Связанные понятия
Ледоко́л — самоходное специализированное судно, предназначенное для различных видов ледокольных операций с целью поддержания навигации в замерзающих бассейнах. К ледокольным операциям относятся: проводка судов во льдах, преодоление ледовых перемычек, прокладка канала, буксировка, околка, выполнение спасательных работ.
Атомный ледокол — морское судно-атомоход с ядерной силовой установкой, построенное специально для использования в водах, круглогодично покрытых льдом. Атомные ледоколы намного мощнее дизельных. В СССР они были разработаны для обеспечения судоходства в холодных водах Арктики. Одно из главных преимуществ атомного ледокола — отсутствие необходимости в регулярной дозаправке топливом, которое необходимо в плавании во льдах, когда такой возможности нет или дозаправка сильно затруднена. Все атомные ледоколы...
Дрейф льда — движение льда в море или океане под действием ветра и течений. Самый масштабный дрейф льда происходит в Арктике, именно там он давно и усиленно исследуется.
Лоцманская проводка судов — управление судами согласно правилам лоцманского обслуживания в местах, где для безопасности требуется хорошее знание местных условий.
Дрейфующая станция — научно-исследовательская станция, создаваемая на дрейфующих льдах в глубоководной части Северного Ледовитого океана.
Упоминания в литературе
Благодаря Северо-Западному проходу этот маршрут сокращается до 15900 км. Достаточно отметить, что сегодня торговый путь от Роттердама до Шанхая через Суэцкий канал (с обязательными сборами за проход судов и ограничениями по тоннажу), нестабильный Аденский залив, проблематичный Малаккский пролив составляет 10409 морских миль, а через Северный Ледовитый океан и Берингов пролив составит всего порядка 7500 морских миль. Общая экономия существенна настолько, что свободная ото льдов Арктика изменит весь баланс мировой торговли [315; 137, 71—72]. Международные эксперты подтверждают, что проход судов по
Северному морскому пути позволяет менее чем на 50% сократить время доставки грузов по сравнению с традиционными маршрутами, экономя судовладельцам время и деньги. По прогнозам экспертов, к 2015 году общий объём перевозок по СПМ может возрасти до 15 млн. тонн в год. В условиях высоких политических рисков в странах Ближнего Востока Северный морской путь может стать реальным конкурентным предложением России на мировом рынке транспортных услуг. Для успешной реализации этого замысла необходимо создавать адекватный сегодняшним вызовам гражданский и военный флот, а прежде – сформулировать четкую программу по развитию гражданского судостроения и военного кораблестроения. Следует также отметить, что открытие воздушного пространства Арктики кардинально изменит мировую инфраструктуру авиационных перевозок.
К маю 1930 года в Совете Труда и Обороны СССР подготовили докладную записку «О сооружении Балтийско-Беломорского пути», в которой говорилось, что трасса канала будет проходить от Ленинградского порта по реке Неве, через Ладожское озеро, по реке Свирь, через Онежское озеро и Онежско-Беломорский канал к Белому морю в Сорокской губе. Общая длина трассы составляла 906 километров. Продолжительность навигации в соответствии с климатическими условиями планировалась от 150 до 170 дней в году. Канал предназначался для плавания судов морского, озёрного и речного типов с максимальной осадкой в пять с половиной метров (18 футов). Военно-стратегическое значение ББВП состояло в решении вопросов обороны побережья «от финской границы до доступных для мореплавания берегов Сибири», наличии «свободного выхода в океан через Север», возможности «маневренных перебросок в военное время кораблей или целых соединений с одного морского или речного театра на другой». В транспортном и народно-хозяйственном плане канал позволял обеспечить «связь Ленинграда с Архангельском и всеми портами Белого моря и Мурманским побережьем, а через
Северные морские пути с Сибирью». За счёт получения «мощных источников дешёвой водной энергии путём строительства при плотинах гидростанций», открывалась возможность развития на этой базе «всех отраслей народного хозяйства Северного края» и использования «ещё нетронутых сырьевых ресурсов, таких, как: лес, рыба, железо, медь, цинк, мрамор, полевой шпат, гранит и т. п.». Кроме того, сооружение канала способствовало «колонизации и пролетаризации края», что создавало «в пограничной полосе крепкие рабочие центры». Стоимость прокладки ББВП оценивалась в 350 млн. рублей.
