Связанные понятия
Калимба — африканский музыкальный инструмент класса ламеллафонов или щипковых язычковых идиофонов. Распространён в Центральной и Южной Африке и на острове Мадагаскар.
Карцганаг — (осет. къæрцгæнæг), исконно осетинский ударный музыкальный инструмент, идиофон.
Китайская музыка отличается разнообразием музыкальных инструментов, это касается и ударных. Насчитывается более 50 разновидностей пластиночных, мембранных и самозвучащих инструментов в китайской музыке.
Подробнее: Китайские ударные инструменты
Дарбу́ка (тарбука, дарабука, тарамбука, думбе́к) — старинный ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, небольшой барабан, широко распространённый на Ближнем Востоке, в Египте, странах Магриба, в Закавказье и на Балканском полуострове. Традиционно изготовляется из глины и козлиной кожи, сейчас также распространены металлические дарбуки. Имеет два отверстия, одно из которых (широкое) закрыто мембраной. По типу звукообразования относится к мембранофонам, по форме — к так называемым...
Белембаотиян (чамор. belembaotuyan, также belumbaotuyan, belenbaotuchan, belimbau-tuyan) — однострунный ударный музыкальный инструмент (музыкальный лук) народа чаморро, родом из Гуама. Происхождение инструмента до конца не установлено, но, вероятно, он имеет общие корни с бразильским беримбау — в XIX веке между Азией и Южной Америкой существовали устойчивые торговые отношения.
Упоминания в литературе
Кена имела различное число клапанов, иногда до восьми,
и была единственным инструментом, широко распространенным среди жителей Анд. Другой духовой инструмент – свирель – состоял из нескольких трубочек, тростниковых или из другого материала, расположенных по степени длины и связанных вместе. Вообще говоря, флейты как таковые не годились для исполнения военных мелодий, но один тип – побольше и сделанный из кости – использовался для этой цели. Кроме того, были широко распространены свистульки, издающие только одну ноту.
В следующей группе иллюстраций к тексту на рис. 559 – предмет из слоновой кости с тремя отверстиями, который мог служить украшением для конской упряжи. На рис. 560–574 – иглы или другие инструменты из обычной и слоновой кости для женской работы. Как
я уже говорил, похожие иглы из кости были найдены в пещерах Дордони во Франции, а также в швейцарских озерных жилищах (см.: Кн. 1. С. 380). Они также часто встречаются в погребениях Германии. На рис. 575–580 – костяные шила, такие, как я уже описывал выше (см. там же). На рис. 581–584 – еще четыре шила из кости. На рис. 585–587, согласно профессору Вирхову, – рога лани, заостренные для использования в качестве шил. Похожие рога часто встречаются в трех верхних доисторических городах Гиссарлыка.
История ударных инструментов ведется из глубины веков. Первобытный человек выбивал ритм, используя камни, кости животных, деревянные бруски и глиняные кувшины. В Древнем Египте стучали (играли одной рукой) по специальным деревянным доскам, на празднествах в честь богини музыки Хатхор. Погребальные обряды, молитвы против бедствий сопровождались ударами по систру –
инструменту типа погремушки в виде рамки с металлическими стержнями. В Древней Греции был распространен кроталон или погремушка, его использовали для сопровождения танцев на различных празднествах, посвященных богу виноделия.
Третья техника самая эффективная и распространенная. Исполнение татуировки основывается на накалывании тела иглами. С этой целью применялись металлические иглы или иные приспособления. В некоторых регионах, где металла не было, применялись рыбьи кости, куски острых костей животных, щепки деревьев твердых пород или обломки раковин. Например, в Океании, где традиции татуировки развились очень сильно, для нанесения
татуировки использовали приспособление, напоминающее гребешок. В его деревянную ручку вделывали острые, как иглы, кусочки камней, раковин или костей. С помощью такого гребешка можно было одним заходом выполнить небольшой фрагмент запланированного мотива или композиции. Работа над татуировкой проходила быстрее по сравнению с отдельными накалываниями при использовании одной иголки. Преимущество гребешка заключалось и в большей возможности добиться художественного эффекта татуировки.
Все остальное – не более чем вариации на тему одиночного листа или побега. Часто попадаются разветвленные узоры – расходящиеся жилки на листе или ветка с несколькими развилками. Толкователи-структуралисты не спешат воспринимать эти образы буквально. Простая развилка – простое бинарное разделение, превращение одного в два, – универсальная структура, не только природная, но и мыслительная. Раздваивающиеся побеги – это могут быть и символы плодородия, и опять же перья или плавники. Все это прилежно изучали Маршак с коллегами. Арлетт Лерой-Гурен трактует простой процарапанный рисунок маленького ветвистого растения с корешками как овальный женский символ, поддерживающий разветвленный мужской символ. Перевернутые V на резном ребре из Дордони толкуются либо как корни-подпорки, либо как символы женских «точек входа» (возможно, это и то, и другое – современные племена охотников-собирателей Амазонии воспринимают раскинутые в стороны корни-подпорки как вагинальные символы), а монашеского вида человечки, которые идут мимо, – как мужчины с палками на плечах. Согласно тем, кто толкует рисунки, эти палки, возможно, гарпуны, то есть «мужские
элементы», а возможно, просто палки. То там, то сям на других костях и камешках обнаруживают скопления мелких крестиков или звездочек. Марианна Делкур-Вламинк трактует их как схематические цветы, но может быть, что это звезды или искры – или яркие пятна перед глазами, так называемые фосфены, которые возникают в темноте, а особенно в моменты обостренного восприятия в результате танца или воздействия наркотиков.
