себя, и единство трансформируется в чистую иллюзию. Эротическая любовь может считаться предпочтительной, поскольку благодаря ей осуществляется физическое слияние только с одним человеком, но этот человек должен олицетворять все человечество и весь мир: ведь по сути своей все люди одинаковы. Они представляют собой единицы одного целого, поэтому в принципе нет разницы – кого любить. Любовь же – это чистый волевой акт личности, которая решает соединить свою жизнь
с жизнью другого человека. Собственно, на этой предпосылке основывается идея нерасторжимости брачных уз, которая присутствует во многих религиозных системах.
Данный сон говорит о том, что рядом нет человека, на которого вы можете положиться. Все проблемы, которые встают перед вами, приходится решать
собственными силами. Одиночество давно стало постоянным спутником человека в современном мире. Пропасть, разделяющая людей, становится непреодолимым препятствием на пути достижения согласия и нормальных отношений. Создается такое впечатление, как будто все говорят на разных языках. Потеря смысла существования и своей индивидуальности неотвратимо приближает, по мнению многих ученых, конец человеческой цивилизации.
Изменение взаимоотношений с другими людьми . В связи с тем, что алкоголизм подразумевает под собой не только наличие пьяных компаний, но и внутреннее одиночество, больной замыкается в себе, и у него развивается социофобия – боязнь взаимоотношений с другими людьми. В моменты просветления разума от алкогольных паров зависимый человек резко и четко осознает свое различие с нормальными людьми. Становясь перед фактом, что он не такой как все, ущербен как личность, он понимает, что возврат в прежнюю трезвую жизнь очень сложен и тернист. Поэтому намного легче просто снова забыться в алкогольном угаре, чем преодолевать
трудности в отношениях с людьми. Следовательно, изменяется и круг общения. Те люди, которые в интеллектуальном плане превосходят, заранее вычеркиваются из списка потенциальных собеседников.
Второй вариант, конечно, более разумный, когда человек продолжает в себе сознательно поддерживать ощущение информационного голода, продолжает изучать новое, возможно уже не с тем энтузиазмом, какой
был в начале. Такой человек уже никогда не вернется обратно – в серую массу. Ему уже не страшно, а даже приятно и иногда необходимо побыть в одиночестве. Ему перестают быть нужными дополнительные возбуждающие средства в виде внешних раздражителей. Ему становится хорошо с самим с собой. Но на сердце все же не очень спокойно. Оно как будто понимает, что есть что-то большее. Оно чего-то ждет, на что-то надеется…
Я обнаружил, что для психотерапии имеют особое значение четыре данности: неизбежность смерти каждого из нас и тех, кого мы любим; свобода сделать нашу жизнь такой, какой мы хотим; наше предельное одиночество; и, наконец, отсутствие какого-либо
очевидного значения или смысла жизни. Какими бы мрачными ни казались эти данности, они содержат в себе семена мудрости и избавления. Я надеюсь, что мне удалось показать в этих десяти психотерапевтических историях, что можно встретиться лицом к лицу с фактами существования и использовать их энергию в целях личностного изменения и роста.
Связанные понятия (продолжение)
Любо́вная засте́нчивость (англ. love shyness) — термин, введённый психологом Брайаном Джилмартином (Brian Gilmartin) для описания специфической разновидности сильной хронической застенчивости. В соответствии с его определением, опубликованном в книге Застенчивость и любовь: причины, последствия и лечение (1987 г.), любовно застенчивым людям трудно проявлять настойчивость в неформальных ситуациях, которые касаются потенциальных романтических или сексуальных партнеров. Например, у гетеросексуального...
Трёхкомпонентная теория любви (англ. triangular theory of love) — теория любви, разработанная психологом Робертом Стернбергом. В контексте личных взаимоотношений, «тремя составляющими любви, согласно трёхкомпонентной теории, являются близость, страсть и обязательства».
Одича́вшие де́ти (другие названия: ди́кие де́ти, фера́льные де́ти) — человеческие дети, которые росли в условиях крайней социальной изоляции — вне контакта с людьми с раннего возраста — и практически не испытывали заботы и любви со стороны другого человека, не имели опыта социального поведения и общения. Такие дети, оставленные родителями, воспитываются животными или живут в изоляции.
