Связанные понятия
Вестины (лат. Vestini) — латинский экзоним для племени, проживавшего в центральной Италии в долине Атерно (ныне территория Абруццо), а также в прибрежных землях между устьем р. Пескара и Тронто.
Куриации (Curiacii) — альбанский род, по древнеримскому преданию в лице трёх своих представителей бившийся с тремя представителями римского рода Горациев во время войны между Римом и Альба-Лонгой.. Подробнее см. Горации и Куриации...
Об ора́торе (лат. De Oratore) — трактат Марка Туллия Цицерона, посвящённый ораторскому искусству. Является основополагающим произведением Цицерона на эту тему, в котором раскрываются основы мастерства красноречия.
Кла́вдии (лат. Claudii, gens Claudia) — римский род сабинского происхождения, образовавший, вместе с 5 000 клиентами, отдельную трибу, с Аппием Клавдием во главе (см. ниже). Род этот, из которого выделилась плебейская ветвь (известными её представителями являются Марцеллы), с самого начала отличался аристократическим высокомерием и особенным упорством в защите своих прав во время борьбы с плебеями. По примеру Публия Клодия, в последние годы республики некоторые члены этого рода стали именоваться...
Упоминания в литературе
Правда, историки полагают, что у кельтов существовали начатки сословного устройства общества, разделенного на военную аристократию и крестьян, занимавшихся сельским хозяйством. Но римляне, впервые прибывшие в Британию в I в. до н. э., наблюдали совсем иную картину. По словам консула Диона
Кассия , кельтские племена обитают «на диких, безводных холмах или заброшенных и болотистых равнинах, не имея ни стен, ни городов, ни земледелия; у них нет отдельных браков, а детей воспитывают сообща… правление у них демократическое, и они склонны к воровству». Высадившийся на острове Юлий Цезарь свидетельствовал: «Жен они имеют общих на 10–12 мужчин, особенно братья и отцы с сыновьями, но дети от этих союзов считаются детьми того, кто первым сожительствовал с женщиной».
После гибели Цезаря в 44 году до н. э. один из его убийц по имени Гай
Кассий Лонгин, ранее служивший наместником Сирии, вернулся на Ближний Восток, чтобы (вопреки решению Сената) вновь занять свою прежнюю должность. Антипатр, отец Ирода, попытался снова вести двойную игру, но крутые повороты интриг в конечном итоге погубили его: Антипатра отравил один из соперников, которому удалось завладеть Иерусалимом и удерживать город, пока Ирод не убил его самого. Вскоре после того Кассий и Брут, еще один соучастник убийства Цезаря, потерпели поражение в битве при Филиппах в Македонии. Победителями этой битвы стали двоюродный внук и приемный сын Цезаря – 22-летний Октавиан и головорез Марк Антоний. Они поделили между собой римское государство, и Антоний получил Восток. И когда он выдвинулся в Сирию, на встречу с могущественным римлянином поспешили два молодых правителя с совершенно противоположными интересами. Один хотел восстановить Иудейское царство, другая – поглотить его, присоединив к своей наследственной империи.
Надо сказать, что высылка философов при Веспасиане стала совершенно новым явлением в римской жизни. До сих пор коллективных наказаний свободномыслящих людей Империя не знала. Да, отдельные интеллектуалы страдали при всех императорах, исключая только великодушного первого Цезаря. Овидий был сослан Августом в Томы, но причины его наказания до сих пор до конца не ясны. Правда, ритор Тит Лабиен покончил жизнь самоубийством после того, как сенат предал огню его сочинения за их обличительность в адрес власти. Другой ритор
Кассий Север за какие – то «бесстыдные писания», также сожжённые по решению сената, угодил в ссылку на Крит. Тиберий, в первое десятилетие своего правления не раз говоривший о недопустимости преследования свободомыслия, в 25 г. организовал процесс историка Кремуция Корда за восхваление республиканцев, убийц Гая Юлия Цезаря Марка Юния Брута и Гая Кассия Лонгина. Гай Цезарь Калигула бранил Вергилия за отсутствие таланта и учёности, объявлял Тита Ливия многословным и недостоверным историком, терпеть не мог сочинений своего современника Луция Аннея Сенеки, брезгливо именуя их «школярством чистой воды» и «песком без извести».[96] Но, щедрый на расправы, никого из интеллектуалов за свободу мысли он не покарал. Гибель Лукана, Сенеки и Петрония при Нероне решительно не связана с их творчеством и свободой мысли. Лукан и Сенека были причастны к заговору Пизона, Петроний стал жертвой клеветы Тигеллина. Таким образом, именно чуждому, казалось бы, политических репрессий Веспасиану принадлежит сомнительная слава первого владыки Рима, преследующего римских философов и карающего как раз за образ мыслей киников и стоиков.