Моря российской Арктики изучались на протяжении длительного времени, но основные усилия были направлены на исследования климата, ледяного покрова и океанологических условий. Источниками данных были наблюдения береговых и островных полярных станций, рейсы гидрографических судов, авиационные разведки ледяного покрова. В конце XX века к ним прибавились космическое зондирование и постановка дрейфующих буев. Биологические данные собирались эпизодически и главным образом в летние месяцы на акваториях, свободных ото льда. Мониторинг загрязнения водной и воздушной среды был начат в 80-е годы XX века, наиболее полный цикл исследований выполнен в рамках международной программы AMAP (Arctic …, 1997; Arctic …, 2002). Важным вкладом в изучение моря Лаптевых и других частей Северного Ледовитого океана стали германско-российские экспедиции на борту ледокола «Поларштерн» в 1990-е гг. В это же время была развернута экспедиционная программа ММБИ с использованием атомных ледоколов Мурманского морского пароходства, совершающих регулярные рейсы по трассе
Северного морского пути . Эти работы продолжаются уже более 10 лет и позволили получить уникальные данные об экосистемах арктического шельфа (Матишов и др., 2005; Биология …, 2007; Матишов, Ишкулов, настоящий сборник).
Новые перспективы для западноевропейской торговли Русского государства создавались в связи с открытием Беломорского пути, который еще упоминается как
Северный морской путь . В 1553 г. стартовала английская торговая экспедиция, имевшая целью поиск нового торгового северо-восточного пути в Китай и Индию. Основная часть этой экспедиции погибла во льдах у норвежских берегов. Однако один корабль – «Эдуард Благое Предприятие», которым командовал Ричард Ченслер, был занесен в Белое море и 15 мая 1553 г. причалил в устье Северной Двины. Так состоялось «открытие» англичанами на северо-восточном краю Европы страны Московии. Капитан Ченслер был удостоен аудиенции у Ивана IV, который пожелал установить прямые отношения с Англией.
Опыт, накопленный моряками при проводке судов на Дудинку и Ямал в сложных условиях полярной ночи, а также во время рейса атомохода «Арктика» на Северный полюс, позволил задуматься о возможности раннего высокоширотного рейса из Мурманска в Тихий океан. На заседании Коллегии Минморфлота было принято решение о проведении в первом полугодии 1978 года экспериментального рейса одного транспортного судна ледового класса УЛА (усиленный ледовый арктический) под проводкой атомохода по трассе Севморпути с запада на восток. Ответственным за организацию и проведение рейса от Администрации
Северного морского пути был назначен Г. Д. Бурков, в то время – Главный государственный инспектор АСМП.
Связанные понятия (продолжение)
Ледовый класс — один из параметров судна, показывающий его способность находиться в море в зависимости от тяжести ледовых условий. В различных странах существуют свои морские классификационные общества с различными системами ледовых классов, но везде они показывают соответствие судна определённым конструктивным параметрам, принятым в данном классификационном обществе своей страны.
Мыс
Арктический является самой северной точкой острова Комсомолец, который, в свою очередь, является одним из самых северных островов архипелага Северная Земля. Открыт в ходе экспедиции Вилькицкого 1913 года, назван мысом Жохова по фамилии вахтенного офицера. В мае 1931 года Северная Земля была картографирована экспедицией Ушакова и Урванцева, после чего мыс был назван в честь Председателя Совнаркома Молотова. В конце 1950-х получил политически нейтральное название Арктический.
Первая Камчатская экспедиция была начата в декабре 1724 года после издания Петром I указа о создании постоянно действующего российского флота на Тихом Океане, одной из целей экспедиции был поиск мест базирования для размещения портов, а также исследования вод Тихого океана и поиск более короткого пути (от Командорских до Алеутских островов) между Азией и Америкой нежели открытый в 1648 году Семеном Дежнёвым путь в Америку.
Ледорез — класс морских судов ледового плавания, существовавший в конце XIX — начале XX века. В отличие от ледоколов преодоление льда осуществлялось путём разрезания и расталкивания ледовых масс узким и длинным корпусом.
