Такасэбунэ
Такасэбунэ (яп. 高瀬舟) — малое японское традиционное речное судно, ранее широко применявшееся во всех районах страны.
Такасэбунэ — это небольшое деревянное судно, предназначенное для передвижения по рекам и морскому мелководью. Впервые суда такого типа стали использоваться в конце периода Муромати на реках нынешней префектуры Окаяма (Такахаси, Ёсии, Асахи и другие) С началом эпохи Эдо такасэбунэ начали широко применяться во всех районах страны для внутренних перевозок и использовались вплоть до наступления периода Мэйдзи, когда были проложены первые железные дороги.
В XII-XVI веках корпус судна был небольшим, а осадка глубокой (высокая корма и нос), однако к эпохе Эдо конструкция претерпела изменения — тоннажность увеличилась, осадка уменьшилась, корпус стал больше. Особенностью конструкции такасэбунэ, как и многих японских традиционных кораблей, являлось плоское дно судна. В зависимости от длины речного маршрута различались и габариты такасэбунэ в разных регионах. Так, например, наиболее крупные образцы данного судна использовались на реке Тонэ в регионе Канто, где протяжённость торгового маршрута составляла около 300 км, длина корпуса могла доходить до 27 м. Однако, в среднем, длина корпуса небольших такасэбунэ варьировалась в пределах 9-13 м, ширина составляла около 2 м, более крупные такасэбунэ, которые использовались также и для каботажных морских перевозок, имели длину корпуса 15-18 м, ширину 3-5 м. Такасэбунэ относилось к малотоннажным торговым судам и средняя грузоподъёмность небольших и средних такасэбунэ на реках Фудзи, Такасэ, Ёсии была порядка 40-75 хё: (около 2,5—5 тонн), самых крупных на реке Тонэ — 480 хё: (около 30 тонн). Судно приводилось в движение с помощью паруса и вёсел, также очень часто буксировалось лошадьми и людьми. В зависимости от маршрута и конкретной реки, по которой ходило судно, варьировались не только габариты такасэбунэ, но соответственно и количество экипажа. Обычно судно управлялось 3—5 членами команды. На самых крупных такасэбунэ также имелась отдельная каюта для приготовления пищи.
Основной сферой применения была транспортировка грузов по речным системам. Когда судно отправлялось вверх по течению, то, как правило, загружалось продукцией приморских районов. Чаще всего, это была соль, морепродукты, удобрения (сушёные иваси). Из крупных городов вверх по течению отправляли товары первой необходимости: ткани, одежду, сельскохозяйственные орудия и рабочие инструменты, бакалею и так далее. Когда же такасэбунэ загружали во внутренних районах страны и отправляли вниз по течению, то основными товарами были рис, злаки, древесина, уголь, железо, шёлк-сырец и так далее. Чаще всего продукцию, в особенности рис, злаки, уголь и подобные товары перевозили в соломенных мешках тавара (яп. 俵)).
Название судна связано с деятельностью известного японского торговца эпохи Эдо — Рё:и Суминокура, который стал активно применять данный тип судов на открывшемся канале Такасэ, переправляя товары по маршруту между Киото и Фусими.
Упоминается в новелле Мори Огай «Лодка на реке Такасэ».
Источник: Википедия
Связанные понятия
Гусяна или гусянка — это грузовое судно (барка), предназначенное для перевозки различных грузов.
Багала (араб. بغلة, baghl — мул), также доу, дау, дхау — небольшое арабское полуторамачтовое судно с косым парусным вооружением. Появилось в VIII—IX веках, применялось с конца XVI по XIX век в рыболовно-промысловых, транспортно-грузовых и военных целях. Некоторые суда этого типа были известны вплоть до середины XX века, в несколько изменённом виде встречаются и по сей день.
Жидкий балласт — как правило, забортная вода или вода, заранее погруженная с причала или берега. Для принятия жидкого балласта на плавучих средствах оборудуются балластные танки и балластная система.
Кабеста́н (фр. cabestan) — исторический тип речного парохода, действовавший по принципу коноводного судна.
Рыбоконсе́рвная плаву́чая ба́за — экспедиционное рыбопромышленное судно предназначенное для приёма свежевыловленных объектов промысла (рыбы, крабов, креветок и так далее) от добывающих (промысловых) судов, с целью дальнейшей переработки в консервную продукцию, рыбную муку и жир, а также последующей доставки готовой продукции в порт. Консервная продукция, вырабатываемая в районе промысла на рыбоконсервных плавучих базах, обладает лучшими вкусовыми свойствами и питательными качествами, нежели продукция...