Дискриминация по возрасту , эйджизм (англ. Ageism) — дискриминация человека на основании его возраста. Проявляется в готовности воспринимать адекватно и сотрудничать лишь с теми людьми, кто соответствует некоему заранее установленному критерию возраста.Понятие «эйджизм» ввёл директор национального института старения США Р. Н. Батлер в 1969 году, обозначая им дискриминацию одних возрастных групп другими. Дифференциация социальных статусов и возрастная стратификация во многих Западных обществах и культурах...
Синдром упущенной выгоды (англ. Fear of missing out; сокр. FoMO) — навязчивая боязнь пропустить интересное событие или хорошую возможность, провоцируемая в том числе и просмотром социальных сетей. Четыре человека из десяти испытывали СУВ хотя бы иногда, причём мужчины чаще, чем женщины. По другим данным, боязнь пропустить что-то важное испытывают 56 % людей. Это явление характеризуется непреодолимым желанием постоянно оставаться в курсе дел друзей и знакомых. СУВ также часто называют чувством сожаления...
Воля к жизни ― психологическая сила, призывающая человека к борьбе за выживание. Рассматривается как важный и активный процесс сознательных и бессознательных умозаключений. Особенно сильно проявляется в тех случаях, когда жизни угрожает серьёзная травма или болезнь.
Трансакционный анализ (транзакционный анализ, трансактный анализ, транзактный анализ; сокр. ТА) представляет собой психологическую модель, служащую для описания и анализа поведения человека как индивидуально, так и в составе групп. Данная модель включает философию, теорию и методы, позволяющие людям понять самих себя и особенность своего взаимодействия с окружающими.
Сила жизни (англ. A Life Force) — графический роман Уилла Айснера, изданный в 1988 году. Это второй том из трилогии Айснера («A Contract With God» и «Dropsie Avenue» — первый и третий тома соответственно). Это новый роман по Айснеру на основе спора между человечеством и тараканами.
"В поисках счастья " — это книга, опубликованная в 2002 году Мартином Селигманом. Книга содержит 14 глав, в которых рассматривается: анализ положительных эмоций и методы их закрепления, двойственность человека и влияние характера на чувства, а также реализация положительных качеств в жизни.
Греческая странная волна (греч. Αλλόκοτο κύμα; англ. Greek Weird Wave) — художественное течение в современном греческом кинематографе. Понятие родилось в среде западных критиков, объединивших фильмы под названием «Странной волны» благодаря их общим качествам: эстетической новизне, экспериментированию со стилистикой абсурда, исследованию перформативности и малобюджетности. Основные представители течения — Йоргос Лантимос, Афина Цангари, Александрос Авранас, Экторас Лигизос, Бабис Макридис и другие...
Сча́стье (праславянское *sъčęstь̂je объясняют из *sъ- «хороший» и *čęstь «часть», то есть «хороший удел») — состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого призвания, самореализации.
Теория эффективного общения Дейла Карнеги — это совокупность идей, положений и высказываний американского лектора и оратора Дейла Карнеги, направленные на то, чтобы помочь людям стать успешными и влиятельными в сфере коммуникаций и общения, избежать конфликтов и обрести уверенность в собственных словах и действиях. Идеи Дейла Карнеги были изложены в таких произведениях автора, как: «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей» (How to Win Friends and Influence People; 1936), «Как перестать...
"День рождения мира " (англ. The Birthday of the World) — сборник фантастических рассказов американской писательницы Урсулы Ле Гуин, изданный в 2002-м году. Состоит из восьми историй и авторского предисловия, связанных общей темой отношений полов, семьи, брака и сексуальности. Все рассказы, кроме "Растерянного рая" публиковались ранее. Действие первых шести происходит в мире Экумены, что дает основания отнести весь сборник к Хайнскому циклу.
Свида́ние — одна из форм социального взаимодействия, часть института ухаживания, имеющая целью оценить друг друга на пригодность в качестве партнёра для интимных отношений или брачного союза. Хотя термин имеет несколько значений, обычно он относится к акту встречи и участию по взаимному согласию в некоторой социальной активности публично, вместе, как пара.