Ру́сская поля́рная экспеди́ция 1900—1902 годов была снаряжена Императорской Академией наук и имела основной целью исследование части Северного Ледовитого океана к северу от Новосибирских островов и поиск легендарной Земли Санникова. Стала первым академическим предприятием России в водах Ледовитого океана, совершённым на собственном судне. Руководил экспедицией русский геолог и полярный исследователь барон Эдуард Васильевич Толль.
Се́верный заво́з — комплекс ежегодных государственных мероприятий по обеспечению территорий Крайнего Севера Сибири, Дальнего Востока и Европейской части России основными жизненно важными товарами (прежде всего, продовольствием и нефтепродуктами) в преддверии зимнего сезона.
Беломорская военная флотилия — была создана в марте 1920 года, в апреле преобразована в Морские силы Северного моря. Вторично образована в составе Северного флота в начале августа 1941 года с целью защиты коммуникаций в Белом море, восточной части Баренцева моря и Арктике. Главная база — Архангельск.
Се́верный по́люс , или Географи́ческий Северный полюс — точка пересечения оси вращения Земли с её поверхностью в Северном полушарии. Находится в центральной части Северного Ледовитого океана. Северный полюс не следует путать с Северным магнитным полюсом.
Научно-исследовательское судно (НИС) или экспедиционное судно — морское, озёрное или речное судно, используемое для исследования земли, водных масс, биомасс, дна, атмосферы Земли и космического пространства. НИС строятся не только по специальному проекту, но и переоборудуются из кораблей или судов другого назначения.
Гидрография (от др.-греч. ὕδωρ «вода» + γράφω «пишу»; букв. «водоописание») — это отрасль прикладных наук, которая занимается измерением и описанием физических характеристик океанов, морей, прибрежных районов, озер и рек, а также прогнозированием их изменения на протяжении времени с основной целью обеспечения безопасности навигации и для поддержки всех остальных видов морской деятельности, включая экономическое развитие, безопасность и оборону, научные исследования и защиту окружающей среды.
Китобо́йная ба́за или Китоба́за — промысловое океанское судно водоизмещением до 45 тыс. тонн, рассчитанное на длительное автономное плавание. Китобаза предназначена для разделки и переработки китов и производства из них продукции. Китобойные суда (с автономностью плавания не более 1 месяца) получали с китобазы продовольствие, горюче-смазочные материалы и всё необходимое для ведения китобойного промысла. Силовые установки обеспечивали китобазам скорость 15 узлов и более. Топливные танки по мере опорожнения...
Па́ковый лёд — морской лёд толщиной не менее 3 метров, просуществовавший более 2 годовых циклов нарастания и таяния. В виде обширных ледяных полей наблюдается преимущественно в Арктическом бассейне. Более правильное название — многолетний лёд.
Арктическая политика России — это внутренняя и внешняя политика Российской Федерации в отношении российского региона Арктики. Российский регион Арктики определяется в «Политике российской Арктики» как все русские владения, расположенные к северу от Полярного круга (1/5 территории России). Россия является одной из пяти стран, граничащих с Северным Ледовитым океаном. Три самых крупных российских города Заполярья — это Мурманск (чуть более 300 тыс. человек), Норильск (свыше 170 тыс. человек) и Воркута...
Тонне́ль под Бе́ринговым проли́вом (англ. Bering Strait tunnel) — проект соединения Евразии и Северной Америки (Чукотки и Аляски) железнодорожным тоннелем, протяжённостью 86 км, под Беринговым проливом.
Поля́рная ста́нция — научно-наблюдательный пункт, созданный на побережье Северного Ледовитого океана, в Антарктике, на близлежащих островах, а также на дрейфующих льдах.
Ду́бель-шлю́пка — небольшое парусно-гребное военное судно в русском флоте XVIII века, предназначенное для действий на реках, в лиманах и вблизи побережья морей.
Северо-Западный проход (англ. Northwest Passage) — морской путь через Северный Ледовитый океан вдоль северного берега Северной Америки через Канадский Арктический архипелаг.
Сибирская военная флотилия (Сибирская флотилия) — несколько раз создававшееся объединение военных кораблей и судов на Дальнем Востоке России.
Гидрограф — график изменения во времени расходов воды в реке или другом водотоке за год, несколько лет или часть года (сезон, половодье или паводок).
