Связанные понятия
Бударка (будара; от славянского слова «буда» — плетёнка) — плетёная транспортно-грузовая или рыболовная парусно-гребная лодка, распространённая на Балтийском, Азовском и Каспийском морях и впадающих в них реках. Строительство таких лодок продолжалось до конца XIX — начала XX века.
Подчалок — разновидность парусно-гребных одномачтовых лодок, получившая распространение на Каспийском море для рыбного промысла крючковой снастью или сетями.
Ло́дка — небольшое судно. В Военно-морском словаре лодка определяется, как судно длиной до девяти метров, шириной до трёх метров и грузоподъёмностью до пяти тонн. Как правило, лодки — гребные суда, но бывают и парусные лодки, однако небольшие спортивные парусные суда принято называть яхтами. Лодка может быть оборудована мотором (мотор может быть как вспомогательным, так и основным источником энергии). В соответствии с принятой в большинстве стран классификацией, моторными лодками называют суда с...
Эверс — плоскодонное грузовое одномачтовое парусное судно, применявшееся в Европе для морского промысла и рыболовства, а также в качестве исследовательских и экспедиционных судов.
Реюшка — палубное рыболовное судно для самостоятельного поискового лова, которое было широко распространено в северной части Каспийского моря.
Упоминания в литературе
Этот рекордсмен состоит из двух частей: Американского (American Falls) и Подковообразного водопадов (Horseshoe Falls) – последний еще называют Канадским (Canadian Falls). Между ними находится Козий остров – покрытый деревьями небольшой участок суши посреди легендарной
реки. Примечательное название острова связано с дикими козами, которые в былые времена водились здесь в огромном количестве. Рядом с Козьим островом расположен крошечный островок Лунный. Струя воды шириной 20 м, ниспадающая между ними, называется Центральным или Лунным каскадом.
Нельзя сказать ничего определенного об одежде жителей города, можно лишь путем умозаключений прийти к выводу о том, какой она была. Без сомнения, при изготовлении одежды широко использовались легкодоступные для них мех и кожа. Однако обнаруженные пряслица и грузики для ткацкого станка говорят о том, что прядение и ткачество были известны древним троянцам. Шерсть для прядения давали козы и овцы, поэтому с высокой долей уверенности можно предположить, что люди носили одежду из домотканых шерстяных тканей. Некоторые типы терракотовых пряслиц, вероятно, могли также исполнять функции пуговиц. Кроме того, одежда могла скрепляться и булавками из кости или меди, которых
было найдено большое количество. Две аккуратных медных иглы с ушками для нити или тонкого шнура дают основание предположить, что у женщин Трои были орудия не только для грубой работы.
В конце ледникового периода, а также в эпоху голоцена вымерли многие виды крупных животных, таких как мамонт, овцебык, шерстистый носорог. В результате охотники начали специализироваться на ловле определенного зверя. Одни группы охотников занимаются охотой на северного оленя, другие – на газелей, ланей, безоаровых козлов и т. д. Стада диких животных, вблизи которых поселялись
охотники, представляли своеобразный естественный резерв пищи и мяса. Близость поселений к естественным пастбищам позволяла охотникам отлавливать диких животных и содержать их рядом с жильем. Так происходит процесс одомашнивания животных, в первую очередь овец и коз. Постепенно начинают создаваться условия для возникновения пастбищного хозяйства.
Индейцы не были вегетарианцами. Хотя они включали в свой рацион рыбу и овощи, главную роль в нем играла высокобелковая пища – мясо, которое добывалось посредством охоты на самых
различных животных: как крупных, так и средних и мелких. Хотя, как мы увидим в следующей главе, индейцы имели навыки ведения сельского хозяйства, они никогда не владели искусством приручения и разведения домашних животных в той же степени, что и европейцы. Лишь столетие назад белые американцы научили их разводить коз, овец и крупный рогатый скот; правда, надо сказать, что индейцы все это быстро и хорошо усвоили и сегодня являются хорошими животноводами и пастухами. Но в большинстве случаев, даже во времена новой истории, после гибели нескольких земледельческих культур, жизнь и выживание целых племен практически целиком зависели от охоты.
