Связанные понятия
Синаго́га (от греч. συναγωγή, «собрание»; ивр. בֵּית כְּנֶסֶת, бейт кне́сет — «дом собрания»; идиш שול, шул — «школа»), после разрушения Иерусалимского храма — основной институт еврейской религии, помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины.
Еврейский квартал (идиш די ייִדדישע גאַס ) — район города, в котором традиционно проживают евреи. В отличие от гетто, еврейские кварталы иногда возникали из-за желания еврейского населения вести образ жизни, соответствующий национальным традициям и предписаниям иудаизма. С идиш די ייִדדישע גאַס (Di yiddishe gas) термин переводится как «Еврейская улица».
Кла́дбище — участок территории, специально предназначенный для погребения умерших или их праха после кремации. Погребение в земле — древний и наиболее распространённый способ захоронения.
Мемориальное еврейское кладбище — восстановленное древнее еврейское кладбище в Коломые (Ивано-Франковская область). Кладбище расположено на земельном участке площадью 1,4 га в разбитом на месте кладбища в советское время городском сквере на перекрестке улиц Чехова и Петлюры.
Ста́рое ю́жное кла́дбище (нем. Alter Südfriedhof) — историческое кладбище в Мюнхене, в районе Людвигфорштадт-Изарфорштадт (нем. Ludwigsvorstadt-Isarvorstadt), приблизительно в 500 метрах южнее старого города и его южных Зендлингских ворот. Основано в 1563 году герцогом Альбрехтом V как кладбище для умерших от чумы. Сейчас кладбище не действует и используется как городской парк и музей под открытым небом. На кладбище похоронены многие известные личности, такие как Георг Симон Ом.
Упоминания в литературе
Другим старым мусульманским кладбищам на территории, административно относящейся в наши дни к Санкт-Петербургу или Ленинградской области, не так «повезло». К 1917 г. мусульманские кладбища (участки) существовали в следующих населенных пунктах, входящих ныне в состав Санкт-Петербурга или Ленинградской области: Любани (с сер. XVIII в.), Царском Селе (с 1820-х гг.), Кронштадте (с сер. XIX в.), Гатчине (с 1851 г.), Луге (с нач. XX в.), Петергофе (с нач. XX в.), Тосно (с 1905 г.), Новой Ладоге (с 1906 г.), Выборге (с 1911 г.), Териоках (с 1916 г.)[25]. К середине прошлого столетия большая часть этих кладбищ была безвозвратно утрачена. Так, например, по свидетельству лужского старожила Борислава Брониславовича Таканаева, мусульманское кладбище в Луге было практически полностью разрушено во время войны, так как здесь стояли немцы и велись активные боевые действия[26]. Однако находящееся рядом
еврейское кладбище уцелело. Это, на наш взгляд, объясняется тем, что надмогильные памятники татар были из недолговечного материала. Иногда это были лишь небольшие деревянные знаки над холмиками. Некоторые из этих холмиков уцелели до наших дней, но местные старожилы не смогли помочь мне с идентификацией этих захоронений. Памятники на могилах дореволюционного времени принадлежат представителям семьи Таканаевых, но они не дореволюционные, а новые, относящиеся к 1960-м гг. и установленные самим Б.Б. Таканаевым[27].
Через пять лет вблизи лютеранского кладбища получили место для погребения федосеевцы – наиболее многочисленная и богатая в столице община старообрядцев-беспоповцев. Еще одно отделение Волковского кладбища образовалось в 1799 г., когда часть старообрядческого кладбища перешла к единоверцам, которых активно поддерживал Павел I. Две церкви действовали на единоверческом отделении, федосеевский храм с богадельней – на старообрядческом. Наконец, в 1802 г. лютеранская община выделила небольшой участок земли для устройства
еврейского кладбища . Таким образом, Волковское кладбище превратилось в огромный массив, включавший некрополи разных исповеданий.
В центре города, около Бранденбургских ворот и на Hausvogteiplatz, сооружены памятники жертвам Холокоста, 6 миллионам евреев, уничтоженных во время Второй мировой войны. В память о демонстрации в 1943 г., протесте женщин против депортации их мужей-евреев из Берлина в концлагеря Освенцим и Терезинштадт, установлен памятник на Rosenstra?e. Надпись на каменной глыбе на
еврейском кладбище (Schönhauser Allee) гласит: «Здесь ты стоишь молча. Когда повернешься – не молчи». А в местах, откуда в период с 1941 по 1945 г. в концлагеря отправлялся «берлинский восточный транспорт» – 55 000 евреев – рядом с Westhafen (Putlitzstra?e) и в Grunewald установлены памятники с надписями «Nie wieder» («Никогда больше»). В память о сожжении книг нацистами 10 мая 1933 г. на Бебельплатц установлен памятник израильского скульптора Миши Ульмана с пророческими словами Гейне: «Где горят книги, под конец горят люди». Всем жертвам нацистского режима посвящен мемориал на Plötzensee, а многомиллионным жертвам советского народа во Второй мировой войне – мемориалы в Панкове и Тиргартене (илл. 15).
