Связанные понятия
«Са́дарбс » (латыш. «Sadarbs») — один из первых в Латвии творческих союзов, объединивший преподавателей Латвийской академии художеств, художников имевших академическое образование и искусствоведов. Был основан в 1924 году, просуществовал до начала 1940-х годов.
«Зелёная ворона » (латыш. «Zaļā vārna») — одно из первых в Латвии творческих объединений молодых художников, музыкантов, актёров и писателей, симпатизирующих набиравшему силу авангардистскому течению в искусстве. Было основано в 1925 году, просуществовало до 1939 года. Известно своей ярко выраженной тенденцией к сближению различных школ и направлений.
Рижская группа художников (латыш. Rīgas mākslinieku grupa) — объединение латвийских художников, деятельность которого продолжалась с 1920 по 1938 год.
Латвийские драматические курсы (латыш. Latvju dramatiskie kursi) — первое в Латвии специализированное профессиональное театральное учебное заведение, работавшее в Риге с 1909 по 1938 год.
«Ру́кис » (латыш. Rūķis; в буквальном переводе «Гном», в данном контексте — «Труженик») — художественный кружок, состоявший из латышских студентов, художников и музыкантов, выходцев из Прибалтийского края. Работал в Санкт-Петербурге в конце XIX — начале XX века.
Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР — почётное звание, установленное указом Президиума Верховного Совета Латвийской ССР от 20 февраля 1941 года для награждения особо отличившихся деятелей искусства за создание высокохудожественных произведений, спектаклей, кинофильмов, концертных программ, за большие заслуги в подготовке и воспитании творческих кадров.
Дрезденский сецессион (нем. Dresdner Sezession) — название художественных объединений, созданных в Дрездене в 1919, 1932 и в 1989 годах .
Меморандум Латвийского Центрального совета (латыш. Latvijas Centrālās padomes memorands) является историческим документом, который во время Второй мировой войны, 17 марта 1944 года, принял Латвийский Центральный совет (ЛЦС) и подписали 188 политиков и работников культуры Латвии (в документе записана также 189 фамилия — Э. Морица, но его подписи нет). Меморандум декларировал необходимость немедленного восстановления фактического суверенитета Латвийской Республики и создания правительства Латвии.
Подписа́нт — лицо, поставившее свою подпись под документом; участник документооборота.
Балтийский университет в изгнании функционировал в Германии в 1946—1949 годах в лагерях для перемещенных лиц, где после окончания Второй мировой войны было много беженцев из Эстонии, Латвии и Литвы.
Младолатыши (латыш. jaunlatvieši) — латышское национальное либеральное движение, появившееся в 1850-х годах. Первоначально термин использовался в унизительном значении балтийскими немцами, отзываясь на политически-литературное движение «Молодая Германия».
А́тмода (латыш. Atmoda, буквально — Пробуждение) — традиционно принятое в историографии название латышского национального движения.
«Союз молодёжи » (Общество художников «Союз молодёжи») — первое петербургское общество художников-экспериментаторов и новаторов, и первое столичное творческое объединение русского авангарда; основано в ноябре 1909 года по инициативе М. В. Матюшина и Е. Гуро, развивалось при деятельном участии Волдемара Матвея, В. Д. Бубновой, и многих других художников, — при участии и поддержке Л. Жевержеева, официальную регистрацию после утверждения устава получило 16 февраля 1910 года. Существовало в разных составах...
ЭХО — экспериментальное художественное объединение, существовало в Омске в начальные годы перестройки 1987—1990. Объединение дало толчок к творческому развитию многих современных живописцев и графиков. На выставках ЭХО xудожники профессионалы и любители смогли открыто заявить о существовании авангардного, альтернативного подхода к искусству. Подхода который был противоположен официальному тогда засилию социалистического реализма.