Судно смешанного плавания (судно «река-море») — класс судов, предназначенных для плавания как по морским, так и по внутренним (речным) водным путям. Выделение судов река-море в отдельный конструктивный тип произошло в период 1950-1960-е годы в СССР и связано с окончанием глобальной реконструкции водных путей Европейской части страны. Первым судном, специально спроектированным для длительных речных и морских переходов, стал сухогруз река-море типа «Балтийский» (проект 781, 1959 г.). Термин Суда смешанного...
Лихтеровоз или баржевоз — специализированное судно для перевозки груза в лихтерах или баржах, контейнерах. Впервые суда этого типа появились в 1969 году.
Ли́хтер (нидерл. lichter) — разновидность баржи, грузовое несамоходное безэкипажное однотрюмное морское судно с водонепроницаемым люковым закрытием, используемое для перевозки грузов с помощью буксирных судов и для беспричальных грузовых операций при погрузке или разгрузке на рейде глубокосидящих судов, которые не могут пройти в порт.
Полярный — крупнейший пункт базирования Северного флота ВМФ России. Расположен в Мурманской области в 35 км к северу от Мурманска в городе Полярный. В Полярном базируется большая часть кораблей Северного флота (различных классов и типов).
Согласно международному договору, Антарктикой считается участок земной поверхности к югу 60° ю.ш. За две тысячи лет до открытия Антарктиды древние географы эллинистического мира пришли к убеждению, что на крайнем юге есть земля, Terra Australis Incognita — Неведомая Южная земля. Термин «Антарктика», как противоположность Арктике, впервые употребил Марин Тирский во II веке н. э. В западном мире с античных времён верили в существование южной земли, призванной сбалансировать избыток суши — Европу, Азию...
Подробнее: История Антарктики
Гидрографи́ческое су́дно — судно, предназначенное выполнять морские, речные и озёрные промерные и лоцмейстерские работы. Водоизмещение гидрографического судна составляет 1,5—2 тысячи тонн и зависит от цели и района работ. Если необходимо выполнять работы на мелководье, то используют катера, имеющиеся на судне.
Торо́сы — нагромождение обломков льда, до 10—20 метров в высоту, которые образуются в результате сжатия ледяного покрова. Различают два вида образования торосов (или торошения): взлом и раздробление ледяного покрова.
Отдельный Арктический пограничный отряд (сокращённо ОАПО) — соединение (пограничный отряд) пограничных войск КГБ СССР и ФСБ России, охранявший арктическое побережье от Баренцева моря восточнее острова Колгуева до Чукотского моря.
Шту́рман — профессия, специальность, должность, вид деятельности, профессиональное звание людей на флоте, связанных с управлением подводным (подводная лодка, батискаф) или надводным (корабль, судно) транспортом. Должность штурмана присваивается лицам судоводительской специальности. Штурман обычно исполняет следующие обязанности: прокладывает курс, исчисляет перемещения и отмечает передвижение на карте, а также следит за исправной работой навигационных приборов.
Михаил Ломоносов (1957—1997) — научно-исследовательское судно СССР — флагман научно-исследовательского флота Академии наук Украинской ССР в 60-70-х гг.
Бельгийская антарктическая экспедиция (фр. L’expédition antarctique belge, также «Экспедиция „Бельжики“», фр. expédition Belgica) — проходила в 1897—1899 годах в Южном океане. Руководитель — Адриен де Жерлаш, в интернациональной команде приняли участие будущие известные полярные исследователи Фредерик Кук (США) и Руаль Амундсен (Норвегия). В ходе плавания произошёл незапланированный 386-дневный дрейф в Море Беллинсгаузена, тем не менее, были сделаны годичные циклы астрономических, метеорологических...
Бот (от нидерл. boot — лодка) — в эпоху парусного флота всякое небольшое одномачтовое судно водоизмещением до 60 т, вооружённое 6—8 пушками малого калибра служащее для перевозки значительных грузов. Боты бывали палубные для морских плаваний или беспалубные для прибрежного. В эпоху парового флота под ботом понимают небольшое парусное, парусно-гребное или моторное судно водоизмещением до 15 тонн, предназначенное для грузоперевозок или других целей.