Связанные понятия (продолжение)
Турецкое военное кладбище (на мальтийском: Iċ-Ċimiterju tat-Torok, турецкое: Türk Şehitliği), также известное как Османское военное кладбище (на турецком языке: Osmanli Şehitliği), является кладбищем в Марса, Мальта. По заказу османского султана Абдулазиза, чтобы заменить старое мусульманское кладбище, оно было построено между 1873 и 1874 годами. Кладбище было спроектировано мальтийским архитектором Эмануэле Луиджи Галиция. Он поддерживается турецким правительством. Первоначально, кладбище упоминалось...
Крема́ция (от лат. cremare «сжечь, сжигать») — процесс сожжения трупов. Обычно проводится в качестве обряда перед погребением. Осуществляется на источнике открытого огня (в древних сообществах и у традиционалистов в качестве такового используется погребальный костёр; в современном обществе данный процесс осуществляется в печи крематория). По современным европейским правилам, после кремации прах умершего помещается в погребальную урну, и затем может быть захоронен различными путями.
Евреи присутствовали в стране в небольшом числе, а именно восемь семей, в 1885 году, когда лидер повстанцев Мухаммед Эль-Махди вырвал контроль над Суданом из рук османско-египетских правителей. Истоки этих семей и их поселения в Судане в значительной степени неизвестны. В 1885 году они были насильственно обращены в ислам. В сентябре 1898 года генерал Китченер и англо-египетские войска численностью 20000 человек, в том числе молодой Уинстон Черчилль, вошли в Омдурман и восстановили контроль над Суданом...
Подробнее: История евреев в Судане
Следующий
список мест погребения относится к библейским личностям. согласно различным религиозным и местным традициям. Для того, чтобы воздать должное, праздновать, а также скорбеть о великих людях Библии, гробницы и монументы были установлены на тех местах, где, верят люди, человек был похоронен. Перечисленные места основаны не на фактических данных, а на местах, упоминающихся в Библии или устных традициях коренных народов. Ливан, Израиль, Палестинские территории, Ирак, Иордания и Иран поставили...
Кенота́ф (др.-греч. κενοτάφιον, от κενός — пустой и τάφος — могила), также ценотаф — надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного, своего рода символическая могила. Кенотаф может быть установлен по следующим причинам...
История евреев в
Швейцарии насчитывает по крайней мере тысячу лет. Евреи и иудаизм существовали на территории нынешней Швейцарии ещё до появления средневековой старой швейцарской Конфедерации в 15-м веке.
Штетл (идиш שטעטל — «городок» или еврейское местечко) — небольшое, как правило, поселение полугородского типа, с преобладающим еврейским населением в Восточной Европе в исторический период до Холокоста. Еврейские местечки находились в областях, составлявших с конца XVIII века черту оседлости в Российской империи: Царство Польское, Литва, Белоруссия, Бессарабия, а также часть территории современной Украины, которая была расположена в южных губерниях Российской империи. Языком еврейских местечек...
Центральное кладбище Фридрихсфельде (нем. Zentralfriedhof Friedrichsfelde) — одно из наиболее известных кладбищ в Берлине. Расположено в районе Лихтенберг. На кладбище Фридрихсфельде похоронены многие деятели социал-демократического, социалистского и коммунистического движения, за что кладбище во Фридрихсфельде ещё до Первой мировой войны называли «Кладбищем социалистов». В 1950-е годы на кладбище был создан Мемориал социалистов.
Афга́нские евре́и — этнолингвистическая группа евреев в Афганистане. Согласно некоторым данным, евреи проживают в Афганистане уже на протяжении полутора тысяч лет. В настоящее время афганские евреи живут в Израиле и США. Говорят на еврейском варианте языка дари, условно относимом к еврейско-персидскому языку. По культуре и языку близки бухарским и персидским евреям.
Разве́ивание пра́ха — одна из форм похорон, состоящая в рассеивании праха умершего после кремации на специальном участке на кладбище или в любом другом месте, в том числе над водной поверхностью, лесом, горами, в том числе с воздушных судов и с космических аппаратов.
