Папирус

Александр Омельянюк, 2018

В задуманном автором большом романе-эпопее «Платон Кочет» первая часть «Папирус» написана отдельной книгой, входящей в «Историческую серию Платон Кочет». Вместе с, изданной в 2015 году, первой электронной книгой автора «Возвращение блудного сына» серии «Платон Кочет XXI-й век» они являются альфой и омегой всего романа-эпопеи «Платон Кочет». В книге «Папирус» повествуется об исторической обстановке в древнем Египте Амарнского периода, предпосылках и условиях рождения, жизни и становления, как личности, первого Платона – главного героя первой части романа-эпопеи – древнего прародителя Платона Кочета, нашего современника, главного героя последних частей произведения. В этой части своего эпического произведения автор гармонично объединил вымышленные персонажи с историческими личностями, вплетая в канву известных событий далёкого прошлого свой вполне обоснованный вымысел, основанный на его знаниях, мировоззрении, видении и понимании истории, и на его богатом воображении. Лёгкий, красочный и образный язык, подкреплённый жизненной энергией и волей автора, пронизанный юмором, сарказмом и иронией, добротой и оптимизмом, позволяет читателю незаметно глубоко окунуться в перипетии жизни древних египтян, стать как бы реальным соучастником и героем происходивших событий. Главная идея романа – через любовь ко всему живому, доброту и юмор показать, что по большому счёту все мы люди на Земле, в общем-то, братья, и потому жить нам нужно всем в любви, мире, дружбе и согласии. Во вторую редакцию данной книги автор, по предложению первых профессиональных криков, добавил диалоги, женские образы, эротику, а также новый богатый иллюстративный материал. Помимо автора, ряд рисунков в книге сделал С.А. Омельянюк. В своём произведении автор использовал и стихотворную форму изложения, что придало тексту дополнительный шарм. Всё это сделало данную книгу, безусловно, интересной самому широкому кругу читателей.

Оглавление

Из серии: Историческая серия «Платон Кочет»

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Папирус предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Т.Манн

Пролог

В V-ом тысячелетии до нашей эры, ещё в период неолита, хамитские народы (племена, родственные позднейшим берберам и кабилам), жившие в Северо-восточной части Африки в верховьях Нила, охотились, ловили рыбу, и с несложными земледельческими орудиями занимались целенаправленным разведением сельскохозяйственных культур.

Обрабатывая плодородные почвы переполненной влагой долины, и собирая урожай, они постепенно осваивали новые территории, продвигаясь на север к низовью Нила к его более плодородной и значительной по площади дельте.

Издревле эта река являлась источником жизни в Египте.

Его жителям она представлялась добрым и бескорыстным божеством, не требующим ничего взамен.

Поэтому долина Нила с хорошо орошаемой плодородной аллювиальной почвой и явилась одной из первых великих колыбелей речных цивилизаций.

В этом же тысячелетии, примерно в XLII-ом веке до н. э., в обширном бассейне реки Нил уже расцвела цивилизация Древнего Египта, которая по древности и могуществу могла соперничать с Шумерской.

Египетская цивилизация воспользовалась, особенно через торговлю, опытом и примером этой, возникшей ранее в Месопотамии, цивилизации, внешнее влияние которой, и прежде всего, скорее в искусстве и земледелии, передалось народам, заселявшим земли на севере Египта в дельте Нила и в его нижнем течении.

Примерно в IV-ом тысячелетии до н. э. жители Египта начали ощущать на себе положительное воздействие глобального изменения климата и последствий этого.

Пустыня начала медленно отступать от берегов Нила, и прибрежные болота стали естественным образом осушаться.

И одновременно с этим, по мере высыхания североафриканских степей и превращения их в бесплодную пустыню, их обитатели стали перемещаться на восток и также заселять долину Нила — те оставшиеся и появившиеся новые территории, на которых было возможным земледелие.

Каждый год Нил, называвшийся самими египтянами Хапи («Река»), выходил из берегов.

Во время разливов прибрежные земли покрывались водой, приносящей на них плодородный чёрный ил, удобрявший землю, которая от этого давала три урожая в год.

Затопление Нильской долины на время создавало огромное заболоченное пространство протяжённостью примерно 600 миль в длину, что обеспечивало плодородие почвы в дельте реки и, примерно, на 10 км по её обоим берегам.

Поэтому египетская система земледелия и основывалась на сбережении паводковых вод.

Это был единственный, образованный долиной Нила на востоке пустыни, огромный, узкий и беспорядочно вытянутый в длину оазис.

Пустыни по обе стороны от долины Нила: горные отроги Ливийской — на западе, и хребты Аравийской (Восточной) — на востоке, были источником руды и камня.

А вместе со Средиземным морем — на севере, и первым порогом Нила — на юге, они служили естественной преградой для врагов, в известной степени превращая Египет в довольно изолированную область Древневосточного мира.

Возникшая более пяти тысяч лет назад, с появлением первых селений вокруг центров торговли на берегах Нила, Египетская цивилизация из родовых кланов начала постепенно оформляться в государство.