Еще раньше была сделана демократами попытка вмешаться в составление списка сенаторов. В 103 году после приговора народного суда над непримиримым оптиматом Цепионом прошел закон
Кассия , который воспрещал людям, осужденным народом, появление в сенате. Этим путем вводилась возможность отвода из сената лиц, неугодных народному собранию. В ближайшем будущем мог появиться в качестве цензора бывший консул-демократ для того, чтобы вписать в список сената любое число популяров и реформировать в духе демократии всю коллегию.
15. Так как толпа стала после этого волноваться, не зная, что думать о происшедшем, то диктатор приказал созвать народ на собрание и объявил, что если бы даже Мелий оказался невиновным в посягательстве на царскую власть, он все же убит на законном основании, так как не явился к диктатору, несмотря на зов начальника конницы; что он собирался судебным порядком разобрать дело, и по расследовании его Мелия постигла бы заслуженная участь; а так как он хотел прибегнуть к насилию с целью уклониться от суда, то и наказан насилием же. Не приходилось обращаться как с гражданином с этим человеком, который, родившись среди свободного народа, где действуют права и законы, в городе, из которого, как он знал, цари были изгнаны, где в том же году были казнены отцом сыновья царской сестры и дети консула-освободителя за обнаруженный умысел возвратить в город царей; в городе, из которого консулу Коллатину Тарквинию вследствие ненавистного имени велено было сложить с себя консульство и удалиться в изгнание; в городе, в котором несколько лет после того казнен был Спурий
Кассий за одни только намерения достигнуть царской власти; в городе, в котором недавно децемвиры за царскую гордость были наказаны конфискацией имущества, изгнанием, смертью, – возымел надежду сделаться царем в этом городе! Да и что это за человек?
Данные эпиграфики о работе аграрной комиссии особенно важны по причине крайней противоречивости письменных источников. Аппиан дважды ссылается на бездействие триумвиров, обусловленное «саботажем» со стороны прежних владельцев, которые под различными предлогами затягивали судебные разбирательства (Арр. ВС. I. 19. 80; 21. 86). Дион
Кассий , напротив, говорит о том, что после выступления Сципиона Эмилиана триумвиры, «так сказать, ограбили Италию» (Cass. Dio. XXIV. Fr. 84. 2). Оба автора подтверждают существование аграрной комиссии (по крайней мере, вплоть до 124 г. до н. э.). В то же время Аппиан указывает на ее фактическое бездействие, что явно не согласуется со сведениями Кассия Диона.
Поражение
Кассия Галла привело к фактическому восстановлению независимости Иудеи. В Иерусалиме было созвано собрание народа («асефат ?а-ам»), созывавшееся в последний раз в 153 г. до н. э., когда Шимон Хасмоней был избран первосвященником. Было сформировано правительство, которое возглавили сторонники «умеренных», готовые на определенных условиях договориться с Римом: глава Синедриона и лидер фарисеев раббан Шимон бен Гамлиэль, бывший первосвященник и лидер саддукеев Ие?ошуа бен Гамла, Ханан бен Ханан и Элазар бен Ханания. Правительство назначило своих представителей во все регионы страны для организации управления и обороны, а также начало чеканить свою монету с надписями на иврите (впервые со времен правления Хасмонеев) и указанием годов от начала восстания.