Габара , гебара (от нем. Gabarre или фр. Gabare) — парусное двух- или трёхмачтовое грузовое судно.
Беля́на — деревянная некрашеная плоскодонная барка, использовавшаяся для сплава леса по рекам Волге и Каме в XIX — начале XX века.
Умиак или аньяпик (также: umialak, oomiak, ongiuk, anyak) — вид лодки у эскимосов. То же, что и байдара. Название значит «женская лодка», в противоположность каяку, «мужской лодке». Подобно каяку, умиак обычно делался из плавника или китового уса, сколоченного или связанного в остов, на который натянута кожа морского зайца. Использовался летом для перевозки людей и имущества на летние охотничьи земли, а также для охоты на китов. На больших и средних умиаках гребли однолопастными вёслами а при попутном...
Гале́я (лат. galea, др.-греч. γαλέα) — парусно-гребное судно, специально приспособленное для средиземноморских условий плавания, употреблялось с IX до конца XVII в. как военное, торговое и транспортное, имело узкий и длинный корпус шириной до 10 метров и длиной до 50 метров, треугольные паруса и обычно по 26 весел с каждого борта. На передней специальной площадке располагались самые тяжелые пушки, по бортам — остальные. Галея в общей сложности могла вмещать матросов-артиллеристов, солдат и гребцов...
Пайо́л (также пайо́ла, паёл, от фр. payol, итал. pagliolo, слань) — съёмный полностью или частично деревянный настил или коврик на дно шлюпки, на деку грузового трюма, румпельных и прочих судовых и корабельных помещений, на палубу судна (у старых судов до 1970-х годов), на палубу провизионных кладовых.
Финикийское торговое судно — тип кораблей, использовавшегося финикийцами примерно от 2000 года до н.э. (изображения в Тире, Сидоне) до 200 г. до н.э. (падение Карфагена).
Бункеро́вочное су́дно , иногда называемое бункеро́вщик — плавсредство предназначенное для бункеровки судов.
Латеральная система навигационного оборудования (лат. laterālis «боковой») — система навигационного ограждения участков водной поверхности или объектов, представляющих опасность для плавания. Одна из двух, наряду с кардинальной, систем плавучего ограждения морских или речных опасностей.
Ба́рис (др.-греч. βᾶρις — (египетское) судно, лодка, барка, копт. ⲃⲁⲁⲣⲉ bari — корабль) — небольшое деревянное плоскодонное широкое речное судно, разновидность шаланды (баржи). Использовалось для перевозки грузов (сельскохозяйственных товаров или камней), главным образом на Ниле в Древнем Египте. Описано Геродотом около 450 года до н. э. Упоминается Диодором Сицилийским.
Киле́ктор (также киллихтер — от нидерл. kiellichter: kiel — балка, lichter — грузовое судно) — вспомогательное судно для подводных грузовых работ: постановки мёртвых якорей, бонов, расчистки фарватеров, подъёма затонувших объектов и т. д. Обычно низкобортное однопалубное, с мощным грузоподъемным устройством, размещённым, как правило, в кормовой части. По существу они представляют собой мореходный быстроходный вариант плавкрана.
Штирборт (нидерл. stuurboord, stuur - руль, boord - борт; англ. steerboard, позднее — англ. starboard) — правый по ходу движения борт судна. Эквивалентное название для левого борта — бакборт. Штирборт ночью обозначается зелёным навигационным огнём, а бакборт красным.
Бархоут (нидерл. berghout, от bergen — охранять, hout — дерево) — усиленный ряд досок наружной обшивки в районе ватерлинии на парусных судах или стальной профиль наваренный на наружную сторону пояса стальной обшивки корпуса судна в районе главной ватерлинии (ГВЛ) и/или выше. Бархоут служит для защиты обшивки корпуса судна во время швартовки, стоянки у причала, абордажа, так как выступает наружу от обшивки и, принимая на себя первый удар (давление) при касании о причал или другое судно, не даёт возможности...
Тьялк (чалк, чьялк, тялка, от нидерл. tjalk) — голландский тип грузовых парусных судов для прибрежного и речного плавания. Самый известный тип традиционных голландских судов, один из символов Нидерландов.
Пени́ш или спитс (фр. péniche, нидерл. spits) — распространённый прежде всего в Бельгии, Нидерландах и Франции тип грузового речного судна.
