Связанные понятия
Грузовой крюк — грузозахватный орган, применяемый в грузоподъёмной технике и других отраслях в качестве вспомогательного.
Строп (нидерл. strop, буквально — петля) — приспособление (канат или цепь в одну или несколько ветвей; также могут использоваться ленты, сетки, полотнища), предназначенное для подъёма грузов, либо обхвата поверхности сложной конфигурации. На конце могут крепить крюки, скобу, кольцо и т. п.
Траверса — быстросъёмное грузозахватное приспособление, используемое на подъёмных кранах для работы с различными типами грузов. Являются промежуточным звеном между крюком крана и грузом. Позволяет избежать повреждений груза при его перемещении. Траверса может использоваться для подъёма длинномерных грузов и грузов, где возникают ограничения по высоте.
Отпо́рный крюк , сокр. отпорник или крюк — древко с насаженным металлическим наконечником, имеющим два загнутых рожка, а иногда между ними прямой стержень с утолщением на конце. Служит для отталкивания носа шлюпки (катера) при отходе и подтягивания при подходе к кораблю (судну, другой шлюпке, катеру, трапу, пристани). Иногда называется шлюпочным крюком, на катерах (судах) — отпорным крюком.
Шакл (от англ. shackle - «хомут», «скоба», «серьга») — неофициальное название разновидности такелажной скобы, применяемой при монтажных и при погрузочно-разгрузочных работах, в морском деле, а также при буксировке. Шакл состоит из собственно скобы с отверстиями на концах, в которые вставляется штырь - палец или болт. Скоба может быть U-образной или омега-образной. Кроме того, скоба может быть повёрнута на 90° относительно штыря. Штырь может дополнительно фиксироваться от выпадания шплинтом.
Подробнее: Мочка
Упоминания в литературе
Для изготовления стропов применяют стальные канаты (тросы) из шести прядей по 37 проволок или шести прядей по 36 проволок. Стропы из этих
тросов, как более гибкие, применяют в основном для подвешивания грузов путем их обвязки, т. е. огибанием. Стропы, изготовленные из более жесткой проволоки, не применяют для обвязки грузов, а оснащают специальными петлями или крюками из прочной стали. Универсальные или бесконечные стропы изготавливают в виде петли нужной длины путем сращивания концов заплеткой на длину не менее 40 диаметров троса. Облегченные стропы с заделанными концами изготавливают с петлями и коушами или крюками на одном или на обоих концах в зависимости от назначения. Часто применяются при погрузо-разгрузочных работах так называемые пауки – стропы, изготавливаемые из двух, четырех и более ветвей (тросовых). Стропы после их изготовления испытывают нагрузкой, вдвое превышающей допускаемую, при этом к ним прикрепляют бирку с указанием их грузоподъемности и даты испытания. Для разгрузки труб большого диаметра к концам строп прикрепляют специальные крюки в виде торцовых захватов.
При устройстве колодцев необходимы также вилки подкладные, крюки, серьги, ветлюги для подвешивания штанг, хомуты шарнирные, ключи и канатные петли. Ключи и канатные петли предназначены для завинчивания и развинчивания труб.
Применяют цепные ключи различного диаметра. При их отсутствии применяют канатные петли, которые навивают на трубы в виде 6 витков. На каждой трубе устраивают две петли: одна удерживает первую часть колонны, другая – вторую. Колонна представляет свернутые воедино по длине в одно целое несколько труб. Таким образом первая петля удерживает одну трубу, вторая в скважине вращает другую трубу.
Накладку стыков промазывают любой густотертой масляной краской и закрепляют с помощью заклепок. Уклон желоба должен быть не меньше 0,005. Его обеспечивают за счет
разности высоты крюков, которые крепят к стропилам гвоздями или шурупами. Установку крюков проверяют с помощью строительного уровня и длинной рейки. Желоба устанавливают так, чтобы они были подвижными в продольном направлении.
Если для электроприемников требуется защитное зануление, потребителю следует соорудить повторное заземление нулевого провода. Этого можно не делать, если повторное заземление есть на опоре ВЛ и длина ответвления не превышает 10 м. Повторное заземление на ВЛ определяют по наличию заземляющего спуска, к которому присоединены нулевой провод, а также крюки или штыри изоляторов. Заземляющий спуск прокладывают по стойке опоры до заземлителя (одной или нескольких труб, полос или иной металлической массы, заглубленной в землю). Длина
деталей заземлителя, число стержней или труб и глубина их заложения зависят от свойств грунта в месте сооружения и уровня грунтовых вод.
