Связанные понятия
«Всесою́зный телевизио́нный ко́нкурс молоды́х исполни́телей сове́тской эстра́дной пе́сни» проводился ежегодно в городе Юрмале Латвийской ССР, в концертном зале «Дзинтари», с лета 1986 года по лето 1989 года.
Подробнее: Юрмала (конкурс)
Балтийский праздник песни и танца (латыш. Vispārējie Dziesmu un Deju svētki, лит. Dainų ir šokių šventės, эст. Laulupidu) — национальный праздник Латвии, Литвы и Эстонии. Балтийские праздники песни и танца проводятся каждые пять лет (в Литве каждый четвертый год) и являются торжественным завершением широкого смотра достижений народного хорового искусства, на которое съезжаются самые лучшие хоровые коллективы стран, победившие в региональных конкурсах.7 ноября 2003 года ЮНЕСКО объявило Балтийский...
«Но́вая волна ́» (англ. New Wave) — ежегодный международный конкурс молодых исполнителей популярной музыки.
Эстонский праздник песни (эст. üldlaulupidu) — общегосударственный и национальный певческий праздник, где принимают участие различные хоровые коллективы и духовые оркестры. Праздник проводится каждые пять лет на территории Таллинского Певческого поля. Организацией праздника занимается специально учреждённое для этого подразделение при Министерстве культуры Эстонии. Является объектом фонда шедевров устного и нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
«Пе́сня го́да » — советский и российский телевизионный фестиваль песни. С первых лет своего существования фестивалю придано значение главного события года в музыкальном песенном жанре (эстрады, затем поп-музыки, в некоторых случаях рок-музыки и один раз с рэпом как случалось с Егором Кридом), которое он сохранил до сих пор.
Упоминания в литературе
С 1924 года при Нарокомпочтеле работала инициативная группа, называвшая себя «Радиомузыка». Своей целью эта группа поставила определение оптимальных условий для передачи музыкальных программ из студии – путем экспериментов, в ходе которых выяснялись достоинства того или иного типа микрофонов, наилучшее расположение артистов в студии, звучание оркестра и отдельных инструментов через микрофон из помещения, не приспособленного
специально для исполнения музыкальных произведений и т. п. Время от времени «Радиомузыка» давала концерты в эфир.
РС (до 1959 года – Радио Освобождение) открылось в 1953 году в Мюнхене[22] и финансировалось Конгрессом США через Центральное разведывательное управление. Радио создавалось как контрпропагандистское и должно было служить орудием разрушения коммунистической идеологии. Но у РС всегда было существенное отличие от русскоязычного вещания Би-би-си, «Голоса Америки» и «Немецкой волны»: Свобода создавалась, чтобы «нести свое слово» в Россию, программы были предназначены для советских слушателей, а не просто отражали официальную точку зрения правительства США. На РС не было ведущего языка, например английского, с которого национальные службы делали бы свои переводы, в отличие от «Голоса Америки» или Би-би-си, где для всех слушателей, независимо от страны проживания, транслировалась единая информационная повестка дня. С самого начала своего существования РС сделало ставку на русскую культуру, на наследие русскоязычных писателей, которое в Советском Союзе было либо запрещено, либо искажено. Советская аудитория настраивалась на волну РС из-за интереса к неизданным в СССР книгам и произведениям писателей-эмигрантов. Поскольку американское руководство станции почти никогда не вмешивалось в программу литературного вещания, эта сторона деятельности РС была полностью отдана самим редакторам его Русской службы. Таким образом, РС сохраняло и сохранило культурное наследие русского зарубежья, причем часто в уникальном
эфирном варианте (авторское исполнение произведений). Но не только литературное наследие, но и радиокомментарии, и размышления у микрофона писателей и поэтов-эмигрантов придавали эфиру РС жанровое и программное своеобразие, которое сегодня представляет самостоятельную ценность для исследования русскоязычной радиопублицистики.
В 1968 году вся группа The Mothers Of Invention вместе с Заппой переехали в Нью-Йорк для выступлений в зале «The Garrick Theater». Поток альбомов было уже не остановить. В 1968 году попытку протаранить хит-парад предприняли три пластинки. Во-первых, «We’re Only In It For The Money» – концептуальная пародия на шедевр The Beatles «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band» (1967) и всю претенциозную хиппи-музыку (Фрэнк даже позвонил Полу Маккартни и получил его устное согласие на использование пародии на обложку с кучей
людей). Во-вторых, оркестровая работа «Lumpy Gravy», где в экстазе слились оркестр в 50 человек, академическая музыка, разговоры в микрофон, атональные пассажи и электронные шумы, созданные экспериментальными методами редактирования звука. В-треть их, странное сочетание ду-уопа и Стравинского «Cruising With Ruben & The Jets».