Андроцентри́зм (англ. androcentrism от др.-греч. ἀνήρ, anḗr — мужчина + κέντρον, kéntron — остриё (циркуля), средоточие) — глубинная культурная традиция, сводящая общечеловеческую субъективность (общечеловеческие субъективности) к единой мужской норме, репрезентируемой как универсальная объективность, в то время как иные субъективности, и прежде всего женская, репрезентируются как собственно субъективности, как отклонение от нормы, как маргиналия. Таким образом, андроцентризм — это не просто взгляд...
Коэффициент злого мира - это термин, впервые придуманный Джорджем Гербнером. Он описывает явление, при котором контент средств массовой информации, связанный с жестокостью и насилием, заставляет зрителей думать, что они живут в мире более опасном и жестоком, чем он есть на самом деле.
Старость — период жизни человека от утраты способности организма к продолжению рода до смерти. Характеризуется ухудшением здоровья, умственных способностей, угасанием функций организма.
Бостонский брак (англ. Boston marriage) — историческое название совместного долгосрочного проживания двух женщин. Термин использовался в Новой Англии с конца XIX века по начало XX века. Он описывал новый для того времени тип союзов, объединявший стремившихся к финансовой независимости и карьерному росту женщин. Хотя бостонский брак не был напрямую связан с каким-либо видом романтических отношений, он также был популярен среди гомосексуальных женщин как способ сокрытия считавшихся в то время недопустимыми...
«Дорога на Веллесберг » — первый рассказ Сергея Лукьяненко в цикле «Прекрасное далёко». Написан в 1988 году, первая публикация — в журнале «Простор» за 1990 год. Впервые представлен публике на семинаре «Дубулты-89», где вызвал бурную критику. В дальнейшем неоднократно переиздавался во многих сборниках.
Стадии жизненного пути (датск.: Stadier På Livets Vej) — философская работа Сёрена Кьеркегора, вышедшая 30 апреля 1845 года. Книга была написана как продолжение «Или-или». Притом если «Или-или» представляет эстетическое и этическое мировоззрение, то «Стадии жизненного пути» идут дальше, и говорят об эстетической, этической, религиозной стадии жизни.
Ро́дственная душа ́ — образное выражение, называющее человека, к которому другой человек чувствует глубокую или естественную близость. Близость подразумевает сходство друг с другом, любовь, романтические отношения, платонические отношения, комфорт в компании друг друга, тесную связь, половые отношения, духовное родство, совместимость или доверие.
Теория драйверов Тайби Кэлера (англ. Kahler’s drivers theory)— модель в трансактном анализе, впервые описанная Тайби Кэлером в 1974 году в статье «Минисценарий» (англ. «The Miniscript»). Теория базируется на выделении пяти доминирующих контрприказаний, называемых драйверами, которые существенно влияют на поведенческий сценарий. Она тесно связана с другими тезисами сторонников этой модели, в том числе с так называемой теорией О’кейности Томаса Харриса, описанной в его книге «Я О’Кей — Ты О’Кей» (англ...
Психосоциальное развитие , теория — теория психосоциального развития личности, созданная Эриком Эриксоном, в которой он описывает 8 стадий развития личности и делает акцент на развитии Я индивида.
Вдохнове́ние — особое состояние человека, которое характеризуется высокой производительностью, огромным подъёмом и концентрацией сил человека. Как эмоциональный концепт это состояние является типичной чертой и составным элементом творческой деятельности. Нередко оно воспринимается как явление, существующее отдельно от своего носителя, которое приходит ему извне. Как дар высших сил, его уникальность объясняет редкость и кратковременность вдохновения, которое недоступно простому смертному, за исключением...
Трудоголи́зм — термин, обозначающий стремление человека чрезмерно трудиться, выходящее за рамки естественного трудолюбия. Выражает (по аналогии с алкоголизмом) аддиктивный аспект этого качества, то есть болезненную психологическую «трудозависимость». Людей, проявляющих данное качество, называют трудоголиками. Данный термин (англ. workaholic) вошел в обиход вслед за публикацией в США в 1971 г. книги У. Оутса «Исповедь трудоголика».
Теория морального развития Л. Ко́льберга (также Теория нравственного развития или Стадии нравственного развития) представляет собой адаптацию психологической теории, первоначально разрабатываемой швейцарским психологом Жаном Пиаже. Кольберг начал работу над этой темой, будучи аспирантом в области психологии в Университете Чикаго в 1958 г., и развивал эту теорию на протяжении всей своей жизни.
Сценарий , в психологии — жизненный план человека, созданный им ещё в детстве, под значительным влиянием родителей или близких людей.