Жители данного района занимались земледелием и скотоводством. Среди находок кости коров, овец, коз,
свиней и собак. Вероятно, для погребальных пиршеств и для подношений мертвым использовались конина и свинина, поскольку в горшках с кладбища в Высотском обнаружены следы сала и кости лошадей и свиней. Кроме горшков с мясом, в курганах находились также буханки хлеба, некоторые из которых были обожжены. Хлеб не был посолен, сорт зерна установить не удалось. В одной из могил погребения в Золочеве нашли горшок, наполненный размолотым зерном. По-прежнему изготавливались кремневые серпы, хотя среди находок есть и бронзовые серпы центральноевропейского типа.
Как видим, Потоп и связанные с ним бедствия вовсе не привели к упадку и одичанию людей. Наоборот, чтобы выжить, наши далекие предки проявляли смекалку, придумывали новые орудия, осваивали новые промыслы. А в степях они достигли еще более
высоких результатов, чем в глубинах лесов. Огромных стад диких животных, кормивших охотников, больше не было, и их начали создавать искусственно. Сперва отлавливали и подманивали самых безобидных, неприхотливых – коз, овец. Не позволяли разбегаться, кочевали за собранными отарами, оберегали от хищников. И родилось скотоводство.
Связанные понятия (продолжение)
Живодная лодка — небольшое парусное судно широко использовавшееся в XVIII—XIX веках в Каспийском море и на реке Волге для рыболовного промысла. Вся середина такой лодки была занята большим чаном для живой рыбы, которая отлавливалась крючковой снастью «на кус» или «на живодь». Этот способ лова и предопределил название лодки.
Тьялк (чалк, чьялк, тялка, от нидерл. tjalk) — голландский тип грузовых парусных судов для прибрежного и речного плавания. Самый известный тип традиционных голландских судов, один из символов Нидерландов.
Куррах (ирл. Currach или Curach, в английском обычно используется -gh; также встречаются варианты курога и каррех) — тип традиционных ирландских и шотландских средних и больших лодок с деревянным каркасом, обтянутым кожей или шкурой животных (обычно бычьей). Современные лодки обтягиваются, преимущественно, плотной тканью наподобие брезента, на который наносится защитное покрытие, например, гудрон в несколько слоёв. Обводы и, порой, технология постройки курраха различаются для разных регионов Ирландии...
Шас-марэ или шасс-марэ (фр. Chasse-marée) — историческое название французских двух- или трёхмачтовых парусных судов, которые применялись для прибрежного плавания и рыболовства. Первое свидетельство о судах этого типа отмечено в XIV века, наиболее масштабное их использование отмечено в XVIII—XIX веках. Особую популярность их использование приобрело в XVIII веке среди контрабандистов во время континентальной блокады Великобритании, которую объявил Наполеон I. Название судна в переводе с французского...
Гусяна или гусянка — это грузовое судно (барка), предназначенное для перевозки различных грузов.
Ри́мский торго́вый кора́бль — парусное судно в Древнем Риме. Римские торговые и транспортные суда собирательно именовались лат. naves rotundae (дословно «круглые корабли») в отличие от лат. naves longae (дословно «длинные корабли»), как назывались корабли военно-морского флота. У первых соотношение максимальной длины и ширины обычно составляло 4:1, у вторых — 6:1 и более.
Ча́йка — беспалубный плоскодонный чёлн запорожских казаков XVI — XVII века, в виде огромной выдолбленной колоды, по бортам обшитой досками.
Новоманерная казацкая лодка — небольшое, беспалубное парусно-гребное судно в составе Днепровской флотилии периода русско-турецкой войны 1735—1739 годов.
Багала (араб. بغلة, baghl — мул), также доу, дау, дхау — небольшое арабское полуторамачтовое судно с косым парусным вооружением. Появилось в VIII—IX веках, применялось с конца XVI по XIX век в рыболовно-промысловых, транспортно-грузовых и военных целях. Некоторые суда этого типа были известны вплоть до середины XX века, в несколько изменённом виде встречаются и по сей день.
Гуффа или куффа — историческая разновидность примитивных речных плавсредств круглой формы, использовавшихся в Месопотамии и в бассейне реки Инд.
Когг , ког (от др.-в.-нем. kogho и ср.-нижн.-нем. kogge, koggen) — средневековое одномачтовое палубное парусное судно с высокими бортами и мощным корпусом, оснащённое прямым парусом площадью 150—200 м². Использовалось как основное торговое, а также военное судно союза ганзейских городов.
Кая́к — тип гребной одно-, двух- или трёхместной традиционной промысловой лодки народов Арктики, то же, что промысловая байдарка.