Ноябрьская группа (нем. Novembergrupре) — ассоциация художников, скульпторов-экспрессионистов, композиторов и других деятелей искусства, созданная 3 декабря 1918 года в Берлине М. Пехштейном и Ц. Кляйном во время Ноябрьской революции 1918 г. в Германии.
Еврейское общество поощрения изящных искусств (Jidiszer Gezelszaft cu Farszprajnt Kunst, польск. Żydowskie Towarzystwo Krzewienia Sztuk Pięknych, ŻTKSP) — культурно-общественная еврейская организация, действовавшая в Польше с 1923 по 1949 год. Общество сыграло значительную роль в формировании еврейского творческого сообщества в довоенной Польше...
ЛЕФ («Левый фронт искусств») — творческое объединение, существовавшее в 1922—1929 годах в Москве, Одессе и других городах СССР.
Дар испанского народа (исп. Donación del pueblo español) — наименование книжного собрания, которое было подарено Испанской республикой советскому народу в честь 20-й годовщины Октябрьской революции. Дар от имени республиканской Испании был актом политики правительства Народного фронта в области культуры и стал символом дружественных отношений Испанской Республики и Советского Союза. Этот дар повлиял на развитие испанистики в СССР. Книжная коллекция, подаренная Народным фронтом, имела культурное и...
Движение «
Новое изобразительное искусство », ДНИИ (индон. Gerakan Seni Rupa Baru, в соответствии с традициями индонезийской общественной лексики, весьма употребительным стало аббревиатурное название GSRB, англ. New Art Movement) — объединение индонезийских художников-нонконформистов, существовавшее в 1975—79 годах, а также направление в индонезийском изобразительном искусстве, заданное творчеством этого объединения.
Культурное Достояние — российский фонд поддержки традиций российской академической школы живописи, основанный Виктором Карцевым в 2007 году.
Союз художников Китая (кит. трад. 中國美術家協會, упр. 中国美术家协会, пиньинь: Zhōngguó Měishùjiā Xiéhuì, палл.: Чжунго Мэйшуцзя Сехуэй), изначально Союз работников искусства Китая (кит. трад. 中华全国美术工作者协会) - творческая общественная организация КНР, официальная национальная ассоциация китайских художников с её главным офисом в Пекине. Учреждена в июле 1949 года, первым председателем был назначен Сюй Бэйхун. С момента создания союза в него было принято 14006 художников . В настоящий момент председателем является...
Галере́я Мара́та Ге́льмана — художественная галерея современного искусства в Москве, одна из первых частных галерей России, основана Маратом Гельманом в ноябре 1990 года. В 2002—2004 гг. существовал также филиал галереи в Киеве.
Панфутуризм — литературная организация украинских футуристов, возникшая на Украине в 1921 году после Октябрьской революции.
Группа учебного фильма — режиссерско-сценарная группа, объединявшая в разное время художников, активистов и исследователей из Москвы, Санкт-Петербурга и Нью-Йорка.
Неофициальное искусство СССР (или другое искусство, альтернативное искусство, нонконформистское искусство, подпольное искусство, андерграунд) — под этим названием объединяют представителей различных художественных течений в изобразительном искусстве СССР 1950—1980-х годов, которые по соображениям политической и идеологической цензуры были вытеснены официальными властями из публичной художественной жизни. Вследствие «андеграундного» существования неофициальное искусство в СССР было тесно связано с...
Клуб тво́рческой молодёжи , также Клуб тво́рческой молодёжи «Совреме́нник» — средоточие ранних шестидесятников, которое действовало в 1960—1964 годах в Киеве.
«Жас тулпар » (каз. «Жас тұлпар») — неформальное объединение казахской молодёжи, обучавшейся в московских вузах. Существовало в 1960-е годы. Позиционировало себя как культурно-просветительское общество, пропагандирующее казахскую культуру. Однако политические взгляды ряда участников были сочтены неприемлемыми с точки зрения советского общества.