Несмотря на образ северной страны, где из-за сурового климата люди бывают склонны к суициду, Швеция занимает лишь 51 место в общем списке стран с наибольшим количеством самоубийств (11,7 случаев на 100 тысяч человек населения). Это число постепенно снижается благодаря комплексным мерам по профилактике суицидов, предпринимаемым на национальном уровне. С 2008 года в Швеции действует Национальная программа по профилактике суицидов, цель которой свести количество самоубийств к нулю.
Подробнее: Самоубийства в Швеции
Страх сцены (страх публичных выступлений, страх аудитории) — патологическая боязнь выступать на публике. Является одним из распространенных социальных страхов. Симптомами страха сцены являются сильное сердцебиение, потливость, дрожание голоса, тремор губ и конечностей, зажатость голосовых связок, подташнивание, и др. В некоторых случаях страх сцены может быть частью более общих психологических проблем (фобий), но многие люди испытывают страх сцены, не обладая какими-либо другими психологическими...
Синдрóм Вéльда (или Эффéкт Вéльда) — синдром, развивающийся у детей или подростков в результате длительного увлечения компьютерными играми и характеризующийся желанием подростков избавиться от родителей. Данный термин предложен и впервые описан в работах профессора психологии, академика РАО Асмолова А. Г.
Подробнее: Синдром Вельда
Любовь втроём (фр. ménage à trois, буквально — хозяйство на троих) — форма полиамории, при которой три человека живут вместе и имеют сексуальные отношения друг с другом. Ménage à trois является одним из возможных вариантов группового брака, который на постсоветском пространстве традиционно и безосновательно называют "шведской семьей".
Синдром самозванца (англ. Impostor (imposter) syndrome) — психологическое явление, при котором человек не способен приписать свои достижения собственным качествам, способностям и усилиям. Несмотря на внешние доказательства их состоятельности, люди, подверженные синдрому, продолжают быть уверенными в том, что они — обманщики и не заслуживают успеха, которого достигли. Успехи они, как правило, объясняют удачей, попаданием в нужное место и время или введением других в заблуждение, что они более умны...
Высокая теория воспитания (ВТВ) — устоявшийся термин для обозначения теории воспитания, принятой в Мире Полудня братьев Стругацких. ВТВ не существует в законченном виде, но ряд её положений, предпосылки для её возникновения, ожидаемые трудности с её внедрением сформулированы Борисом Стругацким в offline интервью с Борисом Стругацким.
Нево́льное воздержа́ние (English: incel, incelhood, inceldom) — это невозможность установления интимных отношений или вовлечения в половой акт, по причинам, отличным от осознанного воздержания. Термин используется применительно ко взрослым, которые, несмотря на желание секса, обладают небольшим сексуальным опытом или не имели сексуальных отношений вообще.
Логотерапи́я — один из видов экзистенциальной психотерапии, основанный на поиске и анализе смыслов существования. Разработан Виктором Франклом в середине XX века.
Культура бедности – понятие, принятое в социологии, которое распространяется на идею порочного круга бедности. Данное явление привлекло внимание науки и общества в начале 70-х годов, затем пережило мощный удар критики (Гуд и Эймс - 1996, Бургуа - 2001, Смол, Хардинг, Лармонт - 2010) и вернулось в обращение в начале 21 века. Оно предлагает объяснение, почему бедность существует, несмотря на все программы борьбы с ней.
Фаббинг (phubbing от англ. phone — «телефон» и snubbing — «пренебрежительное отношение») — привычка постоянно отвлекаться на свой гаджет во время разговора с собеседником.
Социальный обмен
эмоциями можно охарактеризовать как явление из области психологии, связанное со стремлением людей рассказать о своих эмоциональных переживаниях и поделиться ими с другими . Иными словами — это процесс повторного переживания эмоций в рамках межличностного взаимодействия. Данный термин был введен французским психологом Бернардом Риме в 1991 году. Он проводил научные исследования, посвященные изучению эмоционального состояния людей после чрезвычайных происшествий или сильных эмоциональных...
