Связанные понятия
Кластерная политика — система государственных и общественных мер и механизмов поддержки кластеров и кластерных инициатив, обеспечивающих повышение конкурентоспособности регионов, предприятий, входящих в кластер, развитие институтов, стимулирующих формирование кластеров, а также обеспечивающих внедрение инноваций.
Конкурентоспособность — способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях.
Инновационная деятельность — комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами.
Отрасль экономики — совокупность предприятий, производящих (добывающих) однородную или специфическую продукцию по однотипным технологиям.
Иннова́ция , нововведе́ние — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.
Упоминания в литературе
Региональные кластеры относятся к географически ограниченной концентрации взаимозависимых фирм [172, 182] и могут быть использованы в качестве инструмента развития как промышленных районов, так и специализированных промышленных агломераций и местных производственных систем. Концепция кластеризации часто вводится для характеристики конкретных форм управления, основанных на социальных отношениях доверия и совместного использования дополнительных ресурсов [200]. Социальные отношения рассматриваются как наиболее важные каналы, через которые идут информационные потоки, а географическая близость способствует формированию доверительных социальных сетей. Во второй половине 1990-х годов исследования инновационных систем и связанных с ним понятий
«региональной инновационной системы» определили новое направление в научной и политической дискуссии. Региональная инновационная система (РИС) включает, как правило, специализированный кластер фирм, поддерживаемых развитой инфраструктурой фирм-поставщиков, сетью знаний и диффузией технологий организаций, способных адаптировать свои услуги к конкретным потребностям доминирующей региональной промышленности [130, 147].
Современное развитие муниципальных образований требует решения целого ряда проблем, которые помогут существенно повысить эффективность их функционирования. Наиболее сложными являются: необходимость расширения объемов производства и продажи товаров и услуг, сложность взаимодействия и взаимной интеграции органов власти и бизнес-организаций. Перспективным в этом
направлении является создание промышленных кластеров – географически локализованных взаимосвязанных групп предприятий, производящих взаимодополняющую продукцию. Как правило, это – преимущественно неформальное объединение крупных лидирующих фирм с множеством мелких и средних предприятий, создателей технологий, связующих рыночных институтов и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости, сосредоточенных на ограниченной территории и осуществляющих совместную деятельность в процессе производства и поставки определенного типа продуктов и услуг [1].
По мнению Щедровицкого П. и Княгинина В. в настоящее время происходит становление новой региональной иерархии36. По их мнению, в геоэкономическом пространстве выделяются две
основные модели пространственной организации – интегрированная (централизованная) и сетевая. Первая модель была реализована с доминированием в региональном хозяйстве крупных массовых промышленных производств (т.н. «Градообразующее предприятие»), а для централизованного хозяйства – «монопрофильная экономика». По их мнению, в сетевых регионах хозяйственная власть в этом случае не концентрируется, а напротив, распределяется. Экономическая мощь региона определяется не объемами производства, а мобилизационным ресурсом всей сети, её общим влиянием на глобальные обмены. Собранные вместе предприятия, входящие в сеть кооперации и взаимодействия (пусть и основанного на взаимной конкуренции), образуют производственный кластер.
Таким образом, промышленный кластер – это сетевая структура с особенностью географической локализации, при которой предприятия, входящие в основную технологическую цепочку создания добавленной
стоимости, связаны общими экономическими интересами и определенной корпоративной культурой взаимоотношений. Функционально они дополняют друг друга; взаимодействуют с поставщиками, потребителями, научно-образовательными и общественными организациями посредством обмена товарами, технологиями, информацией, услугами и т. п. с целью усиления конкурентных преимуществ как своих, так и кластера в целом.
