Связанные понятия
Каре́льский переше́ек — участок суши между Финским заливом и Ладожским озером. Южной границей Карельского перешейка считается река Нева, а северная граница проходит от Выборга до границы Ленинградской области и Карелии, примерно вдоль железнодорожной линии Выборг — Каменногорск — Элисенваара.
Ленинградский фронт — оперативно-стратегическое формирование (объединение, фронт) Красной армии (РККА) ВС СССР в годы Великой Отечественной войны.
Волховский фронт (существовал 17 декабря 1941 года — 23 апреля 1942 года и 8 июня 1942 года — 15 февраля 1944 года) — общевойсковое оперативное формирование (объединение) РККА, один из фронтов Великой Отечественной войны.
Сове́тско-финля́ндская война ́ 1939—1940 годов (Советско-финская война, фин. talvisota — Зи́мняя война, швед. vinterkriget) — война между СССР и Финляндией в период с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года.
«Янва́рский гром », Красносе́льско-Ро́пшинская опера́ция, или Опера́ция «Нева́-2» (14 — 30 января 1944 года) — наступательная операция советских войск Ленинградского фронта против 18-й немецкой армии, осаждавшей Ленинград, этап Ленинградско-Новгородской стратегической операции.
Упоминания в литературе
Эта ледяная трасса была для Ленинграда
дорогой жизни , позволявшей не только ограниченно перевозить по ней в город предметы снабжения и эвакуировать людей, но и осуществлять по ней оперативную переброску войск в обоих направлениях. Построенная позднее железнодорожная линия, проходившая параллельно ледяной трассе, не была введена в эксплуатацию. Сообщение с городом было самым интенсивным в марте 1942 года и прекратилось в конце апреля из-за оттепели, но в конце мая можно было возобновить движение судов.
В отсутствие решающих успехов на фронте освобождения Ленинграда от блокады судьба осажденного города зависела, как и прежде, от перевозок по
Дороге Жизни . С начала марта 1942 г. были обустроены и приведены в рабочее состояние пути, соединявшие Ленинград с Ладожским озером. По одному из них транспорт следовал в город с Вагановского спуска, проходил через Борисову Гриву, Полигонное шоссе, Приютино, Ржевку. По другому пути автомашины шли из Ленинграда к Ладожскому озеру через Ржевку, Бернгардовку, Романовку, Ириновку до Коккорева. Общая протяженность каждого из этих путей составляла 50-55 км, которые теперь автомашины преодолевали за полтора-два часа вместо 8-10 до расширения и укрепления проезжей части дороги. Ледовая трасса с января 1942 г. действовала как обычная автомагистраль с той лишь особенностью, что находилась в зоне вражеских обстрелов и бомбежек. Толщина льда достигала к этому времени одного метра и позволяла пропускать даже тяжелые танки КВ. В целях безопасности и бесперебойного движения были выделены отдельные трассы для гужевого, тракторного, автомобильного и даже пешеходного движения. Все это позволяло водителям вплоть до 25 марта 1942 г. двигаться по ледовым дорогам со скоростью 35-40 км, а иногда и 50-60 км в час[357].
Несмотря на свои небольшие размеры (всего 60×90 метров), остров Сухо имел весьма важное значение для «
Дороги жизни ». Хорошо укрепленный и вооруженный, он контролировал значительную часть единственной военно-стратегической транспортной магистрали, связывавшей блокированный Ленинград с тыловыми районами страны. Немецкое командование прилагало неимоверные усилия, чтобы парализовать дорогу. 22 октября 1942 года, в ходе операции под громким названием «Бразиль», немецкий морской десант попытался захватить остров, но был разгромлен. При этом береговые орудия, авиация и корабли Ладожской военной флотилии потопили три десантные баржи и четырнадцать других судов противника. Тщательно обследовав эти суда, водолазы-разведчики РОН обнаружили на баржах и подняли на поверхность большое количество секретных документов, имевших важное значение для Ладожской флотилии и Балтийского флота.