Душепопечение (лат. cura animarum) — церковная психология, психологическая помощь священника прихожанину. Часто рассматривается как синоним духовничества. Термин был введён Григорием Двоесловом. В широком смысле душепопечение включает в себя богослужение, в узком — частные беседы с целью выслушать проблему и решить её в соответствии с Священным Писанием и учением Церкви. В отличие от психологической помощи душепопечение как правило не сводится к однократному сеансу, но имеет цель приобщить человека...
Групповой (коммунальный) брак — немоногамный вид совместной жизни, при котором в союз вступают одновременно более двух взрослых, одна из форм поливерности. Участники таких отношений считают друг друга равноправными партнёрами, ведут общее хозяйство, разделяют заботу о детях и т.п. В разговорной речи на постсоветском пространстве такой союз называют «шведской семьей», хотя это выражение не имеет под собой никакого реального основания.
Детство — период человеческого развития, когда человек учится понимать окружающий мир, тренирует необходимые навыки, усваивает культуру своего общества. При этом следует понимать, что детство — не просто фаза человеческого развития, а понятие, имеющее в разные эпохи и у разных народов неодинаковое социальное и культурное содержание. Развитие и социализация ребенка протекают в определенной культурной среде, связанной с другими сторонами жизни общества. Понимание детства меняется с течением истории...
Взгляды Фридриха Ницше относительно женщин ― один из наиболее противоречивых вопросов мировоззрения философа, отношение к которому, по всей видимости, менялось у него на протяжении жизни.
Упоминания в литературе (продолжение)
Эта книга адресована лично вам – женщине, которая хочет быть счастливой. Возможно, мы с вами старые знакомые, и вы читали мои книги «Жизнь после развода. Живу, дышу, люблю» и «Одиночество, прощай! Верю, надеюсь, люблю». Именно они помогли вам пережить боль развода или расставания, найти себе пару, а теперь, создавая новые отношения, вы хотите избежать прежних ошибок, обрести новые знания, чтобы счастливо идти по жизни, гордо произнося прекрасное слово «МЫ». Возможно, вы видели мои книги на полке магазина или в интернете, но так их и не открыли, решив, что они адресованы другим женщинам – одиноким, разведенным, а ваши отношения еще можно спасти. Вы все еще вместе, хотя все меньше ниточек связывают вас друг с другом. Поверьте, вы не одиноки в своих проблемах. Каждый день миллионы людей на Земле соединяются в любви, а потом с болью расстаются, потому что утратили свое чувство. Среди тех, кто успел пожениться, лишь 50 % позже не разводятся. А из тех, кто все-таки продолжают
жить вместе, половина не могут похвастаться полноценным браком. Вот такая неутешительная статистика. Одни сохраняют свой брак из чувства жалости к партнеру, другие – из чувства долга, третьи – из-за страха перед новыми проблемами и необходимостью начинать все сначала. Я же хочу, чтобы вы были счастливы в личных отношениях, чтобы именно вы сохранили волшебную силу любви, которая на разных этапах отношений претерпит изменения, пройдет свои стадии – от любви романтической и страстной, спокойной любви-дружбы до истинной Любви.
Принять такую позицию не всегда легко. Как правило, большинство людей считают, что всего, чего они добились в жизни, – это лишь их заслуга. Они делают выбор, несут ответственность, контролируют свою жизнь. Только столкнувшись с ситуациями бессилия, тяжелыми жизненными испытаниями, люди начинают думать иначе. Успех и неудачи, болезни и здоровье, отношения и
одиночество – все имеет свое начало и развитие в судьбах предыдущих поколений. Как правило, люди начинают прислушиваться к голосу души после тяжелых жизненных испытаний. Удары судьбы, неудачи, болезни, проблемы в жизни детей – все это заставляет человека искать ответы и прислушиваться к чему-то большему.
Но женщина
может быть счастливее в одиночестве, чем в семье, потому что она может найти связь с землей и без мужчины; наличие мужчины не так критично. Она способна быть более независимой, чем мужчина – и она более независима на самом деле.