По некоторым оценкам, именно нефтегазовый сектор будет выступать как сторонником технологического обновления, так и активным участником интеграционных объединений – лидером этих процессов, но вместе с тем страны имеют разную интенсивность и заинтересованность в энергоинтеграции. Их активность, как правило, продиктована стратегическими интересами в области экспорта, совместных инвестиций, стратегий расширения рынков и т. д. Мировой опыт свидетельствует, что, несмотря на различные интересы мировых игроков энергетического рынка, между ними чаще всего устанавливается стратегическое взаимодействие. Одной из форм такого взаимодействия, призванных активизировать инновационное развитие отраслей, видится стратегия кластерообразования в местах сосредоточения запасов углеводородов, которая, активизируя интеграционные процессы, будет способствовать ускорению научно-инновационной модернизации добычи углеводородов в НГД странах СНГ. Кластерообразование направлено на создание новых инновационноориентированных и модернизацию существующих кластеров технологически взаимосвязанных производств. Кластерной стратегии активно придерживаются страны Запада для решения вопросов с проблемными регионами и осуществления прорыва в перспективных видах производства. Модернизация и придание кластеру инновационности (включая добывающие предприятия и нефтегазосервисные компании, с их оборудованием, инфраструктурой и научно-исследовательскими центрами) – это когда он становится заказчиком, создающим
условия для привлечения инноваций из смежных отраслей, что в итоге обеспечит не только достижение конкурентоспособности отрасли присутствия, но и развитие инноваций в других смежных отраслях, а это, в свою очередь, послужит строительству прочного фундамента для формирования инновационной экономики.
Связанные понятия (продолжение)
Инновационная экономика (экономика знаний, интеллектуальная экономика) — тип экономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавленной стоимостью и самих технологий. Предполагается, что при этом в основном прибыль создаёт интеллект новаторов и учёных, информационная сфера, а не материальное производство (индустриальная экономика) и не концентрация финансов (капитала).
Кластерная инициатива — деятельность (совместный проект или портфель проектов или программа действий) различных стейкхолдеров (физических лиц, инициативных групп и организаций) по созданию или развитию кластера, функционирующего в рамках отраслевой или межотраслевой цепочки ценностей. Кластерная инициатива может быть инициирована как в рамках кластерной политики региона или страны, так и исходя из фактической деятельности её стейкхолдеров, формирующих стратегические приоритеты по созданию или развитию...
Конкурентное преимущество — экономическая категория, означающая наличие у экономического субъекта уникальных характеристик, выгодно отличающих данный экономический субъект от других аналогичных субъектов на рынке.
Промышленное производство (заводское производство, фабричное производство; англ. manufacturing) — производство товаров с использованием машин, инструментов и привлечением рабочей силы. Термин наиболее широко применяется для процесса преобразования сырья в готовую продукцию под воздействием механической, термической, химической или иной обработки. Обычно промышленное производство ориентировано на создание большого количества одинаковой продукции (носит массовый характер). Но это могут быть и уникальные...
Цепо́чка це́нности (англ. Value chain) — это инструмент стратегического анализа, направленный на подробное изучение деятельности организации с целью стратегического планирования. Идея цепочки ценности была предложена Майклом Портером в книге «Конкурентное преимущество» для выявления источников конкурентного преимущества с помощью анализа отдельных видов деятельности компании. Цепочка ценности «разделяет деятельность компании на стратегически важные виды деятельности с целью изучить издержки и существующие...
Сектор экономики — крупная часть экономики, обладающая сходными общими характеристиками, экономическими целями, функциями и поведением, что позволяет отделить её от других частей экономики в теоретических или практических целях.
Внутренний рынок — рынок продуктов и ресурсов, ограниченный определенной территорией (например город, регион, страна, группа стран), где участники рынка (резиденты) осуществляют свою экономическую деятельность между собой в пределах этой территории; чаще всего, понимается как внутренний рынок страны. Также, иногда используется как синоним национального рынка.
Международное разделение труда (МРТ): Специализация стран на производстве определённых видов товаров, для изготовления которых в стране имеются более дешёвые факторы производства и предпочтительные условия в сравнении с другими странами. При такой специализации потребности стран удовлетворяются собственным производством, а также посредством международной торговли.