Погребальное искусство — те или иные произведения искусства, образующие или помещаемые в места упокоения останков мёртвых. Данный термин также охватывает кенотафы — подобные гробницам памятники, которые не содержат человеческих останков, и мемориальные братские могилы погибших (например, военные мемориалы), которые могут содержать или не содержать человеческих останков.
Кочинские евреи (малабарские евреи) — старейшая группа евреев Индии, исторически проживавших на Малабарском берегу в штате Керала на юге Индии. Разговорный язык — жудео-малаялам. В настоящее время подавляющее большинство кочинских евреев иммигрировало в Израиль, в Керала осталось лишь несколько десятков человек, так что общине в Керала грозит исчезновение.
История евреев в Битолы — хронологическое развитие социально-экономического, культурно-религиозного и других аспектов жизни еврейской общины в северомакедонском городе Битола.
Склеп — постройка с внутренним помещением для гроба на кладбище или расположенная отдельно, также само такое помещение. Общий склеп для погребения членов одной семьи (семейный склеп) или одного рода (фамильный склеп) называется усыпальницей.
История еврейской общины в Хорватии начинается, по крайней мере, в III веке н. э.; при этом, сведения об общине до X века фрагментарны. К началу Второй мировой войны в общине насчитывалось около 20 000 человек, большинство из которых были убиты во время Холокоста на территории Независимого государства Хорватия. После Второй мировой войны половина оставшихся в живых предпочла поселиться в Израиле, в то время как около 2500 человек продолжали жить в Хорватии. Согласно переписи 2011 года, в стране проживало...
Бра́тская моги́ла — групповое захоронение погибших (умерших) примерно в одно время, часто в результате военных (боевых) действий, голода, эпидемии или стихийного бедствия.
Да́хма , или «башня молчания» (перс. دخمه, ˈdäχ-mä) — погребальное сооружение в зороастрийском религиозном обряде.
Тружда́ющиеся (др.-греч. κοπιαται, κοπιώντες от др.-греч. κοπιάω — «тяжело трудиться») или Фоссо́ры (лат. fossores) — могильщики, клирики в Христианской церкви, обязанностью которых было подготовка мест для погребения умерших людей.
История евреев в Северной Македонии уходит корнями в I век нашей эры. Первые евреи на территории современной Северной Македонии появились ещё в античности, во времена Римской империи. После Холокоста и эмиграции в Израиль, на территории Северной Македонии проживают около 200 евреев. Почти все они живут в Скопье, несколько человек в Штипе и Битоле.
Евреи, выходцы из древнего Иудейского царства, были переселены в Вавилонию после того, как Иудейское царство было завоёвано вавилонским царём Навуходоносором II. Так было положено начало еврейской диаспоре. Далее, благодаря завоеваниям Александра Македонского, между Востоком и Западом установились прочные торговые и иные связи, что способствовало распространению евреев на западе Средиземноморья. Во втором веке до н. э. евреи появились в Европе — в Греции, Македонии и Риме.
Подробнее: История евреев в Европе
Эру́в (ивр. עירוב חצרות; по другому произношению — эйрув) — в иудаизме — символическое ограждение (из знаков, как правило; так называемые «символические фикции») вокруг некоей территории компактного проживания религиозных евреев. Позволяет разрешить некоторые действия (в частности переносить вещи) в канун шаббата (ивр. ערב שבת) и сам шаббат, которые иначе (без эрува) были бы запрещены.
Изгнание евреев из Австрии — кампания преследования и дискриминации иудеев в Австрийском эрцгерцогстве, которая была инициирована герцогом Альбрехтом V в 1420 году. Завершилась конфискацией имущества, принудительным крещением, разрушением синагог, депортацией большинства еврейской диаспоры и сожжением в Вене более двухсот иудеев. В дальнейшем преследования распространились и на Моравию.
Земля́ Изра́ильская (ивр. אֶרֶץ יִשְׂרָאֵל ), также Земля́ обетова́нная, Свята́я земля́ — исторический термин и понятие в иудаизме и христианстве, относящееся к региону, сегодня наиболее тесно связанному с Государством Израиль, на протяжении всей истории, начиная от библейских времён до наших дней. Однако историческая область Эрец-Исраэль не идентична ни территории современного Израиля, ни территории древних еврейских царств, и следует различать эти понятия. В настоящее время на территории исторической...
Уголок поэтов (англ. Poets' Corner) — часть южного трансепта Вестминстерского аббатства, где традиционно осуществляют захоронение и увековечивание поэтов, драматургов и писателей.