Русские открытия в Тихом океане — географические объекты тихоокеанского бассейна, впервые обнаруженные русскими исследователями и землепроходцами. Русские внесли весомый вклад в историю географических открытий и исследований Тихого океана. Историю исследования Тихого океана принято разделять на 3 периода...
Арктический мост — сезонный морской путь, связывающий Россию с Канадой. Проходит из российского порта Мурманск (Кольский залив) к канадскому порту Черчилл (Гудзонов залив). Черчилл — основной морской порт на северном побережье Канады, имеет железнодорожную и авиационную связь с остальной частью Канады. Черчилл — северная конечная остановка Железной дороги Гудзонова залива и является важной частью в экспорте зерна из канадских Прерий к европейским рынкам. Порт Мурманска связан по Октябрьской железной...
Вторая германская антарктическая экспедиция (нем. Zweite Deutsche Antarktisexpedition) проходила в море Уэдделла в 1911—1912 годах; это была вторая германская экспедиция, действовавшая в Антарктике после 1903 года. Главной целью экспедиции и её главы — Вильгельма Фильхнера — было пересечение Антарктического континента в самом узком его месте — от моря Уэдделла до моря Росса; о покорении Южного полюса официально не объявлялось. Предстояло доказать или опровергнуть гипотезу о наличии пролива между...
Трансантарктическая экспедиция Британского содружества (англ. Commonwealth Trans-Antarctic Expedition, аббревиатура CTAE) 1955—1958 гг. — полярная экспедиция под руководством сэра Вивиана Фукса и сэра Эдмунда Хиллари, впервые в мировой научной практике успешно пересекшая Антарктический континент на дистанции 3473 км и проведшая исследования мощности ледникового покрова на всём протяжении пути от залива Фазеля на побережье моря Уэдделла, до побережья моря Росса. Вспомогательная команда Э. Хиллари...
Новый шёлковый путь (Евразийский сухопутный мост — концепция новой паневразийской (в перспективе — межконтинентальной) транспортной системы, продвигаемой Китаем, в сотрудничестве с Казахстаном, Россией и другими странами, для перемещения грузов и пассажиров по суше из Китая в страны Европы.
Круи́з — (англ. cruise), в первоначальном значении — морское путешествие. В настоящее время понятие расширилось, туристические фирмы стали предлагать морские круизы, речные круизы и круизы на поездах.
Греческое судоходство предназначено для внешнеэкономических связей государства. Лишь в некоторых странах, таких как Россия, США, Китай, Канада, Турция, Франция, морской транспорт осуществляет межрайонные внутренние перевозки. Этот транспорт перевозит более 80 % внешнеторговых грузов. Это самый дешевый вид транспорта, потому что эксплуатация морской путей не требует значительных затрат на содержание сети, как в других видах транспорта. Современные морские суда способны перевозить грузы любых размеров...
Шотландская национальная антарктическая экспедиция 1902—1904 гг. — антарктическая экспедиция, организованная и проходившая под руководством Уильяма Спирса Брюса, естествоиспытателя и бывшего студента-медика Университета Эдинбурга. Несмотря на то, что славу предприятия затмила проходившая в то же время экспедиция «Дискавери» Роберта Скотта, Брюс полностью выполнил запланированные геологоразведочные работы и научные изыскания. Достижения экспедиции включали создание первой в Антарктике обитаемой метеорологической...
Речной транспорт (внутренний водный транспорт) — транспорт, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров судами по внутренним водным путям, как по естественным (реки, озёра), так и по искусственным (каналы, водохранилища). Перевозки по Каспийскому морю относятся к морскому транспорту, хотя фактически это море является озером (самым большим в мире).
Новая Швабия (нем. Neu-Schwabenland или Neuschwabenland) — территория Антарктиды («немецкий антарктический сектор» между 4°50' и 16°30' в. д.), на которую нацистская Германия в период с 19 января 1939 года по 8 мая 1945 года предъявляла территориальные претензии. Формально от данных территориальных претензий Германия не отказалась по сей день. Территория Новой Швабии располагалась на Земле Королевы Мод, которую с 1938 года Норвегия считает своей зависимой территорией.