Так как капот открывается вверх, то вместе с петлями на него установлено устройство, предотвращающее возврат капота вниз под действием собственного веса. Профили, усиливающие панель капота, имеют небольшую высоту по сравнению с усилительными профилями внутреннего короба двери, поэтому петли капота крепятся иначе. Обычно петля капота устанавливается так, что одно крыло прямоугольной формы крепится к кузову, в то время как другое в форме
крюка устанавливается на внутреннюю поверхность капота.
Связанные понятия (продолжение)
Траверса – грузозахватное приспособление, применяемое на подъемных кранах для работы с разными типами грузов (длинномерных, габаритных), например, чтобы перевезти контейнер или строительную ферму. При использовании строп для поднятия фермы,последняя получает дополнительную нагрузку,что приводит к разрушению-поэтому применяют траверса.
Ледобу́р — устройство для организации страховки на ледовом склоне в альпинизме и ледолазании.
Трос (от нидерл. tros) — витое или кручёное из синтетических, или стальных, или смешанных прядей похожее на верёвку изделие.
Такелажная плата (англ. Rigging plate, такелажная пластина, риггинговая пластина, такелажный накопитель, мультиконнектор) — элемент альпинистского снаряжения для создания нескольких точек страховки при организации сложных верёвочных систем или комфортного рабочего пространства на одной станции.
Я́корь (из германских языков, др.-шв. ankari «якорь», др.-исл. akkeri из лат. ancora от греческого agkyra) — специальной формы литая, кованая или сварная конструкция, предназначенная для удержания корабля, подлодки, плота или другого плавающего объекта на одном месте за счёт сцепления с грунтом и связанная с объектом удержания посредством якорной цепи или троса. Усилие, которое якорь может воспринять, не перемещаясь и не выходя из грунта, называется держащей силой. Эффективность якоря оценивается...
Фа́стекс (фаст, пряжка-фаст, «трезубец») — полуавтоматическая застёжка для соединения тканевых лент, стропов, ремней.
Якорная цепь (канат) иногда якорь-цепь — составляющая часть якорного устройства, служит для соединения якоря с корпусом судна.
Резьбовое соединение — крепёжное соединение в виде резьбы. Используется метрическая и дюймовая резьба различных профилей в зависимости от технологических задач соединения.
Винт (от нем. Gewinde — нарезка, резьба, через польск. gwint) — крепёжное изделие для соединения деталей, одна из которых может быть с внутренней резьбой. Винт имеет вид стержня с наружной резьбой на одном конце и конструктивным элементом для передачи крутящего момента на другом. Передающим усилие элементом могут являться различного рода головки, шлицы в торце стержня и тому подобное. Шуруп — это разновидность винта, отличается тем, что имеет коническое сужение на конце и более редкую резьбу. Шуруп...
Скальный крюк — разновидность альпинистского снаряжения для обеспечения страховки на скалах.
Караби́н — быстродействующее соединительное звено между двумя предметами, имеющими петли. Карабин имеет форму скобы с пружинной защёлкой.
Жума́р — элемент снаряжения альпинистов, спелеологов, спасателей и скалолазов, применяемый в верёвочной технике для подъёма по вертикальным перилам. Жумар представляет собой механический зажим кулачкового типа для подъёма по верёвке. Родоначальниками жумара, в том виде в котором мы его знаем сейчас, являются швейцарские альпинисты Адольф Жюси (Adolph Jusi) и Вальтер Марти (Walter Marti), которые в 1958 году создают эксцентриковые зажимы, названные ими по начальным буквам аббревиатуры своих имен...
Металлу́рги́че́ский кран — особый тип кранов, применяемых в технологическом процессе металлургических и машиностроительных заводов для выполнения подъёмно-транспортных и различных технологических операций.
Клетневание — особый вид такелажной работы, заключающийся в следующем: на тренцованный и насмоленный трос кладут клетневину (старую парусину, нарезанную длинными узкими полосками) по спуску троса так, чтобы каждый её шаг перекрывал следующий. Покрыв таким образом весь трос клетневиной и укрепив её концы, приступают к наложению клетня (шкимушгар, тонкий линь или проволока) вокруг троса, против его спуска, с помощью полумушкеля.
Цепь цепной пилы (сленг. пильная цепь) — набор последовательно соединённых звеньев с режущими зубьями. Главная составляющая гарнитуры цепных пил.
Адмиралтейский якорь (англ. common anchor, anchor of the Admiralty, admiralty pattern anchor) — классический тип якоря.
Барабан шпиля — вращающаяся часть шпиля, служащая для выбирания якорной цепи или швартовного троса.