В «Семейном портрете в интерьере» Л. Висконти предлагает интересную драматургическую модель. События фильма происходят в замкнутом пространстве старинных апартаментов. И хотя внешний мир прорывается сюда только в репликах героев, отголосках их споров, это история открытых драматических конфликтов. Яркие характеры всех пяти персонажей позволяют при желании проследить линии их судеб, при этом все они могли бы свидетельствовать о резких переменах в обществе, от которого закрылся Профессор. Мир потерял равновесие, он полон лжи, предательства, грязных тайн. Попытки установить семейные, человеческие связи практически тщетны, они рвутся на глазах. Память семейных традиций остаётся романтическим воспоминанием, которое согревает и умиротворяет эстетической красотой, но не спасает
от одиночества. Контекст реальной жизни за стенами семейного интерьера значительно страшней. Каков выход? Для Л. Висконти он зависит от каждого в отдельности – от духовной готовности чувствовать, понимать, принимать ближнего, но он драматичен в любом случае.
Как правило, кризис идентичности сопровождается негативными эмоциональными переживаниями, желанием изменить себя и ситуацию и поиском путей к этому. Э. Эриксон рассматривал проблему «боязни диффузности идентичности», когда юношу одолевают сомнения относительно своего места в обществе, своих возможностей и
перспектив. Молодые люди в состоянии острой диффузности идентичности ощущают тревогу, чувствуют себя изолированными от мира, опустошенными, неспособными сделать выбор, принять решение. Юноша становится очень чувствительным по отношению к самому себе и к требованиям общества, он старается скрыть свое столь ранимое Я и убежать в одиночество от возможных разочарований. И только когда юноша примет сам себя, утвердится в себе, почувствует силы нести ответственность за свой выбор и свои решения, тогда он будет готов к близости с другими. При этом субъективными факторами, предрасполагающими к выходу из кризиса и к формированию зрелой идентичности, являются низкая самопривязанность, интернальность и высокая рефлексия.
Именно это глубинное одиночество приводит их подчас к тяжелым зависимостям. Причем диапазон у этих зависимостей может быть огромен – от алкоголизма до фанатичной приверженности спорту и здоровому
образу жизни. Но причина психологического недуга отлична от мотивов людей Второго Измерения: им не нужно выплескивать и отдавать эмоцию, а напротив, они максимально стараются ее задавить. Убрать с глаз, ибо эмоция заставляет их страдать еще больше, еще острее переживать свое одиночество и обреченность быть непонятым никогда. «С глаз долой – из сердца вон» – этот лозунг придумали они, люди Третьего Измерения.
Их пренебрежительное отношение к
людям Второго Измерения нередко делает их жизнь одинокой, и даже в толпе они могут чувствовать себя, как в пустыне. Их чувственные переживания находятся где-то глубоко внутри, и это позволяет им культивировать в себе ту чрезвычайную сложность ума, которая и является их визитной карточкой. Их самомнение – обратная сторона тоски и одиночества, наличие которых они либо не признают вообще, либо считают их неотъемлемой частью своей сложности.
Говорение как способ избежать одиночества или вытеснить его на периферию сознания может в женской прозе выглядеть как противопоставление речи внешней – речи внутренней. Это та форма взаимодействия с реальностью, которая не контролируется внешним миром, обществом и поэтому доступна каждому, каждой, всем. Но особенно она свойственна женщинам и детям как носителям определенного особого знания о мире. Это особое знание-ведение присутствует в текстах как игровое и воображаемое начало, имеющее целью ввести мир в заблуждение относительно собственного «Я» или, наоборот, доказать несостоятельность внешнего, негативного перед внутренним позитивным[30]. Примером этому служит блестящий рассказ О. Комаровой «Комаровство»[31],
где героиню окружающие воспринимают как «серую мышку» которая никому не интересна и которую более яркие ее подруги используют для того, чтобы она посидела с ребенком, пока они радостно бегают на свидание. И никто не знает, что она «внутри себя» – жена легендарного разбойничка Комарова из старинного городского жестокого романса и почитательница и последовательница волшебного бога Бальдра – героя старинной Эдды.
Человеческие отношения, в сущности, являются отношениями отчужденных автоматов, каждый из которых основывает свою безопасность на том, чтобы держаться поближе к стаду и не отличаться от других в мысли, чувстве или действии. Хотя каждый старается быть как можно ближе к остальным, каждый остается крайне одиноким, проникнутым глубоким чувством небезопасности, тревоги и вины, которые всегда появляются там, где человеческое
одиночество не может быть преодолено.
