Связанные понятия
Первое кругосветное плавание — испанская морская экспедиция под руководством Фернана (Фернандо) Магеллана, началась 20 сентября 1519 года и завершилась 6 сентября 1522 года под командованием Хуана Себастьяна Элькано.
«Мария Целеста » («Мария Селеста», Mary Celeste, «Мария Небесная») — парусный корабль (бригантина), покинутый экипажем по невыясненной причине и найденный 4 декабря 1872 года в 400 милях от Гибралтара кораблём «Деи Грация» («Dei Gratia», «Божья Слава»). Классический пример корабля-призрака.
Пиратский круг — мореходный маршрут, использовавшийся англо-американскими пиратами, преимущественно в конце XVII столетия и некоторое время в начале 1720-х годов. Корабли, следовавшие по Кругу, начинали путь из западной Атлантики, огибали южную оконечность Африки, делали остановку на Мадагаскаре, а затем брали курс к побережью Йемена или в Индию. Пиратский круг имел множество точек пересечения с маршрутами торговых судов, в частности, принадлежавших Британской Ост-Индской компании.
Крушение «Эссекса» — инцидент, произошедший с американским китобойным судном «Эссекс», капитаном которого был Джордж Поллард (младший). В 1820 году в южной части Тихого океана судно было атаковано кашалотом и затонуло, а команда корабля за тысячи миль от берега была вынуждена искать спасение на трёх вельботах. Инцидент вдохновил Германа Мелвилла на написание в 1851 году романа «Моби Дик».
Flor de la Mar, или Flor do Mar, (с порт. — «Цветок моря») — португальская каракка водоизмещением 400 тонн, которая в течение девяти лет принимала участие в ключевых событиях истории в Индийском океане, пока не затонула в ноябре 1511 года. На ней ходил в плавания Афонсу де Албукерки, а после захвата Малакки, нагруженный добычей и сокровищами, предназначенными для португальского короля, корабль затонул у берегов Суматры. Реплика Flor de la Mar находится в Музее морской истории в Малакке.
Заморин (англ. Samoothiri, Малаялам: സാമൂതിരി, русский термин образован от англизированного варианта англ. Zamorin) — титул, который носили правители в Кожикоде, государстве на юге Индии, в настоящее время это территория штата Керала. Заморины правили с XII по XVIII век, и были главной силой в регионе в средние века. Со времён династии Чера заморины были единственной силой, способной объединить все разрозненные княжества Керала. В 1766 году княжество Майсур во главе с Хайдар Али разбилo заморина...
Буканьеры — пираты, нападавшие на испанские флотилии в Карибском море во второй половине XVII века.
Золотой век пиратства — общее обозначение активности пиратов, охватывающее период с 1650 по 1730 год и включающее в себя три отдельных промежутка...
Пира́тство (греч. πειρατής – грабитель, разбойник) — это незаконный захват, ограбление или потопление гражданских морских и воздушных судов. В современном международном праве пиратство является уголовным преступлением международного характера. Помимо захвата и ограбления торговых и других судов в мирное время, к пиратству приравнивается нападение во время войны боевых кораблей, подводных лодок и военных самолётов на торговые суда нейтральных государств. Определение пиратству...
Пса́рская резня — событие греческой борьбы за независимость от Османской Турции, в ходе которого 20 июня (2 июля) — 21 июня (3 июля) 1824 года турками была уничтожена или продана в рабство половина семитысячного населения греческого острова Псара, расположенного у острова Хиос, а также 12 тыс. (из 24 тыс.) беженцев с других островов, находившихся в это время на Псара.
Английская армада , (англ. English Armada) также известная как Контрармада или Экспедиция Дрейка-Норриса) — военный флот, отправленный к Иберийскому полуострову королевой Англии Елизаветой I в 1589 году во время англо-испанской и восьмидесятилетней войн. Экспедицию возглавил сэр Фрэнсис Дрейк в качестве адмирала, и сэр Джон Норрейс как генерал, целью было поставлено уничтожение остатков Непобедимой армады и выведение Португалии из под владычества габсбургской Испании. Военная кампания закончилась...