Сбытовая логистика — это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения вещественного и сопутствующих ему (информационного, денежного и сервисного) потоков между разными потребителями.
Вертикальная интеграция (также вертикальная концентрация) — в микроэкономике степень владения одним холдингом, инфраструктурой, бизнес-процессами, технологиями, компетенциями и т. д. в цепочке процессов производства товара или услуги (направление к поставщикам сырья — назад; направление к потребителям — вперёд). Вертикально интегрированные холдинги контролируются общим владельцем. Обычно каждая компания холдинга производит различный продукт или услугу для удовлетворения общих потребностей.
Инжиниринг (транслитерация с английского engineering — технический, от лат. ingenium - изобретательность, выдумка, знания) — технические консультационные услуги, связанные с разработкой и подготовкой производственного процесса и обеспечением нормального хода процесса производства и реализации продукции.
Инвестиционный проект — экономический или социальный проект, основывающийся на инвестициях; обоснование экономической целесообразности, объёма и сроков осуществления прямых инвестиций в определённый объект, включающее проектно-сметную документацию, разработанную в соответствии с действующими стандартами.
Мирово́й ры́нок — составная часть всемирного хозяйства, представляющая сферу спроса и предложения, а также коммерческого обмена товаров и услуг; система устойчивых товарно-денежных отношений между государствами, предпринимателями, коммерческими организациями, фирмами разных государств, связанными между собой участием в международном разделении труда.
Финансово-промышленная группа (ФПГ) — объединение промышленных предприятий с финансовыми учреждениями на основе установленных между ними отношений экономического и финансового взаимодействия. Может быть в форме коммерческой организации.
Социальная инфраструктура — совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения. Сюда относятся: жилье, его строительство, объекты социально-культурного назначения, вся сфера жилищно-коммунального хозяйства, предприятия и организации систем здравоохранения, образования, дошкольного воспитания; предприятия и организации, связанные с отдыхом и досугом; розничная торговля, общественное питание, сфера услуг, спортивно-оздоровительные учреждения; пассажирский...
Обрабатывающая промышленность — отрасль промышленности, в качестве сырья в которой используются продукты сельского хозяйства (хлопок, шерсть и т.д.) или добытые добывающей промышленностью (нефть, природный газ, руду и т. д.). Обрабатывающая промышленность производит как средства производства, так и предметы потребления.
Научно-техническая деятельность (НТД) — техническая деятельность, находящаяся на стыке научной и инженерной деятельности. Научно-техническая деятельность относится к области технических научных дисциплин, а научные исследования носят прикладной характер.
Инновацио́нный прое́кт — проект, содержащий технико-экономическое, правовое и организационное обоснование конечной инновационной деятельности.
Диверсифика́ция (новолат. diversificatio — изменение, разнообразие; от лат. diversus — разный и facere — делать) — расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства. Такую диверсификацию называют диверсификацией производства.
Бережли́вое произво́дство (от англ. lean production, lean manufacturing — «стройное производство») — концепция управления производственным предприятием, основанная на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь. Бережливое производство предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя. Возникла как интерпретация идей производственной системы компании Toyota американскими исследователями её феномена.
Стратегическое управление (стратегический менеджмент) — функция управления организацией, распространяется на долгосрочные цели и действия организации, взаимосвязанный комплекс долгосрочных мер или подходов во имя укрепления жизнеспособности и мощи организации по отношению к её конкурентам. Формулировка стратегии — образа действий, и её чёткий инструментарий являются ядром управления и важным признаком хорошего менеджмента.
Промпарк — специальная территория, на которой объединены производственные и иные предприятия посредством общей инфраструктуры и взаимной производственной кооперации. Смысл создания промпарка в том, чтобы сконцентрировать на одной территории предприятия с общей сферой деятельности (профильный промпарк) и/или использующих единую инженерную инфраструктуру (инфраструктурный промпарк) — энергообъекты и электросети, теплосеть, водные объекты, канализацию и очистные сооружения, сети связи и сигнализации...