Балтийский кеч — тип торгового парусного судна для прибрежных перевозок, характерный для английского побережья Северного моря в век паруса.
Скиф (нидерл. Schuit) — традиционный тип голландского маломерного парусного судна, существующий с XVI века.
Гуффа или куффа — историческая разновидность примитивных речных плавсредств круглой формы, использовавшихся в Месопотамии и в бассейне реки Инд.
Речной транспорт (внутренний водный транспорт) — транспорт, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров судами по внутренним водным путям, как по естественным (реки, озёра), так и по искусственным (каналы, водохранилища). Перевозки по Каспийскому морю относятся к морскому транспорту, хотя фактически это море является озером (самым большим в мире).
Куррах (ирл. Currach или Curach, в английском обычно используется -gh; также встречаются варианты курога и каррех) — тип традиционных ирландских и шотландских средних и больших лодок с деревянным каркасом, обтянутым кожей или шкурой животных (обычно бычьей). Современные лодки обтягиваются, преимущественно, плотной тканью наподобие брезента, на который наносится защитное покрытие, например, гудрон в несколько слоёв. Обводы и, порой, технология постройки курраха различаются для разных регионов Ирландии...
Тёкибунэ (яп. 猪牙舟) — небольшое традиционное японское городское судно периода Эдо, тип лодки без крыши. В дословном переводе название означает «лодка кабаньего клыка», что связано с особенностью конструкции, так как нос судна имел вытянутую острую форму. Использовалось на внутригородских каналах Эдо, в частности из-за того, что на нём часто доставляли гостей в квартал красных фонарей Ёсивара, располагавшийся в районе Санъя, из-за чего судно также называли санъябунэ (яп. 山谷舟). В Кансае использовалось...
Сандек (мандар. sandeq, заостренный) — тип балансирного парусника, который издавна использовался рыбаками народности мандар для морского промысла и как межостровное морское транспортное средство. Размеры лодки Sandeq варьируются в пределах — ширина корпуса от 0,5 до 1,5 метров, длина от 5 до 15 метров, что обеспечивает грузоподъемность от нескольких сотен килограммов до 2 тонн и более. Стройные обводы корпуса делают Sandeq самой скоростной лодкой.
Подробнее: Сандэк
Пенишет (фр. Pénichette, уменьшительно-ласкательное от péniche — пениш) — небольшое речное моторное судно для туризма (катер), может также использоваться в качестве жилья.
Коноводное судно (коноводная машина, коноводка) — использовавшийся в России исторический тип грузового речного судна, приводимого в движение лошадьми, которые подтягивали судно к якорю (см. принцип действия ниже). Коноводные суда использовались в основном на Волге с начала XIX века, где они заняли нишу прежних расшив.
Греческое судоходство предназначено для внешнеэкономических связей государства. Лишь в некоторых странах, таких как Россия, США, Китай, Канада, Турция, Франция, морской транспорт осуществляет межрайонные внутренние перевозки. Этот транспорт перевозит более 80 % внешнеторговых грузов. Это самый дешевый вид транспорта, потому что эксплуатация морской путей не требует значительных затрат на содержание сети, как в других видах транспорта. Современные морские суда способны перевозить грузы любых размеров...
Кохая (яп. 小早 Кохая) — японский средневековый малотоннажный военный корабль, использовавшийся в период Сэнгоку и эпоху Эдо. Наряду с атакэбунэ и сэкибунэ является одним из трёх наиболее распространённых типов военных кораблей японского средневековья.
Винджа́ммер (англ. windjammer — буквально «выжиматель ветра») — последнее поколение крупных коммерческих парусников, появившееся в конце XIX века на основе достижений промышленной революции.
Грузовое судно Великих озёр (англ. Lake freighter, в буквальном переводе — «Озёрный грузовик», также англ. Laker, «озёрник») — специфический тип грузовых судов, использующийся на Великих озёрах. Грузовые суда Великих озёр являются самыми большими неморскими судами в мире, их длина может достигать трёхсот метров, а ширина — тридцати двух.
Судно смешанного плавания (судно «река-море») — класс судов, предназначенных для плавания как по морским, так и по внутренним (речным) водным путям. Выделение судов река-море в отдельный конструктивный тип произошло в период 1950-1960-е годы в СССР и связано с окончанием глобальной реконструкции водных путей Европейской части страны. Первым судном, специально спроектированным для длительных речных и морских переходов, стал сухогруз река-море типа «Балтийский» (проект 781, 1959 г.). Термин Суда смешанного...
