Связанные понятия
Штирборт (нидерл. stuurboord, stuur - руль, boord - борт; англ. steerboard, позднее — англ. starboard) — правый по ходу движения борт судна. Эквивалентное название для левого борта — бакборт. Штирборт ночью обозначается зелёным навигационным огнём, а бакборт красным.
Эзельгофт (нидерл. ezel hoofd — «ослиная голова») — деталь крепления добавочных рангоутных деревьев к основным (утлегаря к бушприту, стеньги к мачте, брам-стеньги к стеньге).
Марс (нидерл. mars, англ. top, фр. hune) — площадка на топе составной мачты, прикрепленная к её салингу. На парусных судах служит для разноса стень-вант и местом для некоторых работ при постановке и уборке парусов. На марсах военных кораблей, как правило, устанавливалось ограждение (леер) и во время боя могли размещаться стрелки. С появлением систем управления артиллерийским огнём, на марсах стали размещать дальномерные и прожекторные посты.
Пайо́л (также пайо́ла, паёл, от фр. payol, итал. pagliolo, слань) — съёмный полностью или частично деревянный настил или коврик на дно шлюпки, на деку грузового трюма, румпельных и прочих судовых и корабельных помещений, на палубу судна (у старых судов до 1970-х годов), на палубу провизионных кладовых.
Фелу́ка (устар. фелю́ка, прост. фелю́га, итал. feluca, от араб. فلوكة) — небольшое палубное судно с косыми парусами в форме треугольника со срезанным углом; парус поднимается на двух реях. Судно встречалось в военных и торговых флотах Средиземного моря; например, греческие пираты предпочитали фелуки за быстроходность и манёвренность.
Упоминания в литературе
Чтобы непосредственно исследовать условия, с которыми сталкивается человек, оказавшийся в результате кораблекрушения на спасательных плавсредствах, французский врач Ален Бомбар предпринял немыслимый эксперимент. Без воды и пищи он отправился в одиночное плавание через Атлантический океан на маленькой
надувной лодке, названной «Еретик». Длина ее составляла 4 м 65 см, а ширина – 1 м 90 см. Движителем суденышка был четырехугольный парус площадью около 3 кв. м. Стартовав 19 сентября 1952 года в Лас-Пальмасе на Канарских островах, Бомбар завершил свое беспримерное плавание через 65 дней на острове Барбадос. Все это время он питался только тем, что мог выловить в море – планктоном и сырой рыбой. Жажду утолял соком, выжатым из рыб, или морской водой. Уникальный опыт на самом себе во имя гуманной цели – спасения человека – завершился успешно. Но чего он стоил отважному исследователю? Ален Бомбар похудел на 25 кг, перенес ряд тяжелых заболеваний, к концу плавания уровень гемоглобина в его крови снизился до несовместимого с жизнью, кожа покрылась сыпью, ногти на пальцах ног выпали.
Связанные понятия (продолжение)
Багала (араб. بغلة, baghl — мул), также доу, дау, дхау — небольшое арабское полуторамачтовое судно с косым парусным вооружением. Появилось в VIII—IX веках, применялось с конца XVI по XIX век в рыболовно-промысловых, транспортно-грузовых и военных целях. Некоторые суда этого типа были известны вплоть до середины XX века, в несколько изменённом виде встречаются и по сей день.
Флайбридж (англ. flybridge, flying bridge) — открытая площадка, мостик, на крыше ходовой рубки судна с дополнительным постом управления, а также местами отдыха для пассажиров.
Брифок — нижний прямой (летучий) парус на передней мачте, служащий для попутных ветров.
Бархоут (нидерл. berghout, от bergen — охранять, hout — дерево) — усиленный ряд досок наружной обшивки в районе ватерлинии на парусных судах или стальной профиль наваренный на наружную сторону пояса стальной обшивки корпуса судна в районе главной ватерлинии (ГВЛ) и/или выше. Бархоут служит для защиты обшивки корпуса судна во время швартовки, стоянки у причала, абордажа, так как выступает наружу от обшивки и, принимая на себя первый удар (давление) при касании о причал или другое судно, не даёт возможности...
«Прогресс » — серия моторных лодок, производилась в СССР в различных модификациях с 1960-х годов на Куйбышевском авиационном заводе.
Ограждение выдвижных устройств (амер. англ. Sail, англ. Fin) — элемент архитектуры подводных лодок, башнеподобная конструкция, служащая для визуального наблюдения за поверхностью моря, защиты выдвижных устройств (перископы, антенны, радары и пр.), входа и выхода экипажа, увеличения курсовой устойчивости в подводном положении и, иногда, размещения горизонтальных рулей.
Форпи́к (нидерл. voorpiek, англ. forepeak) — отсек основного корпуса судна между форштевнем и первой («таранной») переборкой, крайний носовой отсек судна. Обычно служит для размещения грузов или водяного балласта.
