Ближневосточный фронтир. Израильское поселенчество: история и современность

Велвл Чернин, 2010

Книга рассказывает о современном израильском поселенчестве, о его истории и современном состоянии. Особое внимание автор, израильский исследователь доктор Велвл Чернин, родившийся в Москве и окончивший кафедру этнографии истфака МГУ, уделил роли русскоязычных евреев в израильском поселенческом движении.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ближневосточный фронтир. Израильское поселенчество: история и современность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Еврейская история в Эрец Исраэль

Первое упоминание о евреях в связи со страной Ханаан, получившей позднее название Эрец Исраэль, т. е. Страна Израиля, появляется в библейской книге Берешит (Бытие) в рассказе о праотце еврейского народа Авраѓаме, родившемся в городе Ур в Месопотамии: «И взял Авраѓам Сарай, жену свою, и Лота, сына брата своего, и все достояние, которое они приобрели… в Харане; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую… И прошел Авраам по земле сей до места Шхема, до Элон-Морэ. А ханаанец был тогда в этой земле» (Берешит, 12:5–6). Появление кочевников, именовавшихся «иври» (отсюда русское «еврей»), выделившихся из массы западносемитских племен, в Ханаане относится к первой половине II тысячелетия до н. э. Этот древнейший период истории еврейского народа нашел свое отражение в библейском повествовании о прародителях еврейского народа Авраѓаме, Ицхаке (Исааке) и Яакове (Иакове). Однако превращение Ханаана в Эрец Исраэль, т. е. в страну с доминирующим еврейским населением, относится к более позднему периоду, известному в еврейской истории как «эпоха судей».

Вопреки распространенному в общественном сознании стереотипу, со времени покорения Ханаана древнееврейскими племенами в истории Эрец Исраэль не было периода, в который евреи не жили бы в ней. Речь идет не об отдельных евреях, а о народе, сохранявшем свои собственные структуры власти — как в периоды независимости, так и в периоды иноземного владычества.

После Вавилонского изгнания VI в. до н. э. возникла еврейская диаспора. В некоторые периоды истории она становилась наиболее многочисленной и наиболее продуктивной частью еврейского народа. В диаспоре родилась идея возвращения в Сион, сопровождавшая еврейский народ с тех времен и до наших дней и оказавшая глубочайшее влияние на его исторический, культурный и религиозный облик. Однако это не означает, что еврейская жизнь в Эрец Исраэль когда-либо прерывалась.

Политическая история еврейского народа в Эрец Исраэль может быть подразделена на 11 эпох:

1. Военно-племенная демократия (в принятой терминологии — эпоха судей).

2. Правление царей из дома Давида.

3. Правление первосвященников из дома Цадока.

4. Правление первосвященников-царей династии Хасмонеев.

5. Правление царей династии Иродиадов.

6. Правление «несиим» (патриархов).

7. Правление гаонов Эрец Исраэль.

8. Правление египетских нагидов.

9. Правление «ришон ле-ционов».

10. «Государство в пути»

11. Независимое Государство Израиль.

Эпоха судей[6]

Эпоха судей продолжалась от момента покорения Заиорданья и Ханаана еврейскими племенами, вышедшими, согласно библейской традиции из египетского рабства, в XIII в. до.н. э. и до воцарения первого царя Израиля — Саула (Шауля бен Киша) из колена Вениамина (Биньямина) в 1025 г. до н. э. Вопреки религиозной традиции существует мнение, согласно которому массовому исходу в XIII в. до н. э. предшествовал исход отдельных групп израильтян в XIV в. до н. э. Археологические раскопки показывают, что ханаанские города в Иудейских горах подверглись внезапному разрушению в середине XIII в. Можно также предположить, что не все израильские племена переселились в свое время в Египет, а часть их осталась в центральном Ханаане, и именно этим обстоятельством, по мнению ряда историков, объясняется связь выходцев из Египта с Ханааном.

Израильские племена, обычно именуемые в русскоязычных текстах коленами, представляли собой группы патриархальных семейств, возводивших свое происхождение к общему предку, по имени которого и называли колено, — по традиции, одного из сыновей праотца Яакова (Иакова): Реувен (Рувим), Шимон (Симеон), Иеѓуда (Иуда), Дан, Нафтали (Неффалим), Гад, Ашер (Асир), Иссахар, Звулун (Завулон), Биньямин (Вениамин) или его внуков: Эфраим (Ефрем) и Менаше (Манассия). Колено Леви (Левий) не числилось среди 12 колен, так как не имело своего надела, и члены его выполняли обязанности священнослужителей в святилище.

Внутренняя организация колен основывалась на кровнородственных связях. Минимальной ячейкой была патриархальная семья, включавшая отца семейства, его жену или жен, а также сыновей с их женами и детьми и слуг. Несколько семейств, живших по соседству и собиравшихся на общие религиозные празднества, образовывали клан. Во главе его стояли отцы семейств — старейшины. Во время войны боеспособные мужчины клана образовывали боевую единицу, которую возглавлял предводитель — «Сар». Группа кланов составляла племя (в русском переводе Библии — «колено»).

