Связанные понятия
Ма́сляная фотопеча́ть , ма́сляная печа́ть, ойлпри́нт — альтернативный фотопроцесс для изготовления позитивных фотографических изображений, основанный на неравномерном удержании масляной краски хромированной желатиной после воздействия на неё света. Процесс разработан Г. Роулингом во второй половине XIX века для получения художественных изображений в пикториальной фотографии. Отпечаток изготавливается на листе бумаги, покрытом толстым слоем желатины, сенсибилизированной бихроматом. После экспонирования...
Дипо-фильм , двухсторонняя киноплёнка — разновидность позитивной киноплёнки с двумя эмульсионными слоями, расположенными с обеих сторон подложки. Использовалась в ранних двухцветных системах цветного или стереоскопического кинематографа для изготовления фильмокопий.
Цифровая печать — изготовление тиражной печатной продукции с помощью «цифрового» оборудования — устройств, печатающих непосредственно из электронных файлов и использующих не офсетную технологию, а технологию прямого нанесения красок (как в принтерах и ризографах). Правильнее было бы назвать этот способ печати «печать без применения постоянных печатных форм». Однако в ризографах, например, используется постоянная форма, но из-за быстрого изготовления печатных форм непосредственно в них перед печатью...
Диазотипия , диазография — бессеребряный фотографический процесс, основанный на светочувствительности солей диазония, разрушающихся под действием света. Диазотипный процесс является прямопозитивным, то есть с позитивного изображения сразу же получается позитив. Диазотипные фотоматериалы обладают невысокой светочувствительностью и плохо воспроизводят полутоновое изображение, поэтому получили распространение для копирования документации.
Фотографика — вид изобразительного искусства, основанный на трансформации фотографического изображения в графический художественный образ. В художественной фотографии так называется совокупность приёмов трансформации снимка в процессе фотопечати. Обычно к фотографике относят такие техники, как изогелия, псевдосоляризация, изополихромия, фотобарельф, фотограмма и другие.
Экосольве́нтные черни́ла — чернила из группы чернил на основе растворителей (сольвентов) для струйных широкоформатных принтеров, отличающиеся содержанием в составе несущей жидкости гликолей или гликолевых эфиров.
Иммерсионная литография (англ. Immersion lithography) — в фотолитографии для микроэлектроники — способ повышения разрешающей способности за счет заполнения воздушного промежутка между последней линзой и пленкой фоторезиста жидкостью с показателем преломления более 1 (метод иммерсии). Угловое разрешение увеличивается пропорционально показателю преломления. Современные литографические установки используют в качестве жидкости высокоочищенную воду, позволяя работать с техпроцессом менее 45 нм. Системы...
Цветной карандаш – это инструмент для рисования, который представляет собой узкое пигментированное ядро, заключенное в цилиндрическую деревянную оболочку. В отличии от графита или угольного карандаша, ядро цветного карандаша имеет масляную или восковую основу и содержит другую пропорцию пигментов, добавок и связующих элементов. Водорастворимые (акварельные) карандаши и пастельные карандаши также производятся как цветные стержни для механических карандашей.
Фотонаборный автомат — устройство для фотонабора. Предназначен для экспонирования цветоделённых диапозитива или негатива (на прозрачной основе) для последующего производства форм как для офсетного производства, так и для флексомашин.
Степпер (англ. stepper) — установка, использующаяся при изготовлении полупроводниковых интегральных схем. На них проводится важнейший этап проекционной фотолитографии — засветка фоторезиста через маску. Принцип работы схож с диапроекторами и фотоувеличителями, однако степперы уменьшают изображение с маски (фотошаблона), обычно в 4-6 раз. В процессе работы степпера рисунок с маски многократно переводится в рисунок на различных частях полупроводниковой пластины.
Лаборато́рный фона́рь — осветительный прибор, предназначенный для освещения в фотолаборатории при работе со светочувствительными фотоматериалами (фотоплёнка, фотобумага, фотопластинки).
Десенсибилиза́ция фотоматериа́лов, Десенсибилиза́ция фотографи́ческих материа́лов (от лат. de — приставка, обозначающая отрицание; и сенсибилизация — увеличение cветочувствительности) — искусственное снижение светочувствительности экспонированной фотоэмульсии, используемое для облегчения визуального контроля проявки до нужной плотности. Применяется в научных исследованиях и профессиональной фотографии; в любительской фотографии распространения не имеет, вместо этого используется проявление по времени...
Те́ни — элемент светоте́ни — неосвещённые или слабо освещённые участки объекта. Тени на неосвещённой стороне объекта называются собственными, а отбрасываемые объектом на другие поверхности — падающими.
Миллиметро́вка — общеупотребительное название для масштабно-координатной (или профильной) чертёжной бумаги, размеченной на клетки.
Механический карандаш — инструмент в виде стержня, применяемый для письма, рисования, черчения, в целях удобства, пишущий стержень карандаша вставляется в специальную оправу.
Литогра́фский ка́мень — отшлифованная пластина камня, обычно плотного и однородного известняка, на которую с помощью жирного литографского карандаша и/или жирной литографской туши наносится исходное изображение для печати литографий.