Прорезь — разновидность крупных рыболовецких лодок, которые применялись для промысла на Каспийском море, выполняя функцию плавучего живорыбного садка.
Ба́рис (др.-греч. βᾶρις — (египетское) судно, лодка, барка, копт. ⲃⲁⲁⲣⲉ bari — корабль) — небольшое деревянное плоскодонное широкое речное судно, разновидность шаланды (баржи). Использовалось для перевозки грузов (сельскохозяйственных товаров или камней), главным образом на Ниле в Древнем Египте. Описано Геродотом около 450 года до н. э. Упоминается Диодором Сицилийским.
Умиак или аньяпик (также: umialak, oomiak, ongiuk, anyak) — вид лодки у эскимосов. То же, что и байдара. Название значит «женская лодка», в противоположность каяку, «мужской лодке». Подобно каяку, умиак обычно делался из плавника или китового уса, сколоченного или связанного в остов, на который натянута кожа морского зайца. Использовался летом для перевозки людей и имущества на летние охотничьи земли, а также для охоты на китов. На больших и средних умиаках гребли однолопастными вёслами а при попутном...
Гребное судно — судно, оснащённое вёслами и приводимое в движение мускульной силой.
Байда́ра (чук. лыгъытвъэт, корякск. култаытвыыт, эским. аньяпик, умиак) — большая традиционная промысловая и транспортная лодка у северных народов Восточной Сибири и западной части Северной Америки, в том числе у береговых чукчей, алеутов, коряков и эскимосов. Вместимость до 30 человек. На байдарах, которые вмещали около 15 человек и имели одну или две мачты с парусами, плавали и русские промышленники.
Скиф (нидерл. Schuit) — традиционный тип голландского маломерного парусного судна, существующий с XVI века.
Такасэбунэ (яп. 高瀬舟) — малое японское традиционное речное судно, ранее широко применявшееся во всех районах страны.
Сандек (мандар. sandeq, заостренный) — тип балансирного парусника, который издавна использовался рыбаками народности мандар для морского промысла и как межостровное морское транспортное средство. Размеры лодки Sandeq варьируются в пределах — ширина корпуса от 0,5 до 1,5 метров, длина от 5 до 15 метров, что обеспечивает грузоподъемность от нескольких сотен килограммов до 2 тонн и более. Стройные обводы корпуса делают Sandeq самой скоростной лодкой.
Подробнее: Сандэк
Дромон (от др.-греч. δρόμος — бег) — быстроходное парусно-гребное судно византийского военно-морского флота с V по XII век.
«Ерети́к » (судно) (греч. αἱρετικός — приверженец еретической идеологии) — надувная резиновая лодка, изготовленная компанией Zodiac, для французского доктора Алена Бомбара, на которой он в одиночку пересек Атлантический океан за 65 дней, с 19 октября по 22 декабря 1952 года. Названа так, потому, что в то время сама мысль о возможности длительного плавания на маленькой лодке, без запасов питьевой воды и пищи считалась ересью...
Финикийское торговое судно — тип кораблей, использовавшегося финикийцами примерно от 2000 года до н.э. (изображения в Тире, Сидоне) до 200 г. до н.э. (падение Карфагена).
Тартана , тартан (итал. tartana; исп. tardante) — небольшое средиземноморское судно XVI-XIX веков с косым парусным вооружением. Различные тартаны применялись как для каботажного сообщения и рыбалки, так и в качестве военных кораблей. На протяжении более, чем трёхсотлетней истории имели различные конструкции, различное число мачт и парусное вооружение. В начале XVIII века в единичных количествах строились в качестве военных кораблей Российского флота.
Пени́ш или спитс (фр. péniche, нидерл. spits) — распространённый прежде всего в Бельгии, Нидерландах и Франции тип грузового речного судна.
Раньшина , a также ранщина, рончина, роншина, роньшина — историческая разновидность парусно-гребных двух- или трёхмачтовых судов, которые широко применялись северными славянами (поморами) в XI—XIX веках для рыболовного и зверобойного промысла в тяжёлых ледовых условиях. Этимология названия связана с тем, что эти суда могли быть использованы начиная с ранней весны, задолго до того, как в море можно было выйти на кораблях других типов.
Скуче (з.-фриз. Skûtsje), или фризский тьялк — разновидность тьялка, распространённая во Фрисландии. Грузовое парусное судно для плавания по рекам и каналам. От других тьялков скуче отличались небольшими размерами и некоторыми другими особенностями.
