Связанные понятия
Мемориа́льная доска ́ (также охранная доска, памятная доска) — плита, обычно из долговечного камня (мрамор, гранит) или металлического сплава (бронза, чугун), увековечивающая память о знаменитом человеке или событии. Устанавливаются на зданиях, в которых проживала или работала знаменитая персона или в которых (возле которых) произошло важное событие.
Па́мятник — объект (как правило, сооружение), поддерживающий воспоминания о чём-либо.Кроме выполнения объективно-исторической функции, многие памятники несут и политическую нагрузку, являясь объектами фундаментальной пропаганды. Все разнообразие памятников изучает общее памятниковедение, уделяющее особое внимание памятникам-символам.
Ве́чный ого́нь — постоянно горящий огонь, символизирующий вечную память о чём-либо или о ком-либо. Непрерывное горение достигается путём подачи газа к определённому месту сжигания. Обычно входит в мемориальный комплекс.
Обели́ск (др.-греч. ὀβελίσκος букв. «небольшой вертел») — сужающийся к верху монумент, в большинстве случаев квадратный в сечении. Важный элемент архитектуры Древнего Египта, где обелиски были символами Солнца. В Древнем Риме обелиски использовались как гномоны солнечных часов или поворотные знаки в цирках.
Кенота́ф (др.-греч. κενοτάφιον, от κενός — пустой и τάφος — могила), также ценотаф — надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного, своего рода символическая могила. Кенотаф может быть установлен по следующим причинам...
Упоминания в литературе
Разумеется,
братские могилы существовали и на кладбищах XIX в. На Красненьком, например, в общей могиле были похоронены жертвы наводнения 1824 г., на Смоленском – жертвы халтуринского взрыва в столовой Зимнего дворца в 1880 г., на Пороховском – рабочие, погибшие при взрывах на пороховых заводах. В годы эпидемий в братских могилах хоронили людей беднейшего состояния. Однако подобные примеры можно рассматривать скорее как исключение. Место могилы, как правило, связывалось с индивидуальным или семейным захоронением.
Татарское кладбище в Волковой деревне находилось тогда на городской окраине, и для людей, проживавших в других районах, было настоящим подвигом доставить тело умершего до места последнего упокоения. Но сделать это самому было надежнее и достойнее для памяти покойного, чем доверять это дело похоронной команде. Мало кому удавалось соблюсти мусульманский обряд и предать тело земле в день смерти до захода солнца. Всех умерших клали в
братскую могилу . За то, чтобы похоронить человека в отдельной, а не в братской могиле, родственники умершего отдавали золото и другие драгоценности. Или обменивали золото на хлеб и расплачивались хлебом с теми, кто предавал тело земле. Так, моя бабушка похоронила свою мать на Татарском участке Ново-Волковского кладбища, оплатив работу частных могильщиков буханкой хлеба и золотыми украшениями. На могиле устанавливалась небольшая палка или доска, к которой проволокой была прикреплена дощечка или картонка с фамилией, именем и отчеством и датами жизни. Уже к концу войны многие могилы блокадного времени оказались утраченными. Немало индивидуальных могил было вырыто с нарушением санитарных норм, на глубине меньше требуемых 80 см от поверхности земли. Поэтому впоследствии на городских кладбищах, включая Ново-Волковское, производились перезахоронения, и установить место упокоения близкого человека для многих выживших блокадников уже не представлялось возможным[22].
А вот аргументы из первых рук. В рапорте немецкой тайной полевой полиции от 10 июня 1943 г. за подписью лейтенанта Л.Фосса говорится: «Исходя из положения трупов в
братских могилах , следует предполагать, что большинство военнопленных было убито за пределами могил. Трупы располагались в беспорядке, и только в могилах 1, 2,4 были уложены рядами и послойно» (Мацкевич. Катынь. Приложение № 14).
Второй и не менее важной проблемой был вопрос с выбором героя: кого перезахоронить у стен Кремля. Ведь героем мог оказаться совсем не герой, а дезертир или пленный. Поздней осенью 1966 года под Москвой, на 41‑м километре шоссе Москва – Ленинград, под Зеленоградом, в ходе строительных работ была обнаружена
братская могила времен Великой Отечественной войны. В Кремле решили, что эта находка была сделана вовремя. Выбор остановили на погибшем воине в хорошо сохранившейся форме без знаков отличия. Военные историки утверждали, что если бы этот солдат был дезертиром, то на нём не было бы ремня. Пленным этот солдат тоже не мог быть, так как до этого места немцы не дошли. Документов при бойце не было – прах его был по-настоящему безымянным.