Подробнее: Промышленный парк
Экономика города (англ. urban economics) — наука об экономических исследованиях городских территорий, исследующая городские проблемы. Экономика города — раздел микроэкономики, который изучает городскую пространственную структуру и размещение домашних хозяйств и фирм. Экономика города исследует распределение ресурсов в городской черте, ориентирована на решения о размещении фирм и на сами города как центры экономической активности. Экономика города сосредоточена на изучении пространственных отношений...
Сельскохозяйственное машиностроение — отрасль машиностроения, обеспечивающая механизацию перевооружение сельскохозяйственного производства. В число задач отрасли входит механизация не только ключевых, но и промежуточных операций при возделывании культур.
Потреби́тельские това́ры — товары бытового назначения, необходимые для удовлетворения потребностей человека. Потребитель (юридический термин) — человек, использующий такие товары.
Четвёртая промышленная революция (англ. The Fourth Industrial Revolution) — прогнозируемое событие, массовое внедрение киберфизических систем в производство (индустрия 4.0) и обслуживание человеческих потребностей, включая быт, труд и досуг. Изменения охватят самые разные стороны жизни: рынок труда, жизненную среду, политические системы, технологический уклад, человеческую идентичность и другие.
Материальное производство — производство, напрямую связанное с созданием материальных благ, удовлетворяющих определённые потребности человека и общества. Материальному производству противопоставляется непроизводственная сфера, которая не имеет своей целью изготовление вещественных ценностей. Такое разделение, в основном, характерно для марксистской теории.Материальное производство основывается на применении техники и технологий, а также на производственных отношениях между людьми. Можно сказать...
Импортозамещение — замещение импорта товарами, произведёнными внутри страны. Для замещения импорта национальными товарами могут быть использованы протекционистские методы регулирования: тарифные и нетарифные.
Бизнес-инкубатор — это организация, занимающаяся поддержкой проектов молодых предпринимателей на всех этапах развития: от разработки идеи до её коммерциализации.
Экономика знаний — высший этап развития постиндустриальной экономики и инновационной экономики, для которой характерны информационное общество или общество знаний; также — следующий этап большого развития экономики и общества передовых стран мира. Пока экономику знаний создали США и частично ЕС.
Ве́нчурный би́знес (от англ. venture — рискованный) — рискованный научно-технический или технологический бизнес. Венчурный бизнес является производным от науки, фундаментальной и прикладной, и появился на свет как требование экономического развития в качестве недостающего звена между наукой и производством.
Экономическая эффективность (англ. Economic efficiency) — это соотношение полученных результатов производства — продукции и услуг и затрат труда и средств производства.
Това́ры наро́дного потребле́ния — товары, предназначенные для продажи населению с целью личного, семейного и домашнего использования (непосредственного использования их для удовлетворения материальных и культурных потребностей). Приобретение этих товаров, как правило, не связано с их использованием в коммерческих целях.
Автоматизация технологического процесса — совокупность методов и средств, предназначенная для реализации системы или систем, позволяющих осуществлять управление самим технологическим процессом без непосредственного участия человека, либо оставления за человеком права принятия наиболее ответственных решений.
Разрабо́тка но́вого проду́кта (англ. New product development, NPD) — устоявшийся термин, используемый для описания всего процесса создания и вывода нового изделия или услуги на рынок. Процесс разработки нового продукта идет по двум параллельным путям: один включает генерирование идеи, промышленный дизайн и конструирование, а другой — маркетинговое исследование и анализ.