Связанные понятия (продолжение)
Бу́бен — ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент.
Бараба́нка , также пасту́ший бараба́н, пасту́шеский бараба́н, пастуха́лка, пастуха́ль, пастуха́льница, пасту́шка, пасту́шня, брекоталка — древнерусский народный сигнальный и ударный самозвучащий музыкальный инструмент.
Най , нэй, ней (перс. نی; араб. ناي; арм. նայ; тур. и азерб. ney) — продольная открытая флейта народов Кавказа, Западной и Центральной Азии.
Волы́нка (от вол) — традиционный музыкальный духовой язычковый инструмент многих народов Европы. В Шотландии — главный национальный инструмент. Представляет собой мешок, который обыкновенно делается из воловьей, телячьей или козьей шкуры, снятой целиком, в виде бурдюка, зашитой наглухо и снабжённой сверху трубкой для наполнения меха воздухом, с прикреплёнными снизу одной, двумя или тремя игральными язычковыми трубками, служащими для создания многоголосия.
Мори́н ху́ур, мори́н толгойто́й ху́ур (монг. морь, мори́н — конь, толго́й — голова, ху́ур — музыкальный инструмент, бур. мори́н ху́ур, калм. мөрн хуур) — монгольский смычковый музыкальный инструмент. Распространён в Монголии, в КНР (Внутренняя Монголия, Синьцзян-Уйгурский автономный район), в России (Бурятия, Калмыкия, Иркутская область, Забайкальский край).
Подробнее: Моринхур
Цудзуми (яп. 鼓) — японский малый барабан китайско-индийского происхождения, относится к семейству симэ-дайко (яп. 締め太鼓), барабанов, настраиваемых шнуром. Его корпус делают в виде песочных часов с двумя мембранами, через обод от одной мембраны к другой пропускают шнур (яп. 調緒 сирабэо), которым можно регулировать её натяжение. Корпус инструмента обычно изготовляют из вишнёвой древесины и покрывают лаком, мембраны производят из лошадиной кожи. Музыкант может менять высоту звука прямо во время представления...
Шви (арм. Շվի — свист) — название двух разных инструментов: 1) Армянская свистковая флейта Тута́к (туте́к, туту́к, туллу́к, блул, сринг). Таджикская флейта Чай-чупони или Филан. 2) Глиняная свистулька Пепук по типу окарины.
Калю́ка (от колю́чий), также вы́гонка, колю́ка, оберто́новая фле́йта, травя́ная ду́дка, сельефлэйта (у норвежцев), сэльефэйт ор сэлепипа (у шведов), паюпилли (у финнов), тили́нка (у украинцев, молдаван и румынов), концовка (у словаков) — духовой музыкальный инструмент, являющийся разновидностью продольной обертоновой флейты, поскольку во время исполнения игры на этом музыкальном инструменте выдувают натуральные обертоны. Представляет собой полый цилиндр со специальными отверстиями, изготовленный...
Укеке (гав. ‘ūkēkē) — гавайский струнный музыкальный инструмент. Делался из твёрдой древесины акации вида Acacia koa. У инструмента имелись две-три струны, крепившиеся к деревянному остову, длина которого составляла 40-60 см, а ширина — около 4 см. Сверху остов был плоским, снизу — слегка изогнутым. Иногда между струнами помешались небольшие кусочки тыквы, которые не позволяли им касаться друг друга.
Дала-фандыр (осет. дала фæндыр) — осетинский народный инструмент семейства щипковых, звуки на котором извлекаются быстрым «перебором» струн, «бряцанием» или «щелканьем» по ним указательным, средним и безымянным пальцами правой руки.
Народная музыка индейцев (Традиционная музыка индейцев, Музыкальный фольклор индейцев) — музыкально-поэтическое творчество коренных народов Северной и Южной Америки, неотъемлемая часть народного творчества, передаваемого из поколения в поколение, одна из важнейших составляющих народной духовной культуры индейских народов.
Шекере — музыкальный инструмент, идиофон. Используется в африканской музыке, популярен также в музыкальных мотивах Карибских островов. Корпус инструмента изготовлен из высушенной тыквы-горлянки, а современные производители делают его из стеклопластика. Снаружи инструмент оплетён сеткой с бусами или семенами, которые добавляют характерный звук.
Санквылтап (или сангултап, сангультап) — народный струнный музыкальный инструмент обских угров (хантов и манси). Оснащается обычно пятью струнами. Хантыйское название — нарс-юх. Санквылтап используется как в культовых практиках, так и для простого музицирования. Из эстрадных ансамблей на санквылтапе играют музыканты групп «Ямра» и H-Ural.
Дхол , Драм (арм. Դհոլ, Դրամ) - армянский ударный музыкальный инструмент, род двустороннего барабана, имеющий форму цилиндра и покрытый одной или двумя мембранами. Ранее применялся в военных походах, в настоящее время используется в ансамбле с зурнами, сопровождает танцы, шествия.