В могиле могут быть остатки одного погребенного, а может быть захоронено и десять-двадцать человек – так называемые коллективные погребения, «
братские могилы » древности или склепы, в которые с течением времени подхоранивали все новых умерших. Бывают, впрочем, и вовсе пустые могильные ямы – ими могут быть так называемые «кенотафы», условные погребения людей, погибших вдали от родной земли.
Связанные понятия (продолжение)
Курган Славы , иногда курган Вечной Славы или курган Бессмертия — традиционный тип мемориального сооружения в виде насыпного кургана со скульптурным или архитектурным оформлением, увековечивающим воинскую доблесть советских солдат, партизан и подпольщиков, погибших в годы Великой Отечественной войны. Особую группу среди них составляют курганы Славы, возведённые на местах уничтоженных населённых пунктов, в память их погибших жителей.
Колумба́рий (лат. columbarium, первоначальное значение — голубятня, от columba — голубь) — хранилище урн с прахом после кремации. В Древнем Риме для колумбариев сооружались специальные здания с рядами полукруглых ниш. Один из древнеримских колумбариев, построенный в I в. до н. э. при императоре Августе, был обнаружен в 1726 году близ Рима, на Аппиевой дороге. В настоящее время колумбарии оборудуются на кладбищах и при крематориях.
Мемориа́л — памятное место, памятник или мероприятие в память о ком-либо или о чем-либо.
Сте́ла (лат. Stela от др.-греч. στήλη — «столб») — каменная, мраморная, гранитная или деревянная плита (или столб) с высеченными на ней текстами или изображениями. Устанавливается в качестве погребального или памятного знака. Не стоит путать с обелиском — по большей части столбом или конусообразной колонной.
Кла́дбище — участок территории, специально предназначенный для погребения умерших или их праха после кремации. Погребение в земле — древний и наиболее распространённый способ захоронения.
День Побе́ды — праздник победы Красной Армии и советского народа над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов. Установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1945 года и отмечается 9 мая каждого года. С 1965 года День Победы — нерабочий праздничный день.
Массовые захоронения в Чечне , в которых находили сотни трупов, начали обнаруживать с началом Первой чеченской войны. На июнь 2008 года было зарегистрировано 57 массовых захоронений. Согласно заявлению организации Amnesty International, тысячи людей могут быть захоронены в не найденных ещё могилах, включая примерно 5 тысяч гражданских лиц, пропавших без вести с начала Второй чеченской войны. По состоянию на 2008 год, самое большое из массовых захоронений было обнаружено в Грозном, и в нём находились...
Моги́ла — место захоронения мёртвого тела, чаще человеческого. Так же называют и свежевырытую яму для погребения.Как правило, могилами называют захоронения в земле. Однако в ряде случаев могилами могут называть захоронения в саркофагах, погребальных сооружениях (пирамиды, мавзолеи, склепы) и т. п. Отдельным типом могилы можно считать каирн (кельт. cairn) — могилу из камней (преимущественно у кельтских народов). В общем случае, могила — это место захоронения.
Крема́ция (от лат. cremare «сжечь, сжигать») — процесс сожжения трупов. Обычно проводится в качестве обряда перед погребением. Осуществляется на источнике открытого огня (в древних сообществах и у традиционалистов в качестве такового используется погребальный костёр; в современном обществе данный процесс осуществляется в печи крематория). По современным европейским правилам, после кремации прах умершего помещается в погребальную урну, и затем может быть захоронен различными путями.
Кремато́рий — печь для сжигания (кремации) умерших (людей, животных), а также учреждение, где находится такая печь.
«Красный » — совхоз вблизи Симферополя (посёлок Мирное), на территории которого немецкие оккупационные власти при пособничестве коллаборационистов из местного населения организовали самый крупный в Крыму лагерь смерти. До его освобождения Красной армией в 1944 году, в лагере было замучено около 15 тысяч человек — партизан, подпольщиков, членов их семей.
Погребальное искусство — те или иные произведения искусства, образующие или помещаемые в места упокоения останков мёртвых. Данный термин также охватывает кенотафы — подобные гробницам памятники, которые не содержат человеческих останков, и мемориальные братские могилы погибших (например, военные мемориалы), которые могут содержать или не содержать человеческих останков.
Песчаный лог – место захоронения 450 мирных жителей (в том числе 35 детей) и советских военнопленных, расстрелянных там фашистами в августе 1942 года при оккупации правобережной части города Воронеж. Большинство погибших - больные и раненые. Возможно, что 90 человек были привезены в лог уже мертвыми.
