Связанные понятия
«Комета » (англ. Tank, Cruiser, Comet I), A34 — британский средний крейсерский танк времён Второй мировой войны, выпускавшийся с 1944 по конец 1945 года. Дальнейшее развитие крейсерского танка Mk.VIII «Кромвель». Вооружён орудием 77 mm HV, модификацией 17-фунтовой противотанковой пушки (англ. Ordnance Quick Firing 17-pounder) HV (англ. High Velocity), более лёгкой по массе и с меньшей длиной ствола, чем оригинальный вариант, но обладающей не намного меньшей бронепробиваемостью (во избежание путаницы...
ИЗ (Ижорский Завод) — советский импровизированный бронеавтомобиль времён Великой Отечественной войны. Воевал на Ленинградском фронте.
Самоходная мина «
Голиаф » (нем. Sonder Kraftfahrzeug — Зондер крафтфарцойг, т. e. спецмашина, сокр. Sd.Kfz. 302/303a/303b/3036) — немецкая наземная гусеничная самоходная мина. Танкетка без экипажа, управляемая по проводy на расстоянии.
Колёсно-гусеничные танки — танки с колёсно-гусеничным движителем, у которых для осуществления движения на колёсах гусеницы необходимо было снимать, задние опорные катки при этом становились ведущими.
Многобашенная компоновка (англ. multi-turret layout) — разновидность компоновочных схем бронетехники, при которой огневые возможности и огневая мощь проектируемой единицы бронетехники усиливаются путём увеличения количества башен. Практиковалась в межвоенный период и в самом начале Второй мировой войны с 1920-х по 1940-е годы.
Упоминания в литературе
Вот, собственно говоря, и все переделки. Объем работ относительно небольшой, техническая сложность их тоже не запредельная. В результате танк изрядно скинет вес – только за счет снятой башни, как минимум, тонну, – следовательно, резко прибавит в надежности и ресурсе ходовой части и трансмиссии, да и мотору полегче будет, отсюда опять же и повышение его надежности, и увеличение моторесурса. И получится из устаревшего, перетяжеленного и малоэффективного пушечного танка вполне так даже ничего
себе новая боевая машина – более надежная, с ощутимо увеличенным техническим ресурсом и межремонтным пробегом, а главное – гораздо более эффективная в боевом применении, причем не только по самолетам, но и по вражеской пехоте. Впрочем, если уж у «настоящих танкистов» рука не поднимается курочить пушечные Т-26, можно пока начать переделки с их совсем устаревших – двухбашенных пулеметных и пушечно-пулеметных модификаций, тех, у которых в левой башне пулемет ДТ-29, а в правой 37-миллиметровая пушка Гочкиса установлена. Думается, на это ревнивые поборники бронетехники согласятся скорее.
В 1934 году на производство был поставлен более совершенный образец химического
танка XT-130. Он был спроектирован на базе одноба шейного Т-26 выпуска 1933 года. Башню танка сдвинули вправо, а с левой стороны, как и у XT-26, установили специальное оборудование. Конструкция огнемета усовершенствовали – дальность выброса струи теперь достигала 50 метров. До 1939 года промышленность выпустила 324 ХТ-130, после чего его сменил ХТ-133, созданный на базе Т-26 с конической башней и подбашенной коробкой с наклонными стенками.
Однако на первых же испытаниях у необычного вездехода обнаружилась очень плохая курсовая устойчивость – его все время заносило в сторону. Поэтому три года спустя на базе узлов и
агрегатов ГАЗ-66 разработана новая версия вездехода – ЛФМ-РФД-ГПИ-72. В отличие от предыдущей модели, правый и левый роторы были разделены на два сектора, вращающиеся в разные стороны. Именно это позволило машине во время движения не уклоняться от заданной траектории.
Из полуфантастических проектов отметим попытку в 1931 году вооружить Р-3ЛД 20-мм автоматической пушкой РМ («Рейнметалл»), которую планировалось поставить на месте пулемета по левому борту. Хотя КБ-2 завершило проект к октябрю 1931 года, однако даже
опытный образец строить не стали[26].
17 августа 1942 г. в 15 ч. 20 мин. на свое первое задание в Европе в небо поднялись 12 бомбардировщиков В-17Е 97-й бомбовой группы 8-й воздушной армии США под охраной звеньев «Спитфайров» Королевских ВВС. В машине командира группы летел бригадный генерал Эйкер, 46-летний выходец из Техаса, опытный профессиональный летчик, командир 8-й бомбовой команды (официально наименования 8-й воздушной армии тогда еще не существовало).