Дан бау (вьетн. đàn bầu, đàn — инструмент, bầu — тыква) — вьетнамский щипковый монохорд.
Ба́нсури , бансули (санскр. bansi — бамбук) — различные флейты, распространённые в традиционном и классическом музицировании хиндустанцев (север Индостана). Изготавливаются из стебля бамбука. На инструменте располагается 6—8 отверстий на верхней стороне и одно отверстие на нижней. Различают продольные открытые или свистковые бансури и поперечные концертные бансури. Продольная обычно используется в народной, поперечная — в индийской классической музыке.
Рейнстик (дерево дождя, посох дождя, дождевая флейта, зэр пу; англ. Rainstick — «дождевая палка») — ударный музыкальный инструмент, из рода идиофона. Представляет из себя длинную полую глухо закрытую на торцах трубу с расположенными по всей длине внутренними перегородками, частично заполненную мелким сыпучим наполнителем (крупы и другие семена, мелкие камешки, бисер, другие твердые гранулы). Перегородки образуют внутри трубы спираль и могут быть выполнены из шипов растений, булавок, зубочисток и...
Ко́ра — струнный щипковый музыкальный инструмент с 21 струной, распространённый в Западной Африке. По строению и звуку кора близка к лютне и арфе.
Трещотка (трескотуха) — русский народный ударный музыкальный инструмент, идиофон.
Фле́йта (лат. flauta, от flatus — дуновение) — лабиальный духовой музыкальный инструмент, в котором первичным источником колебаний является воздушная струя, рассекающаяся о край стенки инструмента, называемой ла́биум (лат. labium — губа). Источник колебаний приводит в движение воздушный столб в канале флейты и образуется звук определённой высоты. Один из древнейших музыкальных инструментов. Относится к группе деревянных духовых.
Таре́лки — ударный музыкальный инструмент с неопределённой высотой звучания. Тарелки известны с древнейших времен, встречаясь в Армении (VII век до н. э.), Китае, Индии, позже в Греции и Турции.
Подробнее: Тарелка (музыкальный инструмент)
Скри́пка (от скрип it. violino) — струнный смычковый музыкальный инструмент высокого регистра. Имеет народное происхождение, современный вид приобрела в XVI веке, получила широкое распространение в XVII веке. Имеет четыре струны, настроенные по квинтам: g, d1,a1,e2 («соль» малой октавы, «ре», «ля» первой октавы, «ми» второй октавы), диапазон от g («соль» малой октавы) до a4 («ля» четвёртой октавы) и выше. Тембр скрипки густой в низком регистре, мягкий в среднем и блестящий в верхнем.
Пи́па ́ (кит. упр. 琵琶, пиньинь: pípá) — китайский 4-струнный щипковый музыкальный инструмент типа лютни. Один из самых распространённых и известных китайских музыкальных инструментов. Первые упоминания пипы в литературе относятся к III веку, первые изображения — к V веку. Однако прототипы пипа бытовали в Китае уже в конце III века до н. э. Название «пипа» связано со способом игры на инструменте: «пи» означает движение пальцев вниз по струнам, а «па» — обратное движение вверх.
Гадулка или гудулка (болг. гъдулка, гаг. кауш) — народный болгарский смычковый инструмент, используемый для сопровождения танцев или песен и обладающий особым мягким флажолетным звучанием.
Чопо чоор (кирг. чопо чоор «глиняный чоор») — сосудообразная флейта киргизских пастухов и табунщиков. Первоначально использовалась на юге Ошской области, затем распространилась по всей территории Киргизии. Другие названия: ылай чоор и ышкырык («свисток»).
Гу́сли (др.-рус. гѫсли, ст.‑слав. * gǫslъ < gǫdslъ, мн. * gǫsli, связанное с гудеть) — русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент типа цитры. Название, которое встречается с XI века, исторически могло относиться к различным музыкальным инструментам. Ныне гуслями чаще всего называют струнный щипковый инструмент трапециевидной формы, наподобие цитры (так называемые крыловидные гусли). Музыкантов, играющих на гуслях, называют гуслярами.
Сансин (яп. 三線, «три струны») — безладовый струнный щипковый инструмент с длинным грифом и корпусом, обтянутым змеиной кожей. Распространён на архипелаге Рюкю.
Бомбо легуэро (исп. Bombo legüero), также называют исп. Bombo criollo — большой креольский барабан — традиционный аргентинский барабан, родом из провинции Сантьяго-дель-Эстеро. Название legüero происходит от единицы измерения длины — лиги, равной примерно 5 километрам. Считается, что звук барабана, на равнине, слышен на расстоянии лиги.
Бараба́н (вероятно, слово тюркского происхождения) — музыкальный инструмент из семейства ударных.
Куи́ка (порт. Cuíca, реже Quíca) — бразильский ударный музыкальный инструмент из группы фрикционных барабанов, наиболее часто применяемый в самбе. Имеет скрипучий, резкий тембр высокого регистра.
Ипу (гав. Ipu) — гавайский ударный музыкальный инструмент, часто использующийся для создания сопроводительной музыки во время исполнения танца хула. Ипу традиционно делается из двух плодов тыквы..
