Зелёная ворона
«Зелёная ворона » (латыш. «Zaļā vārna») — одно из первых в Латвии творческих объединений молодых художников, музыкантов, актёров и писателей, симпатизирующих набиравшему силу авангардистскому течению в искусстве. Было основано в 1925 году, просуществовало до 1939 года. Известно своей ярко выраженной тенденцией к сближению различных школ и направлений.
В печатном органе литературно-художественного объединения журнале «Зелёная ворона», главным редактором которого был поэт Фридрих Гулбис, помимо литературных произведений много места уделялось публицистике и критике. Давались обзорные материалы о выставках, спектаклях и литературных новинках.
Объединение проводило активную выставочную деятельность, его сотрудники принимали деятельное участие в общественной жизни.
Членство в новообразованном обществе давало возможность быть напечатанным, участвовать в выставках. В него охотно вступали молодые представители творческих профессий.
Художественная секция объединения насчитывала порядка шестидесяти членов. Её руководителями были Янис Пласе и сменивший его Карлис Балтгайлис.
В разные годы, среди прочих, в художественной секции объединения «Зелёная ворона» числились: Петерис Упитис, Францис Варславанс, Волдемар Валдманис, Артур Лапиньш, Карлис Штралс, Валдис Калнрозе, Фридрих Милтс, Ансис Цирулис, Альбертс Филка, Роман Сута, Александр Юнкерс, Ольгертс Абелите и многие другие.
В литературной секции объединения принимали участие: Жанис Унамс, Карлис Эгле, Александр Чакс, Янис Кадилис, Анна Саксе, Карлис Элиас, Эрик Адамсонс, Фрицис Гулбис, Карлис Эдуард Рабац, Аустра Скуиня.
Источник: Википедия
Связанные понятия
«Са́дарбс » (латыш. «Sadarbs») — один из первых в Латвии творческих союзов, объединивший преподавателей Латвийской академии художеств, художников имевших академическое образование и искусствоведов. Был основан в 1924 году, просуществовал до начала 1940-х годов.
Рижская группа художников (латыш. Rīgas mākslinieku grupa) — объединение латвийских художников, деятельность которого продолжалась с 1920 по 1938 год.
«Ру́кис » (латыш. Rūķis; в буквальном переводе «Гном», в данном контексте — «Труженик») — художественный кружок, состоявший из латышских студентов, художников и музыкантов, выходцев из Прибалтийского края. Работал в Санкт-Петербурге в конце XIX — начале XX века.
Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР — почётное звание, установленное указом Президиума Верховного Совета Латвийской ССР от 20 февраля 1941 года для награждения особо отличившихся деятелей искусства за создание высокохудожественных произведений, спектаклей, кинофильмов, концертных программ, за большие заслуги в подготовке и воспитании творческих кадров.
Объединение независимых художников (латыш. Neatkarīgo mākslinieku vienība) — латвийская профессиональная общественная организация, одно из первых творческих объединений, возникших после провозглашения независимости Латвии.
Меморандум Латвийского Центрального совета (латыш. Latvijas Centrālās padomes memorands) является историческим документом, который во время Второй мировой войны, 17 марта 1944 года, принял Латвийский Центральный совет (ЛЦС) и подписали 188 политиков и работников культуры Латвии (в документе записана также 189 фамилия — Э. Морица, но его подписи нет). Меморандум декларировал необходимость немедленного восстановления фактического суверенитета Латвийской Республики и создания правительства Латвии.
А́тмода (латыш. Atmoda, буквально — Пробуждение) — традиционно принятое в историографии название латышского национального движения.
Подписа́нт — лицо, поставившее свою подпись под документом; участник документооборота.
Латвийские драматические курсы (латыш. Latvju dramatiskie kursi) — первое в Латвии специализированное профессиональное театральное учебное заведение, работавшее в Риге с 1909 по 1938 год.
«Французская группа » (латыш. Franču grupa) — кружок латышских интеллектуалов, собиравшийся в 1945—1950 гг. на частных квартирах в Риге для обсуждения французской культуры, которая входила в круг их основных профессиональных интересов: Ева Ласе, Майя Силмале, Милда Гринфелде, Мирдза Эрса были переводчиками французской литературы на латышский язык, Алфредс Саусне — автором биографии Огюста Родена, и т. д. Результатом собраний стали многочисленные переводы: за шесть лет набралось 54 тетради переведённых...
Младолатыши (латыш. jaunlatvieši) — латышское национальное либеральное движение, появившееся в 1850-х годах. Первоначально термин использовался в унизительном значении балтийскими немцами, отзываясь на политически-литературное движение «Молодая Германия».
Эстонский национальный музей (эст. Eesti Rahva Muuseum), основанный в 1909 году в Тарту, является музеем, посвящённым фольклорному наследию Якоба Хурта, этнографии Эстонии и народному творчеству. Первые экземпляры для музея были собраны во второй половине XIX века.