Упоминания в литературе (продолжение)
Британские экспедиции в Арктику часто сравнивают с крестовыми походами [218; 164][11]. Принципиально новым в них было то, что они не преследовали каких-либо прагматических целей. Впервые экономические интересы были отодвинуты на второй план: мореплавателей влекла другая, более высокая задача – познание мира, заполнение последних белых пятен на карте, само существование которых в XIX веке рассматривалось как вызов человечеству. Хотя заявленной целью этих экспедиций было открытие Северо-Западного прохода, надобности в нём уже не было – Британия и так безраздельно владела Мировым океаном, а хозяйственным освоением севера Америки занимались частные компании.[12] Тогда уже было ясно, что ни Северо-Западный, ни Северо-Восточный проход не имеют серьёзной коммерческой перспективы, по крайней мере, как пути в Китай и Индию. Ход истории это подтвердил – ни сомалийские пираты, ни глобальное потепление так и не сделали их конкурентоспособными с классическими транспортными артериями. Весь XX век
Северный морской путь функционировал как внутренняя транспортная магистраль, и лишь в 2009 году первые два грузовых судна прошли вдоль берегов Сибири из Европы в Азию, и хотя в 2011 году их было уже 34, это ничто в сравнении с 18 тысячами, что прошли через Суэц [204].
Вместе с тем до сего времени в приполярной зоне наблюдается существенное отставание в области строительства опорных магистралей и узлов, а транспортные средства всех видов морально и физически устарели. Отмечается также недостаток техники, способной работать в экстремальных условиях. В кризисном состоянии находится и авиация. Создававшаяся на протяжении десятилетий арктическая транспортная система
Северного морского пути , куда входят морские порты, фарватеры, гидрометеорологические и гидрографические службы, экономически и технически сильно отстаёт от современного уровня.
Странное и волнующее чувство Высшей Предназначенности вызывает также судьба Эдуарда Васильевича Толля – полярного исследователя, геолога. Он родился в 1858 г. в Ревеле (Таллинн). В 1885—86 гг. участвовал в экспедиции, организованной Петербургской академией наук для исследования Новосибирских о-вов. В 1893 г. руководил геолого-геодезической экспедицией в северных районах Якутии, обследовал бассейны рек Лены и Хатанги. В 1900–1902 гг. возглавил полярную экспедицию на парусно-моторном судне «Заря», организованную Петербургской академией наук. Шхуна была построена как трехмачтовый китобойный барк в Христиании (ныне Осло, Норвегия), в дополнение к парусной оснастке имела паровую машину небольшой мощности, а также противоледовую обшивку. Экспедиция должна была исследовать Новосибирские о-ва, разыскать легендарную Землю Санникова и пройти
Северным морским путем на восток в Тихий океан. Весной 1902 г. Толль с тремя членами экспедиции, работавшей в районе Новосибирских о-вов, отправился на санях по неокрепшему льду от о-ва Котельный к о-ву Беннета для проведения исследований и сбора образцов. «Заря» должна была забрать группу Толля летом 1902 г., однако не смогла сделать это из-за тяжелой ледовой обстановки. В 1903 г. на о-ве Беннета был найден лагерь Толля, все его коллекции и документы, но ни Толля, ни его спутников обнаружить не удалось. Экспедицией, благодаря впервые оборудованным Толлем на полярном судне помещениям и инструментарию для проведения геологических, гидрологических, биологических и бактериологических исследований, был собран настолько большой геологический, гидрометеорологический, геофизический, географический и гидрографический материал, что Петербургская АН изучала его два десятилетия (с 1900 по 1919 г.). Именем Толля были названы залив в Карском море, горы на Новой Земле и на о-ве Беннета и др.
В то время шло интенсивное освоение
Северного морского пути в целях возможной проверки межтеатровой переброски кораблей. Первые успехи сквозных плаваний по Северному морскому пути в обоих направлениях и навели руководство ВМФ на мысль перегнать таким образом на Дальний Восток подводную лодку. Разумеется, были известные сомнения, дойдет лодка или ее раздавит льдами? Но внешнеполитическая ситуация диктовала, что проверить возможность такого, более быстрого и эффективного способа переброски подводных лодок на Тихий океан надо обязательно. Для выполнения этой рискованной миссии и была избрана Щ-423. Произошла и смена командира, вместо ушедшего В.А. Егорова Щ-423 принял под свое начало старший лейтенант Кейсерман.
