Связанные понятия
«Аэроста́т » — еженедельная авторская программа Бориса Гребенщикова (лидера группы «Аквариум»).
Ди-дже́й (англ. DJ от disc jockey — диск-жокей) — человек, осуществляющий публичное воспроизведение записанных на звуковые носители музыкальных произведений с изменением. Отрасли профессии DJ — звукорежиссёр, и т. д.
Подробнее: Диджей
«Прицел » — одна из трёх радиопередач Дмитрия Добрынина, выходившая с 3 мая 2004 по 8 августа 2016 года на «Радио России».
Тёрнтейблизм , также турнтаблизм (англ. Turntablism), дословно «столоверчение»— музыкальный жанр, разновидность диджеинга и часть хип-хоп культуры, подразумевающий создание музыкальных произведений с помощью виниловых или электронных проигрывателей («вертушек»). Диджей, создающий такую музыку, называется «тёрнтейблист» (англ. turntablist).
Вока́льно-инструмента́льный анса́мбль (сокращённо ВИА) — официальное наименование признанных государством профессиональных и самодеятельных музыкальных групп в Советском Союзе в 1960-е — 1980-е годы. Термин «ВИА» в советское время был синонимом термина «музыкальная группа» (мог применяться даже к иностранной группе), но со временем стал ассоциироваться именно с советскими рок-, поп- и фолк-группами.
«История плохой девочки » — концертный тур российской поп-группы «Винтаж», в поддержку их третьего студийного альбома «Анечка».
Джем-сешн (также джем-сэшн, джем-се́йшен или джем-се́шен; от англ. jam session) — совместная последовательная индивидуальная и общая импровизация на заданную тему. Музыкальное действие, когда музыканты собираются и играют без особых приготовлений и определённого соглашения, либо когда взять инструмент и выступить может каждый из присутствующих.
Подробнее: Джем-сейшен
Электро́нная му́зыка (нем. elektronische Musik, англ. electronic music) — музыка, созданная с использованием электромузыкальных инструментов и электронных технологий (с последних десятилетий XX века — компьютерных технологий). Как специфическое направление в мире музыки электронная музыка оформилась во второй половине XX века и к началу XXI века широко распространилась в академической и массовой культуре.
«Модель для сборки » (сокращённо МДС) — литературно-музыкальная радиопередача формата аудиокниги. Выходит с 1995 года, автор программы и бессменный чтец — Влад Копп.
«На́ше Ра́дио» — российская музыкальная радиостанция, транслирующая музыку преимущественно в формате так называемого постсоветского русского рока . Входит в состав «Мультимедиа-холдинга» вместе с такими станциями, как «Радио Jazz»,«Rock FM» и интернет-радиостанцией «Радио Ultra».
Авторская песня , или бардовская музыка — песенный жанр, возникший в середине XX века в разных странах.
Русский рок — рок-музыка с текстами на русском языке и/или созданная музыкантами из России. Русский рок зародился в СССР во второй половине XX века под влиянием мировой, прежде всего западноевропейской и американской рок-музыки.
«Радиоротация » (иногда используется «ротация», англ. Airplay) — это термин, используемый в индустрии коммерческого музыкального радио, для того, чтобы узнать как много раз песня была проиграна в эфире радиостанций. Например, если песня была проиграна в эфире много раз несколько дней подряд, значит она получила большое количество ротаций. В США, проигрывание песен в ночных клубах и дискотеках между 1940-ми и 1960-ми годами приравнивалось к ротации, на основе чего составлялись несколько чартов в Billboard...
Белорусский рок — условное название рок-музыки, созданной музыкантами из Белоруссии. В большинстве случаев бывает белорусско- либо русскоязычным.
Ленинградский рок — направление (школа) в русском роке, формировавшееся в Ленинграде в 1970-х годах и пережившее расцвет в 1980-х во времена существования Ленинградского рок-клуба.
Нойз (от англ. «noise» — шум) — один из старейших стилей в индустриальной музыке; музыкальный жанр, в котором используются разнообразные звуки (чаще всего искусственного и техногенного происхождения), неприятные и даже болезненные для человеческого слуха. Отнесение жанра «нойз» к музыке довольно противоречиво, поскольку шум сам по себе явление нежелательное — непредвиденные и случайные звуки, артефакты звукозаписывающей аппаратуры, которые обычно удаляются из музыкальных записей.
Иллюзия независимого радио — российская самиздатовская «радиопрограмма», созданная в 1989 году, первый советско-российский прообраз получившего широкое развитие в 2000-х годах медийного явления «подкастинг».
Учитесь плавать — российское молодёжное движение второй половины 90-х годов, формировавшееся вокруг молодых, агрессивных, экстремальных музыкальных коллективов, выступавшее против наркомании, социального конформизма, за здоровый образ жизни и активную жизненную позицию.