Латышская литература — литература латышей, созданная в основном на латышском и латгальском языке. Латышская литература распадается в свою очередь на два периода: позднесредневековый и современный. Понятие латышская литература не следует путать с понятием латвийская литература, которая включает произведения писателей-уроженцев Латвии разных национальностей, и которая в настоящее время создаётся в основном на двух языках (русском и латышском).
Новое течение (латыш. Jaunā strāva) в истории Латвии ― массовое левое социально-политическое движение, существовавшее во время Первого латышского национального пробуждения (ведущую роль в котором играли младолатыши начиная с 1850-х и до 1880-х годов), высшей точкой развития которого была Революция 1905 года. Участников движения называли «новотеченцами» (латыш. jaunstrāvnieki).
Заслуженный артист Латвийской ССР — почётное звание, присваивалось Президиумом Верховного Совета Латвийской ССР и являлось одной из форм признания государством и обществом заслуг отличившихся граждан. Учреждено 20 февраля 1941 года.
Юнг Ви́лне (יונג ווילנע с идиш — «Молодая Вильна») — объединение молодых литераторов (поэтов и прозаиков), писавших на идиш и проживавших в Вильне, в которое также входили несколько художников. Формально существовала с 1929 по 1939 годы (по другим данным — с 1927 по 1943), фактически осуществляла активную деятельность и после эмиграции участников в различные страны мира.
«Ма́ковец » — объединение московских художников (1921—1927), символически именовавшееся так в честь холма Ма́ковец, на котором Сергием Радонежским «положено основание Свято-Троицкой лавры» — по выражению П. А. Флоренского, «средоточной возвышенности русской культуры».
Второй русский авангард (иногда тж. Вторая волна русского авангарда) — движение в русском искусстве, в первую очередь в изобразительном искусстве и поэзии, началом которого считается середина 1950-х годов, а завершением — конец 1980-х. Его рождение связывается с Хрущевской оттепелью (1955 год) или с VI Всемирным фестивалем молодёжи и студентов в 1957 году в Москве. Считается, что понятие введено в оборот Михаилом Гробманом.
Балтийский праздник песни и танца (латыш. Vispārējie Dziesmu un Deju svētki, лит. Dainų ir šokių šventės, эст. Laulupidu) — национальный праздник Латвии, Литвы и Эстонии. Балтийские праздники песни и танца проводятся каждые пять лет (в Литве каждый четвертый год) и являются торжественным завершением широкого смотра достижений народного хорового искусства, на которое съезжаются самые лучшие хоровые коллективы стран, победившие в региональных конкурсах.7 ноября 2003 года ЮНЕСКО объявило Балтийский...
Эстонский праздник песни (эст. üldlaulupidu) — общегосударственный и национальный певческий праздник, где принимают участие различные хоровые коллективы и духовые оркестры. Праздник проводится каждые пять лет на территории Таллинского Певческого поля. Организацией праздника занимается специально учреждённое для этого подразделение при Министерстве культуры Эстонии. Является объектом фонда шедевров устного и нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Ноябрьская группа (нем. Novembergrupре) — ассоциация художников, скульпторов-экспрессионистов, композиторов и других деятелей искусства, созданная 3 декабря 1918 года в Берлине М. Пехштейном и Ц. Кляйном во время Ноябрьской революции 1918 г. в Германии.
Национа́льный драматический театр Литвы (лит. Lietuvos nacionalinis dramos teatras) — театр драмы в столице Литвы, Вильнюсе, основан в 1940 году. Располагается по адресу проспект Гедиминаса 4 (Gedimino pr. 4). Символом театра является скульптурная композиция «Праздник муз» (лит. Mūzų šventė) работы скульптора Станисловаса Кузмы и архитекторов Альгимантаса Насвитиса и Витаутаса Насвитиса, установленная в 1981 году над главным входом в театр.
Алая роза — художественная выставка прошедшая в апреле-мае 1904 года в Саратове.
ЛЕФ («Левый фронт искусств») — творческое объединение, существовавшее в 1922—1929 годах в Москве, Одессе и других городах СССР.
«Союз молодёжи » (Общество художников «Союз молодёжи») — первое петербургское общество художников-экспериментаторов и новаторов, и первое столичное творческое объединение русского авангарда; основано в ноябре 1909 года по инициативе М. В. Матюшина и Е. Гуро, развивалось при деятельном участии Волдемара Матвея, В. Д. Бубновой, и многих других художников, — при участии и поддержке Л. Жевержеева, официальную регистрацию после утверждения устава получило 16 февраля 1910 года. Существовало в разных составах...