Дже́мбе — западноафриканский барабан в форме кубка с открытым узким низом и широким верхом, на который натягивается мембрана из кожи — чаще всего козьей. По форме относится к так называемым барабанам в форме кубка, по звукообразованию — к мембранофонам. Играют на джембе руками. Ранее неизвестный Западу, со времени своего «открытия» он обрёл огромную популярность.
Пыжа́тка (сопель, дудка, посвисте́ль, одиночка, па́свирелка) — русский народный деревянный духовой музыкальный инструмент, вид продольной свистковой флейты, традиционной для Курской и Белгородской областей России. Местное название сопели (в Курской области) и свирели (в Курской и Белгородской областях).
Топшур — алтайский щипковый музыкальный инструмент с 2 волосяными струнами (настроены в кварту). Длина около 780 мм. Способ игры — бряцание.
Подробнее: Топшуур
Каримбо ́ (порт. carimbó) — музыкальный ритм бразильской Амазонии, а также круговой танец индейского происхождения, характерный для северных районов штата Пара́, испытавший афробразильское (в части перкуссии и чувственных движений) и португальское (в части хлопков ладонями и духовых инструментов) влияние. Это название также распространяется на используемый в этом стиле барабан, называемый иногда несколько видоизмененной формой слова — «куримбо́» (порт. curimbó).
Шия́лтыш (луговомар. шиялтыш, сев.-зап. мар. шиӓлтӹш, циӓлтӹш; от шиялташ, циалташ — «дуть, дудеть») — марийский свистковый деревянный духовой музыкальный инструмент типа флейты.
Шупелка (макед. шупелка, сербохорв. шупељка) — болгарская пастушья полупоперечная флейта. Малая разновидность кавала. Также распространена и в других странах Балканского региона, включая Македонию, Сербию и Грецию.
Барбет (Барбат) (азерб. Bərbət) — струнный щипковый плекторный инструмент. Широко распространён в арабских странах,, Грузии, Иране, Турции, Греции и странах Ближнего Востока, употреблявшийся на территории Азербайджана до XVI—XVII вв. Принадлежит к семейству инструментов типа уда.
Мизра́б (перс.: مضراب, иногда произносится мезраб) или захмех (перс.: زخمه, также иногда называется захма) разновидность плектра, используемая для игры на ряде иранских (тар), индийских (ситар) струнных музыкальных инструментов. Представляет собой кольцо с «когтем» — выступом для защипывания струны.
Гита́ра — струнный щипковый музыкальный инструмент. Применяется в качестве аккомпанирующего или сольного инструмента во многих стилях и направлениях музыки, среди которых романс, блюз, кантри, фламенко, рок, джаз. Изобретённая в XX веке электрическая гитара произвела значительные изменения в музыке и тем самым оказала сильное влияние на массовую культуру.
Ковбе́лл (Каубе́лл, англ. cowbell — коровий колокольчик) — ударный музыкальный инструмент, принадлежащий к металлическим идиофонам с неопределённой высотой звучания.
Кавал — продольная или полупоперечная флейта народов Малой Азии, Южной и Юго-Восточной Европы. Распространена в Болгарии, Северной Македонии, Турции, Венгрии, Албании, южной Сербии, Украине, Молдове, северной Греции, Румынии, Армении, Азербайджане. Диапазон 2,5—3 октавы.
Кахо́н (исп. Cajón — коробка, ящик) — ударный музыкальный инструмент родом из Перу. Представляет собой коробку, выполненную из дерева или других материалов.
Йоухи́кко («смычковое кантеле») (карел. jouhikko, фин. jouhikas) — финский и карельский традиционный смычковый инструмент.
Дуду́к (арм. դուդուկ) — армянский язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с двойной тростью. Представляет собой трубку с 7—9 игровыми отверстиями, в которую вставлена трость.
Упоминания в литературе (продолжение)
Следующая статья посвящена изучению костей верхней конечности (Churchill et al., 2013). Первым делом обращает на себя внимание крайняя архаика лопатки из Малапы. По подавляющему числу параметров она
оказывается наиболее схожей с лопатками орангутанов. Плечевые кости тоже крайне примитивны и попадают в компанию с Люси, Нариокотоме, Дманиси и Лианг-Буа 1. Длина предплечья относительно длины плеча у Малапы почти идентична хабилису OH 62 и находится на границе между людьми и шимпанзе, с уклоном к первым. Общая мораль – A. sediba крайне примитивен в строении рук, он запросто мог лазать по деревьям… если бы не кисть. Впрочем, даже продвинутая кисть не мешала малапцам забираться на деревья, ибо и современные люди делают это очень хорошо.
Кисть “людей умелых” была почти совсем, но еще не совсем трудовой, поскольку имела и некоторые обезьяньи черты. К тому же от кисти хабилиса OH 7 сохранились далеко не все элементы. До самого недавнего времени в летописи гоминид оставался досадный пробел – для полного счастья антропологам остро не хватало кистей преархантропов и архантропов. Потому важной находкой явилась третья пястная кость KNM-WT 51260, найденная в Западной Туркане, в местонахождении Каитио (Ward et al., 2014). Датировка ее – 1,42 млн лет назад, то есть время перехода от Homo ergaster к Homo erectus. Кость сохранилась отлично, даже идеально. Казалось бы – невелика кость, но сколько ценной информации она несет! Самый важный признак – развитие шиловидного отростка. Этот треугольный выступ на основании кости направлен в сторону запястья. Он соединяется с похожим отростком на основании второй пястной кости, а вместе они входят в зазор между трапециевидной и головчатой костями запястья. Смысл такой конструкции – укрепление запястно-пястного сустава. Третья пястная кость при этом становится центральной опорой всей кисти, а весь средний луч (пястная с пальцем) оказывается достаточно жестко заклинен и минимально
подвижен в стороны. Такой кистью, может, не так удобно хвататься за ветки, где нужны более свободные боковые движения при раскачивании, но очень хорошо удерживать что-то тяжелое более-менее неподвижно.