Парфяне вторглись в Сирию. Но римляне перебросили резервы из других частей империи. И в 163 году римляне заняли Армению. Легионы под командованием Авидия
Кассия и Стация Приска в сражениях при Дура-Европос и Суре нанесли парфянской армии поражения. Римляне взяли Селевкию и Ктесифон, и их остановила только вспыхнувшая эпидемия чумы.
До персов на территории Ирана жили эламиты, касситы или
кассии , лулубеи.
Связанные понятия (продолжение)
Фу́рии (лат. Furii) — древнеримский патрицианский род, разветвившийся на фамилии Филов, Медуллинов (Medullini), Камиллов, Пацилов (Pacili), Акулеонов (Aculeones), Бибакулов (Bibaculi), Крассипедов и др. и давший следующих более или менее видных представителей...
Императорские провинции — провинции в Римской империи, наместники которых назначались императором. Самыми первыми императорскими провинциями были Лугдунская Галлия, Лузитания и Сирия. В основном эти провинции имели стратегическое значение. Разделение на императорские и сенатские провинции было принято вскоре после прихода к власти Августа.
Нобилитет (от лат. nobilitas — знать) — в Древнеримской республике правящее сословие рабовладельческого класса из патрициев и богатых плебеев.
Вое́нный трибу́н (лат. tribunus militum) — командная должность в составе легиона Древнеримского войска.
Авгу́р (лат. augures) — член почётной римской жреческой коллегии, выполнявший официальные государственные гадания (главным образом ауспиции) для предсказания исхода тех или иных мероприятий по ряду природных признаков и поведению животных. Понятие augurium обозначало мероприятие гадания. Отличительной одеждой авгуров была трабея, а инсигниями — жезл (lituus) и специальный сосуд (capis) при жертвоприношениях. Совокупность знаний и полномочий авгуров называлась ius augur(i)um и документировалась в...
Пре́тор (лат. praetor, от prae-ire — идти впереди, предводительствовать) — государственная должность в Древнем Риме. В ходе исторического развития Древнего Рима содержание и функции этой должности менялись.
Триумфа́льные зна́ки отли́чия , или триумфа́льные украше́ния (лат. insignia или ornamenta triumphalia) — высшая награда древнеримских полководцев в эпоху империи.
Колле́гия понти́фиков (лат. Collegium Pontificum) — в Древнем Риме совет понтификов; высший жреческий институт царского и республиканского периода, возглавлявшийся Великим понтификом, который до III века до н. э. выбирался из её членов. В коллегии сосредоточивалось знание и хранение сакрального права (ius pontificium), вырабатывались правила его толкования (commentarii pontificum), велись записи юридических прецедентов и давались компетентные юридические советы.
Экви́ты (Всадники) (лат. equites, от лат. equus, «конь») — одно из привилегированных сословий в Древнем Риме.
Пропре́тор (лат. propraetor или pro praetore) — так назывался в последнее время республики наместник преторской провинции, избиравшийся из окончивших годичный срок службы преторов. Пропретор имел самостоятельное командование и высшую юрисдикцию в своем районе, по объёму власти ничем не отличаясь от проконсулов; только инсигнии его были ниже: 6 ликторов вместо 12, менее значительная cohors praetoria и т. п.
Кве́стор (лат. quaestor < quaerere — буквально «расспрашивать; расследовать») — один из римских ординарных магистратов.
Сабиниа́нцы (лат. sabiniani) или кассианцы (лат. cassiani) — представители древнеримской юридической школы I века, основанной Гаем Атеем Капитоном, но называемой по именам её наиболее выдающихся руководителей: Мазурия Сабина и Кассия Лонгина, ученика Сабина.
Э́квы (лат. Aequi) — в древности горное италийское племя, населявшее долины Толена и Верхнего Аниена и западный берег Фуцинского озера между областями сабинян, латинян, марсов и герников. В V и IV вв. до н. э. эквы, нередко в союзе с вольсками, вели непрерывные войны с римлянами. В 304 г. до н. э. область их была завоёвана, причём римляне взяли 41 город, вернее — 41 местечко. В числе более значительных городов упоминаются Карсиолы и Альба Фуценция (позднее присоединённая к области марсов). Небольшая...
Эди́л (лат. aedilis; от aedes — храм) — в древности одна из должностей магистратов Рима.