Это началось, возможно, в 4181 году до н. э., ещё в до династический период, когда произошло образование двух царств — Верхнего и Нижнего Египта, соответственно на Юге и Севере (район Дельты и Приморья) страны.

Зачатки же политической организации Египта проявились с выдвижения вождей кланов, контролировавших территории, заселённые членами их общин.

Ещё на заре существования этой цивилизации египтяне добились определённых успехов и некоторых важных достижений в области технологии: они знали, как изготавливать лодки из папируса; как обрабатывать твёрдые породы, например, базальт; как выковывать из меди мелкие предметы домашнего обихода; были у них и другие достижения. Ешё в 4241 году до н. э. в Египте был изобретён 365-дневный годовой календарь.

Но они не были знакомы с наиболее прогрессивными формами земледелия, применяемыми в других странах Ближнего Востока.

Лишь постепенно охота и возделывание земли от случая к случаю сменились постоянным и более интенсивным земледелием.

Египтяне уже стояли на пороге письменности.

Среди них были и прекрасные ремесленники.

Их общество уже чётко делилось на сословные группы, и закладывался фундамент политической структуры будущего государства.

Таким образом, Древний Египет прошёл прямой путь от прото цивилизации к государству с центральной формой правления.

Он миновал эпоху городов-государств, которых, в обычном понимании этого слова, на его земле никогда не было.

Древнеегипетские «города» представляли собой лишь места торговли сельскохозяйственной продукцией.

Отсутствие в Древнем Египте городов было также обусловлено и политической необходимостью.

Земледельческие общины и кланы в Египте были объединены в группы, ставшими прообразами будущих провинций.

И правители обоих царств в Египте в итоге вышли победителями из многовековой борьбы за подчинение себе всё большего количества населения из всех его слоёв.

В то время египетские цари не происходили, как это, например, имело место в Шумерской цивилизации, из «больших людей» — правителей общинных городов-государств, а выдвигались на эту должность.

Но, одновременно, они также не были и просто людьми, а являлись «слугами Бога», властвовавшего над всеми людьми независимо от их положения в египетском обществе.

И последние цари до династической эпохи: Скорпион, Ка и Нармер — были уже властителями не только Верхнего, но и Нижнего Египта.

А столицей этих владык всей долины Нила в то время был город Тин.

В 3100 году до н. э. царь Верхнего Египта — Нармер — с помощью длительных войн объединил царства Верхнего и Нижнего Египта в единое государство, завоевав Дельту и став первым царём всего Египта.

Это стало возможным благодаря слабости союза номов Нижнего Египта.

В ходе войны Нармер покорил не только северо-западную часть дельты Нила, захватив 6.000 пленных, но и совершил поход дальше на запад в соседнюю Ливию, захватив там ещё 120.000 пленных и огромные стада из 400.000 быков и 1.420.000 коз.

А столицей его государства надолго стал город Нехен.

В то время в Египте не существовало проблемы соперничества дворцов и храмов, как таковой, потому, что с момента своего появления египетские цари не имели себе равных.

Со временем они даже стали призванными быть богами, а не слугами богов.

Так, например, египетский царь Мина (Менее), основоположник 1-ой общеегипетской Тинисской царской династии (3050–2890 годы до н. э.), впоследствии был обожествлён, как бог плодородия.

Он продолжил дело Нармера, и как царь Верхнего Египта, в результате ожесточённой борьбы одержав победу над Нижним Египтом, снова объединил всю страну, — называвшуюся, кстати, самими египтянами как «Та Камет» («Чёрная земля»), в отличие от окружающих её пустынных местностей, именовавшихся «Красной страной», — в единое государство.

Со временем возле крепости «Белые стены» он основал и построил столицу Мемфис (Меннефер), которая позже получила своё название от одноимённого пирамидного посёлка царя Пиопи Его, построенного в XXIII-ем веке до н. э. на границе Верхнего и Нижнего Египта на левом берегу Нила (близ современного города Эль-Бадрашейна к югу от Каира).

Сами египтяне иногда называли свою столицу Хетка-Птах («Владение души Птаха») в честь главного бога — покровителя Мемфиса, которому там построили храм.

А затем уже от этого названия произошло привычное современное греческое название и самой страны, считавшейся «Даром Нила».

В конце XXXI-го века до н. э. царь Аха, также как и его могущественный предок, вёл завоевательные войны в Нубии (Эфиопии).

Другие цари этой династии Джер, Джет и Ден вплоть до 2935 года до н. э. безраздельно владели всем Египтом, и также воевали с ливийцами и совершали походы в Нубию, используя для этого и корабли.

Достигнув на юге следующих, вторых порогов Нила и разрушив мощное нубийское царство, они начали совершать походы теперь и на северо-восток на Синайский полуостров и в Палестину.

Своего наивысшего расцвета Египетское царство на этом этапе своей истории достигло при царе Дене, правившем более 30 лет.

Позже его преемник царь Аджиб (правил в 2935–2925 гг. до н. э.) также нанёс поражение племенам, жившим на востоке от дельты Нила.

Но во время его царствования Египет стал переживать упадок.