«Умный город » — концепция интеграции нескольких информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и Интернета вещей (IoT решения) для управления городским имуществом; активы города включают, в частности, местные отделы информационных систем, школы, библиотеки, транспорт, больницы, электростанции, системы водоснабжения и управления отходами, правоохранительные органы и другие общественные службы. Целью создания «умного города» является улучшение качества жизни с помощью технологии городской информатики...
Технологические изменения — термин, используемый для описания общего процесса создания, рационализации и распространение технологий или процессов. Термин является синонимом технологического развития, технологических достижений и технического прогресса. По сути — это создание технологии (или технологического процесса), непрерывный процесс совершенствования технологии (во время которого она часто дешевеет) и её распространения (диффузия) в промышленности и обществе.
Управление цепями поставок (англ. supply chain management, SCM) — управленческая концепция и организационная стратегия, заключающаяся в интегрированном подходе к планированию и управлению всем потоком информации о сырье, материалах, продуктах, услугах, возникающих и преобразующихся в логистических и производственных процессах предприятия, нацеленном на измеримый совокупный экономический эффект (снижение издержек, удовлетворение спроса на конечную продукцию).
Социальное партнёрство — система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей, основанная на равном сотрудничестве. Развитие социального партнёрства в его различных формах — важная составная часть процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, её социализации. В системе социального партнёрства интересы работников представлены, как правило, профсоюзами, интересы работодателей — союзами предпринимателей...
Малые и средние предприятия (сокр., англ. Small and medium-sized enterprises, сокр. или Small and medium-sized businesses, сокр.) — наименование коммерческих предприятий, которые не превышают определенных показателей (см. также средний класс). В противном случае их относят к крупным предприятиям.
Государственный сектор экономики (сокр. госсектор) — совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами.
Доба́вленная сто́имость — это та часть стоимости продукта, которая создается в данной организации. Рассчитывается как разность между стоимостью товаров и услуг, произведенных компанией (то есть выручка от продаж), и стоимостью товаров и услуг, приобретенных компанией у внешних организаций (стоимость купленных товаров и услуг будет состоять в основном из израсходованных материалов и прочих расходов, оплаченных внешним организациям, например, расходы на освещение, отопление, страхование и т. д.)
Теория полюсов роста — теория регионального роста и пространственной организации экономики, где полюс роста (фр. pôle de croissance) — компактно размещенные и динамично развивающиеся отрасли промышленности, которые порождают цепную реакцию возникновения и роста промышленных центров на определенной территории (хинтерланде). При этом хинтерланд тяготеет в хозяйственном отношении к определённому экономическому центру, являющемуся выходом для продукции этой территории на внутренний или внешний рынок...
Высо́кие техноло́гии (англ. high technology, high tech, hi-tech) — очень сложные технологии, часто включающие в себя электронику и робототехнику, используемые в производстве и других процессах. В отличие от «низких технологий» (англ. low technology, low tech) — простых технологий, используемых на протяжении веков, ограничивающихся производством предметов первой необходимости.
Упоминания в литературе (продолжение)
В соответствии с кластерной концепцией конкурентоспособность определенного региона зависит от наличия кластера взаимосвязанных отраслей. Кластеры – сконцентрированные по географическому
принципу группы взаимосвязанных предприятий, специализированных поставщиков услуг, а также связанные с их деятельностью некоммерческие организации и учреждения в определенных областях, конкурирующие, но вместе с тем и дополняющие друг друга[2]. Именно кластеры создают критическую массу, необходимую для конкурентного успеха в определенных отраслях. Поэтому одна из задач в системе повышения конкурентоспособности региона – выявить потенциал кластеризации.