Его машина имела подходящее название – «Янки Дудл» (Yankee Doodle)[31]. Целью атаки была сортировочная железнодорожная станция в Гавре, на левом берегу Сены. С высоты 7000 метров эти «Летающие крепости» сбросили свой 16,5-тонный бомбовый груз и все до одной вернулись назад невредимыми. Главной задачей этой операции была «обкатка» экипажей в боевой обстановке. Она подтвердила американскую концепцию дневных налетов, от которых и англичане, и немцы отказались в свое время из-за больших потерь.
Связанные понятия (продолжение)
Объект 172-2М «Буйвол» — советский опытный основной боевой танк. Создан в конструкторском бюро Уралвагонзавода. Серийно не производился.
«Чёрный орёл » («Объект 640») — российский проект перспективного основного боевого танка, разработанного в 1990-е годы Омским конструкторским бюро транспортного машиностроения. Опытный образец впервые был продемонстрирован в 1997 году и представлял собой модифицированную ходовую часть танка Т-80У с установленной на ней башней новой конструкции. В дальнейшем был создан опытный образец с башней, установленной на семикатковое шасси. Серийно не производился. Во время демонстраций опытных образцов танка...
Jaguar — основной боевой танк, созданный Китайской национальной корпорацией по импорту и экспорту машин (СМЕС) совместно с американской компанией "Textron Marine & Land Systems" в 1989 году на базе танков Т-54/55 и «Type 59» для экспорта в страны третьего мира.
Подробнее: Ягуар (танк)
«Тунджа »/«Тунджа-Сани» — самоходный миномёт на базе лёгкого бронированного тягача МТ-ЛБ.
Бронеавтомобиль Вонлярлярского — российский экспериментальный пулемётный бронеавтомобиль периода Первой мировой войны. Построен по проекту прапорщика Вонлярлярского в 1915 году в единственном экземпляре. Отличался большой оригинальностью и конструктивным новаторством, однако в силу высокой сложности изготовления и связанной с этим высокой стоимости не был принят к серийному производству.
Крейсерский танк , также кавалерийский танк или быстрый танк (англ. Cruiser tank, а также cavalry tank или fast tank) — танк с лёгкой бронёй и небольшими орудиями, созданный для быстрого проникновения в тыл противника и нанесения урона противнику путём неожиданных атак.
«Luchs» (нем. Luchs — рысь; полное обозначение — Panzerkampfwagen II Ausführung L «Luchs») — немецкий лёгкий танк периода Второй мировой войны, разработанный в 1940—1942 годах фирмами «Daimler-Benz» и «MAN».
Подробнее: Лукс (танк)
Сверхтяжёлые танки — танки, массо-габаритные параметры которых выходят за рамки принятых для тяжёлых танков. Обычно к таковым относят образцы бронетехники огромных размеров и массой свыше 75 тонн.
Подробнее: Сверхтяжёлый танк
Самодвижущееся орудие (СДО) — артиллерийское орудие с агрегатами самодвижения, которые позволяют ему самостоятельно осуществлять во время боя перемещение на небольшие расстояния; на значительные расстояния транспортируется артиллерийским тягачом, аналогично стандартным буксируемым орудиям. Благодаря возможности самодвижения (и, как следствие, быстрой самостоятельной смены огневых позиций) постоянно находится в боевых порядках пехоты и имеет постоянную возможность вести стрельбу прямой наводкой.
Конструкция танка — совокупность технических (конструктивных) решений и инженерных узлов, определяющая тактико-технические и эксплуатационные характеристики танка.
Противокумулятивный экран — элемент пассивной защиты броневого и танкового вооружения и техники, предназначенный для предотвращения или уменьшения разрушительного действия кумулятивной струи противотанковых средств.
Самоходная мортира «
Карл » (нем. Gerät 040 — изделие 040; после модернизации — нем. Gerät 041) — немецкая тяжёлая самоходная мортира периода Второй мировой войны. Всего было построено семь экземпляров. Использовались при штурме крепостей и сильно укреплённых позиций противника.
Marienwagen II — первый германский полугусеничный бронеавтомобиль (тяжёлый по массе), созданный на базе артиллерийского тягача Marienwagen II вскоре после окончания Первой мировой. Выпущен небольшой серией, предположительно в 10 машин.