Якорное устройство — одно из корабельных устройств, совокупность технических средств, назначением которых является удержание корабля на месте относительно берега, волны, ветра или течения при стоянке его на рейде — в гавани или на морском мелководье. В составе якорного устройства имеются якоря, якорные цепи и приспособления для отдачи, подъёма, крепения и хранения якорей и якорных цепей (якорные клюзы, шпили, брашпили, стопора).
Дрек — небольшой складной якорь, составляющий необходимую принадлежность гребного судна, размеры которого зависят от размеров шлюпки. Хранится всегда в шлюпке, как и трос определённой толщины и длины, служащий якорным канатом для дрека и называемый «дректовом».
Броненосные лодки — бронированные суда системы шведского инженера Эриксона с вращающейся башней, прообразом которых стал известный Монитор.
Подробнее: Броненосная лодка
Скуловой
киль (В XIX веке назывался боковой, в середине ХХ — бортовой) — специальное устройство, расположенное на скуловой части обвода некоторых кораблей. В отличие от традиционного киля, служащего прежде всего для обеспечения прочности корпуса судна, основным назначением бортового киля является уменьшение боковой качки во время движения. Они представляют собой длинные пластины, установленные вдоль борта в районе скулы, откуда и пошло их второе название.
Перископная глубина — неточная величина, характеризующая глубину погружения подводной лодки, при которой возможно пользоваться перископом. Перископную глубину принято усреднённо считать равной 10 метрам.
Подруливающее устройство — судовое устройство, предназначенное для активного управления судном; рабочий орган (винт) в сквозном канале, проходящем от одного борта судна к другому борту, перпендикулярно его диаметральной плоскости.
Та́лреп (от нидерл. talrеер, taljerеер) — устройство для стягивания и выбирания слабины такелажа, кабелей и т. д.
Палочка над Т (англ. Crossing the T) — приём военно-морской тактики конца XIX — начала XX века. Заключается в том, что кильватерная колонна линейных кораблей занимает позицию впереди и перпендикулярно такому же строю кораблей противника. Полученное в итоге взаимное расположение отрядов напоминает букву «Т», отчего и произошло название.
Курсовой угол — понятие навигации, обозначающее угол между диаметральной плоскостью судна и направлением на какой-либо наблюдаемый с судна объект. Курсовой угол измеряется в градусах, отсчитываемых на азимутальном круге от 0 до 180° в сторону правого или левого борта от направления в нос.
Геннакер (вар.: геннакер, от слияния терминов англ. genoa (sail) и англ. spinnaker) — (иногда называемый асимметричным спинакером, реже называемый блистером) в большинстве случаев может служить альтернативой спинакеру. По площади геннакер больше генуи, но меньше спинакера. Геннакер — парус с высоким шкотовым углом, его галсовый угол крепится к палубе на носу яхты или бушприту. Такой парус хорошо работает в широком диапазоне курсов — от галфвинда до фордевинда.
Вьюшка — барабан или лебёдка без механического привода, как правило, с горизонтальной осью. Предназначена для хранения троса (шланга, кабеля) и удобного разматывания и сматывания. В отличие от брашпиля, не предназначена для работы с якорной цепью и не предназначена для больших нагрузок.
Судовой крыльчатый движитель , известный также под названием движитель Фойта — Шнайдера (англ. Voith Schneider Propeller) — движительно-рулевое устройство с полностью погружённым в среду крыльчатым движителем с циклоидальным движением лопастей, создающее упор, направление которого может изменяться в пределах от 0° до 360° вправо или влево при изменении углов установки лопастей, что позволяет очень хорошо маневрировать судам и в состоянии почти мгновенно изменить его упор.
Ри́мский торго́вый кора́бль — парусное судно в Древнем Риме. Римские торговые и транспортные суда собирательно именовались лат. naves rotundae (дословно «круглые корабли») в отличие от лат. naves longae (дословно «длинные корабли»), как назывались корабли военно-морского флота. У первых соотношение максимальной длины и ширины обычно составляло 4:1, у вторых — 6:1 и более.
Бакштаг и (нидерл. bakstag) — снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков и кормы (кроме диаметральной плоскости) рангоутные деревья, боканцы, шлюпбалки, дымовые трубы и т.п.
Киле́ктор (также киллихтер — от нидерл. kiellichter: kiel — балка, lichter — грузовое судно) — вспомогательное судно для подводных грузовых работ: постановки мёртвых якорей, бонов, расчистки фарватеров, подъёма затонувших объектов и т. д. Обычно низкобортное однопалубное, с мощным грузоподъемным устройством, размещённым, как правило, в кормовой части. По существу они представляют собой мореходный быстроходный вариант плавкрана.
Брас (нидерл. bras) — снасть бегучего такелажа, закрепляемая за нок рея (или спинакер-гика на яхте) и служащая для разворота паруса в горизонтальном направлении. Спинакер-гик снабжается контр-брасом, проводимым от его нока в нос.
Шпига́т (нидерл. spuigat от spuien «сливать, сбрасывать» и gat «отверстие») — отверстие в палубе или фальшборте судна для удаления за борт воды, которую судно приняло при заливании волнами, атмосферных осадках, тушении пожаров, уборке палубы и др.