РАБИС или Сорабис (Союз работников искусств), с 1924 года Всерабис (Всесоюзный профессиональный союз работников искусств) — массовая профессиональная организация в России и затем в СССР, объединяющая на добровольных началах всех работников искусств.
«СТАН » входит в международную сеть менеджеров культуры TANDEM NETWORK, объединяющую около 100 организаций из Украины, Молдовы, Турции, Египта, Сирии и стран Европейского Союза.
Московский салон — художественное общество, существовавшее в Москве в 1910—1921 гг.
Громады (укр. громада — общество, мир, община) — полулегальные либеральные культурно-просветительские организации украинской интеллигенции, стоявшей на позициях пробуждения национального духа народа. Существовали в 1860—1890-х гг. в Петербурге, Киеве, Харькове, Полтаве, Чернигове и др. городах.
Тарасовцы,
Братство тарасовцев (укр. Братство (Братерство) тарасівців) — тайная организация представителей украинского национального движения, выступавших с национально-освободительных позиций (в отличие от малороссийства и аполитического украинофильства). Основано летом 1891 года группой харьковских студентов, посетивших могилу Тараса Шевченко вблизи Киева.
О́бщество Ра́дек — группа художников, авторов, культурных активистов, музыкантов, существовавшая в Москве с 1997 по 2008 годы.
Всемирный совет мира (ВСМ) — высший постоянный орган всемирного Движения сторонников мира, избираемый на всемирных конгрессах и сессиях Движения.
Биттерфельдский путь (нем. Bitterfelder Weg) — программа развития социалистической культуры в ГДР, принятая в 1959 году и направленная на создание самостоятельной социалистической национальной культуры, которая должна была наиболее полным образом удовлетворять растущие художественно-эстетические потребности трудящихся.
Британское эстетическое общество (англ. The British Society of Aesthetics, BSA) основано в 1960 году. В его цели входит продвижение исследований в области теории искусства, критики, а также поиск критериев оценки искусства.
«Кузница » — московское литературное объединение, существовавшее в 1920—1932 (с 1928 как структурное подразделение ВОАПП).
Общество американских художников (англ. Society of American Artists) — объединение американских художников, созданное в 1877 году художниками, покинувшими Национальную академию дизайна из-за неудовлетворённости участия в ней и считавших академию слишком консервативной.
Новое течение (латыш. Jaunā strāva) в истории Латвии ― массовое левое социально-политическое движение, существовавшее во время Первого латышского национального пробуждения (ведущую роль в котором играли младолатыши начиная с 1850-х и до 1880-х годов), высшей точкой развития которого была Революция 1905 года. Участников движения называли «новотеченцами» (латыш. jaunstrāvnieki).
Музе́й иску́сства аванга́рда (сокр. МАГМА) — постоянно пополняемая частная коллекция, включающая в себя несколько сотен произведений искусства, в том числе картины известных русских художников еврейского происхождения, фотографии, шедевры графики и скульптуры. В Музее собраны работы Валентина Серова, Леона Бакста, Марка Шагала, Эля Лисицкого, Хаима Сутина, Амедео Модильяни, Эрика Булатова, Ильи Кабакова и других. Музей создан в 2001 году. Президент МАГМА — Вячеслав Моше Кантор.
Де́тское обще́ственное объедине́ние — объединение граждан, в которые входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности. Следует различать по своей природе и предназначению детское общественное объединение с одной стороны и объединение детей (учащихся) по интересам в системе дополнительного образовании детей, равно как и детское общественное объединение и орган ученического самоуправления.
Однодневная выставка — первая художественная выставка товарищества «Искусство или смерть», состоявшаяся 19 марта 1988 года в Таганроге.
Газаневщина — выставочная деятельность ленинградских художников-нонконформистов на официально разрешенных площадках ДК им. Газа и ДК «Невский», давшая объединительное название «Газаневщина», в более широком смысле неофициальная художественная культура Ленинграда в 1970-е-1980-е годы — «газаневская культура».