Подробнее: Мариенваген II (бронеавтомобиль)
Лёгкий танк Mk.VII «
Тетрарх » (англ. Light Tank Mk.VII «Tetrarch», от англ. tetrarch — «тетрарх»), A17 — британский лёгкий аэротранспортабельный танк времён Второй мировой войны для воздушно-десантных войск; в частности, их можно было высаживать при помощи десантных планеров типа «Гамилькар».
Артиллерийский танк (также арттанк, АТ) — термин, которым в 1930-х годах в Союзе ССР обозначали некоторые специальные танки (танки особого назначения), как вид танков по классификации, с тогда относительно новым для танков артиллерийским вооружением крупного калибра, предназначенные для артиллерийской поддержки пехоты и основных танков.
История танков начинается в годы Первой мировой войны, когда были созданы первые образцы этого нового вида вооружений, возможности которого были быстро оценены воюющими сторонами. С тех пор активно развивались как конструкция танков, так и тактика их применения, взгляды на которые многократно менялись. Со времён окончания Первой мировой войны танки постепенно получили распространение практически во всех странах, содержащих сколько-нибудь значительные вооружённые силы и, начиная с середины XX века...
Подвеска Кристи , или свечная подвеска, — вид независимой подвески с винтовой цилиндрической пружиной, изобретённый американским инженером Джоном Кристи для колёсно-гусеничных танков собственной конструкции. Динамический ход подвески Кристи оказался существенно большим по сравнению с традиционной рессорной подвеской, что позволило танкам иметь большую скорость перемещения по пересечённой местности и меньшую высоту (более низкий профиль). Подвеска Кристи была впервые использована им в танке M1928 и...
Панцершрек (нем. Panzerschreck — «ужас танков»; официально RPzB. 54, от Raketenpanzerbüchse — «реактивное противотанковое ружьё») — немецкий ручной противотанковый гранатомёт. Был снабжён щитком, в отличие от базовой версии «Офенрор» (Ofenrohr — «печная труба»; официально RPzB. 43).
Безбашенная компоновка — наиболее ранняя, появившаяся вместе с первыми танками разновидность компоновочной схемы бронетехники (БТВТ), в которой башня у проектируемых образцов бронетехники отсутствует как таковая. Обладает рядом преимуществ и недостатков в сравнении с танками, спроектированными по классической компоновочной схеме. Исходно, практически все серийные танки были спроектированы по безбашенной компоновочной схеме, однако с появлением и широким внедрением в практику танкостроения вращающихся...
Рациональное бронирование (также бронирование с рациональными углами наклона бронелистов, рациональный наклон брони или просто наклонное бронирование) — конструктивная схема бронирования боевых машин, рассчитанная на повышение стойкости бронелиста за счёт расположения его под наклоном к расчётной траектории полёта поражающего боеприпаса. Технический смысл схемы состоит в том, что при попадании в наклонный броневой лист снаряд должен пробить слой брони, равный толщине бронелиста, поделённой на косинус...
Мостоукладчик — это шасси транспортного средства, оборудованное механизмами и устройствами для транспортирования, установки на преграде и снятия с неё мостовой конструкции или мостового блока.
Бронещит — защитное устройство, устанавливаемое на оружие (например, пулемёт или орудие). Используется для защиты расчёта орудия от пуль и осколков. Также бронещитом называется устройство из подручных материалов, иногда использующееся в поле для защиты стрелка от огня.
Зенитный гранатомёт — носимое средство противовоздушной обороны пехоты. Представляет собой реактивную систему залпового огня, стреляющую с плеча неуправляемыми реактивными снарядами по низколетящим летательным аппаратам. Являлся предшественником переносного зенитно-ракетного комплекса, но не мог сравниться с ним в эффективности и за исключением одной модификации периода Второй мировой войны (Luftfaust-B) никогда не выходил за пределы стадии опытно-конструкторских работ или полигонных испытаний.
Полугусеничный мотоцикл — мотоцикл, с целью улучшения проходимости и, как правило, тяговых свойств оснащённый полугусеничным движителем. Полугусеничные мотоциклы стали разрабатываться практически одновременно с полугусеничными автомобилями, с конца 1920-х годов, однако широкого распространения не получили, а в серию за всю историю таких машин пошли лишь немногие их модели.
Конический ствол — ствол ручного или артиллерийского оружия, имеющий внутренний конический (сужающийся) переход от задней части ствола к передней. Диаметр части конуса, обращённой к казённику ствола, больше, чем диаметр части конуса, обращённой к дульному срезу.