В июне 1975 года Пугачева наконец ворвалась на «голубой экран» не только со своим голосом, но и с лицом: она
победила на эстрадном конкурсе «Золотой Орфей» в болгарском городе Слынчев Бряг (с песней «Арлекино»). Правда, без скандала не обошлось, поскольку эту трансляцию мариновали ровно месяц. Почему? Говорят, таково было распоряжение Сергея Лапина, которому Пугачева поначалу жутко не понравилась. Согласно легенде, увидев ее выступление, он якобы изрек: «Она с микрофоном как с членом обращается!» И с этого момента запретил при нем даже имя Пугачевой упоминать. Однако нашлись смельчаки, которые все же не побоялись ослушаться председателя. Аргумент у них был весомый: мол, во всем соцлагере триумф Пугачевой был показан и только на родине нет. Разве так можно? Возразить против этого Лапину было нечего. И в пятницу, 4 июля, в 21.30, заключительный концерт лауреатов «Золотого Орфея» был показан по советскому ЦТ.
К изменившейся ситуации очень скоро приспособились. Успех звучащих в фильме песен был очевиден, это стало неоспоримым фактом. И хотя Эл Джолсон в «Певце джаза» уже пробормотал в микрофон несколько слов, это не произвело на зрителей и малой толики того впечатления, которое возымели песни. Будущее диалогов в фильме еще оставалось неопределенным, однако определенным стало будущее песни, музыки в кино! Бесчисленные немые ленты практически за одну ночь были снабжены имевшими
успех песнями, шлягерами сезона, независимо от того, подходили они к действию или нет. Шлягер должен был повысить привлекательность фильма. Этот прием используется Голливудом и по сей день. Будь то «История любви» Хиллера (1969), «Афера» Дж. Р. Хилла (1973) или «Крестный отец» Ф. Копполы (1972/75) – все они снабжены привлекательными шлягерами, которые рекламируются по радио и на пластинках задолго до выхода фильма на экран.
Связанные понятия (продолжение)
Моско́вский междунаро́дный ко́нкурс молоды́х исполни́телей ру́сского рома́нса «Романсиа́да» — одно из самых авторитетных творческих состязаний России. Лауреат премии «Грани театра масс» в 2013 году. В 2017 году Романсиаде была предоставлена эгида ЮНЕСКО.
Подробнее: Романсиада
«Моноло́ги певи́цы » (также «Моноло́г певи́цы») — концертная программа Аллы Пугачёвой 1981—1983 годов, являющаяся также дипломной работой певицы-выпускницы режиссёрского отделения ГИТИСа. Автором сценария и режиссёром-постановщиком программы выступила сама Алла Пугачёва. Премьера программы и защита дипломной работы состоялась 26 июня 1981 года в Москве на сцене концертного зала Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского. Затем в течение трёх лет певица представила её зрителям крупных городов СССР...
Поющая революция (эст. Laulev revolutsioon, латыш. Dziesmotā revolūcija, лит. Dainuojanti revoliucija) — серия мирных акций протеста в республиках Прибалтики СССР в 1987—1991 годах, главной целью которых было восстановление государственного суверенитета Эстонии, Латвии и Литвы.
«Золото́й Орфе́й » (болг. Златният Орфей) — международный конкурс вокальных исполнителей, а также конкурс новых болгарских эстрадных песен.
"Международный конкурс юных вокалистов на приз Ольги Сосновской" — профессиональный конкурс в жанре "Академический вокал". Конкурс входит в Ассоциацию музыкальных конкурсов России. Возраст участников - от 9 до 21 года.
Пять звёзд (англ. 5 Stars) — Всероссийский музыкальный конкурс молодых исполнителей. В конкурсе принимают участие талантливые молодые артисты, которые получают возможность обратить на себя внимание огромной аудитории телезрителей, при этом в каждом конкурсном дне демонстрируя свои возможности в разных музыкальных стилях.
А́тмода (латыш. Atmoda, буквально — Пробуждение) — традиционно принятое в историографии название латышского национального движения.
«Леге́нды Ре́тро FM » — ежегодный международный музыкальный фестиваль в Москве и Санкт-Петербурге, — крупнейший внеэфирный проект, организованный радиостанцией «Ретро FM» и главный фестиваль ретро музыки, который является одним из самых масштабных и лучших постановочных шоу-программ в России. Участники фестиваля — российские и зарубежные популярные исполнители 1970-х, 1980-х и 1990-х годов. Особенностью фестиваля является то, что ежегодно в нём выступают не только действующие, но и воссоединяются...