Двенадцать колен Израиля

Страна Израиля — как Хаанан, так и Заиорданье, где обосновались колена Гада и Реувена и половина колена Менаше, была разделена на племенные наделы, с которыми соседствовали еще не покоренные ханаанские города-государства. Еврейские племена были объединены религиозным культом Единого Бога, центральным объектом которого был принесенный из странствий по пустыне переносной Храм — Скиния Завета, службу в которой совершали первосвященники из рода Аѓарона. На протяжение большей части эпохи судей Скиния находилась в Шило (Силом), служа культовым центром, объединяющим все еврейские племена, будучи местом собрания во времена праздников. Вместе колена Израилевы составляли племенной союз, в основе которого лежало не только родство, но и общая религиозная вера, объединявшая племена вокруг общего святилища.

Как уже было сказано, период, предшествующий возникновению древнееврейского государства, известен под названием эпохи судей. Судьей («шофет») называли вождя племени или клана, который выступал в качестве командующего в войне с внешним врагом, угрожавшим племени или группе племен. Выдающимися личностями, упоминаемыми в Библии, среди еврейских вождей этой эпохи были Барак (Варак) из колена Нафтали и пророчица Двора (Дебора), возглавлявшие несколько израильских колен в войне с союзом ханаанских царей Галилеи и Иездреельской долины, Эѓуд из колена Биньямина, сражавшийся с моавитянами, Гидон из колена Менаше, отражавший нападения наводнивших Ханаан кочевников-мидианитов, Шимшон (Самсон) из колена Дана, боровшийся с филистимлянами. Такой вождь часто именовался не только «судьей», но и «спасителем», что указывает на прерогативы харизматического характера судьи.

Первый царь Израиля Шауль (Саул) пришел к власти по той же модели, по которой до него приходили судьи — военные вожди, возглавлявшие одно или несколько еврейских племен в борьбе против внешнего врага. Его царствование в значительной мере сохраняло черты военно-племенной демократии. Два процесса способствовали возникновению объединенного Израильского царства: ассимиляция израильскими племенами покоренного ханаанского населения, имевшего традицию царской власти, и опасность, угрожавшая израильтянам со стороны филистимлян, пришельцев из Эгейского бассейна, осевших в южной части средиземноморского побережья Эрец Исраэль и создавших пять крупных городов-государств: Ашдод, Ашкелон, Газа, Экрон и Гат. Гибель царя Шауля в битве с филистимлянами у горы Гильбоа в 1004 г. до н. э. ознаменовала конец древнейшего периода в истории Эрец Исраэль.

Несмотря на то что по соседству с израильскими племенами в период судей проживали многочисленные нееврейские племена, язык, ставший позднее известным под названием «иврит», т. е. «еврейский», был основным средством общения на всей территории Эрец Исраэль. Он вытеснил, в частности, несемитский по происхождению язык филистимлян, пришедших с севера. Языки таких древних народов, живших по соседству с израильтянами, как аммонитяне, моавитяне, эдомитяне, финикийцы, были взаимопонимаемы с языком израильтян[7].

Важнейшими еврейскими археологическими памятниками этой эпохи, сохранившимися до наших дней, являются жертвенник Иеѓошуа бин Нуна (Иисуса Навина) на горе Эйвал и развалины города Шило, служившего на протяжении веков местопребыванием Скинии Завета.

Правление царей из дома Давида[8]

Следующим периодом в истории Эрец Исраэль стало правление династии дома Давида, продолжавшееся от воцарения над Израилем основателя династии Давида бен Ишая из колена Иеѓуды (Иуды) в 1007 г. до н. э. и до конца VI в. до н. э., когда исчезают упоминания о последнем правителе из этой династии, князе Зерубавеле бен Шалтиэле, возглавившем возвращение иудейских изгнанников из Вавилона и восстановление Храма. Длившееся половину тысячелетия правление дома Давида оставило неизгладимый след в исторической памяти еврейского народа. Правление основателя династии — Давида и его сына и преемника Шломо (Соломона) было периодом высочайшего расцвета древнееврейского государства, расширившего свои границы «от реки Египетской до реки Евфрат». Вскоре после воцарения над Израилем Давид захватил Иевус, языческий город, находившийся на границе между наделами колен Иеѓуды и Биньямина. Город получил название Йерушалаим (Иерусалим) и стал столицей еврейского государства. Тот факт, что новая столица не принадлежала ни одному из колен, придавал ей особый статус, делая ее одновременно символом царской власти и единства всех еврейских племен.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ближневосточный фронтир. Израильское поселенчество: история и современность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

6

Подробней об истории Израиля в эпоху судей на основании библейских источников см.: Зеев Яавец. Толдот Исраэль (История Израиля) (на яз. иврит). Т. 1. Тель-Авив: Ам олам, 1955. См. также: Х. Тадмор. Библейский период. Под ред Ш. Эттингера. Очерк истории еврейского народа. Т. 1. Иерусалим: Библиотека Алия, без года. С. 11–110.

7

См. Л.Е. Коган. Ханаанейские языки: Языки мира. Семитские языки. Аккадский язык. Северозападносемитские языки. М., 2009. С. 239–277.

8

Подробнее об этом периоде в контексте библейских текстов см.: Йоэль Вейнберг. Введение в ТАНАХ. Ч. 1, Иерусалим-Москва: Гешарим-Мосты культуры, 2005. См. также: Х. Тадмор. Библейский период. Под ред Ш. Эттингера. Очерки истории еврейского народа. Т. 1. Иерусалим: Библиотека Алия, без года. С. 11–110.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я