Позднее человек палеолита стал доисторическим «скульптором», научившись обрабатывать камень. Приобретя некоторые навыки в этом ремесле, он смог придавать материалу нужную форму, чтобы получить хорошую режущую кромку. Опыт показал ему, что самых лучших результатов позволяют достичь обсидиан и кремень, потому что при ударе они отделяются слоями. Поэтому человек тратил много времени и сил, чтобы найти эти желанные минералы. Для его примитивного ума они являлись своего рода достойным призом. Человек сумел смастерить инструменты, которые, в свою очередь, помогли ему усовершенствовать оружие. Теперь для его изготовления у человека были не только дерево и кремень, но также кость, в том числе и слоновая, рог – все это он добывал на охоте. Таким образом он медленно и трудно карабкался по лестнице эволюции вверх. Ремесленники среднего каменного века в поисках новых способов охоты додумались до идеи привязывать кремневые инструменты к деревянным рукояткам с помощью сухожилий животных и полосок сырой кожи, добытых на охоте. Это был заметный шаг вперед, давший в распоряжение человека каменный дротик, каменный наконечник копья и кремневый наконечник стрелы. Но метод соединения камня с деревом имел существенные недостатки: скрепление было непрочным и совершенно ненадежным, и оружие могло подвести в любой момент. Люди позднего каменного века усовершенствовали эту технику: последовательно используя жар и воду, они научились проделывать отверстия в кремневых орудиях, куда можно было вставить деревянное древко. Вооруженные этими более сложными и
надежными приспособлениями люди стали более уверенными воинами.
Поскольку даже отдельные фрагменты керамики из этого первого, наиболее древнего поселения весьма замечательны и могут быть подарком для любого музея, я собрал все, что нам удалось найти, и заполнил ими не менее восьми больших ящиков. Кроме того, я тщательно собрал все кости, которые только мог найти, и послал целый ящик их профессору Рудольфу Вирхову в Берлин для исследования (см. приложение II). Почти вся керамика – глянцевитая черная, однако и глянцевитая красная, коричневая или желтая терракота нередки. Я
собрал отдельно все наиболее характерные фрагменты, в особенности все ободки ваз с длинными горизонтальными отверстиями-трубками, которых я нашел целые сотни, и тщательно отложил все с резным орнаментом, который всегда заполнен мелом для большей выразительности. Орнамент всегда более или менее похож на то, что мы видим на фрагментах, воспроизведенных в «Илионе» на рис. 28–35. Однако иногда встречается и орнамент из волнистых линий, как на рис. 53, 54 в «Илионе».
Упрощать наши представления о людях каменного века и считать их «первобытными», право же, не стоит. Среди находок ученых попадаются куски трута и части деревянных приборов для добывания огня трением. Известны и лампы для освещения жилищ – из камня с углублением, куда заливался жир и вставлялся фитиль. На Енисее еще в те времена научились топить каменным углем, в Дольне Вестонице (Чехия) – обжигать глину. Существовали и некоторые технологии, которые впоследствии
оказались утраченными: например, размягчения кости. Некоторые рисунки по кости были не вырезаны, а продавлены. Иногда каким-то образом распрямлялись бивни мамонта, из них делали цельные дротики. Была своя медицина. Практиковалось лечение переломов, вывихов, удаление больных зубов. Использовались лекарственные травы. А в одном из захоронений Шанидара (Средняя Азия) найдены останки мужчины, рука которого была ампутирована задолго до смерти – и заменена протезом!
Кроме дерева и камня при производстве орудий люди теперь смогли
использовать и другие материалы – кость, рог (оленя и др.), бивни слона (мамонта). Чтобы их обработать, использовался новый процесс, шлифовка, он применялся и к камням – это раньше помогало археологам, использовавшим старые принципы, в датировке периодов и культур каменного века. В изделиях из оленьего рога, кости и даже в плоских камнях стали делать круглые отверстия – не используя сверла, а лишь пользуясь вращательным движением. Таким образом создавались предпосылки для появления такого принципиального изобретения, как колесо.
При реальном нападении человек инстинктивно хватается за какой-либо предмет, подвернувшийся под руку, и защищается с его помощью. Дерево и металл, твердый пластик и прочное стекло, кость и литая резина, все годится для того, чтобы сделать удар более жестким и сфокусировать его. Последнее особенно важно. Ведь известно, что усилие на кончике кнопки, которую вдавливают
в стену большим пальцем, соответствует давлению танковой гусеницы на землю. Или возьмем шило. Благодаря тому, что площадь кончика острия ничтожно мала, оно при небольшом усилии проходит сквозь любую мускулатуру как через масло.