Хотя последние цари этой I-ой египетской династии Семерхет и Каа в 2925-2890-ые годы до н. э. вели уже постоянные войны с кочевыми племенами Синайского полуострова.

Женившийся на дочери царя Каа, новый царь Хотепсехемуи положил начало новой, II-ой египетской династии египетских царей (2890–2686 гг. до н. э.).

К ней относились цари Ранеб; Нинечер, подавивший восстание в дельте Нила; а также Перибсен, при котором религиозные волнения переросли в новое отделение Севера от Юга.

Последний царь этой династии Хасехемуи, вынужденный жестоко и беспощадно подавить волну сепаратизма со стороны Нижнего Египта, перебил 48.205 повстанцев и взял в плен ещё 47.209 человек. Этим он снова объединил страну в одно сильное централизованное государство.

Таким образом, на смену постоянным, кровопролитным внутри египетским войнам, ослаблявшим страну, пришло единство в рамках одного государства, внутри которого новые правители поддерживали порядок и стабильность.

Это новое объединение Верхнего и Нижнего египетских царств в одно египетское государство имело огромное, даже революционное, значение в истории Древнего Египта.

Теперь в рамках одного государства сосредоточились ресурсы всей долины и дельты Нила. Создались благоприятные возможности для объединения ирригационных сетей в одну общеегипетскую систему, которую ещё Мина расширил строительством каналов, плотин и дамб, обеспечив тем самым освоение значительной территории страны, прежде всего вокруг Мемфиса.

Этот город на протяжении XXVIII–XXIII-го веков до н. э. оставался крупным религиозным, политическим, ремесленным и культурным центром Египта, столицей Древнего царства.

Этим освоением были созданы предпосылки для развития производительных сил и создания процветающей экономики, проявления социально-экономической структуры древнеегипетского общества, и формирования аппарата древнеегипетского централизованного государства.

Всё это и позволило Египту стать одним из самых могучих и развитых государств древности, проводить успешную завоевательную политику, основным направлением которой по-прежнему было северо-восточное: Синайский полуостров и Палестина.

На Синайский полуостров египетских царей влекло не столько желание захватить новых рабов, сколько возможность заполучить сырьё, прежде всего медную руду.

Младший сын Нимаатхеп — жены царя II-ой династии Хасехемуи — царь Джосер из уже III-ей династии (2686–2613 гг. до н. э.) захватил весь Синайский полуостров, посадив там своего наместника.

А для защиты южных рубежей Египта он построил укрепления длиной 12 километров в районе ближнего первого порога Нила в Нубии.

При нём началось и строительство пирамид.

Его потомками были цари Сехемхет, Хаба и Хуни, построивший крепость на острове Элефантина у первых порогов Нила.

Успешные войны на Синайском полуострове царя IV-ой династии (2613–2494 гг. до н. э.) Снофру, который позже стал считаться богом — покровителем этой земли, позволили окончательно присоединить к Египту район медных рудников.

Для закрепления своих успехов он возвёл на Синае целую линию оборонительных сооружений под названием «Дом Снофру», а глубже, на территории Египта, ещё и укрепления в северо-восточной части дельты Нила под названием «Стена Князя».

Его потомками были цари Хуфу (Хеопс), Раджедеф, Хафра, Менкаур (Микерин) и Шепсескаф.

На закате IV-ой династии египетских царей вновь началась внутренняя борьба.

В результате её жрецам солнечного бога Ра в Гелиополе, сплотившимся в достаточно сильную политическую общностью, удалось укрепить свою власть и свергнуть совершено ослабший царствующий дом.

К власти пришёл Усеркаф — первый представитель V-ой династии египетских царей (2494–2345 гг. до н. э.).

За ним последовал царь Сахура, проводивший активную внешнюю политику и совершивший традиционные военные походы египтян в Ливию, на Синайский полуостров и в Нубию, а также морскую экспедицию в Финикию. При нём были установлены торговые связи и с Пунтом в Восточной Африке.

Правившие затем цари Нефериркара, Шепсескара, Неферефра, Ниусерра и Менкаухор ничем существенно новым в истории не отметились.

Но при следующем царе Джедкара египтяне проникли в Центральную Африку.

А при последнем представителе этой династии царе Унисе Египет вёл частые войны с азиатами на Синайском полуострове.

Во времена этой V-ой династии египетских царей, являвшейся прямым продолжением IV-ой, но по материнской линии, постепенно продолжается дальнейшее ослабление центральной власти и усиление владычества знати.

Важнейшие государственные должности занимали теперь не родственники царя, как бывало прежде, а представители аристократических родов.

В 2345 году до н. э. к власти пришёл представитель VI-ой династии египетских царей (2345–2181 гг. до н. э.) Тети, в 2323 году убитый своими телохранителями, что подтвердило слабость его власти и упрочение власти сановников, временно поставивших на его место царя Усеркару.

И лишь царь Пиопи I-ый, пришедший к власти через два года, — сын царя Тети — стал править всей страной вполне самодержавно, хотя во многом и завися от сановника У ни.

Под командованием этого У ни египтяне успешно воевали на юге против нубийцев, на западе против ливийцев, на северо-востоке с кочевниками-семитами, доходя до Палестины и обеспечивая на этих землях распространение могущества своего повелителя.