Ко́ечные сетки (устар.) — приспособления для хранения и проветривания матросских коек.
Покладка на грунт — вид подводного маневрирования подводных лодок с дизельными силовыми установками, который применяется в целях сбережения имеющихся на борту энергоресурсов и достижения максимальной скрытности, а также — в ситуациях, которые вынуждают субмарину находиться в погруженном положении с отключенными двигателями.
Би́тенг (изначально бе́тинг, от нидерл. beting) — прочная полая тумба, возвышающаяся над палубой судна или корабля. Является частью буксирного и швартовного устройства судна.
Гусяна или гусянка — это грузовое судно (барка), предназначенное для перевозки различных грузов.
Батисфера (от греческого βαθύς — глубоко и «σφαῖρα» — шар) — глубоководный аппарат в форме шара, опускаемый на тросе под воду с базового судна. В отличие от батискафа батисфера не может самостоятельно передвигаться.
Кабеста́н (фр. cabestan) — исторический тип речного парохода, действовавший по принципу коноводного судна.
Класс парусных яхт Л-6 — российский национальный класс крейсерских гоночных яхт. Проект был разработан ленинградским конструктором А. П. Киселевым. Изготавливались на Ленинградской экспериментальной судоверфи ВЦСПС, СССР с 1963 года. В настоящее время основное количество яхт находится в Санкт-Петербурге; имеются яхты класса Л-6 в других городах России, на Украине, в Эстонии, Латвии, Болгарии и Финляндии.
Подробнее: Л-6 (класс гоночных яхт)
Латеральная система навигационного оборудования (лат. laterālis «боковой») — система навигационного ограждения участков водной поверхности или объектов, представляющих опасность для плавания. Одна из двух, наряду с кардинальной, систем плавучего ограждения морских или речных опасностей.
Парусный мастер — (иногда сокр. до парусник) специалист, занятый проектированием, изготовлением и ремонтом парусов.
Голет , галет, гулет (фр. goelette — шхуна) — парусно-гребное двухмачтовое торговое судно или военный корабль европейских государств XVIII — начала XIX века. На рубеже XIX—XX веков название «голет» было вытеснено названием «шхуна».
Нактоуз (от нидерл. nachthuis, «ночной домик») — ящик, в котором расположен судовой компас, а также некоторые другие навигационные инструменты. Обычно укрепляется на подставке или на тумбе, традиционно может содержать также масляный светильник или иной источник света, песочные часы. Нактоузом пользуется кормчий при навигации.
Эскимо́сский переворо́т — приём постановки перевернувшегося каяка на ровный киль при помощи рывка бёдрами или опоры на весло.
Марео́граф (от лат. mare — море и др.-греч. γράφω — пишу; другие названия — лимнигра́ф, приливоме́р, самопишущий футшто́к) — прибор для измерения и непрерывной автоматической регистрации колебаний уровня моря.
Крейсерская яхта (от крейсер+яхта) — парусные яхты, предназначенные для автономного дальнего плавания: длительных морских и океанских переходов, а также океанских регат.
Ве́ха — плавучий предостерегающий знак навигационной обстановки на морях, реках и озёрах, предназначенный для указания фарватеров и ограждения навигационных опасностей.
Простой штык — верёвочный узел, позволяющий завязать незатягивающуюся петлю. Два одинаковых простых полуштыка составляют узел, который моряки называют «простым штыком». Выражение «накинуть полштыка» обозначает добавить к сделанному узлу ещё один обнос и перекрещивание ходовых концов вокруг коренного конца троса (то есть добавить ещё один простой полуштык). Максимальное число простых полуштыков в узле простой штык не должно превышать трёх, так как прочность узла в целом при большем числе полуштыков...
Финикийское торговое судно — тип кораблей, использовавшегося финикийцами примерно от 2000 года до н.э. (изображения в Тире, Сидоне) до 200 г. до н.э. (падение Карфагена).
Гломар Эксплорер (Изначально Hughes Glomar Explorer) — американское судно для судоподъёмных работ.
Подкра́дывание — это режим передвижения подводных лодок под водой с наименьшим уровнем шума. Цель данного режима — избегание обнаружения при использовании противником в качестве средства поиска пассивных гидрофонов. Покладка лодки на дно или полная остановка на приборе стабилизации глубины к режиму подкрадывания не относятся, хотя служат той же цели — избежать обнаружения гидрофонами. Скорость движения современных подводных лодок в малошумном режиме около 14 км/час.
Под Буксировкой подразумевается тяга недействующего (или безмоторного) транспортного средства, несамоходных машин, самолётов на аэродромах и т.д. с помощью другого транспортного средства в качестве временной меры.
Подробнее: Буксировка
Пожарное судно — корабль, катер, моторная лодка для выполнения задач, решаемых специализированными пожарными службами. Основным назначением пожарных судов является оказание экстренной помощи плавсредствам, береговым объектам, морским буровым установкам и т. д. при пожаре. Повышенная маневренность, необходимая для подхода судна к горящему объекту обеспечивается мощными подруливающими устройствами, а на судах последних лет постройки — системами динамического позиционирования.