Манёвр огнём — перенос огневого воздействия своих сил в ходе боя с одних участков на другие без смены огневых позиций. Может осуществляться по фронту и/или в глубину, применяется для сосредоточения поражающего эффекта на приоритетных целях или для рассредоточения огня по нескольким распределённым объектам. Рассматривается как один из важных факторов обеспечения огневого превосходства над противником.
«Ромбовидный» танк — собирательное название танков, построенных по «ромбовидной» схеме. Своё название получили из-за характерной формы охватывающего корпус гусеничного обвода, сходного по форме с параллелограммом (или ромбом). Вооружение чаще всего размещалось в спонсонах, башни или боевые рубки отсутствовали. Классическими представителями данного семейства являются практически все британские тяжёлые танки 1916—1921 годов — серии Mk I — Mk IV, Mk V — Mk V**, Mk VII, Mk IX, британо-американский Mk...
Реликт — российский модульный комплекс динамической защиты третьего поколения разработки НИИ Стали, принятый на вооружение в 2006 году для унификации танков Т-72Б2 «Урал», Т-90СМ и Т-80 по уровню защищённости. Представляет собой эволюционное развитие советского комплекса динамической защиты «Контакт-5»; предназначен для модернизации бронетехники средней и тяжёлой весовой категорий (боевой машины БМПТ, танков Т-80БВ, Т-72Б, Т-90) для обеспечения защиты от большинства современных ОБПС западного производства...
Танк прорыва — функциональная разновидность танков межвоенного периода, предназначенных для преодоления укреплённой линии обороны противника на тех направлениях и участках фронта, где военным командованием было запланировано проведение стратегических наступательных операций с развитием наступательной инициативы вглубь занимаемой противником территории. С точки зрения военной науки указанного периода и теорий боевого применения бронетанковых сил, танки прорыва предназначались для действий в первом...
Дифференцированная бронезащита или дифференцированное бронирование — классификационный термин конструкции боевых бронированных машин (ББМ), таких как танки, самоходные артиллерийские установки, бронетранспортёры, боевые машины пехоты и бронеавтомобили.
Автомат заряжания — механизм артиллерийских орудий среднего и крупного калибров, производящий перезаряжание, удаление стреляных гильз, а также загрузку и разгрузку боеприпасов.
«Обжимка » — советское 120-мм самоходное артиллерийское орудие. САО было создано на шасси лёгкого танка Объект 934. Разработано в специальном конструкторском бюро Пермского машиностроительного завода имени Ленина под руководством ЦНИИ «Точмаш». Серийно не выпускалось.
Мортира-миномёт (англ. gun-mortar) — артиллерийское орудие промежуточного типа между мортирой и типом артиллерийской системы, которую в настоящее время называют миномётом — обладающее коротким стволом (с длиной ствола меньше, чем 15 калибров), заряжаемое с дульной или с казённой части ствола и установленное на массивной плите (причём импульс отдачи передаётся плите не напрямую от ствола, а косвенно - через конструкцию лафета). Данный конструкционный тип получил значительное распространение во время...
Положение «танк в окопе» — огневая позиция танка, при нахождении на которой во фронтальной зоне видимости находятся только ствол и лобовая часть башни танка, тогда как остальные его части полностью скрыты. По оперативно-тактическим нормативам скрытый таким образом танк соответствует трём-четырём танкам неукрытым .
На заставке фотография предшественника — также четырехосного бронеавтомобиля Sd.Kfz.232 (8-Rad), но на другом шасси.
Подробнее: Пума (бронеавтомобиль)
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина (БРЭМ) — специальный танк, класс бронированных (броневых) боевых машин, основным назначением которых является техническое обслуживание, ремонт неисправных и повреждённых или эвакуация застрявших или повреждённых танков, броневых транспортеров (БТР), БМП, БМД, САУ и тому подобное, в том числе — и в условиях огневого противодействия противника.
Буксируемое орудие (БО) — несамоходное артиллерийское орудие на колёсном или гусеничном лафете.
Многоствольная компоновка — разновидность компоновочной схемы бронетехники, при которой основное вооружение единицы бронетехники включает в себя более одной пушки, орудия или миномёта, либо одну или несколько многоствольных артсистем (не считая дополнительного ствольного вооружения, такого как пулемёты различного типа или устанавливаемые снаружи безоткатные орудия). В силу ряда причин технического и технологического характера, многоствольная компоновка применяется, главным образом, при создании самоходных...