У ни затем служил старшему сыну Пиопи I-го, следующему царю Меренре Ему, продолжившему успешные войны в богатой Нубии.

Но при нём ещё больше возросла власть номархов.

В 2287 году на трон в раннем возрасте был возведён младший сын Пиопи I-го — новый царь Пиопи II-ой (Пепи).

Поэтому теперь вся власть в Египте стала принадлежать номархам.

Через шесть лет его правления, уже после смерти молодого царя, вновь, в который раз, начался распад страны на независимые области (номы).

Вошедший затем на трон царь Меренра II-ой, через год был убит.

Последним представителем VI-ой династии египетских царей стала сестра убитого — Нитокрида, и Египет снова распался на несколько противоборствующих царств.

Постепенно обогащаясь и получая от царя поместья, представители номовой аристократии, царские наместники и чиновники со временем составили всё более усиливающуюся, тесно связанную со своими номами, особую социальную группу местной знати.

Одновременно с этим укреплялось экономическое и социальное положение жречества.

Храмы обогащались и получали от царей особые жалованные охранные грамоты, освобождающие их от различных повинностей, работ на царя, налогов и многого другого.

Поэтому к концу Древнего царства Египет практически опять распался на полунезависимые и враждующие друг с другом номы во главе с местными династиями.

Страна снова вступила в период внутренней раздробленности, смуты и упадка, длившийся почти двести лет.

VII-ая и VIII-ая династии (2181–2125 гг. до н. э.) правили, или просто существовали в период смутного времени и анархии, охвативших Мемфис после пресечения предшествующей династии, фактически завершившейся самоубийством царицы Нитокриды после коварного утопления ею, во время пиршества в подземелье, бывших заговорщиков, убивших ранее её брата.

Эти династии правили в Мемфисе.

Параллельно с ними в период с 2160 по 2040 годы до н. э. IX-ая и X-ая династии последовательно правили в Гераклеополе.

Не обращая внимания на своих царей, номы вели борьбу за власть, в результате которой победителем вышел Гераклеопольский ном, владыка которого самый жестокий и свирепый из правителей того времени Ахтой I-ый (Хети) основал IX-ую гераклеопольскую династию египетских царей.

Он вёл энергичную войну с полунезависимыми номархами и азиатскими кочевниками. И ему удалось, в конце концов, смирить правителей соседних с ним номов, которые признали его власть.

Его внук, Ахтой III-ий, основал X-ую царскую династию.

Однако при гераклеопольских царях Египет так и не достиг полного единства.

Их власть распространялась не на всю страну, а лишь на низовье Нила.

И только иногда им удавалось одерживать победы над силами юга.

А выше по течению, в Фивах, в этот период снова сложилось другое могущественное царство.

В 2125–1985 годы до н. э. XI-ая династия египетских царей правила в Фивах, борясь с правителями Гераклеополя и постепенно расширяя свою власть к северу.

Борьба между Гераклеополем и Фивами продолжалась несколько десятилетий и завершилась победой Фив.

Таким образом, Египетская цивилизация, выйдя из додинастической эпохи (до XXX-го века до н. э.), пройдя эпохи: раннединастического периода (XXX–XXVI-ой века до н. э.) с I–III-ми царскими династиями; Древнего (Старого) царства (XXVI–XXII-ой века до н. э.) с IV–VIII-ми династиями египетских царей; I-го переходного периода (XXII–XX-ый века до н. э.) с IX–XI-ми египетскими гераклеупольскими и фиванскими царскими династиями, — просуществовав почти тысячу лет, вплоть до XX-го века до н. э., — вошла в эпоху Среднего царства (XX-ХVII-ый века до н. э.) с её XI-ой (общеегипетской)-XIV-ой династиями.

Но распад единого Египетского государства на отдельные полусамостоятельные номы привёл к крушению системы централизованного царского хозяйства и разрушению общеегипетской оросительной сети.

Однако, не только это, но и сам ход исторического развития, и необходимость сохранения рабовладельческой эксплуатации требовали восстановления сильного государства.

И новая борьба за очередное объединение Египта началась одновременно на севере и на юге.

И вновь на севере страны объединительным центром стал Гераклеополь, а на юге — Фивы.

Гераклеополь находился в плодородной низменности поблизости от Фаюмского оазиса на пересечении торговых путей, ведших из Нижнего Египта в Верхний.

Через этот же оазис торговые пути вели на запад — в Ливийские оазисы, и на восток — к побережью Красного моря.

Из Фив, расположенных на правом берегу излучины Нила, которая ближе всего подходит к Красному морю, открывались торговые пути на юг в Нубию, на восток к берегу Красного моря по ущелью Вади-Хаммамат, и на запад в Большой оазис.

Выгодное географическое положение Фив способствовало тому, что после крушения Древнего царства вокруг них объединились все области Верхнего Египта.

Со временем, решающую победу над гераклеопольским царём одержал могущественный фиванский царь Ментухотеп I-ый (правил в 2133–2117 годах до н. э.) — основатель XI-ой общеегипетской династии (XXII–XX-ый века до н. э.), который покорил правителей обеих стран, установил порядок и на юге, и на севере, а также разбил соседей иноземцев: азиатов, ливийцев и нубийцев.