В следующей, второй главе Книги Бытия в центре внимания вновь оказываются отношения между полами – однако теперь в рамках более подробного описания взаимной устремленности мужчины и женщины. Бог творит Адама, вверяет ему райский сад (Быт. 2: 8), однако в этом
идеальном мире первый человек остро ощущает свое одиночество и неполноту. «Горе одному!» – восклицает Екклесиаст (Еккл. 4: 9), и эта пронзительная боль одиночества, хорошо знакомая каждому из нас, может быть исцелена только общением с подобным себе. При описании полноты и красоты создаваемого мира неоднократно звучат слова «и увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1: 10, 12). Однако теперь мы впервые слышим о его несовершенстве: «не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2: 18). Эту фразу можно перевести и иначе: «сотворим ему восполняющего» – того, с кем он может достичь полноты жизни, обрести новое качество бытия, стать самим собой.
Человек проходит через различные стадии в отношениях с противоположным
полом. Одиночество. Пара. Семья. Любовный треугольник. И снова одиночество. Почему, даже притянув в свою жизнь нужного нам партнера, мы не умеем сохранить наши отношения? И почему цепляемся за партнеров, когда любовь ушла и отношения давно изжили себя? Какие силы нас ведут, что движет нами и как не поддаться семейным сценариям, системным переплетениям и превратностям судьбы?
Будущее девушки в первом варианте – большая семья, муж и дети. Она поглощена ежедневными заботами и не думает о карьере, потому что семья составляет для нее счастье, а карьера – прерогатива мужчины. Такая женщина вкладывает все свои неисполненные желания в детей. А потому они посещают те кружки, на которые не ходила мама, их подталкивают к выбору карьеры, о которой когда-то она мечтала. Счастье управления детьми у таких женщин длится до тех пор, пока, вырастая, сын или дочь не захотят иметь собственные желания и мнение. Тогда разражается скандал, который
может выйти за пределы семьи, если выросший ребенок уже достиг каких-то высот. И дети начинают судиться с родителями, чтобы обрести свободу в судебном порядке, поскольку женщина, отдавшая лучшие годы своей жизни детям, остается ни с чем. И уход ребенка из дома – это фактически одиночество в выжженной пустыне, поскольку у такой женщины никогда не было собственных желаний и интересов, у нее и сейчас, когда они выросли, нет собственных занятий. И чтобы жить, она борется с детьми, стремясь хотя бы отвоевать внуков, чтобы занять те бесконечные часы, когда она остается одна.
Мы не можем изменить саму суть мужской натуры. Поэтому: или мы принимаем его, четко представляя, что именно можем от него ждать, а чего не получим ни в коем случае, или – не жалуемся на придуманное нами же
мужское предательство и последующее одиночество.
Кто бы ни был рядом с вами, помните: этот человек не является совершенным и никогда не станет таким. Никто из нас не станет. Ждать от своей второй половинки только самых-самых позитивных эмоций и постоянного, абсолютного, безоговорочного понимания – это грубейшая ошибка. За нее расплачиваются разочарованием и одиночеством. Вам, особенно если вы – закоренелый эгоист, необходимо учиться бескорыстно вносить свой душевный, духовный и интеллектуальный вклад
в отношения с любимым человеком.
Чтобы подвести каждого из нас к большему осознанию происходящих с мужчиной перемен и его мучительных исканий, мне придется раскрыть мужские тайны. Я написал о них так, чтобы они были более понятны женщинам. Некоторые из этих
тайн могут оказаться новыми для самих мужчин, и все же я не сомневаюсь: каждый мужчина, читатель этой книги, согласится с тем, что они указывают на травмы, которые он носит в своем одиноком, наполненном страхом сердце. Если мы не в силах ничего сделать с уязвленностью и страхом, то, по крайней мере, можем покончить с одиночеством.
После ухода мужа из семьи
женщина, как правило, ещё больше замыкается на ребёнке, концентрирует на нём все свои энергии. Это усугубляет процесс одиночества и увеличивает проблемы ребёнка. Мать может требовать к себе постоянного внимания и заботы, желать, чтобы ребёнок был постоянно в её обществе. Она будет стремиться находиться в курсе его личной жизни.
Многие люди идут на второй брак, чтобы избавиться от накопившихся старых неприятностей или финансовых затруднений. Впрочем, какими бы светлыми ни были побуждения, они не дают гарантии счастья. Брак не устраняет личные страдания, не всегда помогает убежать от безденежья и не может избавить от одиночества. Почему? Потому
что обычно люди создают семью, исходя, прежде всего, из своих собственных соображений и желаний, а не для того, чтобы принять потребности партнера. Былые переживания и ощущения переходят с нами и в новый брак, почему-то не растворяясь в свадебном празднестве.