Ост-Индский корабль (англ. East Indiaman) — собирательное название; парусный торговый корабль, принадлежащий Ост-Индской компании (далее Компания), чаще всего Британской. Причём имеется в виду именно крупный торговый корабль, обычно построенный на заказ, в отличие от других типов кораблей, имевшихся у Компании. Он был основой и лицом её флота, наиболее известным и узнаваемым.
Спаунверьявигин (исл. Spánverjavígin, исп. El asesinato de balleneros vascos —
убийство баскских китобоев), известно также как испанские убийства или убийства испанцев — последнее и единственное (если не считать саг) задокументированное массовое убийство в исландской истории. Некоторые участники баскской китобойной экспедиции в Исландию были убиты после конфликта в 1615 году с местными жителями в регионе Вестфирдир.
Колокол «Лути́ны» (англ. Lutine bell; МФА ) — выражение из истории страхового дела, символизирующее традиции морского страхования. Возникло от корабельного колокола, снятого с британского парусного фрегата «Лути́на» («Люти́на»; в некоторых изданиях — «Лути́н», «Люти́н»; англ. Lutine) и установленного в здании страховой корпорации Lloyd’s of London.
Импе́рская трансантаркти́ческая экспеди́ция 1914—1917 годов (англ. Imperial Trans-Antarctic Expedition) — вторая экспедиция под командованием сэра Эрнеста Шеклтона, целью которой было пересечение всего Антарктического материка. Достичь поставленной цели не удалось, однако в анналах истории эта экспедиция стала примером профессионализма и выносливости полярников, сумевших выжить в экстремальных условиях. Экспедиция считается последним великим путешествием «Золотого века полярных исследований», использующим...
Рейд Дрейка на Кадис (англ. Drake's Raid on Cadiz) — нападение английского флота под командованием сэра Фрэнсиса Дрейка на испанскую военно-морскую базу в Кадисе, предпринятое в апреле-мае 1587 года в ходе англо-испанской войны. В англоязычной литературе известно под названием Singeing the King of Spain's Beard из-за выражения самого Дрейка, в шутку сравнившего рейд на Кадис с попыткой «подпалить бороду королю Испании».
Импера́тор — серия из трёх немецких океанских лайнеров, принадлежавших судоходной компании HAPAG, включавшее в себя «Император», «Фатерлянд» и «Бисмарк». Задумывались как ответ британскому трио класса «Олимпик». Каждое из трёх судов было самым большим судном в мире на момент своей постройки. После поражения Германии в Первой мировой войне, все три судна в качестве репараций передали странам-победителям.
Современное пиратство — преступление, состоящее в незаконном захвате, ограблении или потоплении торговых или гражданских, морских или речных судов. В этом смысле современное пиратство ничем не отличается от пиратства, известного с глубокой древности, ещё с античных времён.
Поход на Портобело — взятие флибустъерами в 1668 году, под предводительством Генри Моргана, города Портобело, находившегося на материковой части Америки под владением Испании.
Азовский флот — флот, строившийся Россией с конца 1695 года по 1711 год под руководством Петра I.
Килики́йские пира́ты занимались разбоем на Средиземном море (особенно в его восточной части) с II века до н. э. до их разгрома Помпеем Великим в 67 году до н. э. Они господствовали прежде всего в восточном Средиземноморье, серьёзно осложняя средиземноморскую торговлю.
Эвакуация генерала Дугласа Макартура с Филиппинских островов произошла 11 марта 1942 года во время второй мировой войны. Он покинул остров Коррехидор на торпедном катере. Проведя два дня в плавании по бурному морю, патрулируемому японскими кораблями, он достиг острова Минданао. Оттуда генерал и его свита вылетели в Австралию и 21 марта приземлились в Мельбурне. По этому случаю он произнёс свою знаменитую речь, в которой провозгласил: «Я прошёл через это и я вернусь».