Правивший совместно с ним его сын Иниотеф I-ый (правил в 2133–2118 годах до н. э.), который первым сам себе присвоил царский титул и почести, и его внук Иниотеф II-ой (правил в 2118–2069 годах до н. э.), сильно потеснили своих соперников — гераклеопольских царей, продвинув границу к северу, завладев Абидосом и всем Тинским номом.

А при Ментухотепе II-ом (правил в 2061–2010 годах до н. э.), праправнуке Ментухотепа Его, власть Фив распространилась уже на всю страну.

Династия гераклеопольских царей закончила своё существование.

Закончилась вековая эпоха распада.

С этого времени Египет вновь усиливается.

Опять ведутся успешные войны в Нубии, и возобновляется масштабное строительство, что свидетельствовало о возросшем могуществе царской власти.

Объединение Египта под властью фиванских царей дало возможность возобновить ту активную внешнюю политику, которую некогда вели цари Древнего царства.

Рост производительных сил в период Среднего царства и развитие рабовладельческого хозяйства привели к появлению избыточных продуктов, которые теперь могли использоваться как товары.

Восстановление общеегипетского государства способствовало оживлению внешней торговли, в первую очередь с соседями.

Египетские торговые караваны проникали и в далёкие страны, расположенные в Передней Азии. Туда вели два пути.

Один — к побережью Красного моря по горному ущелью Вади-Хаммамат и далее через Красное море к Синайскому полуострову.

Второй, основной путь, шёл через Суэцкий перешеек и северные области Синайского полуострова в Палестину и Сирию.

Развитие более значительной, чем ранее, внешней торговли требовало и постоянной охраны торговых путей.

Это, а также активизация военной политики: необходимость организации военных походов, защиты от набегов соседних кочевых племён, а также стремление держать в своих руках, под своим контролем, важнейшие торговые пути — вызвали совершенствование организации военного дела.

Весь аппарат военного управления теперь сосредоточивался в руках царя — неограниченного владыки всего государства.

Организационно оно осуществлялось через высшее военное ведомство перраха («дом оружия»).

Оно ведало вооружением армии, строительством крепостей, постройкой кораблей и снабжением войск всем необходимым.

Появились военные титулы, военный строй, воинские подразделения по 6, 40, 60, 100, 400, 600 и даже 3000 воинов, а из юношей формировалось ополчение неферу («хорошие»).

Для набора войска, т. е. призывников («джам»), необходимы были сведения о количестве населения в стране.

С этой целью периодически проводился учёт населения.

Помимо новобранцев в войско включались и отряды наёмников, навербованных среди нубийцев.

Постепенно формировалось и постоянное войско, в состав которого входила и царская гвардия — своего рода личная охрана государя.

За выслугу лет воины получали от него земельные наделы, а их командиры — различные награды, повышение по службе, материальные ценности, землю, скот, рабов и другое.

Определённое развитие получила фортификация, сложились и способы осады и штурма вражеских крепостей.

Тогда и появилось специальное боевое вооружение, существенно превосходившее по своим возможностям первое боевое вооружение человека, используемое им в бою против себе подобных, и, естественно, основанное на охотничьем оружии или сельскохозяйственных инструментах.

Это совпало с восхождением на престол и тридцатилетним правлением, выходца из XI-ой и основателя XII-ой династии египетских царей, могущественного Аменемхета I-го (правил в 1991–1962 годах до н. э.).

Он был высшим сановником Египта при предыдущем последнем царе из XI-ой династии Ментухотепе IV-ом, которого сам и сверг.

И опять новые походы в Ливию и Нубию, и строительство укреплений на восточной границе Египта.

Он вёл борьбу за ослабление власти местных правителей — номархов, заменив их преданными ему аристократами и установив новые границы между номами.

Объединение Египта фиванскими царями хотя и поколебало могущество номовой знати, значительно усилившейся в течение предшествующего смутного времени, но не помешало номархам сосредоточить в своих руках всё ещё значительную реальную власть.

Этому способствовала особенность общественно-политической структуры Египта эпохи Среднего царства, заключающаяся в известной автономии номов и силе номархов.

Царям этой эпохи так и не удалось до конца подчинить их центральной власти и превратить в послушных чиновников.

Ведь власть номархов была наследственной, передаваемой от отца к сыну.

Некоторые из номархов вели даже собственное летоисчисление.

Они возглавляли местное ополчение, часто бывали верховными жрецами местных богов и руководителями храмового хозяйства.

Кроме пожалованного за службу от царя имущества и земель («дом номарха» был владением, а не собственностью) они располагали наследственным имуществом, которое называлось «домом отца моего» и которым они могли свободно распоряжаться, в частности передавать по наследству своим детям.

Аменемхет I-ый стал вести активную и широкую военную политику, особенно на северо-восточных границах, совершил военные походы в Палестину, воевал с ливийцами (племенами Техену) и завоевал на юге область Вават.