Истребительная авиация КБФ и Лен-фронта выполняла сложные задачи по прикрытию наземных войск и объектов. Одной из важнейших была охрана Ладожской ледовой трассы. Летчики совершили тысячи вылетов для прикрытия
Дороги жизни , непрерывно вступая в воздушные бои. Среди них был опытный пилот П. А. Пилютов, который родился в д. Лучин Рогачевского района Гомельской области. Еще в 1934 г. он участвовал в спасении челюскинцев, затем воевал на озере Хасан, сражался в ходе советско-финляндской войны, имел орден Ленина под № 40. 17 декабря 1941 г. заместитель командира 154-го истребительного авиаполка 13-й Воздушной армии Ленфронта капитан П. А. Пилютов, сопровождая над Ладожским озером девятку транспортных самолетов, вывозивших из Ленинграда женщин и детей, вступил в неравный бой с 6 самолетами противника, сбил 2 из них, но сам был тяжело ранен и на подбитой машине сел на лед. Его спасли местные жители. После лечения вернулся в строй. Позднее П. А. Пилютов, уже в звании подполковника, возглавил 29-й гвардейский истребительный авиаполк 13-й Воздушной армии. 10 февраля 1943 г. был удостоен звания Героя Советского Союза. После войны жил в Ленинграде. Скончался в 1960 г. и был похоронен в Александро-Невской лавре. Одна из улиц Санкт-Петербурга носит имя Летчика Пилютова.
Связанные понятия (продолжение)
Малая дорога жизни — общее название сети дорог, действовавших во время Великой Отечественной войны через Финский залив от Лисьего носа или Горской через Кронштадт до Ораниенбаума — как по льду, так и после таянья льда — с 1941 до снятия блокады в 1944 г.
Советско-финская война (1941—1944) (в русскоязычных источниках — обычно Советско-финский фронт Великой Отечественной войны, в финской историографии — «Война-продолжение» ). В ходе войны Финляндия выступила на стороне стран Оси с целью отторжения территории у СССР до «границы трёх перешейков» (Карельского, Олонецкого и Беломорского).
Каре́льский вал , также ВТ-линия (фин. VT-linja, Vammelsuun-Taipaleen Linja) — комплекс оборонительных сооружений на Карельском перешейке, построенный финнами в 1942—1944 годах. Линия шла от Ваммелсуу (ныне Серово) через Куутерселькя (ныне Лебяжье) и Кивеннапа (ныне Первомайское) вдоль реки Бурной до Тайпале (ныне Соловьёво). Пересекала железную дорогу Санкт-Петербург — Выборг возле Сахакюля (ныне Мухино, платформа 63-й километр), а железную дорогу Санкт-Петербург — Хийтола в районе нынешней платформы...
Рокадная железная дорога — железная дорога, проходящая параллельно линии фронта, предназначенная для манёвра и перегруппировки войск, снабжения их материальными средствами, при необходимости — для эвакуации или ложных перевозок с целью дезинформации противника.
Оне́жская военная флотилия — войсковое формирование в составе ВМФ. Действовала в бассейне Онежского и Ладожского озёр в периоды Гражданской и Великой Отечественной войн.
Каре́льский фронт — общевойсковое оперативно-стратегическое формирование (объединение, фронт) Красной армии Вооружённых Сил Союза ССР, в годы Великой Отечественной войны.
А́втово — исторический район на юго-западе Санкт-Петербурга. Расположен в Кировском районе города.
Сре́дняя Рога́тка — исторический район (до 1958 г. — посёлок) на юге Санкт-Петербурга (между станциями метро «Московская» и «Звездная»). Административно входит в состав Московского района.
Новгородско-Лужская наступательная операция (14 января — 15 февраля 1944 года) — операция советских войск Волховского фронта против части сил 18-й немецкой армии, осаждавшей Ленинград, с задачами разгромить группировку противника в районе Новгорода, освободить Октябрьскую железную дорогу и окружить, совместно с войсками Ленинградского фронта, основные силы 18-й армии в районе Луги.
Ке́рченская паро́мная перепра́ва (переправа «Крым — Кавказ») — морская паромная переправа, соединяющая Крым и Краснодарский край и выполняющая перевозку через Керченский пролив пассажиров, автомобилей и железнодорожных вагонов.
Вое́нно-морска́я база «Ручьи» — военно-морская база Балтийского флота, существовавшая в 1930—1941 и 1944—1945 годах, не достроена и ликвидирована.
Военный транспорт — транспорт в вооружённых силах государств, обеспечивающий перевозки войск (сил), вооружения и военной техники, а также снабжение войск (сил) всем необходимым для их жизнедеятельности.
Железнодорожная линия Астрахань - Кизляр — соединительная железная дорога от станции Астрахань до станции Кизляр через станции Линейная, Зензели, Улан-Холл и Артезиан. Линия общей протяжённостью 335 км построена в годы Великой Отечественной войны.