Куру́мы (древне-тюркское gorum) — «груда камней», — культовое сооружение в некоторых районах Центральной Азии; искусственная пирамида, сложенная из камней вручную людьми, у которой обычно совершаются религиозные обряды; термин, который определяет такое сооружение.
Еврейское кладбище (ивр. בית עלמין, «бейт альмин», или ивр. בית קברות, «бейт кварот») — кладбище, на котором похоронены евреи в соответствии с еврейской традицией. Земля на кладбище считается святой. Создание кладбища является одним из первых приоритетов для новой еврейской общины.
Поля́ сме́рти (кхмер. វាលពិឃាត, ʋiəl pikʰiət) — собирательное название мест массовых захоронений жертв коммунистического режима Красных Кхмеров, находившихся у власти в Камбодже (Кампучии) в период с 1975 по 1979 год.
Разве́ивание пра́ха — одна из форм похорон, состоящая в рассеивании праха умершего после кремации на специальном участке на кладбище или в любом другом месте, в том числе над водной поверхностью, лесом, горами, в том числе с воздушных судов и с космических аппаратов.
Обретение останков царской семьи — обнаружение, последующая генетическая экспертиза и перезахоронение останков расстрелянной большевиками в июле 1918 года царской семьи и её приближенных: императора Николая II, императрицы Александры Фёдоровны, их пятерых детей и прислуги.
Кула́й — спецпоселение репрессированных в Тарском районе Омской области, трудовой посёлок, существовавший с 1928 года.
Ста́рое ю́жное кла́дбище (нем. Alter Südfriedhof) — историческое кладбище в Мюнхене, в районе Людвигфорштадт-Изарфорштадт (нем. Ludwigsvorstadt-Isarvorstadt), приблизительно в 500 метрах южнее старого города и его южных Зендлингских ворот. Основано в 1563 году герцогом Альбрехтом V как кладбище для умерших от чумы. Сейчас кладбище не действует и используется как городской парк и музей под открытым небом. На кладбище похоронены многие известные личности, такие как Георг Симон Ом.
Культу́ра поле́й погреба́льных урн или Урнопольская культура (англ. Urnfield culture, нем. Urnenfelderkultur) (1300 — 750 гг. до н. э.) — общее название ряда археологических культур раннего железного века, данное по характерному признаку — могильникам без насыпей, которые содержат преимущественно остатки трупосожжений, обычно с захоронением праха в глиняных сосудах, поставленных на дно могилы.
Грабовзее (нем. Grabowsee) — заброшенный архитектурный комплекс бывшего санатория для больных легочными заболеваниями.
Линнхольм-Хойе (дат. Lindholm Høje) — одно из крупнейших сохранившихся захоронений викингов и бывшее поселение, расположенное к северу от датского города Ольборг на небольшом расстоянии от него.
Требли́нка (Treblinka) — два концентрационных лагеря: Треблинка-1 (так называемый «трудовой лагерь») и Треблинка-2 (лагерь смерти). Лагеря были организованы нацистами на территории оккупированной Польши, недалеко от деревни Треблинка (воеводство Мазовецкое), расположенной в 80 км к северо-востоку от Варшавы. Лагерь смерти Треблинка-2 существовал с 22 июля 1942 года по октябрь 1943. По разным оценкам, всего в лагере было убито от 750 до 810 тысяч человек (большее число жертв было только в расположенном...
Эпидемия чумы 1654—1655 годов — самая крупная эпидемия XVII века в России. Летом 1654 года чума была занесена в Москву. Город охватила паника, бежавшие из него люди разносили болезнь вглубь страны, и уже в сентябре эпидемия охватила почти всю центральную часть России. Также свирепствовала в Казани, Астрахани и в Речи Посполитой, с которой Россия вела войну. В январе 1655 года эпидемия практически полностью утихла, но оставшиеся кое-где очаги спровоцировали новую, менее смертоносную, вспышку в...
Массовое убийство в Метгетене (нем. Massaker von Metgethen) или зверство в Метгетене — уничтожение неустановленными лицами мирного населения в восточно-прусском городке Метгетен (ныне Посёлок имени Александра Космодемьянского), предположительно произошедшее вскоре после его захвата советской армией 29 января 1945 года. 19 февраля того же года в ходе битвы за Кёнигсберг город был отбит немецкими войсками, которые обнаружили следы массовой гибели гражданского населения, что было использовано в нацистской...