Борясь за усиление центральной власти и концентрацию силы в её руках, он вновь воссоединил страну, сделав столицей город Фивы, что, безусловно, способствовало усилению экономической и военной мощи Египта за счёт централизации управления и создания регулярной армии.

На севере, недалеко от древней столицы Мемфиса, он построил новый город Иттауи («владение двумя странами»), куда из Фив перенёс столицу всего Египта.

Мудрый родоначальник династии сделал культ своего бога-покровителя Амона общегосударственным.

Своё дело он завещал в «поучении» сыну Сенусерту Ему (правил в 1965–1920 годах до н. э.), который ещё при жизни отца водил египетские войска в заграничные походы.

Этот, второй, представитель XII-ой династии египетских царей весьма успешно продолжил дело своего отца, проводя завоевательную политику на юге в Северной Нубии и организовав экспедицию на запад в большой оазис Ливийской пустыни.

При нём возобновились и усиленно продолжались работы на медных рудниках Синайского полуострова, в частности в районе Сарбут-эль-Хадим.

Также были установлены торговые связи и дипломатические отношения с правителями Сирии и Палестины.

При нём воздвигались грандиозные храмы и сооружались каналы.

Был прорыт большой канал между Нилом и Красным морем.

Тогда же был составлен и исчерпывающий свод законов.

Он стремился усилить централизацию страны, но, в тоже время, сохранял привилегии тех номархов, которые оказывали ему поддержку.

При этом царе египтяне впервые вторглись и в страну Куш, лежавшую на юге за вторыми нильским порогами.

А вообще-то восстановление египетского государства началось примерно за четверть тысячелетия до 2000 года до н. э. ещё при правлении VI-ой династии.

И уже во времена Среднего царства особый упор был сделан на укрепление государственности и социальное единение всего населения Египта.

Но теперь незаметно меняется и божественный статус египетских царей.

Царь Египта уже не только бог; он ведёт своё происхождение от богов и является их преемником.

В этот период существования Египетской цивилизации с целью материального обогащения часто осуществлялись завоевательные походы.

И лишь первые годы правления его сына — Аменемхета II-го (1922–1878 гг. до н. э.) — были мирными и характеризовались установлением торговых связей со странами Передней Азии и берегов Эгейского моря.

Но затем он также продолжил политику экономической и военной экспансии своего деда.

Египетские поселения проникают уже далеко на юг в таинственное царство Куш и в страну Пунт в Восточной Африке.

Была проделана и колоссальная работа по осушению нильских болот.

Сын Аменемхета II-го — четвёртый царь XII-ой династии Сенусерт 11-ой (правил в 1880 — 1874 годах до и. э.) — продолжил, и особенно его внук — пятый царь той же династии Сенусерт III-ий (правил в 1874 — 1855 годах до н. э.) — довели завоевательную политику Египта до апогея, достигнув наивысшего могущества XII-ой династии.

При нём египтяне возобновили активную военную политику.

Теперь египетские войска ходили в Палестину и в южную Сирию.

Не забывал он и традиционные походы на юг в Нубию.

Он упрочил своё господство в Северной Нубии и установил прочную границу у Вади-Хальфа — у второго порога Нила, где для защиты от набегов туземных племён были сооружены мощные крепости на западном берегу (у современного Семна) и на восточном берегу (у современного Кумма) и другие различные укрепления.

Для обеспечения связи с присоединёнными территориями при нём был прорыт канал, позволявший кораблям обходить первый порог Нила.

Он также совершал походы на юг, вплоть до третьего порога Нила, а на северо-востоке — в Палестину и Сирию.

Тем самым он продолжил успешную экспансию египтян к югу от первого порога Нила, начатую ещё царём Джосером и продолженную царями III–VI-ой династий, способствующую получению богатой добычи в виде пленников-рабов, зерна, слоновой кости, эбенового дерева, ладана, благовоний, шкур пантер и многого другого.

А уже при его сыне — шестом царе XII-ой династии Аменемхете III-ем (правил в 1855 — 1808 годах до н. э.), который сломил могущество номовой аристократии, — активно проводились ирригационные работы, в основном в Файюмском оазисе, где было сооружено искусственное водохранилище (Меридово озеро), соединённое особым каналом с Нилом.

Это дало возможность осушить некоторые части Фаюмского оазиса и организовать регулярное орошение искусственно созданного большого земледельческого района.

Именно здесь в это время вырос новый большой город Кахун, ставший административным и религиозным центром данной области.

Как правило, в городах, появившихся в Египте ещё во II-ом тысячелетии до н. э., находились резиденция правителя, главные храмы области или района и мастерские ремесленников.

Эти города также выполняли функцию крепостей, за стенами которых находило защиту население.

Развитие ремёсел и торговли привело к усложнению структуры городов, как хозяйственных и административных центров.

Появляются новые города, как и Кахун, построенные по определённому плану.

В них всюду преобладали геометрические формы, улицы перекрещивались под прямым углом, а весь город был окружён каменной стеной.

Размеры и внутреннее устройство домов свидетельствовали о резком социальном расслоении населения Египта.

В таком городе наряду с богачами жили люди среднего достатка, ремесленники и мелкие торговцы, а беднота, естественно, ютилась в убогих хижинах.