«Славянский базар в Витебске» (белор. Славянскі базар у Віцебску) — международный фестиваль искусств в Витебске. Цели фестиваля — объединить творческие силы близких по культуре стран и создание мирного сообщества.
«Пришла́ и говорю ́» — концертная программа 1984—1985 годов Аллы Пугачёвой. Автором сценария и режиссёром-постановщиком программы выступила сама Алла Пугачёва. Название программы определила одноимённая песня Аллы Пугачёвой на стихотворение Беллы Ахмадулиной «Взойти на сцену». Премьера программы состоялась в 2 июня 1984 года в Москве в СК «Олимпийский». Затем в течение 1984—1985 годов певица представила её зрителям Ленинграда, Еревана, Донецка и Владивостока.
В социалистической
Венгрии в 60-90-х годах XX века существовало два музыкальных радио-фестиваля Tessék választani! и Made in Hungary и один музыкальный теле-фестиваль Táncdalfesztivál. Сейчас в Венгрии проводится один из крупнейших фестивалей в Европе - Sziget, который посещают порядка 400 тысяч человек ежегодно.
Международный фестиваль популярной музыки (World Popular Song Festival) — крупнейший азиатский музыкальный фестиваль, получивший неофициальное название «Восточное Евровидение». Проводился ежегодно с 1970 по 1989 год в октябре-ноябре месяце в Токио (Япония), как правило, в зале Nippon Budokan. Трансляция мероприятия велась на большинство стран Азии, Америки и Европы, охватывая аудиторию до 100 млн зрителей, в том числе каналами BBC и Mexisa Televisa.
Звезда «ВКонтакте» — музыкальный конкурс, проводившийся петербургским «Пятым каналом». О наборе поэтов и музыкантов для конкурса было объявлено в феврале 2012 года, в состязании принимала участие и группа ведущих программы «Утро на 5».
«МИР Сиби́ри» — международный фестиваль этнической музыки и ремёсел. Проводится ежегодно с 2003 года (за исключением 2006 года) в первой половине июля, в Шушенском, на юге Красноярского края. До 2012 года назывался «Саянское кольцо». После ребрендинга в 2012 году получил название «МИР Сибири».
Джаз Май (англ. Jazz May) — ежегодный Международный фестиваль джазовой музыки, проводимый во второй половине мая в городе Пенза, Россия. Основным учредителем фестиваля с момента его основания является Пензенская государственная филармония.
«Жас канат » (каз. «Жас қанат» — «Молодые крылья») — ежегодный казахстанский конкурс молодых исполнителей эстрадной песни. Проводится с 1992 года: сперва в Алма-Ате, с 2001 года в Астане (ныне Нур-Султан).
Белорусский рок — условное название рок-музыки, созданной музыкантами из Белоруссии. В большинстве случаев бывает белорусско- либо русскоязычным.
Максидром — ежегодный международный музыкальный фестиваль, организованный радио «Максимум».
Франкофоли́ де Монреа́ль (фр. Les FrancoFolies de Montréal) — ежегодный музыкальный фестиваль, проводимый в Монреале в середине июня, крупнейший во франкофонном мире.
«На́ше Ра́дио» — российская музыкальная радиостанция, транслирующая музыку преимущественно в формате так называемого постсоветского русского рока . Входит в состав «Мультимедиа-холдинга» вместе с такими станциями, как «Радио Jazz»,«Rock FM» и интернет-радиостанцией «Радио Ultra».
Польский Вудсток (англ. Polish Woodstock, польск. Przystanek Woodstock, букв. «остановка Вудсток») — рок-фестиваль в Польше. Проводится ежегодно с 1995 года. Получил своё название в честь знаменитого Вудстокского фестиваля. Организаторы позиционируют Польский Вудсток как «крупнейший в Европе фестиваль на открытом воздухе». Девиз фестиваля: «Любовь, дружба и музыка». В 2011 году в Польском Вудстоке приняли участие около 700 000 человек.
Фестиваль «Беломор-Буги» — российский рок-фестиваль. Проводится в Архангельске ежегодно начиная с 1995 года. Проходит осенью (октябрь, ноябрь; в 1996, 1998, 1999 годах — первые числа декабря) в течение двух дней (суббота и воскресенье) в каком-либо из концертных помещений Архангельска. Один из старейших из ныне действующих российских фестивалей.Со дня основания принципиальной политикой фестиваля остаётся продвижение представителей региональной рок-сцены, равно как и поддержка молодых перспективных...
