Институциональная теория искусства

Институциональная теория искусства возникла в конце шестидесятых и начале семидесятых годов в США. Главным теоретиком считается Джордж Дики, профессор Иллинойского университета, который в 1969 году изложил принципы данной теории в статье «Определяя искусство».

Институционализм являлся попыткой преодоления трудностей традиционных теорий искусства, которые пытались выделить отличительные признаки произведений искусства. Они делали акцент либо на их предметных особенностях, либо на функциях, которые искусство выполняет по отношению к создателям и зрителям. К первым можно отнести формалистические и структуралистические теории, ко вторым — психоаналитические, экспрессионистские, когнитивистские концепции. Институциональная теория также была реакцией на появление антиэссенциализма в пятидесятых и шестидесятых годах, заявлявшего, что искусство невозможно определить в силу того, что оно является «открытым понятием». Это означает, что появление новых художественных форм и направлений расширяет понимание искусства, поэтому ошибочно выделять необходимые и достаточные свойства того, что таких свойств лишено.

Институционализм же отходит как от традиционного понимания искусства, так и от антиэссенциалисткого, утверждая, что отличительные черты искусства следует искать не в нем самом, но в том контексте, в котором оно появляется и функционирует. Этот контекст — система различных художественных институтов. Поэтому произведением искусствам является то, что помещается в данную систему и за такое произведение признается.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я