В квартале бедняков, занимающем небольшую площадь, их лачуги тесно жались друг к другу.

Богатые дома-усадьбы, нередко занимавшие большие участки земли (до 27 соток) и примерно в 50 раз превышавшие по своим размерам домишки бедняков, были сосредоточены в особом аристократическом квартале.

Ремесленники и торговцы Кахуна жили в домах, превосходящих хижины бедняков, но сильно уступающих богатым постройкам местных аристократов.

Квартал богачей в Кахуне был отделён от квартала бедняков прочной стеной, а дворец был защищён особенно массивными стенами.

Видимо, не совсем спокойно чувствовали себя в своих усадьбах жрецы и чиновники, окружённые массами трудового люда, жившего в условиях нищеты.

Стремясь ограничить произвол номархов и поставить их под более жёсткий контроль центра, Аменемхет III-ий заменил некоторых из них на всецело преданных ему чиновников.

Время его правления было эпохой мира и процветания.

В эти годы достигли расцвета литература и искусство.

Позже язык и литературные произведения этого времени рассматривались египтянами, как классические.

Проведённые в период Среднего царства большие ирригационные работы, давшие возможность увеличить общую площадь орошаемых земель, вызвали дальнейшее развитие земледельческого хозяйства.

Была покорена Нубия, расположенная между первым и третьим порогами Нила, и полностью выработаны её золотые копи, завоёван Синайский полуостров и Южная Палестина, захвачены ливийские оазисы.

И все эти территории подверглись усиленной эксплуатации.

Золото Нубии, медь Синая и естественные богатства Палестины щедро вывозились в Египет.

В этот период его второго расцвета ведётся интенсивное строительство храмов.

Торговцы прокладывают новые, более удобные, чем прежние, торговые пути, в частности в южные области: Нубию и Пунт («Красная земля» — район современного Сомали).

Вновь возобновляется и расширяется разработка медных рудников на Синайском полуострове.

Следуют и теологические перемены.

В связи с возвышением Фив после превращения их в столицу Египта, особое значение приобрёл культ их покровителя — бога Амона (почитания воздушной стихии), который ранее отождествлялся с богом плодородия Мином, а потом с богом Солнца Ра.

Амон был поставлен во главе общеегипетского пантеона, а его жречество стало пользоваться огромным политическим влиянием в стране.

Произошло что-то вроде объединения всех религиозных культов во главе с богом Солнца Амоном-Ра, являвшимся олицетворением политического единения египтян.

При сестре последующего фараона Аменемхета IV-ого (1808–1799 гг. до н. э.) Нефрусебек (1799–1795 гг. до н. э.), ставшей последней представительницей XII-ой династии, в Египте вспыхнуло восстание низших слоёв населения, приведшее к падению этой династии.

Падение XII-ой династии египетских царей и последующее параллельное правление XIII-ой и XIV-ой (правили в XVIII-ХVII-ом веках до н. э.) царских династий привели к концу Среднего царства.

При них Египет стал терять своё могущество.

Развитие внешней торговли, военные экспедиции в соседние страны, эксплуатация их естественных богатств, главным образом на Синайском полуострове и в Нубии, в своё время привели к притоку огромных материальных ценностей в долину Нила.

Но распределялись же эти богатства крайне неравномерно, что способствовало ещё большему расслоению египетского общества.

Накопившиеся в стране острые социально-экономические противоречия и привели Египет к особо крупному народному восстанию.

Основной движущей силой этого восстания были свободные бедняки и средние слои населения, стремившиеся упрочить своё материальное положение, а также рабы, численность которых резко возросла в связи с успешной завоевательной политикой египетских царей, захватывавших во время походов всё больше военнопленных и жителей соседних стран, обращая их в рабство.

Среди них было много бывших жителей Передней Азии.

Рабы пополняли рабочую силу царских храмовых хозяйств, но немалая их часть попадала в поместья египетской аристократии, жречества и средних прослоек населения, включая зажиточных общинников и богатых ремесленников.

Развитие частного рабовладения стало характерной чертой общественных отношений в Египте эпохи Среднего царства.

Кроме того, многочисленную прослойку в населении Египта составляли разорившиеся и опустившиеся в социальном отношении общинники и беднейшие слои городского населения.

Эти люди назывались рабами царя («хему нисут»).

Они эксплуатировались методами прямого принуждения, получая за свой труд скудное пропитание, и были тесно связаны с царским хозяйством, но правитель мог их передать и в аренду любым частным лицам.

Положение рабов царя было более благоприятным, чем положение рабов из иноземцев, пленников и покупных рабов у знати и аристократов.

Рабы царя имели семью, небольшое имущество и крошечное хозяйство, а также и некоторые гражданские права.

Поэтому все эти недовольные бедняки и рабы, в конце концов, восстали, захватив принадлежавшие «людям вчерашнего дня» богатства, в результате чего произошло перераспределение собственности.

Это восстание охватило не только сельские области, но и города, где ремесленники и рабы изгнали своих угнетателей.