На протяжении следующего века чаще использовались мечи викингов, многие из них имели очень простые эфесы – из железа, кости или даже дерева. Тем не менее было немало и богато украшенных, хотя их нельзя даже и сравнивать с более ранними образцами. Здесь тоже обнаруживается типовая вариация эфесов, их формы и украшений, чего нельзя сказать о
клинках. Последние, конечно, значительно отличались друг от друга по размеру и весу – как и люди, которые ими пользовались, – но их форма была на удивление постоянной. Некоторые, как и их непосредственные предшественники, имели широкие и мелкие долы, другие – более глубокие и узкие, встречались также двухрядные и даже трехрядные долы или вообще не имеющие дола. В остальном все они соответствовали одному и тому же основному образцу, примером которого может служить великолепный экземпляр, найденный в Темзе в Шиффорде, недалеко от Ридинга. Проанализировав географию находок и стили украшений, Уилл ер предположил, что следующие семь модификаций эфеса могут являться типичными для определенных регионов использования и изготовления: I и II – Норвегия, III – северо-запад Германии и юг Скандинавии, IV – вся Европа, V – англосаксонская Англия, VI – Дания и VII, последний тип, использованный датчанами, был распространен вдоль западного побережья Европы.
Согласно археологическим данным, 50 тысяч лет назад неандертальцы имели примитивный, но крупный мозг, вполне достаточный для того, чтобы догадаться накрыть себя шкурой убитого животного. Наскальные рисунки дают представление о самой ранней форме костюма – простой набедренной повязке, безусловно служившей не только для защиты от холода. Прикрыть себя мехом мог только удачливый охотник, у которого добыча оставалась после устройства жилища и постели для своего семейства. К тому времени неандертальцы существенно продвинулись в своем развитии. Приобретя человеческую хватку, они научились отесывать камень, кость, дерево, олений рог. Пользуясь рубилом с острыми краями, обстругивали палочки скребком, изготавливали из осколков камня острые лезвия, напоминающие ножи. Зубилообразные резцы
помогали придавать нужную форму наконечникам копий и костяным иглам.
Когда наконечники, скребла, топоры с выемкой и без (последние археологи называют кельтами) были готовы, их либо насаживали на древко и рукоятку, используя специально подготовленное дупло, либо просто прикрепляли при помощи ремней из кожи или сухожилий. Иногда наконечники закреплялись и при помощи смолы. У каждого племени был свой излюбленный способ изготовления орудий. На севере,
например, помимо камня использовали кости рыб и тюленей либо рога оленей, маралов и канадских оленей; после вымачивания этого сырья в воде оно становилось более податливым и с ним было легче работать.
Обитали здесь люди с самых первобытных времен, с древнего каменного века – палеолита. Палеолит, длинная вереница каменных тысячелетий. Впрочем, зачем мы их так? Просто это было так давно, что из обработанного человеческой рукой, кроме камней, мало что сохранилось. А в ход, несомненно, шло все что ни попадя, происхождения и растительного (от дубины и палки-копалки до органических красителей), и животного (кости, шкуры, жилы), и минерального (красная охра, например – ею посыпали покойника, чтобы заменила кровь в загробном существовании). Голова у людей работала что надо – одна непревзойденная пещерная живопись чего стоит. Возводя жилища из костей мамонта и прочих стройматериалов, порою комбинировали эти конструктивные элементы с такой смекалкой, что, пожалуй, им бы и кубик Рубика нипочем. Те же каменные орудия поражают своим разнообразием. Множество форм и размеров, соответствующих разным нуждам и разным технологическим операциям, для которых они предназначались. А получить их,
кроме как из грубого куска кремня, было не из чего.
В этот период распространяются вкладышевые орудия, основу которых делали из дерева или кости, а рабочую часть составляли из набора небольших каменных пластинок, получивших название микролитов. Пластинки чаще всего изготовлялись из кремня, обсидиана или других минералов. Таким
образом, создаются различные ножи, серповидные орудия, резцы с притупленной спинкой или скошенным краем, топоры, молотки, мотыги и другие орудия. Этими орудиями пользовались не только первые земледельцы, но и большинство охотников, начавших обрабатывать землю значительно позже, в последующие тысячелетия.
• чемпионы располагают костной структурой, которая сама по себе тяготеет к превосходной симметрии и пропорциям. Об этом
обычно свидетельствуют довольно мощные кости запястья, но узкий таз и маленькие колени. Обычно их плечи широки по отношению к тазу.
В амратский период широко распространение получили изделия из кости, причем не только из клыков гиппопотама, но и из бивней слонов. Слоновая кость, вероятнее всего, привозилась с юга. Статуэтки из слоновой кости свидетельствуют о существовании
двух народов: одни фигурки высокие, стройные, обычно обнаженные, другие – невысокие с остроконечной бородой, закутанные в кусок ткани. Вероятно, фигурки, закутанные в ткань, имели некое магическое значение, поскольку они были найдены в захоронениях на кусочках кожи, приложенных к предплечьям. В амратский период из слоновой кости делали предметы личного обихода, такие как гребни и шпильки, которые украшали изображениями птиц и животных. Совершенно ясно, что гребни с длинными зубьями служили не для расчесывания, а для закрепления в прическу длинных волос.