Запрет на смерть — юридический запрет умирать в определённом месте (с наложением штрафов на семью покойного и т. п.).
Маккавеевская гауптвахта – место массового уничтожения людей в селе Маккавеево Забайкальского края России, где в годы гражданской войны размещались войска генерал-майора Артемия Тирбаха и проводилось истребление противников белого движения. Был создан по приказу атамана Семёнова в августе 1918 и функционировал по октябрь 1920 года. Количество погибших в застенках Маккавеевской гауптвахты оценивается примерно в 5000 человек. Убийства сопровождались пытками и совершались с большой жестокостью.
Японские погребальные обряды (яп. 葬儀 со:ги) включают в себя отпевание, кремацию покойного, захоронение в семейной могиле и периодические поминальные службы.
Ферма тел или ферма трупов (англ. body farm) — научно-исследовательское учреждение, где изучается разложение человеческого тела в различных условиях.
Залещицкая трагедия — уничтожение органами НКВД нескольких сотен политических заключенных на железнодорожном мосту Кострижевка—Залещики 4—5 июля (по другим данным, 7 июля) 1941 года.
Склеп — постройка с внутренним помещением для гроба на кладбище или расположенная отдельно, также само такое помещение. Общий склеп для погребения членов одной семьи (семейный склеп) или одного рода (фамильный склеп) называется усыпальницей.
ЗАКА (ивр. זק"א, сокращение от дословного (ивр. זיהוי קורבנות אסון: опознание жертв катастроф и бедствий, англ. ZAKA) — израильская общественная организация, объединяющая добровольные спасательные группы, каждая из которых работает в своём полицейском округе страны (для Центрального округа таких групп две, в связи с большей плотностью населения и застройки). Несмотря на добровольный характер её формирования, организация официально признана государством, и действует в соответствии с информацией...
Вознесенский археологический комплекс — средневековое наземное каменное сооружение, обнаруженное в ходе раскопок под руководством В. А. Гринченко в 1930 г. вблизи села Вознесенка (ныне в черте города Запорожье) в рамках Днепрогэсовской историко-археологической экспедиции. Множество найденных предметов (в том числе драгоценных) получили название «вознесенского» («кичкасcкого») клада.
Центр эвтаназии Зонненштайн (нем. NS-Tötungsanstalt Sonnenstein; в буквальном переводе «Национал-социалистическое учреждение смерти Зонненштайн») представлял собой нацистский центр убийств, расположенный в бывшей крепости замка Зонненштайн возле Пирны в Восточной Германии. Первоначально в замке располагался госпиталь, созданный ещё в 1811 году.
Расследование обстоятельств гибели царской семьи — расследования, проводившиеся в ходе Гражданской войны в России органами власти правительства Колчака и официальными властями Российской Федерации после 1991 года, направленные на выяснение обстоятельств гибели последнего русского царя Николая II, членов его семьи и сопровождавших её лиц.
Турецкое военное кладбище (на мальтийском: Iċ-Ċimiterju tat-Torok, турецкое: Türk Şehitliği), также известное как Османское военное кладбище (на турецком языке: Osmanli Şehitliği), является кладбищем в Марса, Мальта. По заказу османского султана Абдулазиза, чтобы заменить старое мусульманское кладбище, оно было построено между 1873 и 1874 годами. Кладбище было спроектировано мальтийским архитектором Эмануэле Луиджи Галиция. Он поддерживается турецким правительством. Первоначально, кладбище упоминалось...
Тафофо́бия (от др.-греч. τάφος — гроб, могила и φόβος — страх) — боязнь похорон и похоронных принадлежностей, а также страх погребения заживо; одна из базовых фобий человеческой психики. В медико-психиатрической литературе традиционно включается в ряд других названий, указывающих на схожие психические расстройства — клаустрофобия (боязнь закрытого пространства), никтофобия (боязнь темноты) и др.Ещё в 1772 году герцог Мекленбургский ввёл обязательную отсрочку похорон до третьего дня после смерти для...
Упоминания в литературе (продолжение)
В первые годы после Октябрьской революции 1917 года в ряде городов и больших сёл новой России ввели обычай хоронить погибших в революционной борьбе не на местных кладбищах, а в центре населённых пунктов. Пример подали Москва и Петроград. В белокаменной на Красной площади уже в ноябре 1917 года в двух
братских могилах было погребено 240 человек, погибших в октябрьских боях. Между прочим, только 57 из них были опознаны, а большинство так и остались навсегда неизвестными. А в Петербурге на Марсовом поле в марте 1917 года похоронили жертв Февральской революции. Здесь же, на Марсовом поле, позже стали хоронить и погибших во время Октябрьского переворота, воевавших, естественно, на стороне большевиков.