Балингер (англ. balinger от фр. balien — кит) — историческая разновидность парусных судов, широко распространённых во флотах западноевропейских стран XIV—XV веков.
В настоящий глоссарий включены термины, применяемые для обозначения типов кораблей и судов, которые (за исключением многозначных терминов) не вошли в основную статью Морские термины...
Подробнее: Морские термины (типы кораблей и судов)
Прам (нидерл. praam — плоскодонное судно и дат. pram — баржа) — крупное плоскодонное артиллерийское парусно-гребное судно, применявшееся в качестве плавучей батареи.
Коломенка — разновидность русских речных несамоходных беспалубных барок лёгкой конструкции, которые широко использовались с XVI по XIX век на реках Каме и Чусовой для перевозки хлеба и металлопродукции. Историческое название «коломенка» связано с городом Коломна.
Проа — специфический тип многокорпусного парусного судна у народов на островах Полинезии и Самоа, расположенных в Тихом океане. Проа характерны в первую очередь для Малайского архипелага и островов Южного Тихого океана.
Кара́кка (итал. Carасса, исп. Carraca) — большое парусное судно XV—XVI веков, распространённое во всей Европе. Отличалось исключительно хорошей по тем временам мореходностью, с чем связано активное использование каракк для плаваний в океанах в эпоху Великих географических открытий.
Йект (норв. Jekt, если название судна было женского рода, то использовалась женская форма Jekta) — тип деревянных парусных торговых судов, использовавшихся в Норвегии до первой половины XX века включительно.
Ба́рка (итал. barca, исп. barca, фр. barque) — большое несамоходное грузовое плоскодонное судно, применявшееся с начала XVIII века до конца XIX века на крупных водоёмах Российской империи.
Дахабие — разновидность плоскодонных полуторамачтовых парусно-гребных судов, использовавшихся для вояжей по реке Нил в 1820—1920 годах зажиточными европейцами. Как правило, всплеск их интереса к Египту, как к колыбели человеческой цивилизации, был вызван неудачной кампанией Наполеона в Африке.
Струг — русское плоскодонное парусно-гребное судно (барка), XI — XVIII веков, служившее для перевозки людей и грузов.
Долблёнка (также однодеревка, моноксил, комяга, комельник, дубовка и т. д.) — гребная, реже со съёмной мачтой плоскодонная лодка, выдолбленная из единого ствола дерева. Обычно не имеет киля. Долблёные лодки выделывают из кряжей стволов толстых деревьев. Обычно бортам придаётся желаемая форма посредством расширения их с помощью вымачивания, последующего нагревания над костром и распирания тонкими пружинящими распорками.
Хольк , хулк, халк — североевропейское парусное судно X—XVI веков. В современном толковании термин неоднозначный и может означать как весьма разные суда (в разные периоды), так и скорее своеобразную уникальную технологию, нежели судно определённых параметров.
Байда́рка — длинная узкая лёгкая лодка приморских народов тихоокеанского севера: алеутов, чукчей, коряков, эскимосов, предназначенная для охоты на морского зверя. То же, что и каяк. Современные аналоги используются в первую очередь для спорта и туризма. Обычно приводится в движение двухлопастным веслом, поэтому не имет уключин. Иногда используется парус.
Листер-бот — открытая парусно-гребная лодка, предназначенная для рыболовства сетями и близкая по типу к палубным шлюпкам. Изначально была распространена на юго-западе Норвегии, а затем — на российском севере.
Берлина или берлинка — тип речного грузового судна (барка), с острым носом, выступающим над кормой, и одной мачтой; ходит и против течения.
Пенишет (фр. Pénichette, уменьшительно-ласкательное от péniche — пениш) — небольшое речное моторное судно для туризма (катер), может также использоваться в качестве жилья.
Длиннохвостая лодка (тайс. เรือหางยาว) — тип лодки, распространённый в Юго-Восточной Азии, особенно в Таиланде и Малайзии. Эта узкая лодка изготавливается из гладко отполированного дерева, длина её обычно составляет 14—18 метров, но может достигать и 30 метров. Своё название длиннохвостая лодка получила из-за своеобразного «хвоста», находящегося сзади и имеющего в длину 2—4 метра и более: именно на его конце крепится винт, вращаемый мощным двигателем, как правило от грузовика или пикапа. «Хвост...