Ниже, у дна могилы, отмечен слой предматерикового суглинка мощ. (0,09 м) с прокаленным песком в примеси. В этом нижнем ярусе могилы находятся нижние части деталей костяка коня. Конь на дне погр. К28 лежал на брюхе, с поджатыми ногами. Его хребет направлен по линии север-юг. Шея коня изогнут вдоль южного борта могилы, голова коня направлена своей передней частью на северо-запад. К северу от передних зубов коня на дне могилы зачищен плохо сохранившийся скелет небольшой собаки, лежавшей на левом боку головой на север. Её ноги были вытянуты на восток. Над ногами собаки было найдено 8-видное стремя № 287-3 (вар. Go?ler AII, 3, восходящий к традициям II аварского периода – Go?ler N., 2013, Abb. 3), под ним – шпора типа 1 (Кулаков В.И., 2003, с. 312) с конусовидным утолщением на острие, слабо
поднятым над плоскостью шпоры. Рядом со шпорой поднята плохо сохранившаяся шпорная пряжка. У юго-восточного борта могилы было обнаружено стремя № 287-4 вар. Go?ler AII,1, характерное для скандинавских древностей Х в. Среди конских костей выявлены 3 плохо сохранившихся фрагмента железного ботала № 287-5. Корреляция в одном комплексе двух этих предметов, происходящих с различных краёв Европы, примечательна. В зубах коня выявлены кольчатые удила № 287-2, у правой стороны нижней челюсти коня – бронзовый бубенчик № 287-1. По совокупности типов своего инвентаря погр. К28, содержащее останки мужчины-воина, датируется Х в.
Порой можно было подумать, что фарфор родился не в Китае, а в Японии; что, переняв грубый примитивизм гончарен Кёмидзу, китайцы развили затем это искусство до классического совершенства. Создавая фарфор – белый, как нефрит, тонкий, как бумага, блестящий, как зеркало, звонкий, как цимбалы, – китайские керамисты сумели добиться от невзрачной глины, казалось бы, чуждых ей качеств. Нельзя было не поражаться совершенству формы, которого добивались мастера Цзиндэ при обработке необожженного черепка. Качество его перед обжигом проверяли каплей воды: если, сбежав по внутренней стенке вазы, вода проступала снаружи ровной темной полоской – обточка сделана безукоризненно. Китайские мастера были непримиримы к каким бы то ни было отклонениям от идеально правильных форм. Малейшую деформацию при обжиге они считали браком, говоря, что ваза в этом случае
«потеряла тень». Подобно резьбе по слоновой кости, производившей впечатление тончайших кружев, или шелковым вышивкам, напоминавшим размашистые картины кистью, произведения мастеров Цзиндэ утверждали мысль о всевластии художника над материалом.
У большинства археологов уже вошло в традицию, встретив артефакт, интерпретация которого вызывает затруднение, рассматривать его
исключительно как культовый предмет. Версия о культовом назначении этих предметов весьма правдоподобна. С глубокой древности характерной чертой культуры народов Северной Европы являются изображения женщин из кости, камня, глины, дерева или ткани. Исследователи считают, что часть из них была связана с обрядами обретения и реализации женщиной функции воспроизводства и материнства, на что указывает отчётливая линия развития иконографического образа женщины в искусстве и верованиях этих народов[6]. Прослеживая эту линию и классифицируя женские антропоморфные статуэтки, В. Ф. Кернер выделила тип скульптурных изображений женской фигуры, построенных по принципу «голова-туловище». Общим для них является отсутствие ног, в ряде случаев голова изображена приострённой (Финляндия, Латвия, Южная Сибирь, Прикамье[7]), лица женских изображений с территории Южной Сибири и Прикамья могут быть не проработаны, иногда встречаются знаки одежды (пояса, фартуки, нагрудники, украшения ушей и шеи), признаки пола зачастую отсутствуют[8].
Конечно, не было жесткой, раз и навсегда утвержденной, технологии. При изготовлении такого меча на наковальню ложилась стальная полоса, которая вполне могла «гулять» по ширине от трех до восьми сантиметров, и по длине – до метра. Когда лезвие было готово, наступал черед рукояти. Неважно, выделывалась она из кости или дерева, но от ее удобства во многом зависела разящая сила удара. Обвивающая рукоять рука оказывалась сверху под защитой так называемой гарды, придающей мечу форму креста, а утолщение внизу делало хватку удобной и надежной. Меч лежал на левом боку в ножнах, удерживаемых кожаной перевязью. Хотя было время, когда оружие крепилось на поясе по центру, что,
видимо, удобства не создавало. Мечи, как и кони, становились рыцарям лучшими друзьями. Поэтому часто они получали собственные имена. Вспомните Дюрандаль рыцаря Роланда. А его верный соратник Оливье носил меч по имени Альтклэр. Коль уж зашла речь о конях, поведаем и о том, как были они защищены в бою. Добавлю только прежде несколько слов о втором рыцарском важнейшем оружии, как раз связанном со скакуном, – копье. Со временем оно удлинилось до четырех метров. Страшный удар копья несущегося на коне рыцаря могла сдержать, правда далеко не всегда, только чешуя кольчуги. Узкий четырехгранный острый металлический наконечник часто оказывался смертоносным жалом для врага.