Второй канал авторской песни — российское общественное объединение, зародившееся в середине 1990-х в рамках движения авторской песни. Поначалу объединение называлось «Второй канал Грушинского фестиваля» и ставило целью создать альтернативу основному направлению Самарского песенного фестиваля памяти В. Грушина, в котором, по мнению организаторов «Второго канала», наблюдались засилие коммерции и попсы, утрата основных принципов, лежащих в основе жанра авторской песни.Второй канал Грушинского фестиваля...
«Ру́сское ра́дио » — российская и международная радиостанция, вещающая в некоторых странах СНГ и дальнего зарубежья как международная. Отличается от других подобных станций трансляцией песен на русском языке, хотя есть исключения, где пропорции иностранных и русских слов в песнях могут доходить до соотношения 50/50. Создателями радиостанции являются Сергей Архипов, Сергей Кожевников и Виталий Богданов.
Азербайджанский рок (азерб. Azərbaycan roku) — различные формы рок-музыки, созданные в Азербайджане или музыкантами азербайджанского происхождения.
«За облаками » — музыкально-развлекательная радиостанция, единственная курганская FM-радиостанция с полностью местным вещанием. Вещает в Кургане, включая агломерацию, в Шадринске и ещё в семи районах области, с населением в зоне покрытия около 700 тысяч человек и потенциальной аудиторией порядка 500 тысяч человек (60 % населения области). Входит в состав радиохолдинга «Радио 45».
Омладинский фестиваль , также Фестиваль Омладина — югославский и сербский конкурс песни, который проводится ежегодно в мае в городе Суботица на территории современной Сербии.
Snickers Урбани́я (англ. urban — городской) — ежегодный молодёжный фестиваль уличной культуры. Официальное написание: SNICKERS URБАNиЯ.
Концерт в летнюю ночь (нем. Sommernachtskonzert) — традиционный концерт Венского филармонического оркестра, ежегодно проводимый в мае-июне в столице Австрии Вене, в парке у дворца Шёнбрунн.
«Ста́рый Но́вый Рок» (иногда называется сокращенно — «СНР») — один из крупнейших в России рок-фестивалей. Проводится на одной из концертных площадок Екатеринбурга (13 января) и под открытым небом (летом). Директором фестиваля является Евгений Горенбург (рок-группа «ТОП»), Экспертным советом руководит Владимир Шахрин («Чайф»).
«Рок-н-ролл Таврический » (до 1990 г. — «Рок-Серпень») — музыкальный рок-фестиваль, проходивший в г. Новая Каховка (Херсонская область, Украина) в 1986—1995, 2005—2006 и 2011—2012 годах.
«Петроджаз » — один из крупнейших международных джазовых фестивалей Санкт-Петербурга. Проводится под открытым небом ежегодно с 2003 года. В 2015 году стал первым российским джаз-фестивалем, состоявшимся вне России. Директор фестиваля — Иннокентий Волкоморов (с 2005 года).
«Алма-Ата — моя первая любовь!» — один из крупнейших в Казахстане ретро-фестивалей, проводимый в Алма-Ате (Казахстан) с 1999 года в рамках празднования Дня города.
Го́лос коче́вников (Voice of Nomads) — международный музыкальный фестиваль в формате world music. В основе идеологии фестиваля лежат три ключевых понятия: развитие, движение и свобода. Девиз фестиваля: «Пространство свободной музыки для свободных людей». Фестиваль формирует новое место общения, новое измерение на перекрестке городской культуры и национальных традиций.
«Сны о любви » — прощальный тур Аллы Пугачёвой, которым она закончила свою концертную деятельность. Тур начался 7 апреля 2009 года в Москве, а закончился 4 марта 2010 года в Софии (Болгария). Символично, что концертная деятельность певицы закончилась там, где когда-то началась её слава — именно в Болгарии в 1975 году Алла Пугачёва спела своего знаменитого «Арлекино».
Юность Планеты — международный фестиваль, проводится четыре раза в год с 2007 г. в Париже и Европе. «Юность планеты» создавался как фестиваль для детей и юношества, однако со временем охватил остальные возрастные группы. Его особенность состоит в том, что программы фестиваля представляют практически все виды творчества. Организатор: Международный культурный фестивальный комитет.
«Рок над Волгой » — международный рок-фестиваль, проводившийся ежегодно с 2009 по 2013 год и приуроченный ко Дню России на территории Самары. В 2009—2011 годах местом проведения фестиваля являлось поле совхоза «Красный пахарь», а в 2012—2013 — поле около посёлка Петра́-Дубра́ва.