Казеиновый клей — натуральный клей животного происхождения, основным веществом которого выступает казеин, получаемый из молочного белка.
Цветопереда́ча — общее понятие, характеризующее влияние спектрального состава источника света на зрительное восприятие цветных объектов, сознательно или бессознательно сравнивается с восприятием тех же объектов, освещённых стандартным источником света.
Ко́нтровый свет , Контражур — освещение в фотографии и живописи, при котором источник света располагается позади объекта и очень силен либо близко расположен. Такое освещение создает линию светового контура, которая может расширяться при увеличении интенсивности или удалении источника света от объекта. Контровый свет используется художниками и фотографами в тех условиях, когда необходимо передать чёткий контур объекта, а не его форму, например при фотосъёмке силуэтов. Контровый источник света можно...
Проявитель Чибисова (стандартный проявитель № 1, СТ-1) — нормальный метол-гидрохиноновый сенситометрический проявитель. Назван по имени разработчика — профессора К. В. Чибисова. Предназначен для обработки негативной чёрно-белой фотоплёнки, фотопластинок и фотобумаги. при фабричном сенситометрическом испытании отечественных негативных и диапозитивных фотопластинок, авиапленок и фотобумаг (ГОСТ 10691.0-84 — 10691.0-84, 10691.5-88 и 10691.6-88).
Принт — изображение (рисунок, или фотография), нанесенное определенным способом на ткань (прямая печать на ткани, термотрансфер), бумагу или другую поверхность.
Моноти́п (англ. monotype от моно- и др.-греч. τύπος — отпечаток) — автоматическая буквоотливная наборная машина, изготовляющая набор в виде строк, состоящих из отдельных литер и шпаций. Разновидность полиграфического оборудования. Монотип изобретён в 1887 году американцем Толбертом Лэнстоном.
Цифровая или интерактивная бумага — бумага с сеткой из точек, используемая в сочетании с цифровым пером для создания рукописных электронных документов. Точки, напечатанные на листе бумаги, предназначены для определения координат рисунка или символа. Световое перо использует сетку из точек для хранения рукописного текста и последующей загрузки его в компьютер.
Рейсфедер (нем. Reißfeder) — чертёжный инструмент для проведения линий и знаков на бумаге тушью или краской.
Зерни́стость (в фотографии) — неоднородность почернения фотографического материала. Зернистость обусловлена различием размеров частиц серебра («зёрен») в проявленном фотографическом слое.
Печа́тание тка́ней , наби́вка — получение узора на ткани посредством нанесения на неё красок. Печать на ткани возникла ранее, чем печать на бумаге. Простейшие методы, судя по всему, были известны уже на востоке: для раскраски часть ткани покрывалась воском, или же связывались места, которые должны были остаться неокрашенными. Техника собственно печати происходит от коптов, из Египта; изначально она была одноцветной, чаще синей (использовался краситель индиго). В средневековье появились ткани, имитировавшие...
«Софт тач » (англ. Soft-touch) или «Софт-фил» (англ. soft-feel) — специальное эластичное резиноподобное матовое лакокрасочное покрытие. Дословно переводится с английского как «мягкий на ощупь». Называется также «мягким пластиком» и «прорезиненным пластиком».
Копи́рование (от лат. copia «множество») — процесс изготовления копии, то есть воспроизведения объекта, процесса, явления, информации.
Краска для татуировки — красящий пигмент, используемый мастерами татуировки для нанесения рисунков на коже.
Корре́ктор (корректор, штрих-корректор, замазка) — канцелярский инструмент, с помощью которого осуществляется исправление ошибок в тексте, корректировка написанного на бумаге. Существует несколько разновидностей корректоров, как по составу маскирующего вещества, так и по способу нанесения. Корректирующее вещество отличается ровным, белым, матовым цветом. При помощи кисточки или другого инструмента корректирующая жидкость наносится ровным слоем на ошибку либо помарку на документе, сохнет, после чего...
Стирательная резинка (ластик, стёрка, стирашка) — канцелярская принадлежность для удаления карандашных (и иногда чернильных) надписей с бумаги и других поверхностей для письма. Представляет собой мягкий кусок невулканизированной резины, иногда укрепляемой на обратном конце карандаша. Может быть любого цвета и различной плотности. Чем резинка мягче, тем приятнее и удобнее ею пользоваться. Есть специальные ручки, чернила которых можно стереть резинкой.
Монтажная фильмокопия , Контрольный позитив — первая позитивная фильмокопия, отпечатанная со смонтированного негатива изображения и негатива перезаписи фонограммы после окончательной цветоустановки и изготовления спецэффектов кинофильма. Изготавливается при работе по классической «оптической» технологии кинопроизводства. В отличие от рабочего позитива, отпечатанного без точного выравнивания по оптической плотности и цветопередаче, монтажная фильмокопия создаётся после тщательной настройки этих параметров...