Ба́лкер (англ. bulker, агенс от bulk — навалочный груз), или нава́лочник — специализированное судно для перевозки грузов насыпью (навалом), таких как зерно, уголь, руда, цемент и др. Балкер является разновидностью сухогруза. Первый балкер был построен в 1852 году, экономические факторы способствовали развитию этого типа судов, которые все больше увеличивались в размерах и совершенствовались.
«Панамакс » (англ. Panamax) — стандарт типоразмера контейнеровозов, а также танкеров и других судов, которые обладают максимальными габаритами, позволяющими пройти через старые исторические шлюзы Панамского канала (размеры шлюзов: 305 метров в длину, 33,5 метра в ширину, 26 метров в глубину).
Су́дострое́ние , или кора́блестрое́ние, — процесс создания плавучих средств, включая корабли, суда, лодки, яхты, судоремонт и прочее. Корабли или суда обычно строят на специализированных предприятиях, верфях.
Кабуз (англ. Caboose, тормозной вагон) — термин, используемый на железных дорогах Северной Америки для обозначения специальных вагонов, включаемых в конец грузового железнодорожного состава. Первоначально кабузы служили для размещения экипажа состава, который требовался для перевода стрелок, маневровых работ, наблюдения за грузом во время движения и небольшого ремонта и представлял собой платформу, с поставленной на неё кабиной.
Да́у (араб. داو — «да́у»), иногда (менее правильно) до́у (от англ. dhow) или дха́у — общее название разных арабских судов (багала, бателла, самбук, зарук и т. д.) с латинским парусным вооружением. Эти лёгкие, но прочные суда производят из тикового дерева, растущего в Индии, по выверенным веками технологиям.
Кара́кка (итал. Carасса, исп. Carraca) — большое парусное судно XV—XVI веков, распространённое во всей Европе. Отличалось исключительно хорошей по тем временам мореходностью, с чем связано активное использование каракк для плаваний в океанах в эпоху Великих географических открытий.
Скуче (з.-фриз. Skûtsje), или фризский тьялк — разновидность тьялка, распространённая во Фрисландии. Грузовое парусное судно для плавания по рекам и каналам. От других тьялков скуче отличались небольшими размерами и некоторыми другими особенностями.
Ло́дка — небольшое судно. В Военно-морском словаре лодка определяется, как судно длиной до девяти метров, шириной до трёх метров и грузоподъёмностью до пяти тонн. Как правило, лодки — гребные суда, но бывают и парусные лодки, однако небольшие спортивные парусные суда принято называть яхтами. Лодка может быть оборудована мотором (мотор может быть как вспомогательным, так и основным источником энергии). В соответствии с принятой в большинстве стран классификацией, моторными лодками называют суда с...
Ри́мский торго́вый кора́бль — парусное судно в Древнем Риме. Римские торговые и транспортные суда собирательно именовались лат. naves rotundae (дословно «круглые корабли») в отличие от лат. naves longae (дословно «длинные корабли»), как назывались корабли военно-морского флота. У первых соотношение максимальной длины и ширины обычно составляло 4:1, у вторых — 6:1 и более.
Балингер (англ. balinger от фр. balien — кит) — историческая разновидность парусных судов, широко распространённых во флотах западноевропейских стран XIV—XV веков.
Экономика (хозяйство) Империи инков — структура и принципы построения хозяйства государства Инков, древнего государства доколумбовой Южной Америки, существовавшего в период с XV по XVI века́ н. э. на территории нынешних Перу, Боливии, Эквадора, Колумбии, Аргентины и Чили.
Хольк , хулк, халк — североевропейское парусное судно X—XVI веков. В современном толковании термин неоднозначный и может означать как весьма разные суда (в разные периоды), так и скорее своеобразную уникальную технологию, нежели судно определённых параметров.
Когг , ког (от др.-в.-нем. kogho и ср.-нижн.-нем. kogge, koggen) — средневековое одномачтовое палубное парусное судно с высокими бортами и мощным корпусом, оснащённое прямым парусом площадью 150—200 м². Использовалось как основное торговое, а также военное судно союза ганзейских городов.
Теплоходы «Заря» — серия советских пассажирских скоростных глиссирующих речных судов с водомётным движителем для перевозки пассажиров и их багажа по малым рекам в светлое время суток. Вместимость — 60—86 пассажиров, экипаж — 2—3 человека. Скорость движения — 40—45 км/ч.