«Азербайджанский джаз » — разновидность джаза, основанного на традициях мугама. Азербайджанский джаз зародился в Баку благодаря его основателю, музыканту и композитору Вагифу Мустафа-заде. В азербайджанском этно-джазе, или джаз-мугаме, в зависимости от фантазии исполнителей сочетаются новоорлеанские ритмы и музыкальные традиции Востока.
Летний фестиваль в Квебеке (фр. Festival d'été de Québec (FEQ)) - ежегодный музыкальный фестиваль, проводимый в городе Квебекe в июле, один из крупнейших в Канаде музыкальных фестивалей на открытом воздухе.
Шарк Таро́налари (узб. Sharq Taronalari — «Мелодии Востока») — международный музыкальный фестиваль, который проходит раз в два года в городе Самарканд (Узбекистан).
«Замыкая круг » — известная советская песня, написанная Крисом Кельми (музыка) и Маргаритой Пушкиной (слова). В 1987 году песня была записана «хором» известных советских рок-, фолк- и поп-музыкантов; на песню был снят клип. Существует 4 юбилейных исполнения песни — 10 (1997 год), 20 (2007 год), 25 (2012 год) и 30 (2017 год) лет спустя. Также песню исполнили участники шоу «Народный артист» (в 2010 году) и «Голос» (в 2014 году).
Упоминания в литературе (продолжение)
Приведем фрагмент воспоминаний известного звукорежиссера Владимира Виноградова о перезаписи музыки при восстановлении в 1963 г. фильма братьев Васильевых «Чапаев» (1934): «Наступает сцена, в которой полковник играет «Лунную сонату». Приступаем к записи. В большой тон-студии «Мосфильма» Юлия Глушанская, замечательный музыкант, начинает играть. Все вроде хорошо, но только я вдруг замечаю в аппаратной человека, который все время ерзает на стуле. Спрашиваю: что не так? Отвечает: всё не так, как было тогда. Спрашиваю: а вы-то кто? Отвечает: второй режиссер. Тут и я сам начинаю понимать, о чем он говорит. Воссоздать нужно и время, и акустическую среду, чтобы улучшенным звуком не развалить то,
что было создано. Остановили запись, «помечтали» привезти кабинетный рояль «Бехштейн», достать тот самый угольный микрофон и попытаться воссоздать ту атмосферу, передать акустику той обстановки. На самом деле притащили из музыкальной редакции пианино «Лира», я построил из щитов какое-то подобие отражений, взял микрофон МД-69, микрофон для связи, а не для записи, а потом подошел к Юле и сказал: «Юлечка, уважаемая моя, полковник
Если праздник проходит в школьном актовом зале или другом помещении, приспособленном для
проведения подобных мероприятий, микрофоны нужны только в том случае, если актеры не смогут «пробить» зал. Микрофоны помогают усилить голоса, но очень часто мешают движению на сцене. Этот момент также надо учитывать.
В его задачу входит досконально изучить вокальные данные и манеру работы на сцене своего артиста, а также весь его репертуар.
Если артист работает с группой музыкантов и бэк-вокалистами – соответственно, знать типы используемой ими аппаратуры, микрофонов и пр. Именно он привлекается к написанию технического райдера (см. гл. «Райдер артиста»).
Насмотревшись видео и пролистав десяток западных журналов, они представили на суд зрителей чистейший плагиат с единственным отличием
от зарубежного аналога – песни поются на русском языке. Плагиат во всём: в агрессивной манере поведения на сцене, в размахиваниях микрофоном, в размалёванных гуашью физиономиях с чёрными крестами и обильных натуральных металлических побрякушках на кожаных куртках.
Внимание! Говорит радиостанция. У микрофона артист Дома офицеров Николай Говоров. И тысячи людей, приникшие к репродукторам, с напряженным вниманием слушают хорошо знакомый, им
голос артиста. Сегодня он читает поэму Светлова «28» о бессмертном подвиге героев-панфиловцев, одержавших победу над врагом ценою собственной жизни.
«Уэйн выскакивает на сцену с фальцетным криком, словно не в силах сдержать бьющую в нем через край радость. Это так неожиданно и обаятельно, что невольно хочется кричать вместе с ним. Высокий, тонкий, прекрасно владеющий своим телом артист чувствует себя на эстраде как рыба в воде. Он перекидывает микрофон из руки в руку, высоко подбрасывая его в воздух, – все это вполне
в образе песни. При этом Уэйн беспредельно музыкален, заразителен. Да. Прекрасный артист. От него можно ожидать многого…»