«Пришла́ и говорю ́» — концертная программа 1984—1985 годов Аллы Пугачёвой. Автором сценария и режиссёром-постановщиком программы выступила сама Алла Пугачёва. Название программы определила одноимённая песня Аллы Пугачёвой на стихотворение Беллы Ахмадулиной «Взойти на сцену». Премьера программы состоялась в 2 июня 1984 года в Москве в СК «Олимпийский». Затем в течение 1984—1985 годов певица представила её зрителям Ленинграда, Еревана, Донецка и Владивостока.
Эсид-хаус (англ. acid house) (в пер. с англ. — «кислотный дом», от «кислоты» и клуба Warehouse) — стиль электронной музыки, относящийся к категории хаус-музыки. Эсид-хаус впервые появился в середине 1980-х годов, когда чикагские музыканты DJ Pierre, Adonis, Кейт Уильямс (более известный как Farley Jackmaster Funk) и другие начали микшировать элементы стиля хаус с тяжёлой музыкой и басовыми партиями, сыгранными на синтезаторе Roland TB-303. Изначально эсид-хаус был преимущественно чикагским явлением...
Подробнее: Эйсид-хаус
«В рабочий полдень » — передача для трудящихся, шедшая на «Всесоюзном радио» и «Радио-1» по заявкам радиослушателей. Передача начала выходить в эфир с появлением «Всесоюзного радио» в середине 1920-х годов. Последний выпуск передачи на «Радио-1» вышел 14 мая 2000 года в связи с закрытием радиостанции. Существует множество подобных по названию и содержанию передач на коммерческих радиостанциях и телеканалах, появившихся после распада Советского Союза.
Одиночка — третий гастрольный тур российской певицы МакSим, организованный в поддержку её третьего студийного альбома «Одиночка». Тур стартовал в конце лета 2009 года. Один из первых концертов в московском клубе «Б1 Maximum» был плохо встречен критикой и получил, в основном, негативные отзывы.
«Сны о любви » — прощальный тур Аллы Пугачёвой, которым она закончила свою концертную деятельность. Тур начался 7 апреля 2009 года в Москве, а закончился 4 марта 2010 года в Софии (Болгария). Символично, что концертная деятельность певицы закончилась там, где когда-то началась её слава — именно в Болгарии в 1975 году Алла Пугачёва спела своего знаменитого «Арлекино».
Техно (англ. Techno) — жанр электронной музыки, зародившийся в середине 1980-х годов в Детройте и его окрестностях и впоследствии подхваченный европейскими продюсерами. Он характеризуется искусственностью звука, за счёт активного использования сэмплирования, акцентом на механических ритмах, многократным повторением структурных элементов музыкального произведения (лупы). Является одним из основных музыкальных жанров, исполняемых на рейвах.
Арабская поп-музыка — музыка стиля «поп», исполняемая на арабском языке и популярная преимущественно в странах арабского мира.
Откры́тое ра́дио — московская радиостанция, вещавшая с 1 марта 1992 года на средних волнах на частоте 918 кГц, а затем и в FM-диапазоне на частоте 102,5 МГц до 18 октября 2003. Также вещала под названиями «Открытое радио 2х2», с 1998 до 1999 — Открытое радио «Романтика», затем было возвращено первоначальное название. Как отмечала Ксения Привалова: «радиостанция за десять лет меняла так много коллективов, так много форматов, что называть её в полной мере одной радиостанцией, которая однажды выбрала...
Индáстриал-мéтал (от индастриал- и -метал) — смежный музыкальный жанр, образовавшийся в конце 80-х в США и западной Европе на стыке взаимного влияния различных течений пост-индастриала (конкретно — жанров индастриал-дэнса, электро-индастриала и пауэр-электроникса) с одной стороны, хэви- и трэш-метала с другой стороны и хардкор-панка с третьей; наиболее значительными исполнителями, оказавшими влияние на становление жанра, считаются группы Ministry, Godflesh и KMFDM. К специфическим чертам этого направления...
Подробнее: Индастриал-метал
Предпроизводство — процесс подготовки к созданию фильма, музыкального произведения, рекламного ролика и любого другого произведения.
Хип-хо́п (англ. hip hop) — культурное направление, зародившееся в среде рабочего класса Нью-Йорка 12 ноября 1974 года. Диджей Afrika Bambaataa первым определил пять столпов хип-хоп-культуры: эмсиинг (англ. MCing), диджеинг (англ. DJing), брейкинг (англ. breaking), граффити (англ. graffiti writing) и knowledge (определённую философию). Другие элементы включают битбоксинг, хип-хоп-моду и сленг.
Чика́гский ха́ус (англ. Chicago house) — жанр электронной танцевальной музыки, появившийся в Чикаго примерно в 1984 году. Является ранней формой всей хаус-музыки в целом. После выхода диско из моды чикагская клубная сцена ощутила острый дефицит танцевальных пластинок, что толкнуло местных диджеев на эксперименты с микшированием и создание собственных композиций, положив начало новому звучанию.
Гёрл-гру́ппа (от англ. girl group) — вокальная поп-группа, состоящая из трёх и более девушек. Обычно участницы не играют на музыкальных инструментах ни в студии, ни на концертах, хотя бывают и исключения.