Баскские моряки одними из первых в мире стали охотиться на китов с торговыми целями. Они доминировали в отрасли на протяжении пяти столетий (с XII в.) и достигали дальних рубежей Северной и даже Южной Атлантики. Самюэль де Шамплен, описывая баскских китобоев в Терранове (Ньюфаундленде), охарактеризовал их как «умнейших в этом деле людей». К началу XVII в., когда другие народы всерьёз занялись этим ремеслом, они стали учиться у басков, «ибо были тогда единственным народом, понимающим китобойный промысел...
Подробнее: История баскского китобойного промысла
Сагалло (Сагаллу́, фр. Sagallou), (Русское Сомали) — заброшенный египетский форт, часть берега будущего Французского Сомали (сейчас Джибути); территория, которую пытались освоить и закрепить за Российской империей русские колонисты в начале 1889 года.
Плаву́чая тюрьма ́ (также тюремный блокшив) — судно (корабль), приспособленное для содержания, реже транспортировки, заключенных.
Ча́йные го́нки — гонки клиперов с грузом чая по торговому пути из Китая в Англию.
Мятежи в Спитхеде и Норе (англ. Spithead and Nore mutinies) — два крупнейших мятежа по количеству участников в Королевском военно-морском флоте Великобритании, произошедшие в 1797. Были также меньшие по масштабу волнения на кораблях в других местах в том же году. Мятежи были потенциально опасны для Королевства, так как в то время страна была в состоянии войны с революционным правительством Франции. Были также опасения среди ряда представителей британского правящего класса, что мятежи могли стать...
«Ка́тти Сарк » (скотс. Cutty Sark) — один из наиболее известных и единственный сохранившийся до XXI века чайный клипер. Был построен в 1869 году. С середины XX века является кораблём-музеем и находится в сухом доке в Гринвиче (Великобритания).
Маронинг (англ. Marooning) — преднамеренное оставление кого-то в отдаленном районе, например, на необитаемом острове. Слово впервые появляется в письменной форме в начале XVIII в. и является производным от термина марон, беглый раб, который, в свою очередь,может являться искажением исп. cimarrón, означающим домашнее животное (или раба), ставшего "диким".
Подробнее: Высадка на необитаемом острове
Вели́кие географи́ческие откры́тия — период в истории человечества, начавшийся в XV веке и продолжавшийся до XVII века, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские маршруты в Африку, Америку, Азию и Океанию в поисках новых торговых партнёров и источников товаров, пользовавшихся большим спросом в Европе. Историки обычно соотносят «Великие географические открытия» с первопроходческими дальними морскими путешествиями португальских и испанских путешественников в поисках альтернативных торговых...
Япо́нская антаркти́ческая экспеди́ция 1910—1912 годов (яп. 南極探検隊 Нанкёку танкэнтай) — первая антарктическая экспедиция, предпринятая в Японии. Целью её было достижение Южного полюса. Возглавлялась лейтенантом Сирасэ Нобу (1861—1946). Несмотря на отсутствие ощутимых результатов, вызвала большой подъём патриотических чувств в Японии.
Корабельный кот — домашний кот (или кошка), который проживает на борту военного корабля или гражданского судна и фактически является членом экипажа.
«Кобенхавн » (дат. København, Копенгаген) — последний пятимачтовый барк, построенный в 1921 году шотландской верфью «Рэмэдж энд Фергюсон» по заказу датской Восточно-Азиатской компании уже после Первой мировой войны в Копенгагене.
«Чёрная Жемчужина» (англ. The Black Pearl) — вымышленный галеон из серии фильмов «Пираты Карибского моря». «Чёрная Жемчужина» легко узнаваема по своим чёрным парусам. Корабль носил название «Распутная Девка» до того, как был потоплен лордом Беккетом. Позже корабль был поднят со дна Дейви Джонсом после заключения договора с капитаном Джеком Воробьем, который дал кораблю новое название. В первом фильме она называется «почти неуловимой». На протяжении трёх фильмов она легко догоняет и уходит от любых...