В то время шло интенсивное освоение
Северного морского пути в целях возможной проверки межтеатровой переброски кораблей. Первые успехи сквозных плаваний по Северному морскому пути в обоих направлениях и навели руководство ВМФ на мысль перегнать таким образом на Дальний Восток подводную лодку. Разумеется, были известные сомнения, дойдет лодка или ее раздавит льдами? Но внешнеполитическая ситуация диктовала, что проверить возможность такого, более быстрого и эффективного способа переброски подводных лодок на Тихий океан надо обязательно. Для выполнения этой рискованной миссии и была избрана Щ-423. Произошла и смена командира, вместо ушедшего В. А. Егорова Щ-423 принял под свое начало старший лейтенант Кейсерман.
Высокоширотные воздушные экспедиции (ВВЭ) «Север» – так они значились в секретных документах Главного управления
Северного морского пути (ГУСМП) – имели своей целью проведение комплексных научных исследований труднодоступных районов Центрального полярного бассейна в интересах как народнохозяйственных, так и военных ведомств. После экспедиции «Север-2» 1948 года ВВЭ стали регулярными, положив тем самым начало невиданному доселе наступлению на «белые пятна» Центральной Арктики (Константинов и Грачёв, 2000). Уже в первых ВВЭ сам факт высадки на полюс перестал быть экзотическим событием и превратился в один из элементов планомерной исследовательской работы. В этих крупномасштабных экспедициях с комплексной программой исследований были получены фундаментальные научные результаты, которые кардинально изменили представления о рельефе дна, геофизических полях и природных процессах Ледовитого океана и на десятилетия обеспечили советской арктической науке мировой приоритет (Корнилов и др., 2010).
В 1932 году ледокол «Сибиряков» смог пройти (правда, с трудом – в Беринговом проливе он, лишенный винта, двигался кормой вперед под самодельными парусами) от Мурманска до Владивостока
Северным морским путем за одну навигацию, т. е. за летне-осенний период. Начальником экспедиции был профессор Отто Юльевич Шмидт, а капитаном ледокола – Владимир Иванович Воронин. Сразу по ее окончании было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть), которому было поручено освоить этот путь, обеспечить его техническим оборудованием, построить поселки и многое другое. Начальником Главсевморпути был назначен О.Ю. Шмидт.
Долго искали эту землю, но так и не нашли, но предполагалось, что это была огромная ледяная масса, потому что в середине XX в. этот остров уже не существовал. В 1932 г. экспедиция О. Ю. Шмидта на ледоколе «Сибиряков» впервые прошла
Северным морским путем с запада на восток за одну навигацию. В 1937–1938 гг. проходил знаменитый дрейф научной станции «Северный полюс». Четыре участника этой экспедиции были высажены на льдину в Северном полюсе и дрейфовали на ней до Гренландского моря. Экспедицией руководил И. Д. Папанин, и участники вошли в историю изучения Арктики как «папанинцы»: В послевоенные годы изучение Арктики продолжалось с помощью морских судов, полярной авиации, дрейфующих станций.
В целях обеспечения судоходства в Белом море Государственный Комитет Обороны СССР принял соответствующее постановление и в его развитие 10 октября 1941 года Народный комиссар Военно-Морского Флота СССР Н. Г. Кузнецов и Начальник Главного управления
Северного морского пути при СНК СССР И. Д. Папанин издали совместный приказ № 00370/Р247, на основании которого для обеспечения бесперебойного плавания транспортных судов в зиму 1941–1942 гг. в Белом море и, особенно, на направлениях Кемь и Кандалакша, было создано Управление Беломорскими ледовыми операциями (УБЛО). Начальником УБЛО назначили Героя Советского Союза капитана М. П. Белоусова, его заместителями стали: по ледовой проводке – Герой Советского Союза капитан И. С. Бадигин, по военной части – капитан 1-го ранга Н. П. Аннин. В подчинение УБЛО перешло Архангельское пароходство ГУСМП.