Воздушная гитара (англ. Air guitar) — вид искусства, состоящий из движения, в котором исполнитель делает вид, что играет на воображаемой электрогитаре, имитируя все движения настоящего гитариста. При этом возможно исполнение песни, живое или под фонограмму. Первоначально простое подражание исполнителям-гитаристам из шутки переросло в соревнование, регулярно проводящееся во многих странах мира, в итоге превратившееся в международное состязание — чемпионат мира по игре на воздушной гитаре (англ. Air...
Эйсид-рок (англ. Acid rock) — направление психоделического рока, для которого характерны длинные инструментальные соло и музыкальные импровизации, малое использование вокала (часто композиции бывают инструментальными).
Ханг (нем. Hang) — ударный инструмент, состоящий из двух соединенных металлических полусфер.
«Ру́сское ра́дио » — российская и международная радиостанция, вещающая в некоторых странах СНГ и дальнего зарубежья как международная. Отличается от других подобных станций трансляцией песен на русском языке, хотя есть исключения, где пропорции иностранных и русских слов в песнях могут доходить до соотношения 50/50. Создателями радиостанции являются Сергей Архипов, Сергей Кожевников и Виталий Богданов.
Аргентинский рок (исп. Rock de Argentina) — собирательное обозначение рок-музыки Аргентины, которая включает в себя большое разнообразие жанров — рок-н-ролл, блюз-рок, джаз-рок, поп-рок, панк-рок, гаражный рок, психоделический рок, хард-рок, хеви-метал и другие музыкальные стили. Основной язык исполнения - испанский.
Балеа́рский хаус (англ. Balearic house) или балеа́рик изначально был сочетанием основных направлений танцевальной музыки у диджеев, которая появилась в середине 1980-х гг. Позже он стал названием более специфического стиля электронной музыки, которая была популярна в середине 1990-х гг. Балеарский транс был так назван из-за того, что был популярен в европейских ночных клубах и у постоянных посетителей на пляжных вечеринках на Балеарских островах, в состав которых входит Ибица — популярное туристическое...
«Пе́сня го́да » — советский и российский телевизионный фестиваль песни. С первых лет своего существования фестивалю придано значение главного события года в музыкальном песенном жанре (эстрады, затем поп-музыки, в некоторых случаях рок-музыки и один раз с рэпом как случалось с Егором Кридом), которое он сохранил до сих пор.
Ха́ус (House с англ. — «дом») — стиль электронной музыки, созданный танцевальными диск-жокеями в начале 1980-х годов в Чикаго. Хаус является производным жанром танцевальных стилей ранней эры пост-диско (электро, хай-энерджи, соул, фанк и т. п.) конца 1970-х годов, однако стиль набрал популярность лишь в конце 1980-х. Основным отличием музыки хаус является повторяемый ритм-бит, обычно в размере 4/4, и семплинг — работа со звуковыми вставками, которые повторяются время от времени в музыке, частично...
Шранц (нем. Schranz) — термин, применяемый для обозначения европейского (в большей степени немецкого) хард-техно, под-стиля техно. Музыкальный жанр, характеризующийся быстрым темпом (от 150 до 180 BPM), а также тяжёлым, минималистичным и преимущественно монотонным звучанием, выстроенным из напористых басовитых ударных, громких перкуссий и рваных зацикленных синтетических шумов.
«Содержание » — творческая акция, посвященная актуальным тенденциям в развитии современного искусства и общества. Придумана лидером группы «Центр» Василием Шумовым. Представляет собой серию живых выступлений и альбомов, записанных Василием Шумовым в сотрудничестве с российскими музыкантами.
«Моноло́ги певи́цы » (также «Моноло́г певи́цы») — концертная программа Аллы Пугачёвой 1981—1983 годов, являющаяся также дипломной работой певицы-выпускницы режиссёрского отделения ГИТИСа. Автором сценария и режиссёром-постановщиком программы выступила сама Алла Пугачёва. Премьера программы и защита дипломной работы состоялась 26 июня 1981 года в Москве на сцене концертного зала Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского. Затем в течение трёх лет певица представила её зрителям крупных городов СССР...
«Mikrofons» (рус. Микрофон) — ежегодный конкурс песни, проводившийся в Латвийской ССР (позднее — Латвийской Республике) с 1968 по 1994 год. Организатором конкурса являлось Латвийское радио.
Максидром — ежегодный международный музыкальный фестиваль, организованный радио «Максимум».
Классический кроссовер (англ. classical crossover) — музыкальный стиль, представляющий собой своеобразный синтез, гармоничное сочетание элементов классической музыки и поп, рок, электронной музыки. Название официально утвердилось не так давно, войдя в список номинаций музыкальной премии Grammy, ежегодно присуждаемой Национальной академией звукозаписи США. Этот стиль настолько популярен, что Billboard создал для него отдельный чарт среди своих хит-парадов. Иногда применительно к вокальной музыке этого...