Особое значение в этой связи имеют страны с федеративным устройством. Начиная с У. Оатса[14] многие ученые подчеркивали «экспериментально-лабораторную» природу этой формы государства[15]. Действительно возможность субъектов федерации осуществлять институциональные изменения в масштабах лишь части территории страны, во-первых, дает возможность практической проверки многих вариантов решения социально-экономических проблем, а во-вторых, существенно ограничивает масштабы потенциальных негативных последствий реализации неудачных решений. При этом горизонтальные взаимодействия между субъектами федераций и местными сообществами (муниципальными образованиями) позволяют обмениваться полученным опытом, в частности, для формирования механизмов стратегического управления. Весьма интересно в
этой связи понятие «стратегический регион», введенное О. Андерсеном и Дж. Пьерром: «Стратегические регионы – это кластеры локальных партнерств, созданных для увеличения эффективности предоставления публичных услуг. Обычно они возникают посредством процессов, идущих «снизу вверх», от соседствующих муниципалитетов, с целью создания скоординированного коллективного действия местных институциональных акторов… Исходя из предположения, что местные власти действуют рационально, стратегические регионы представляют сообщества местных властей, формирующих механизм региональной общественно-государственной координации (regional governance) через партнерства»[16].
По нашему убеждению, НПС
является прообразом управляемого инновационного кластера, так как предполагается, что научно-производственная сфера возникает как результат целенаправленного управления, в соответствии с реализацией государственных стратегических планов; НПС может пользоваться финансовой, экономической и политической поддержкой институциональных партнеров и имеет «ядерную структуру» – с центральным предприятием, в нашем случаи эту функцию может выполнять НПО. Причиной, по которой мы предлагаем все же использовать понятие НПС – обосновано в первой главе исследования, данное понятие наиболее адаптивно в сложившихся исторических и институциональных условиях, а также не имеет территориальной зависимости.
Если конкурентоспособность отрасли рассматривать через призму кластеров (сконцентрированной по географическому признаку
группы взаимосвязанных компаний и специализированных поставщиков в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную деятельность [35]), то конкурентные преимущества предприятий в рамках кластера определяются:
В сентябре 2010 г. в Китае опубликован Доклад об инновационном
развитии промышленных кластеров Китая 2010–2011 годов[4], подготовленный Институтом индустриальной экономики Академии общественных наук. Согласно документу, Китай находится в начальной стадии создания инновационных кластерных сообществ. Промышленные кластеры к настоящему моменту достигли высоких производственных результатов и играют значительную роль в территориальном и отраслевом развитии регионов КНР. На данном этапе перед китайской экономикой стоит задача преобразования «традиционных» промышленных кластеров в инновационные, которые должны обладать следующими отличительными особенностями[5]:
Основными формами государственно-частного партнерства являются: разработка и реализация целевых программ и национальных приоритетных проектов, предоставление концессий, создание особых экономических зон, технопарков
и технополисов, формирование интегрированных структур, кластеров и инвестиционных фондов. Каждая из этих форм имеет специфические особенности и присущие только ей характерные черты (рис. 2)[17].
Обозначенные выше сырьевые (добывающие, перерабатывающие, машиностроительные и сервисные) компании, как правило, юридически независимые друг от друга, активно взаимодействуют на основе рыночных отношений, что означает формирование кластеров на базе сырьевого сектора; в то же время автономия компаний позволяет им быть гибкими и быстро реагировать на изменение рыночной конъюнктуры. Подобная структура кластеров закладывает основу дифференциации экономики России, развития высокотехнологичных и наукоемких производств, расширения сферы услуг, что способствует повышению ее конкурентоспособности. Снижается зависимость от добычи сырья и происходит развитие более высокотехнологичных и наукоемких производств, а также расширяется
сфера услуг. Это крайне важно в условиях усугубления экологической проблемы и сокращения запасов ресурсов.
Концепция взаимодействия кластера и цепочки добавления стоимости были приняты законы по регулированию развития холдингов, финансово-промышленных групп, особых
экономических зон разного типа, развитию регионов с разным уровнем социально-экономического развития. Однако в отличие от развитых стран, где мезоэкономические структуры и составляющие их элементы четко определены, достаточно стабильны, характеризуются устойчивыми пропорциями и взаимосвязями и изменяются под влиянием современных факторов развития мировой экономики (глобализации, информатизации, экологизации и т. д.), мезоэкономическая составляющая экономики развивающихся стран, стран с переходной экономикой, в том числе и Российской Федерации, находится на этапе становления. Именно эффективное управление мезоэкономическими структурами и их адекватное развитие в ближайшие годы будут оказывать возрастающее влияние на макроэкономическую динамику и могут стать важнейшими факторами роста российской экономики в послекризисный период.