Марсы (лат. Marsi) — один из наиболее значимых италийских народов. Населяли нагорья средней Италии в районе Фуцинского озера. Территория племени марсов простиралась до верхних перевалов Апеннинских гор и граничила с территориями пелигнов. Поклонялись змеям, поэтому их считали заклинателями змей. Также марсы считались наиболее воинственным племенем среди италиков и долгое время враждовали с римлянами. После перехода земли марсов под контроль Рима в конце IV века и до Союзнической войны 91-88 гг. до...
Плебс (плебе́и) (лат. plere — наполнять) — люди переселившиеся в города Древнего Рима, первоначально не пользовавшееся политическими правами в отличие от патрициев.
Вольски (лат. Volsci) — народ группы италиков, умбро-сабельского происхождения, живший по соседству с латинами. Воинственные и свободолюбивые вольски занимались земледелием, рыболовством и морским грабежом; их столицы Суэсса Помеция (ныне Сецце) и Привернум (ныне Приверно) славились многолюдством и богатством; первая была на краю Понтинского болота, а вторая на высокой, почти недоступной горе. Когда этруски вторглись за Лирис, вольски должны были уступить, но не подчинились врагам, а ушли в горы...
Оптиматы (лат. optimus — наилучший) — идейно-политическое течение в Древнем Риме во II—I вв. до н. э., которое выражало интересы сенатской аристократии, т. н. нобилитета, в противовес популярам. Применение термина в исторических исследованиях остаётся дискуссионным вопросом.
Ри́мская матро́на (лат. matrona) — в Древнем Риме почётное название свободнорождённой замужней женщины, пользующейся хорошей репутацией и принадлежащей к высшему сословию. Слово произошло от латинского mater — мать. Матрона (имеющаяся статус matris familias) находилась под протекцией мужчины — главы семьи (pater familias), уделяя основное внимание заботе о детях, домочадцах и домашнем хозяйстве. Как правило, матрона не могла заниматься политической или государственной деятельностью.
Наро́дный трибу́н (лат. tribunus plebis, plebei или plebi) — одно из важнейших и своеобразных римских учреждений.
Децемви́ры (лат. decem viri «десять мужей») в Древнем Риме — коллегия из десяти человек, образованная для исполнения духовных или светских обязанностей в государстве.
Проко́нсул (лат. proconsul, от pro — вместо и consul — консул) — государственная должность в Древнем Риме периодов республики и империи, а также в Византии. Проконсулы обладали властью консулов (часто только на ограниченной территории), но, в отличие от консулов, не избирались на эту должность собранием по центуриям (лат. comitia centuriata). Впервые эту должность учредили для Клавдия Марцелла, которому во время Второй Пунической войны по истечении его консульских полномочий было сохранено положение...
Солдатские императоры — общее название некоторых из императоров Древнего Рима, как правило, незнатного происхождения, которых назначала армия. Многие из них быстро сменяли друг друга, не сумев проявить ярких политических способностей.
Квиндецемви́ры священноде́йствий (лат. quindecemviri sacris faciundis или просто decemviri sacris) — одна из главных жреческих коллегий Древнего Рима, члены которой избирались пожизненно. Их главной обязанностью было заботиться о Сивиллиных книгах и проверять их во всех важных для государства событиях по приказу сената.
Было несколько римских гражданских войн, особенно во время поздней республики. Самой известной из них является война в 40-х годов до н. э. между Юлием Цезарем и сенаторской элитой во главе с Помпеем Великим. Период гражданских войн 133—31 до н. э. профессор СПбГУ А. Б. Егоров выделяет как один из четырёх больших системных кризисов в древнеримской истории.
Подробнее: Гражданские войны в Древнем Риме
Триумвира́т — в Древнем Риме - коллегия трёх магистратов (от лат. virum - муж), уполномоченных высшим законодательным органом государства. В период классической Республики триумвирами обычно назначались сенаторы, направляемые на завоёванные территории для выведения (основания) римских колоний. А в период кризиса Римской республики государственная власть дважды переходила от сената и магистратов к тройке людей (где каждый раз третий участник был слабее двух основных соперников), которых, согласно...