Свастика – еще один древнейший орнаментальный символ – рассматривается исследователями как знак, связанный с огнем и солнцем. Е.Н. Клетнова говорит о том, что, возможно, «форма знака произошла от двух на крест сложенных
кусков дерева, при помощи трения которых добывался священный огонь»[101]. Еще одним интересным предположением является то, что свастика могла являться символом птицы. На базе изучения археологических памятников Мезинской неолитической стоянки, где «вырезанная из кости птица сплошь покрыта свастическими фигурами, притом сплетающимися друг с другом и образующими чрезвычайно красивую фигурную сетку»[102] Е.Н. Клетнова делает вывод о том, что «что первоначально знак свастики был эмблемой огня и притом именно молнии, а летящая птица, в свою очередь, являлась символом той же молнии, которую она напоминала стремительностью своего полета в небесной вышине»[103].
«Оглядевшись в полусвете денника, Вронский опять невольно обнял одним общим взглядом все стати своей любимой лошади. Фру-Фру была среднего роста лошадь и по статям не безукоризненная. Она была вся узка костью; хотя ее грудина и сильно выдавалась вперед, грудь была узка. Зад был немного свислый, и в ногах передних, и особенно задних, была значительная косолапина. Мышцы задних и передних ног не особенно крупны; но зато в подпруге лошадь была необыкновенно широкая, что особенно поражало теперь, при ее выдержке и поджаром животе. Кости ее ног ниже колен казались не толще пальца, глядя спереди, но зато были необыкновенно широки, глядя сбоку. Она вся, кроме ребер, как будто была сдавлена с боков и вытянута в глубину. Но у ней в высшей степени было качество, заставляющее забыть все недостатки; это качество была кровь, та кровь, которая сказывается, по английскому выражению. Резко выступающие жилки из-под сетки жил, растянутой в тонкой, подвижной и гладкой, как атлас, коже, казались столь же крепкими, как кость. Сухая голова ее с выпуклыми блестящими, веселыми глазами расширялась у храпа в выдающиеся ноздри с налитой внутри кровью перепонкой. Во всей фигуре и в
особенности в голове ее было определенное, энергическое и вместе нежное выражение. Она была одно из тех животных, которые, кажется, не говорят только потому, что механическое устройство их рта не позволяет им этого.»
Обычно количество
ран соответствует числу режущих движений. В некоторых случаях неоднократные воздействия режущего орудия образуют одну общую рану, когда после первого разреза кожи и глубжележащих тканей края раны расходятся и последующие движения происходят в ее глубине. В таких случаях в конце, а иногда и в начале раны может быть обнаружено несколько «хвостиков», которые свидетельствуют о неоднократности движений. При исследовании тканей, лежащих на дне раны, особенно костей и хрящей, может быть обнаружено несколько продольных повреждений наружной костной пластинки, надкостницы, хряща (насечки). Эти надрезы могут свидетельствовать о количестве движений в глубине раны.
5. Подводить
инструмент под кость следует не перпендикулярно, а под углом приблизительно 45°, исключая возможность перфорации подлежащих мягких тканей. После выхода концов режущих частей за другую сторону кости лезвия ориентируют в нужном направлении.
Этот удивительный орган появился у слона в ходе эволюционного развития в результате сращивания носа и верхней губы и в настоящее время представляет собой
полностью лишенную костей массу, состоящую из 40 000 мышц, хотя некоторые исследователи говорят даже о 100 000 мускулов.
Стандарт, предусматривающий хорошее наполнение передней части груди, требует, чтобы упомянутые выше мышцы, которые прикрепляются к грудной кости и двигают
плечо вперед, были широкими и объемными. Ширина мышц связана с их силой, и выпуклая грудь указывает на то, что эти мышцы сильнее. Собака с хорошо развитой грудью имеет в целом хорошее здоровье, что очень ценно для служебной собаки.
Скелет канареек легкий и прочный, сравнимый с каркасом самолета. Грудина очень широкая. Мускулатура, соединяющая туловище и крылья, очень сильная, она служит
для управления полетом. Кости, как и у всех птиц, в основном полые. Многие косточки срастаются на конце крыла. Три пальца на кисти покрыты кожей и скрыты под перьями. Эта часть крыла является опорой для маховых перьев. Лапы у канареек очень тонкие и цепкие. На каждой лапе по 4 длинных тонких загнутых пальца, 3 из которых направлены вперед, а 1 – назад.
После,
двигаясь к голени (в конце голенной кости при переходе в бедренную кость) происходит утечка ци-энергии, как в месте некачественного соединения двух труб, и снова образуются вихри – это вышедшая наружу ци-энергия, которая все время вращается. И так от стоп до самой макушки.
Вышивание имеет многовековую историю. Оно возникло в первобытный период. Именно тогда первые люди стали украшать свои изделия из различных материалов орнаментальными узорами и сюжетными рисунками. В своей работе они использовали подручные средства, такие как жилы животных, льняные и конопляные, хлопковые и шелковые нити, волосы, шерсть, ракушки, острые кости или точеный камень вместо игл. Самые первые стежки носили, скорее, практический характер: ими женщины сшивали куски кожи. Немного позже они стали декорировать свои изделия
примитивными орнаментами. Впоследствии изобрели костяную, позже – бронзовую и стальную иглы, что способствовало усовершенствованию новых способов шитья и вышивки.