Дифференцированная бронезащита

Дифференцированная бронезащита или дифференцированное бронирование — классификационный термин конструкции боевых бронированных машин (ББМ), таких как танки, самоходные артиллерийские установки, бронетранспортёры, боевые машины пехоты и бронеавтомобили.

Боевая машина имеет дифференцированную бронезащиту, если её корпус имеет броню неравной толщины в различных своих частях. Как правило, броня большей толщины устанавливается в местах, подверженных наиболее плотной огневой (снарядной) нагрузке — в лобовой проекции или по всей передней оконечности машины. Менее толстой бронёй защищаются борта и корма.

Антиподом дифференцированной бронезащиты является равнопрочное бронирование, когда весь корпус машины собирается из бронеплит равной толщины (кроме крыши и днища). При этом следует различать природу указанной «равнопрочности»: по толщине (то есть равнотолщинная), либо по стойкости (то есть равностойкая) участков (проекций) бронирования, характеризуемой дистанцией непробития заданным средством поражения.

Примером равнопрочного бронирования является бронекорпус танка Т-34, все бронедетали которого выполнены из катаной стальной брони марки «8С» толщиной 45 мм. ТТТ на защиту танка была задана его непоражаемость при обстреле бронебойным цельнокорпусным (калиберным) бронебойным снарядом 37-мм пушек со всех дистанций.

Преимуществом дифференцированной бронезащиты является меньшая масса машины при том же уровне защищённости со всеми вытекающими положительными последствиями, такими как лучшая подвижность, меньшая нагрузка на подвеску и моторно-трансмиссионную группу, возможность дальнейшего усиления бронирования и вооружения. Однако существуют и недостатки — бо́льшая уязвимость для флангового огня по сравнению с равнопрочным бронированием с той же толщиной лобовых деталей, необходимость в разнообразных марках броневого проката.

Уже к 1980-м годам на основных танках была достигнута "глубокая дифференциация бронирования", при которой эквивалентная (по стали) толщина лобовой брони составляла 400...500 мм (применительно к снарядам кинетического действия), при этом фактическая толщина бортовой брони оставалась на уровне 70...80 мм. Сказанное обуславливает риск катастрофических последствий для машины и экипажа при незначительных изменениях угловой ориентации танка (курсового угла) относительно стреляющего. На осознание этого факта и постановку проблемы ушли несколько десятилетий.

Наконец в 2000-е годы были сделаны практические шаги в направлении всеракурсной (многоуровневой) защиты объектов, включающих усиление бронезащиты (БЗ) лобовых и бортовых проекций, а также БЗ верхней полусферы объекта.

Судя по опубликованным данным, к настоящему времени успехи в области равнопрочного бронирования достигнуты на новых машинах класса тяжелых БМП и БТР, в частности на БМП «Пума» (боевая масса 43 т), универсальной гусеничной платформе «Эйджакс» (SCOUT SV) в варианте БРМ (боевая масса 38-42 т), БТР CV90 Armadillo (боевая масса 29-35 т).

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я