Ключевые
акторы региональных инновационных систем следует рассматривать как потенциальные драйверы проектного управления в регионах. Однако каждый актор по отдельности не обеспечивает на данном этапе заметных прорывов. Университеты, реализуя свои программы стратегического развития, не выходят на запланированные значения ключевых индикаторов. Отраслевые кластеры часто носят формальный характер. Органы государственной исполнительной власти для реализации Федерального закона «О государственном стратегическом планировании» должны внедрить проектное управление. Это обусловливает востребованность исследования механизмов проектного управления в региональных инновационных системах. Изучение особенностей проектного управления на уровне акторов региональных инновационных систем позволяет уяснить причины его неэффективности, выявить актуальные аспекты методологии управления и тенденции ее развития.
В-четвертых, внедрение новых форм и механизмов реализации экономической политики государства, среди которых – определение целевых приоритетов
деятельности, создание вертикальных корпоративных структур, кластеров, промышленно-финансовых групп и т. д.
В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелева подчеркивают, что современная концепция инновационных систем интегрировала в себя ряд классических трудов экономической теории. В первую очередь это работы, связанные с исследованием феноменов инновационной деятельности разномасштабных субъектов – отдельных предпринимателей, малых фирм, корпораций и государства в целом. Основополагающими в этом направлении, как отмечалось ранее, являются работы Й. Шумпетера. Фундамент концепции инновационных систем также заложили работы, фиксирующие связь циклов экономической динамики с жизненными циклами кластеров инноваций. Ключевыми в этом направлении являются работы Д. Кондратьева. В научных трудах Д. Норта и Р. Коуза исследуется зависимость вектора и темпов развития
национальной инновационной системы от типа институциональной матрицы конкретного социума.39
Поддержка «новой» энергетики и транспорта будущего осуществляется по нескольким направлениям. Во-первых, увеличиваются объемы финансирования и расширяется число программ, касающихся проведения соответствующих исследований и разработок. При Минэнерго США создаются центры по исследованиям в области передовой энергетики с участием бизнеса, академического сообщества и национальных лабораторий. Помимо этого, в соответствии с Законом о конкурентоспособности, в министерстве создана новая структура – Агентство передовых исследовательских проектов в
сфере энергетики – для поддержки наиболее рискованных и многообещающих технологических разработок. Начальный бюджет агентства составил 400 млн долл. В процессе реализации находятся проекты научных парков и региональных инновационных энергетических кластеров, для которых выделены существенные, хотя и менее значительные средства.
В-четвертых, интеграция участия в смягчении или решении социальных проблем в базовые уровни социальной ответственности предполагает ориентацию бизнеса на создание «разделяемой (общей)» ценности (далее – разделяемой ценности). Согласно одноименной концепции М. Портера и М. Креймера, это «подразумевает такое ведение операций, которое повышает конкурентоспособность компании, одновременно улучшая экономические и социальные условия сообществ, в которых она осуществляет свою деятельность» [Porter, Kramer, 2011, p. 66]. При этом подлинные социальные предприниматели должны оцениваться именно по способности создавать разделяемую ценность, а не по тем социальным благам, которые они производят. С одной стороны, создание разделяемой ценности чрезвычайно выгодно для общества в целом. Действительно, решение социальных проблем за счет расходования бюджетных средств, благотворительные проекты НКО и бизнеса основаны на перераспределении ранее созданной ценности. В случае создания разделяемой ценности речь идет не о перераспределении, а о создании новой «коммерческой (экономической)» ценности для бизнеса (далее – коммерческой ценности, прежде всего подразумевающей прибыль как таковую) через создание ценности для общества (социальная ценность – в данном контексте прежде всего смягчение или решение социальных проблем). При этом создание разделяемой ценности подразумевает «инновации», реализуемые на трех уровнях: пересмотр производимых товаров, услуг и
соответствующих рынков; переосмысление цепочки создания ценности; развитие кластеров. Итак, СП – это частный случай социально ответственного бизнеса, направленного на инновационное создание разделяемой ценности.