Надо было провести раскопки значительного числа насыпей, чтобы понять, какие из них служили надгробиями, а какие – фортификационными сооружениями, где
братские могилы , появившиеся после кровопролитных сражений, а где – холмы над обычными индивидуальными погребениями, а то и части природного рельефа.
Следует заметить, что восьмая могила с несколькими сотнями трупов была обнаружена только 28 мая 1943 г. В сборнике документов «Катынь. расстрел…» ошибочно указана дата 28 июня (Катынь. Расстрел… С. 483). Ю.Мацкевич пишет, что из этой могилы были извлечены «тринадцать трупов польских военных», которые «после вскрытия, исследования и отбора доказательного материала были вновь похоронены в той же могиле». В сборнике документов «Катынь. расстрел…» утверждается, что из могилы было извлечено «только 10 трупов. Они были захоронены в открытой тогда еще шестой
братской могиле » (С. 483).
В Книге Памяти представлены 20 районов и город Грозный. Районы в оглавлении расставлены по алфавиту, открывает книгу Ачхой-Мартанов-ский район. В подборке материалов по районам фамилии расположены тоже в алфавитном порядке, указаны: год рождения воевавшего в Великой Отечественной войне, место его рождения, был призван или являлся добровольцем (в каком году ушел на фронт), каким было звание, в каких частях служил, где воевал, когда умер. После указанных сведений представлен разворот чудом сохранившихся фотографий участников войны. Здесь есть очень редкие коллективные фотографии ветеранов, а также снимки захоронений: Токказа Берсанова в Польше, Ибрагима Магамадова в Чехословакии, Айнди Лалаева в
братской могиле Брестской крепости и др.
Массовая смертность от голода, конечно, не была секретом для ленинградцев. Они сталкивались с ней и наблюдали ее на каждом шагу – дома, на работе, на улицах города, на кладбищах. По заваленным сугробами улицам, под гул артиллерийских обстрелов и завывание сирен тянулись по городу многочисленные похоронные процессии, если их так можно назвать. Умершего завертывали в простыни или одеяло, клали на детские саночки и везли на кладбище. Такое позабыть нельзя. Смертность приобрела настолько массовый характер, что мертвых не успевали хоронить. В домах и на улицах лежали тысячи незахороненных трупов. Измученные голодом, жители города были не в состоянии отправить их даже в морги. С ноября 1941 г. бойцы МПВО начали собирать трупы на улицах, а позднее вместе дружинницами Красного Креста с этой целью обходили квартиры. Зима 1941-1942 г. выдалась в Ленинграде на редкость суровой. На улице стояли 30-градусные морозы. Скованная морозом земля не поддавалась лопате. Подходы к кладбищам были завалены трупами, и их стали захоранивать в
братских могилах – в ямах, которые рыли экскаваторами или делали с помощью взрывчатки. В дни первой блокадной зимы захоронением погибших от голода ежедневно занималось около 4 тыс. бойцов МПВО, подрывников, рабочих фабрик и заводов. За первый год блокады на Волковом, Большом Охтинском, Серафимовском, Богословском, Жертв 9 января, Пискаревском кладбищах и на специально отведенных для этого площадках были вырыты 662 братские могилы общей протяженностью 20 тыс. погонных метров[266].
В общей сложности, вдоль Кремлевской стены, у подножия Сенатской башни, расположены 12 персональных могил с надгробными памятниками, в Кремлевской стене находятся захоронения 115 человек, в
братских могилах захоронено более 300 человек. В 1967 г. в Александровском саду у Кремлевской стены открыт мемориал – Могила Неизвестного Солдата.
У
братских могил , где покоились тела советских людей, умерщвленных «типичными немецкими приемами» (я представлю далее Суду доказательства этих приемов и определенной периодичности их), у виселиц, на которых раскачивались тела подростков, у печей гигантских крематориев, где сжигались умерщвленные в лагерях уничтожения, у трупов женщин и девушек, ставших жертвами садистских наклонностей фашистских бандитов, у мертвых тел детей, разорванных пополам, постигали советские люди цепь злодеяний…»2.
Русский некрополь – это нормальное, цивилизованное кладбище, а не
братская могила в духе фашистских гетто. Могилы вырыты аккуратно, они отмечались на поверхности земли, очевидно, крестами или камнями, поскольку ямы не налезают друг на друга. Людей хоронили в гробах, сработанных по русской традиции без гвоздей.