Малый танк , согласно советской классификации 1930-х годов — танк (обычно плавающий), имевший массу до 5 тонн и оснащённый исключительно пулемётным вооружением, размещённым в башне (в отличие от танкеток, к которым относились вооружённые пулемётами машины со схожими массовыми характеристиками, не имевшие башен); занимал промежуточное положение между танкетками и лёгкими танками. Малые танки предназначались для разведывательных действий в интересах танковых или общевойсковых частей и соединений, обеспечения...
Полковое орудие , также используются термины пехотное орудие, орудие сопровождения пехоты — артиллерийское орудие, полагающееся по штату для усиления огневой мощи стрелкового, моторизованного или кавалерийского полка. Официально классификация орудий на полковые, дивизионные и т. д. существовала в армии Российской империи и в Рабоче-Крестьянской Красной Армии. После окончания Великой Отечественной войны эти термины постепенно вышли из употребления. Хотя в армиях других стран существовали образцы артиллерийского...
Танк на воздушной подушке (также, по документам завода, «Земноводный подлетающий танк») — проект советского лёгкого танка 1930-х годов. Как следует из названия, отличительной особенность машины — использование в качестве движителя воздушной подушки. Проект разработан на Московском авиационном заводе № 84 в 1937 году, но дальше изготовления макета работы не продвинулись.
Малахит — российский модульный комплекс встроенной динамической защиты четвёртого поколения разработки НИИ Стали, использующийся в боевых машинах семейства «Армата» (танк Т-14, БМП Т-15 и др.)
Спа́ренная установка — разновидность пулемётного или пушечного вооружения, включает пушку с двумя стволами (две одноствольных пушки или одну двухствольную) или два пулемёта и более, установленные на общем основании и с общими механизмами наведения и прицелом/ами. Широкоиспользуемая разновидность оружия для противовоздушной обороны от скоростных и/или быстро маневрирующих воздушных целей и для стрельбы по другим быстродвижущимся целям.
Гаубица-пушка или Пушка-гаубица — артиллерийское орудие, способное выполнять функции как гаубицы, стреляющей преимущественно по навесной траектории, так и пушки, стреляющей преимущественно по настильной траектории. С гаубицей это орудие сближает большой угол возвышения (порядка 60—70°) и использование раздельного заряжания с переменным зарядом. С пушкой — значительная длина ствола (не менее 24 калибров для гаубицы-пушки и более 30 для пушки-гаубицы) и, соответственно, высокая начальная скорость...
Дрозд (комплект 1030M-01) — советская система активной защиты танков разработки ЦКИБ СОО (системa вооружения), ОКБ ТЗЭ (радиолокационный приборный комплекс), КБ Трансмаш (установкa комплекса на танк), НИТИ(Б) (взрыватели).
Упоминания в литературе (продолжение)
В августе 1940 года все эскадры и авиагруппы специального назначения получили приказ находиться в состоянии боевой готовности для операции «Морской лев», то есть вторжения в Англию. Последняя находилась на острове, поэтому роль воздушно-десантных войск в данном случае должна была стать не вспомогательной, а решающей. Именно для высадки на Британских островах, учитывая успешный опыт
применения планеров в мае 1940 года, германское командование приказало срочно организовать производство для люфтваффе планеров большой вместимости. Но об этом будет рассказано ниже…
Эксплуатация судна началась со 2 апреля 1912 г. в Белфастском заливе. Совершив несколько маневров и определив максимальную возможную скорость, приемная комиссия определила диаметр циркуляции, когда судно, идущее по прямой линии полным ходом, перекладывает руль на левый или правый борт и описывает круг. Диаметр круга оказался равен 3850 футов (больше одного километра). Никто не мог и предположить, что судно повторит этот маневр менее чем через две недели, но уже при трагических обстоятельствах. Сам маневр мог быть намного эффективнее, если бы был испытан выполняемый в условиях крайней необходимости ускоренный поворот судна с помощью машин и винтов. У «Титаника» были установлены три винта. При необходимости срочного поворота влево судна, идущего
полным ходом, необходимо было крайнему левому винту дать полный задний ход, остановить средний винт и сохранить полный ход вперед у правого винта. При этом образовался бы мощный вращающий момент, который позволил бы судну быстро отклониться влево, одновременно снизив скорость. Именно такой маневр требовался «Титанику», когда впереди и справа по борту был обнаружен айсберг.