Еврейское кладбище — некрополь существовавший в Минске с 60-х годов XIX столетия и до 70-х годов XX столетия.
Японские погребальные обряды (яп. 葬儀 со:ги) включают в себя отпевание, кремацию покойного, захоронение в семейной могиле и периодические поминальные службы.
Усыпа́льница или Усыпа́льня, Започивальня, Божий дом, Убогий дом или Божедо́мка, Скудельница, Скудельня — общая могила для странников, за погребенье которых некому платить, равно для самоубийц или погибших по случаю, умерших без покаяния.
Куру́мы (древне-тюркское gorum) — «груда камней», — культовое сооружение в некоторых районах Центральной Азии; искусственная пирамида, сложенная из камней вручную людьми, у которой обычно совершаются религиозные обряды; термин, который определяет такое сооружение.
Алжи́рские евре́и — еврейская диаспора, исторически существовавшая на территории современного Алжира с древних времён до 1960-х годов.
Махалля ́ или Махалла́, также Гуза́р (азерб. Məhəllə; араб. محلة; бенг. মহল্লা; дари محله; перс. محله; тадж. Маҳалла / Гузар; тур. Mahalle; туркм. Mahalla; узб. Mahalla; уйг. مەھەللە; урду محله; хинди मोहल्ला) — название части города в некоторых странах с преимущественно мусульманским населением. Обычно махалля — размером с квартал, жители которого в некоторых странах осуществляют местное самоуправление.
Трёхнеделье (Hebrew: בין המצרים) (ср. «dire straits») — период траура в память о разрушении первого и второго храмов Иерусалима. Длится три недели, начинается 17 числа месяца таммуза, во время начала поста семнадцатого тамуза и заканчивается на девятый день месяца Ава, во время начала поста девятого ава. Оба поста установлены в память о событиях, связанных с уничтожением иерусалимских храмов и с последующим изгнанием евреев из Израиля. Согласно общепринятой хронологии, уничтожение первого Храма Навуходоносором...
Суббо́тники — религиозное движение в России, последователи которого соблюдают субботу и другие ритуалы иудаизма, вплоть до обрезания и переезда в Израиль.
История евреев
Эстонии прослеживается начиная с XIV века. Сохранились рукописи, подтверждающие эту дату. Однако постоянные еврейские поселения появились в Эстонии значительно позже — в XIX веке. В 1865 году законом русского царя Александра II евреям было предоставлено официальное право на въезд в регион. Это позволило так называемым еврейским «николаевским солдатам» (часто бывшим кантонистам) и их потомкам, купцам первой гильдии, ремесленникам и евреям с высшим образованием селиться как в Эстонии...
«Петербу́ргский некро́поль » — справочное издание, содержащее краткие сведения более чем о 40 000 человек разных конфессий, похороненных на православных и иноверческих кладбищах Петербурга и его окрестностей, а также в отдельных церквях с начала XVIII века до начала XX века, составлен В. И. Саитовым.
Кремато́рий — печь для сжигания (кремации) умерших (людей, животных), а также учреждение, где находится такая печь.
Кена́сса (также кенаса́, кенесе́, кенеса, кэнэса; караимск. כְּנֵסַה, кэнэса) — молитвенный дом караимов в Восточной Европе.
Утаки (яп. 御嶽 отакэ, буквально «священная гора») — священные места в рюкюской религии, где происходит поклонение предкам и богам. Могут представлять собой рощи, леса, столбы, горные вершины. Некоторые утаки совмещены с синтоистскими дзиндзя. Два утаки включены в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Гора Крестов (лит. Kryžių kalnas) — святыня в Литве, место паломничества. Расположена в 12 километрах от города Шяуляй на дороге Калининград — Рига. Представляет собой холм, по всей видимости, городище, на котором установлено множество крестов. Точное их число неизвестно; сообщалось, что неполные подсчёты 1990-х гг. дали результат около 50 тысяч крестов.
Запрет на смерть — юридический запрет умирать в определённом месте (с наложением штрафов на семью покойного и т. п.).
Александри́йский мусе́йон (или Александрийский музей; др.-греч. Μουσεῖον τῆς Ἀλεξανδρείας) — религиозный, исследовательский, учебный и культурный центр эллинизма; храм Муз. Основан в начале III века до н. э. при Птолемее Сотере по инициативе Деметрия Фалерского, находился на государственном обеспечении. В состав мусейона входила обширная Александрийская библиотека, организованная в этот же период. Учёные, принятые в сотрудники мусейона, занимались натурфилософией, математикой, астрономией, географией...