Огонь народного гнева перекинулся даже на верховную власть и религию, поддерживающую жрецов и богачей.

Восставшие захватывали государственные учреждения, архивы и судебные палаты, уничтожая при этом важные документы.

Но их силы всё же были сломлены и, как и все предыдущие восстания в Египте, оно было жестоко подавлено с восстановлением прежнего общественного строя.

Однако это крупное народное восстание и острые социальные противоречия окончательно ослабили центральную власть, привели к росту центробежных сил и к новому усилению политического значения отдельных номов.

Номархи снова стали больше проводить самостоятельную политику, мало считаясь с очередным ослабевшим монархом.

В этот период смут и неурядиц престол этой многочисленной XIII-ой династии из Фив сделался игрушкой в руках противоборствующих сил.

Цари свергались один за другим.

Центральная власть слабела.

В некоторых областях появились свои собственные местные царские династии.

Однако полного распада страны, как это было после пресечения правления VI-ой династии, не произошло.

Таким образом, в XVIII-ХVII-ом веках до н. э. снова набирал силу процесс децентрализации страны и общего упадка могущества Египта.

И уже ничто не могло уберечь Среднее царство от происшедших в самом его конце политических переворотов и династических распрей.

Египет снова распался.

Нубию захватили кушиты.

Это вскоре, наряду с природными катаклизмами, привело и к новым губительным вторжениям иноземцев из Азии.

Начался II-ой переходный период в Египетской истории.

Но на этот раз от Среднего царства к Новому.

Этот период смутного времени подорвал военную и экономическую мощь страны, в основе богатства которой всё же лежало, опиравшееся на плодородие почв, сельское хозяйство.

Хотя на протяжении большей части своей истории это было могучее и весьма устойчивое государство.

Власть в нём принадлежала египетским царям, управлявшим страной с помощью чиновников — визирей, которые ведали сбором налогов и вершили суд.

В то время в Египте, где большинство населения были земледельцами, люди поклонялись множеству богов и верили в существующую после смерти вечную загробную жизнь в более совершенном мире.

Поэтому для царей возводили хитроумно устроенные грандиозные усыпальницы — гробницы.

Наиболее известными из них были пирамиды, являвшиеся настоящим символом Египта и воплотившие в себе весь дух египетской культуры.

Их строительством реализовывалась идея о беспредельном могуществе богов, особенно бога Солнца — Ра, и их сыновей на земле — правителей Древнего Египта — египетских царей, коим принадлежала вся земля в стране, чья власть была абсолютной, и которые вели постоянные завоевательные войны.

Древним египтянам принадлежат и выдающиеся достижения в области медицины.

Египетские врачи впервые научно подошли к изучению человека.

Достигли они успехов и в лечении зубов, но главным методом их врачевания была магия.

Удивительны познания древних египтян, во всём мире слывших великими учёными, были также и в области архитектуры и строительства, математики и астрологии.

Для успешного измерения при создании гигантских монументов и оперирования точными формулами при подсчёте объёма и веса, требовались определённые, совершенные математические и научные знания.

В области точных наук познания египтян были на достаточно высоком уровне.

Они ввели десятичную систему исчисления и на практике использовали её, внеся свой значительный вклад в позже изобретённый способ образования дробных долей единицы.

Их примитивных математических и астрономических знаний вполне хватало, чтобы рассчитать подъём воды в Ниле и расположение ритуальных сооружений относительно сторон света.

Изобретённый ими первыми, ещё в 4241 году до н. э., астрономический, солнечный календарь устанавливал 365 с четвертью суток в году, с разбитием года на 12 месяцев.

Его изобретение во многом было результатом наблюдения за звёздами и периодическими разливами Нила — этим могучим биением сердца египетской жизни.

И во всём, что касалось Египта и египтян, ощущалось его незримое присутствие, его колоссальное и уникальное влияние, которое невозможно объяснить вне осмысления той роли, которую играла в жизни Египта вся Нильская долина.

Вся культура Египта, особенно её шедевры архитектуры и скульптуры, теснейшим образом была связана с религией и заупокойным культом.

И искусство Египта, характерными чертами которого являлись неизменность форм, каноничность, монументальность и декоративность, основывалось на идее вечной жизни.

А законченная и значимая религиозная система Древнего Египта характеризовалась великолепной космогонией и мифологией.

Огромный потенциал позволил ей надолго пережить политические системы, охранявшие её и служившие ей опорой.

Всё это была земля далёкого прошлого, где боги были полулюдьми, полуживотными, а люди спокойно тратили своё время в попытке постичь сверхъестественный смысл в расположении пирамид.

Они не утруждали себя прикладыванием чрезмерных усилий, с благодарностью пользуясь щедротами Нила, имея главную цель в жизни — достойно встретить смерть.

И на фоне непрерывных, веками бушующих, но формирующих мир войн, на всём пространстве Плодородного полумесяца, в сущности, целиком подчиняясь жестокому ритму благотворных приливов и отливов Нила, — этому основному экономическому закону, определявшему жизнь на его берегах, — и протекала многовековая история Древнего Египта.

Оглавление

Из серии: Историческая серия «Платон Кочет»

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Папирус предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я