Тем временем в воздух по тревоге поднялись советские истребители, которые перехватили немецкий разведчик в районе Ровно. Теперь он летел на доступной для них высоте, и они атаковали его. Советские пилоты вывели из
строя левый – единственный рабочий – двигатель «Юнкерса». Шнец совершил вынужденную посадку на брюхо, и оба летчика выбрались из самолета. На случай подобных ситуаций на каждом Ju-86P имелись заряды взрывчатки для уничтожения секретного оборудования гермокабины и фотокамер, и, перед тем как покинуть кабину, Вальтер включил их часовые механизмы. Вскоре появились сотрудники НКВД, которые арестовали немцев и сразу же увезли с места посадки. Поэтому затем ни Шнец, ни Вальтер не могли четко утверждать, произошло ли самоуничтожение самолета.
Фирмой Винчестера для всадников, в том числе и ковбоев,
были разработаны карабины, получившие название «седельные», оснащенные кольцом на левой стороне ствольной коробки для закрепления оружия на крюке, расположенном на седле. Винтовка использовалась во время Гражданской войны между Севером и Югом Америки. Винчестер постоянно закупал патенты на новые разработки оружия, на оружие, созданное на основе принципа действия поршня самозарядных винтовок Бенджамина Хотчиксса. Винчестер уделял большое внимание юным талантам, финансируя проекты университетов, общественных и научных организаций. Винтовка образца 1895 г. использовалась в американо-испанской войне в 1897—1898 гг. В Первую мировую войну армией России массово применялась винтовка М1895 русского образца, а затем и в Гражданской войне в России.
Разгромленная в результате авиаударов колонна советских частей на дороге Львов – Золочев в р-не с. Ясеновцы. На фото 152-мм гаубица «М-10», танк «КВ-2», трактора, цистерна на базе грузовика ЗИС. Вероятнее всего, гаубица и танк – из состава 8-й тд – именно ее части (8-й гап и 16-й тп) отходили по этому маршруту 30.06.–1.07.41
года. Танк «КВ-2» не был оставлен экпипажем, вел огонь по колоннам немцев, уничтожил артиллерийский передок. Был взорван
При всей мощи новое
танковое орудие сохранило главную особенность «прародителя»: раздельно-гильзовое заряжание. А что значит загнать в казенник орудия сначала бронебойный или осколочно-фугасный снаряд в четверть центнера и вслед за ним – еще и метательный заряд, который весил пятнадцать кило?! К тому же заряжающий большинство действий выполнял левой рукой. Так что даже самые лучшие экипажи показывали скорострельность максимум три выстрела в минуту.
В начале марта 1877 г. перед отправкой фрегата в Средиземное море было произведено шестичасовое испытание его машины со следующими результатами. В течение первых трех часов использовался отборный уголь Никсона, фрегат сидел носом 7,92 м, а кормой 8 м, то есть с незначительным дифферентом на нос.
Число оборотов правой машины составило 64,75; левой – 63,53. Средняя мощность получилась 8600 индикаторных л. с., а наибольшая – 8615 индикаторных л. с. Именно эта наибольшая мощность, превышавшая контрактную на 600 индикаторных л. с., и была показана в английском судовом списке.
Сэр Вальтер Скотт, не только романист, но и знаток древностей, доверял этой легенде, однако она не выдерживает критики, так как известно, что в старину его так не называли. В 1489 году в отчете лорда – верховного казначея Шотландии упомянуты восемнадцать шиллингов, израсходованных на спиртное для канониров, которые «по королевскому приказу перевозили Монсс». Название «Монсс» встречается и в других источниках, и только в 1650 году появляется упоминание о «Великом Железном Убийце, именуемом Макл Мег», написанное рукой самого Оливера Кромвеля. Лишь в 1660 году в какой-то газете наконец появляется нынешний вариант – «Монс Мег». Предполагают, что поскольку прародиной
первых пушек была Фландрия, то имя Монс относится к расположенному там городку Монс. Нам известно, что Шотландия импортировала свои пушки, поскольку, когда в 1460 году Яков II осадил замок Роксбург, он использовал свою «новую бомбарду, недавно отлитую во Фландрии и нареченную «Лев». Нам также известно, что Яков I Шотландский также имел гигантскую бомбарду, отлитую для него во Фландрии в 1430 году. Она весила 3000 фунтов и называлась «Великий Лев». Скрывается ли под этими именами одна и та же пушка, остается неясным. Но в связи с тем, что в 1453 году была выкована железная бомбарда, называемая «Монс», возникает один любопытный вопрос. Это орудие весило 15 356 фунтов, имело, считая ствол вместе с каморой, длину 15 футов и стреляло камнями 18 дюймов диаметром и весом около 300 фунтов. «Монс Мег» имеет длину 13 футов 6 дюймов, по данным Сибальда Скотта, весит 14 560 фунтов и имеет калибр 20 дюймов. Небольшое различие в размерах наводит на мысль: а не идет ли в обоих случаях речь об одном и том же орудии?