Единственными в своем роде оказались деяния небольшого парохода «Эмс» (3 тысячи тонн), после переоборудования в вспомогательный крейсер получившего название «Комет», который под командованием капитана 1-го ранга Эйссена прошел весь
Северный морской путь и вышел в Тихий океан через Берингов пролив. После того как русские первоначально помогли проходу судна своими ледоколами, были все основания воздержаться от движения дальше, но командир, поблагодарив за оказанную помощь, стал искать путь через паковый лед и нашел его. За свое 17-месячное плавание рейдер «Комет» потопил вражеские суда тоннажем 65 тысяч тонн, обстрелял портовые сооружения острова Науру, на котором добываются фосфориты, установил минные заграждения возле новозеландских портов и после непродолжительного рейда в Антарктику начал борьбу с судами противника в Индийском океане. В конце ноября 1941 года корабль благополучно возвратился в один из германских портов.
После Русско-японской войны Адмиралтейство изучало вопрос о целесообразности создания военно-морской базы в Заполярье. Печальные итоги войны, трудность доставки кораблей на Тихий океан явились главным мотивом необходимости строительства порта на Севере.
Северный морской путь был необходим России. Первыми военными кораблями, пришедшими в Заполярье после Русско-японской войны, оказались эскадренные броненосцы «Цесаревич», «Слава», крейсеры «Богатырь» и «Алмаз».
И.Д. Папанин, который к тому времени уже хорошо знал деловые и человеческие качества Е.К. Федорова по их совместной работе, предложил ему должность геофизика экспедиции. Вторым ученым экспедиции был Петр Петрович Ширшов – опытный полярник, морской биолог, имевший за плечами уже несколько рейсов по трассе
Северного Морского Пути .
21 июня 1900 года «Заря» покинула Санкт-Петербург. Проводы были почти торжественные. В основном, правда, это были родные и близкие участников экспедиции. Александр распрощался с пришедшими Василием Ивановичем, Соней, Катей и племянниками. Немало было представителей морской и научной общественности. Среди них вице-адмирал С. О. Макаров, полковник А. Н. Крылов, капитан А. К. Цвингман. Разговор шел больше всего о задачах этой полярной экспедиции, ставшей важным научным событием начала нового века. Так как главная ее цель была изучение условий мореплавания по
Северному морскому пути , а также поиск «Земли Санникова», то вспомнили еще раз и о посещении бароном Э. В. Толлем острова Котельный в 1885–1886 годах, откуда он впервые увидел контуры четырех гор, и самого промышленника Я. Санникова, заметившего эту загадочную землю еще в 1811 году.
Решение о проведении такой экспедиции было вполне закономерным. Оно диктовалось не желанием удивить мир или поставить какой-то рекорд. Каждый полярник понимал, что это очередной этап советского исследования Арктики. Плавание
Северным морским путем и освоение полярных районов нашей страны требовали всё большей информации о Северном Ледовитом океане…
Таким образом, не только Сибирская железная дорога одна, но даже эта дорога в соединении с морским пароходством на Тюмень, не обеспечивает еще достаточного выхода сибирскому хлебу. Такой выход может дать только
северный морской путь , потому что в качестве потребителя сибирского хлеба он даст Западной Сибири весь вообще север Европейской России, английские и шведские рынки.
Успешная реализация проекта опорных зон, несомненно, придаст дополнительный импульс развитию
Северного морского пути как единого общероссийского национального проекта.
Строки ученого и барда А. М. Городницкого прекрасно отражают суть работы капитанов и экипажей ледоколов. О них образно и емко сказал писатель-моряк В. В. Конецкий, сам неоднократно ходивший по
Северному морскому пути : «Ледоколы похожи на безжалостных, перегруженных операциями хирургов. На ледоколах служат, на транспортах – работают».
Серию книг «Библиотека Совкомфлота» продолжает яркая страница из истории великих открытий и героических плаваний, связанных с освоением
Северного морского пути . «Плавание на „Веге“» – это своеобразный отчет о состоявшейся в XIX веке арктической экспедиции Нильса Адольфа Эрика Норденшельда с экскурсами в историю походов в Арктику, совершенных российскими и иностранными мореплавателями в XVI–XIX вв.
Северный морской путь в Индию (мимо северных берегов Азии и Америки) с 1594 по 1597 гг. искал Виллем Баренц (ок. 1550–1597), чьим именем ныне названо море, во льдах которого погиб и этот отважный первопроходец. Дело Баренца по поиску северного пути к берегам Японии и Китая продолжили русские землепроходцы Москвитин, Дежнев, Атласов, Хабаров, братья Лаптевы.