Популя́ры (лат. populares от populus — народ) — идейно-политическое течение в поздней Римской республике конца II—I вв. до н. э., противостоявшее оптиматам и отражавшее интересы плебса, прежде всего сельского. Вожди популяров, выступая против нобилитета, сами же принадлежали, за редким исключением, к этому сословию.
Пе́рвый триумвира́т — политический союз в древнем Риме в составе Гая Юлия Цезаря, Гнея Помпея Великого и Марка Лициния Красса.
Лега́т Авгу́ста пропре́тор (лат. Legatus Augusti pro praetore) — официальный титул наместника некоторых провинций Римской империи в эпоху принципата.
Комиций (лат. comitium) — место на римском форуме, где происходили народные собрания — комиции.
Эпуло́ны (лат. Epulōnes) — члены одной из четырёх великих римских жреческих коллегий.
Флами́ны (лат. flamines, единственное число flamen) — жрецы отдельных божеств в Древнем Риме.
Клиентела (лат. clientēla, p. -lae) — форма социальной зависимости в Древнем Риме: взаимные правовые, социальные и экономические обязательства между патронами и клиентами. Восходит ко временам разложения родового строя.
Триба (лат. tribus, от tribuo — делю, разделяю) — территориальный и избирательный округ Древнего Рима, имевший один голос в трибутных комициях. Введение территориальных триб приписывается царю Сервию Туллию (VI век до н. э.), который разделил римскую территорию на 4 городские и 26 сельских триб. Впоследствии в процессе завоевания Римом Италии число их возросло до 35 (к 241 до н. э.).
Вели́кий понти́фик (лат. Pontifex Maximus, буквально «Великий строитель мостов») — верховный жрец, глава коллегии понтификов; первоначально высшая жреческая должность в Древнем Риме, была пожизненной. В 753—712 годах до н. э. должность занимали цари.
Куриатные комиции — древнеримские собрания патрициев 30 курий, восходящие к родовому строю.
Проскри́пция (лат. proscriptio от proscribere — «письменно обнародовать, оглашать») — в Древнем Риме — список лиц, объявленных вне закона. За выдачу или убийство включённого в списки назначалась награда, за укрывательство — казнь. Имущество проскрибированного подвергалось конфискации, потомки лишались почётных прав и состояния.
Арва́льские бра́тья (лат. Arvāles fratres, «бра́тья-па́хари» от лат. arvum — пашня) — римская коллегия 12 жрецов. В обязанности её входили молитвы богам о ниспослании урожая и процветании общины граждан.
Салии (лат. Salii, от salio — «прыгаю, пляшу») — в Древнем Риме жреческая коллегия, состоявшая из 12 жрецов бога Марса и 12 жрецов бога Квирина. Своё название салии получили от военной пляски, совершавшейся ими во время ежегодных празднеств в честь Марса. Также существовала версия о происхождении названия от имени Салия, который якобы научил этой пляске. Салии охраняли двенадцать щитов — анкилов, среди которых один, по легенде, упал с неба, а остальные одиннадцать были точными его копиями. Были также...
Квири́ты (лат. Quirites) — в Древнем Риме эпохи республики название римских граждан (cives), употреблявшееся обычно в официальных обращениях (Populus Romanus Quiritium).
Эра́рий (лат. Aerarium populi Romani, от лат. aes: медь, бронза; монета, деньги; ценность; жалованье) — государственная казна и архив в Древнем Риме.
Год четырёх императоров (лат. annus quattuor imperatorum) — период в истории Римской империи (68—69 годы), в течение которого на престоле сменилось четыре правителя: Гальба, Отон, Вителлий и Веспасиан.
Принципат (лат. principatus, от princeps — первый сенатор, сенатор, открывающий заседание) — условный термин в исторической литературе для обозначения сложившейся в Древнем Риме в период ранней империи (27 год до н. э. — 284 год н. э.) особой формы монархии, совмещавшей монархические и республиканские черты. Обладатели высшей власти в основном именовались титулом принцепс, этим подчёркивался их статус не монарха-самодержца, а первого среди равных.