Подробнее: Барабаны шпилей
Юстира (юстир, юстимер, юстиметр, остира) — столярный и плотничий инструмент, используемый для выравнивания деталей, стоек и поверхностей, в соответствии с заданным направлением — «осевым» или под необходимым углом. При помощи юстиры осуществляется юстировка заготовок и деталей при плотничьих и столярных работах, поверхностей (конструкций) и стоек в строительстве и на монтажных работах.
Ро́ликовая це́пь (уст. цепь Галля от англ. Galls chain) — тип приводной цепи. Применяется в основном для передачи механической мощности в различных механизмах, транспортных и сельскохозяйственных машинах, в том числе в мотоциклах, автомобилях, велосипедах, конвейерах, погрузчиках, типографских машинах и многих других. Это простое, надёжное средство передачи мощности, обладающее высоким КПД. Данный тип приводной цепи наиболее широко распространён, производится во всём мире в больших количествах, в...
Ма́чтовый подъёмник — грузоподъёмная машина, предназначенная для подъёма грузов или людей на высоту, подачи строительных материалов, проведения отделочных, либо монтажных работ вдоль фасада зданий. По принципу действия относится к классу машин цикличного действия. Также называется стоечным подъёмником.
Восьмёрка (фламандская петля) — петля, применяемая в альпинизме. Петля не требует контрольного узла на конце и используется в основном для закрепления карабина на основной верёвке.
Часовые камни — детали часовых механизмов, выполненные из корунда — синтетического сапфира или рубина для повышения износостойкости и долговечности. В первую очередь это подшипники зубчатых колёс и баланса, а также палеты (зубья) анкерной вилки и штифт баланса, взаимодействующий с анкерной вилкой (импульсный камень, представляющий собой цилиндрический штифт с сечением в виде срезанного эллипса).
Конусный кран — разновидность трубопроводного крана, запирающий или регулирующий элемент которого (пробка) имеет форму конуса (усечённого). Также иногда называется пробковым краном, коническим краном. Это один из самых давних и самых простых типов арматуры, достаточно привести в пример самоварный краник, имеющий именно эту конструкцию. Конусные краны насчитывают большое количество конструктивных исполнений для различных условий эксплуатации, что связано с традиционностью этого типа арматуры, но в...
Та́лреп (от нидерл. talrеер, taljerеер) — устройство для стягивания и выбирания слабины такелажа, кабелей и т. д.
Боуден-трос (англ. bowden cable), трос Боудена, тросик, гибкий тросик — это гибкий трос, используемый для передачи механической силы или энергии за счёт перемещения троса (как правило, стального, также встречаются полимерные тросы) внутри гибкой трубки, называемой рубашкой. Рубашка, как правило, имеет композитную конструкцию — пластиковая трубочка, покрытая спиральной металлической оплёткой с внешним защитным слоем из пластика или другого материала.
Морской трубопровод — трубопровод, проложенный на морском дне либо в траншее под морским дном. Является разновидностью подводного трубопровода.
Страховочная система — элемент скалолазного и альпинистского снаряжения, который спортсмен надевает на себя, и к которому с помощью узла «восьмёрка» или карабина крепится верёвка.
Цепной натяжитель — устройство для стягивания и выбирания слабины крепежной цепи. Обычно имеют механизм, обеспечивающий предельное затягивание, и два крюка, в которые вставляется крепежная цепь.
Шаровый кран — разновидность трубопроводного крана, запирающий или регулирующий элемент которого имеет сферическую форму. Это один из современных и прогрессивных типов запорной арматуры, находящий всё большее применение для различных условий работы в трубопроводах, транспортирующих природный газ и нефть, системах городского газоснабжения, водоснабжения, отопления и других областях. Имеется также возможность использовать его в качестве регулирующей арматуры.
Лебёдка — механизм, тяговое усилие которого передается посредством каната, цепи, троса или иного гибкого элемента от приводного барабана. Привод лебёдки может быть ручным, электрическим, от двигателя внутреннего сгорания. Предназначается в основном для подъёма груза по вертикали, но иногда используется и для перемещения груза по горизонтали.
Гайка — крепёжное изделие с резьбовым отверстием, образующее соединение с помощью винта, болта или шпильки.
Труба ́ — длинное пустотелое, чаще цилиндрическое тело, промышленное изделие на основе полого профиля постоянного сечения для провода жидкостей, растворов, газа, пара и так далее.
Гусёк (также клюв, хобот) — деталь, являющаяся частью грузоподъёмного стрелового крана, обычно решетчатой конструкции. Гусёк устанавливается на конце шарнирно-сочленённой стрелы и увеличивает радиус действия крана. На конце гуська расположен блок для троса.