ЭХО — экспериментальное художественное объединение, существовало в Омске в начальные годы перестройки 1987—1990. Объединение дало толчок к творческому развитию многих современных живописцев и графиков. На выставках ЭХО xудожники профессионалы и любители смогли открыто заявить о существовании авангардного, альтернативного подхода к искусству. Подхода который был противоположен официальному тогда засилию социалистического реализма.
Бунт (польск. Bunt) — польская литературная группа начала XX века, объединявшая в основном писателей и поэтов экспрессионизма.
Панфутуризм — литературная организация украинских футуристов, возникшая на Украине в 1921 году после Октябрьской революции.
«СТАН » входит в международную сеть менеджеров культуры TANDEM NETWORK, объединяющую около 100 организаций из Украины, Молдовы, Турции, Египта, Сирии и стран Европейского Союза.
Неофициальное искусство СССР (или другое искусство, альтернативное искусство, нонконформистское искусство, подпольное искусство, андерграунд) — под этим названием объединяют представителей различных художественных течений в изобразительном искусстве СССР 1950—1980-х годов, которые по соображениям политической и идеологической цензуры были вытеснены официальными властями из публичной художественной жизни. Вследствие «андеграундного» существования неофициальное искусство в СССР было тесно связано с...
Литерату́рное о́бщество — общество литераторов. Причины появления и роль подобных обществ были осознаны в 1920-е годы в работах Бориса Эйхенбаума. Ему удалось показать, что для литературной работы требуется быть литератором, т.е. не достаточно просто писать, но приходится еще и вести соответствующий образ жизни, связанный с писательством. Литературное общество институционализирует литературные взаимоотношения, так же как научный институт организует научный поиск, а университет — образовательный процесс...
Общество ревнителей художественного слова (ОРХС), также Академия стиха, Поэтическая академия, Проакадемия — литературное объединение, существовавшее в Петербурге в 1909—1914 годах (по другому источнику — возможно, до весны 1916 года). Общество сформировалось вокруг Вячеслава Иванова при журнале «Аполлон», став своеобразным продолжением литературно-философских «Ивановских сред».
Артистический кружок — организация деятелей искусства в Москве в 1865—1883 годах. Кружок был создан для творческого взаимодействия его членов, помощи начинающим и нуждающимся актёрам и другим работникам искусства. Известен в истории русского театра как первая организация, которая сумела создать частный публичный театр в Москве.
Британское эстетическое общество (англ. The British Society of Aesthetics, BSA) основано в 1960 году. В его цели входит продвижение исследований в области теории искусства, критики, а также поиск критериев оценки искусства.
Петербургская фантастическая ассамблея — ежегодная конференция и фестиваль писателей-фантастов, проходящий под Санкт-Петербургом. Проводится с 2011 года в середине августа. Изначально базировался в пансионате «Морской прибой» (Курортный район), с 2013 года проходит в загородном отеле «Райвола» (Рощино). На данный момент является одной из самых посещаемых конференций писателей-фантастов в СНГ.
Группа учебного фильма — режиссерско-сценарная группа, объединявшая в разное время художников, активистов и исследователей из Москвы, Санкт-Петербурга и Нью-Йорка.
Общество художников «Бубновый валет» — русская художественная группа, самое крупное творческое объединение раннего авангарда, существовавшее с 1911 по 1917 год. Художники группы («бубнововалетцы») порвали с традициями реалистической живописи и выступали с формалистических позиций против идейности искусства. Среди её основателей и наиболее выдающихся художников — Петр Кончаловский, Илья Машков, Михаил Ларионов, Аристарх Лентулов, Наталья Гончарова...
Клуб тво́рческой молодёжи , также Клуб тво́рческой молодёжи «Совреме́нник» — средоточие ранних шестидесятников, которое действовало в 1960—1964 годах в Киеве.
Московский салон — художественное общество, существовавшее в Москве в 1910—1921 гг.
Арка́дская акаде́мия или академия Арка́дии, также Академия аркади́йцев (арка́дцев или аркадия́н; итал. Accademia dell’Arcadia) — сообщество учёных, поэтов и любителей искусства, основанное в Риме в 1690 году, с целью противодействия испорченному литературному вкусу XVII столетия.
Семина́р Прашке́вича — литературный семинар в Новосибирске под руководством поэта, прозаика, фантаста, учёного, переводчика Геннадия Прашкевича при шефстве компании «Агарта». Цикл семинаров открылся 19 апреля 2008 года.
«Новый клуб » (нем. Der Neue Club) — немецкое литературное объединение, в которое входили в основном писатели и поэты экспрессионистского направления. Основано в 1909 году в Берлине Куртом Хиллером, Якобом ван Годдисом и Эрвином Лёвенсоном. Клуб устраивал литературные вечера под общим названием «Неопатетическое кабаре».
Никитинские субботники - литературно-художественный кружок (1914—1933), организованный журналисткой, поэтессой, редактором и литературным критиком Евдоксией Федоровной Никитиной.