Маневры миноносцев значительно затруднили бы сброс торпед, а отпор во время торпедной атаки со стороны миноносцев сопровождения и истребителей нижнего эшелона был бы более интенсивным. Потери, несомненно, могли быть гораздо большими. Возможно, удалась бы атака с фланга одной или двумя торпедами, когда крейсер выполнял левый поворот, однако сбросивший эти торпеды самолет подвергся бы неминуемой атаке истребителей. Из-за низкой
скорости, необходимой для выпуска торпед, все соединение оказалось бы более уязвимым.
Например, в июле 1961 года во время учений «Полярный круг» атомная подводная лодка К-19, вооруженная баллистическими ракетами, следовала к месту пуска ракет, когда внезапно была замечена течь импульсной трубки системы первого контура реактора левого борта. Эта неисправность грозила взрывом реактора. Несколько членов экипажа смогли смонтировать нештатную систему охлаждения, предотвратив взрыв. После этого 14 подводников умерло от лучевой болезни, а саму лодку
на Северном флоте стали называть «Хиросима».
Летом 1919 г. в белую ночь в Финском заливе произошел инцидент, сыгравший роковую роль в истории нашего
флота. «17 июня вечером для наблюдения за морем был выдвинут к Тобухину маяку крейсер “Олег”, при охране из двух эскадренных миноносцев и двух сторожевых судов. Крейсер, находясь в полной готовности, стоял на якоре на юго-восток от Тобухина маяка, на створе выходных маяков. В 4 часа крейсер был атакован, как выяснилось впоследствии, быстроходным моторным катером, который выпустил торпеду и быстро стал уходить. Торпеда попала в левый борт у первой кочегарки, приблизительно около 36 шпангоута. От взрыва крейсер начал довольно быстро крениться. После первого момента паники, которая была ликвидирована минуты через три, команда стала по боевому расписанию и был открыт огонь по удалявшемуся катеру из орудий левого носового плутонга»[1].
Как видно из этого краткого предисловия, работа стрелков-истребителей является одним из серьезных слагаемых в организме
машинизированной роты, и отмеченная выше бедность военной литературы по этому вопросу тем более удивительна, что наверно почти всем участникам мировой войны, особенно на германских участках фронта, приходилось сталкиваться с теми или иными проявлениями работы германского снайпера. Я, лично, хорошо помню, какую тяжелую атмосферу создавали в полках 71-й пехотной дивизии, зимой 1916–1917 года, германские снайперы (кажется, 208-й германск. дивизии), делавшие буквально «Райские долины» из некоторых участков наших окопов по левому берегу р. Серет (в Румынии).
На левом боковом фронтоне этого же дома установлены мемориальные доски сотрудникам авиазавода Вобликову Александру Ивановичу (1922–1985), заслуженному летчику-испытателю СССР, Герою Советского Союза, давшему путевку в жизнь многим самолетам, изготавливаемым на заводе и Чепелеву Аркадию Егоровичу (1915–1985), Герою Советского Союза, удостоенному высокого звания за мужество при форсировании Днепра в 1943 году и проработавшему на заводе около 40 лет в послевоенные годы. Все три мемориальные доски изготовлены по проектам скульптора А.И. Кожевникова. Небольшая по протяженности улица Героев стратосферы выходит к Ленинскому проспекту и упирается в здание бывшего Дворца культуры завода СК-2. Если вы на перекрёстке повернёте налево и пройдёте около сотни метров вперёд, то окажетесь у проходной еще одного детища Первой пятилетки – завода синтетического каучука
СК-2, Строить завод начали одновременно с авиазаводом. Страна тогда сильно нуждалась в каучуке для развивавшейся авиационной и автомобильной промышленности. Добывавшийся в Южной Америке растительный каучук был очень дорог, и потому в разных странах учёные и техники активно искали пути производства синтетического каучука.