Фе́рма (фр. ferme, от лат. firmus ‘прочный’) — стержневая система в строительной механике, остающаяся геометрически неизменяемой после замены её жёстких узлов шарнирными. В элементах фермы, при отсутствии расцентровки стержней и внеузловой нагрузки, возникают только усилия растяжения-сжатия. Фермы образуются из прямолинейных стержней, соединённых в узлах в геометрически неизменяемую систему, к которой нагрузка прикладывается только в узлах.
Грейфер (нем. Greifer, от greifen — xватать) — грузозахватное приспособление грузоподъёмных кранов, погрузчиков и монорельсовых тележек для сыпучих материалов, скрапа и стружки, крупнокусковых каменных и волокнистых материалов, а также длинномерных лесоматериалов.
Подробнее: Грейферный ковш
Велосипедная рама — основная часть велосипеда, к которой крепятся велосипедные компоненты.
Металлическая зубчатая пластина (металлозубчатая пластина, гвоздевая пластина, МЗП) - крепежный элемент, предназначенный для соединения деталей деревянных конструкций.
Анкер (от нем. Anker — якорь) — крепёжное изделие, которое различными способами закрепляется в несущем основании и удерживает какую-либо конструкцию.
Закладка — приспособление, применяемое в альпинизме и скалолазании для организации страховки.
Ла́сточкин хвост — тип разъёмного соединения деталей. При этом на охватывающей детали выполняется один или несколько пазов трапециевидной формы, а на охватываемой — шипы соответствующей формы и количества. Применяется в машиностроении, и при изготовлении конструкций и изделий из древесины.
Буровая лебедка — основной механизм подъёмной системы буровой установки. Она предназначена для проведения следующих операций...
Восьмёрка — приспособление для организации страховки и скоростного спуска (дюльфера) в альпинизме, скалолазании. Ранее использовалась и в спелеологии, но на данный момент использование её в пещерах запрещено из-за сильного перекрута веревки, недопустимого на навеске с промежуточными точками опоры.
Упоминания в литературе (продолжение)
Так как капот открывается вверх, то вместе с петлями на него установлено устройство, предотвращающее возврат капота вниз под действием собственного веса. Профили, усиливающие панель капота, имеют небольшую высоту по сравнению с усилительными профилями внутреннего короба двери, поэтому петли капота крепятся иначе.
Обычно петля капота устанавливается так, что одно крыло прямоугольной формы крепится к кузову, в то время как другое в форме крюка («лебединая шея») устанавливается на внутреннюю поверхность капота.
Далее остается только установить светильники. Для этого сначала подготавливают теплоизоляционное усилительное кольцо. Его толщина обычно 3–4 мм, а диаметр зависит от параметров светильника. Чаша светильника должна полностью прикрывать это кольцо. Кольцо должно легко пропускать потолочный
крюк для светильника. Ширина кольца обычно составляет не менее 5 мм. Такое кольцо легко изготовить из пластика (рис. 14).
Такой инструмент, как натяг, можно встретить лишь в бондарной мастерской. С его помощью надевают (натягивают) на остов бондарной посуды деревянные и металлические уторные обручи. Натяг состоит из деревянного бруска с рукояткой на одном конце и металлическим крючком – на другом. При надевании на бочку обруч зацепляют крюком, а торец деревянного бруска упирают в край посуды. Остов предварительно стягивают с помощью ворота канатом или прочным тросом). Нажав на рукоятку часть обруча натягивают на край клепок. Затем натяг передвигают вдоль борта бочки и таким же образом натягивают на остов все остальные участки обруча. Деревянную часть натяга вырезают из бука, березы или дуба. Крюк изготавливают из стальной полоски толщиной 2,5 мм. Для больших натягов
крюки делают из стали толщиной 5 мм.
Запрещается производить отделку
полуформ, поднятых на крюке крана, если они не установлены на прочных подставках.
При осмотрах особое внимание необходимо обращать на состояние стволов, подствольных
крючьев, затвора, осевого болта, подушек колодки, экстрактора и его гнезда.
Штукатурный
крюк (рис. 12) нужен для прикрепления планок из дерева, чтобы равномерно распределять штукатурку как по горизонтали, так и по вертикали. Кроме того, штукатурный крюк необходим для плиточных работ.
Глухари и
крюки изготовляют из квадратной стали сечением 10х10-12х12 мм или цилиндрической стали диаметром 10-12 мм. Длина глухарей 100-120мм. Глухари бывают двух видов. Ими закрепляют оконные и дверные коробки в проемах каменных стен, если в них не заложены деревянные пробки.