Первое русское кругосветное плавание было предпринято в 1803—1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского соответственно. Плавание стало важной вехой в истории России, в развитии её флота, оно внесло значительный вклад в изучение мирового океана, многие отрасли естественных и гуманитарных наук.
Континентальный флот (англ. Continental Navy) — регулярный флот, санкционированный Континентальным Конгрессом в ходе Американской революции и подчинявшийся ему. Официальный предшественник современного Военно-морского флота США (англ. United States Navy).
Голуба́я ле́нта Атла́нтики — переходящий приз, присуждаемый океанским лайнерам за рекорд скорости при пересечении Северной Атлантики.
Непобедимая армада (исп. Armada Invencible) или Великая и славнейшая армада (исп. Grande y Felicísima Armada) — крупный военный флот (около 130 кораблей), собранный Испанией в 1586−1588 годах для вторжения в Англию во время англо-испанской войны (1585−1604). Поход Армады состоялся в мае-сентябре 1588 года под командованием Алонсо Переса де Гусмана, герцога Медина-Сидония.
История ВМФ Великобритании официально начинается с момента образования военно-морского флота Королевства Англия в 1660 году после восстановления Карла II на троне. Впрочем, ещё до этого у англичан был свой гребной и парусный флот. С 1707 года флот стал называться официально флотом Королевства Великобритания после объединения Англии и Шотландии, за которым последовало вхождение Королевского военно-морского флота Шотландии в состав британского флота (процесс этот номинально был запущен ещё в 1603 году...
Корса́ры — в узком смысле французские каперы из Сен-Мало. Благодаря их репутации, термин существенно распространился, и в широком значении используется как синоним слова капер или даже пират, но в более романтическом ключе. Североафриканских пиратов часто называли «турецкими корсарами».
Береговое право — (лат. лат. jus litoris, seu litorale, seu naufragii, франц. фр. droit de naufrage, нем. нем. Strandrecht) — это право, по которому жители морского побережья, побережья озёр, рек или его владельцы могли присваивать себе все произрастающее на принадлежащем ему берегу, а также остатки потерпевших крушение судов, их грузы и, вообще, все, что волны выбросили на берег, например, агат и янтарь на берегу Балтийского моря, жемчуг — в Персии, золото на африканском прибрежье.
«Сначала женщины и дети » (англ. Women and children first) (реже «Построение „Беркенхеда“», Birkenhead Drill) — историческое неписаное правило, согласно которому задача по спасению жизней женщин и детей имеет безусловный приоритет (как правило, при оставлении корабля и ограниченных спасательных ресурсах). Наибольшую известность фраза получила в связи с крушением лайнера «Титаник» в 1912 году, хотя первый известный случай использования этого принципа произошёл во время гибели судна «Беркенхед».
«Индигирка » — советский пароход, использовался в системе ГУЛаг, перевозил заключенных. Построен в 1919 году на верфи порта Манитовок в штате Висконсин как «Лейк Галва», служил под именами «Рипон», «Малсах» и «Коммерческий квакер» в период с 1920 по 1938 год.
Пиратство в XVI—XVIII веках было прибыльным занятием, поэтому удачливым командирам, таким как Эдвард Тич и Генри Морган, удавалось накопить довольно большие сокровища. Существует великое множество легенд, посвящённых пиратским кладам.
Подробнее: Пиратские клады
Ка́перы (нем. Kaper), корса́ры (фр. corsaire), привати́ры (англ. privateer) — частные лица, которые с разрешения верховной власти воюющего государства использовали вооруженное судно (также называемое капером, приватиром или корсаром) с целью захвата торговых кораблей неприятеля (а иногда и судов нейтральных держав). То же название применяется к членам их команд.