На сегодняшний день определены формы взаимодействия учреждений профессионального образования в рамках каждого кластера. Так, интеграция образовательных учреждений способствует комплексному решению задач
преемственности программ разного уровня, более полному и эффективному использованию материально-технической базы, преподавательских кадров и финансовых ресурсов. В результат регион получает сокращение сроков освоения образовательных программ, что способствует модернизации профессионального образования Республики Татарстан.
В условиях глобализации экономики и усиления конкуренции неоспоримыми преимуществами обладают интегрированные бизнес-группы, корпорации и ассоциации, кластеры и стратегические партнерства (альянсы). Заметим, что на территории области
действуют несколько интеграционных структур (компании, корпорации и холдинги), имеющих дочерние предприятия в ряде лесоэкономических зон (рис. 3).
Большинство методов кластеризации (иерархической группировки) являются агломеративными (объединительными) – процесс начинается с создания элементарных кластеров, каждый из которых состоит ровно из одного исходного наблюдения (одной точки), а при каждом последующем шаге происходит объединение двух наиболее близких кластеров в один. Графическое изображение
процесса объединения кластеров может быть получено с помощью дендрограммы – дерева объединения кластеров. Агломеративные методы кластерного анализа целесообразно использовать при классификации исследуемой совокупности объектов по факторным показателям.
Новая индустриализация означает модернизацию и создание новых рабочих мест в кластерах и цепях поставок, предъявляющих устойчивый спрос на инновации. Критерием ее эффективности является повышение производительности не только живого, но и овеществленного в энергетических, материальных и капитальных ресурсах труда при обязательном и первоочередном
обеспечении социального развития, рациональной занятости населения и экологической устойчивости.
Ключевые слова: национальный научно-инновационный
комплекс, стратегия инновационного развития, сетевые модели, кластеры, когнитивная модель.
совершенствование системы вузовского и послевузовского образования путем развития системы целевой подготовки специалистов под потребности научно-технологической
сферы, включая создание совместных целевых кафедр в структуре научно-инновационных кластеров, Академического университета для подготовки научных кадров, Национальных исследовательских лабораторий (центров), научно-технологического парка «БелБиоград»;
По данным Министерства торговли США, вклад информационного сектора в прирост ВВП в 1995–1998 гг. составлял от 21 до 31 %[24]. На долю ИКТ в странах ЕС приходится 40 % прироста производительности труда и 25 % прироста ВВП. От 70 до 90 % общей добавленной стоимости сектора ИКТ приходится в странах ОЭСР на услуги в области телекоммуникаций и компьютерных технологий. Доля таких услуг в общей добавленной стоимости коммерческого сектора услуг составляет 7,1 % в Ирландии, 6,2 % в Швеции, 5,6 % в США[25]. В
Финляндии кластер «Информационные технологии» стал самым динамичным и конкурентоспособным экспортным сектором (ИКТ, телекоммуникационные услуги). По состоянию на 2000 г. этот кластер, в котором заняты всего лишь 3–4 % от общей численности рабочей силы, дает 1/3 общего объема экспорта и ныне создает около 45 % ВВП Финляндии. Доля экспорта в продукции сектора информационных технологий превышает 60 %, причем 85 % производимого информационно-технологического оборудования идет на экспорт[26]. ИКТ в Финляндии обеспечивают почти 23 % всей добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности[27].