Полевые магистральные трубопроводы (ПМТ) — сборно-разборные полевые трубопроводы, предназначенные для быстрого развёртывания в полевых условиях каналов снабжения горюче-смазочными материалами. Могут использоваться для транспортировки воды к месту лесного пожара. Инженерно-технический комплекс ПМТ на вооружении у трубопроводных бригад состоит из труб условным диаметром 100 и 150 миллиметров, средств перекачки и вспомогательного оборудования. Суммарная протяжённость линий может составлять до 150 километров...
Речной транспорт (внутренний водный транспорт) — транспорт, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров судами по внутренним водным путям, как по естественным (реки, озёра), так и по искусственным (каналы, водохранилища). Перевозки по Каспийскому морю относятся к морскому транспорту, хотя фактически это море является озером (самым большим в мире).
Се́верный морско́й путь , Се́верный морско́й коридо́р — кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком; законодательством РФ определён как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике».
Существовало два барка с названием «Товарищ». Данная статья о судне (бывшем джутовом клипере) «Лауристон». Для другого судна с таким названием см. статью Горх Фок (барк).
Подробнее: Товарищ (барк)
Транспортный комитет (англ. Transport Board, реже Board of Transport, Transport Service, или Transport Office) — отдел Британского Адмиралтейства, отвечавший за перевозки войск и грузов в интересах флота и армии. Существовал до 1756 года и с 1794 по 1817 годы.
Сатакундская флотилия Гвардейского экипажа — формирование (флотилия) Российского императорского флота (РИФ), действовавшее в 1916—1917 годах, в ходе Первой мировой войны, на озере Нясиярви.
Берлинский воздушный мост (нем. Berliner Luftbrücke) — название операции западных союзников по авиаснабжению Западного Берлина продовольствием во время блокады города со стороны СССР. Берлинский воздушный мост просуществовал с 24 июня 1948 года по 12 мая 1949 года.
Статен-Айленд Ферри — пассажирская паромная переправа, корабли которой совершают регулярные рейсы между районами Нью-Йорка — Манхэттеном и Статен-Айлендом. Переправа находится под управлением департамента транспорта штата.
Доро́жные войска́ — специальные войска в составе Материально-технического обеспечения Вооружённых Сил Российской Федерации (до 2010 года — в составе Тыла Вооружённых Сил Российской Федерации), включающие в себя дорожно-комендантские соединения и части, мостовые, понтонно-мостовые, а также дорожные части и подразделения, предназначенные для выполнения задач дорожного обеспечения.
Паром Грэйвсенд — Тилбери — самая нижняя переправа на Темзе. Эта пассажирская паромная переправа функционирует на юго-востоке Англии.
Волгодонская переволока (Царицынский перевоз) — древний торговый и военный путь по кратчайшему расстоянию (около 70 километров) между Волгой и Доном на территории современной Волгоградской области, на котором грузы и корабли перетаскивались вручную или с помощью гужевого транспорта. Существовал с I тысячелетия нашей эры до 1952 года, когда транспортную связь между реками стал исполнять Волго-Донской канал.
Оренбургская железная дорога — общее название двух существовавших в разное время железнодорожных организаций: частной в 1877–1893 гг. и государственной в 1934–1959 гг.
Аэроса́ни — самоходное транспортное средство с воздушным винтом в качестве движителя, опирающееся на лыжи, предназначенное для передвижения по снегу и льду.
Бронепоезд а широко применялись в вооружённых конфликтах конца XIX века и первой половины XX века, особенно в странах с развитой сетью железных дорог.
Доро́га — путь сообщения для передвижения людей и транспорта, составная часть транспортной (дорожной) инфраструктуры государства или страны.
Трубопроводные войска — формирование (специальные войска) вооружённых сил, предназначенные для обеспечения горюче-смазочными материалами (ГСМ) формирований вооружённых сил, развёртывания полевых магистральных трубопроводов и подачи по ним горючего на склады объединений и соединений вооружённых сил и выполнения других специальных задач.
Тыловое обеспе́чение (Интендантство) — обеспе́чение (снабжение) вооруженных сил в мирное и военное время вооружением, боеприпасами, топливом, продовольствием и т. п., то есть комплекс мероприятий, направленных на удовлетворение финансовых, материально-технических, хозяйственных, противопожарных, автотранспортных, медицинских, торгово-бытовых и других потребностей вооружённых сил государства.
Органы
военных сообщений (Органы ВОСО) являются полномочными представителями Министерства обороны Российской Федерации на железнодорожном, морском, речном и воздушном транспорте.
Тольяттинский автобус — система автобусного сообщения в городском округе Тольятти. Автобусная система представлена 59 муниципальными маршрутами.