Если женщина не найдёт в себе силы осознать свою истинную суть, не станет успешной даже в принятии себя к этому моменту – она обречёт себя на внутреннее одиночество. И оно
станет не просто образом жизни, а духовной частью её самой.
В жизни много прекрасного, но и трудности есть всегда. Вглядитесь в лица людей вокруг. Скорее всего, на многих из них будут отражаться напряжение, разочарование, волнение. Да и в вашей жизни наверняка были поводы для грусти. Боль бывает разной: легкое одиночество или смятение; умеренный стресс и злость; серьезные травмы, мучения. Когда мы в этой книге говорим о страдании, то подразумеваем весь этот спектр переживаний. Страдание может быть несильным, но хроническим: фоновое ощущение тревоги, раздражительность, неудовлетворенность. И желание от этого избавиться, сменить на удовлетворение,
любовь и умиротворенность совершенно естественно.
Обособление и разъединение вызывают чувства одиночества и беспомощности, ощущение себя маленьким и слабым в огромном враждебном мире. Человек, единый со всем, счастлив и здоров. Болезням не нужно приходить его вразумлять. Единственное,
что ему необходимо, – это быть самим собой, т. е. быть личностью.
Отказ от реальности в пользу иллюзий
может привести к одиночеству и затворничеству. Вам будет довольно сложно впустить в свое пространство мужчину, не соответствующего идеальному представлению. Мечта из двигателя может в любой момент превратиться в тормоз (идеал-якорь). Вы уже не идете за своей мечтой. Вы просто ждете чего-то. Чем дольше вы ждете, тем меньше шансов воплотить мечту в реальность. Иллюзия отбирает у вас надежду на реальное счастье. Вы, точно под действием сильнодействующего препарата, теряете силу воли и проваливаетесь в мягкую, затягивающую иллюзию бытия. Все происходит само собой. Вам кажется, что не нужно бороться с пугающей реальностью. Достаточно лишь погрузиться в фантазию и обрести устойчивое равновесие. Вы лишь выбираете из предложенных вариантов тот, который вам больше нравится. При этом вам ничего не нужно делать. Есть лишь одно существенное НО. Когда вы очнетесь от грез, то может оказаться, что вы упустили свой шанс на реальное счастье.
Самое распространенное заблуждение думать: «Моя проблема самая уникальная! Такое могло случиться только со мной! Я одинока в своих заблуждениях!» Не мудрено, что такая установка уже сама по себе вызывает невыносимое чувство тоски и одиночества. Состояние безысходности обладает колдовской силой. Однажды почувствовав себя загнанной в тупик, сложно освободиться от страха новых жизненных разочарований и новой душевной боли. Оказавшись у собственных страхов и одиночества в плену, начинаешь терять веру в себя. Возможность что-либо изменить начинает казаться чем-то нереальным… Что и говорить! Одиночество и страхи влияют на нас крайне пагубно! К тому же, они
имеют множество масок. Чувство одиночества не так-то просто различить! Самому человеку порой бывает сложно понять, что он попался в ее коварную ловушку. Именно поэтому мы так нуждаемся друг в друге!
Наша страна в изучении, лечении и понимании этих проблем отстает от родины Кэй Джеймисон США не на одно десятилетие. О психических расстройствах часто шутят, ими пугают, но их едва ли воспринимают всерьез. Больные,
боясь быть отвергнутыми обществом, страдают от недостатка квалифицированной помощи и информации, от одиночества. То, что маниакально-депрессивное расстройство, – не приговор, если соблюдать определенные правила и подобрать верное лечение, знают немногие.
Таким образом, мы считаем, что, являясь механизмом освобождения людей от страданий, разъединенности, изолированности и одиночества, средством соединения с Единым, Духовный Путь является и механизмом управления, порабощения, деградации, дегенерации и страдания
людей. Может быть, поэтому и не все люди по нему идут? Одни боятся порабощения, а другие единения! И то и другое вызывает сопротивление у большинства граждан планеты. Но не идти Духовным Путем – тоже дорожка в бездну. Как быть? Решайте сами! Для тех, кто не может ничего решить, – предлагается религия!