29
октября была сделана попытка возобновить наступление в прежней конфигурации: на левом крыле 10-й гвардейской армии, на всем фронте 31-й армии и на правом крыле 68-й армии. Задача операции в целом сохранялась прежняя, в соответствии с первоначальным замыслом на 21 октября. Ожесточенные бои продолжались до 31 октября, однако прорыва обороны противника добиться не удалось. К 1 ноября обе стороны перешли к обороне.
Автомобиль должен быть чистым, поскольку на грязной поверхности кузова тяжело определить дефекты покраски. Итак, встаньте вдоль линии правого или левого борта машины таким образом, чтобы глаза находились на уровне поясной
линии автомобиля, и проверьте наличие изъянов в окраске или геометрии. В большинстве случаев даже незначительный косметический ремонт заметен под таким углом зрения.
Тралы могут буксироваться с любой стороны от корабля – по правому борту, по левому борту, или возможна буксировка двух тралов, располагающихся в форме буквы «V», одновременно. «Единичное контактное траление»
выполняется двумя кораблями, следующими рядом на одной линии и буксирующими разные концы одного и того же троса. Корабли, производящие полную очистку, должны пройти полностью всю территорию. Если же производится пробное траление, они проходят только часть территории, после чего обычно (но не всегда) становится ясно, имеются ли там мины. При средних скоростях пилообразный трос, буксируемый за кораблями, быстро перерезает якорный канат мины. «Концевые резаки», закрепленные возле паравана,[11] перерезают якорные канаты мин, если они попадают на трос слишком поздно, чтобы он успел рассечь их.
8 июля состоялся третий испытательный полет на километраж (определение скорости на мерной базе при полете у земли), но задание на этот раз полностью не выполнили. По
мере увеличения скорости самолет стало кренить влево. Летчик вынужден был прекратить полет. К тому же на земле обнаружился обрыв ленты, крепившей собиратель пара в левой плоскости.
Но самой выгодной кормушкой стали отдел снабжения и связанные с ним структуры. Изучение деятельности коммерческой части (КЧ) завода № 92 по линии наркомата
вооружений в январе 1940 г. выявило многочисленные злоупотребления. С молчаливого согласия ее начальника товарища Зака распродавались на сторону дефицитные материалы, в т. ч. автомобильные колеса и бензин. За счет «левых» доходов служащим отдела и директору незаконно повышалась зарплата.
Учитывая, что оборона должна иметь глубину, за флангами завес по плану были намечены две группы крепостей второй линии: на правом фланге – Лангр, Безансон и Дижон, на левом – Реймс, Лаон и Ля-Фер.
Наконец, в качестве основного центра всей стратегической обороны восточной границы была создана большая крепость – Париж.
Вскоре после подписания договора начальник ВВС РККА Розенгольц сообщал в письме председателю РВС Льву Троцкому: «Заключение русско-немецкого договора, понятно, необходимо использовать для ускорения переговоров о совместной с нами организации в России
военного производства. В первую очередь можно предложить организацию авиационной промышленности, поскольку организация ее собственными силами представляет чрезвычайные трудности…» Начался поиск партнеров, велись переговоры с германскими авиа- и моторостроительными фирмами «Дорнье», «Юнкерс», «Саблатник», «Аэро-Унион», «Даймлер», «Аэро-Индустрия».
В отчете комиссии по ходовым испытаниям
машины было написано следующее: «…бронеавтомобиль свернул с дороги на целину, переехал придорожную канаву, затем прошел со значительной скоростью по мягкому травянистому грунту, свободно и плавно преодолевая различные неровности. Затем он поднялся на Пулковскую гору напрямик по склону, по влажному растительному грунту. При подъеме шофер имел возможность местами ставить вторую скорость. Перегревания мотора замечено не было. Наконец, автомобиль без особых усилий перешел небольшое кочковатое болото, где местами вода сплошь покрывала почву. Никаких поломок замечено не было, за исключением погнутия левых направляющих дуг…»
Как только флотилия пришла летом 1940 года в Измаил, открылась вопиющая действительность. Левый (советский) берег реки низменный, а правый, возвышенный, с которого пойма реки просматривается, а соответственно и простреливается на десятки километров. Порт Измаил и Килия с базирующимися там кораблями и судами, аэродром у Измаила были прекрасными мишенями для противника, в возможном вооруженном противостоянии. Контроль над правым берегом в районе Измаила
был жизненно необходим флотилии. Как так произошло, что противник не построил напротив укрепрайон – непонятно.
Танк Т-35-2 на параде 7 ноября 1933 года в Москве. Колпаки водителя и стрелка в
открытом положении, на левом борту видна укладка брезента (ЦМВС).