Стереотип (от др.-греч. στερεός — твёрдый, пространственный и τύπος — отпечаток) — копия печатной формы (набор и клише) высокой печати в виде монолитной пластины толщиной от 2 до 25,1 мм.
Карто́нная коро́бка — коробка, промышленно производящаяся из картона для упаковки в неё различных товаров и материалов. В США специалисты редко говорят просто «картон», так как термин слишком многозначен.
Лепестковое печатающее устройство (англ. Daisy wheel printer (DWP)) — печатающее устройство, использующее технологию ударной печати. Устройство было изобретено в 1969 году Дэвидом Ли из отделения Diablo Data Systems корпорации Xerox. DWP использует сменные предварительно сформированные типы элементов, каждый из которых обычно по 96 символов, для получения высококачественной продукции сопоставимой с качественными пишущими машинками, такими как IBM Selectric, но в два-три раза быстрее. DWP использовались...
В электронном растрировании преобразование полутонового изображения в растровое осуществляется без использования фотомеханического растрового эффекта, то есть изображение печатных элементов заданной площади формируется в оптическом тракте экспонирующего устройства.
Подробнее: Электронное растрирование
Форма́т фи́льма , формат фильмокопии — совокупность технических характеристик, определяемых кинематографическим форматом, использованным для изготовления прокатной фильмокопии или цифровой копии фильма.
Подвешенный графен — графен, который не касается подложки, свободновисящая плёнка, которая удерживается только частично благодаря подложке или контактам.
Дорожная камера — разновидность штативных фотоаппаратов прямого визирования, предназначенных для съёмки в полевых условиях. Считается европейской разновидностью крупноформатной аппаратуры для выездной съёмки (англ. Field Camera). От павильонных фотоаппаратов отличается складной конструкцией и более компактными размерами за счёт уменьшенного формата кадра. Кроме того, дорожные камеры устанавливались на лёгкий складной штатив, более пригодный для транспортировки, чем станина павильонных камер.
Кофенол — альтернативный процесс обработки фотоматериалов, основанный на проявляющих свойствах соединений фенола, кальцинированной соды и витамина C. Технология предусматривает использование в качестве проявителя растворов кофе, чая, аскорбиновой кислоты и других доступных в быту соединений. Слово «кофенол» используется также в качестве названия проявителей, составленных по таким рецептам. Технология разработана в 1995 году группой фотохимических исследований Рочестерского технологического института...
Документ-камера — особый класс телевизионных камер, предназначенных для передачи изображений документов (например, оригиналов на бумаге) в виде телевизионного сигнала или в какой-либо другой электронной форме. По внешнему виду похожа на кодоскоп, но с телекамерой на месте верхнего объектива-перископа.
Тест на истирание — стандартная методика для определения уровня износостойкости материала. Обычно применяется по отношению к одежным и мебельным, тканым и трикотажным тканям.
Принц-технология — метод формирования трёхмерных микро- и наноструктур, основанный на отделении напряжённых полупроводниковых плёнок от подложки и последующего сворачивания их в пространственный объект. Технология названа в честь учёного работающего в Институте физики полупроводников СО РАН Виктора Яковлевича Принца, предложившего этот метод в 1995 году.
Дихро́идная призма — устройство, разделяющее падающий на него световой поток на несколько с различными диапазонами длин волн (цветами). Используются в трёхматричных видеокамерах и фотокамерах, а также в проекторах для разделения изображения на RGB составляющие.
Паста ГОИ (от ГОИ — Государственный оптический институт) — шлифовальные и полировальные пасты на основе оксида хрома (III), используемые для шлифования и полирования стальных сплавов, в том числе термически упрочнённых, цветных металлов, твёрдых пластмасс и полимеров, стёкол (в том числе оптического стекла), керамических материалов и изделий из них.
Лак (фр. lac, итал. lago, нем. Lack, англ. lake, также уст. бакан) — тип пигмента в котором растворимый краситель осаждается на носитель, обычно квасцы. В отличие от нерастворимых пигментов, таких как киноварь или ультрамарин, органические красители, часто растительного или животного происхождения, растворимы в воде и для использования в красках должны быть связаны с инертным бесцветным носителем. Многие лаки имеют низкую светостойкость из-за свойств красителя. Красные лаки часто использовались в...
Ми́ра (фр. mire, от фр. mirer — рассматривать на свет, прицеливаться, метить) — испытательная пластинка с нанесённым на неё стандартным рисунком в виде полос или секторов.
Синтетика — синтетический продукт, особенно синтетическое волокно или ткань, лекарство или пластмасса, получаемые методом химического синтеза.
Фо́ллоу-фо́кус (англ. Follow Focus) — устройство управления фокусировкой объектива, используемое в киносъёмочных аппаратах, видеокамерах и цифровых кинокамерах. Фоллоу-фокус выполняет эргономическую функцию, повышая удобство работы кинооператора или фокус-пуллера (1-го ассистента оператора, англ. Focus Puller), а также позволяет осуществлять фокусировку при помощи дистанционного управления. Главная функция фоллоу-фокуса — предотвращение тряски при фокусировке и перевод вращения рукоятки в плоскость...